Основные функции науки. Наука. Виды и функции науки

Проблема, связанная с классификацией функций науки до сих пор остается спорной, поскольку наука развиваясь возлагает на себя все новые и новые функции.

Можно выделить следующие функции науки (Рузавин, Г. И. Философия науки.
М., 2005):
а) объяснительная функция науки - для осуществления этой функции наука создает понятия, выдвигает гипотезы, открывает законы и строит теории.
Любое объяснение представляет собой дедуктивный вывод конкретного высказывания о факте из некоторой общей посылки, чаще всего из закона либо теории.
Несмотря на важность и необходимость этой функции, она ограничивается лишь исследованием существующих фактов.
б) предсказательная функция - предвидение новых явлений и событий. Предсказательная функция также осуществляется при помощи законов и теорий, которые используются для объяснения. В силу неопределенности будущего для предсказания также используются гипотезы, представляющие научные предположения.
в) функция понимания событий и явлений. Понимание связно с целесообразной деятельностью людей: постановкой задач, принятием решений, мотивами поведения, защитой интересов и т.п.
, поэтому эта функция реализуется именно в гуманитарных науках, изучающих деятельность людей. Информация размещена на реферат7.ру . В природе нет целей, мотивов интересов, поэтому данная функция не приложима к ней. Нередко отождествляют понимание и объяснение. Различие между ними подчеркнул известный философ и искусствовед Вильгельм Дильтей, заметив, «что природу мы объясняем, а человека должны понять».
г) наука как основа мировоззрения - наука оказывает влияние на мировоззрение через научную картину мира, в которой в сконцентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Одной из древнейших форм мировоззрения является мифология, которая в фантастической форме объясняет устройство природы, и событий общественной жизни.
Элементы научного мировоззрения формируются в античном обществе.
д) наука как производительная сила общества - открывая объективные законы природы, наука создает реальные возможности для их практического использования обществом. О науке как непосредственной производительной силе заговорили впервые в период научно-технической революции 20 в., когда новейшие достижения науки стали использоваться для замены ручного труда машинным, механизации и автоматизации трудоемких процессов в технологии производства, применения компьютеров и другой техники.

Е) наука как социальный фактор развития общества - эту задачу, прежде всего, решают социально-экономические и культурно-гуманитарные науки.
Их усилия должны быть направлены на рациональную организацию общественной жизни, основными компонентами которой являются ее демократизация, повышение жизненного уровня населения, утверждение и укрепление гражданского общества и свободы личности.

Следующая классификация разделяет функции науки на 2 группы (по материалам лекции):
когнитивная (познавательная):
получение новых фундаментальных знаний в фундаментальных науках;
разработка новых программный приложений в прикладных науках.
социальные функции:
мировоззренческая - наука дает образ мира, видение мира, систему интерпретации реальности, которая основана на научном знании;
производительная - наука выступает как производительная сила общества: происходит сращивание науки и техники.
Современные технологии формируются на научной основе, следовательно, достигается экономическая эффективность производства.
собственно социальная функция - наука - социальная сила, наука изучает самого человека и взаимоотношения между людьми: медицина, искусство и т.д.
Кохановский В.П. (Кохановский, В.П., Лешкевич, Т.Г., Матяш Т. П., Фатхи, Т.Е. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д., 2004) выделяет следующие функции науки:
культурная функция науки - процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание осуществляется только в окультуренных, социальных формах принятых и существующих в культуре;
функция фактора социальной регуляции - воздействует на потребности общества, становится необходимым условием управления. Осуществляется через сложившуюся в обществе систему образования, воспитания, обучения, и подключения членов общества к исследовательской деятельности.
Реализация этой функции предполагает, ɥҭᴏ данные методы науки и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности.

