Основные типы мировоззрения в философии. Типы мировоззрения – классификация, какие преобладают в современном обществе

Тема: Основные типы мировоззрения

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

Изначально человек и природа были неразделимы. Созерцая окружающий мир, люди делали свои выводы и заключения, рассказывали их окружающим, тем самым формировали какое-либо общее представление о природе того или иного явления. Мысли записывались и переходили от одного человека к другому, совмещая в себе опыт и наблюдения целых поколений.

Основные типы мировоззрения начали своё формирование ещё в древние века, тогда и родились многие мифы и легенды, которые дошли до нашего времени. В истории развития человека разновидности мировоззрения складывались именно путём создания мифов и легенд, многие из которых дошли до наших времён.

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру.

Эта форма мировоззрения возникла в эпоху земледелия, собирательства и охоты. Древние греки понимали этот термин как рассказ или слово. В современном понимании мифы – это в первую очередь старинные рассказы о чудовищах, богах и легенды прошлых лет. В настоящее время этот термин воспринимается как сказка, фантастический рассказ, представляющий собой выдумку, с помощью которой современный человек пытается описать окружающий его мир. В действительности каждый миф со временем становится лишь сказкой и воспринимается как сказание, описывающее нечто такое, чего в нашем мире не существует. Мифы для древнего человека – то же самое, что и научная теория для современного. В сущности, мифы являются не выдумками, а, скорее, элементами реальной жизни. Природа, социум и сознание человека представляют собой единое целое. Для понимания мифологического сознания необходимо понимание реальной жизни.

Религиозное мировоззрение . Религия в переводе с латыни означает "святость" или "благочестие" и является одной из форм мировоззрения, в основе которой лежит вера в сверхъестественный мир, играющий важную роль в жизни каждого человека. Для этого типа мировоззрения мир имеет цель и свой разумный смысл. Как и другие типы мировоззрения в философии, религия имеет свою специфическую точку отсчёта, коей является Бог как одно из основных духовных начал этого мира. Бог не только придаёт единство и целостность всему миру, но и влияет на ход мировой истории, при этом являясь высшей инстанцией и источником неиссякаемой силы и мощи. Религия полагается на образные эмоции и восприятие. Вера и культ являются основными элементами любой религии.

Основные мировые религии:

  • Ислам
  • Христианство
  • Буддизм
  • Иудаизм

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое.

Не все типы мировоззрения можно отнести к философским, однако при этом философия является одной из форм мировоззренческого сознания. Все, кто хоть немного знаком с мифами и легендами Древней Греции, знают, что греки жили в особом мире фантазий, которые впоследствии стали хранителями их исторической памяти. Большинство современных людей воспринимает философию как нечто очень далёкое от реальности. Как и любая другая наука, основанная на теории, философия постоянно обогащается новыми знаниями, открытиями и содержанием. Однако философское сознание не является доминирующей стороной идейного содержания этой формы мировоззрения. Духовно-практическая сторона как основной компонент сознания определяет его как один из мировоззренческих типов осознанности. Отличие философии от других типов мировоззрения:

  • основана на чётких понятиях и категориях,
  • имеет собственную систему и внутреннее единство,
  • основана на знаниях,
  • характеризуется обращённостью мысли на саму себя.

Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Вопрос о том, что такое исторические типы мировоззрения, принадлежит вовсе не историческому исследованию, а, скорее философии. На протяжении веков и тысячелетий возникали, расцветали и уходили в небытие государства, обретали популярность и исчезали религиозные доктрины, возникали все новые экономические и социально-политические учения.

Однако существует в человеческих умах и то, что на протяжении вечности остается неизменным. К таким материям как раз и относится понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения базируются на основных взглядах на окружающий мир, на понимании человеком своего места в нем, на идеалах, наиболее общих убеждениях, оценках происходящего вокруг. Они являются составляющими рассматриваемого понятия. Исторические типы мировоззрения характеризуются попытками человека объяснить происходящие в мире события природного характера. Именно запас знаний и видение окружающего мира подталкивают индивидуума к выдвижению тех или иных теорий, будь то сверхъестественная сила, вездесущее божество, законы физики или философия.

