Образ маши мироновой. Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка

Одним из самых любимых Александром Сергеевичем Пушкиным женских литературных образов, созданных им же самим, была Маша Миронова - капитанская дочка. Характеристика ее, данная автором в одном из первых русских произведений прозы, действительно умиляет. Сюжет повести взят из мемуаров пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева. Но, как свидетельствуют литературоведы, сама героиня имеет немемуарное происхождение. Творчески создавалась повесть «Капитанская дочка». Маша Миронова, образно говоря, была создана Пушкиным исходя из увиденного им самим типажа женщины. Прообразом внешности и характера Маши послужила Марья Васильевна Борисова, дочка тверского дворянина Василия Григорьевича Борисова. На рождественском балу 1829 года, данном в г. Старица Тверской губернии местным купцом Сергеевич видел эту барышню, танцевал и разговаривал с ней.

Жизнь с родителями

Приехавший служить Петр Гринев видит, как спокойно и размеренно капитанская дочка. Характеристика Маши Мироновой обычна для простой русской девушки. Восемнадцатилетняя особа волею судьбы необразованна, поскольку проживает «в медвежьем углу» - в Где уж здесь взять учителей? Глава семьи, выслужившийся из простых солдат, - комендант крепости. Мать Маши - Василиса Егоровна - «баба-гром», она фактически является главой семьи. Женщина ведет уклад «по-народному», не кичась происхождением из небогатых дворян. Она, одетая простонародно, одинаково руководит соленьями и делами в крепости. Ей постоянно помогает по хозяйству дочь. Фактически принимая все решения и ощущая свое превосходство, Василиса уважительно относится к мужу, всегда называя по имени и отчеству - Иваном Кузьмичем. Поэтому отношения в семье - добрые, гармоничные. В прислуге у Мироновых лишь одна девка - практически со всеми делами сами справлялись мать и дочь.

Свою дочку, русую, круглолицую, румяную, мать называет трусихой. Однако, как мы видим по сюжету, трусость - это не ее стихия. В повести основную сюжетную нагрузку несет именно Маша Миронова, капитанская дочка. Характеристика ее очаровывает: наивная, нежная, робкая, очень женственная. Речь девушки простонародна, однако ее речевые обороты указывают на Все услышанное она осмысливает, пропускает сквозь себя, о чем говорят следующие цитаты: «я.. обмерла», «он… мне противен», «меня беспокоило…». Ей, конечно, не хватает образования, но мышление развито и образно.

При необходимости девушка способна проявить твердый и решительный характер. Не подстраивается Маша под обстоятельства. Казалось бы, для нее, бесприданницы, выгодно выйти замуж за небедного кавалера, одаривающего ее (имеется в виду сосланный в крепость из-за дуэли аристократ Швабрин), но она отказывается от подарков, поскольку естественная, природная проницательность позволяет ей рассмотреть в этом человеке низость и подлость. И даже будучи по уши влюбленной в Гринева, девушка придерживается строгих моральных устоев, не соглашается с предложением молодого человека жениться без благословения родителей. Несомненно, цельной и честной девушкой изображена Маша Миронова, капитанская дочка. Характеристика девушки дается Пушкиным иная, чем, допустим, в произведении "Евгений Онегин". Маша показана как девушка, способная на поступок и жертвенность.

Осиротевшая Маша

Своей стойкостью она похожа на мать, Василису Егоровну. Когда гарнизону крепости (а в сущности - небольшого села за деревянным частоколом) угрожало нападение армии Емельяна Пугачева, та, отослав дочку к родственниками в Оренбург, сама осталась, чтобы разделить судьбу мужа. После того как мятежные казаки повесили Ивана Кузьмича и вывели ее, раздетую донага, из дома, мать Маши без тени страха, не прося пощады, попросила мучителей о такой же смерти, рядом с мужем.