Проективно - конструктивная функция - создание качественно новых технологий;
описание, объяснение, предсказание.
Современные исследователи предлагают выделять еще две функции науки: а) функция, предполагающая неогуманистическую ориентацию - транслирование следующим поколениям не только совокупности накопленных знаний, но императивов на будущее, содержащих заботу о будущих поколениях; б) экологическая функция - направлена на сохранение природы вообще и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека, в частности

Социологический анализ деятельности института науки в современном обществе дает основание утверждать, что главной функцией науки является производство и умножение достоверного знания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира. Научное объяснение в свою очередь позволяет предсказывать и контролировать развитие явлений в окружающей действительности. А это дает возможность человеку «господствовать над природой» и использовать знания о природном и социальном мире для ускоренного развития общества.

Указанная выше основная функция науки в современном обществе может быть конкретизирована и дифференцирована на ряд более частных, тесно между собою взаимосвязанных. Назовем наиболее значимые из них:

1) мировоззренческая функция;

2) технологическая;

3) функция рационализации человеческого поведения и деятельности.

Рассмотрим эти функции несколько подробнее.

Мировоззренческая функция науки – одна из самых древнейших, она существовала всегда. Но в доиндустриальном обществе эта функция подчинялась господствующим в обществе мифологическим и религиозным воззрениям. Выделение ее в качестве самостоятельной, независимой от религиозных ценностей происходит лишь в период становления современного индустриального общества по мере прогресса научного знания и секуляризации религии. Крупные научные открытия, формирование новых теорий оказывают серьезное воздействие на культуру общества, ведут к ломке сложившихся стереотипов и установок восприятия социального и природного мира.

Научный прогресс ведет к тому, что система научных знаний становится не только обязательным условием успешного развития экономико-технологической сферы, но и обязательным элементом грамотности и образования любого человека. Современное общество заинтересовано в том, чтобы научные знания стали достоянием каждого человека, ибо они рационализируют его отношения с окружающим миром, позволяют довольно четко сформулировать собственную мировоззренческую концепцию.

По этой причине изучение комплекса наиболее важных научных достижений, даже в самом обобщенном и доступном виде, является обязательным атрибутом социализации личности, происходящей в процессе среднего, а затем и высшего образования. Научные знания играют важную роль в государственном управлении общественными процессами, помогают планировать стратегию развития общества, осуществлять экспертную оценку различных социальных проектов.

Технологическая функция науки. Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять окружающий мир, познать истину, и так называемый платоновский идеал науки существовал еще в предшествующие эпохи, то технологическая функция стала явственно формироваться лишь в Новое время.

Ее глашатаем по праву считается английский философ Фрэнсис Бэкон, заявивший о том, что «знание – сила» и оно должно стать могучим инструментом преобразования природы и общества. Технологическая функция стала стремительно развиваться вместе со становлением индустриального общества, обеспечивая ускоренное развитие его производительных сил благодаря внедрению достижений науки в различные отрасли – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, военную технику и др.

Эта искусственная среда благодаря ускоренному развитию науки и быстрому внедрению в практику научно-технических новинок была создана менее чем за одно столетие.

Та среда обитания, в которой живет современный человек, почти полностью является продуктом научно-технического прогресса – авиационный и механический транспорт, покрытые асфальтом дороги, высотные дома с лифтами, средства коммуникации – телефон, телевизор, компьютерная сеть и т.п. Научно-технический прогресс не только в корне изменил среду обитания человека, создав, по сути, вторую «искусственную природу», но и радикально поменял весь образ жизни человека, включая сферу межличностных отношений. Огромное воздействие научно-технических достижений на общество остро ставит вопрос об их социальных последствиях, ибо далеко не все они оказываются благоприятными и предсказуемыми. Инновационная творческая деятельность, обусловленная во многом потребностями постоянного прогресса и социального развития, становится преобладающим типом социального действия. Всякое новое изобретение рассматривается как желательное, признается в качестве социальной ценности. Это в свою очередь ставит новые задачи перед системой образования, призванной формировать социально активную личность.

