Описание картины Репина «Портрет Пирогова. Патология в искусстве: чем болели на картинах Возрождения

В своем коротком юмористическом рассказе «Хирургия» отточил текст настолько, что каждое слово в нем имело вес единственно возможного. В своих записях писатель отмечал, что «искусство писать – это искусство сокращать».

Рассказ написан в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на несоответствие служит также описание внешности «хирурга» Курятина в первых строках рассказа. Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание.

Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.

Писатель первоначально определил его сюжет как «сценку». Рассказ строится на диалогах. Речь персонажей – главная характеристика их образов. В рассказе их два: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Фамилия дьячка – говорящая, означающая: «Внимайте! ». Он пришел в больницу с бедой, чтобы ему оказали внимание.

События следуют в хронологическом порядке . В завязке рассказа в земскую больницу приходит Вонмигласов с жалобой на зубную боль. В части развития действия фельдшер, осмотрев пациента, решает зуб удалить. Герои вежливы друг с другом. Дьячок с благоговением выслушивает рассуждения Курятина о хирургии, авансом хваля его за результат. С маской смиренности невпопад цитирует Священное писание. Курятин говорит о хирургии как о пустяке, наугад выбирая инструмент для работы.

С первой попытки удалить зуб не удается (кульминация ). В диалоге происходят изменения. От елейности дьячка не остается и следа. Он бранится. А Курятин теперь говорит о хирургии как о нелегком деле.

Вторая кульминация : еще одна попытка вырвать зуб заканчивается тем, что во рту дьячка остаются торчать осколки. Он обзывается, сокрушается, его напускное смирение исчезает. Речь фельдшера состоит из незаконченных фраз, повторов, что показывает его как не знающего своего дела человека. Упоминание трижды о своем якобы успехе в удалении зуба помещика Египетского и противоречие этого хвастовства реальности подводят к вопросу – а был ли помещик?

Развязка : фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки с взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси». Финал остается открытым. Эта особенность произведений Чехова оставляет читателю шанс что-то важное додумать.

В рассказе нет оценок автора. Он пишет от лица стороннего наблюдателя. Но за время чтения создается полная картина о характерах. Смирение Вонмигласова сменяется грубой бранью. «Хамелеонство» звучит и в словах Курятина. О помещике он говорит с чинопочитанием, а к дьячку относится с пренебрежением. Непрофессионализм фельдшера «оценивают» слова дьячка и его уход.

Образы в диалогах вырисованы так, что к концу истории персонажи воспринимаются как реальные люди. Действия описывается короткими и редкими вставками-ремарками, внутри диалогов. Этим приемом создается зрительная картина повествования.

В рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость, невежество, хамство, чинопочитание и хвастовство.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

Художники располагают множеством средств, чтобы вызвать различные чувства, но не каждому дано передать ощущения человека, который болен. Следующие картины являются хорошей иллюстрацией того, как медицинская патология отражается на человеческом облике и внутреннем состоянии.

Портреты Уильяма Утермолена До и после Альцгеймера

1. Болезнь Альцгеймера

Автопортреты Уильяма Утермолена (William Utermohlen) в процессе развития старческого слабоумия. Когда Уильяму Утермолену был поставлен диагноз болезнь Альцгеймера , он решил сделать серию автопортретов, которые смогут проиллюстрировать постепенное ухудшение его состояния. О том, что это неизбежно, художник знал. Но в процессе болезни и накопления неврологических расстройств Утермолен старался адаптировать манеру своего письма под новые условия. На последних портретах черты лица уже различить нельзя, но все же сохранилась примерная схема тела. В 1999 году Утермолен написал свой последний портрет, а в 2007 он умер в возрасте 74 лет.

2. Эпидемия чумы

Никола Пуссен (1594-1665). «Чума в Ашдоде». В период пандемии чумы люди погибали целыми семьями в считанные часы, гибли целые поселки и небольшие города. Дети, которые оставались без родителей, могли быть забраны в другие семьи прямо с улицы, где умирали их родные.

