Отцы и дети аркадий николай петрович. Цитатная характеристика. Николай Петрович Кирсанов. Отношения Николая Петровича и Аркадия

Главный конфликт романа «Отцы и дети» – это столкновение двух лагерей, двух совершенно разных философий жизни. Лагерь детей представлен образом Базарова. Его явным противником автор делает Павла Кирсанова, а вот образ Николая Петровича Кирсанова, хотя и относится к старому поколению, противопоставлен обоим вышеназванным героям. Очень деликатный и тонкий по натуре, Николай Кирсанов с любовью относится ко всему прекрасному, что видит в жизни. Его привычки, чувства, мысли, все это направлено против высокомерия брата и грубой идеологии Базарова.

Биография Николая Кирсанова – типичное явление прошлого

Николай Кирсанов в романе «Отцы и дети» – персонаж особый. Его образ воплотил в себе все самое лучшее от аристократии и именно к нему автор проявляет свои откровеннее симпатии. Он появляется с первых строк произведения и не пропадает до конца всей истории.

Его внешность ничем не примечательна: седой барин, лет за сорок, немного сгорбленный и пухловатый. Такой типичный деревенский помещик средней руки. Биография его также типична для своего времени. Небольшая семья Кирсанов жила в поместье, отец был боевым генералом, мать занималась хозяйством. Как и старший брат, Павел, он мечтал о военной карьере, но не сложилось.

Отучился в университете Петербурга, затем вернулся к родителям. После смерти родителей женился на прекрасной девушке, которая стала хорошей женой. Они жили в любви и согласии, воспитывая своего единственного сына. Когда Аркадию исполнилось 10 лет, жена Кирсанова скончалась. Он полностью посвятил себя сыну и хозяйству.
Автор наделил Кирсанова многими положительными чертами: он прекрасно воспитан и образован. Доброта и деликатность, искренняя привязанность к близким для него самые естественные чувства. Он не понимает, как можно обходиться без любви, как жить, ни во что не веря.

Кирсанов Николай Петрович, отец Кирсанова Аркадия, любит музыку, поэзию, ценит все прекрасное в жизни. Базаров смеется над этими чувствами. Однако, автор не считает музыкальные занятия героя чем-то смешным и никчемным. Наоборот, он рассуждает о пользе поэзии и музыки. В Николае Петровиче воплощены все лучшие черты русского дворянства, которые, как ни жалко, также уходят в прошлое. Им на смену приходит нигилизм Базарова, его суждения о бессмысленности принципов и пустой жизни, которую ведет аристократия.

Мечтательность и сентиментальность для Кирсанова привычные чувства. Они характеризуют его положительно в отличии от Базарова, который считает мечту чепухой и блажью. Для Кирсанова старшего эти особенности его натуры являются составляющими, это привычное состояние души.

Николая Кирсанова автор считает одним из своих любимых героев. На его стороне вечные ценности жизни: семья, любовь, благородство и доброта. Характеристика Кирсанова – это характеристика человека, который живет в согласии с самим собой. Его личность полностью гармонична. Этот образ вызывает симпатии не только автора, но и читателей романа от его начала и до конца развития действия.

Тест по произведению

Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. "Кто есть Базаров? " - спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами ("Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её") , т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что "принципы" Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно ("Мне скажут дело - я соглашусь". "В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем") . Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он "побледнел") . Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним? " Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он (народ) не может жить без веры". Базаров: "Грубейшее суеверие его душит". Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, "читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо". Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это "романтизм", "чепуха". Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, "грубейшими суевериями", казалось кощунственным "толковать" об искусстве, "бессознательном творчестве", когда "дело идёт о хлебе насущном".

Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети" столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель "сковывающей, леденящей силы прошедшего", а Евгений Базаров - как часть "разрушительной, освобождающей силы настоящего".

А что же делает Базаров среди этих трех личностей? Во-первых, он старается обращать на них как можно меньше внимания и большую часть своего времени проводит за работою; шляется по окрестностям, собирает растения и насекомых, режет лягушек и занимается микроскопическими наблюдениями; на Аркадия он смотрит как на ребёнка, на Николая Петровича - как на добродушного старичка, или, как он выражается, на старенького романтика. К Павлу Петровичу он относится не совсем дружелюбно; его возмущает в нем элемент барства, но он невольно старается скрыть свое раздражение под видом презрительного равнодушия. Базаров не любит не спорить, ни вообще высказываться и только Павел Петрович отчасти обладает умением вызывать его на многозначительный разговор. Эти два сильные характера действуют друг на друга враждебно; видя этих двух людей; можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями, непосредственно следующими одно за другим.

Николай Петрович Кирсанов. Цитатная характеристика

Краткая характеристика

Николай Петрович Кирсанов - один из центральных героев романа "Отцы и дети" Тургенева. Это один из самых положительных, добрых и светлых персонажей романа "Отцы и дети".

Цитатная характеристика

Возраст - 44 года: "...в сорок четыре года..."

Внешность: хромает; "...веселый, свежий, румяный..." "…прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы..." "...в запыленном пальто и клетчатых панталонах..." "...большие пуговицы его деревенского пальто..." "...совсем седого, пухленького и немного сгорбленного..." "...его седые волосы..."

