Описание по картинам С. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” и С. Баулина “Храм…”. Описание картины баулина храм покрова на нерли

Прежде, чем перейти к описанию картины, хочу сказать несколько слов о храме, изображённом на ней. Этот храм очень древний. До нашего времени дошли сведенья, что построен он в XII веке по велению Владимирского князя Андрея Боголюбского. Вернувшись из военного похода он решил воздвигнуть храм в честь победы и в память о своём погибшем сыне. В выборе места под строительство князь принимал живое участие. Известно, что прежде чем приступить к постройке храма, пришлось создать искусственный холм из глины и огромных камней-валунов, так как во время половодья уровень воды в реке сильно поднимался и затапливал данный участок суши. Название храму также дал князь, в честь праздника Покрова, который в наше время отмечается 14 октября.
Из вышесказанного ясно, что храм представляет большую историческую и культурную ценность, поэтому неудивительно, что ряд художников увековечил эту святыню на своих картинах. Одним из таких художников был Сергей Алексеевич Баулин. Рассмотрим повнимательнее его картину. Художник изобразил серый пасмурный день, может вечер. На переднем плане крутой берег, весь поросший густой травой. Мимо течёт спокойная река, в которой угадывается отражение берега и неба. В центре картины, на вершине холма мы видим церковь. Она высокая, каменная, белая, с длинными узкими окнами, с величественной колокольней под тёмным куполом. В целом храм производит впечатление лёгкого, устремлённого вверх здания. Притягивает взгляд высокая арочная дверь в церковь. Она тёмного цвета, очертания её можно только угадать или представить. Она притягивает взгляд зрителя, у которого возникает желание войти в эту дверь и непременно разглядеть внутреннее убранство церкви, почувствовать прохладу стен и ощутить на себе пробивающиеся сквозь высокие окна лучи солнца. Художник, наверное, не случайно сделал эту картину безлюдной, окружив церковь лишь несколькими деревьями и бесконечным небом, заполнившим собой почти всё пространство картины. Этим он хотел подчеркнуть красоту и величие строения. На мой взгляд, картина проникнута спокойствием и умиротворением. Кажется, никто и ничто не нарушит одиночества церкви. Но так хочется думать, что бывают дни, когда всё вокруг наполняется праздничным колокольным звоном и всё пространство заполняется разноцветной шумной толпой верующих.

«Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 21.03.2019 Никогда такого не было - и вот опять. Пока все силы были брошены на охрану Репина, злоумышленники нашли брешь в охране другого здания - в Лаврушинском переулке. С утра московские радиостанции наперебой обсуждают новый «перформанс» в ГТГ. На сей раз голый
  • 19.03.2019 Концепт электрокара, вдохновленный проектами великого соотечественника, итальянцы представили в год 500-летия со дня смерти Леонардо
  • 19.03.2019 После повреждения репинского «Ивана Грозного…» и наглого похищения работы Куинджи появились опасения, что посетители блокбастера «Илья Репин» столкнутся с закручиванием гаек
  • 19.03.2019 Новый фарфор Bernardaud Les Bouquets de Fleurs de Marc Chagall представляли в ГМИИ им. А. С. Пушкина приехавшие в Москву внучки Шагала Мерет Мейер и Белла Мейер
    • 29.03.2019 Продано 50 % лотов, покупали Москва и Санкт-Петербург. Торги прошли на фоне хорошей покупательской активности
    • 27.03.2019 12 и 13 апреля 2019 года аукционный дом Hargesheimer Kunstauktionen GmbH в Дюссельдорфе (Германия) проводит очередные весенние торги «Русское искусство» и «Русские и греческие иконы»
    • 27.03.2019 Наибольшим спросом пользовались ювелирные украшения, фарфор и изделия из серебра
    • 26.03.2019 К аукциону живописи, графики и ДПИ, который состоится 28 марта, «Литфонд» подготовил 165 лотов: от иконы конца XVII века и гравюры с изображением императора Петра II первой трети XVIII века до работ наших современников
    • 26.03.2019 Традиционные двадцать лотов - это десять живописных работ, пять листов оригинальной графики, две работы в смешанной технике, одна авторская скульптура, одна фарфоровая тарелка и одна фотография
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
    • 27.11.2018 Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
    • 20.11.2018 Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников - это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья
    • 29.03.2019 Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
    • 29.03.2019 Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью - в том крыле дворца, где жил Николай I
    • 28.03.2019 Выставка в Доме И. С. Остроухова в Трубниковском переулке приурочена к 80-летию со дня рождения В. Ерофеева и к 50-летию его самого знаменитого произведения. Экспозицию составили работы художника Кирилла Мамонова по мотивам поэмы «Москва - Петушки»
    • 26.03.2019 На выставке одного из ярких представителей искусства эпохи застоя, перестройки и постсоветского времени представлено 86 живописных произведений и одна видеоинсталляция из собрания ГТГ и частных коллекций
    • 06.03.2019 В Театральной галерее на Малой Ордынке открывается персональная выставка Владимира Любарова