3. Гирсутизм

Джузеппе де Рибера, "Портрет Магдалены Вентуры и ее семьи", 1631. На картине изображена женщина с бородой, ее муж и ребенок. Магдалена Вентура не всегда была обладательницей окладистой бороды. Оволосение по мужскому типу на лице споявилось у женщины в 37 лет. На картине изображен не первый ее ребенок, но сохранить фертильность на фоне гирсутизма удается далеко не свегда. Внезапное развитие повышенного оволосения говорит о гормональном сбое, нередко это может быть проявлением гормональной опухоли.

4. Эпилепсия

Преображение Христа на горе Фавор - Рафаэль Санти. Этот библейский сюжет может быть иллюстрацией эпилепсии . В правой части картины изображен мальчик в судорожном припадке, которого держит отец. Тонические судороги хорошо видны в рельефе мышц руки.

5. Врожденный сифилис

6. Биполярное расстройство личности, МДП

Эдвард Мунк страдал от маниакально-депрессивного психоза (биполярного расстройства личности) много лет. Его работа "Крик" отражает состояние маникальной фазы, когда все чувства больного обострены и могут многократно усиливаться. Сам Эдвард Мунк писал об истории рождения идеи написать картину "Крик" так:

"Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу."

7. Хронический алкоголизм

Репин, Портрет композитора Мусоргского. Это единственный прижизненный портрет композитора, который Илья Репин написал за несколько дней до его смерти. Художник специально приехал к Мусоргскому в больницу, где тот проходил лечение после очередного приступа алкогольного делирия (белой горячки). К сожалению, талантливый композитор не в силах был сопротивляться алкоголизму .

8. Депрессия

Демон сидящий, Врубель. Художник страдал расстройством личности, которое сопровождалось частыми эпизодами депрессии . Демон сидящий был написан в особенно сложный период жизни Врубеля.

9. Нарколепсия, сонный паралич

Генри Фюзели, Ночной кошмар. Картина иллюстрирует состояние человека, которого застиг сонный паралич (каталепсия). При сонном параличе мышцы крайне расслаблены, и человек не может усилием воли двигать телом. При этом возникает ощущение тяжести в груди, и страха смерти. Это состояние является сопровождает нарколепсию: расстройство сна, при котором человека застигают приступы сонливости в самых неожиданных ситуациях.

Портрет Н. И. Пирогова был написан в мае 1881 году, за несколько месяцев до смерти великого русского хирурга и ученого. В эти в Москве торжественно отмечался пятидесятилетний юбилей профессиональной деятельности Пирогова. Гениальный хирург согласился позировать Репину, несмотря на плотный график мероприятий.

Впоследствии Репин вспоминал, как захватили его талант и своеобразие личности портретируемого, и как легко и быстро ему работалось. На создание великолепного законченного портрета понадобилось всего три сеанса.

Красиво выделяется на темном фоне мощная седая голова, очень выразительно написано красноватое лицо старого человека. Взгляд Николая Ивановича слегка прищурен, плотно сжаты губы. Руки, решительно сложенные на груди, гордо откинутая назад голова, приподнятый подбородок, чуть нахмуренный лоб и живость взора рассказывают о решительном характере и горячем темпераменте, остром уме и целеустремленности. Пирогов кажется пристально вглядывающимся и очень мудрым, все подмечающим.

Технику, в которой написан портрет, отличает невероятное мастерство. Мазки – легкие, естественные – словно не образуют сами форму, а только непринужденно ее обхватывают, словно одежда облегает тело.

Портрет Н. И. Пирогова – не только художественный, но и глубоко психологический. Репин показал не просто старого человека (Пирогову было 70 лет) – он сумел донести значение личности великого основателя военно-полевой хирургии, гуманиста и ученого. Магия репинской живописи велика – полотно пронизано духом безмятежности и бессмертия.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Портрет Н. И. Пирогова», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Написанный рассказ А. П. Чеховым «Хирургия» наполнен юмором, с саркастическим содержанием. Действие происходит в кабинете одной из больниц села.

Рассмотрим внешний вид фельдшера Курятина. Он пришёл на работу в грязном халате, на рабочем месте курит, разговаривая с посетителями.

Характерные черты главных героев проявляются в общении друг с другом. Больной – дьячок пришёл с больным зубом. Объясняет, что никакие средства не устранили его болезненные ощущения в зубе.

