Образование. Смерть шуткам! Почему научится писать шутки — не значит развить чувство юмора

Иногда комик – единственный здравомыслящий человек в комнате, потому что он единственный, кто готов подвергнуть сомнению очевидное и, таким образом, показать ложное, каким оно есть на самом деле — то бишь ложным.

Я всегда ставил под сомнение очевидность того, что принято считать образцом или краеугольным камнем.

Более подробнее о структуре шутки вы можете прочитать в статье:

Для профессионалов (или стремящихся к профессионалам), зависимых от того, чтобы постоянно смотреть на старые идеи по-новому, иронично, что никто не хочет ставить под сомнение что-то столь важное для комедии … и что-то настолько принципиально неправильное в комедии.

Практически все думают, что стендап комедия и написание шуток – это одно и то же. Когда я смотрю некоторые русскоязычные стендапы, в большинстве случаев мне хочется выть от скуки…Знаете почему?

Вот немного еды для размышлений …

Вам не нравится слушать шутки других

Что бы вы предпочли услышать? Шутку об адвокате или рассказ о приходе в суд? Вы предпочтете услышать историю, потому что история – это то, что позволяет людям естественно воспринимать. Вот как люди любят общаться с другими людьми? Через историю.

Чаще всего аудитория кричит: «Этот комик – это взлом», когда юморист подлинный и делится своим природным юмором с аудиторией. Настоящие комики могут буквально выбрать самую заезженную тему для комедийных вставок (например, пища для самолетов настолько плохая…) и заставить свою аудиторию наслаждаться этой историей, просто будучи реальным с ней.

Лучше слушать настоящую, аутентичную историю, чем шутку или серию шуток, вращающихся вокруг темы. Когда вы (и аудитория) слушаете «шутку», вы знаете, что с вас «шутили». Когда кто-то говорит: «Позвольте мне рассказать вам анекдот»,. Я уверен, что в вашей голове сразу мелькает мысль: «Это будет нудно».

Вам не нравятся шутко-кассиры

Когда кто-то рассказывает вам анекдот в реальной жизни, вы знаете, что они повторяют слова, которые они слышали от кого-то еще. Если человек – комик, вы знаете, что он повторяет вам слова, которые он когда-то писал в свободное время. В любом случае, можно с уверенностью сказать, что вы никогда не подключаетесь эмоционально к собеседнику. Между вами есть невидимая стена, которая была помещена в шутку.

Придумывайте шутки с историями из реальной жизни

Вам не нравится рассказывать шутки

Прежде чем познакомится с теорией о том, что «комики должны писать шутки», сколько реальных шуток вы рассказывали людям? Сколько раз в день вы сказали линию установки, например «Два человека, входят в бар …» или «Сколько блондинок требуется, чтобы вкрутить лампочку?» Для большинства комиков это число равно нулю.

Если вы сравните свою будущую комедийную жизнь (где бы вы использовали свое естественное чувство юмора) с вашей жизнью, связанной с шуточным письмом … вам придется признать, что вы были намного счастливее и чертовски смешнее, прежде чем вам сказали: «Надо писать шутки, если вы серьезно относитесь к комедии».

Если вы были в комедии более года, вы также можете идентифицировать другую проблему шуток … они неосуществимы. Так же, как это трудно аудитории, связаться шутками с вами, когда вы нереалистичны с ними, рассказывая шутки… Вам также сложно почувствовать эмоциональную связь между произносимой шуткой и собой. А ведь эмоции – это то, что нам нужно.

Если у вас еще нет опыта работы в комедии, представьте себе, как «сильно» вы будете мотивированы через год, чтобы проснуться и попытаться написать 10 шуток о ламповых оттенках.

Да, соглашусь, что на раннем этапе невероятно полезно получить хоть какой-то смех, как для начинающего комика … Мы все прошли через этот период нашей карьеры. Но после того как период: «Боже мой … я на самом деле рассмеялся на сцене» закончился … тогда что? Как вы собираетесь переходить от открытых микрофонов к полупрофессионалам? Как вы станете профессионалом?

Вы не любите писать шутки

Сравните, какое удовольствие вы испытываете, когда ваши друзья смеются над вашей случайной шуткой, с удовольствием, которое вы испытываете при «написание шуток» … Что бы вы предпочли делать чаще? Конечно, первый вариант. Использование вашего естественного чувства юмора всегда приятнее, вне зависимости от того, разговариваете ли вы с друзьями или пишите для сцены.

Но если учитель комедии говорит вам, что есть всего один способ как развить чувство юмора и как научиться писать шутки, и вам нужно:

  1. Найти тему.
  2. Создать установочную линию.
  3. Написать список всех предположений, которые аудитория представила бы.
  4. Затем написать панчлайн, который разрушит эти предположения.
  5. Повторить раз 5-10, пока у вас не будет «шуток» на 45 минут.

… насколько это было бы весело?

Если вдруг вы, уважаемый чтец, из тех, кто уже учит этому методу … ответьте честно … У вас когда-либо был «пиковый опыт», то есть вы когда-нибудь думали: «Да. Это то, что я должен был делать всю мою жизнь. Это то, что я люблю. Я могу с радостью сделать это до того дня, когда я умру», когда вы использовали формулы шутки…не случайно.

Помните об этом:

Успех вашей карьеры будет непосредственно определяться тем, насколько вы замечательны как комик, а не насколько замечательна ваша способность писать шутки.

