Описание картины куинджи березовая роща. Картина А. Куинджи "Березовая роща": русский оптимизм, воплощенный в пейзаже. "Лунная ночь на Днепре"

Торжество света в картине Куинджи "Берёзовая роща"

Живописец Архип Иванович Куинджи жил в XIX веке, он родился в 1842 году. Основное творческое наследие художника состоит из ярких романтических пейзажей. Но ни одна картина не принесла ему столько славы, сколько полотно "Берёзовая роща", написанное в 1879 году. Эта картина настолько потрясла зрителей и сам художник настолько гордился ею, что впоследствии он создал несколько вариантов этой же картины. Было написано и немало похожих работ на эту тему. Берёзы стали любимым деревом Архипа Ивановича.

Основная, первая картина "Бёрезовая роща" хранится в Государственной Третьяковской галереи как шедевр русской живописи. А сначала она появилась на выставке художников-передвижников, буквально поразив всех зрителей. Так еще никто не писал пейзажей! Стиль ее определяется знатоками как "романтический пейзаж".

Художник не вдается в детали, не выписывает каждый листок и травинку. Самое важное для него - контраст между светом и тенью, между светлым и темным. С помощью этого контраста он создает настроение картины. Многие говорят именно о настроении, которое передается полотном. Для искусства это важнее, чем простая передача нюансов - рисование сучков, веточек, листочков и травинок. Куда важнее передать чувства, которые возникают при взгляде на это - ликование, восторг, радость, восхищение.

Все это мы видим в "Берёзовой роще". По сути, это не роща, а лишь ее фрагмент, то, что смогло поместиться в раму. Сюда вошло лишь несколько березовых стволов, не поместились их лиственные кроны. Для художника они совсем не важны, тем более, он рассчитывает, что наше воображение их "дорисует". А главное для него - показать торжество света, показать, как солнечный свет преобразует все вокруг.

Итак, на переднем плане темное пятно травы, на которую падает тень. Травяной фон почти сливается с темно-зеленой водой заболоченного ручья, который делит картину пополам ровно по вертикали. Средний план - это белые стволы берёз. За ними - залитая солнцем лужайка. На дальнем плане собственно берёзовая роща. В верней части по центру прорывается треугольный лоскуток голубого неба.

Деревья растут группами, по два-три. От этого их ровные белые стволы накренились. Из-за четко обозначенных горизонтальных, вертикальных и диагональных линий получился какой-то декоративный геометрический узор. Не зря специалисты говорят о декоративности живописи Куинджи. Кажется, что художник использовал избыток красок, так ярка, солнечна картина. На самом деле мы видим лишь несколько оттенков зеленого, голубой, а также белый и темный, почти черный цвет. Контраст между ними помогает нам увидеть все остальные тона. Мы замечаем их и вместе с пейзажистом радуемся солнцу.

Русский художник А.И. Куинджи стал известен публике благодаря своим пейзажам в стиле романтизма. Но ни одна его работа не подарила ему столько известности, сколько принесла ее картина «Берёзовая роща», сотворенная в 1879 году. Данная работа так сильно влюбила в себя зрителей, что долгое время после ее первого появления на выставке все критики говорили лишь об этом полотне, а поток желающих взглянуть на «чистую красоту», как прозвали эту работу, все не иссякал. Художника тронуло такое отношение к его работе незнакомых людей, первое время он стеснялся вдруг пришедшей к нему народной славы, но после особенно гордился этой картиной. Да так, что решил написать несколько ее вариантов, чтобы полотно смогли увидеть все желающие. Было им написано и много схожих картин в данной тематике. Берёза стала неотъемлемой частью большинства его картин.

Автор не упирается в детальность, он не старается выделить каждый лист на дереве или цветок на земле. Главное для художника - передача контраста света и тени, некой борьбы светлого и темного. Именно контраст и рождает настроение.

Большинство исследователей как раз и отмечают настроение, передаваемое полотном. В искусстве эта задача куда важнее нежели просто передача черт - четкое изображение ветвей деревьев, веток, травы и каждого цветка. Главное суметь выразить чувство, возникающее при осматривании полотна.

На самом деле Куинджи изобразил лишь небольшой фрагмент березовой рощи, то что смог увидеть одним взглядом, не озираясь вокруг, не поднимая головы. Это немного стволов берез. Не вместились в картину даже их кроны. Для Куинджи они вовсе не нужны - он полагает, что зрительское воображение представит их. Здесь для художника важно - суметь передать победу света, изобразить, как лучи яркого солнца изменяют все кругом.