Мифологическое мировоззрение - это первая попытка объяснения свойств вселенной в историческом контексте. Она была свойственна первоначальным человеческим обществам и основана на эмоционально-образном восприятии мира. Такой взгляд рисовал фантастические картины солнца, как проезжающей по небу колесницы божества Ра, грома и молний, выбрасываемых в ярости Зевсом. Все это было итогом формирований первобытных представлений и основывалось на вере. Религиозное мировоззрение Оно также основывалось на вере, однако религия стала шагом вперед по сравнению с мифом. Исторические типы мировоззрения, основанные на религиозности, имели разработанное до мельчайших деталей учение морального порядка, жизненных ориентиров, поведенческих форм. Так, Библия и Коран оставили множество указаний, касающихся не только поклонения высшему разуму, но и многих бытовых сфер жизни.

В фундаменте философского этого мировоззрения лежат логичность и последовательность, обобщение, системность. Для философии, в отличие от предыдущих типов, характерна доказательность, основанная на эмпирическом опыте и рациональности. Эта наука, какой мы ее сегодня знаем, была создана известными мыслителями античной Греции. Именно данный подход стал основой научного прогресса, гуманизма и множества социально-политических и экономических идей. Кроме названных выше, иногда отмечают также еще три типа мировоззрения: обыденное (опорой которому служат личный эмпирический опыт отдельного человека и здравый смысл), научное (базируется на объективных знаниях и определенно является продолжением философского), гуманистическое (идеалистический взгляд, который возводит в абсолют ценности человеческого существования, свободы личности, ее прав.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее). Последние названные исторические типы мировоззрения сложно встретить в реальной жизни в чистом виде. Они, скорее, являются дополнениями к основным трем.

Структура мировоззрения .

Познавательный компонент, базирующийся на профессиональных, повседневных и научных знаниях. В его представлении мир является универсальным и имеет конкретно-научную картину, при этом ссылается на обобщающие результаты общественного и индивидуального познания, стиля мышления того или иного народа различных эпох.

Ценностно-нормативный компонент, включающий в себя идеалы, верования, ценности, убеждения и нормы. Одним из основных назначений является возможность пользоваться определёнными общественными регуляторами. Понятие "ценность" подразумевает способность какого-либо предмета отвечать потребностям человека. В социальных нормах, в отличие от ценностей, присутствует обязывающий элемент, сближающий практическое поведение человека со значимыми для него ценностями.

Структура и типы философского мировоззрения подразумевают наличие практического компонента, который бы не только обобщал имеющиеся знания, убеждения и ценности человека, но и приводил к реальным действиям и поступкам с их стороны. В противном случае мировоззрение носило бы, скорее, абстрактный характер. Даже если речь идёт о созерцательной позиции, всё равно происходит стимуляция одного из поведенческих типов.

Нормы и ценности, реализованные в практических поступках, необходимы для эмоционально-волевого освоения, что позволяет превращать убеждения и личные взгляды в реальные действия.

Заключение

Результат разнообразного и богатого опыта освоения обществом действительности положил начало философскому анализу. Рационально-теоретические типы мировоззрения в философии возникли исторически, путём осознания человеком окружающей реальности. Философия призвана объединять закономерности и особенности, способные отразить действительность, и представляет собой теоретически оформленное мировоззрение. В процессе этого выработалась предельно обобщённая система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи. Типы мировоззрения призваны помогать обществу познавать рациональный смысл и закономерность развития существования человека и мира в целом. Законы, философские категории и принципы имеют всеобщий характер и распространяются одновременно на природу, человека, его мышление и общество.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок.

Список источников

1. -Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.

2. -Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.

3. -Шелер М. Философское мировоззрение. — В кн.: Шелер М. Избр. произв. М., 1994.

4. -Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.,1998.

