Один из крупнейших писателей франции эпохи ренессанса. Французская литература возрождения. Английская литература Возрождения

«Культура раннего Возрождения» - Возрожде?ние, или Ренесса?нс (фр. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века. Целью жизни гуманисты считали не служение богу, а труд на пользу людям. Отличия новой культуры. Причины появления новой культуры. Культура раннего Возрождения в Италии. Renaissance, итал.

«Искусство Возрождения» - Статуя предназначалась для фонтана. Донателло (около 1386 – 1466 г.) работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Евангельские сюжеты представлены Джотто как реально существующие события. Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо. Лоренцо Гибберти (1381-1455 г.)- -ещё один представитель эпохи Возрождения.

«Раннее Возрождение в Италии» - Причины появления новой культуры. Искусство раннего Возрождения. Гуманизм Возрождения. Культура раннего Возрождения в Италии. Боккачо. Сандро Ботичелли. Возрождение и церковь. Признаки эпохи Возрождения. Возрождение. Связь Возрождения и Античности. Гуманисты.

«Особенности Северного Возрождения» - Гентский алтарь. Испания. Особенности Северного Возрождения. Замок Шенонсо. Архитектура. Учебный материал. Англия. Искусство Возрождения. Ж.Гужон. Великолепный часослов герцога Беррийского. П.Леско. Замок Шамбор. Культура и искусство эпохи Возрождения. Музыка Северного Возрождения. Стиль Платереско.

«Искусство и культура эпохи Возрождения» - В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Раннее возрождение. Архитектура. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

«Возрождение в Италии» - 2. Высокое Возрождение первая четверть XVI века. Флоренция (XII – XIII вв.) – колыбель Возрождения. Раннее Возрождение. Махолет. Данте (1265 - 1321) – Божественная комедия. Мадонна с младенцем Альбертинелли Мариотто. Сандро Боттичелли Мадонна с книгой. Девушка с горностаем. Рафаэль Санти (1483 - 1520) – портреты, скульптуры, роспись соборов.

Всего в теме 32 презентации

Литература Возрождения.

Возникновение ренессансного движения во Франции обычно связывают с итальянскими походами Карла VIII, которые открыли для французов культуру соседей, с религиозной Реформацией, укреплением королевской власти и с набирающим силу городским, буржуазным населением. Сначала гуманизм находил воплощение в «евангелизме», попытке воссоздания христианства начала эры, возвращения к неискаженному схоластическими толкованиями тексту Священного писания. Расцвет ренессансного движения приходится на годы царствования Франциска I (1515–1547). Король, получивший прозвище «отца изящной словесности», основал «Коллеж де Франс», учебное заведение нового типа, где преподавали ученые-гуманисты.

С эпохой Возрождения связан расцвет короткой прозаической формы – новеллы, сложившейся под непосредственным влиянием итальянских образцов и французской традиции (фаблио). При дворе бургундского герцога Филиппа Доброго был создан анонимный сборник Сто новых новелл (между 1456 и 1461), явно опирающийся на опыт Декамерона Д.Боккаччо, влияние которого усилилось, когда в 1485 был напечатан перевод Л. де Премьефе. В сборнике новелл Гептамерон (изд. 1559) Маргарита Наваррская (1492–1549) не скрывает влияния Боккаччо. Однако речь не идет о прямом подражании; еще более далеки от итальянских образцов сборники новелл Н.Де Труа (Великий образец новых новелл, ок. 1535) и Н.Дю Файля (Деревенские шутливые беседы..., 1548; Шутки, или Новые сказки Этрапеля, 1548). В сборнике новелл Новые забавы и веселые разговоры (изд. 1558) нет прямых заимствований, автор, Б.Деперье (ок. 1500–43/44) как будто скрывает свою образованность. Проза Деперье (Кимвал мира, 1537) продолжает, вслед за «Великими риториками», осваивать низкий стиль.