Предлагаю посмотреть фото известных комиков и узнать почему, они стали лучшими:

Ричард Прайор

Фото Ричарда Прайора — он знал, как придумать шутку

Занимает первое место в списке лучших комиков во все времена. Его любили не потому, что он был лучшим в структурировании шуток. Его любили потому, что он был уникальным, запоминающимся и замечательным. Он один из самых важных людей в истории стендап комедии, потому что он был одним из первых, кто отказался от методов написания шуток. Он признал, как его успех пришел к нему, заявив: «Я знаю все трюки. Но люди любят меня, потому что я отказываюсь их использовать »

Энди Кауфман

Энди Кауфман придумывал шутки на ходу

№ 33 в списке лучших всех времен. Он вообще не считал себя комиком и даже злился, когда его так называли. Если вы смотрели его выступления, то понимаете, что шутками, как мы привыкли их слышать, там и не пахнет.

Робин Уильямс

На фото Робин Уильямс, который придумывал шутки, но не записывал их

На фото Стив Мартин. Он не использовал шаблоны, а просто придумывал шутки

№ 8 в списке лучших. Он вообще отклонил традиционные стратегии, заявив в своей автобиографии: «Я искал комическую оригинальность, и слава упала на меня как побочный продукт».

Эти комедианты и многие, многие другие, были свидетелями того, что успех не обусловлен традиционной тактикой … На самом деле все они сказали прямо противоположное: они стали успешными, потому что не использовали схем, убивающих оригинальность. Нет ничего уникального, запоминающегося или замечательного в шутках, созданных по схемам и техникам.

Как придумать шутку на ходу

Хотите придумывать хорошие шутки? Тогда задайте себе следующие вопросы: как изменилась бы ваша карьера и ваша жизнь, если бы:

  • вы не пичкали схемовыми шутками свой материал?
  • вы были настоящими и аутентичными с аудиторией?
  • вы обняли свое естественное чувство юмора вместо того, чтобы пытаться втиснуть его в заранее подготовленную технику написания шуток?

Помните, что человек с ответами предполагает, а человек с вопросами — изучает. Позвольте себе задавать больше вопросов, чем ответов. Это признак силы, а не признак слабости.

Возможно, сейчас вы спросите меня, а зачем тогда в своей школе юмора Comedy Sсhool я обучаю также и техникам. Все просто! Чтобы нарушать правила, вначале нужно их знать. Заметьте, комики, о которых я упоминал выше, были знакомы со всеми структурами. Но большую часть времени при обучении в своей школе юмора я уделяю развитию индивидуального чувства юмора. Того чувства юмора, который вам дан с рождения и который просто нужно немного прокачать.

Также я настоятельно рекомендую вам узнать о 9-ти триггерах, зашитых в ваш мозг. Это те 9 рычагов, дергая за которые, вы просто-напросто программируете человека смеяться. Когда вы ими овладеете, никакие шутко-формулы вам не будут нужны. Уж поверьте мне.

Если вы задаетесь вопросами:

  1. Как развить чувство юмора?
  2. Как научится шутить?
  3. Как научится быть остроумным?

Эти 9 тригерров – это все, что вам нужно, чтобы не просто писать шутки, а шутить свободно и легко, используя свой индивидуальный подход.

Записывайтесь на вебинар и начинайте свой путь к успеху смеха!

Как придумать шутку? Таким вопросом иногда озадачиваются не только участники студенческих команд КВН, но и люди, далекие от подобной деятельности. Например, создание небольшого юмористического номера может потребоваться для дружеской тематической вечеринки. Шутки иногда содержатся и в свадебных тостах-поздравлениях.

Нельзя переоценить и значение юмора в обычной, повседневной жизни. Общаться с веселым, несущим позитивный настрой человеком намного приятнее, чем с вечно хмурым субъектом.

Как стать весельчаком?

Некоторые считают, что искусственно овладеть навыком создания хороших шуток практически невозможно. Они говорят о необходимости особого дара, которым должен быть наделен человек, чтобы стать успешным юмористом. В некоторой степени эти люди правы. Чувство юмора, безусловно, должно присутствовать у того, кто решил смешить других. Иначе эта затея сама по себе является абсурдной.

Однако стоит сказать и о том, что многие знаменитые юмористы, выступающие на профессиональной эстраде, а также игроки высшей лиги КВН нередко говорят, что на одних природных задатках далеко не уедешь. Чтобы регулярно придумывать нужна определенная техника, знание структуры номеров и так далее. О них-то и пойдет речь в следующих главах.

Волшебная палочка

Во многих статьях, посвященных этой теме, искусство юмористов сравнивается с выступлениями фокусников.

Каким же образом обычно строятся номера иллюзионистов? Как правило, сначала артист отвлекает внимание зрителей, сосредоточивая его на каком-либо предмете. А тем временем он незаметно для аудитории готовит некий сюрприз. О том, что произойдет в следующий момент, зрители обычно не догадываются. Здесь огромную роль играет именно эффект неожиданности. На нем же построены почти все хорошие шутки. Слушающий не знает о том, как закончится фраза. Или же он думает, что догадывается о финальной части высказывания, но его предположения оказываются ошибочными.

Даже если суть шутки состоит в пародии на известного человека, все равно его манера говорить и двигаться оказывается несколько искаженной, характерные черты всегда в таких случаях намеренно преувеличиваются. Это оказывается неожиданным и создает комический эффект. Поэтому, прежде чем задаться целью разобраться в том, как придумать смешную шутку, нужно научиться мыслить нестандартно.

Дети как источник вдохновения

Опытные актеры говорят о том, что очень сложно играть детей и животных из-за их непредсказуемости. Этому качеству не мешает поучиться у подрастающего поколения и начинающим юмористам. Примеры нестандартного мышления можно найти во многих детских изречениях, которые вызывают улыбку у взрослых и воспринимаются как хорошие шутки. Пример: маленький мальчик, видя зимой реку, покрытую льдом, спрашивает у мамы, почему она пересохла.