5. http://www.grandars.ru/

PAGE \* MERGEFORMAT 13

Функции философии

Философия в современном мире имеет немало значимых для человека функций. Важнейшей функцией любой философии является теоретико-познавательная, на основе которой происходит формирование в сознании человека и общества определенной картины мира, т. е. мировоззрения. При этом не надо забывать, о том, что мировоззренческие позиции личности, социальной группы и общества в целом формируются и первую очередь под влиянием практической жизнедеятельности людей, на основе их личного жизненного опыта. В этом смысле философия только помогает им понять и правильно осмыслить окружающий мир.

Вторая функция философии заключается в формировании убеждений. В.Г. Белинский писал, что убеждения нельзя купить в лавочке, они должны быть выстраданы человеком и только поэтому они станут ему дороги. Убеждения составляют основу философской культуры. Они представляют собой единство рационального, эмоционального и волевого отношения человека к миру. В процессе изучения философии человек получает систематизированные знания, которые как правило, эмоционально окрашены и для получения которых личность обязательно затрачивает волевые усилия, однако становление убеждений личности не сводится к изучению философии. Их закрепление или, наоборот, разрушение происходит в процессе практической деятельности людей, и их взаимных связях и отношениях.

Философии присуща и познавательная функция. Она выявляет законы познания и логику изменения знаний как результата развития общества. Познавательная функция философии неразрывно связана, с одной стороны, с ее коммуникативной функцией (функцией общения и передачи информации), а с другой-с критической функцией, т. к. философия во все времена стремилась уйти от догматизма и авторитарности.

Наконец, в любой философии всегда присутствует аксиологическая (оценочная) функция. Философствование всегда связано с оценкой существующего, с созданием таких систем ценностей, которые отражают интересы разных общественных сил.

На основе знаний о мире, накопленных человечеством за всю историю своего существования, а также на основе личного опыта, человек формирует в своем сознании определенное представление о мире, т. е. мировоззрение.

Мировоззрение человека находиться в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием великих открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях и мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая. Она, в конечном счете и предопределяет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или на псевдонаучном знании и т. п.



Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т. е. на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность и т. п. В отличие от мировосприятия, миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, истинная практика и ошибочная практика.

Значение миропонимания состоит и том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, его системы ценностных ориентаций, а –значит и мотивов его деятельности.

Демократическое общество не предъявляет жестких требований к мировоззрению человека, считая это его личным делом. В недемократических (деспотических, авторитарных фашистских и других) государствах всем членам общества навязывается единый тип системы взглядов на окружающую действительность и на место человека в ней.

Официальная мировоззренческая позиция дореволюционной России укладывалась в формулу «православие, самодержавие, отечество).

В условиях фашистской Германии навязывался тип мировоззрения, связанный с утверждением превосходства арийской расы, истинности национал-социалистической идеи и богоподобности фюрера.

Хорощо известен и внедрявшийся в сознание советских людей тип мировоззрения, основанный на лозунгах «наша цель-коммунизм»; «кто не с нами-тот против нас», «если враг не сдается-его уничтожают» и т. п.

Тоталитарные типы мировоззрения навязываются, как правило, сверху, через специальные каналы идеологического воздействия на людей. Это могут быть государственные или партийные идеологические учреждения, общественные организации, церковь.

Мощным средством идеологического воздействия на людей в этом случае становятся средства массовой информации (СМИ) - периодическая печать, радио, телевидение. Следует особо отметить, что СМИ сами по себе являются эффективным средством как положительного, так и отрицательного воздействия на сознание людей, в том числе и на их мировоззрение.

Наполняя информационные потоки соответствующим содержанием, можно расширять кругозор людей и улучшать их эмоциональный настрой, а можно и сужать их поле зрения, затемнять его и вызывать взрыв негативных разрушительных эмоций.

Социально-политическая характеристика мировоззрения не является единственной. Его можно оценивать исходя из той формы общественного сознания, которая составляет основное его содержание, а также с познавательной, деятельностной, эмоциональной и других точек зрении.

