Островский женитьба белугина краткое содержание. Без вины женатые

Александр Николаевич Островский

Женитьба Белугина

Комедия в пяти действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Гаврила Пантелеич Белугин , богатый купец, фабрикант, лет 55-ти; живет постоянно на фабрике, верстах в шестидесяти от Москвы, изредка приезжает в Москву к сыну.

Настасья Петровна , жена его, полная женщина; одевается по-русски; темное шелковое платье, большой шелковый платок, голова повязана.

Андрей Гаврилыч , их сын, лет 27-ми; одет современно, но с некоторым оттенком франтовства; живет постоянно в Москве, занимается делами отца и имеет свои обороты.

Василий Сыромятов , молодой, богатый фабрикант, сосед старика Белугина по фабрикам, приятель Андрея; одет небрежно, панталоны в сапоги; немного щеголяет простонародностью в словах и манерах.

Таня , сестра Сыромятова, молодая девушка; одета богато.

Николай Егорович Агишин , человек без определенного положения, с ограниченными средствами; личность поизносившаяся, но еще интересная; по костюму и манерам джентльмен.

Нина Александровна Кармина , пожилая дама с расстроенными нервами.

Елена Васильевна , ее дочь, девушка немного за 20 лет в полном цвете красоты и здоровья; в манерах видна избалованность и привычка повелевать.

Человек Карминых.

Прохор , слуга Андрея Белугина.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Приемная комната; в глубине входная дверь; по стенам тяжелые стулья хорошей, дорогой работы; по обе стороны, ближе к авансцене, боковые двери; налево от актеров, подле двери, большое конторское бюро и высокий табурет; направо, на стене, два фамильные портрета плохой, дешевой работы, в больших золоченых рамах; посредине большой стол, покрытый дорогой, тяжелой салфеткой; на столе модная дамская шляпка и новая, приглаженная мужская шляпа.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Андрей Белугин (выходит из боковой двери слева и становится подле бюро), потом Агишин.

Андрей (с неудовольствием ). Кто там еще?.. Эх!..

Из средней двери входит Агишин.

А, Николай Егорыч… мое почтенье… здравствуйте!.. (Подает руку ). Вернулся из Питера?..

Агишин . Да, вчера… и вот заехал на тебя поглядеть, мой милый… Но, кажется, я не вовремя… так говори прямо… Я после могу!..

Андрей . Родители с фабрики приехали…

Агишин . (указывая на шляпу ). А это что?.. Этих вещей твои родители, я думаю, не носят, да и прародители не носили!..

Андрей . А это знакомые с ними вместе… тоже один фабрикант с сестрой…

Агишин . Ну, я тебя не задержу… я на десять слов… Мне только нужны кой-какие сведения… Бывал ты без меня у Карминых?..

Андрей . Заезжал иногда…

Агишин (с притворным участием ). Ну, что ж, Андрюша, мой милый, как дела твои?..

Андрей (строго ). Какие такие дела?

Агишин . Ну, твое ухаживание, любовь, обожание, что ли?.. Кто ж тебя знает!.. Тронул ты ее сердце или уж совсем покорил?..

Андрей . Это уж мое дело! Ты разговоры эти лучше предоставь!..

Агишин (с улыбкой ). Не предоставь, а оставь! Ты хочешь сказать: оставь? Тут есть небольшая разница.

Андрей . Ну, там оставь или предоставь – это все одно… а только я тебя прошу, чтоб этих разговоров не было, потому я не люблю!..

Агишин . А, вон оно куда пошло!

Андрей . Да, потому что над чем я сам не шучу, над тем и другим не позволю!..

Агишин . Значит: это – святыня… к которой прикасаться нельзя?..

Андрей . Ну, да уж как хочешь, так и понимай!..

Агишин . Как они поживают? здоровы?

Андрей . Ничего, слава богу!..

Агишин . Ты когда у них был в последний раз?

Андрей . Вчера.