Стойко перенесла горе утраты Маша Миронова, капитанская дочка. Характеристика ее в более чем убедительна. Маша, достойная дочь своей матери, не боится, когда клятвопреступник Швабрин, присягнувший Пугачеву, силой заточил ее, требуя выйти за него замуж. Она как божий дар восприняла свое освобождение Петром Гриневым, совершенное не без помощи самого Пугачева (помощь была оказана атаманом из уважения к Гриневу, хоть тот остался верен царице Екатерине). Родители Гринева, куда уехала осиротевшая Маша, приняли ее как родную. Все кастовые предубеждения были ими отброшены. Добрая и честная девушка стала им как дочь. Они крепко полюбили ее.

Когда же любимого арестовали, заподозрив в пособничестве девушка нашла в себе смелость подойти к единственному человеку, который был в состоянии спасти обреченного на казнь человека, - царице. Душевная, открытая Маша нашла слова, убедившие Екатерину Великую.

Вывод

Душевная красота человека не зависит от его благосостояния. В повести «Капитанская дочка» очень трогательно, впервые для русской литературы показаны два неаристократа - Петр Гринев и Маша Миронова, жертвующие собой друг для друга, влюбленные друг в друга. Они оба смелы и благородны, способны не ждать своей участи, а противостоять превратностям судьбы. Но одно не вызывает сомнений: фактически главой их семьи станет Маша, и она так же, как и ее мать, будет брать на себя основной груз семейных обязанностей.

Ее образ, созданный автором, привлекателен и может являться примером для каждой девушки, в том числе и для меня. Именно образ Маши, капитанской дочери, автор вынес в название произведения. Этим писатель заранее говорит нам о том, что здесь в повести, несмотря на исторические события, вынесена на первый план тема любви. Но в сочинении остановимся не на любви, а на самом образе Маши Мироновой, по которому было задано сочинение на дом.

Сочинение: Капитанская дочка образ Маши Мироновой

Характеристику Маши начну с того, что это единственная дочь капитана Миронова. Она скромная и незаметная. Мать ее называет трусливой. Не лестно о девушке отзывается и Швабрин, который Машу выставляет дурочкой. Вот только сама Маша таковой не является и в этом мы убеждаемся, когда читаем произведение Пушкина дальше.

Так какая она Маша Миронова в повести Капитанская дочка?

Маша, это тот человек, который сразу предстал перед нами непримечательным и незаметным, однако девушка быстро перерождается. Это тот тип людей, который в трудную минуту не теряется. Девушка на самом деле сильная, мужественная, преданная и не изменяет своим чувствам и принципам. Честь для нее главное, как и главное в жизни любить и быть любимой, поэтому она отказала нелюбимому Швабрину, несмотря на то, что она без приданного, а у него имеются деньги.

Девушка влюбляется в Гринева и эти чувства взаимны. Она полюбила и теперь, ради любимого способна на все. Ради своей любви она готова голодать и жить взаперти. Ради любимого девушка не боится явиться к императрице, у которой собирается просить помилования для жениха, а ведь не каждый решится на такой поступок. Маша решилась. Она пришла, чтобы все объяснить Екатерине. И Гринев был помилован.

Как видим, в сложную минуту она не стала плакать где-то в уголке своего дома, она ведет настоящую борьбу за свое счастье. Читая последние страницы повести, мы понимаем что образ Маши Мироновой в Капитанской дочке прекрасен, как и сама девушка. И нам есть чему у нее поучиться.

Маша Миронова — главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . Это застенчи-вая, скромная, с непримечательной внешностью де-вушка: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круг-лолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Гринев воспринял капитанскую дочку с предубеждением, так как Швабрин описал ее «совершенною ду-рочкою».

Однако постепенно между Петром Гриневым и ка-питанской дочкой возникает взаимная симпатия , пе-реросшая в любовь. Маша внимательна к Гриневу , ис-кренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным («Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причинен-ное всем моею ссорою с Швабриным»). Чувства героев друг к другу полностью обнаружились после тяжело-го ранения, полученного Гриневым на дуэли . Маша не отходила от раненого, ухаживая за ним. Героине не свойственно жеманство, она просто говорит о своих чувствах («она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности...»).

К главам, в которых появляется Маша Миронова, автор в качестве эпиграфов подобрал отрывки из рус-ских народных песен, пословиц: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.

Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Использование подобных эпиграфов, по содержа-нию своему отвечающих той или иной ситуации, слу-жит одним из средств поэтизации образа Маши Миро-новой, а также позволяет А. С. Пушкину подчеркнуть высокие духовные качества своей героини, ее бли-зость к народу.

Маша — небогатая невеста: по словам Василисы Егоровны, из приданого у дочери — «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить»; но она не ставит себе целью обеспечить свое материальное благополучие путем брака по расчету. Она отвергла предложение Швабрина о замужестве, потому что не любит его: «Я не люблю Алексея Ива-ныча. Он очень мне противен... Алексей Иваныч, ко-нечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под вен-цом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за ка-кие благополучия!».

Дочь коменданта воспитана в строгости , послушна родителям, проста в общении. Узнав, что отец Грине-ва против брака сына с нею, Маша расстроена, но сми-ряется с решением родителей любимого: «Видно мне судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич, будьте хоть вы счастливы...» В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры, Маша, чувствуя ответственность за любимого, отказывается венчаться без родитель-ского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия».

Испытания , выпавшие на долю девушки, воспиты-вают в ней стойкость и мужество. Родители считали Машу трусихой , потому что та до смерти испугалась пушечного выстрела на именинах Василисы Егоров-ны. Но когда Швабрин под страхом смерти вынужда-ет ее выйти за него замуж, Маша предпринимает все возможное для своего спасения. Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утра-тив своих духовных качеств. Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени, Маша ре-шается ехать в Петербург и самостоятельно составля-ет план действий, чтобы восстановить справедли-вость. Большую роль в этом сыграла и способность Маши располагать к себе людей, различных по харак-теру и социальному положению.

Какой смысл заключен в названии повести? Поче-му «Капитанская дочка», ведь главным героем произ-ведения является скорее Петр Гринев? Конечно, со-бытия, происходящие в повести, так или иначе связа-ны с образом Маши Мироновой. Но я считаю, что А. С. Пушкин стремился показать, как в тяжелых ис-пытаниях проявляются человеческие качества , под-час скрытые. Честность, нравственность, чистота — основные качества Маши Мироновой — позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.

Татьяна Ларина, Мария Троекурова, Лиза Муромская, Людмила и другие. Однако одной из самых необычных женщин в его прозе стала главная героиня «Капитанской дочки». Чем же образ Маши Мироновой отличался от других? Давайте разберемся.

Немного о предыстории написания повести «Капитанская дочка»

Хотя повесть называется в честь главной героини, в центре сюжета находится ее возлюбленный - Петр Гринев и бунтовщик Емельян Пугачев. Более того, изначально в произведении бунту Пугачева было уделено значительно больше места, а главным героем должен был стать офицер, примкнувший к восставшим (Швабрин).

Однако такое построение сюжета представляло бунт с позитивной стороны. А в Царской России времен Пушкина цензура была весьма строгой, и повесть, фактически восхваляющая антимонархическое восстание, могла остаться неопубликованной.

Зная об этом, Александр Сергеевич сменил настроение главного героя, сократил упоминания о бунте и его причинах и сосредоточил сюжет на истории любви. В результате всех этих переделок образ Маши Мироновой оказался в центре всех событий. Хотя в честь этой героини и названа повесть, тем не менее Гриневу и его взаимоотношениям с Пугачевым в произведении все также уделено немало внимания.

Биография Марии Мироновой

Прежде чем подробно рассмотреть образ Маши Мироновой, кратко стоит узнать о содержании повести «Капитанская дочка». При этом более целесообразно представить события не с точки зрения Гринева-рассказчика, а как часть биографии героини.

Мария Ивановна Миронова была единственной дочкой капитана Белгородского гарнизона Ивана Кузьмича и его волевой жены - Василисы Егоровны.

Чуть ранее знакомства с Петром Гриневым к ней сватался офицер Алексей Швабрин. Учитывая, что Миронова была бесприданницей, молодой человек был для девушки отличной партией в финансовом и социальном плане. Однако Мария не любила его, поэтому ответила отказом.

