Описание картины И. Н. Крамского «Неизвестная. Описание картины Е. Широкова "Друзья". Художник Евгений Широков Описание картины Моне

Сочинение-описание картины
Е.Н. Широкова «Друзья»
Автор: Ушакова Н.А.
учитель русского языка и литературы

Главное в искусстве – это
столкновение с мыслями художника,
который заставляет и зрителя
подумать о том большом, что хотел
рассказать художник.
Б.Иогансон

Картина – станковое произведение живописи,
имеющее самостоятельное значение и является итогом
длительной работы художника, обобщением
наблюдений и размышлений над жизнью.
Понятие картины прилагается прежде всего к
произведениям сюжетно-тематического характера,
основу которых составляет изображение важных
исторических, мифологических или общественных
событий, человеческих действий, мыслей и эмоций в
сложных композициях.
Поэтому в развитии живописи
картина играет ведущую роль.

Исторический жанр
Изображение значимых
исторических событий, явлений.
Обращается к историческому
прошлому, но может показать и
недавние события, если
историческое значение их было
признано современниками.

В.И. Суриков
Переход Суворова
через Альпы в 1799 году
В. А. Серов
Здесь прошел враг!”.

Батальный жанр
Жанр - изобразительного
искусства, посвященный
темам войны, битв,
походов и эпизодов
военной жизни.
Верещагин В.В.
Апофеоз войны

Конец
Бородинского сражения
Верещагин В.В.
В.И. Суриков
Покорение Сибири
Ермаком

Религиозно-мифологический жанр
Жанр –изобразительного
искусства, посвященный
событиям и героям, о
которых рассказывают мифы
и библейские сюжеты.

Рафаэль
Преображение Христово
Рафаэль
Сикстинская мадонна

Сказочно - былинный
жанр
Со сказками мы
встречаемся еще в раннем
детстве и на всю жизнь
запоминаем их героев.
Это и народные сказки и
сказки великих сказочниковписателей.

Виктор Васнецов Алёнушка

Михаил Врубель
Царевна-лебедь
Виктор Васнецов
Царевна-Лягушка

Бытовой жанр
Охотники на снегу
Брейгель старший

Василий Перов Охотники на привале

Питер Брейгель
Жатва.

ПОРТРЕТ
От фр. «изображать, передавать»
Изображение человека
или группы людей,
реально существующих
или существовавших в
прошлом.

Парадный портрет

Питер Рубенс
Маркиза Бриджида Спинола-Дориа
Виктор Васнецов
Царь Иоанн Васильевич Грозный

Парный портрет

Ян ван Эйк
Чета Арнольфини
Джорджоне
Воин со своим оруженосцем

Групповой портрет

К.Е.Маковский
Семейный портрет
В.И. Суриков
Меньшиков в Березове

Евгений Николаевич
Широков
Автопортрет
Евгений Николаевич Широков
- Народный художник СССР
(1986), один из ведущих
художников Урала,
яркий мастер русского
реалистического искусства II
пол. XX века.
Творчество Широкова
представлено достаточно
полно и в жанровом плане:
тематические картины,
пейзажи, натюрморты, но в
большей степени портреты.
Ведь именно портретами он
знаменит более всего.

Портрет
Д. Кабалевского
Портрет балерины
Нади Павловой

Портрет
писателя В.Астафьева
Портрет
актера Е.Копеляна

Портрет в литературном произведении - это описание
внешности человека. В искусстве (литературе, живописи)
через внешность передаётся внутренний мир человека.
Мысли, переживания и представления людей в
изобразительном искусстве выражаются в чувственности
цвета, через его изменение (звонкость, приглушенность,
теплоту, холодность)
Зрительно, через цвет, мы учимся воспринимать
тончайшие переживания художника, глубже, полнее
понимать сложные эмоции людей: радость, грусть,
печаль, волнение.

Сочинение-описание по картине Е.А. Широкова «Друзья».

«Друг» –
1) тот, кто связан с кемнибудь дружбой;
2) сторонник, защитник когонибудь или чего-нибудь.
(словарь С.И.Ожегова)
Старый друг лучше новых
двух. (пословица)
Е. Широков «Друзья»

Ответьте на вопросы

Какие типы речи вы знаете?
Описание, повествование, рассуждение
Что такое повествование?
Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях
Что такое рассуждение?
Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к
выводу
Что такое описание?
Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем
Что можно описывать?
Человека, природу, предмет, посуду, картину, обстановку
Каков тип нашего сочинения?
Описание
Что мы должны описать?
Внешность мальчика и собаки.
В каком стиле мы должны его описать?
В художественном
Что необходимо использовать в художественном стиле?
Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения

Повествование – связный рассказ о каких-либо
событиях, о чём-нибудь сверившемся.
Описание – тип речи, с помощью которого можно
представить предмет, характеризуя его с разных
сторон. Описание говорит о том, какие предметы,
люди, животные перед читателем.
Рассуждение – умозаключение, ряд мыслей,
изложенных в логически последовательной форме.
Словарь: картина, портрет, палитра, художникпортретист. художник, живописец, изобразил,
изображено, краски, цвет, передний и задний план,
полотно, репродукция, произведение живописи

Проверьте себя!