Агишин . А когда опять собираешься? Сегодня, я думаю!

Андрей . Мудреного нет, что и сегодня!..

Агишин . Ежедневно, значит…

Андрей . А хотя бы и так, хоть бы на дню пять раз. У тебя, что ли, позволенья мне спрашивать?..

Агишин . Да что ты сердишься? Для меня совсем не лишнее знать твои намерения в этом деле. Ведь и я тоже живой человек, и я могу чувствовать красоту Елены. Ты имеешь ли это в виду?..

Андрей . Ну, так что ж? Торговаться ты, что ль, хочешь, отступного, просишь?

Агишин . Нет, за что брать отступное! Да ты и не дашь: шансы у нас неравны. Где уж мне соперничать с тобою! И если ты…

Андрей . Да… если я!.. Потом что ж будет?

Агишин . Зачем же я буду мешать тебе без всякой пользы для себя? Умнее и честнее с моей стороны отступиться; будем действовать заодно!

Андрей . Да что за заговоры, что за стачка!.. Это дело чистое.

Агишин . Ну, как знаешь… Вот что: коли ты приедешь сегодня раньше меня, так не говори, что меня видел.

Андрей (с досадой ). А какая мне надобность разговаривать про тебя!..

Агишин . А если и спросят, так, сделай милость, скажи, что не видал: мне хочется сюрпризом явиться!..

Андрей . Да ладно… что об этом толковать-то! (С улыбкою ). Сюрприз! Какой же это сюрприз? По-нашему, привезти из Питера подарок тысячи в три – вот это сюрприз!

Агишин . Ишь у тебя замашки-то какие! Вот и поди соперничай с тобой! Нет, видно, вашему брату без бою уступать нужно!.. (Подавая руку ). Ну, я тебя задерживать не хочу… Поручения твои я исполнил, об этом после… До свиданья, сегодня вечером! Поди к своим гостям, занимай их… (Уходит ).

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Андрей (один).

Андрей . Занимать гостей… Вот пытка-то!.. (Смотрит в дверь направо ). Прощай, Таня!.. Какую я сейчас с тобою подлость сделаю, так, кажется, убить меня… убить!.. Думал: будем век с тобою друг на друга радоваться!.. Ведь вон она сидит: такая веселая, смеется чему-то, лицо такое доброе… и не ожидает! Злодей я, злодей!.. Да что ж делать-то, коли другая взяла за сердце, да и вырвала его?.. От своей судьбы не уйдешь!.. И стал я ничем, ничем не лучше всякого разбойника и всякого бесчестного!..

Садится к столу и опускает голову на руки; входит Сыромятов.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Андрей и Сыромятов.

Сыромятов . Что ты ушел от нас? Аль куревом занимаешься, не хотел чадить при гостях?..

Андрей . Нет.

Сыромятов . Так что ж с тобой… Уж здоров ли ты?..

Андрей . Ничего, здоров!.. (Как бы про себя ). А еще людей браним, людей судим, а сами хуже, может быть, тех, что…

Комедия в пяти действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Г а в р и л а П а н т е л е и ч Б е л у г и н, богатый купец, фабрикант, лет 55-ти; живет постоянно на фабрике, верстах в шестидесяти от Москвы, изредка приезжает в Москву к сыну.

Н а с т а с ь я П е т р о в н а, жена его, полная женщина; одевается по-русски; темное шелковое платье, большой шелковый платок, голова повязана.

А н д р е й Г а в р и л ы ч, их сын, лет 27-ми; одет современно, но с некоторым оттенком франтовства; живет постоянно в Москве, занимается делами отца и имеет свои обороты.

В а с и л и й С ы р о м я т о в, молодой, богатый фабрикант, сосед старика Белугина по фабрикам, приятель Андрея; одет небрежно, панталоны в сапоги; немного щеголяет простонародностью в словах и манерах.

Т а н я, сестра Сыромятова, молодая девушка; одета богато.