Социальное положение: дворянин и помещик: "...хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли..." "...состояние у Кирсанова изрядное..."

Образованный , закончил Петербургский Университет: "...как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет..." "...В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом..." Николай Петрович не стал военным из-за своей хромоты: "...В качестве генеральского сына Николай Петрович <...> должен был... поступить в военную службу; но он переломил себе ногу <...> на всю жизнь остался «хроменьким». Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской..."

Служил в министерстве уделов: "...покинув министерство уделов, куда по протекции отец его записал..."

Женился по любви на дочке чиновника: "...Она стала его женой, он был счастлив, как немногие на земле..." "...Между тем Николай Петрович успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника Преполовенского... Он женился на ней..." Николай Петрович был счастлив в браке: "...блаженствовал со своею Машей..." "...Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались..."

Вдовец, скучает по своей покойной жене: "...Представилась ему опять покойница жена, но не такою, какою он ее знал в течение многих лет, не домовитою, доброю хозяйкою, а молодою девушкой с тонким станом..." "...ему хотелось вновь осязать близость своей Марии, ощутить ее теплоту и дыхание..."

Любит своего сына Аркадия: "...Для твоего приезда, душа моя..." (молодой нигилист Аркадий Кирсанов - сын Николая Петровича Кирсанова)


Хороший отец: "...такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы..."

Гостеприимный хозяин: "...Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас..."

Щедрый: "...ребята, подсобляйте, – воскликнул Николай Петрович, – на водку будет!.."

Добрый: "...Добрый папаша!.." "...да и отец добрый малый, прекословить не будет..."

Мягкий: "...нежности к доброму и мягкому отцу..." "...Я человек мягкий, слабый..."

Ласковый: "...отвечая на отцовские ласки..." "...и ласково крикнул ей..." "...Аркаша! Аркаша! – закричал Кирсанов... его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке..."

Скромный: "...такой добрый и скромный..."

Трусливый: "...хотя не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки..." "...Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста»..."

Стыдливый, способен краснеть: "...Николай Петрович покраснел..."

Совестливый: "...Конечно, мне должно быть совестно, – отвечал Николай Петрович, все более и более краснея..."

Непрактичный, него плохо получается вести хозяйство: "...Брат не довольно практичен..." (Павел Петрович Кирсанов о брате Николае Петровиче) "...не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться..." "...в хозяйстве вряд ли смыслит..." "...Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут..."

Любит природу: ...И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе..."

Любит поэзию, в частности - стихи Пушкина: "...Но отвергать поэзию? – подумал он опять, – не сочувствовать художеству, природе?.." "...А впрочем, я согласен с Пушкиным – помнишь, в Евгении Онегине..." "...Стихи он напрасно читает..."

Играет на фортепиано и поет: "...играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты..."

Играет на виолончели: "...играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта <...> – Твой отец играет на виолончели? – Да..."

Тактичный, деликатный: "...незаметно, чтобы не обидеть сына, отворачивал нос..."

Мнения о нём: "золотой человек": "...А отец у тебя славный малый..." "...Отец у меня золотой человек..." "...Он такой добрый, хороший человек!.." "...эта божья коровка Николай Петрович..."

Романтик: "...эти старенькие романтики!.." (Евгений Базаров о Кирсанове)

Мечтатель: "...Замечтался наш Николай Петрович..." "...Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность..."

Трудолюбивый: "...несмотря на все свое рвение и трудолюбие..." "...Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил..."

Иногда ленится: "...он охотно ленился..."

Знает французский и немецкий языки: "...Он запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски..." "...Я по-немецки понимаю..."

Домосед, боится общества людей: "...Николай Петрович, как все домоседы, занимался лечением..." "...боялся общества..." "...век свой провел в глуши, – говаривал он..."

Оптимист: "...Николай Петрович не унывал, но частенько вздыхал и задумывался..."

Доверчивый, его легко обмануть: "...И добрые мужички надуют твоего отца всенепременно..." "...его обманывают..."

Самокритичный: "...Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп..."

Меланхоличный: "...У него <...> навертывались слезы, беспричинные слезы..." "...Помоги мне сесть на дрожки и не предавайся меланхолии..."

Миролюбивый. Он не любит драки: "...Самому драться невозможно..."

Живет в неофициальном браке с простой крестьянкой Фенечкой. У них рождается сын Митя: "...Конечно, если б эта девушка не стоила… Это не легкомысленная прихоть..." "...эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал <...> она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме..."

В конце романа Николай Петрович женится на Фенечке: "...в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой..."

Тема: Е. БАЗАРОВ В СРЕДЕ КИРСАНОВЫХ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ

Цели : работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X; обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.

Ход уроков

I. Опрос.

1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?

2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?

3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?

4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?

5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?

6. Как вы понимаете смысл названия романа?

7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).

II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).

1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда . Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.)

2. Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)

3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)

4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)

III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?

2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)

3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?

4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?

5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)

6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову? («Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».)

7. Как относятся к Базарову простые люди?

8. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)

Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.

(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)

1. Чтение диалогов героев в лицах.