В Гаргантюа и Пантагрюэле Ф.Рабле (1494–1553) это освоение происходит особенно активно, высокие прозаические жанры подвергаются здесь пародийному осмыслению. Первые четыре книги романа изданы в 1532 (Пантагрюэль), 1534 (Гаргантюа), 1546 (Третья книга), 1552 (Четвертая книга); подлинность посмертной Пятой книги Пантагрюэля (изд. 1564) оспаривается многими исследователями. Существуют две основных интерпретации произведения Рабле: как порождения «народной смеховой культуры» (М.М.Бахтин) и как творения писателя-гуманиста, – сочетание которых дает целостное представление о нем. У Рабле исчезает конфликт индивидуального чувства и социального долга, характерный для средневекового романа: «иронически реформированный язык рыцарского романа служит выражению новых гуманистических ценностей». Рыцарское повествование в книгах его эпопеи используется «для гуманистической сатиры, гуманистической утопии, для карнавальной миннипеи» (Е.М.Мелетинский). К концу первой половине 16 в. проза смещается в литературной иерархии вниз и надолго уступает первенство поэзии.

Предвестниками формальных экспериментов поэтов Возрождения и наследниками опыта школы Машо стали «великие риторики», расцвет творчества которых приходится на втор. пол. 15 – нач. 16 в. Идеологом школы был Ж.Шатлен (ок. 1410–1475), который утверждал приоритет формы над содержанием. Наиболее яркие представители направления (О.де Ламарш (1425–1502), О.де Сен-Желе (1432–1502), Ж.Маро (1450?–1526), Г.Кретьен (1460–1525), Ж.Лемер де Бельж (1437–1525?), П.Гренгор) пытались проникнуть в потаенные пласты языка, оставаясь, однако, в рамках средневековых поэтических форм. В их представлениях поэзия становится ремеслом, а их сочинения рассматриваются как один из первых опытов придворной поэзии. Установка на светскость, языковые эксперименты школы оказали влияние на К.Маро (1496–1544), сына Ж.Маро, придворного поэта Франциска I. Маро прославился как лирический и сатирический поэт (поэма Ад, 1526), как переводчик (Псалмы, Овидий) и новатор в области формы. Он открыл для французская литература сонет, ввел моду на сочинение блазонов (Блазон о прекрасном соске, 1535). Оба этих нововведения подхватили поэты «Лионской школы» (П.дю Гийе, 1520–45; Л.Лабе, 1524?–1566; А.Эроэ 1492–1568; Ш.Фонтен, 1513–1588). М.Сев (1500–1560), их лидер, превзошел в форме блазона К.Маро (Брови, 1536). Сборник Сева Делия, средоточие наивысшей добродетели (1544) стал важнейшим опытом глубокого восприятия поэзии Петрарки во французской литературе. Расцвет петраркизма во Франции связан с творчеством поэтов «Плеяды», возглавляемой П.Ронсаром (1524–1585), наиболее ярким и признанным поэтом 16 в., и Ж.Дю Белле (1522– 1560). Поэтическая школа выросла из кружка молодых поэтов-гуманистов, объединившихся для изучения античной литературы. Кроме Ронсара и Дю Белле в состав «Плеяды» (окончательно сформировавшийся к кон. 1540-х) входили Ж.Дора (1508–1588), Э.Жодель (1532–1573), Р.Белло (1528–1577), Ж.А.де Баиф (1532–1589), П.де Тийар (1521–1605). С деятельностью «Плеяды» связана реформа поэзии и драмы в сер. 16 в. В программном трактате Дю Белле Защита и прославление французского языка (1549) были сформулированы принципы развития национальной поэзии: обновление языка и литературы через подражание духу источника, обогащение языка за счет заимствований и неологизмов. Сохраняя ориентацию на античность, поэты, в отличие от лириков «Лионской школы», писавших на латыни, развивали французский поэтический язык. Участники «Плеяды» заложили основы для развития драматургии (Евгений, 1552, и Плененная Клеопатра, 1553, Жоделя предваряют поэтику классицистических пьес) и героической эпопеи (Франсиада, 1572, Ронсара) во Французская литература 17 и 18 вв.

Французский театр 16 в. сочетал в себе как бы два театра: один – народный, типично средневековый, площадной (особый успех имеют соти), другой – гуманистический, культивировавшийся в коллежах и при дворе. Пьесы, или трагедии, Р.Гарнье (1545–1590) – пример преломления событий эпохи гражданских войн (1562–1598): художественный мир его мрачен и катастрофичен (Ипполит, 1573; Марк-Антуан, 1578; Антигона, 1580; Иудеи, 1583).

