Описание раскольникова кратко. Преступление и наказание характеристика образа раскольникова родиона романовича. Казнить нельзя помиловать

Раскольников Родион Романович - главный герой. Соотносим с пушкинским Германном («Пиковая дама»), бальзаков| ским Растиньяком («Отец Горио»), Жюльеном Сорелем из рома-на Стендаля «Красное и черное». Сам Достоевский в черновых материалах к роману сопоставляет Раскольникова с Жаном Сбо-гаром, героем одноименного романа французского писателя Ш. Нодье (1818). «...Замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Мечтатель, романтик, гордая, сильная и благородная личность, всецело поглощенная идеей. Учился в университете на юридическом факультете, который оставил из-за отсутствия средств, а также из-за захватившей его идеи. Однако он по-прежнему считает себя студентом. В университете почти не имел товарищей и всех чуждался. Занимался усиленно, не жалея себя, его уважали, но не любили из-за его гордости и высокомерия. Он - автор статьи, в которой рассматривает «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Мысль об убийстве старушонки вызывает у Р. не только нравственное, но и эстетическое отвращение («Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..»). Одно из основных разрывающих героя внутренних противоречий - тяга к людям и отталкивание от них.

По первоначальному замыслу Достоевского герой поддается «некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе». Речь идет об утилитарной морали, выводящей все из принципа разумной пользы. Со временем мотивировки преступления Р. уточняются и углубляются. Они связаны с двумя главными идеями: позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Согласно этому замыслу герой изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество. У него доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Пытаясь помогать обездоленным, он приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла.

В отчаянии он решается «преступить» нравственный закон - убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра.

Р. ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действенно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Однако рядом г этой идеей существует другая - «наполеоновская», которая постепенно выходит на первый план, оттесняя первую. Р. делит нее человечество на «...два разряда: на низший (обыкновенных), т. е., так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, т. е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Первый разряд, меньшинство, рожден властвовать и повелевать, второй - «жить в послушании и быть послушными». Главным для него становятся свобода и власть, которую он может употребить как ему заблагорассудится - на добро или на зло. Он признается Соне, что убил, потому что хотел узнать: «имею ли я право власть иметь?» Он хочет понять: «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею». Это самопроверка сильной личности, пробующей свою силу. Обе идеи владеют душой героя, разрывают его сознание.

Р. - духовный и композиционный центр романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, «перетащить на себе все pro и contra», чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы.

В начале романа герой окружен таинственностью, постоянно упоминает о некоем «деле», на которое хочет покуситься. Он живет в комнатке, похожей на гроб. Отъединившись от всех и замкнувшись в своем углу, он вынашивает мысль об убийстве. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако «безобразная мечта», которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы - место осмотреть и примериться. Он думает о насилии, а душа его корчится под бременем мирового страдания, протестуя против жестокости. Во сне-воспоминании о лошади (один из самых впечатляющих эпизодов), которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.

К осуществлению идеи его подталкивает безвыходность положения. Из письма матери он узнает, что его любимая сестра Дуня, чтобы спасти его и себя от нищеты и голода, собирается пожертвовать собой, выйдя замуж за дельца Лужина. Разумом принимая идею, но душой противясь ей, он поначалу отрекается от своего замысла. Он молится, как в детстве, и вроде бы освобождается от наваждения. Однако торжество его преждевременно: идея уже проникла в подсознание и постепенно снова завладевает всем его существом. Р. уже не управляет своей жизнью: идея-рок неуклонно ведет его к преступлению. Случайно на Сенной площади он слышит, что завтра в семь часов старуха-процентщица останется одна.
После убийства старухи и ее сестры Лизаветы Р. переживает глубочайшее душевное потрясение. Преступление ставит его «по ту сторону добра и зла», отделяет от человечества, окружает ледяной пустыней. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его». У него горячка, он близок к помешательству и даже хочет покончить с собой. Он пытается молиться и сам над собой смеется. Смех сменяется отчаянием. Достоевский акцентирует мотив отчуждения героя от людей: они кажутся ему гадкими и вызывают «...бесконечное, почти физическое отвращение». Даже с самыми близкими он не может говорить, чувствуя пролегшую между ними непреодолимую границу. Тем не менее он идет к бывшему университетскому знакомому Разумихину, помогает семье раздавленного лошадьми Мармеладова, отдавая последние, полученные от матери деньги.