В первом случае мировоззрение может быть философским или религиозным. В свою очередь, философское мировоззрение бывает двух типов: материалистическое и идеалистическое. Мировоззренческий материализм связан с признанием первичности окружающего нас мира и вторичности по отношению к нему человеческого разума. Мировоззренческий идеализм основывается на признании существования некоего мирового разума-создателя (демиурга) всего мироздания.

В познавательном отношении мировоззрение может быть, в частности, догматическим или скептическим. Быть догматиком-это значит утверждать и сохранять незыблемыми те представления о мире, которые недопустимо «расшатывать» по идеологическим, политическим или иным причинам. Для догматическою мировоззрения неприемлемы не только какие-либо отклонения от догматов, но даже сомнения в их истинности. Догматизм агрессивен. История философии знает немало примеров гонения на инакомыслящих и их физического уничтожения.

Так было, например, с древнегреческим философом Сократом, которого заставили выпить яд, так было с еретиками Средневековья, которых сжигали на кострах. Высылка известных русских философов из Советской России за рубеж в 1922 году -это тоже проявление идеологической нетерпимости к инакомыслию, догматизированного марксизма (ленинизма).

Противоположностью догматизма является мировоззренческий скептицизм. Скептическое отношение, к сложившейся системе мироощущения и миропонимания может быть не только разрушительным, но и созидательным. Именно скептицизм способствует разрушению устаревших догм и тем самым и формированию нового мировоззрения.

Мировоззрение человека, рассмотренное через призму целей и смысла его деятельности, может быть коллективистским (альтруистским) или индивидуалистическим (эгоистичным) формированию нового мировоззрения. Эгоизм в ряде случаев является более предподчительным, чем неразумный коллективизм.

С точки зрения его эмоциональной окраски, мировоззрение может быть оптимистическим (жизнеутверждающим) или пессимистическим.

Отдавая предпочтение оптимистическому мировоззрению, надо помнить о существовании меры оптимизма, нарушение которой может привести к грустным (пессимистическим) результатам.

Перечисленные типы мировоззрений могут быть дополнены и другими его видами. Мировоззрение может быть системным (основанным на одном каком-либо философском учении) и бессистемным (эклектичным), последовательным и непоследовательным, обыденным и научным, заимствованным и сформированным самостоятельно и т. д. При внимательном анализе структуры мировоззрения каждой отдельно взятой личности можно обнаружить наличие всех или большинства типов мировоззрения. Вместе с тем обнаружится и то обстоятельство, что одни из них занимают приоритетное, а другие- второстепенное положение в системе взглядов человека на мир.

В результате этого «мировоззренческая палитра» общества оказывается не усредненно-серой, а «многоцветной».

Заметим кстати, что каждая историческая эпоха предъявляет свои особые требования к характеру и к структуре мировоззрения. До недавнего еще времени стране нужны были приверженцы коммунистической «религии», «караси-идеалисты», догматики, «ура-оптимисты» и псевдо-коллективисты.

Уже сегодня России требуются люди, «исповедующие» общечеловеческие ценности, материалисты-практики (в том числе и в сфере духовной деятельности), личности с широким кругозором, и критическим мышлением, трезвые оптимисты и эгоистичные альтруисты. Формирование такого мировоззрения и составляет, в частности, одну из главных задач общества и его системы образования.

Мировоззрение — это сложная структура, включающая в себя множество элементов.

Подробно разобравшись в этом понятии можно скорректировать собственное отношение к действительности и .

Определение понятий

Основные типы и их краткая характеристика: таблица

Функции мировоззрения наиболее полно отражают суть различных мировоззренческих типов. О функциях кратко в таблице:

Тип мировоззрения

Функции

  • создание прочной основы для ориентации человека в мире;
  • отражение и описание существующей реальности в естественном ее виде (с учетом причинно-следственных связей);
  • организация деятельности людей на основе научных и рациональных знаний;
  • просвещение и избавление от социальных, политических и прочих предрассудков;
  • развитие интеллекта в процессе познания (отказ от стихийного изучения мира).