Неслучайно героями многих анекдотов являются дети. Эти персонажи в силу своего своеобразного восприятия окружающего мира высказывают неожиданные для взрослого человека идеи и мысли. Поэтому на вопрос, как придумать шутку, можно ответить и следующим образом. Необходимо научиться смотреть на привычные явления с необычных точек зрения, глазами других людей, в том числе и детей. В качестве примера подобного юмора можно привести следующий анекдот.

Сочинение первоклассника: «Мой папа умеет все на свете. Он может прыгнуть с парашютом, покорить самую высокую вершину, отправиться в экспедицию на Северный полюс. Но он этого не делает, потому что у него мало свободного времени: он помогает маме с уборкой».

Национальный менталитет

На этом же принципе (уникального мышления) построены и многочисленные анекдоты про общение представителей различных национальностей. Например: у чукчи спрашивают, зачем он купил себе холодильник, ведь на его родине и без того очень холодно зимой. Житель Крайнего севера отвечает: «На улице -50 градусов. В холодильнике - десять градусов ниже нуля. Чукча в нем греться будет.

Великий русский язык

Эффект неожиданности можно создать и другим способом. Русский язык изобилует множеством синонимов (слов, обозначающих одно и то же понятие). Поэтому рассматривая различные варианты того, как сочинить шутку, можно использовать и эту особенность.

Читатели наверняка помнят эпизод из знаменитого советского фильма «Джентльмены удачи», где герой Евгения Леонова учит бандитов заменять нецензурные слова литературными аналогами, которые звучат странно в их устах. Это прекрасный пример того, как придумать шутку, используя различные выразительные средства русского языка.

Одно слово - много значений

Такое определение можно дать лексическому явлению омониму.

Примером может служить анекдот о том, как грузин спрашивает у администратора гостиницы, можно ли ему спать со светом. Когда ему ответили, что он имеет право на это, тот сказал: «Света, я узнал. Здесь можно. Заходи».

Здесь уже упоминалось о том, что в любой шутке обязательно должен присутствовать элемент неожиданности. Первая же часть ее обычно представляет собой фразу или фрагмент текста, не выходящий за рамки логики и здравого смысла. Таким образом строятся и анекдоты, и короткие смешные шутки.

Как придумывать шутку для КВН?

В этой игре есть часть под названием «Разминка». Во время данного раунда участники разных команд соревнуются в сочинении продолжения для заданной фразы. Их цель как раз и состоит в том, чтобы придумать неожиданное, остроумное завершение для обычного предложения или такой же ответ на вопрос.

Эта форма является классической почти для всех шуток. Разница между ними состоит лишь в оформлении. Шутка может быть представлена в виде анекдота, юмористического рассказа или короткого изречения.

Первую часть можно назвать вступлением, вторую - кульминацией. Многие пользуются английскими терминами setup и punchline.

Оригинальный прием

В начале данной статьи говорилось о важности такого качества, как наличие чувства юмора. Но даже его отсутствие может быть предметом для шуток.

Такая особенность человеческого интеллекта обыгрывается в миниатюре «Авас» Аркадия Райкина, где изображается диалог двух людей. Один из героев обладает чувством юмора, а другой - нет.

Ирония

Этот прием тоже можно использовать, в том числе и сочиняя шутки для компании. Он всегда заключается в некоем несоответствии. Например, одним из коронных номеров Михаила Задорнова был следующий. Сатирик подвергал анализу тексты популярных песен. Ирония здесь заключается в том, что слова этих произведений искусства изучаются наравне с высокой поэзией. Этим же можно заняться и в компании друзей.

Ирония иногда содержится и в коротких бытовых шутках. Например, увидев соседа, одетого в парадный костюм, можно сказать: «Да ты, я вижу, в спортзал собрался».

Шутки к празднику

А ведь сделать это проще простого. Такие шутки, как правило, основаны на элементарном обмане и рассчитаны на то, чтобы шокировать собеседника. Ярким примером этого является старый прикол, когда человеку говорят о том, что у него вся спина белая. Можно также сказать, что вы нашли кошелек с большой суммой денег, на котором был написан номер его телефона. Интересно как поведет себя собеседник: скажет, что бумажник принадлежит ему, или проявит честность?

Это лишь некоторые из приемов сочинения шуток. Вы можете пользоваться ими или придумать свой собственный.

Существует пять способов, как придумать хорошую шутку. Есть такой весьма действенный прием при написании шуток, который называется «замещение ожидания», практически все шутки созданы с помощью этого приема. Прием заключается в следующем:

сначала придумывается определенная ситуация, а потом эта ситуация переворачивается с ног на голову. От того, как именно осуществляется перестановка с ног наголову, и зависят разновидности этого приема.

Конкретно как этот прием претворяется в жизнь:

1. Меняется место действия.
Чем лучше у шутника работает воображение, тем эффективнее работает этот во всех случаях замечательный прием. Множество шуток получило свою популярность у народа благодаря этому отличному приему. Например, 100 процентов людей на Ямайке на вопрос, как они относятся к телеведущей Ксении Собчак, ответили: «А кто это?»

2. Фразе или слову придается иное значение, есть у этого приема название «двусмысленность».
Прием заключается в том, чтобы употребить фразу или слово так, чтобы у читателя создалось впечатление одного смысла, который был вложен во фразу, а затем так повернуть изложение шутки, чтобы смысл фразы стал совсем иным. Прием очень удачный и легкий в исполнении при условии, что первоначальную фразу придумали вы сами. А вот если вам предлагают начальную фразу другие люди, как в разминке на КВН, то тут могут возникнуть осложнения в придумывании двусмысленного продолжения фразы. Например: и хотя клиенты открыли счет первыми, все равно выиграет банк.