    Средняя оценка: 4.4


    Церковь Покрова на Нерли - удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, вели­чайший памятник мировой архитектуры. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу ре­ки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень жи­вописном месте. С одной стороны - величествен­ная река, с другой - красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание укра­шено резьбой. Храм с полным правом можно на­звать жемчужиной мирового зодчества. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков. Она была построена в 1165 г. в честь завер­шения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Рядом с церковью в те далекие времена на­ходилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь бы­ла своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь ви­дели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства. Для православных людей церковь Покрова - это настоящая святыня. Можно представить, с ка­ким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, который вызывает в душе самые светлые чувства и благостное настроение.
    Сергей Васильевич Герасимов (1885--1964), та­лантливейший русский живописец, много внима­ния уделял пейзажам. Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что цер­ковь показана не сама по себе, она как бы центр ма­ленькой Вселенной, представленной удивитель­ным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изы­сканность храма, который является делом рук че­ловеческих.
    Сергей Алексеевич Баулин (1904 - 1976) извес­тный русский художник, его по праву считают мас­тером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектур­ные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие по­дробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изыскан­ным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание каже­тся живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не мо­жет не восхищать наших современников.
    Необыкновенный талант древнерусских мастеров, на­ших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А кар­тины известных мастеров позволяют нам насла­диться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.

    Еще одним известным русским художником есть Баулин Сергей Алексеевич.
    Многие считаю его мастером именно архитектурного пейзажа.
    На многих своих картинах автор очень талантливо изображает архитектурные стили разных времен.
    К его удивительным работам относится церковь Покрова, расположена на реке Нерль.
    Этот храм занимает не последнее место среди святынь России.
    Небольшая и скромная церквушка построена и названа в честь праздника Святой Покровы.
    Многих художников она не оставила равнодушными, и теперь красуется на полотнах этих авторов.

    Именно на полотне Сергея Баулина церковь Покрова показана вблизи, крупным планом.
    Нашему взору видны мельчайшие детали и подробности.
    Присмотревшись, можно даже рассмотреть красивую резьбу, которой украшено здание.
    Само здание имеет очень интересную форму, большой квадрат, с середины которого в небо стремится один купол.
    Даже не верится, что в такие древние времена, возможно, было создать такую красоту.
    Место для постройки храма тоже не может не удивлять.
    Веря истории, говорят, что его указал сам князь Боголюбский.
    Невысокий холмик посреди реки Нерль, а потом бескрайние просторы зеленых лугов переходящих вдали в небо.
    Холм был насыпан специально, так как весной река разливается широким половодьем.

    На полотне «Храм Покрова на Нерли» Сергей Баулин изобразил хмурый день.
    Вся его темнота показана в одном небе.
    Он темно-синего, даже серого цвета.
    Тучи тяжелые и густые закрыли солнце.
    На этом темном фоне, церковь кажется еще светлее и ярче, как лучик света в темноте.
    Так она символизирует святыню добра и света.
    Автор хочет нам показать, что какая бы ни была погода или настроение храм всегда примет и покажет все хорошее и прекрасное в любой ситуации.
    Главное, верить в себя и никогда не отступать с праведного пути.