Н и к о л а й Е г о р о в и ч А г и ш и н, человек без определенного положения, с ограниченными средствами; личность поизносившаяся, но еще интересная; по костюму и манерам джентльмен.

Н и н а А л е к с а н д р о в н а К а р м и н а, пожилая дама с расстроенными нервами.

Е л е н а В а с и л ь е в н а, ее дочь, девушка немного за 20 лет в полном цвете красоты и здоровья; в манерах видна избалованность и привычка повелевать.

Ч е л о в е к Карминых.

П р о х о р, слуга Андрея Белугина.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Приемная комната; в глубине входная дверь; по стенам тяжелые стулья хорошей, дорогой работы; по обе стороны, ближе к авансцене, боковые двери; налево от актеров, подле двери, большое конторское бюро и высокий табурет; направо, на стене, два фамильные портрета плохой, дешевой работы, в больших золоченых рамах; посредине большой стол, покрытый дорогой, тяжелой салфеткой; на столе модная дамская шляпка и новая, приглаженная мужская шляпа.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Андрей Белугин (выходит из боковой двери слева и становится подле бюро), потом Агишин.

А н д р е й (с неудовольствием). Кто там еще?.. Эх!..

Из средней двери входит Агишин.

А, Николай Егорыч… мое почтенье… здравствуйте!.. (Подает руку.) Вернулся из Питера?..

А г и ш и н. Да, вчера… и вот заехал на тебя поглядеть, мой милый… Но, кажется, я не вовремя… так говори прямо… Я после могу!..

А н д р е й. Родители с фабрики приехали…

А г и ш и н. (указывая на шляпу). А это что?.. Этих вещей твои родители, я думаю, не носят, да и прародители не носили!..

А н д р е й. А это знакомые с ними вместе… тоже один фабрикант с сестрой…

А г и ш и н. Ну, я тебя не задержу… я на десять слов… Мне только нужны кой-какие сведения… Бывал ты без меня у Карминых?..

А н д р е й. Заезжал иногда…

А г и ш и н (с притворным участием). Ну, что ж, Андрюша, мой милый, как дела твои?..

А н д р е й (строго). Какие такие дела?

А г и ш и н. Ну, твое ухаживание, любовь, обожание, что ли?.. Кто ж тебя знает!.. Тронул ты ее сердце или уж совсем покорил?..

А н д р е й. Это уж мое дело! Ты разговоры эти лучше предоставь!..

А г и ш и н (с улыбкой). Не предоставь, а оставь! Ты хочешь сказать: оставь? Тут есть небольшая разница.

А н д р е й. Ну, там оставь или предоставь - это все одно… а только я тебя прошу, чтоб этих разговоров не было, потому я не люблю!..

А г и ш и н. А, вон оно куда пошло!

А н д р е й. Да, потому что над чем я сам не шучу, над тем и другим не позволю!..

А г и ш и н. Значит: это - святыня… к которой прикасаться нельзя?..

А н д р е й. Ну, да уж как хочешь, так и понимай!..

А г и ш и н. Как они поживают? здоровы?

А н д р е й. Ничего, слава богу!..

А г и ш и н. Ты когда у них был в последний раз?

А н д р е й. Вчера.

А г и ш и н. А когда опять собираешься? Сегодня, я думаю!

А н д р е й. Мудреного нет, что и сегодня!..

А г и ш и н. Ежедневно, значит…

А н д р е й. А хотя бы и так, хоть бы на дню пять раз. У тебя, что ли, позволенья мне спрашивать?..

А г и ш и н. Да что ты сердишься? Для меня совсем не лишнее знать твои намерения в этом деле. Ведь и я тоже живой человек, и я могу чувствовать красоту Елены. Ты имеешь ли это в виду?..

А н д р е й. Ну, так что ж? Торговаться ты, что ль, хочешь, отступного, просишь?

А г и ш и н. Нет, за что брать отступное! Да ты и не дашь: шансы у нас неравны. Где уж мне соперничать с тобою! И если ты…

А н д р е й. Да… если я!.. Потом что ж будет?