Во рту один разрушенный зуб. Фельдшер предлагает его удалить. Дьяк соглашается и уважением относится к доктору, через каждое слово отмечает значимость доктора, называет по имени и отчеству. Фельдшер на ходу придумывает историю про помещика. Настоящий хирург отправился по приглашению на свадьбу, а Курятин его замещает. Фельдшер делает две неудачные попытки и от зуба остаются осколки.

Вначале «хирург» отзывается о выполнении выдернуть зуб, как лёгкую работу. Но, затем оказывается, что после первой попытки не удаётся это сделать. И со стороны дьячка начинают сыпаться не довольные фразы.И отношение доктора к больному тоже меняется. Но, врач меняет своё мнение о хирургии, как об ответственной и опасной работе. И второй раз у доктора не получается, на месте зуба остаются ужасные куски. И нам становится ясно, что вылеченного помещика никогда не было.

Не сделав качественно работу, «доктор» не испытывает угрызения совести. Автор даёт возможность читателю придумать конец сюжета. В итоге дьячок уходит не довольным результатом. Работа не доведена до конца, а сделано ещё хуже.

В начале произведения все вежливы и почтительны друг другу, а в конце наблюдается негативное отношение. Больной начинает понимать, что «доктор» шарлатан и чувствует, что он после двух попыток не сделает качественно работу. Уходит, после не выполненного лечения. Автор высмеивает притворство, неумение общаться с людьми, ложь, хвастливость и нежелание признать свои ошибки.

Сочинение по произведению Хирургия Чехова

Будучи по основной профессии врачом, Чехов обращается к хорошо известной ему теме - медицине. Там тоже можно найти над, чем посмеяться и поразмыслить. Главная мысль рассказа - непрофессионализм некоторых медицинских работников.

Главные герои рассказа - дьяк и фельдшер со знаковой фамилией Курятин. Она ассоциируется со словами «курить» и «курица». Начало вполне обычное для лечебных учреждений. Выходной день, врач уехал жениться, приём ведёт фельдшер. Всё бы ничего, но если посмотреть на него, то отпадёт всякое желание идти на приём. Чехов описывает его так. Мужчина возраста около сорока лет, одетый в какую-то поношенную душегрейку и потрепанные брюки. В левой руке между пальцами - вонючая, тлеющая сигара. Самовлюблённый ленивый пижон, любящий пускать пыль в глаза. Не несёт никакой ответственности за свои действия. На лице наигранная приятность.

И тут как на грех, у местного дьяка с фамилией Вонмигласов разболелся зуб. Делать нечего, пришлось ему идти в больницу. Сначала дьяк хвалит фельдшера. Курятин собирается удалять ему зуб. Он утверждает, что сделать это очень просто «пустяки, раз плюнуть». И что он удалял зуб помещику. Но это оказалось не так-то просто. Необходимых навыков у фельдшера нет, он всегда надеется на русское «авось». Инструменты выбирает по методу «тыка». В результате со второй попытки во рту дьяка вместо зуба торчат два осколка. Намучившись, он начинает ругаться. Теперь уже фельдшер оправдывается, что зуб удалить - это нелегко. В результате они перегрызлись, как кошка с собакой. Дьяк ничем не лучше фельдшера. Он полон лицемерия, грубый и глупый болтун. В отсутствие иконы крестится на бутыль с карболовым раствором. Ему всё - равно на что креститься, главное - соблюсти обычай.

Финал рассказа остаётся открытым. Каждый читатель может сам дописать его по своему усмотрению. После такого «лечения» дьяк вряд ли ещё раз обратится в больницу, он будет искать какого-нибудь деревенского коновала, чтобы он ему удалил осколки зуба. И убеждать всех встречных, что в больницу ходить нет смысла, помощь там всё-равно не окажут.

Но не стоит делать поспешных выводов. Уехавший на свадьбу доктор не виноват, он имеет право на личную жизнь. Он же не может работать сутками без отдыха и выходных. Это виновато земское начальство, которое не позаботилось о втором враче. А вот фельдшер виноват в том, что берётся не за своё дело.