Лицо
Одежда
Фигура
Элементы внешней
характеристики
Поза
Мимика
Жесты

Стиль описания
внешности
научный
Официальноделовой
Художественный

ВНИМАНИЕ!

Объявляется сбор
«портретной» лексики.

Проверьте себя!

Глаза
бесцветные
быстрые
блестящие
искрометные
озорные
правдивые
удивленные
изучающие
беспокойные
добрые
внимательные
большие
беззаботные
ясные
лукавые
мечтательные
Нос
курносый
прямой
с горбинкой
вздернутый
хрящеватый
широкий
узкий
греческий
правильный
приплюснутый

Проверьте себя!

Волосы
каштановые
светлые
русые
седые
с проседью
густые
пышные
блестящие
короткие
длинные
волнистые
пушистые
кудрявые
жесткие
торчащие
Лицо
круглое
худощавое
грустное
побелевшее
краснощекое
заспанное
испуганное
серьезное
волевое
сосредоточенное
открытое
доброе
хмурое
злое
виноватое

Проверьте себя!

Улыбка
ослепительная
неизменная
гостеприимная
добросердечная
заразительная
обаятельная
обворожительная
скептическая
славная
шаловливая
дерзкая
застенчивая
Взгляд
мгновенный
быстрый
проницательный
безучастный
благодарный
игривый
восхищенный
задумчивый
сочувственный
торжествующий
виноватый

Составление таблицы

мальчик
Лицо
грустное, задумчивое, смуглое,
открытое, доброе, худощавое
волосы
Глаза
Темные короткие волосы
задумчивые, опущенные вниз, глядящие
с любовью
Одежда
Одет в синюю футболку и темные брюки
Поза
сидит, подогнув под себя ногу, гладит
собаку, смотрит задумчиво, грустит

Составление таблицы

собака
окрас
Собака черного цвета с белыми лапами
поза
Лежит, положив голову на лапы,
приподняв одно ухо
интерьер
Серые стены передают грусть главных героев
Красное помятое покрывало

Составление плана сочинения.

I. Е. А. Широков – замечательный
русский художник.
II. Описание картины “Друзья”.
Общее описание картины
(описание изображённого на
первом и заднем плане картины).
II. Персонажи картины Е. Широкова
«Друзья»:
а)мальчик, гладящий свою собаку;
б)собака, безучастно лежащая на полу.
Значение цвета в пейзаже
художника.
III. Настроение, которое оставляет
картина. Мы в ответе за тех, кого
приручили. Что необходимо делать, чтобы не повторяться?
Подберите синонимы к слову «художник»
Подберите синонимы к слову «картина»
Подберите синонимы к слову «написал»
Почему в сочинении по картине нельзя писать
«нарисовал»?
В каком времени необходимо писать?
Сколько абзацев у вас будет?
Что необходимо использовать в своей речи, чтобы
речь была выразительной?

Е. Широков «Друзья»

- Старый друг лучше новых двух.
- Без друга в жизни туго.
- Без друга на сердце вьюга.
- Верному другу цены нет.
- Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
- Друга ищи, а найдешь – береги.
- Крепкую дружбу и топором не
разрубишь.
- Человек без друзей – что дерево без
корней.
- Друга иметь – себя не жалеть.
- Для хорошего друга не жаль ни хлеба,
ни досуга.

Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья»
Картина Е. Широкова "Друзья" была написана в 1976 году. А что же автор хотел
сказать таким названием? Пространство картины занято двумя фигурами. Мы видим
только мальчика и его собаку. В глазах мальчика и собаки таится грустное настроение.
Наверное, сейчас мальчику плохо и одиноко, а собака хочет утешить своего хозяина
лаской. Мальчик доверяет своему четвероногому другу все тайны. К сожалению,
собака не может говорить, но она хорошо понимает его, чутко улавливает рассказ
хозяина. Недаром говорят: "Собака-друг человека". Собака всегда поддержит своего
любимого хозяина в трудную минуту.
Мальчик с любовью гладит свою питомицу. У мальчика смуглое лицо, оно доброе и
открытое. На худощавом лице, опущенные глаза смотрятся печальными и
задумчивыми. Спокойные тона одежды хорошо вписываются в тусклые цвета
картины. Он сидит, подогнув под себя ногу, вероятнее всего ему так удобнее делиться
своим рассказом с другом.
Собака чёрного окраса. Так же как и у хозяина, у неё добрые и печальные глаза. У неё
привлекают интересные нежные лапки. Кончики лап белые, она словно в беленьких
башмачках. Четвероногий друг мальчика лежит, положив голову на лапки.
Картина "Друзья" мне понравилась, хоть она и грустная. Я глубоко проникла в суть
этой картины. Автор хотел показать нам любовь и поддержку между человеком и
собакой. Именно такая задумка была у композитора картины. Как гласит русская
пословица: "Друзья познаются в беде".
(из Интернета)

Молодцы! Спасибо за работу!