3. Дополнить ситуацию новыми неожиданными обстоятельствами.
Прием для осуществления, которого неплохо было бы подключить свою фантазию, и попробовать посмотреть на ситуацию с иной точки зрения. Например:
- Мама, я не хочу сегодня идти в поликлинику, вчера уже ходил! Можно я останусь дома?
- Не капризничай, сынок, ты же все-таки главный врач.

4. Прочитать иначе иностранные или созвучные слова
Есть иностранные слова, которые по своему звучанию очень похожи на наши слова, при этом их значение может полностью не совпадать.
Например: Немец приехал в Америку и попал в крайне неприятную ситуацию, когда афроамериканец, работающий в паспортном контроле аэропорта, спросил его фамилию. И немец ответил: «Хайниггер».

5. Объединение слов, имеющих двусмысленный смысл, в смежные части речи и добавление полученной комбинации в неподходящие контексты. Например: Маленькая девочка спрашивает своего отца:
- Что означает аборт?
Отец озадачивается, достает медицинскую энциклопедию и пытается ребенку объяснить суть этой операции. Когда он, наконец, замечет удивление и ошарашенность на лице девочки спрашивает ее:
- А почему ты меня об этом спросила?
- Да по телевизору песню пели и там были слова: «…и бьется волна о борт корабля».

Все эти приемы, а возможно вы найдете для себя и другие интересные приемы, помогают своевременно создавать остроумные замечания и веселые шутки, чтобы люди, которые их услышали, весело улыбались и пересказывали вами созданные экспромты своим друзьям.

12 выбрали

Вчера отмечался веселый праздник – Международный день КВН . Думаю, каждый первый из нас хоть раз смотрел эту передачу, а каждый второй – мечтал в ней участвовать. Лично я мечтала с самого раннего детства. Но вот только одна проблема – я никогда не знала, как придумывать шутки . Единственный рецепт я слышала в бородатом советском анекдоте: "Как придумывают анекдоты, садятся и придумывают? Нет, сначала придумывают, а уже потом садятся". Он по понятным причинам помогал мало. А ведь КВНщики точно умеют это делать, для них юмор – настоящая работа. Сегодня предлагаю с их помощью и на их примерах разобраться, как им это удается.

Что говорить?

Со стороны рождение шутки кажется практически магическим процессом. Вроде все просто и логично, но на выходе крайне смешно. И как авторам шуток это удается?

На самом деле, никакой магии тут нет. И шутки, как и любой другой литературный жанр, имеют свои виды и характерные для них стилистические особенности.

Каламбур

Самый простой и распространенный вид шутки – каламбур. Работает он так: берем разные по значению, но одинаковые или близкие по звучанию слова (омонимы, омофоны, омоформы или просто многозначные слова) и подменяем одно другим.

Например, мне запомнился случай со студенческой игры МГТУ им. Баумана. На разминке (традиционно самом сложном конкурсе) судья задал КВНщикам вопрос: "Объясните мне, "Бауманка" – это призвание или как?" Пока участники переваривали вопрос, один из игроков, ни с кем не советуясь, отделился от своей команды, подошел к микрофону и парировал: "Нет, "Бауманка" – это отсрочка от призвания". Возможно, у него самого в этот момент были проблемы с учебой и, соответственно, светило "призвание" в армию, и поэтому он так быстро придумал эту шутку. Но в общем принцип, как это работает, ясен.

По такому же принципу была построена одна из шуток команды "Уездный город":

- Уезжаешь?
- Да.
- А если мы тебя не отпустим?
- Кто вы?
- Транквилизаторы!

Простенькие каламбуры любят использовать в анекдотах про Штирлица. Например: "Штрилиц всю ночь топил печку. На утро она утонула". Или вот: "Из окна дуло. Штирлиц прикрыл форточку и дуло исчезло".

Самый простой способ для сочинения каламбуров: откройте словарь омонимов и подумайте, в какие забавные ситуации можно их поставить.

Эффект неожиданности

Основная примета шутки – неожиданная развязка , когда все ждут одной концовки, а происходит что-то совершенно иное. Поэтому юмор – главный враг штампов и стереотипов, он заново учит людей независимо мыслить.

Эффекта неожиданности можно добиться разными способами: вставить в конце фразы слово, неподходящее по стилю или смыслу. А можно взять крылатое выражение и закончить его иначе. Вот несколько примеров подобных шуток.

Янычары не знают жалости ни к женщинам, ни к детям, ни к подпольным советским миллионерам (Ильф и Петров, "Золой теленок")
А я не согласен с лозунгом "Россия только для русских"! Почему только русские должны мучиться? (команда КВН "Питер")
Простите, вам никогда не приходило в голову… копье?
Тут у нас огурчики, тут помидорчики, тут Лев Толстой похоронен, между огурчиками и помидорчиками (команда КВН "Федор Двинятин")
Я спрашиваю ребенка: "Кем работает твой папа? А он мне гордо так отвечает: "Мой папа – директор шоколадной фабрики". Я дарю мальчику конфетку, его тошнит – всем весело. (команда КВН "Уральские пельмени" в сценке про новогодний детский утренник)
Напоминаем, наш главный спонсор – сидит! Нам дали 5 лет! (команда КВН "Питер")

Потренироваться с созданием подобных шуток можно вот так: возьмите известные фразочки, присказки, крылатые выражения и придумайте к ним необычные концовки. Последите за окружающими вас штампами и стереотипами подумайте, как обыграть самые распространенные из них. Придумайте логический ряд родственных объектов и закончите его чем-то совершенно неподходящим.