На первом плане изображена густая растительность, на которую ниспадает тень. Трава буквально становится единым с водой того же оттенка из болотистого ручейка. Водоем разделяет полотно на две ровные части.

Средний план картины создают тонкие и светлые стволы берёз. Позади них прячется обогреваемый лучами небесного светила лужок.

На дальнем плане - непосредственно роща берез, давшая название работе. Над деревьями виден кусок чистого неба.

Березы стоят не одна за одной, как это обычно бывает, а небольшими группами. Кажется, будто это подружки разбрелись по парам посплетничать о сокровенном: наклонились друг к другу, чтобы лучше слышать, и шепотом делятся секретами.
Благодаря четко выраженным на картине линиям получается некий геометрический узор. Действительно, декоративность является одной из черт творчества Куинджи.

Ко всему прочему, иногда создается впечатление, что автор переборщил с количеством красок - так сочна и красочна эта картина. На самом же деле автор использовал только оттенки зеленого и голубого, а также контрастные белый и черные цвета. А вот игра света и тени позволяют нашему взгляду дорисовать в сознании другие оттенки, какие могут возникнуть перед взором человека, оказавшегося в солнечный летний день в березовой роще.

Рассматривая эту картину, человек непременно захочет улыбнуться и начнет радоваться яркому солнечному дню, даже если в реальности за окном метет метель и воет вьюга.

План

1.Что я вижу на картине «Березовая роща».

2.Чем мне нравится картина «Березовая роща».

На картине «Березовая роща» художник изобразил ясный летний денек. Я вижу освещенную солнцем зеленую полянку и стройные белоствольные березки.

Листики на березках нежно-изумрудного цвета. Между деревьями протекает прохладный заболоченный ручеек. На бледно-голубом небе ни облачка. А вдали виднеется густой зеленый лес.

Мне очень нравится картина «Березовая роща». Она создает радостное настроение. Хочется посидеть в тенечке под деревом и послушать журчание ручейка и пение птичек.

Сочинение по картине А.И.Куинджи Березовая роща 5 класс

План

2.Шедевр живописи «Березовая роща».

3.Почему мне нравится «Березовая роща».

Еще с раннего детства у Архипа Куинджи проявился большой талант к рисованию. За свою жизнь мастер создал огромное число картин, большинство из которых посвящены природе. Куинджи - признанный мастер пейзажа. Одно из самых известных его произведений - «Березовая роща».

Архип Иванович очень любил русскую березу и «Березовую рощу» нарисовал в нескольких вариантах. На переднем плане картины - белоствольные красавицы, освещенные солнцем. Они словно сбежали из темного леса, виднеющегося в дали, на изумрудную поляну и теперь водят хоровод вокруг прохладного ручейка. Под кронами берез - тень, там приятно укрыться от палящего летнего зноя.

Картина выглядит настолько реальной, что, когда глядишь на нее, кажется, что вот-вот коснется твоего лица легкое дуновение ветерка. На «Березовую рощу» хочется смотреть и смотреть, она притягивает взор. Грустное настроение сразу улучшается. Думаю, что не найдется человека, которому бы не нравилось это произведение.

картина А.Куинджи Березовая роща фото

Сочинение по картине А.И.Куинджи Березовая роща 6 класс

План

1.Слово о художнике.

2.Куинджевская «Березовая роща».

3.Чувства, вызываемые «Березовой рощей».

Известный российский пейзажист Архип Иванович Куинджи появился на свет в России в городе Мариуполе, но по национальности он - грек. Куинджи обладал запоминающейся внешностью: был высоким, мускулистым, очень сильным человеком со смуглой кожей, и великолепной кучерявой шевелюрой. С самого детства Архип Иванович очень любил рисовать и делал это везде, где только можно. Практически все произведения Куинджи посвящены описанию природы. Он считается мастером пейзажной живописи.

Шедевром пейзажной живописи считается полотно «Березовая роща». В центре ее - большая лесная поляна, на которой находятся главные персонажи картины - березы. Полянка выглядит такой настоящей, что кажется можно туда запрыгнуть, обнять березку и почувствовать запах ее коры. Березки, как подружки, собрались группками по двое, по трое и словно о чем-то секретничают.