    Баулин Сергей Алексеевич. Храм Покрова на Нерли

    От Древней Руси до нас дошло ничтожное количество уцелевших храмов и сооружений. Непрерывные войны, нашествия иноплеменных войск, не способствовали их сохранению. К одним из немногих уцелевших шедевров относится и Храм Покрова на Нерли, так этот храм вошел в историю Руси и России.
    Построенный на берегу реки Нерль, в нескольких километрах от Боголюбова, она высится уже с 1165 года. Одновременно служа памятником погибшему сыну Андрея Боголюбского и Знаком Победы во время похода князя Андрея Боголюбского на Болгарию, белокаменное строение отражается в тихой воде реки. С тех далеких лет многое изменилось - сведены густые леса, обмелела прежде судоходная река Нерль, но Храм продолжает притягивать к себе взоры многочисленных паломников и художников. Только скромные остатки былой пристани показывают, что раньше к Суздалю и Владимиру спешили многочисленные ладьи купцов и иноземных гостей. И всех их встречала величавая церковь Покрова, служа напоминанием о величии и могуществе Владимиро-Суздальского княжества.
    Когда значение Киева как "матери городов русских" упало, в следствии татарского нашествия, непрерывных распрей за "Великий стол", именно Владимиро-Суздальская Русь стала основой для нового "Великого" стола князей, которые отошли от беспрерывной склоки за Киев и стали собирать Русские земли вокруг Северо-Восточных земель.
    Именно во Владимире стали впервые, после Киева строить каменные Храмы и одним из них стал Храм Покрова на Нерли.
    Одним из самых замечательных князей Руси того периода являлся Андрей, за свою веру получивший прозвище Боголюбский.
    В его правление и начали праздновать Праздник Покрова Святой Богоматери. Легенда рассказывает, что в 910 году в Константинополе случилось чудо со св. Андреем Константинопольским, Христа ради юродивого.
    В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», — ответил Епифаний.
    Этот Покров или омофор помог отразить нашествие на Византию славян во главе с Олегом. Когда омофор окунули в воды Влахернского залива, поднялась буря, которая разметала бесчисленные небольшие лодки славян. Олег не смог завоевать Константинополь, хотя и хорошо нажился на дани, которую заплатил ему базилевс. Уходя, Олег прибил свой щит ко вратам Царьграда, как славяне называли Константинополь в знак своей победы.
    Но через почти сотню лет христианство укоренилось на Руси и Андрей Боголюбский, во знаменование чуда, которое произошло с Андреем Константинопольским учредил праздник Покрова богоматери и приказал выстроить Храм. Этот праздник с тех пор остался одним из Великих праздников в Русской православной церкви., хотя Греческая церковь его уже не упоминает в числе Великих.
    И сейчас и в прошлом Храм притягивал к себе художников, которым дорога красота Русской земли, которые восхищались спокойной безмятежностью Средне-Русской равнины.
    Русские зодчие всегда строили церкви и храмы на возвышенностях, для того, чтобы храм был ближе к Богу и, чтобы его было видно издалека. Золотой купол Храма поднимается к небесам, вознося молитвы прихожан. Река, озеро и между ними Храм создают единственную в своём роде композицию.
    Храм служил моделью для многочисленных художников, просто трудно перечислить их всех, но наибольшую известность получили картины двух замечательных русских художников Герасимова Сергея Васильевича (1885—-1964) и Баулина Сергеевича Алексеевича (1904 — 1976).
    Интересно сравнить композиции двух замечательных художников, рисующих один и тот же сюжет.
    В картине Герасимова легкая, хотя и каменная церковь стоит центром маленького микрокосма, притягивая к себе взоры и души верующих. Простое по форме строение, удивительно гармоничное во всех частях стоит среди зеленеющих лугов, на переднем плане ярко-синяя река, берега которой заросли одуванчиками. Ребенок собирает цветы и вся композиция дышит покоем и радостью. Несколько деревьев оживляют пейзаж и небо как бы говорит, что все беды остались в прошлом.
    Картина Баулина решена в другой композиции.
    Храм значительно придвинут к зрителю, возвышаясь на небольшом пригорке. Река показана более широкой, чем на картине Герасимова а далеко не безоблачное небо служит выигрышным фоном для белых стен Храма.
    Деревья на этом берегу засохли, торчать только голые ветви, создавая соответствующее настроение у зрителя, но на том берегу, под защитой Храма деревья растут как ни в чем не бывало.
    Великие произведения живописи позволяют нам, людям, которые никогда не видели этого Храма окунуться в прекрасную атмосферу Средне-Русской равнины, почувствовать святость и умиротворенность этих мест.