2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)

3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?

Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)

В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы:

1) Отношение героев к любви, женщине вообще.

2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.

3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.

4) Счастливы ли Аркадий и Катя?

: он и есть один из двух (вместе с Базаровым-старшим) присутствующих в романе отцов в буквальном смысле слова. Третьим отцом в эпилоге романа становится сын Николая Аркадий – в отличие от Евгения Базарова , друга и идейного руководителя Аркадия, который, умирая молодым, так и остаётся в категории «детей». Это уже само по себе весьма символично и показывает, что в семье Кирсановых всё идет привычным и естественным ходом, а у Базаровых не так, причем читатель-новатор останется недоволен естественностью и неизменностью «семейного быта» Кирсановых, читатель-традиционалист вздохнет с облегчением, когда Аркадий выкинет из головы «дурь нигилизма» и сам войдет в категорию «отцов», автор же, кажется, более всего озабочен тем, чтобы быть объективным и строго соблюдать нейтралитет.

Биография и воспитание

У генерала Петра Кирсанова, героя войны 1812 г., о котором автор сообщает только, что был он «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции», было два сына: старший Павел, младший Николай. Николай до 14 лет воспитывался дома, «окруженный дешевыми гувернерами, развязными, но подобострастными адъютантами и прочими полковыми и штабными личностями». В отличие от своего старшего брата, он «не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки». В армию, куда собирался определить его отец, Николай отнюдь не рвался, и случилось так, что «в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении», он сломал ногу и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался «хроменьким». Отец махнул рукой «и пустил его по штатской».

Ещё будучи студентом Петербургского университета Николай влюбился в дочку своего квартирного хозяина – «миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журналах читала серьезные статьи в отделе наук». Он женился на ней и после вскоре случившейся смерти его родителей уехал с ней в родовую деревню, где и родился у них сын Аркадий. Николай Петрович с женой жили «очень хорошо и тихо». Они всегда были вместе: читали, играли на фортепиано в четыре руки, пели. Занятия их были обычными для помещиков. Жена «сажала цветы и наблюдала за птичным двором», муж следил за хозяйством и иногда охотился. Их единственный сын Аркадий рос «хорошо и тихо». Супруги были счастливы все десять лет, которые прошли как сон, пока в 47-м году не умерла жена Кирсанова. Николай Петрович с трудом пережил удар, поседел, собирался ехать за границу, чтобы развеяться. После 48-го года, когда случилась революция во Франции и прокатилась по всей Европе, Николаю Петровичу пришлось вернуться в деревню и снова заняться «хозяйственными преобразованиями». В 55-м году Аркадий поступил в университет в Петербурге. Такова предыстория (экспозиция) романа.

Внешность, социальный статус, привычки, характер героя

Роман начинается знакомством с Николаем Петровичем Кирсановым – «барином лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах». Это новый, прогрессивный тип помещика – «фермер»: хотя основное действие романа начинается ровно за полтора года до освобождения крестьян (20 мая 1859 года), Николай Петрович к этому времени уже успел «размежеваться с крестьянами и завести «ферму» – в две тысячи десятин земли».

Это не всегда успешное предприятие, казалось бы, должно отнимать у Николая Кирсанова всё время и силы, а между тем он не чужд духовных интересов: читает наизусть стихи Пушкина и играет на виолончели, чем вызывает сарказм «нигилиста» Базарова. Из разговора Базарова с Аркадием читатель узнаёт точный возраст Николая Петровича. Базаров возмущается легкомыслием 44-летнего отца семейства, играющего на виолончели. Аркадий обижен: «Базаров продолжал хохотать; но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся».

Отношения с сыном – самое важное в контексте темы романа, заявленной его названием. И вот тут-то оказывается, что никакого «конфликта поколений» в семье Кирсановых на самом деле не существует: Аркадий искренне любит и глубоко уважает отца, а взамен пользуется его абсолютным уважением и доверием, не говоря уже о самой преданной отцовской любви. Инициатором же искусственного «конфликта поколений» становится пришелец Базаров, нашедший яростного противника своему «нигилизму» в лице старшего брата Николая Петровича – Павла Петровича Кирсанова , у которого с ним на самом деле много общего, а самое главное – у обоих нет и никогда не будет детей. А вот Николай Кирсанов, в противоположность им обоим, чрезвычайно плодовит: после смерти глубоко любимой им жены он через какое-то время заводит самый настоящий, искренний, сентиментальный роман с деревенской девушкой Фенечкой и имеет от неё сына.

Николай Кирсанов умеет любить, и эта его способность без всяких высоких «идейных» фраз, какими грешат оба непримиримых оппонента (Базаров точно так же, как и Павел Петрович), передаётся Аркадию. Вот почему Аркадий и его невеста Катя даже не поняли вопроса рациональной и холодной Анны Одинцовой (а она просто повторила «определение» Базарова): «Дети! что, любовь чувство напускное?»

Роман заканчивается двумя свадьбами: Аркадий женится на Кате, а Николай венчается со своей невенчанной женой-крестьянкой Фенечкой. В эпилоге Николай Петрович становится дедушкой.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева