Online игра "Абсолютный слух". Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы Тест по нотной грамоте

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств и народных ремёсел» Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио Выполнила Камалова Зульфия Галеевна преподаватель музыкальнотеоретических дисциплин Ханты Мансийск 2016 год 1

2 Применение эффективных наглядно-игровых методик в курсе сольфеджио и теории музыки продуктивно в работе с детьми школьного возраста. Тест это более качественный и объективный способ оценивания знаний. Одна из задач тестов расширение форм контроля в прохождении материала и выявление трудностей его усвоения. Являясь одной из современных форм обучения, тесты помогут сделать уроки более занимательными, повысят степень внимания обучающегося и быстроту реакции. Содержание 1. Игры - тесты для 1 класса (игра «Заполни таблицу») тест на знание нот, кроссворд, ритмические задачи) стр. 3,4,5 2. Проверочные тесты для 2 класса стр. 6,7 3. Проверочные тесты для 3 класса стр Проверочные тесты для 4 класса стр. 9,19,11,12 5. Проверочные тесты и карточки для 5 класса стр. 13,14,15,17,18,19,20 6. Проверочные тесты для 6 класса стр. 15,16 7. Карточки тесты для 7 класса стр. 19,20,21,22 8. Список литературы стр Фотографии стр. 24 2

6 Тесты для 2 класса Где ставятся ключевые знаки? Между ключом и размером После размера Перед нотой Какую ступень называют тоникой? V ступень I ступень VII ступень Параллельные тональности имеют Одинаковые ключевые знаки Одинаковые тоники Одинаковые лады Тоника параллельного минора находится от тоники мажорной вниз Через 2 ступени Через 1 ступень Через 3 ступени Найди параллельные тональности Соль мажор - си минор Фа мажор ре минор До мажор си минор Минор, где повышается VII ступень Гармонический Натуральный Мелодический В гармоническом ля миноре встречается Фа#, фа# и до#, соль# 6

7 Минор, где повышается VI и VII ступень Гармонический Натуральный Мелодический В мелодическом си миноре встречается Ля#, соль# и соль#, ля# Сколько знаков в ми миноре? Фа#, до#, си бемоль, соль# Сколько знаков в си миноре? Фа#, до#, фа#, нет знаков Сколько звуков в трезвучии? 3, 2, 1 Как называется созвучие из двух звуков Аккорд Интервал Лад Тональность Как называется созвучие из трёх и более звуков Аккорд Лад Интервал Тональность 7

8 Тесты для 3 класса Вопрос п/п 1 Перечислите диезную скороговорку - порядок появления диезов при ключе. Примеры 2 Запишите правило строения мажорной гаммы. 3 Назовите звук энгармонически равный соль бемоль 4 Определите размер и разделите на такты 5 Какие знаки в тональности до минор? 6 Расшифруйте нотами в соль мажоре интервал (терция на третьей ступени) 7 Что это за гамма? И что за вид лада 8 Какие ступени лада входят в трезвучие? 9 Поставьте при ключе 3#, как они должны стоять 10 Определите интервалы: 11 Напишите все известные вам группы шестнадцатых длительностей в объеме четвертной доли. 12 Чем отличается гармонический минор от натурального? 13 Как называется знак, обозначающий повторение музыкального отрывка. 14 Какой интервал содержит полтора тона? 15 Как называется первое обращение трезвучия? 8

9 Тесты для 4 класса 1. Знаки альтерации перед звуками а) ключевые б) случайные в) дубль-диезы 2. Трезвучие на IV ступени лада а) Тоническое б) Субдоминантовое в) Доминантовое 3. Повторение фразы от разных звуков а) реприза б) секвенция в) транспозиция 4. Минор с двумя бемолями а) ре минор б) до минор в) соль минор 5. Какой интервал участвует в образовании круга тональностей? а) терция б) кварта в) квинта 6. Аккорд, состоящий из 4х звуков, расположенных по терциям? а) секстаккорд б) квартсекстаккорд в) септаккорд 9

10 7. Фа мажор по-латински а) D-dur б) A-dur в) F-dur 8. Вид минора с повышенной VII ступенью? а) мелодический б) гармонический в) натуральный 9. Знак понижения звука на тон? а) дубль-диез б) дубль-бемоль в) бекар 10. Секстаккорд на III ступени а) субдоминантовый б) доминантовый в) тонический 11. Какое обращение аккорда состоит из кварты и терции? а) секстаккорд б) трезвучие в) вартсекстаккорд 12. Мажор с тремя бемолями а) Ля мажор б) Ми бемоль мажор в) Си бемоль мажор 13. Видоизменение мелодии 10