Религиозный

  • сохранение и передача традиций, обычаев и устойчивых нравственных ориентиров за счет повсеместного распространения единства человеческого рода;
  • сохранение и гармонизация общественных отношений за счет идеи о спасительной значимости догматов;
  • обобщение реального опыта поколений в форме учения.

Мифологический

  • формирование обобщенных представлений о природных и социальных явлениях;
  • формирование духовной связи (преемственности) между поколениями;
  • сохранение и передача накопленных знаний;
  • контроль поведения в связке «человек-человек» и «человек-природа»
  • социализация отдельных членов общества и их интеграция в коллектив посредством распределения ролей.

Философский

  • выработка обобщенных представлений о мире;
  • определение места и функции человека в мире путем размышлений;
  • выявление принципов взаимодействия человека и мира.
  • удовлетворение примитивных ;
  • формирование устойчивых моделей поведения, основанных на здравом смысле и принципе экономии ресурсов;
  • выявление вектора развития с целью дальнейшего углубления по принципу интересов, индивидуальных способностей и особенностей.

Как поменять свое мировоззрение?

Мировоззрение имеет два уровня:

  • чувственный или эмпирический уровень (мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропереживание);
  • понятийный или теоретический (миропонимание)

Легче всего изменить мировоззрение путем работы на теоретическом уровне, т.к. он привязан к интеллектуальному восприятию. Т.е. работая с интеллектом, формируя и внедряя новые установки, можно добиться прогресса .

  1. Определите свое мировоззрение . Каждый человек имеет представления о том, как сформировался этот мир. К какой версии вы склоняетесь? Считаете, что к созданию нашей реальности приложил руку Творец? Или за точку отсчета можно брать «большой взрыв»?
  2. Найдите аргументы . После того, как вы определитесь с типом своего мировоззрения, попробуйте доказать данную точку зрения.

    Возможно, через некоторое время начнет казаться, что имеющиеся в арсенале аргументы не так сильны, как казалось ранее.

  3. Изучайте . Начните изучать мир с помощью науки и собственного анализа, размышлений, умозаключений. Подключите к этому процессу эксперименты. Систематизация и углубление имеющейся в голове информации откроет дорогу к другим типам мировоззрения и поможет выбрать наиболее «близкий» тип.
  4. Кто я? Рассмотрите себя как часть общества и огромной, взаимосвязанной системы. Определите свое место и цель в этом обществе (системе). Определите свой «вес» и «вклад».
  5. Задавайте «главные» вопросы. Размышляя о смысле жизни, законах вселенной и других глобальных вещах человек автоматически начинает мыслить большими категориями и систематизировать все компоненты своей жизни. Это позволяет объективно оценить реальность.
  6. Откажитесь от опыта. Это звучит достаточно странно, но в плане работы с мировоззрением крайне эффективно отказываться от личного опыта. Ведь если человека несколько раз предали друзья, у него формируется устойчивое убеждение на счет дружбы. И данное убеждение он проецирует на всех своих друзей и знакомых.

    Негативный опыт, как и позитивный, формирует наше мировоззрение. Такие скрытые установки мешают сделать шаг в сторону перемен.

    Но если понять, что каждый случай — частный, можно добиться прогресса. Ведь ранее у вас просто совпадали формы частных случаев, а не подтверждалась закономерность.

  7. Вызовите чувства на серьезный разговор . Эмпирический уровень мировоззрения часто связан с ложными представлениями о действительности.

    Мы боимся, страдаем, любим, верим, надеемся и формируем на фоне всего этого ошибочные выводы, которые должны успокоить, обнадежить, защитить и т.д. Необходимо поднять «со дна» все выводы и установки, которые мешают идти вперед. После этого, потянув за ниточки (проанализировав чувственную природу установок) надо найти предпосылки и проработать их.