Игра в классику

КВНщики, да и другие юмористы любят, так сказать, замахиваться "на Вильяма нашего, на Шекспира" . На классику, одним словом. Принцип похож на предыдущие примеры, но используются для этого цитаты известных авторов. Можно, например, слить две цитаты в одну и получить забавную абракадабру на выходе. Например, берем исходные ингредиенты: "Я вас любил, любовь еще быть может" и "Шумел камыш – деревья гнулись". Отрезаем, пришиваем и получаем на выходе: "Я вас любил – деревья гнулись".

Или просто неожиданно заканчиваем известную цитату: "Я русский бы выучил только за то, что идиш гораздо сложнее!"

А можно цитату вообще не заканчивать. Существует такой странный вид народного студенческого творчества, как неокончизмы . Рецепт приготовления такой: берем известную цитату, обрываем ее в неожиданном месте так, чтобы итоговая фраза получила свое самостоятельное значение. Примеры:

Родила царица в ночь не то сына, не то дочь – Родила царица в ночь не то…
Выхожу один я на дорогу – Выхожу один я, надо…
Все течет, все изменяется – Все течет, все из меня…

Так что можете на досуге перечитать классику и попытаться взглянуть на нее по-новому. Убьете сразу двух зайцев – и литературные познания обновите, и (может быть) шутку придумаете.

Волшебный мир абсурда

Вы никогда не задумывались о том, что самые смешные и запоминающиеся шутки – это, по сути, глупости ? Эти мысли как будто родились в прекрасном мире абсурда, куда логика даже заглядывать боится. Причем порой, чем абсурдней, тем смешнее. Впрочем, в этом наблюдении есть смысл: если наш смешат даже мелкие неожиданности в фразах, то отказ от логики как таковой – неожиданность очень серьезная, и смеха, соответственно, она должна вызывать больше.

Приведу несколько примеров абсурдных и, на мой взгляд, смешных шуток из КВН.

Мы позабыли наши корни. Вспомните хотя бы Эраста Фандорина. Мы перестали называть детей Эрастами! – Я не перестал… а чего они мне всю машину расцарапали. ("Уральские пельмени")
Диалог Пушкина с Державиным перед дуэлью («Питер»):
-Дуэль, только дуэль!
-Правильно, Саша! Хотя… по буквам тут еще "дупло" подходит.

Диалог неподражаемых Светки и Жанки из команды КВН "Парма":
- Светка, а мы сегодня что будем делать – в театр пойдем или скинов бить?
- Нет, ну конечно, хочется приобщиться к прекрасному... но кто-то же должен ходить в театр

А вот этот диалог сочинской команды вы, наверное, и без меня помните:
- Сирота!
- Да!
- А мама-папа есть?
- Мама-папа есть.

Часто вам в голову заскакивают нелепые мысли? Если часто – это хорошо. Не откидывайте их сразу, лучше запишите, повертите в уме и подумайте. Может, какие-то абсурдные мысли приспособятся под абсурдные шутки?

Как говорить?

Когда шутишь, важно не только то, ЧТО ты говоришь, но и то, КАК ты это делаешь. Шутить можно с разным настроением, разными интонациями и это будет оказывать неодинаковый эффект.

Шутник-оптимист

Говорят, охотней люди смеются над шутками жизнерадостных и веселых шутников, заражаясь их настроением . Я с этим согласна. На одном из моих любимых спектаклей "Город" главный герой в середине пьесы начинает рассказывать анекдоты. Старые, надо сказать, анекдоты с бородою чуть не до пола. Впрочем, они и в эпоху своей первой молодости особенно смешными не казались. Но рассказчик так искренне смеется над ними, что зал не выдерживается и заражается этим смехом.

С другой стороны, если ваша шутка не вызовет должной реакции, вы, рассмеявшись сами, избежите неловкой тишины, которая всегда сопровождает неудачный юмор. Максимум, что могут сделать слушатели – сказать вам что-нибудь про "шутника-одиночку", который "сам придумал, сам пошутил, сам посмеялся". Но если вы сразу сами подшутите над своей неудачей, у них на вас ничего не будет.

Шутник-пессимист

Впрочем, некоторые шутники лишней веселости не демонстрирует. Они ходят с непроницаемыми лицами и говорят все очень серьезно. Но когда они с таким серьезным видом начинают шутить, это производит двойной эффект – от них-то такого точно не ожидают . Так что можете примерить на себя мрачный образ механика Зеленого из мультфильма Тайна третьей планеты . Или расслабленного и спокойного капитана команды "Соучастники" Николая Архипенко.

Нервный шутник

Говорят, единственное, как нельзя рассказывать шутки – это нервничая, стесняясь, будучи неуверенным в своих силах. Впрочем, и у этого правила есть исключения: вспомните хотя бы Геннадия Хазанова.

Профессиональным юмористом или КВНщиком я передумала быть после того, как прочитала повесть О. Генри "Исповедь юмориста". Оказывается, профессионально придумывать шутки – это довольно грустное занятие. Как говорится, автор напрягся, нахмурился, взял ручку и погрузился в чудесный мир юмора .

А если вы хотите шутить не для сцены, а только для общения в дружеской компании, придумывать шутки не обязательно. Можно их просто запоминать и цитировать к месту. Иногда сказанная к месту чужая шутка звучит значительно лучше, чем свежепридуманная собственная.

А вы верите, что можно развить чувство юмора, или считаете, что этот талант врожденный?

Нет такой девушки, которая, составляя список базовых требований к парню своей мечты, забыла бы упомянуть наличие чувства юмора. Впрочем, ты и без этого знаешь, что быть самым остроумным в любой компании - очень приятно и почетно. Как и всякое другое умение, способность шутить можно развить. Чувство юмора всего лишь хитрая мышца, которую можно накачать. Возможно, с помощью нашей статьи ты успеешь это сделать уже к следующему пляжному сезону.