11 а) секвенция б) вариация в) транспозиция 14. Музыкальная форма, в которой повторяемая часть рефрен чередуется с эпизодами? а) вариации б) рондо в) 3-х частная 15. Сколько знаков в Ми мажоре? а) 3 диеза б) 4 диеза в) 3 бемоля 16. Какая гамма параллельна Ля бемоль мажору? а) до минор б) фа-диез минор в) фа минор 17. Перенос мелодии из одной тональности в другую а) секвенция б) транспозиция в) альтерация 18. Единица измерения музыкального метра а) четверть б) восьмая в) доля 19. Сколько сильных долей в размере ¾? а) одна 11

12 б) две в) ни одной 20. Чередование различных длительностей а) темп б) ритм в) метр 21. Сколько обращений у трезвучия? а) одно б) два в) три 22. Как называется первое обращение трезвучия? а) квартсекстаккорд б) секстаккорд в) септаккорд 23. Какой интервал является диссонансом а) квинта б) тритон в) терция 24. В какой интервал разрешается ув.4 а) октава б) терция в) секста 25. Как называется септаккорд, построенный на V ступени а) тонический б) доминантовый в) субдоминантовый 12

13 Тесты для 5 класса «Аккорды». Гармоническая краска, обращения и разрешение аккордов. 1. Главные трезвучия это трезвучия а) I, III, V ступеней б) I, IV, V ступеней в) II, IV, VI, VII ступеней (подчеркнуть букву) 2. Обращения Б 5/3, М 5/3. Соединить стрелками обозначение аккордов с их строением М6 Б6 м.3+ч.4 б.3+ч.4 М6/4 ч.4+б.3 Б6/4 ч.4+м.3 3. Показать стрелками разрешение обращений главных трезвучий D5/3 Т5/3 (t5/3) S5/3(s 5/3) D 6 T6 (t6) S6 (s6) D6/4 T6/4 (t6/4) S6/4 (s6/4) 4. Главные и побочные трезвучия, какие трезвучия соответствуют этим названиям? (Соединить стрелками) Главные трезвучия лада II 5/3, III 5/3, VI 5/3, VII 5/3 Побочные трезвучия лада I 5/3, IV 5/3, V 5/3 5. Соединить стрелками названия аккордов, интервалов с их обозначением Главные трезвучия с обращениями VII7, T7, II7, S7, II7, VI7, D7 Интервалы D2, D6/5, D7, D4/3 D7 с обращениями D6, T6/4, S6, T5/3, S6/4, D5/3, S5/3 D6/4,T6 Септаккорды ч.1, б.7, м.3, ч.5 13

14 6. Определить ответ для обращения интервалов и аккордов (соединить стрелками) Обращение аккордов а) перенос нижнего звука на октаву вверх, другой звук на месте Обращение интервалов б) перенос нижнего звука на октаву вверх, другие звуки - на месте 7. Где встречается обращение? Подчеркнуть 3 правильных ответа а) у размеров; б) у гаммы; в) у септаккордов; г) у трезвучий; д) у интервалов 8. На чём чаще всего основано разрешение всех неустойчивых интервалов и аккордов? Выбрать ответ, обвести букву кружком а) на плавном движении неустойчивых звуков в соседние устойчивые звуки; б) на движении скачком в устойчивые звуки; в) на движении в любые соседние звуки 9. Расставьте в правильном порядке обращения аккордов о основного вида сверху вниз T 64 D6 S6 D2 T53 D64 S64 D65 T6 D53 S53 D7 D Отметьте правильное разрешение (соединить стрелками с тоническими аккордами) D7 T6 T5/3 с пропущенной квинтой, утроенной 1 ступенью м.vii7 ум.vii7 T64 T53 с удвоением квинты T53 с удвоением терции 14

15 11. В каком виде лада строятся м VII7 и ум VII7? Соединить стрелками м VII7 Dur н Dur г ум VII7 moll н moll г 12. Обращения интервалов и аккордов. Сколько обращений у интервалов, трезвучий, септаккордов? Ответ соединить с цифрой: у интервалов 1 у трезвучий 2 у септаккордов Подчеркнуть самые напряженные аккорды: VI 5/3, D7, ум.vii7, S6/4, ум.5/3, D6, D6/4, S5/3 14. Подчеркнуть самые светлые аккорды: D5/3, T5/3, S5/3, t6, S6/4, ум.vii5/3, D7, м.vii7. Тесты для 6 класса 1 Гармонический минор: А. Повышается VI ступень. Б. Повышается VII ступень. В. Понижается VII ступень. 3 Ключевые знаки в си бемоль миноре: А. си, ми. Б. си, ми, ля, ре, соль. В. си, ми, ля. 5 Параллельные тональности: А. D dur d- mol Б. E dur cis moll В. As dur f - moll 7 Обращения интервалов: А. Септима обращается в септиму. 2 Ключевые знаки в Фа диез мажоре: А. фа#, до#, соль# Б. фа#, до#, соль#, ре#. В. фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми# 4 Гармонический мажор: А.Понижается VI ступень. Б.Повышается VI ступень. В.Понижается VII ступень. 6 Главные ступени в Ля мажоре А. фа#, ля, си Б. ля, ре, ми. В. ля, до#, ми. 8 Обращения интервалов: А.Большие интервалы не имеют обращений. 15