В наше время многие люди не верят государственной медицине, обращаются к доморощенным лекарям и шарлатанам. Как не вспомнить массовый психоз 90-х годов, когда вся страна прикладывала к телеэкрану больные места и заряжала воду в тазиках на телевизионных сеансах лже - доктора Чумака. А Геннадий Малахов со своими рецептами от всех болезней? Многие следовали этим советам. Как же любят наши люди лечиться заочно!

Как ни прискорбно, рассказ актуален и в наши дни. В некоторых больницам огромной России до сих пор мало что изменилось. Теперь стало модно просто покупать дипломы врачей и можно идти практиковать. Некоторые медработники и клизму поставить не могут, не говоря уже про удаление зубов.

Несколько интересных сочинений

    У каждого человека в сердце должно быть место для Родины. Ведь это наш дом, наша жизнь, и всё, что дорого и близко нашей душе. Я думаю, что воспитание любви к Родине начинается с семьи

    Ипполит – молодой юноша, которому скоро предстоит оставить этот свет, он страдает от чахотки и полностью отгородился от мира. Молодой человек всего 17 лет размышляет как умудренный философ.

Великий хирург Н. И. Пирогов, автор атласа «Лицо больного», был уверен и доказывал на практике, что любое заболевание отпечатывается на лице. Зная, как выглядят эти «отпечатки», лишь по лицу можно достаточно точно определить болезнь. Подобным образом действовал знаменитый русский терапевт Г.А. Захарьин, который безошибочно ставил диагнозы, основываясь исключительно на анализе внешности пациента.

В Корее, Китае, Тибете тоже широко распространена диагностика на основании тщательного анализа лица и внешности в целом, и есть даже несколько школ, предлагающих собственные системы для такого анализа.

В самом деле, мимика, симметрия, визуализация особенностей кровоснабжения могут многое рассказать специалисту о состоянии человека, не говоря уже о серьезных патологических процессах.

Именно поэтому столь любопытно изучать наследие былых эпох: скульпторы и художники вольно или невольно передали нам целый пласт данных о заболеваниях, характерных для определенных регионов и эпох. Очень богато и ярко они нашли отражение в живописи и в меньшей степени – в скульптуре.

Мы можем делать выводы о темпах развития медицины в разных культурах и распространенных в то время болезнях. Так, на барельефах Древнего Рима и Египта находят реалистичные изображения процесса родов и родового оборудования, а на палермских фресках XV века можно увидеть больных проказой. На картинах периода средневековья изображено огромное количество страдающих, раненых и умирающих людей. Кроме того, на них можно увидеть множество заболеваний, распространенных и в наше время. Таким образом, картинные и скульптурные галереи дают специалистам интереснейшее поле для изучения.

Питер Гюйс «Извлечение камня безумия», XVI в.

Чего не увидит на этих картинах обычный человек, но заметит медик?

Мы можем проследить, как распространялись те или иные заболевания в определенный отрезок времени. К примеру, в эпоху Возрождения появились картины, герои которых имели изменения кожи, характерные для сифилиса. В некоторых странах Восточной Европы аналогичные мотивы можно обнаружить в скульптурных композициях. В то же время и чуть позднее на многих полотнах можно увидеть лица с чертами, характерными для синдрома Дауна, из чего можно сделать вывод, что это заболевание было достаточно распространено.

Анализ работ швейцарских портретистов XV–XIX веков свидетельствует о непрекращающейся «эпидемии» зоба в тех краях и позволяет установить, что женщины страдали им почти в два раза чаще, чем мужчины. И действительно, в то время в регионе был серьезный дефицит йода.

Вообще, заболевания щитовидной железы отражены в работах многих мастеров, творивших в разное время в разных странах. Для примера приведем одну из известных картин П. Рубенса «Портрет Сюзанны Фоурмент».

А еще на этой и многих других картинах мастера можно увидеть людей, страдающих заболеваниями суставов, – подагрой, ревматоидным артритом, ревматической лихорадкой. По дошедшим до нас сведеньям, многие болезни двигательного аппарата тогда уже умели диагностировать, но далеко не все и не всегда точно, а эффективных способов борьбы с ними почти не знали.