В какую-то минуту Р. кажется, что он способен жить с этим черным пятном на совести, что с прежней жизнью покончено, что наконец восторжествует «царство рассудка и света теперь... и воли, и силы...». В нем вновь пробуждаются гордость и самоуверенность. Из последних сил он пытается бороться со следователем Порфирием Петровичем, чувствуя, что тот всерьез подозревает его. При первом же свидании с Порфирием Петровичем он, объясняя свою статью, излагает идею о «необыкновенных людях», которые имеют право сами «...разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». В разговоре со следователем Р. твердо отвечает на его вопрос, что верует в Бога и в воскресение Лазаря. Однако при свидании с Соней он злорадно возражает ей: «Да, может, и Бога-то совсем нет?» Он, как и многие герои-идеологи Достоевского, скорее мечется между верой и безверием, чем действительно верует или не верует.

Устав от «теории» и «диалектики», Р. начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить - только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец гот, кто его за это подлецом называет». Он, желавший быть «необыкновенным человеком», достойным подлинной жизни, готов смириться с простым и примитивным существованием. Его гордость сокрушена: нет, он не Наполеон, с которым постоянно соотносит себя, он - всего лишь «эстетическая вошь». У него вместо Тулона и Египта - «тощенькая гаденькая регистраторша», однако ему и того достаточно, чтобы впасть в отчаяние. Р. сокрушается, что ведь должен был заранее знать про себя, про свою слабость, прежде чем идти «кровавиться». Он не в силах один нести тяжесть преступления и признается в нем Сонечке. По ее совету он хочет всенародно покаяться - становится на колени посреди Сенной площади, но так и не может произнести «я убил». Он идет в контору и признается. На каторге Р. долго болеет, чему причиной - уязвленная гордость, но, не желая смириться, продолжает оставаться отчужденным от всех.


Страница: [ 1 ]

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

(Роман, 1866)

Раскольников Родион Романович — главный герой. Соотносим с пушкинским Германном («Пиковая дама»), бальзаков| ским Растиньяком («Отец Горио»), Жюльеном Сорелем из рома-на Стендаля «Красное и черное». Сам Достоевский в черновых материалах к роману сопоставляет Раскольникова с Жаном Сбо-гаром, героем одноименного романа французского писателя Ш. Нодье (1818). «...Замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Мечтатель, романтик, гордая, сильная и благородная личность, всецело поглощенная идеей. Учился в университете на юридическом факультете, который оставил из-за отсутствия средств, а также из-за захватившей его идеи. Однако он по-прежнему считает себя студентом. В университете почти не имел товарищей и всех чуждался. Занимался усиленно, не жалея себя, его уважали, но не любили из-за его гордости и высокомерия. Он — автор статьи, в которой рассматривает «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Мысль об убийстве старушонки вызывает у Р. не только нравственное, но и эстетическое отвращение («Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..»). Одно из основных разрывающих героя внутренних противоречий — тяга к людям и отталкивание от них.

По первоначальному замыслу Достоевского герой поддается «некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе». Речь идет об утилитарной морали, выводящей все из принципа разумной пользы. Со временем мотивировки преступления Р. уточняются и углубляются. Они связаны с двумя главными идеями: позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Согласно этому замыслу герой изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество. У него доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Пытаясь помогать обездоленным, он приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла.

В отчаянии он решается «преступить» нравственный закон — убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра.

Р. ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действенно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Однако рядом г этой идеей существует другая — «наполеоновская», которая постепенно выходит на первый план, оттесняя первую. Р. делит нее человечество на «...два разряда: на низший (обыкновенных), т. е., так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, т. е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Первый разряд, меньшинство, рожден властвовать и повелевать, второй — «жить в послушании и быть послушными». Главным для него становятся свобода и власть, которую он может употребить как ему заблагорассудится — на добро или на зло. Он признается Соне, что убил, потому что хотел узнать: «имею ли я право власть иметь?» Он хочет понять: «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею». Это самопроверка сильной личности, пробующей свою силу. Обе идеи владеют душой героя, разрывают его сознание.