Третья функция науки – рационализация человеческого поведения и деятельности – теснейшим образом связана с предыдущей, с той лишь разницей, что относится не столько к материально-технической сфере, сколько к социально-гуманитарной. Она смогла реализоваться лишь в последние два-три десятилетия благодаря достижениям в области социальных наук – психологии, экономики, культурной антропологии, социологии и др. Наиболее ощутимо влияние этих технологий в сфере производственной организации. Использование достижений научного менеджмента позволяет намного повысить производительность труда и его эффективность. Именно поэтому обучение научному менеджменту является одной из самых актуальных задач экономического развития в стране. Другой пример – образовательные технологии, энергично внедряемые, в том числе и в нашей стране, в различных образовательных учреждениях. Политические технологии, о которых много пишут и говорят во время предвыборных кампаний, - также яркий пример использования рациональных моделей поведения для достижения политическими лидерами своих целей.

С подобными технологиями мы сталкиваемся почти на каждом шагу: от красивого и оборудованного прилавка магазина и обученных специальным приемам продавцов вплоть до сферы высокой политики. Все эти примеры говорят о том, что научная рациональность действительно составляет высшую ценность современного общества и его дальнейший прогресс ведет к расширению масштабов использования рационально обоснованных типов деятельности.

Каковы функции современной науки?

Анализ науки как социальной системы связан с ее многоуровневой сущностью. Это не только сумма знаний, хотя именно накопление и усвоение новой информации обуславливает первую функцию науки.

Кроме того, это специфический вид духовного производства. В этом состоит вторая функция науки. Ведь она объединяет людей, занятых этой деятельностью, и к тому же включает в себя организацию ее материально-технической базы. Кроме того, это еще и определенный со всеми его противоречиями и механизмами развития. Ведь и профессиональные ученые, и материальные средства осуществления их деятельности представляют собой разные элементы науки как общественного организма.

Совершенствование производства на современном этапе является неотъемлемой частью развития технологий. Поэтому наука чрезвычайно сильно влияет на практическую и повседневную жизнь людей, начиная от медицины и заканчивая новыми изобретениями в области передачи информации и индустрии бытовых приборов.

Знание утратило отвлеченный, чисто теоретический характер. Поэтому наука исходит не только из постижения действительности, но и из имеющихся в наличии знаний, а те, в свою очередь, влияют на дальнейшее развитие, являясь продуктом предыдущей деятельности и средством дальнейшей. Таким образом, эта преемственность как единство знаний и живой практики обуславливает способность науки влиять на общество. Проявления социальной функции науки играют важную роль в нашей жизни. Цели общества становятся органическими стимулами развития процесса получения новых знаний. С другой стороны, наука включается в жизнь социума как его интегрирующий фактор.

Функции современной науки как социальной силы

Эти функции определяются общественными потребностями. Разумеется, главной из них является практическая, прикладная роль науки. Ведь предназначением этой сферы деятельности человечества является не только познание мира, но и преобразование его. Она является непосредственной продуктивной силой общества. Свое концентрированное выражение функции современной науки приобрели с ХХ века. Это произошло на этапе научно-технического прогресса (НТП). Он привел к формированию целой системы элементов, необходимых для применения фундаментальных открытий в практическом производстве. Эти сферы взаимосвязаны, но гносеологическая функция в такой ситуации подчиняется прагматической. Ведь познание совершается в первую очередь для изменения жизни. В функции современной науки входит и такая, которую называют прогностической. Она постепенно становится основой управления общественными процессами, поскольку полученные знания помогают предвидеть тенденции развития действительности. Кроме того, от науки ожидают не только разработки новых способов ускорения роста производства, но и открытия иных направлений, иного типа его организации. Такие задания никогда раньше не ставились. Но теперь с помощью науки можно предвидеть возникновение как природных, так и общественных явлений, что является показателем ее внутренней зрелости и эффективности.

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах.

Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т.д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).



Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция

Главное назначение:

 познание природы, общества и человека;

 рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей;

 объяснение самых различных явлений и процессов;

 осуществление прогностической деятельности, т.е. производство нового научного знания.

2) мировоззренческая функция (тесно связана с первой)

Главные цели:

 разработка научного мировоззрения и научной картины мира;

 исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру;

 обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция

призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о



превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция

Наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства. Её достижения заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Данная функция осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.