5 верных способов сказать смешное

Юмор только кажется свободной, спонтанной и буйной формой творчества. Если же стереть с лица глупую улыбку и с серьезным видом проанализировать, что именно вызывает смех, можно вычленить готовые формулы смешного. Вот самые распространенные и наиболее простые в применении из них. И хотя все они б/у, если ты возьмешь их на вооружение, это здорово поможет твоему ч/ю.


1 Их поменяли местами

Самый механический и простой способ создать шутку (или хотя бы ее подобие) – поменять местами два каких-нибудь элемента. Это могут быть буквы в слове (президент - дрезипент ), буквы в словосочетании (потные руки - ротные пуки ), слова в предложении (попасть с расстояния сто метров в глаз белки - попасть в сто метров с расстояния белки ) и пому тодобное (Федор Конюхов - конюх Федоров ). Главный секрет в применении этой формулы - быстрота. Услышал подходящую для перевертыша фразу, тут же ее перевернул – заработал улыбку («И не забудь помыть посуду и выбросить мусор!» - «Хорошо! Посуду выброшу, мусор помою!» ). Конечно, 99% твоих перевертышей окажутся бессмысленной чушь­ю, но даже ерунда может вызывать положительные эмоции. Любая скучная новость из программы «Время» заиграет, если в ней будет участвовать дрезипент Ведмедев.


2 Новое слово в…

Сотни фразеологизмов, которыми ты постоянно пользуешься, настолько затерлись от употребления, что ни ты, ни твои собеседники не замечают их. Сдуй с них пыль, заменив одну из износившихся деталей на новую. Вместо «беситься с жиру» говори «беситься с холестерина », вместо «метод кнута и пряника» - «метод кнута и пиццы », вместо «склеить ласты» - «склеить лыжи (ботинки фирмы «Скороход») ». Обрати внимание: чем более уместна замена, тем веселее получается. Если ты заменишь в выражении «божий одуванчик» название цветка на «бао­баб», особенно забавно это будет звучать в случае, когда размеры старушки приближаются к габаритам упомянутого дерева.


3 Как слышится?

Прямой смысл слов и выражений - богатое поле для шуток. («Как ты после вчерашнего?» - «Как огурчик! Зеленый, и на груди появились какие-то подозрительные пупырышки». ) Суть этого метода - не обращать внимания на контекст и обстоятельства, а сосредоточиться на какой-нибудь одной, пусть и не очень значимой детали («Подержи дверь» - «Думаешь, если ты отпустишь, она куда-нибудь убежит?» ). Прислушайся к повседневной речи - ты диву дашься, сколько поводов для подобных глупых шуток скрыто почти в каждой фразе («Ты опять опоздал на два часа! Как это называется?» - «Гм… Сдаюсь. Ну и как это называется? Первый раз слышу эту загадку!» ).


4 Да побольше, побольше!

Если ты внимательно нас читаешь, то наверняка заметил, что мы уже сорок миллиардов раз использовали в нашем журнале прием комического преувеличения. Как заметил однажды комик Билл Косби, в математике 1 + 1 = 2, в юморе 1+1 = 11 («Давно нас ждешь?» - «С сентября. 1989-го года» ). Ты и так частенько привираешь, сделай еще шаг и начни врать в квадрате: «Я так испугался этого шороха, что даже мои соседи поседели!» Кстати, формула «что даже соседи чего-то там» довольно продуктивна. Запомни ее и применяй при каждом удобном случае («Я в тот день так напился, что даже мои соседи встали наутро с головной болью» . «Он столько весит, что даже его соседям пришлось сесть на диету» ).


5 Оригинал штампа


Еще один алгоритм построения шутки - перевернутое с ног на голову клише: пословица, изречение, цитаты из песни или фильма и т. д. Это не самый простой из способов (придется напрячь воображение), но и не самый сложный (у тебя есть печка, от которой следует плясать). В начале шутки ты берешь для разбега известное всем клише, затем, оттолкнувшись от него, прыгаешь и приземляешься совсем не там, где тебя ждали.
«Я готов отдать правую руку, лишь бы научиться играть на гитаре!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать инвалидом!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать левшой!»
«Я готов отдать правую руку. У меня их все равно три».


У кого мы собезьянничали юмор

Еще в 1932 году психолог Ф. Гудинаф выяснил, что чувство юмора - навык врожденный, а не перенимаемый у взрослых, как речь или привычка курить после секса. Слепоглухонемые младенцы в его опытах смеялись от щекотки наравне со здоровыми. Но так как у ученых в то время не было ни сегодняшних денег, ни ложного ощущения значимости их работы, идеи Гудинафа должного развития не получили.

Серьезные теории о происхождении юмора появились лишь в конце XX века. Причем выдвинули их этологи - исследователи поведения животных. Так, например, Дж. Панксепп в 1998 году описал чувство юмора у обезьян, псовых, медведей и даже, на удивление, у крыс. Конечно, юмор в этом случае нужно понимать в широком смысле: вряд ли обезьяна способна оценить комизм ситуации, когда к ней в банк на собеседование придет человек в разных носках. Однако все эти животные способны к шуткам двух типов. Во-первых, пик-а-бу - это когда одно животное пугает другое, делая вид, что собирается его съесть, а потом «смеется» над страхом жертвы. Во-вторых, публичное унижение - когда один самец сталкивает с ветки или подминает под себя другого, а потом - да ладно, серый, ты че, обиделся? Причем, если обезьяны равны по статусу, жертва имеет право на ответную «шутку», а обидчик не должен обижаться. То есть обязан поддаться, когда в следующий раз будут валить уже его.

