Объяснение онегина и татьяны итог встречи. Объяснение Онегина с Татьяной. Анализ эпизода (но роману "Евгений Онегин" Пушкина А.С.)

Средняя оценка: 3.3

Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменит был развитием промышленности и естественных наук, расширением связи с Европой. В России стали принимать идеи западничества. "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение, "дети", приветствовало отмену крепостничества и реформы.

Базаров, нигилист, представляет "новых людей", а в качестве противника ему принято считать Павла Петровича Кирсанова, потому что именно они ведут полемику на различные темы - о нигилизме, аристократизме, практической пользе и прочее. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича- лишь "слова", так как не подкреплены никаким действием. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения (с детства был необычайно красив, самоуверен, очень нравился женщинам, учился в пажеском корпусе, в 27 лет был уже капитаном, впереди ждала его блестящая карьера), но первая же трудность (неразделенная любовь к княгине Р.) сделала Павла Петровича ни на что не способным: вышел в отставку, преследовал ее, был изгнан, десять лет прожил бесцветно,бесплодно и быстро, остаток жизни проводит с братом в деревне. Убеждений у него нет, вместо них - принципы, которые сводятся к соблюдению внешних приличий и старанию казаться джентльменом. Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича (это ярко проявляется в описании его кабинета, в том, что в качестве символа России он держит на столе пепельницу в форме "мужицкого лаптя").

Павла Петровича интересует лишь внешняя сторона вещей - он толкует о Шиллере, Гете, хотя вряд ли их прочел, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но ведь то же самое можно сказать и о Базарове: то же пристрастие к "внешним эффектам" (бакенбарды, балахон, развязность), та же неуживчивость с окружающим миром. Д.И.Писарев называет Павла Петровича "Печориным маленьких размеров". Базаров - тот же Павел Петрович с точностью до наоборот.

Тургенев показывает, что на отрицании всего и вся нельзя построить ничего, в том числе и философию, потому что жизнь состоит в утверждении, а не в отрицании. Таким образом мы видим, что настоящий противник Базарову - Николай Петрович Кирсанов, хотя он не вступает в словесные споры. Он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата.

Николай Петрович просто живет, согласно сердцу и совести (сломав ногу в юности, что помешало ему сделать военную карьеру, он не впадает в уныние, не озлобляется на весь мир, а учится в университете, затем женится, живет с женой десять лет в любви и согласии, которые прошли "как сон"; после смерти жены отдает себя воспитанию и обучению сына; затем жизнь посылает ему любовь к простой девушке Фенечке, к новорожденному ребенку).

То выстраданное знание, ту "сермяжную правду", которую познал Николай Петрович в гармоничном существовании, в единении с природой, в поэзии и любви, - можно понять только развитой душой, которой нет ни у "уездного аристократа", ни у "предводителя нигилистов". Это способен понять только сын Аркадий, который, в конце концов, приходит к выводу о несостоятельности идей Базарова. Сама жизнь расставляет все по местам, отметает все неестественное: Базаров умирает, познав любовь, смягчив свой негативизм; Павел Петрович уехал за границу (где ему и место); Аркадий женится на Кате, живет в отцовском поместье, поднимает его из запустения и бедности; Николай Петрович - женится на Фенечке, делается мировым посредником и изо всех сил трудится.

Роман Тургенева «Отцы и дети» показывает сложный период, когда происходит жестокая ломка устоявшихся веками социальных отношений. Привычные для многих устои жизни рушатся, меняются на новые. Все происходит быстро и стихийно.

Павел Кирсанов – центральный персонаж романа

На протяжении всего действия в центре романа находится проблема столкновения старого и нового поколений. Ярким образом устоявшегося социального сословия является образ Кирсанова Павла Петровича. Автор строит все повествование на постоянных столкновениях между ним и главным героем Базаровым.

Сын боевого генерала, участвовавшего в военной компании 1812 года, Павел мечтал стать военным. К 28 годам он добился многого. Пажеский корпус в качестве образования Кирсанова позволял сделать блестящую карьеру военного офицера. Он всегда шел напролом, вел светский образ жизни, любил женщин и развлечения. Жизнь сыграла с ним жестокую шутку: неудачная любовь к загадочной и самой восхитительной женщине, княгине Р, разбила все мечты и надежды. Он бросил службу, скитался по заграницам, вернулся, жил, ничего не делая. Так он провел 10 лет, которые сделали его одиноким и меланхоличным.