  8. Правило присутствия. Прошлого и будущего не существует. Есть лишь настоящий момент. И через секунду вновь наступит не будущее, а уже настоящее. Поэтому надо жить, мыслить и ощущать «здесь и сейчас», не погружаясь в воспоминания о прошлом или фантазии на тему будущего.

    В противном случае восприятие реальности искажается, ведь мозг принимает наши фантазии и воспоминания как замещающую реальность, опираясь на которую и делает выводы.

  9. Откажитесь от зависимости в любой ее форме. Для того, чтобы работать над мировоззрением, надо отказаться от привязанностей. Важно воспринимать себя как личность или «базис». Вы никому ничего не должны, но и вам никто ничего не должен. Не обязательно соответствовать чужим представлениям и желаниям.

    Только скинув флер навязанного извне мнения можно изменить собственное мировоззрение. В противном случае не получится найти причин тех или иных поведенческих стратегий, ведь они засели не в вашей голове, а в голове соседа, который эту идею случайно внушил вам.

  10. Множественность ориентиров. В реальном мире нет четкой границы, разделяющей добро и зло. Существует множество полутонов, серых и бесцветных действий/поступков/мыслей. Конкретные нравственные нормы формируются в определенной социальной группе и опираются на базовые ориентиры, принятые в обществе. Если «разгонять» свою мысль строго в этих рамках, изменить мировоззрение не получится.

    Ведь существующие внутри вашего окружения нормы будут останавливать мыслительную деятельность на границах «добра» и «зла».

  11. «Многоликий» подход. Объясняйте свои действия или происходящие вокруг события с позиции философии, науки, религии, быта и т.д. Чем больше точек зрения вы «примерите» к ситуации, тем скорее ваше «Я» начнет резонировать относительно одной из них.

Изменить мировоззрение не так сложно , как кажется. Но для этого необходимо работать, искать ответы внутри себя и в доступных источниках знаний (заботливо собранных и обобщенных предыдущими поколениями знаний).

Большую роль играет также и личный опыт.

Поэтому стоит идти по этой тропинке на ощупь, используя существующие типы и формы мировоззрений в качестве маяка или факела, но не идеала и образца для копирования .

В реальном мире не встречается чистых типов мировоззрения.

Однако один из них непременно преобладает над остальными , программируя человека на определенное поведение.

Умея распознавать и анализировать типы мировоззрения, можно решить множество бытовых и глобальных проблем.

Понятие и типы мировоззрения:

Условно все типы мировоззрения делят на две группы: социально-исторические типы и экзистенциально – личные.

Уже было описано ранее. Стоит лишь освежить память: мировоззрение – это совокупность понятий, убеждений, ценностей о жизни, о самом человеке, о его положении в жизни.

Типы мировоззрения и жизненные цели

От того, каким мы мировоззрением пользуемся – такие ставим соответственные жизненные (), и, соответственно, согласно типу нашего представления о мире – выбираем способ реализации такой цели.

Несчастные и неудачные люди обычно цель берут из одного контекста мировоззрения, а путь к ней с другого. У счастливых и успешных людей — цель и путь к ней находятся в одной системе координат (в одном контексте их мировоззрения).

Типы мировоззрения, исторически-социальные

Формировались в хронологическом порядке. Очень хорошо понять в чем отличие – зная историю всего человечества. От каменного века до наших дней. В каждый период времени отражались те принципы, что лежали в каждом из этих типов мировоззрения.

Еще один любопытный факт: человечество развивалось — и развивалось его мышление, менялось мировоззрение. И точно такое же происходит с развитием ребенка. Т.е, по сути, каждый человек — взрослея, развивает свое мировоззрение выбирая соответственные цели.

Архаический тип мировоззрения

Это раннее представления человечества о мире, о самом человеке в нем

Характеризуется тем, что не отделены в нем друг от друга реализм и фантазия. Эти два понятия слились в образе ранних верований: анимизма, фетишизма, тотеизма. Нет четкого деления от своего «Я» и окружающего мира. Как такого понимания «Душа» вовсе не существует. В то же время: все живое наделено жизнью, как и человек: от камня до солнца.