Как выяснил еще один этолог, Дж. Гэмбл, такой скудный запас острот объясняется лишь отсутствием речи. Как только горилл или шимпанзе обучали языку жестов, они тут же начинали шутить гораздо тоньше (по обезьяньим меркам). Например, обманывали других обезьян, что, мол, под камнем спрятана еда, а потом с довольным уханьем наблюдали, как те надрывают свои безволосые зад­ницы, поднимая валун. Кроме того, глазастые зоопсихологи Ван Хоф и Пройшофт обнаружили у обезьян и крыс два типа реакции на шутки.

█ Оскал (губы закатаны, зубы обнажены и плотно сжаты) - что-то вроде улыбки, которую выдают объекты розыгрыша. Интересно, что оскал в более широком смысле - это сигнал подчинения. Поэтому аналогами оскала в мире людей нужно признать не только фразу «Ха-ха, ну конечно!», но и «Вы такой остряк, Пал Палыч!»

█ Игровое лицо (рот открыт, губы вытянуты, дыхание становится частым) - прообраз смеха. Животные используют его, чтобы различать игру и реальность. В детстве, когда детеныши обучаются, они часто затевают драки, возню и погони. Если взрослый бежит за тобой и смеется - это игра. Если сосредоточен - видимо, на горизонте хищник и драпать надо по-настоящему. Панксепп, кстати, выяснил, что звери «без юмора», выращенные серьезными особями (не умеющими показать игровое лицо из-за травм или намордника), менее приспособлены к жизни, хуже решают задачи и справляются со стрессом.

Когда поют лопаты

Почему они не смеются твоим остротам, а только угрюмо сопят, тщательно избивая тебя ногами?

Ты не был первым


Поверь, если человека зовут Слава и ему больше десяти лет, он уже две тысячи раз слышал шутку про «Славу КПСС». Ни одна Света не улыбнется, если ты состришь что-нибудь вроде «спать при Свете». Реакцию Анатолия Вассермана на твой каламбур про «реакцию Вассермана» угадать тоже несложно. Тебе пришла в голову шутка? Прекрасно! Но, прежде чем выложить ее, на секунду задумайся, насколько она будет нова для слушателя.


Ты знаешь больше, чем другие


Расскажи своей бабушке такой случай из выдуманной нами твоей жизни: «Был недавно в китайском ресторане. Спрашиваю у официанта: «А Wi-Fi у вас есть?» Он ушел, потом приходит и говорит: «Вай Фай - сегодня выходной, но есть его брат Вай Вэнь» . Если твоя бабушка рассмеется, она просто очень тебя любит. Помни: если хотя бы один из ключевых элементов шутки будет неизвестен слушателю, анекдот развалится как карточный домик, построенный из песка.


Ты переусердствовал

Многие слабые шутки были приняты на ура и в хорошем смысле слова подняты на смех только потому, что прозвучали неожиданно. Юмор должен выглядеть спонтанным. Никогда не подготавливай аудиторию, что сейчас вылетит птичка («Ух ты, какую я шутку придумал! Закачаетесь! Слушайте…» ). Заблаговременно просить прощения и оправдываться тоже не следует («Анекдот, конечно, довольно дурацкий, но мне понравился. В нем затронута тема извращенного секса с животными, так что заранее извиняюсь перед присутствующими тут дамами и животными. Так вот…» ).

Если шутка провалилась, самое худшее, что ты можешь сделать, - это судорожно вспоминать следующий анекдот («На этот раз точно смешной!» ). Он может оказаться еще хуже. Но самым трагичным финалом будет, если ты начнешь обвинять собеседников в отсутствии чувства юмора и приправишь обвинение подробным анализом соли шутки. Благодаря подобному поведению несмешные клоуны становятся мертвыми клоунами.


4 теории юмора

От серьезных ученых, наблюдавших за людьми и другими животными.

Теория Вайсфельда

Юмор - инструмент для создания альтернативных реальностей. Наши шутки - это та же игровая возня животных, только еще более упрощенная. Имитация имитации жизни. Мы проверяем реакции других людей на конфликтную ситуацию без физического вовлечения в нее: «Ну как ты думаешь, где я был до трех ночи? Ходил в бордель с нашей медсестрой и ее подругой стюардессой!»

Теория Фредриксон

Юмор необходим для улучшения контроля над эмоциями. Шутка - это опрокидывание реакции организма на стресс: «Тебе тут пиццу принесли. Но мы ее съели! Ха-ха!» Развитая психика требует быстрого перехода, например, от злобы к счастью, потому что застревание в какой-то одной эмоции делает тебя уязвимым. Низшим животным (а также некоторым охранникам, добавим мы) переходы в новое состояние даются тяжело.

Теория Оурена - Бачоровски

Для блага эволюции двое взрослых должны быть генетически несхожи: только так они смогут выдать хороший ассортимент потомства. Однако разница в генах (а значит, в цвете глаз, кожи, сосков и пейсов) может отпугивать: второй организм воспринимается как чужой. Значит, должен быть механизм закрепления симпатии, отличный от внешней привлекательности. Таким механизмом становится «эмоциональная петля»: первый шутит, второй счастлив, первый счастлив, что второй счастлив, и т. д. Шутки над необидчивой женщиной - хороший цемент для отношений («Милый, а змеи спят с открытыми глазами?» - «Не знаю, я же позже тебя встаю» ).