А г и ш и н. Зачем же я буду мешать тебе без всякой пользы для себя? Умнее и честнее с моей стороны отступиться; будем действовать заодно!

А н д р е й. Да что за заговоры, что за стачка!.. Это дело чистое.

А г и ш и н. Ну, как знаешь… Вот что: коли ты приедешь сегодня раньше меня, так не говори, что меня видел.

А н д р е й (с досадой). А какая мне надобность разговаривать про тебя!..

А г и ш и н. А если и спросят, так, сделай милость, скажи, что не видал: мне хочется сюрпризом явиться!..

А н д р е й. Да ладно… что об этом толковать-то! (С улыбкою.) Сюрприз! Какой же это сюрприз? По-нашему, привезти из Питера подарок тысячи в три - вот это сюрприз!

А г и ш и н. Ишь у тебя замашки-то какие! Вот и поди соперничай с тобой! Нет, видно, вашему брату без бою уступать нужно!.. (Подавая руку.) Ну, я тебя задерживать не хочу… Поручения твои я исполнил, об этом после… До свиданья, сегодня вечером! Поди к своим гостям, занимай их… (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Андрей (один).

А н д р е й. Занимать гостей… Вот пытка-то!.. (Смотрит в дверь направо.) Прощай, Таня!.. Какую я сейчас с тобою подлость сделаю, так, кажется, убить меня… убить!.. Думал: будем век с тобою друг на друга радоваться!.. Ведь вон она сидит: такая веселая, смеется чему-то, лицо такое доброе… и не ожидает! Злодей я, злодей!.. Да что ж делать-то, коли другая взяла за сердце, да и вырвала его?.. От своей судьбы не уйдешь!.. И стал я ничем, ничем не лучше всякого разбойника и всякого бесчестного!..

Садится к столу и опускает голову на руки; входит Сыромятов.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Андрей и Сыромятов.

С ы р о м я т о в. Что ты ушел от нас? Аль куревом занимаешься, не хотел чадить при гостях?..

А н д р е й. Нет.

С ы р о м я т о в. Так что ж с тобой… Уж здоров ли ты?..

А н д р е й. Ничего, здоров!.. (Как бы про себя.) А еще людей браним, людей судим, а сами хуже, может быть, тех, что…

С ы р о м я т о в. Ты уж, я вижу, заговариваться стал… Да что ты, рехнулся, что ли, в самом деле?.. Ты лучше за доктором пошли.

А н д р е й. Не вылечит меня никакой доктор! (Встает.) Изменник я своему слову и, значит, бесчестный человек!

С ы р о м я т о в. Да ты в загадки-то не играй!..

А н д р е й. А вот, брат Вася, и разгадка всему этому: полюбил я твою сестру, и по рукам мы ударили - так ведь?..

С ы р о м я т о в. Так, не перетакивать стать!..

А н д р е й. А теперь не могу!.. Простите вы меня… простите!..

С ы р о м я т о в. Да ты полно шутить-то… не к месту!

А н д р е й (горячо). Да я и не шучу… С чего ты взял, что я шучу?. не до шуток мне!..

С ы р о м я т о в. Однако суприз важный!..

Наименее «островскую» «Женитьбу Белугина» в «Табакерке» сыграли сочно и иронично
Фото Павла Смертина / Коммерсантъ

Алла Шендерова. . "Женитьба Белугина" в "Табакерке" (Коммерсант, 13.2.2007 ).

Марина Зайонц. . Ученик Петра Фоменко Сергей Пускепалис поставил в Театре-студии п/р Олега Табакова "Женитьбу Белугина" (Итоги, 19.2.2007 ).

Анна Гордеева. . Премьера в Театре-студии Олега Табакова (Время новостей, 22.2.2007 ).

Марина Давыдова. Лубок по-русски - 2 . На московских подмостках одна за другой появились сразу две премьеры по Островскому (Известия, 13.2.2007 ).