Память,
жизненный опыт
Воображение
Картина,
фотография
Источник описания
внешности
Специальное
наблюдение
Прочитанное

Соотнесите темы сочинений с источниками описания внешности:

«Моя сестра смотрит телевизор»
«Мой товарищ несколько лет назад»
«Лев Николаевич Толстой на картине
Репина»
«Портрет моего друга через десять лет»
«Мальчики из рассказа Тургенева «Бежин
луг»»

Описание темы: Вопрос на засыпку: Что за порода собаки у мальчика в руках? Ответ ищите в готовом сочинении.

"Дружба, воспетая в красках".

Евгений Николаевич Широков известный российский художник-портретист. Его кистью написано множество картин с изображением известных личностей того времени – середины двадцатого века. Одной из известнейших работ автора является картина «Друзья». На этом полотне изображен мальчик и собака. В центре картины расположен мальчик, который одет в синюю футболку, серые брюки, синие носки и серые сандалии. Он сидит на красной подстилке возле собаки и одной рукой очень бережно гладит ее. Из картины видно, что их отношения очень теплые, нежные и дружеские.

Собака (похоже, что это дог) лежит рядом на той же подстилке. У нее очень красивая угольно-черная шерсть, отливающая бликами здоровья и хорошего ухода хозяином. И только лапки у нее очень забавные, будто одеты в белые носочки. Центр переднего плана картины занимает ее милая мордашка, открытые добрые глаза выражают глубокое понимание своего друга. А одно ухо приподнято, как будто он очень внимательно слушает, стараясь не пропустить ни одного слова своего юного хозяина. Они оба грустят. Но из этой картины видно, что у собаки все в порядке, в ее глазах читается понимание друга и сопереживание его проблемам. Сочувствие – великое качество, присущее настоящей дружбе.

На лице мальчика изображена грусть, он что-то рассказывает своему другу, глаза опущены и кажется, вот-вот пойдут слезы. А губы его слегка надуты, это говорит о том, что мальчика кто-то обидел. Возможно, в школе учительница незаслуженно его поругала. А может дома получил от родителей за какой-то проступок. С картины видно, что верный друг мальчика умеет его поддержать и выслушать в нужный момент.

Задний план картины размытый, там нет ничего. Автор тем самым показал, что в такие моменты сопереживания и взаимопонимания между друзьями нет ничего вокруг более важного, чем всецело поддержать лучшего друга. Картина написана очень чувственно и проникновенно. Она очень ярко передает теплоту взаимоотношений между верными друзьями. Раскрывает внутреннюю глубину понимания друг друга и располагает к открытости и бескорыстию взаимоотношений между друзьями.

Кон­курс­ное со­чи­не­ние ученика 6 класса Андрея Бочарова (г. Воронеж).

Описание картины Т. Н. Яблонской «Утро»

Передо мною картина Т.Н Яблонской " Утро". На ней изображена девочка и ее комната ранним солнечным утром. Первое, что бросается в глаза, комната, наполненная яркими солнечными лучами. Они, проникают через открытый балкон и окно, освещая и девочку и все, что находится в комнате. Комната большая, светлая и просторная. Она не заставлена лишней мебелью.

На переднем плане картины виден круглый стол, покрытый сине-желтой полосатой скатертью с бахромой. На столе стоит расписной глиняный кувшин с молоком. Рядом хлеб в тарелке и масло. Наверное, это готовый завтрак. На левый край стола падает яркий солнечный луч.

В центре картины изображена стройная, подтянутая, высокая девочка лет одиннадцати-двенадцати. Одета она в белую маечку и черные спортивные трусики. Девочка спортивная и гибкая. Движение ее поднятых рук и отставленной правой ноги показывают прекрасную пластику. Выполняя утренние упражнения, она серьезна и сосредоточена, красиво держит спину.

На картине слева, позади девочки стоит деревянная кровать коричневого цвета. На ней теплое одеяло с пододеяльником, подушка с наволочкой и простыня. Они смяты. Девочка только что проснулась и еще не успела прибрать кровать.

На заднем плане картины, у балконной двери, стоит стул со спинкой. На спинке стула висит красный пионерский галстук. Девочка — пионерка. На стуле лежит школьная форма. После завтрака девочка идет в школу.