Мастер и сам страдал от болезней суставов, из-за которых ему все труднее было творить. Те же недуги мучали и его моделей – обратите внимание на пальцы «Трех граций». Вдобавок у модели, изображенной справа, можно заподозрить рак молочной железы – она деформирована, сосок втянут и увеличены лимфоузлы под мышкой.

На фрагменте триптиха «Жертвователи» Яна Госсарта (XVI в.) и многих картинах Ван Эйка (XV в.) изображены люди с деформированными суставами, поэтому можно сделать вывод, что эпидемия ревматоидного артрита началась значительно раньше, чем принято считать.

Ян Госсарт «Жертвователи», середина XVI в.

Страдал от заболевания суставов и великий Микеланджело – деформированные конечности видны на его прижизненных портретах, в возрасте старше 60 лет. Есть основания предполагать, что причиной был остеоартроз, хотя сам мастер считал, что у него подагра. Однако на кончиках пальцев отсутствуют характерные для подагрического артрита тофусы. Скорее всего, изменения суставов носили дегенеративный характер.

По мнению некоторых медиков, знаменитый Давид (точнее, позировавший для него натурщик) Микеланджело страдал пупочной грыжей. Сейчас флорентийцы обследуют другие скульптуры мастера: если у них обнаружатся аналогичные признаки, можно будет сделать вывод, что скульптору позировал один и тот же человек. С точки зрения медицины эта информация бесполезна, а вот искусствоведы и археологи скажут флорентийским врачам огромное «Спасибо».

Как видно по предыдущим примерам, из картин и скульптур можно почерпнуть много информации, даже если мастера прошлого не задавались целью намеренно изображать какие-либо недуги или интересные медикам состояния.

Возьмем, к примеру, «Страдания Иова» Джованни Баттиста Ланджетти (XVII в.). На картине видны утолщенные ногтевые пластины, отходящие от ногтевого ложа (онихогрифоз), а на коленях, локтях, кистях и стопах – узловатые серо-розовые высыпания. Тут мы вспоминаем, что, согласно легендам, Иов страдал проказой.

На картине «Раскаянье апостола Петра» Джованни Ланфранко (XVII в.) святой изображен с пустулами на носу.

Болезни тела и…

Если говорить об автопортретах, которые многие мастера писали с определенной периодичностью, можно проследить, как прогрессировало у художников то или иное физическое или психическое заболевание.

Особенно ценны картины, выполненные в духе реализма. Так, на картине Матиаса Стомма «Поклонение младенцу» на волосистой части головы и лбу одного из пастухов визуализируется невус сальных желез Ядассона.

На портрете российского императора Павла І работы С. Щукина (XVIII в.) отчетливо виден седловидный нос.

А у персонажа картины «Косолапый мальчик» (XVII в.), которая принадлежит кисти Хусепе де Риберы, очевиден дефект развития. У этого художника немало картин, изображающих калек и людей, страдающих психическими заболеваниями.

Отличался в этом смысле и знаменитый Питер Брейгель Старший: по картинам художника можно ставить точные диагнозы его натурщикам. Только на одной его знаменитой картине «Слепые» есть и увечные люди, и страдающие лейкомой, и с атрофией глазного яблока.

На картине Э. Мунка «Наследственность» запечатлен ребенок с врожденным сифилисом

А вот картина Роберта Флери (XVIII век), изображающая приезд знаменитого доктора Пинеля в Сальпетриер, врач предстает перед нами в окружении пациентов, страдающих психическими заболеваниями. На картине Пинель «освобождает помешанных от оков» – доктор практиковал революционный в то время метод лечения, он снимал с умалишенных цепи, в которые те были закованы.

А на этих средневековых гравюрах мы можем видеть работу стоматолога и ампутацию нижней конечности с последующим прижиганием культи. На картине XVIII века изображено «врачевание копьем».


А вот прокаженный, который подходит к воротам Иерусалима, и картина чумы, свирепствовавшей в Лондоне.


Картина «Больная водянкой» Герарда Доу (XVII в.) тоже посвящена болезни, а не запечатлена случайно: на ней врач посещает женщину, страдающую от избытка жидкости в организме, к чему обычно приводит почечная или сердечная недостаточность. Эта же картина рассказывает кое-что о диагностике, распространенной в те годы. Жидкость в колбе, которую рассматривает врач – это моча. В то время часто ставили диагнозы, основываясь на её оттенках, и лишь через много лет начали дополнительно оценивать состояние кожи, считать пульс, производить полный осмотр больного.