Характеристика Павла Петровича

Павел Петрович – аристократ, сохранивший свои чопорные аристократические привычки на протяжении всей жизни. Происхождение Кирсанова отдаляет его от простого народа. Он страстный поклонник всего английского, и свою жизнь Павел Петрович строит на английский манер: книги читает английские, одевается как англичане, живя за границей, общается больше с ними.

Его стиль жизни чужд русскому человеку. Он настолько далек от простого крестьянина, что даже не знает, как с ним разговаривать. По выражению Базарова, мужик не признает в нем соотечественника, он просто его боится. А отношение Кирсанова к народу, когда он «морщится и нюхает одеколон» лучше всего показывает его аристократические привычки.
Тургенев не только не сглаживает иностранные привычки героя, наоборот, он их подчеркивает, вводя в речь Кирсанова большое количество непонятных «русскому мужику» слов. Даже в этом проявляется его пренебрежение к своим традициям и обычаям.

Взаимоотношения между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым

Друга Аркадия, «лощеный аристократ» (именно так характеризует внешность Кирсанова Базаров) возненавидел с первой встречи. Эпитеты, которыми он характеризует Базарова, «шарлатан», «господин нигилист», «лекаришка», ясно указывают на его отношение к герою. Он злиться при каждой встречи и старается зацепить Базарова, вывести его из себя. Между ними происходят постоянные стычки. В словесных перепалках читатель четко видит политические взгляды Кирсанова и его оппонента.

Павел Петрович, человек умный, хоть и является представителем старого поколения. Но в спорах с Евгением он постоянно терпит поражение. Меняется даже внешность героя Кирсанова: его ледяная вежливость и полное спокойствие мгновенно перерастает в раздражение. Он не понимает, как можно жить, не веря ни во что. Это рушит его представление об устоявшемся строе. Но в итоге, Кирсанов понимает и признает свое поражение.
Но в то же время, автор обращает внимание читателя на такие положительные качества героя, как его безупречная честность, щедрость и заступничество. Кирсанов портрет которого Тургенев представляет как живого мертвеца, был настоящим дворянином. Его можно причислить к сливкам аристократического общества. Сцена дуэли очень наглядно показывает читателям двойственность его образа.

Характеристика Павла Кирсанова в романе «Отцы и дети» является характеристикой целого сословия, которое уходит в прошлое. Жить таким людям, по словам Тургенева, тяжелее, чем они сами себе представляют. Упрек и осуждение – все, что они могут получить от окружающих и это все, что им остается от жизни.

Данный очерк будет полезен учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Кирсанов Павел Петрович» или «Евгений Базаров и Павел Кирсанов».

Тест по произведению


Вместо того, чтобы посечь сына, Он выпорол отцов… А. И. Герцен И. С. Тургенев начал работу над романом «Отцы и дети» в августе 1860 года. В июле 1861 года роман был закончен. Он создавался в годы исторического подъема, в годы подготовки и проведения реформы крепостного права. К началу 60 х годов XIX века в России сложилась революционная ситуация, разрешившаяся отменой крепостного права. Значительную роль в общественном движении этого периода начинают играть революционеры демократы, пришедшие на смену дворянским революционерам. Именно этот исторический процесс наиболее полно отразился в романе. По своим политическим взглядам в период работы над романом Тургенев примыкал к либеральному направлению. Автор «Записок охотника» сочувствовал освободительному движению, но до определенных границ: его пугала возможность кровавого крестьянского восстания. Поэтому писатель не смог принять революционных взглядов Чернышевского и Добролюбова. Но Тургенев не мог и не отразить в своем творчестве важнейших общественных явлений. Название романа «Отцы и дети» символично. Деление на «отцов» и «детей» в романе проведено не по возрастному, а по идейному признаку. «Отцы» – это люди со взглядами и принципами поколения либерального дворянства 40 х годов XIX века. «Дети» – это передовые люди, революционеры демократы из лагеря Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В романе показан процесс смены «отцов» «детьми». Но автор подчеркивает, что борьба ведется вовсе не с плохими людьми, а с отжившими общественными явлениями. Тургенев показывает читателю лучших представителей русского дворянства. Говоря словами автора, «если сливки таковы, то каково же молоко?» Наиболее яркими представителями лагеря «отцов» являются братья Кирсановы. Павел Петрович Кирсанов, старший брат, выведен в романе как представитель «белой кости», благородной крови, как представитель лучшей части русского дворянства. Об этом говорит история его жизни. Он воспитывался в пажеском корпусе, довольно быстро продвигался по службе, делал военную карьеру, но, говоря словами Базарова, «он всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен». Большую часть своей жизни он прожил за границей. Своей родины он почти не знал и плохо говорил по русски. Его портрет свидетельствует о том, что Павел Петрович аристократ. Запонки, воротнички, манжеты – во всем этом чувствовался английский вкус и порода. И в отношении его к крестьянству проявляется барская спесь и пренебрежительность. По языку и манерам он настолько далек от народа, что «русский мужик не считает его за соотечественника» и половину из его речи, пересыпанной иностранными словами, не понимает. В свою очередь, Павел Петрович нюхал одеколон, когда разговаривал с мужиками. Наиболее полно раскрывается ненужность и несовременность взглядов Павла Петровича в его спорах с Базаровым. Этот герой в первого взгляда не понравился Кирсанову. В его присутствии Кирсанов старший чувствует тайное раздражение, потерю хладнокровия, выдержки, вежливости. Павел Петрович одобряет существующий строй, он в ужасе от того, что Базаров замахивается на самодержавие. Кирсанов не понимает обстановки, сложившейся в России, пытается защитить перед Базаровым общину и другие патриархальные явления русской действительности, не зная, что община теперь даже не приносит оброка. Он придерживается славянофильских взглядов, но ничего русского не читает. Павел Петрович противопоставлен Базарову во всем. Тургенев подчеркивает это тем, что они даже одни и те же слова произносят по разному (принсипы – принцыпы). Павел Петрович никому не нужен в жизни и ни на что не способен. В семье брата его стесняются, молодежь его не понимает, новых взглядов на жизнь он не признает и не усваивает. Тургенев, говоря о нем в конце романа «… да он и был мертвец», рассказывает читателю, что Павел Петрович доживает свой век один, в Дрездене, а «на письменном столе у него находится пепельница в форме мужицкого лаптя» как единственнный символ связи с родиной. Образом Павла Петровича завершается галерея «лишних людей». Их время прошло, на смену им идут революционеры демократы. Младший брат, Николай Петрович, очерчен в романе несколько иначе. Тургенев явно в большей степени сочувствует этому герою, так как он отражает взгляды и настроения либеральной части дворянства, к которой примыкал и сам писатель. Николай Петрович – человек, склонный к мечтательности и грусти. Это немного удивительно, так как по роду своих занятий, да и по возрасту, он должен был бы быть далек от мечтаний. Николай Петрович любит стихи, играет на виолончели, любуется природой, увлекается изучением трудов немецких философов. Но в то же время Николай Петрович стремится идти в ногу со временем. Он выписывает книги из Петербурга, основал ферму на «вольном труде». Он, в отличие от старшего брата, принимает новое и уступает ему. Николай Петрович прислушивается к Базарову, следит за его опытами, рассуждает о его спорах с Павлом Петровичем. Он огорчается словам Базарова о некоторых книгах, которые он считал современными. В его разговорах с Базаровым читатель находит названия некоторых современных философских трудов. К крестьянам Николай Петрович относится хорошо. Он несколько более демократичен, чем Павел Петрович. Это чувствуют все, даже Фенечка. Но именно в отношении с крестьянами раскрывается его важная черта – бесхарактерность и мягкость. Когда надо кого то наказать, он этого сделать не умеет, так как нерешителен и добр. Даже делая большое и нужное дело (он мировой посредник), он своими речами «доводит мужиков до истомы». Свое посредничество он превращает в пустую и ненужную говорильню. Поэтому нам становятся понятны слова Базарова о том, что Николай Петрович – человек отставной и его «песенка спета». Хотя симпатии автора находятся на стороне этого героя, и в конце романа «ферма уже приносит значительный доход», мы понимаем, что этот человек живет все же устаревшими представлениями и ценностями. Такими увидел и изобразил дворян либералов Иван Сергеевич Тургенев. И хоть он и писал, что «Николай Петрович – это я», но пальму первенства он явно отдал Евгению Васильевичу Базарову – первому в русской литературе образу революционера разночинца.

Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания Базарова с нескрываемым сочувствием, словно желая и в своего наставника вселить такое же отношение к Павлу Петровичу. Следует отметить, что, вопреки ожиданиям Аркадия и читателя, реакция Базарова на услышанное была весьма сдержанной.

«Кольцо с вырезанным на камне сфинксом», подаренное Павлом Петровичем княгине Р, за которой он волочился по всей Европе, является своеобразным символом, ведь сфинкс – загадочное крылатое существо из древнегреческой мифологии с туловищем льва и головой и грудью женщины, загадывавшее сложные загадки при входе в рай и сбрасывавшее со скалы не решивших эти загадки. Видимо, княгиня Р была для Павла Петровича неразгаданной тайной, властно и необъяснимо притягивающей его. Это по-настоящему тургеневское, неподвластное разуму влечение.

Но многозначительна и развязка: княгиня возвращает Кирсанову кольцо, на котором теперь сфинкс перечёркнут. Тем самым предмет слепого обожания Павла Петровича словно ставит крест на загадке, упрощая жизненную ситуацию, снимая налёт таинственности и превращая, казалось, незаурядную романтическую историю любви в незамысловатый фарс. «А никакой тайны не было», - будто говорит герою княгиня. Очевидно, Павел Петрович принимал желаемое за действительное, и после этой истории он стал значительно более сдержанным с женщинами, о чём свидетельствует в дальнейшем его отношение к Фенечке.

Исходное отношение Павла Петровича к Базарову

Эта неприязнь объясняется целым рядом причин. Во-первых, встречая гостя «по одёжке», Павел Петрович, который как аристократ уделяет много внимания своему внешнему облику, чрезвычайно раздражён небрежностью Базарова; во-вторых, его сильно заботит возможное влияние уездного лекаря на молодого неоперившегося племянника; в-третьих, интуиция предсказала Кирсанову-старшему будущее соперничество с Базаровым решительно по всем вопросам. Кроме того, как выяснится для Базарова и для читателя позже, важную роль в жизни братьев Кирсановых играет Фенечка, и в Павле Петровиче тяга к ней, постоянно сопровождаемая соображениями благородства и чести по отношению к младшему брату, могла в момент приезда Базарова дополниться неосознанными опасениями за ещё одно потенциальное соперничество. Дальнейший ход сюжета (эпизод с поцелуем Базарова и Фенечки в беседке) показал обоснованность подобных скрытых опасений Кирсанова.



Базаров и его нигилизм

Биография Базарова нигде в романе цельно не описана, а разбросана осколками по всему роману не только потому, что герой ещё молод. Вероятно, даже в этом есть определённая авторская позиция. Тургенев, всё более уважающий Базарова на протяжении повествования, тем не менее хочет подчеркнуть, что сам тип Базаровых ещё не сложился как исторический, у него нет цельной истории, нет биографии, он в какой-то степени преждевременен, лишён исторической закономерности. Не случайно Базаров в романе столь одинок, рядом с ним нет не только настоящих единомышленников, но даже просто понимающих или сочувствующих.

Нигилизм Базарова – модное в то время увлечение передовой разночинной молодёжи, строящееся на беспощадном отрицании всех общественных явлений и всех идеалистических оснований человеческой жизни, в число которых нигилисты включали и любовь, и искусство, и веру, во имя утверждения материалистического подхода к действительности, естественнонаучного знания как единственного критерия истины.