Теория Малкея - Миллера

Эти двое считают, что юмор - механизм не привязывания, а выбора партнера. Оба признают, что выбор в сексе всегда за женщиной, поэтому шутить обязан мужчина. При этом Малкей считает, что юмор - продукт демонстративной агрессии, он призван унизить самцов-конкурентов на глазах у самок: «Сань, это не ты печатал про самолечение триппера - там на принтере осталось?» Ну а добряк Миллер пишет, что шутка не должна быть именно обидной, юмор просто знак хорошей интеллектуальной формы, а значит, качественных генов. Похоже, его теория, в кои-то веки учитывающая характер людей, а не горилл, - самая правильная.


Остроумие для ленивых

Как прослыть весельчаком, не придумывая шутки.

Цитируй

Как заметил однажды Михаил Жванецкий, «Одна употребленная к месту цитата стоит десяти рассказанных не к месту анекдотов». Заучи десяток цитат, например из «Двенадцати стульев», и поджидай удобного момента. Коллега появился на работе в обновке? Подойди к нему и объяви во всеуслышание: «Начать карьеру многоженца без дивного, серого в яблоках, костюма было невозможно» . Кто-то получает нагоняй от начальства? Заметь вполголоса: «Со стороны могло показаться, что почтительный сын разговаривает с отцом, только отец слишком оживленно трясет головой» .

В идеале используемая цитата не должна быть затрепанной от частого употребления («Кому и кобыла невеста»), иначе она потеряет часть своей силы. При этом желательно, чтобы хотя бы примерно угадывался источник. Хорошая цитата приносит с собой дух произведения, и в душе слушателей оживают все былые положительные эмоции, связанные с цитируемым произведением. Кстати, именно поэтому цитата из Жванецкого, с которой мы начали, не произвела на тебя особого впечатления. Ну и еще потому, что мы сами ее придумали.


Рассказывай анекдоты

Попали как-то на необитаемый остров француз, немец и Михаил Жванецкий. И стали они соревноваться, кто лучше расскажет анекдот. Дошла очередь до Жванецкого, он и говорит: «Один рассказанный к месту анекдот стоит десяти употребленных не к месту цитат». Да, как ни крути, но более надежного способа заполучить репутацию шутника и юмориста, чем травля анекдотов, нет. Это ничего, что не ты их придумываешь. Невозможно без симпатии относиться к тому, кто тебя смешит. Гнев можно вызвать, только если окажется, что ты забыл концовку анекдота.


Говори с акцентами

Любая скучная фраза, сказанная с эстонским акцентом, вызовет улыбки окружающих, если, конечно, ни говорящий, ни окружающие не эстонцы («Пер-редайтэ мне, па-ажалуста, со-ол, да поб-быстрэе» ). Не хуже и прочие «веселые» акценты: грузинский («Слишь, сол, пэрэдай, да?» ), еврейский («Я имею попросить вас соль. Да ну шо ви мне суете? Ну это прямо смешно, а не соль!» ), эскимосский («Моя соль просить, спасибо говорить!» Возможно, впрочем, этот пример был китайский).


Чего хохотят женщины


И последний научный факт, которым мы не могли не испортить парад шуток и острот, которым на самом деле (хоть это и неочевидно) является наша стать­я. Точнее, не совсем факт, а результат серии экспериментов, поставленных антропологами Э. Бреслером и Дж. Грингроссом. Независимо друг от друга эти двое ставили опыты на женщинах (сплошь сексапильных) и мужчинах разных возрастов, статусов и внешних данных.

Поскольку на главном требовании эксперимента - чтобы все женщины были еще и голыми - ученым настоять не удалось, проходил он так. Мужчинам, заполнявшим обычные анкеты, как на сайтах знакомств, присваивался статус в зависимости от уровня дохода, образования и внешности. Эту оценку статуса женщинам не показывали, однако анкеты они могли читать свободно. Кроме того, у каждого мужчины на руках была автобиография, написанная профессиональными юмористами. Типы юмора разнились: туалетный, шовинистический, самобичевательный, обидный для других мужчин и т. п. - всего восемь видов. Проходя через строй женщин, мужчина зачитывал свою «автобиографию» и получал итоговую оценку сексуальной привлекательности. Потом то же самое повторялось наоборот. Если не считать банальных выводов типа «чувство юмора очень важно для знакомств», Бреслер и Грингросс выяснили следующее.


Мужчинам не нравится, когда женщина шутит сама

Возможно, воспринимая их как конкуренток («Может, она и сексом сама будет с собой заниматься, и… котлеты есть?» ), участники опыта занижали баллы самым смешным рассказчицам. А если кого и называли очень привлекательными, то хохотушек, которые активнее всего смеялись во время первой стадии. Так что женщины могут вообще не шутить. Но, к счастью, они и не умеют, ха-ха!


Почти не имеет значения, как шутит мужчина


Максимальные оценки, независимо от статуса, получили счастливчики, которым попалась «просто смешная» автобиография. Нейтральный юмор, без ярко выраженного объекта шуток, без пошлости и фиксации на какой бы то ни было теме, повысил сексапил мужчины в глазах женщины. Все остальные типы юмора сработали заметно хуже. Но, что удивительно, разницы между ними считай что не было: туалетный юмор понравился почти такому же числу женщин, как и высоколобый. Хотя было одно исключение, которое заслуживает отдельного абзаца.


Самобичевание работает, только если ты крут


Старый совет «Если не можешь смеяться больше ни над чем, смейся над собой» может оказаться убийственным для мужчин с низким статусом. Если женщина в опытах Грингросса знала, что перед ней неудачник, самобичевательный юмор («Если есть деньги, я люблю зай­ти в шикарный ресторан и заказать большую порцию макнаггетсов» ) только снижал привлекательность мужчины в ее глазах. Однако если она знала заранее - из анкеты - о весомых и звонких достоинствах визави, лузерские шутки работали на уровне нейтральных. То есть наилучшим образом.