16 Б. Септима обращается в секунду. В. Септима обращается в приму. 9 Большие терции на ступенях мажора: А. На I, IV,V. Б. На III,VI, VII. В. На I, III, VI. 11 Тритоны в гармоническом мажоре: А. ув.4 на I ступени, ум.5 на III ступени. Б. ув.4 на IV ступени, ум.5 на VII ступени. В. ув.4 на VI ступени, ум.5 на II cт. 13 Состав мажорного трезвучия: А. б.3 + м.3 Б. м.3 + б.3 В. б.3 + б.3 15 Состав мажорного квартсекстаккорда А. ч.4 + м.3 Б. б.3 + ч.4 В. ч.4 + б.3 17 Главные трезвучия лада: А. Строятся на устойчивых ступенях Б. Строятся на I, IV, V. В. Строятся на I, III, V. 19 Доминантсептаккорд: А. Строится на IV ступени. Б. Строится на VII ступени В. Строится на V ступени. 21 Виды вводных септаккордов: А. Большие и увеличенные. Б. Малые и уменьшенные. В. Малые и большие. Б.Большие интервалы обращаются в малые. В.Большие интервалы обращаются в большие. 10 Тритон: А. ув.5 и ум.4. Б. ум.5 и ув.4. В. ув.4 и ув Разрешение увеличенной кварты: А. Встречным движением голосов. Б. Противоположным движением голосов. В. Косвенным движением голосов. 14 Обращения трезвучий: А. Трезвучие имеет три обращения. Б. Трезвучие имеет два обращения. В. Трезвучие имеет одно обращение. 16 Состав минорного секстаккорда: А. м3 + ч.4 Б. б.3 + ч.4 В. ч.4 + м.3 18 Доминантовое трезвучие в си миноре: А. фа# ля# до# Б. В. си ре фа#. 20 Состав D7: А. б.3 + м.3 + м3. Б. б3 + б.3 + м.3. В. м.3 + б.3 + м.3 22 Состав уменьшенного вводного септаккорда: А. м.3 + м.3 + б.3 Б. м.3 + б.3 + м.3 В. м.3 + м.3 +м.3 16

17 Карточки обращены вверх стороной, на которой выписано интервальное строение аккорда. Педагог играет тот или иной аккорд: учащиеся пропевают его на какой-либо слог, а затем по этим интервалам определяют аккорд и показывают карточку педагогу лицевой стороной. 17

18 18

19 19

20 20

21 Данные игровые тренинги направлены на практическое освоение указанных гармонических оборотов и последовательностей 21

22 22

23 Список литературы 1. Вахромеева Т. Тесы по музыкальной грамоте и сольфеджио / Учебное пособие для детских музыкальных школ и студий. М., Камаева Т.А., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио / Методическое пособие по сольфеджио и теории музыки. М., Ссылка на интернет ресурсы: 23

24 24


Когалым 2010 г. 1 Учебное пособие может быть использовано педагогами на уроках сольфеджио по программе Т.А.Калужской для повторения и закрепления учебного материала 1 7 классов. Одна из задач данного пособия

Муниципальное учреждение дополнительного образования Сенежская детская школа искусств Тесты по теории музыки

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до еѐ октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 5 КЛАСC ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до еѐ октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС (семилетнее обучение) МИ МАЖОР это тональность мажорного лада, с тоникой «ми» и 4 ключевыми знаками фа-диез, додиез, соль-диез, ре-диез. до-диез минор - это тональность

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ВЫПУСКНОГО КЛАССА. БИЛЕТ 1. 1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы. 2. Спеть G dur (гарм.), в ней: Т5/3, Т6, Т6/4, II7,

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 2 КЛАСС. 1.Гамма 2.Тональность 3.Параллельные тональности 4.Одноименные тональности 5.Лад 6.Разрешение 7.Вводные звуки. Опевание 8.Мажорный лад 9. Минорный лад 10. Три вида минора