Р. — духовный и композиционный центр романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, «перетащить на себе все pro и contra», чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы.

В начале романа герой окружен таинственностью, постоянно упоминает о некоем «деле», на которое хочет покуситься. Он живет в комнатке, похожей на гроб. Отъединившись от всех и замкнувшись в своем углу, он вынашивает мысль об убийстве. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако «безобразная мечта», которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы — место осмотреть и примериться. Он думает о насилии, а душа его корчится под бременем мирового страдания, протестуя против жестокости. Во сне-воспоминании о лошади (один из самых впечатляющих эпизодов), которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.

К осуществлению идеи его подталкивает безвыходность положения. Из письма матери он узнает, что его любимая сестра Дуня, чтобы спасти его и себя от нищеты и голода, собирается пожертвовать собой, выйдя замуж за дельца Лужина. Разумом принимая идею, но душой противясь ей, он поначалу отрекается от своего замысла. Он молится, как в детстве, и вроде бы освобождается от наваждения. Однако торжество его преждевременно: идея уже проникла в подсознание и постепенно снова завладевает всем его существом. Р. уже не управляет своей жизнью: идея-рок неуклонно ведет его к преступлению. Случайно на Сенной площади он слышит, что завтра в семь часов старуха-процентщица останется одна.
После убийства старухи и ее сестры Лизаветы Р. переживает глубочайшее душевное потрясение. Преступление ставит его «по ту сторону добра и зла», отделяет от человечества, окружает ледяной пустыней. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его». У него горячка, он близок к помешательству и даже хочет покончить с собой. Он пытается молиться и сам над собой смеется. Смех сменяется отчаянием. Достоевский акцентирует мотив отчуждения героя от людей: они кажутся ему гадкими и вызывают «...бесконечное, почти физическое отвращение». Даже с самыми близкими он не может говорить, чувствуя пролегшую между ними непреодолимую границу. Тем не менее он идет к бывшему университетскому знакомому Разумихину, помогает семье раздавленного лошадьми Мармеладова, отдавая последние, полученные от матери деньги.

В какую-то минуту Р. кажется, что он способен жить с этим черным пятном на совести, что с прежней жизнью покончено, что наконец восторжествует «царство рассудка и света теперь... и воли, и силы...». В нем вновь пробуждаются гордость и самоуверенность. Из последних сил он пытается бороться со следователем Порфирием Петровичем, чувствуя, что тот всерьез подозревает его. При первом же свидании с Порфирием Петровичем он, объясняя свою статью, излагает идею о «необыкновенных людях», которые имеют право сами «...разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». В разговоре со следователем Р. твердо отвечает на его вопрос, что верует в Бога и в воскресение Лазаря. Однако при свидании с Соней он злорадно возражает ей: «Да, может, и Бога-то совсем нет?» Он, как и многие герои-идеологи Достоевского, скорее мечется между верой и безверием, чем действительно верует или не верует.

Устав от «теории» и «диалектики», Р. начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить — только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец гот, кто его за это подлецом называет». Он, желавший быть «необыкновенным человеком», достойным подлинной жизни, готов смириться с простым и примитивным существованием. Его гордость сокрушена: нет, он не Наполеон, с которым постоянно соотносит себя, он — всего лишь «эстетическая вошь». У него вместо Тулона и Египта — «тощенькая гаденькая регистраторша», однако ему и того достаточно, чтобы впасть в отчаяние. Р. сокрушается, что ведь должен был заранее знать про себя, про свою слабость, прежде чем идти «кровавиться». Он не в силах один нести тяжесть преступления и признается в нем Сонечке. По ее совету он хочет всенародно покаяться — становится на колени посреди Сенной площади, но так и не может произнести «я убил». Он идет в контору и признается. На каторге Р. долго болеет, чему причиной — уязвленная гордость, но, не желая смириться, продолжает оставаться отчужденным от всех. Ему снится апокалипсический сон: некие трихины, вселяющиеся в души людей, заставляют их считать себя главными носителями истины, в результате чего начинается всеобщая вражда и взаимное истребление. Воскрешает же его к новой жизни наконец дошедшая до его сердца любовь Сонечки и его собственная любовь к ней.