Последние десятилетия 16 в., время политической нестабильности и кровавой религиозной розни, породили феномен «трагического гуманизма». Поздний цикл Ронсара Сонеты к Елене (1578) предвещает поэтику барокко: стиль становится более контрастным и противоречивым. Трагические ноты начинают звучать не только, вслед за Ронсаром, в поэзии (Ф.Депорт, 1546–1606; Ж.де Спонд, 1557–1595), но и в новеллистике этого времени (Лето Б.Пуассено, 1583; Новые истории, как трагические, так и комические, 1585, В.Абанка). Кроме того, жанр новеллы претерпевает структурные изменения, повествование смещается в сторону свободного рассказа, рассуждения об интересующем автора предмете (Утрата, 1584, Г.Буше; Девять утренних бесед и Послеполуденные беседы, обе изд. 1585, Ж.Дагано; Способ добиться успеха, изд. 1610, Ф.Б.де Вервиля). Особым явлением этого периода стали Опыты (1580–1588) Мишеля де Монтеня (1533–1592), написанные в созданном им гибком и вольном жанре эссе. В философских размышлениях автора просматриваются мотивы влиятельной тогда школы стоицизма.

Важнейшая фигура рубежа веков – протестантский мыслитель и писатель Т.А.д"Обинье (1552–1630). Его любовная лирика пронизана военной образностью (Весна, 1573), а в эпическом цикле Трагические поэмы (1577–1578; изд. 1616) картины гражданской войны сочетаются с визионерскими фрагментами, окрашенными апокалиптическими настроениями. Открытия «трагического гуманизма» воплотились в поэтике барокко, расцвет которой приходится во французской литературе на кон. 16 – первую треть 17 вв.

В эпоху Возрождения литература развивалась динамично, стремительно и охватывала всю территорию Европы и не только. В каждом отдельном государстве развитие шло с разной динамикой и на разной основе, но всех объединял один факт - огромный шаг вперед.

Италия

Италию, без сомнений, можно назвать «колыбелью» всего европейского Возрождения. Это и неудивительно, ведь именно здесь раньше всего развились и установились социально-экономические предпосылки к этому. В Италии довольно рано начали формироваться отношения капиталистического характера, и, соответственно, люди, которые имели интерес к развитию подобных отношений, должны были выйти из-под церковной опеки и гнета феодализма. Как правило, это были личности с многогранным мировоззрением, часто путешествовавшие, обладающие знанием нескольких языков, и активные участники всевозможных политических событий.

Итальянская литература эпохи Ренессанса характеризуется гуманистическими идеями, которые впервые были продемонстрированы в трудах великого Данте Алигьери. Писатели очень часто обращались к фольклору, народной мудрости и народному творчеству за вдохновением и новыми образами и сюжетами. Помимо всего прочего итальянские мастера письма черпали свои познания у античных авторов. Основной чертой, характеризующей литературу эпохи Возрождения в Италии, является тот факт, что главным героем произведений становится человек. Он наделяется сильным духом и характером. Помимо всего прочего, в литературе высвечивается жизнь с полной демонстрацией ее противоречий.


Сцена из «Божественной комедии» Данте Алигьери

Франция

Развитие литературы в эпоху Ренессанса во Франции происходило практически по тому же сценарию, что и в Италии. Но различия все же существовали. Прежде всего, во Франции была полная монархия, развивался абсолютизм, и распространялась новая религия - кальвинизм. Все это влияло на литературу и вносило свои поправки. Но все же во французской литературе того времени очень сильно просматривается влияние итальянской культуры. Для мастеров письма французского Ренессанса, в сравнении со средневековыми, характерно невероятно сильное расширение кругозора, реалистический подход к настоящему и большой охват мыслительных интересов.

Эволюцию французской литературы той эпохи разделяют на два этапа - ранний, когда доминировали оптимизм, гуманистические идеи, и поздний, когда в силу религиозного раскола и политической обстановки зародилось сомнение и разочарование. Из наиболее ярких писателей того времени можно выделить Пьера де Ронсара и Франсуа Рабле.


Ф. Рабле. "Гаргантюа и Пантагрюэль"

Франсуа Рабле (фр. François Rabelais; предположительно 1494, Шинон — 9 апреля 1553, Париж) — один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». По мнению М. Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы.

Биография

Творчество

Один из замечательнейших писателей своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.

Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».

Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.