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 4 КЛАСС. 1.Гамма 2.Тональность 3.Параллельные тональности 4.Одноименные тональности 5. Лад 6.Разрешение 7. Мажорный лад 8. Минорный лад 9. Три вида минора. 10.Переменный лад 11.Тональности

Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы. Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний - вершиной. Звуки

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 3 КЛАСС. ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС (пятилетнее обучение) МИ МАЖОР это тональность мажорного лада, с тоникой «ми» и 4 ключевыми знаками фа-диез, додиез, соль-диез, ре-диез. до-диез минор - это тональность

«Мой помощник по сольфеджио» Пособие для учащихся 1-5 классов Составлено преподавателем теоретических дисциплин Луценко Людмилой Станиславной. МЕТР (ПУЛЬС) чередование сильных и слабых долей (метры бывают

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 3 КЛАСС. 1.Гамма 2.Тональность 3.Параллельные тональности 4.Одноименные тональности 5.Лад 6.Разрешение 7.Мажорный лад 8. Минорный лад 9. Три вида минора 10.Переменный лад 11.Тональности

& До мажор оническое 10 & # 6 онический Соль мажор 6 онический Субдоминантовое АККОРДЫ Мажорные аккорды 6 6 6/4 6/4 Доминантовое 6 6 6/4 6/4 19 & b Фа мажор 6 6 6/4 6 6/4 Ре мажор 28 & # # 6 6 6/4 6 6/4

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» Оценка качества реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тверской музыкальный колледж имени М. П. Мусоргского» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ» Преподаватель

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ 6 КЛАССА ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до еѐ октавного повторения. Звуки называются ступенями и обозначаются римскими цифрами: I- II

МБУК ДО ДМШ 13 им. Дунаевского г. Екатеринбург Тестовые задания по сольфеджио для 3-7 классов подготовила преподаватель сольфеджио Сучкова Людмила Петровна 2016 3 класс 1. Лад, у которого между I и III

Министерство культуры Московской области МОУДОД «Детская музыкальная школа» г. Дубна «Согласовано» «Принято» Педагогическим советом Протокол Л от «/3» & 20О&г «Утверждено» ОУДОД д м ш.) Экспериментальная

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 2 КЛАСС. ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Санкт-Петербургская детская музыкальная школа 24» УТВЕРЖДАЮ Директор Л.Э.Каспарянц СОГЛАСОВАНО

Учебный предмет «Сольфеджио» 1 класс Промежуточная аттестация проводится с целью проверки знаний обучающимися основных музыкальных терминов, определений, степени овладения нотной грамотой в конце первого

Жакович В.В. СОЛЬФЕДЖИО Класс второй Часть IV Воронеж 2017 г. 3 УРОК 25 1.Спой гамму ми минор 3 вида 2.Спой отдельно устойчивые ступени, главные ступени и вводные тоны 3.Диктант 4.Простучи ритмический

«Познай самого себя» Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым, Много придется свершить, не надеясь на чудо. Слушайте волю мою и мое предсказанье: Славой бессмертной покроете имя. Что предначертано, то

По дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Сольфеджио» 1 класс пп Нотная грамота. Гамма до мажор. Устойчивые и Размер 2/4. Диктант ритмический.

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ 7 КЛАССА ЛАД система взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков, тяготеющих к тонике. ТОНАЛЬНОСТЬ это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 1 КЛАСС. 1. Звук и нота 2. Регистр 3. Названия звуков, октав 4. Размещение нот на нотоносце 5. Скрипичный ключ 6. Длительности звуков 7. Мажор и минор. Тоника 8. Тональность 9. Гамма

Билет 1 1. Спеть гамму до диез минор гармонического вида, все уменьшенные интервалы и умvii 7 с t 6 S 53 D 64 D 34 t 53 S 6 II 34 К 64 D 7 t 53 2. Спеть параллельный мажор натурального вида, 7б с 3. От

ДОМИНАНТСЕПТ АККОРД И ЕГО ОБРАЩЕНИЯ Ступени на которых строятся обращения доминантсепт аккорда - V ступень (б3+м3+м3) D5/6 - VII ступень (м3+м3+б2) - II ступень (м3+б2+б3) - VI ступень (б2+б3+м3) Мажорные

Билет 1 1. Спеть гамму до диез минор гармонического вида, все уменьшенные интервалы. t 6 S 53 D 64 D 34 t 53 S 6 II 34 К 64 D 7 t 53 2. Спеть параллельный мажор натурального вида, 7б с 3. От звука «фа

II четверть 7 занятий I четверть 8 занятий четверть Кол-во часов Дата проведения ния Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Санкт-Петербургская