В развернувшейся полемике вокруг «Преступления и наказания» и, в частности, образа Р. можно выделить статью Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867), где критик анализирует социально-психологические причины, толкнувшие героя на преступление, и объясняет его бесчеловечностью и противоестественностью существующего строя. В статье критика Н. Н. Страхова «Наша изящная словесность» (1867) выдвигается на первый план мысль, что Достоевский вывел в лице Р. новый образ «нигилиста», изобразив «...нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием». Страхов увидел в Р. черту «истинного русского человека» — своего рода религиозность, с которой он предается своей идее, стремление дойти «до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум».

С гордым романтиком Родионом Раскольниковым, возомнившим себя «вершителем судеб», школьники знакомятся в 10 классе. История убийства старухи-процентщицы, случившаяся в Петербурге в середине 60-ых годов XIX века, никого не оставляет равнодушным. подарил мировой литературе самого яркого представителя личности, в которой «дьявол борется с Богом».

История создания

Свое самое знаменитое произведение, которое уважают в каждом уголке мира, Федор Михайлович задумал на каторге, куда угодил за участие в кружке Петрашевского. В 1859 году автор нетленного романа писал брату из тверской ссылки:

«В декабре я начну роман. (…) я говорил тебе про одну исповедь-роман, который хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения».

Каторжный опыт в корне изменил убеждения писателя. Здесь он встретился с личностями, которые покорили Достоевского силой духа, – этот духовный опыт и должен был лечь в основу нового романа. Однако его рождение отложилось на шесть лет, и только столкнувшись с полным безденежьем, «родитель» взялся за перо.

Образ ключевого персонажа подсказала сама жизнь. В начале 1865 года газеты пестрили ужасающей новостью о том, что молодой москвич по имени Герасим Чистов убил топором прачку и кухарку, служивших у одной мещанки. Из сундуков женщин пропали золотые и серебряные вещи, а также все деньги.

Список прототипов дополнил французский убийца. У Пьера-Франсуа Ласенера Достоевский позаимствовал «высокие идеалы», лежащие в основе преступлений. Мужчина ничего предосудительного в своих убийствах не видел, мало того, оправдывал их, называя себя «жертвой общества».


А главный стержень романа появился после выхода книги «Жизнь Юлия Цезаря», в которой император высказывает мысль о том, что сильные мира сего, в отличии от «серой массы обычных людей», наделены правом попирать нравственные ценности и даже убивать, если считают это нужным. Вот откуда взялась теория Раскольникова о «сверхчеловеке».

Сначала «Преступление и наказание» задумывалось в форме исповеди главного героя, не превышавшей по объему пять-шесть печатных листов. Готовый первоначальный вариант автор нещадно сжег и принялся работать над расширенной версией, первая глава которой появилась в январе 1866 года в журнале «Русский вестник». Спустя 12 месяцев Достоевский поставил точку в очередном произведении, состоящем из шести частей и эпилога.

Биография и сюжет

Жизнь Раскольникова незавидна, как и у всех молодых людей из бедных семей XIX века. Родион Романович учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, однако из-за крайней нужды пришлось бросить учебу. Молодой человек жил в тесной чердачной каморке в районе Сенной площади. Однажды он заложил старухе-процентщице Алене Ивановне последнюю ценную вещь – отцовские серебряные часы, и в тот же вечер в кабаке познакомился со спившимся безработным, бывшим титулярным советником Мармеладовым. Тот рассказал о страшной трагедии семьи: от безденежья жена отправила дочь Соню на панель.