Жизненные цели формируются не осознанно: это угодить себе и другим одушевленным существам (жертвоприношение, ритуалы, идолы ….)

Мифологический тип мировоззрения

На этом витке истории происходит четкое отделения «себя» от окружающего мира. А если есть «Я», значит есть «Он» , у которого поступки, помысли могут не совпадать с моими. Изо таких взглядов происходит уже конфронтация (противостояние).

Это эра культов и пантеонов богов. Как сама жизнь полна конфронтацией и конкуренций за место под солнцем, так и рождаются мифы, о точно таком же противостоянии между богами.

Жизненные цели приобретают уже более четкую структуру и осмысленность: быть с Сильными мира сего, иметь власть… добиться благосклонности определенного бога или человека…

Религиозный

Еще большее деление мира. Что есть мир этот и мир тот . Появляются понятия души, духа и тела. Богу божье, кесарю кесарево.

Появляется понятие вера – в невидимое, без критического анализа в последнее. Общее для всех религий идеи: о сотворении Богом мира, о концепций добра и зла, о следствии не выполняя тех или иных правил поведения.

Жизненные цели – согласно концепции веры, которую исповедует человек – «правильные» в ее понимании поступки и помыслы.

Философский тип мировоззрения

При увеличении знаний о самом человеке и о окружающим его мире – происходит коллапс (критическая масса), когда нужно эти знания переосмыслить. Так и образуются различные школы философии.

Если переосмысленные знания в контексте такой школы – то полагают, что философия та же, но – развивается… Если же противоречие со старой школой – очевидны, образуется новое философское течение.

Жизненные цели в этом контексте – это личностный рост, саморазвитие, самоактуализация, поиск истины …

Экспоненциально-личностные типы мировоззрения

Формируется согласно взрослению самого человека. От некритического, не отделения себя от мамы до подросткового экзистенциального кризиса… плюс накладываются внешняя среда влияния.

В основе мировоззрения каждого человека лежит собирательный образ со многих типов мировоззрений. Это может быть как гармоничная комбинация философии, веры и традиций, так и без особой критики воспринимаются различные мировоззренческие законы, как аксиомы.

Возьмите раннее описанные типы – смешайте что-то из низ в кучу, вот вам и будет современный человек такой человек.

Цели будут разные в зависимости от того, какая концепция мировоззрении доминирует… Происходит самое интересное: когда цели в одной плоскости, а пути к ним в другой…

Догматический

Догма – не критическое, но осознанное следование правилам и законом, согласно какому-то мировоззрению.

Следование к целям — согласно догмам и правилам.

Рефлекторный

Рефлексы – подсознательное следование каким-то правилам. Если в догмах разум еще принимает участие, в рефлексии – это следование принципам и правилам без участия сознания, рефлекторно, импульсивно.

В целее положении рефлексия играет не заметную но, иногда, весьма существенную роль.

Правильный выбор цели, согласно типа мировоззрения

Многие понятия из перечисленных типов крепко вплелись в наше сознание.

Некоторые примеры — раньше и сейчас.

Архаичный тип: раньше — откровенное поклонение идолам (все живое), сейчас — фенички, бусики, талисманчики…. приносящие удачу, концепция многих нью — «вселенная живая»…

Мифологический тип мировоззрения: раньше — поклонение пантеону богов: Зевесу, Велесу, Ирису…, сейчас — от челлинга (получение сакральных знаний от неземных форм бытия) до влияние звезд, понятий судьбы и кармы, неявных и тонких миров.

Если у человека ничего не получается — не получается достичь успеха, вот ответ, почему так происходит: выбор цели не из своего типа мировоззрения.

Дело в том, что изменить свое зрение на мир довольно сложно, а вот выбрать правильную соответствующую типу мировоззрению, цель довольно просто. Только своя цель принесет ! От чужих, не своих, целей вы будете — только несчастны…

Успехов вам, и правильно выбранных целей!