Экзаменационные билеты по сольфеджио для учащихся 5 класс ДПП «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» Билет 1 1.Спеть гамму фа диез минор натурального

Билеты по сольфеджио 6 класс ответы >>> Билеты по сольфеджио 6 класс ответы Билеты по сольфеджио 6 класс ответы Бемоли появляются в обратном порядке. Эти приемы вносят новые краски в гармонический план

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ 1. Ребѐнок, поступающий в гимназию-колледж, должен иметь хорошие музыкальные способности, очевидную яркую одарѐнность и индивидуальные творческие данные. 2. Поступающий должен

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ ИРИНА РУСЯЕВА ПИСЬМЕННЫЕ ТЕСТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ Учебное пособие для музыкальных колледжей МОСКВА 2017 ГОД 1 ОТ АВТОРА Моё новое учебное пособие

Стеблякова Людмила Анатольевна МБОУДОД «ДШИ пос. Володарского» Московская область Ленинский район посѐлок Володарского преподаватель теоретических дисциплин ТЕОРИЯ МУЗЫКИ. ПРАВИЛА. ТАБЛИЦЫ. ЗАДАНИЯ Учебно-методическое

САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ ИРИНА РУСЯЕВА ПИСЬМЕННЫЕ ТЕСТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ Учебное пособие для музыкальных колледжей МОСКВА 2018 ОТ АВТОРА Моё новое учебное пособие предназначено для

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ И. Русяева ПИСЬМЕННЫЕ ТЕСТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ Учебное пособие для специальных музыкальных заведений среднего звена МОСКВА 2017 ГОД 1 ОТ АВТОРА Моё

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ» МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА РАМ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Утверждаю Директор МБОУ ДОД «ЦДТ» Н.А.Головкова 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «СОЛЬФЕДЖИО» 1

Изучение закономерностей ладовой и абсолютной систем в младших классах на уроках сольфеджио В практике сольфеджио сложились два основных аспекта деятельности, которым в той или иной мере подчинены все

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИВАНГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «СОЛЬФЕДЖИО» Программа рассчитана на обучающихся, поступивших

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа по сольфеджио составлена на основе программы для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, 1984г.

1 Пояснительная записка Музыкальное воспитание как грань эстетического предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа по сольфеджио составлена на основе программы для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования,

Муниципальное автономное учреждение культуры дополнительного образования ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 7 имени С.В. Рахманинова ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ПУТЬ

Жакович В.В. СОЛЬФЕДЖИО Класс второй Часть III Воронеж 2017 г. 3 УРОК 16 1.Вспомни гамму До мажор А теперь вспомни гамму ля минор 2.Найди в обеих гаммах нижний вводный тон и сравни Нижний вводный тон

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа 4 г. Хабаровска» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа 4 г. Хабаровска» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА

ИНТЕРВАЛЫ Секунда большая - б. 2 Секунда малая м. 2 Терция большая - б. 3 Терция малая м. 3 Чистая кварта - ч. 4, Кварта увеличенная - ув. 4 Чистая квинта - ч. 5, Квинта уменьшённая ум. 5 Секста большая

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская музыкальная школа имени А.Н. Александрова» СОГЛАСОВАНО Педагогическим Советом

Примерные вступительные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам для поступающих в школу Наличие музыкальной подготовки обязательно! В 5 класс: На конкурсной основе принимаются дети, обладающие

Задание 1 1) Ответьте на вопросы устно: - Сколько ступеней в минорной гамме? - Какая ступень находится ниже первой? - Между какими ступенями в миноре полутоны? - Где в гамме идут подряд две неустойчивые

Е.С. Горник Основы элементарной теории музыки Учебно-методическое и справочное пособие Часть I Издание 2-е. Исправленное и дополненное Москва 2016 1 УДК 373.1.016:781 ББК 74.268.53 Г 69 По результатам

Программа по сольфеджио (5-летний срок обучения) 1 класс. 2 Вокально-интонационные навыки. Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ПСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС» Принято на заседании кафедры Протокол 1 «25» августа 2015 г. Зав. кафедрой Т. Калишенко. Утверждаю

КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ СТАРШИХ КЛАССОВ (5,6,7 КЛАСС) ПО СОЛЬФЕДЖИО В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА 5 КЛАСС Письменная работа 1. Записать одноголосный диктант: 2. Записать двухголосный диктант: 3. Слуховая работа вне

Содержание Пояснительная записка...4 I. Учебно-тематический план.....7 II. Содержание учебного предмета..14 1 класс...14 2 класс. 23 3 класс.32 4 класс. 39 5 класс. 51 6 класс. 61 7 класс. 71 8 класс.