Женитьба Белугина. Театр п/р О.Табакова. Пресса о спектакле

Коммерсант , 13 февраля 2007 года

Тепличное растление

"Женитьба Белугина" в "Табакерке"

Вслед за развеселым "Бальзаминовым" в "Сатириконе" свою премьеру по комедии Островского выпустил Театр-студия Олега Табакова. "Женитьбу Белугина" в версии Сергея Пускепалиса посмотрела АЛЛА ШЕНДЕРОВА.

Олег Табаков продолжает коллекционировать учеников Петра Фоменко. Несколько лет назад он высмотрел, выпестовал и практически сделал своим замом в "Табакерке" талантливого Миндаугаса Карбаускиса. Теперь пришел черед Сергея Пускепалиса – его старшего сокурсника, последние несколько лет возглавляющего Магнитогорский театр драмы. К нему худрук МХТ и "Табакерки", говорят, присматривался еще в годы его учебы – ходил на его спектакли по прозе Алексея Слаповского. Так или иначе, но попробовать себя на столичных подмостках Сергею Пускепалису довелось только сейчас. Из нескольких названий, предложенных им "Табакерке", выбрали "Женитьбу Белугина". Эту пьесу постановщик считает наименее "островской" из всех пьес классика (была написана в соавторстве с неким В. Я. Соловьевым), а раз менее "островская", значит, меньше штампов и клише подстерегают режиссера и актеров.

Клише в спектакле все-таки есть. Не клише даже, а родимые пятна режиссуры Петра Фоменко, помноженные на родинки актерской школы Олега Табакова. Текст пьесы разобран умно и подробно, иногда кажется, что даже слишком подробно. Актеры буквально купаются в своих ролях, "выныривая" из образа, насмешливо подмигивают залу и моментально погружаются вновь. Не менее подробно обжито крошечное сценическое пространство "Табакерки". Четыре добротные деревянные колонны, вроде бы подпирающие потолок, а на самом деле – пустое пространство над сценой, широкий стол посередине – это гостиная в доме купца Гаврилы Белугина, придуманная художником Эдуардом Гизатуллиным. Полотняный занавес, отделяющий гостиную от остальных покоев, представляет собой схему пожарной эвакуации ткацкой фабрики "Белугин и сын". Занавес мгновенно сменяют белые кисейные шторы – это уже будуар мадам Карминой (Марианна Шульц), дамы с большими запросами, но малыми средствами, и ее дочки Леночки.

В эту знойную Леночку (Лина Миримская) и влюбился Белугин-младший (Евгений Миллер), наследник огромного состояния, готовый кинуть его к ногам избранницы. Отец в гневе переворачивает все вверх дном, лакей с испугу проливает водку, а Андрюша Белугин скупает кондитерскую – будущей невесте захотелось конфет. И не сразу приходит в себя, увидев ее на коленях у соперника.

Играют в "Табакерке" сочно и иронично. Марианна Шульц – классическую маменьку, хохотушку, истеричку с пышным турнюром и остановившимися от испуга глазами ("Кель бордель!"), Евгений Миллер – простого парня, помешавшегося от любви. Лина Миримская – смесь набоковской нимфетки с пэтэушницей, в трудную минуту переходящую на плебейский говорок. "Маменька, я па-та...– объясняет она матери, заставшей ее с другим,– ...рапилась замуж". Зал выдыхает с облегчением. Непростые переходы роли – любовь к растлевающему ее Агишину (Иван Шибанов), муки совести и прозрение, она играет вполне достоверно, где подводит мастерство – спасает юмор. Так что можно поздравить "Табакерку" с еще одной хорошей актрисой. Да и все ее партнеры на высоте. Кстати, сам Сергей Пускепалис в прошлом тоже был артистом, так что "Женитьба Белугина" – актерский спектакль.