Роман, дочитанный до конца, точнее проясняет суть нигилизма Базарова. Это и болезненная, крайняя реакция на торжество спокойного и неподвижного аристократизма Кирсановых, и своего рода маскарадный костюм циничного естествоиспытателя, скрывающий подлинное лицо и подлинные чувства. Называя себя «самоломанным», Базаров признаётся не в двуличии и не в двойственности, а в характерном для любого аскета свойстве – борьбе с собственной натурой. Эта мучительная, по существу, смертельная борьба Базарова с собственной натурой есть самое интересное в романе для современного читателя.

«Поединки» Павла Петровича и Базарова.

Первый «поединок» - словесная дуэль в 6 главе. Это скорее не спор, а своего рода подготовка, разведка Павла Петровича. Он поднимает несколько тем: 1) об успехах немцев в естественных науках, 2) об авторитетах, 3) о поэтах и химиках, 4) о непризнании искусства, 5) о вере в авторитеты (практически вторично). Базаров возражает весьма неохотно и вяло, а Николай Петрович как всегда вмешивается в разговор, когда «запахло жареным», он выступает в качестве смягчителя, буфера.



Перед основной идеологической схваткой (Х глава) в предыдущей главе Тургенев специально помещает эпизод с Фенечкой и ребёнком. Здесь впервые выявляются некоторые подлинные качества Базарова, которые, впрочем, как всегда, спрятаны за жёсткой и циничной риторикой. Базаров увлечённо и с любовью говорит о растениях, а главное – к нему охотно идёт на руки ребёнок, что свидетельствует о здоровом нутре героя: дети всегда ведут себя спокойно с людьми добрыми, сильными и любящими.

Х глава – главный идеологический поединок героев. Все споры начинает Павел Петрович, для которого неприемлемо в Базарове всё – от внешности и привычек до характера, образа жизни и взглядов. Базаров не рвётся в бой, а лишь коротко парирует удары Кирсанова, но только до той поры, когда тот задел его за живое, оскорбив его сыновние чувства.

Павел Петрович и Базаров расходятся по следующим вопросам:

· по вопросу изменения общества к лучшему (Павел Петрович – за постепенные, мелкие реформы, Базаров хочет сломать всё и сразу);

· по вопросу о принципах и смысле жизни (Базаров смеётся над «принсипами» Кирсанова и отрицает само явления принципов;

· по вопросу об отношении к народу (Павел Петрович чтит его патриархальность, приверженность старине, веру, смирение, а Базаров презирает его за это же самое и считает пороком согласие мужика на рабство, пьянство и невежественность);

· по вопросу о патриотизме (Павел Петрович считает себя патриотом и любит народ теоретически, Базаров же несколько ближе к народу, проще в обращении с мужиком, но не менее чужд и непонятен мужику – его зовут «шут гороховый», так как работу естествоиспытателя народ не способен принять за труд.

Базаров не желает признавать никакие авторитеты, поскольку считает, что всё созданное благодаря этим авторитетам, подлежит слому, уничтожению. Доверие Базарова распространяется только на знание и опыт, добытый им самим во время опытов и исследований.

Постепенно, ещё до дуэли, при всей тургеневской симпатии, при всём сочувствии более близким ему по духу Кирсановым и при всей ограниченности нигилиста Базарова, всё более отчётливо выявляется определённое превосходство нигилиста над «отцами». Это превосходство щемит авторское сердце, да оно и объективно не во всём хорошо. Автор, к примеру, высоко ценит достоинство, благородство и волю Павла Петровича, чувствительность, доброту, эстетичность Николая Петровича, эмоциональность, деликатность и доброжелательность Аркадия.

Наконец, читатель начинает понимать в полном объёме «самоломанность» Базарова, своеобразную жертвенность его фигуры, а вслед за тем и его мучительную раздвоенность и одиночество. Прячась за привычной циничной маской разрушителя, его чувства начинают распирать панцирь маски изнутри. Его бесит то, что симпатию к Фенечке он не в силах объяснить привычно – только физиологическими потребностями; что во время и после дуэли (романтическая нелепость!) он вынужден проявлять благородство по отношению к противнику; что он ощущает в себе желание видеть рядом более серьёзного друга и последователя, чем Аркадий; наконец, его настигает настоящее чувство любви к Одинцовой – то есть ровно то, что он всячески отрицал и над чем откровенно подтрунивал.