Программа по сольфеджио (7-летний срок обучения) 1 класс. Вокально-интонащюнные навыки. Правильное положение корпуса, спокойный вдох, одновременный вдох перед началом пения, выработка равномерного дыхания.

Олимпиада по предмету «Сольфеджио», 3 класс Автор - составитель: Седова Вера Олеговна Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер Место работы: МБУДО ДДШИ, отделение в г. Дмитров, Московская область

Экзаменационный билет по сольфеджио 1 Задание I. Теория 1. Гамма это 2. Расстояние между двумя звуками называется 3. Период обычно состоит из предложений повторного или неповторного строения () 4. У каждого

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 57 с музыкально-хоровым профилем обучения» РАССМОТРЕНО Председатель МО СОШ 57 Протокол от 2016

Жакович В.В. СОЛЬФЕДЖИО Класс второй Часть I Воронеж 2017 г. 3 УРОК 2 Ноты, которые идут по порядку вверх или вниз, называются Звукорядом 1. НАЙДИ В МЕЛОДИИ ВСЕ ЗВУКОРЯДЫ 2.Расставь правильно штили 4

Санкт Петербургск е государственное бюджетное учре цдение дополнительного образования етская музыкальная пкола М Пушкинского района Рассплотрено етодическим советом Протокол Л принято Педагогическим Совстом

Управление культуры Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение культуры дополнительного образования "Детская школа искусств 12" СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Педагогического

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств "Тутти" ПРИНЯТО на заседании педагогического совета ГБУДО г. Москвы

Online игра "Абсолютный слух"

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.


Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

По техническим причинам мы больше не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо...

По техническим причинам мы больше
не выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения:-(

В игре звучат первых 33 вопроса из данного списка. Весь список из 55 вопросов (с 34 по 55 фишки с нотым станом) представлен в полной версии данной игры, входящей в программу .

1. ДО
2. РЕ
3. МИ
4. СИ
5. ЛЯ
6. РЕ
7. МИ
8. ФА
9. ЛЯ
10. СИ
11. СОЛЬ
12. МИ
13. ДО 1-й октавы
14. РЕ 1-й октавы
15. МИ 2-й октавы
16. ФА малой октавы
17. СОЛЬ 1-й октавы
18. ЛЯ 1-й октавы
19. СИ малой октавы
20. ДО малой октавы
21. РЕ малой октавы
22. МИ большой октавы
23. ФА 1-й октавы
24. СОЛЬ малой октавы
25. ЛЯ большой октавы
26. СИ большой октавы
27. ДО 2-й октавы
28. РЕ 1-й октавы
29. МИ 1-й октавы
30. ФА 2-й октавы
31. СОЛЬ большой октавы
32. ЛЯ малой октавы
33. СИ 2-й октавы
34. ДО 1-й октавы + нотный стан
35. СОЛЬ малой октавы + нотный стан
36. ЛЯ большой октавы + нотный стан
37. ФА большой октавы + нотный стан
38. РЕ большой октавы + нотный стан
39. МИ 1-й октавы + нотный стан
40. ДО 1-й октавы + нотный стан
41. СОЛЬ 1-й октавы + нотный стан
42. СИ 1-й октавы + нотный стан
43. РЕ 2-й октавы + нотный стан
44. МИ 2-й октавы + нотный стан
45. ФА 2-й октавы + нотный стан
46. СОЛЬ 2-й октавы + нотный стан
47. СИ 2-й октавы + нотный стан
48. ДО 3-й октавы + нотный стан
49. ДО 1-й октавы + нотный стан
50. ЛЯ малой октавы + нотный стан
51. ФА малой октавы + нотный стан
52. РЕ малой октавы + нотный стан
53. СОЛЬ большой октавы + нотный стан
54. МИ большой октавы + нотный стан
55. ДО большой октавы + нотный стан

Алексей Устинов, 2011-12-30

Игра обновлена 2013-11-30

Комментарий педагога

Абсолютный музыкальный слух - способность определять высоту тона, независимо от других тонов , т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты. Природа этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными точками зрения. Но еще менее она знакома педагогам-практикам. При этом, навык "абсолютного музыкального слуха" постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов. Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так! Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен - однако, те из них, кто владеет этим навыком, говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос: можно ли его развить, или это что-то врожденное?...

Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст? Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает их и педагог никакими силами не может ему помочь?

Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько "Блюз", достаточно сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза... а на следующем уроке он играл Блюз без нот и в том же темпе, котором пьеса прозвучала. Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу. Они с самого начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, "на слух", но чтение сложного текста вызывало у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению.

Иными словами, навык "абсолютного слуха" не является чем-то отдельным в процессе обучения, однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен!

Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод Мальцева С.М. - автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования, синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа.

Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра "Абсолютный слух" - превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов.

Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ. (Только им надо помочь - вначале поиграйте в игру НОТКИ - КАРТИНКИ, чтобы ребенок познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.).

Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык развивается - проверено!

Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы). Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е. фактически мы находимся в мажорном (ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы... Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот, и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!

Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск
01.05.2011

Команда Вирартек выражает признательность Любови Николаевне Кривопаловой, принявшей активное участие в создании данной игры и в ее тестировании. СПАСИБО! Успехов вам и вашим ученикам!

Контрольно-измерительные материалы

по «Теории музыки и сольфеджио» (тесты)

Разработчик – преподаватель

музыкально-теоретических

дисциплин Ханова А.Б.

Вариант 1

Контрольно-измерительный материал

по разделу I , II «Музыкальная грамота. Лад и тональность».

Вариант 1

Выбрать из предложенных вариантов ответа один правильный

    Музыкальные звуки, расположенные по порядку вверх или вниз, образуют:

а) интервал

б) октаву

в) звукоряд

2. Клавиатура фортепиано поделена на:

а) звуки

б) полутоны

в) октавы

3. Самое маленькое расстояние между звуками называется:

а) полутоном

б) интервалом

в) звуком

4. Каждый звук можно повысить или понизить. Для этого применяются:

а) знаки увеличения длительности звуков;

б) знаки сокращения нотного письма;

в) знаки альтерации.

5. Одинаковое звучание звуков при различном названии называется:

а) альтерация

б) энгармонизм

в) хроматизм

6. Пять параллельных линеек, на которых записываются ноты, называются:

а) строкой

б) нотоносцем

в) начальной чертой

7. Распределение и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах называется:

А) аппликатура

Б) форшлаг

в) альтерация

8. Ключ «Соль», это:

А) скрипичный

б) басовый

в) теноровый

9. Знак, увеличивающий длительность ноты на её половину называется:

а) точка

б) фермата

в) лига

10. Перерыв в звучании называется:

а) ритмом

б) размером

в) паузой

11. Громкость звучания передается:

А) динамикой

б) темпом

в) штрихами

12. Знак повторения, это:

А) такт

Б) часть

В) реприза

13. Каждый лад и тональность имеют определенное выразительное значение. Какая из перечисленных пьес будет написана в минорной тональности?

А) «Весёлая прогулка»

б) «Солнечный зайчик»

в ) «Болезнь куклы»

14. Знак повышения на полтона называется:

А) бемолем

б) диезом

в) бекаром

15. Знак понижения на тон, это:

А) бекар

б) дубль бемоль

в) дубль диез

16. Термин «пиано» означает:

а) громко

б) тихо

в) затихая

Контрольно-измерительный материал

Вариант 2

1. Какая из перечисленных пьес будет написана в минорной
тональности?

а) «Весёлая прогулка»

б) «Солнечный зайчик»

в ) «Болезнь куклы»

2. Каждый лад имеет определенное выразительное значение. Какая из перечисленных пьес будет написана в мажорной тональности?

а) «Весёлая прогулка»

б) «Жалоба»

в ) «Болезнь куклы»

3. Знак молчания в музыке называется:

а) тембр

б) знаки альтерации

в) пауза

4. Длительность вдвое короче четвертной длительности:

а) половинная

б) восьмая

в) шестнадцатая

5. Наименьшее расстояние между двумя соседними звуками называется:

а) октава

б) полутон

в) интервал

6. Как называется чередование сильных и слабых долей?

а) такт

б) метр

в) ритм

7. Как по-другому называется басовый ключ?

а) ключ «соль»

б) ключ «фа»

в) ключ «ля»

8.Сколько восьмых длительностей входит в четвертную длительность?

а) одна

б) две

в) четыре

9. Термин «форте» означает:

а) умеренно тихо

б) громко

в) замедляя

10. Скорость движения, исполнения музыки это:

а) Ритм

б) Темп

в) Динамика

11. Нота «ля» первой октавы записывается:

а) на третьей линейке

б) между первой и второй линейками

в) между второй и третьей линейками

12. Верхняя цифра музыкального размера указывает на:

а) количество нот

б) количество долей в такте

в) количество сильных долей

13. Как называется знак, повышающий высоту звука на полтона:

а) бемоль

б) фермата

в) диез

а) расстояние между двумя ближайшими нотами одинакового названия

б) последовательность звуков

в) чередование сильных и слабых долей

15.Термин «легато» означает:

а) расширяя

б) связно

в) отрывисто

16. В музыке имеются знаки увеличения нотного письма. Один из знаков увеличения длительности называется:

а) реприза

б) точка с права от ноты

в) акцент

Контрольно-измерительный материал

по разделу I ,II «Музыкальная грамота. Лад и тональность».