Мастера и ремесленники

Пристального внимания заслуживают и медицинские атласы прошлого – в XVIII–XIX веках они были столь наглядны и точны, что вполне достойны упоминания наряду с живописными работами и скульптурами известных мастеров.

Вот, к примеру, иллюстрация из атласа XIX века, которая демонстрирует, как изменилось внешность молодой женщины после заболевания холерой.

А вот иллюстрации к «Основам оспы» – трактату XVII–XVIII вв., написанному японским медиком.

И восхитительный полноцветный анатомический атлас, который был выпущен в середине XVIII ст.


Болезни, о которых раньше не знали

На известной картине «Обнаженная Батшеба» кисти Рембрандта (XVII в.) на левой груди сидящей женщины отчетливо видны изменения, характерные для опухоли либо послеродового мастита. Известно, что модель умерла через 9 лет после того, как была написана эта картина, «от серьезного истощения». Как мы знаем, рак в то время не диагностировали.

Таким же недугом, возможно, страдала и модель, с которой Микеланджело ваял «Ночь» для усыпальницы семьи Медичи. Левая грудь женщины так деформирована, что многие искусствоведы считали это скульптурным дефектом. И лишь в XX веке стало очевидно, что грудь, вероятно, инфильтрирована раком, что передано в скульптуре очень подробно, вплоть до нездоровой кожи вокруг груди.

На картине Мазаччо «Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью», по всей видимости, изображены люди, страдающие полиомиелитом.

А на «Портрете старика с внуком» Д. Гирландайо (XV в.) видим пожилого мужчину, страдающего ринофимой.

На картине «Союз Земли и Воды» П. Рубенса можно разглядеть плоскостопие и деформацию плюсневой кости.

А вот «Спящему Амуру» Караваджо досталось «по полной», ведь цианоз ушей и губ, отечные щеки, воспаленные суставы, желтая кожа, впалая грудь и положение головы могут являться признаками ювенильного ревматоидного артрита и сердечной недостаточности.

О самих творцах и их любимых моделях

Диагносты из Джорджтаунского университета заявляют, что Рембрандт, вероятно, страдал атеросклерозом. Такой вывод они сделали, изучив его автопортрет 1659 года, на котором видна белая дужка в левом зрачке, указывающая на переизбыток холестерина в крови. Утолщенные сосуды, просматривающиеся на этом и других автопортретах, могут быть признаками атеросклеротического поражения.

А вот автопортрет К. Брюллова. На нем мы видим грустного усталого человека с бледным сероватым лицом – такой оттенок кожи характерен для пациентов, страдающих инфекционным эндокардитом. И воспоминания современников подтверждают, что у живописца было больное сердце.

Кстати, о Брюллове. Его знаменитая «Всадница», вполне вероятно, страдала митральным пороком сердца, о чем косвенно свидетельствуют точеная фигура, блестящие волосы и вишневый румянец – следствие выделение гистаминоподобных веществ.

Вероятно, не могла похвастаться хорошим здоровьем и модель, с которой писал свою «Неизвестную» Н. Крамской. Пучеглазость в сочетании с блеском и припухлостью век – признак гипертиреоза. Им же можно объяснить слишком легкую для зимы одежду, ведь болезнь вызывает повышенную потливость.

Очень интересно внимательно рассмотреть и музу С. Боттичелли – Симонетту Веспуччи, красоту которой воспевала вся Флоренция. Бледность, припухшие веки и деформированные пальцы ног, которые можно увидеть на картине «Рождение Венеры», – признаки туберкулезного артрита в начальной стадии. И действительно, Симонетта умерла в 22 года во время эпидемии туберкулеза.

Случаи заболевания чахоткой довольно широко представлены на полотнах живописцев разных веков. Так, например, на автопортрете Амедео Модильяни отчетливо виден специфический румянец и утончившиеся черты лица. Художник действительно страдал туберкулезом, от которого он и умер.