Далее, на заднем плане картины видна бледно-желтая стена, балкон и окно справа. Проем между балконом и окном украшен крупной декоративной тарелкой с росписью, выше которой висит декоративное кашпо. Из кашпо растет вьющееся растение, одна длинная ветвь которого подвешена выше балконных дверей, а вторая также повешена над окном. Переплетаясь, листочки создают декоративные арки над балконом и окном. Со стороны комнаты листья растения темно-зеленые, а освещенные солнечными лучами имеют нежно-зеленый цвет. На подоконнике окна стоит горшок с цветами. Балконная дверь состоит из двух створок, которые открыты наружу в сторону балкона. Верхняя, не открывающаяся часть балконной двери, застеклена. Она, как и окно, имеет овальную красивую форму. Это напоминает окна в старинных зданиях.

За балконом, в легкой туманной дымке виднеются высокие здания. Это город. Звуки, запахи и ритмы утреннего города заполняют комнату. Зеленые растения на балконе показывают, что зимы нет. Скорее всего, это — весна.

Разглядывая эту картину, я ощутил какую-то радость, почувствовал тепло солнечных лучей, наполнился ритмами просыпающегося города и хорошим предчувствием дня. Люди говорят, что как начнешь день, так его и проживешь. У этой девочки прекрасное начало дня — значит и дальше ее день и вся жизнь будут прекрасны. Эта девочка, после рассмотрения картины, стала мне как близкий друг.

Бочаров Андрей , 12 лет

В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.

Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли... Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.

Зачем вам это?

В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:

  • во-первых, вы улучшаете свои писательские навыки, учитесь формулировать лаконичные и грамотные предложения;
  • во-вторых, идентифицируете свои эмоции по отношению к картине, а это помогает лучше понять самого себя;
  • в-третьих, развиваете свою фантазию - в такого рода задании часто требуется предположить, какая предыстория могла быть у изображенной сцены;
  • в-четвертых, вы расширяете свой кругозор, ведь чтобы понять, как описать картину, нужно узнать информацию об авторе произведения и истории его создания.

Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.

С чего начать описание картины

Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.

Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос "А как начать?", то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.

План

Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).

1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.

2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:

  • Основные детали картины - какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения - теперь ваша цель стать художником, рисующим словами.
  • Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы - тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить "цвета солнечных лучей").
  • Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.

3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.

Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.

Пример описания

Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина "На Севере диком".

"Произнеся фамилию "Шишкин", русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина "На Севере диком...", написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.

На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.

Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова "На Севере диком стоит одиноко...", которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию..."

Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.

Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.

Передо мной сейчас находится репродукция картины пейзажиста Крымова «Зимний вечер», по которой нужно написать сочинение. На картине автор изобразил настоящую русскую зиму, которая уже господствует полным ходом, окутав своим снежным покрывалом всю деревню.

Крымов Зимний вечер

Основная часть полотна на переднем фоне – это снег, который покрыл поле своими сугробами, спрятав осеннюю траву под пышным белоснежным одеялом. И только изредка виднеются верхушки небольших кустарников. На одном из них сидят птицы. То ли прячутся от хищников, то ли нашли там злачное местечко, где можно насытиться ягодами. Снег не блестит на солнце, и оно понятно, ведь солнце уже не светит ярко, оно уже низко над горизонтом.

На картине Крымова «Зимний вечер», среди сугробов, виднеются протоптанные тропинки, по которым ежедневно ходят сельчане. Как раз на одной из тропинок Крымов и изобразил небольшую группу людей, среди которых есть и ребенок. Наверное, они вышли на вечернюю прогулку, чтобы перед сном насытиться свежестью воздуха. Кто-то отбился от группы, засмотревшись на заходящее солнце.

На втором плане Крымов на картине «Зимний вечер» изобразил начало деревни. Мы видим старые небольшие деревянные домики, в окнах которых уже горит свет, а может это блики, которые отбрасывает солнечный свет. Крыши домов покрыты белоснежным снегом. Создается впечатление, будто дома надели белоснежные шапки.
Рядом с домами расположен амбар. Как раз к нему направляются две повозки, полностью загруженные сеном.

Рядом с деревней, немного левее, находится лиственный лес. Кроны деревьев пышные, видно, что этому лесу много лет. Из-за деревьев выглядывает колокольня, откуда по праздникам звучит звон, созывая всех сельчан на службу.

Работая над картиной Крымова «Зимний вечер» и ее описанием, хочется сказать и о своих эмоциях, которые вызывает во мне картина, и они приятные, хоть саму зиму я не люблю. На картине «Зимний вечер» видно, что ветра нет, а значит, даже в мороз, на улице приятно и хорошо. Глядя на работу, ощущаешь под ногами скрип снега, слышишь чириканье птиц. Природа постепенно погружается в ночную пучину, поэтому ощущается спокойствие, умиротворенность.