Вариант 3

1. Какая из перечисленных пьес будет написана в минорной

тональности?

а) «Весёлая прогулка»

б) «Радостное настроение»

в ) «Болезнь куклы»

2. Каждая лад и тональность имеют определенное выразительное значение. Какая из перечисленных пьес будет написана в мажорной тональности?

а) «Скворушка прощается »

б) «Солнечный зайчик»

в) «Жалоба»

3.Термин «нон легато» означает:

а) расширяя

б) не связно

в) отрывисто

4. Чередование звуков различной длительности называется:

а) ритм

б) регистр

в) темп

5. Как называется знак, понижающий высоту звука на полтона:

а) бемоль

б) фермата

в) диез

6.Какой из терминов обозначает «усиливая звучание»?

а) пиано

б) сфорцандо

в) крещендо

7. Какой из способов звукоизвлечения обозначает «отрывисто, коротко»?

а) крещендо

б) стаккато

в) легато

8. Для мажорного лада характерна окраска:

а) светлая

б) слабая

в) темная

9. Как называются пять параллельных линеек, на которых записываются ноты?

а) нотописец

б) нотоносец

в) звукоряд

10. Знак отмены действия диеза или бемоля:

а) фермата

б) бекар

в) лига

11. Затакт это:

а) неполный такт в начале произведения

б) полный такт

в) последний такт

12. Наименьшее расстояние между двумя соседними звуками называется:

а) октава

б) полутон

в) интервал

13. Половинная длительность считается:

а) «раз-и»

б) «раз-и», «два-и», «три-и», «четыре-и»

в) «раз-и», «два-и»

14.Отрезок мелодии, в котором выражена более или менее законченная музыкальная мысль

а) доля

б) фраза

в) синкопа

15. Легато, стаккато, нон легато это разновидности:

а) динамических оттенков

б) ритма

в) штрихов

16.Знак повторения музыкального произведения или его части:

а) форшлаг.

б) фермата

в) реприза

Ключ к контрольно-измерительным материалам

по разделу I , II «Музыкальная грамота. Лад и тональность».

Вариант 1

1-в, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6 –б,7-а, 8-а, 9-а, 10-в, 11-а, 12-в, 13-в, 14-б, 15-б, 16-б.

Вариант 2

1-в, 2-а, 3-в, 4-б, 5-б, 6 –б,7-б, 8-б, 9-б, 10-б, 11-в, 12-б, 13-в, 14-а, 15-б, 16-б.

Вариант 3

1-в, 2-б, 3-б, 4-а, 5-а, 6 –в,7-б, 8-а, 9-б, 10-б, 11-а, 12-б, 13-в, 14-б, 15-в, 16-в.

Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.

Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?

Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.

В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:

  1. Соль

Упражнение №1

Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.

Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты - это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.

  1. C – До
  2. D – Ре
  3. E – Ми
  4. F – Фа
  5. G – Соль
  6. A – Ля
  7. H – Си


Вот как они располагаются на клавиатуре.

Упражнение №2

Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.

Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:


Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:

  1. Субконтроктава;
  2. Контроктава;
  3. Большая;
  4. Малая;
  5. 1-ая;
  6. 2-ая;
  7. 3-ая;
  8. 4-ая;
  9. 5-ая.

К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.


Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.


Основы записи: из чего состоит музыкальный текст

Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.

Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.

Основные ключи

Наиболее распространенными являются скрипичный и .

Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.

Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.

В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:


К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.

Расположение нотных знаков соответственно ключу.

Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе :


  1. До располагается на первой добавочной линейке.
  2. Ре под первой линейкой.
  3. Ми на первой линии.
  4. Фа между 1 и 2.
  5. Соль на 2.
  6. Ля между 2 и 3.
  7. Си на 3.
  8. До 2 между 3 и 4.

Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.

Пример №1.

Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .

Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе :


  • До между 2 и 3.
  • Ре на 3.
  • Ми между 3 и 4.
  • Фа на 4
  • Соль между 4 и 5
  • Ля на 5
  • Си над 5.
  • До на первой верхней добавочной линии.

Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.

Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.

Пример №2.


При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)

Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу , ускоряющую процесс.

Название ноты Скрипичный ключ Басовый ключ Расположение на клавиатуре
До (C)
Ре (D)
Ми (E)
Фа (F)
Соль (G)
Ля (A)
Си (H)


Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.

Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.


Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.

При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.

Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли - . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.

Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?

На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.

GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.


Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.

К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.


Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.

Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.