То же самое можно сказать об «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандта – яркий румянец женщины может быть признаком туберкулеза. Возможен также митральный порок сердца.

А вот портрет писателя Писемского кисти И. Репина. Хотя на первый взгляд он выглядит бодро, при внимательном рассмотрении видно, что под глазами у него мешки, лицо обрюзгло, уголки рта опущены, волосы на лбу влажные. Сидит человек грузно, напряженно. И в самом деле – Писемский страдал депрессиями, был очень впечатлителен и с годами даже стал галлюцинировать. Его неврастения прекрасно визуализируется на этом портрете.

И несколько слов о портрете, вокруг которого споры не утихнут никогда, – о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи. На правой кисти красавицы отчетливо видна липома, а в уголке глаза заметна ксантелазма.

«Ставят диагнозы» и моделям, позировавшим для современных художников. Весьма известное полотно Э. Уайетта «Мир Кристины», написанное в середине XX века, позволяет предположить, что модель, жена художника, перенесла когда-то полиомиелит, хотя в документах нет информации о таком диагнозе. Правда, теперь специалисты склоняются к тому, что у женщины была наследственная моторно-сенсорная нейропатия.

Интересно, что по картинам мы можем делать выводы о состоянии самих художников, даже если это не автопортреты. Так, Э. Мунк создал четыре варианта «Крика» как раз в тот период, когда оказался на пороге психиатрической лечебницы.

А по полотнам П. Ренуара можно проследить, как мастера одолевал артрит. В последние годы он писал, не держа кисть в руках, а привязывая её, потому что пальцы отказывались ему служить.

П. Ренуар «Девушки за фортепьяно», 1892 год

П. Ренуар «Прогулка», 1906 год

А М. Врубель, по всей видимости, был дальтоником – так объясняют искусствоведы и врачи отсутствие ярко-зеленого и ярко-красного оттенков в цветовой гамме, которую он использовал. Утверждение, конечно, спорное, но им же можно объяснить, к примеру, немного потустороннее сочетание оттенков в его картинах «Сирень» и «Пан».

Основатель импрессионизма Клод Моне после операций по поводу катаракты стал видеть одним глазом ультрафиолет, и это немедленно нашло отражение в его картинах. Для примера возьмем известнейшие «Водяные линии» – именно так, с оттенками лилового, видел эти цветы мастер.

О скульптурах и не только

На интересные мысли наводит скульптура известного художника XVIII–XIX веков Луиса Давида (автор – Ф. Рюд). Известно, что его лицо пострадало от удара меча и повреждения лицевого нерва. Однако изучение этой скульптуры и биографии художника позволяет предположить неврому либо гранулему. Возможно, художник придумал историю с ранением – она звучала «мужественно» и вызывала уважение, а вот признание в нервном недуге могло испортить репутацию.

Сегодня при медицинском колледже Нью-Йорка работает целая «исследовательская клиника» под началом профессора Вейсмана. Он собрал огромное количество изображений глиняных фигурок, которые майя и ацтеки клали в могилы. По ним ученый делает выводы о физических недостатках и болезнях, которыми страдали люди в то время. Археологи предполагают, что эти фигурки играли роль современного медицинского заключения о причине смерти.

Например, мать, которая держит на руках ребенка. У малыша открыт рот, что наводит на мысль о высокой температуре и связанном с ней воспалении. У женской фигурки скрючены ноги – можно предположить, что причина кроется в недостатке кальция, вызвавшем размягчение костей. Фигурка мужчины с распухшим животом, человек со сломанной рукой, мальчик с изогнутым хребтом…

Руки на многих скульптурах О. Родена тоже наводят на мысли о различных повреждениях и деформациях. Так, правая «Сжатая рука» имеет несколько болезненную позицию, которая может быть проявлением болезни Шарко-Мари-Тута, а у модели левой руки в прошлом, возможно, были переломы пястных костей.

Как видим, в картинах и скульптурах до нас через века дошла уникальная информация, и с развитием науки это наследие оказывается всё более интересным и многогранным. Чем больше развивается человечество, тем осознанней и глубже оно может всматриваться в прошлое. Это значит, что со временем нас ждет еще больше неожиданных и важных открытий.