Художник с большой любовью написал каждую веточку деревьев. В то же время лес на заднем плане картины выглядит большим зеленым силуэтом без прорисовывания деталей. Мне кажется, что на картине изображено начало лета, потому что зелень травы и листьев пока еще нежного изумрудного оттенка, который бывает только в июне. Над лесом очень чистое почти прозрачное, с голубоватым оттенком, небо. В лесу ни ветерка. Поляна кажется ярко освещенной солнцем, солнце повсюду, хотя на картине его нет. И этот волшебный эффект присутствует на многих его холстах. Картина создает у меня ощущение радости, счастья и покоя. Наверно, очень приятно смотреть на нее, когда на дворе зима и мороз.

Могучий, самобытный характер Архипа Ивановича, озаренный ореолом художественной гениальности, оставлял неизгладимые следы в памяти всех, с кем он встречался на жизненном пути. Среди множества любопытных проявлений его многогранной жизни в мою память особенно глубоко врезались два характерных случая, которые рисуют Куинджи, как художника-учителя, и Куинджи, как хранителя своего художественного сокровища. В январе 1898 года мы с товарищем подготавливали свои картины к «Весенней выставке» в Академии художеств. Встретившись с Архипом Ивановичем в Академии, я попросил его зайти к нам на квартиру посмотреть наши работы. На следующий день, около полудня, в коридоре, ведущем к нашей комнате, послышались знакомые мерные шаги. Я бросился к двери. Перед нами стоял Архип Иванович в своей черной шинели с бобровым воротником и в меховой шапке...

"Лунная ночь на Днепре":

Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения. Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем...

Миссия Куинджи в русском искусстве:

Для русской живописи необходимо было появление своего Моне - такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то едва ли нужному придатку. Краски в русской живописи, со времен Кипренского и Венецианова, перестали играть самостоятельную, значительную роль. К ним сами художники относились как к своего рода официальному костюму, без которого, только из предрассудка, неприлично предстать перед публикой.

В Архип Иванович Куинджи. "Березовая роща"

Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи
— Илья Ефимович Репин

"Березовая роща" Куинджи, датированная 1879 годом, произвела огромное впечатление на современников и по сей день является едва ли не самым знаменитым произведением художника. Безусловно, в русле традиций передвижников картина стала новаторской, ломающей каноны сурового реализма в живописи с его социальной подоплекой сюжетов и трагическими красками.

Березовая роща 1879

"Березовую рощу" называют светлой картиной Куинджи, пронизанной светом, светящейся.
Мне думается, что она столь же драматична, как и прочие вещи живописца. За высвеченными солнечными лучами березами переднего плана высится таинственный лес с мрачными переплетениями стволов с массивными темными кронами, между тем как верхушки "передних" берез, наверняка прозрачные, дрожащие, не видны, только угадываются. На самом переднем плане картины лежат густые тени. В целом сгущенных насыщенных красок в картине немало, может быть, однако, меньше, чем во многих других работах Куинджи. Ликующий полдень, обволакивающее тепло солнца, сосредоточенные в центре композиции, приковывают внимание и придают "Березовой роще" какую-то меланхоличность - грусть от того, что скоро день сменится вечером и роща погрузится в темноту.
В картине отчетливо прослеживается стилистика модерна с его условной декоративностью - в четкой несколько магической выписанности березовых стволов. Однако от написанной чуть размытыми красками опушки с ее цветущими растениями, пруда, затянутого нежной ряской, веет духом импрессионизма.

Еще более импрессионистической кажется другая "Березовая роща", созданная в 1901 году. Это роща дымчатого воздуха и легкого перламутрового света, одновременно мечтательная и величественная в своем тихом покое. Очаровательно мягкий, задумчивый, великолепный пейзаж, также получивший славу и признание.

Березовая роща 1901

Художником были написаны еще несколько картин и эскизов под названием "Березовая роща".
Мне нравятся "Березовая роща" - осенний пейзаж и "Березовая роща. Пятна солнечного света" - грустные, совершенно импрессионистические работы с удивительной гармонией золотистого света и охристых цветов рощи, с сияющей полуденной зеленью и переливами солнечных бликов в летней роще с "Пятнами солнечного света".
Талантливый контраст с причудливым плотным колоритом - ультрамарина, пурпура и малахита - березовой рощи ночью ("Лес"), написанной в типичной для Куинджи манере, в духе старинных сказок и сказаний.

Березовая роща 1898-1908

Березовая роща 1880-е

Березовая роща 1880-е

Березовая роща 1879

Березовая роща Вариант-эскиз одноименной картины 1879 года

Березовая роща (Лес) 1880-е

Березовая роща. Пятна солнечного света 1890-1895