Но во втором действии, когда вся эта сочная игра вдруг приобретает оттенок балагана, когда героиня Миримской всхлипывает и ломает руки а-ля Рената Литвинова, а зритель замирает в предвкушении долгих поцелуев и счастливой развязки, хочется потосковать об условном театре. Об острой сценической форме, о гиперболе и метафоре, гротеске и фантастическом реализме...– да какая разница, о чем еще, если сами эти слова, похоже, скоро будут забыты.

Итоги , 19 февраля 2007 года

Марина Зайонц

Без вины женатые

Ученик Петра Фоменко Сергей Пускепалис поставил в Театре-студии п/р Олега Табакова "Женитьбу Белугина"

Пьесу эту Александр Островский написал не один, в соавторстве с Николаем Соловьевым. Молодой начинающий автор набросал сюжет, а мэтр оживил его, расписав в уже привычной для себя манере. Открытий никаких, однако забавность истории, легкость письма и узнаваемые типажи сделали свое дело - пьеса имела успех и сделалась репертуарной. Молодой богатый купец влюблен в девушку из "благородных", она в свою очередь любит красавца-негодяя, однако выходит за купца из расчета, изменяет ему, но потом все кончается хорошо. Комедия, одним словом. Как ставить, известно. Русский реалистический театр давно уже выработал целый набор штампов, с которыми начинающий в Москве режиссер Сергей Пускепалис столкнулся, что называется, лоб в лоб. Он их все в дело пустил, решив с ними поиграть, раз уж комедию ставит. Входишь в зал "Табакерки", а там на сцене портреты висят, жуть какие реалистические - суровый купец с бородой и жена его, угнетенная патриархатом. Дальше больше, оказывается, и персонажи едва ли не все с кого-то срисованы. Папаша нашего героя, купец Белугин (Владимир Краснов), - ну просто вылитый Евгений Лебедев из знаменитых товстоноговских "Мещан". Или вот невеста (впоследствии жена) Елена Васильевна (Лина Миримская) как ручками взмахнет, закапризничает, тут всякий Ренату Литвинову признает. А сам Андрей Гаврилыч Белугин (Евгений Миллер) к финалу ближе выходит в кожаной куртке, свитер под горло и брюки в сапоги заправлены - один в один Роберт Де Ниро. Тут самое время вспомнить, что Пускепалис у Фоменко курс заканчивал, его ученик. Словом, кое-что и от Петра Наумовича в спектакле есть. Во-первых, герои время от времени романсы запевать принимаются, но главный фоменковский знак - легкая, из воздуха возникающая театральность, спектаклю этому обаяние придающая. И если кто-то "Без вины виноватые" (самый, может быть, знаменитый спектакль Фоменко) вспомнит, то правильно сделает. Оттуда ноги этой "Женитьбы Белугина" растут.

Спектакль, однако, весьма скромен, ни на что не претендует и, что называется, не раскручен, как это нынче принято. Событием его не назовешь. И пьеса у Островского не из главных, и спектакль таким, надо думать, планировался. Не для славы и открытий, а, скажем так, для обыденной жизни, чтобы не сказать для кассы. И режиссерская робость первой в Москве постановки видна, и все такое. А еще видно, что Пускепалис профессией владеет, пьесу подробно разобрать умеет, с актерами хорошо работает. И это, знаете ли, важнее победных фанфар. Про обаяние и легкость спектакля сказано, но там ведь и драматизм, за комедией скрытый, есть. За всеми этими масками и игрой в клише чувства подлинные разглядеть можно. Актеры едва ли не все отлично играют. И Владимир Краснов, и Надежда Тимохина (мамаша), и Марианна Шульц (Кармина), и Лина Миримская, и Евгений Миллер. Он и вовсе в каком-то смысле - открытие. Актер Театра Гоголя, до сих пор особо никем не отмечен, а в нем и настоящая мужская стать есть, и мягкость, и лиризм - редкие теперь качества. И вот вроде признаешь, что "Женитьба Белугина" в "Табакерке" - не событие, а говорить хочется только о хорошем. Потому еще, что это честный спектакль. Взята комедия, комедия и играется. С удовольствием и с чувством. И то и другое подлинное, без обмана.