На следующий день Раскольникову пришло письмо от матери, в котором были изложены беды уже его семьи. Чтобы свести концы с концами, сестру Дуню собираются выдать замуж за расчетливого и уже немолодого надворного советника Лужина. Другими словами – девушку продадут, а на вырученные деньги у Родиона появится возможность продолжить учебу в университете.

Цель убить и обокрасть процентщицу, родившаяся еще до знакомства с Мармеладовым и вестей из дома, укрепилась. В душе Родион переживает борьбу между отвращением к кровавому поступку и высокой идеей о спасении ни в чем не повинных девушек, которые по воле судьбы играют роли жертв.


Раскольников все же убил старуху, а заодно ее кроткую младшую сестру Лизавету, пришедшую не вовремя в квартиру. Награбленное добро юноша спрятал в дыру под обоями, даже не выясняя, насколько теперь богат. Позже предусмотрительно перепрятал деньги и вещи в одном из питерских дворов.

После убийства Раскольникова настигают глубокие духовные переживания. Молодой человек собирался утопиться, но передумал. Он чувствует непреодолимую пропасть между собой и людьми, впадает в горячку и даже почти сознается в убийстве письмоводителю полицейского участка.


Измучившись от страха и одновременно с этим от жажды разоблачения, Родион Раскольников признался в убийстве . Сердобольной девушке не удалось уговорить молодого человека прийти в полицию с повинной, ведь тот намеревался «еще побороться». Но вскоре не выдержал, расплатившись за двойное убийство каторгой в Сибири. Соня отправилась вслед за Раскольниковым, поселившись рядом с местом его заключения.

Образ и основная мысль

Достоевский дает точное описание внешности Раскольникова: это красивый юноша с тонкими чертами лица и темными глазами, ростом выше среднего, стройный. Впечатление портит беднота одежды и злобное презрение, которое то и дело мелькает на лице героя.


Психологический портрет Родиона Романовича меняется на протяжении повествования. Сначала предстает гордая личность, но с крахом теории о «сверхчеловеке» гордыня усмиряется. В глубине души это добрый и чуткий человек, он преданно любит мать и сестру, однажды спас детей из пожара, а последние деньги отдал на похороны Мармеладова. Мысль о насилии ему чужда и даже противна.

Герой мучительно раздумывает на тему наполеоновской идеи о том, что человечество делится на две части – обычные люди и вершители судеб. Раскольникова беспокоят два вопроса – «тварь я дрожащая или право имею?» и «можно ли совершить малое зло ради большого добра?», ставшие мотивами его преступления.


Однако «идейный убийца» вскоре понимает, что преступить нравственные законы без последствий невозможно, придется пройти путь духовных страданий и прийти к раскаянию. Раскольникова можно смело назвать маргиналом, который не сумел защитить собственные убеждения. Его учение и бунт потерпели фиаско, нарисованная теория не выдержала испытаний реальностью. К концу романа характеристика главного персонажа меняется: Родион признает, что оказался «тварью дрожащей», обычным человеком со слабостями и пороками, и ему открывается истина – к полноте жизни, к любви, к Богу ведет лишь смирение сердца.

Экранизации

Главные герои романа «Преступление и наказание» появились во множестве фильмов российского и зарубежного кинематографа. Дебютировало произведение на родине в 1910 году, но современные любители творчества Достоевского потеряли возможность посмотреть труд режиссера Василия Гончарова – картина утрачена. Спустя три года Раскольников вновь «позвал» зрителей в кинотеатры, представ в лице артиста Павла Орленева.


Но это были незначительные ленты. Открыл летопись славных киноработ, поставленных по мотивам нетленного романа, фильм Пьера Шеналя с Пьером Бланшаром в главной роли. Французам удалось убедительно передать образ Раскольникова и трагизм русского произведения, актера даже наградили Кубком Вольпи. Еще в двух зарубежных картинах «Преступление и наказание» снимались словак Петер Лорре и француз .


Советский кинематограф прославился двухсерийным фильмом Льва Кулиджанова: на преступление пошел , который на съемочной площадке трудился вместе с (Порфирий Петрович), Татьяной Бедовой (Сонечка Мармеладова), (Лужин), (Мармеладов) и другими известными актерами. Тараторкину эта роль подарила популярность – до нее молодой актер скромно трудился в Ленинградском ТЮЗе и успел сняться в кино только однажды. Картина из всей россыпи постановок на тему произведения Федора Михайловича признана самой удачной.