Время новостей, 22 февраля 2007 года

Анна Гордеева

Без царицы в голове

Премьера в Театре-студии Олега Табакова

«Женитьба Белугина» в «Табакерке», поставленная Сергеем Пускепалисом, - радость для поклонников традиционнейшего и при этом живого, нисколько не музейного театра. Пьеса, написанная Островским в соавторстве с Николаем Соловьевым, слегка сокращена (со сцены исчезла первая невеста героя, о ней лишь упоминается) и разобрана внимательно и чутко. Режиссер - один из учеников Петра Фоменко - не стал кидаться на зрителей с требованием немедленно оценить его бессмертный талант. Он этот свой талант - несомненный, умный, тонкий - отдал на службу актерам; не то чтобы совсем «умер в них», но сознательно отошел в тень. И именно в актерских работах мы можем его оценить.

Андрей Белугин Евгения Миллера, молодой купец-фабрикант, потерявший голову из-за обедневшей светской фифы, соглашающейся выйти за него замуж только из-за денег, простодушен, нелеп и действительно по-мальчишески влюблен. Он смотрит ей в рот, любую фразу воспринимает восторженно, и когда она просит его присесть, с моментальной готовностью начинает садиться там, где стоял, - просто на пол, но все ж таки спохватывается. Когда же в финале герой выпадает из этого морока - он не начинает меньше любить свою жену, но перестает тряпочно стелиться у нее под ногами, - то для диалога с несостоявшимся любовником жены режиссер подбрасывает замечательную детальку. Разговор идет у большого письменного стола, приятель-предатель (Иван Шибанов) все норовит присесть на его краешек - и Белугин сгоняет его как муху: это его территория, чужим приземляться запрещено.

И все роли прочерчены такими точными штрихами. «Короля играет свита» - и о том, как грозен Белугин-отец (Владимир Краснов), мы узнаем по истерической дрожи старого слуги (Сергей Степин): стоит кому-нибудь возразить главе семьи - и еще до реакции самого Гаврилы Белугина о его возможном гневе предупреждают звякающие в руках слуги стаканы и журчание неконтролируемо льющейся из графина на пол водки. А Елена Кармина, предмет страсти героя, свое согласие выйти за него замуж озвучивает с набитым ртом - она поглощает шоколад, привезенный ей в подарок, и увлечена шоколадом гораздо более, чем своим женихом.

Надо сказать, что героиня (ее роль досталась Лине Миримской) самое слабое звено во всем спектакле. Пускепалис менее всего стремился «воссоздать на сцене XIX век» - но он явно умеет слышать язык Островского, а этот язык обязывает к определенной манере поведения. И если все старинные, особой купеческой церемонностью замечательные обороты не выкинуты из пьесы (как то порой делают другие режиссеры - и ради бога, имеют право) - то героиня не может быть похожа на модельку-содержанку. Хотя бы просто потому, что в пьесе она хоть и думает об измене мужу, но остается ему верна - и произносит в финале фразу про то, что «ум ее успели развратить, а вот душу нет». В устах Миримской, три часа подряд изображавшей создание равно манерное и бессмысленное, эта фраза звучит форменным издевательством - типа, что там развращать? Она с четырнадцати лет в бизнесе.

Но знаете, вот с главной героиней в спектакле беда, а спектакль все равно очень хорош. Потому что правильно центрирован, он о женитьбе Белугина, а не о том, как Елена Кармина вышла замуж. И белугинский мир - правильный, устойчивый, честный (о том, как занятно то, что купцов Островского в наше время часто стали изображать единственными хранителями стабильности в мире, причем на материале даже «Грозы», писали уже многие мои коллеги). Он способен втянуть в себя даже претенциозную светскую дамочку, что и делает к полному удовольствию публики.