Начало 2000-ых годов ознаменовалось бумом на создание фильмов по мотивам классических произведений. Режиссеры не прошли и мимо Достоевского. «Преступление и наказание» в восьми сериях экранизировал Дмитрий Светозаров. В картине 2007 года роль Родиона Раскольникова досталась , Соню Мармеладову сыграла , а Порфирия Петровича – . Киноработу с холодом приняли критики, назвав ее неоднозначной. В частности, смущала песня, сопровождающая титры:

«Кто много посмеет, тот и прав, тот над ними и властелин».
  • Журнал «Русский вестник» обязан роману Достоевского подъемом популярности. После опубликования «Преступления и наказания» издание приобрело 500 новых подписчиков – число внушительное по тем временам.
  • По первоначальной задумке автора роман ждал другой финал. Раскольников должен был покончить жизнь самоубийством, но Федор Михайлович решил, что такой исход уж слишком прост.

  • В Санкт-Петербурге по адресу ул. Гражданская, 19 – Столярный пер., 5 расположен дом, который называют домом Раскольникова. Считается, что в нем и жил главный герой романа. На чердак, как и написано в книге, ведут ровно 13 ступенек. Достоевский детально описывает и двор, где спрятал награбленное его персонаж. По мемуарным признаниям писателя, двор тоже реальный – Федор Михайлович обратил внимание на это место, когда на прогулке справлял там нужду.

  • Георгия Тараторкина утвердили на роль по фотографии. Актер лежал с тяжелой болезнью в больнице, диагноз ставили неутешительный – по прогнозам врачей пришлось бы ампутировать ноги. На фото Тараторкин впечатлил режиссера болезненным осунувшимся лицом, таким и представлялся ему Раскольников. Когда молодой актер получил радостную весть об утверждении его кандидатуры, тут же встал на ноги. Так роль спасла мужчине конечности.
  • В фильме Кулиджанова эпизод уничтожения улик Раскольниковым после убийства сопровождается приглушенным ритмичным стуком. Этот звук – записанное на магнитофон биение сердца Георгия Тараторкина.

Цитаты

«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово... Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели».
«Ко всему-то подлец-человек привыкает!»
«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
«Станьте солнцем, вас все и увидят».
«Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести».
«При неудаче все кажется глупо!»
«Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»
«Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся».

Родион Раскольников - молодой человек, студент, живущий в Санкт-Петербурге вдали от матери и сестры. Обучение он не может окончить из-за тяжелого материального положения. Описание его душевного состояния занимает в романе центральное место. Не зря писатель Федор Достоевский начинает описывать Раскольникова не с внешних его черт, а именно рисуя душевный портрет:

«Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься»

Родион красив и привлекателен для девушек. Однако он погружен в себя.

«Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался...»

Бедность Родиона бросается в глаза, она становится объектом насмешек на улице:

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... крикнул ему вдруг, проезжая: "Эй ты, немецкий шляпник!" - и заорал во все горло, указывая на него рукой, - молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская. но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону...»

Убив из-за денег старуху-процентщицу, Родион Раскольников переживает сильнейший стресс, но не по причине страшных воспоминаний или угрызений совести. Раскольников боится наказания. Он иногда готов даже покаяться и признаться в убийстве, но через минуту дико боится, что его кто-нибудь «раскусит»:

«Он чувствовал во всем себе страшный беспорядок. Он сам боялся не совладеть с собой. Он старался прицепиться к чему-нибудь и о чем-нибудь думать, о совершенно постороннем, но это совсем не удавалось....Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал. ...»

Со временем Раскольников не выдерживает и находит человека, которому может исповедоваться в своем грехе, облегчить душу, выговориться - Соню Мармеладову. Перед тем, как сказать ей это, он чувствует сильное волнение:

«Эта минута была ужасно похожа, в его ощущении, на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже «ни мгновения нельзя было терять более».

Увидев безграничную любовь Сони к нему даже после признания, Раскольников ощущает в себе вновь человека, достойного тепла от других:

«Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах...»

В любовь Сони Раскольников не верит очень долго. Не верит он, и что достоин какой-либо любви и лучшей жизни сам:

«Ну вот, ты плачешь и опять меня обнимаешь, - ну за что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить: «страдай и ты, мне легче будет!» И можешь ты любить такого подлеца?... Я потому и пришел, что зол.... трус и… подлец!»

Хотя Родиону удалось скрыться от следствия, он сам приходит в полицию и признается в убийстве. Раскольников сам сознательно выбирает искупить свою вину на каторге, понести заслуженное наказание.

«Преступник твердо, точно и ясно поддерживал свое показание, не запутывая обстоятельств, не смягчая их в свою пользу, не искажая фактов, не забывая малейшей подробности...»

На каторге Раскольников держится гордо, «уверяя, что все эти заботы о нем только досаждают ему...». Каторжные не полюбили Раскольникова, один даже готов был его убить. Сам Родион тоже чуждается всех. Его раскаяние теперь кажется ему самому глупой игрой.

«Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя....Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною. ..»

Свет в окошке неожиданно проливается на этого человека в финале романа вместе со взаимным чувством к Соне Мармеладовой, что поехала заботиться о нем на каторге.

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени... В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»

(392 слова)

Главным героем романа Ф.М. Достоевского является студент Родион Раскольников. Именно через повествование о судьбе этого персонажа писатель пытается донести до читателя свои мысли.

Всё произведение является, по сути, разоблачением первых около-ницшеанских идей, которые приобрели определённую популярность в конце XIX века. Не случайно герой является выходцем из студенческой среды, более всего подверженной самым разнообразным веяниям и волнениям.

Родион – привлекательный, умный, но крайне бедный молодой человек, он живёт в убогой квартирке и не может продолжать обучение. В голове героя приживается идея о превосходстве одних людей над другими. Себя он, само собой, относит именно к высшей категории, а остальных считает бесполезной серой массой. Следуя своей же логике, теоретик ницшеанства решается на убийство мерзкой старухи, чтобы использовать её деньги на благие дела.

Однако Достоевский сразу же показывает борьбу героя с самим собой. Раскольников постоянно сомневается, то отказываясь от этой затеи, то снова возвращаясь к ней. Он видит сон, в котором он ещё ребёнком плачет над забитой лошадью, и понимает, что не сможет убить человека, но случайно услышав, что старуха будет дома одна, всё-таки решается на преступление. Наш герой разработал безупречный план, однако всё заканчивается настоящей бойней: он убивает не только Алену Ивановну, но и её беременную сестру, и в панике сбегает, прихватив с собой лишь горстку украшений. Раскольников — не злодей и не безумец, но безденежье, болезнь и безысходность доводят его до отчаяния.

Совершив преступление, Родион теряет покой. Его болезнь обостряется, он прикован к постели и страдает от кошмаров, в которых вновь и вновь переживает случившееся. Постоянно усиливающийся страх разоблачения терзает его, а изнутри героя мучает совесть, хоть и сам он в этом не признаётся. Ещё одно чувство, ставшее неотъемлемой частью Раскольникова, стало одиночество. Переступив закон и мораль, он отделил себя от других людей, даже его лучший друг Разумихин, его сестра Дуня и мать Пульхерия становятся ему чужими и непонятными. Свою последнюю надежду он видит в проститутке Соне Мармеладовой, которая, по его мнению, тоже переступила закон и мораль, а потому может понять убийцу. Возможно, он надеялся на оправдание, но Соня призывает его покаяться и принять наказание.

В конце концов, Раскольников разочаровывается в себе и сдаётся полиции. Однако, Родион все еще продолжает верить в свою теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Только в эпилоге к нему приходит осознание бессмысленности и жестокости этой идеи, и, отрёкшись от нее, герой встаёт на путь духовного возрождения.

Именно через образ Раскольникова Достоевский низвергает эгоцентризм и бонапартизм, а возвышает христианство и человеколюбие.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!