Обиженный офицер, затаив обиду, начал распространять о девушке лживые слухи. Эти наветы способствовали тому, что Гринев поначалу относился к Маше негативно. Но познакомившись с ней поближе, увлекся девушкой, вызвал на дуэль клевещущего Швабрина и был ранен.

Выхаживая его, Маша Миронова искренне влюбляется в Гринева, и тот предлагает ей руку и сердце. Получив согласие любимой, шлет письмо отцу, сообщая о намерении жениться и прося благословения.

Но на пути счастья Маши и Петра вновь становится Швабрин, который сообщает родным Гринева о дуэли и ее причине. Теперь отец отказывает сыну в благословении. Маша не желает ссорить любимого с его семьей и отказывается тайно выходить за него замуж.

Тем временем Емельян Пугачев поднимает бунт, объявив себя Петром II. Его армия движется к Белгородской крепости. Комендант, понимая, что они обречены, пытается спасти Машу: переодевает ее в крестьянскую одежду и прячет в доме священника. Когда пугачевские войска берут крепость, большинство ее обитателей переходят на сторону мятежника. Однако несколько офицеров остаются верными присяге. За это их казнят.

Единственный, кому удается выжить - это Гринев, который когда-то помог Пугачеву, не зная на тот момент, кто он. Вместе с верным слугой Петр отправляется в Оренбургскую крепость. Но Марию, оставшуюся сиротой, взять с собой он не имеет возможности, так как она тяжело заболела.

Об убежище Марии становится известно Швабрину, присягнувшему Пугачеву и назначенному комендантом Белгородской крепости. Офицер запирает девушку и требует, чтобы она вышла за него замуж. Получив очередной отказ, морит ее голодом.

Девушке удается передать письмо любимому, и он спешит ей на помощь. Хотя Гринева вновь захватывают сторонники Пугачева, «воскресший Петр II» еще раз милует юношу и помогает ему воссоединиться с любимой.

Преодолев массу препятствий, Маша и Петр добираются домой к Гриневым. Личное знакомство с невестой юноши благотворно подействовало на Андрея Гринева, и он согласился на брак.

Но пока мятеж не подавлен, Петр считает своим долгом воевать. Скоро бунт удается усмирить. Среди арестованных оказывается и Швабрин, который, дабы отомстить Гриневу, клевещет на него. Петр тоже арестован и приговорен к ссылке. Боясь за судьбу Маши, он ничего не рассказывает о причинах своих отношений с Пугачевым.

Узнав об этом, Маша самостоятельно едет в столицу, чтобы рассказать правду и спасти Гринева. Судьба оказывается милостивой к ней: она случайно знакомится с царицей Екатериной. Не зная, кто ее собеседница, девушка рассказывает всю правду, и императрица милует юношу. Тогда влюбленные отправляются домой и женятся.

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Разобравшись с биографией, стоит больше внимания уделить характеру героини. На протяжении всей повести Пушкин образ Маши Мироновой преподносит как образ девушки из народа. Именно по этой причине к каждой главе, в которой она фигурирует, подобран эпиграф из народных песен.

На момент начала действия Маше уже 18 лет, и по меркам тех времен - она уже засиделась в девках. Несмотря на это, миловидное создание не превратилось в жадную искательницу мужа. Маша не старается прихорашиваться, а одевается просто. Свои белокурые волосы гладко зачесывает в обычную прическу, а не сооружает из них замысловатые композиции, как было принято у дворянских барышень тех времен.

Смирение и авантюризм - две стороны характера Марии Мироновой

Хотя некоторые исследователи называют Миронову вариацией образа Татьяны Лариной - это спорное утверждение. Ведь девушки очень разные. Так, Татьяна поначалу активно борется за свою любовь, нарушая определенные нормы приличия (признается в любви мужчине первой), но позже смиряется, выходит замуж за выбранного родителями богатого и знатного мужчину и отказывает Онегину.

У Марии Мироновой все иначе. Полюбив, она полна смирения и готова отказаться от своего счастья для пользы Гринева. Но когда любимому угрожает ссылка, девушка проявляет невиданное для себя мужество и едет просить за него саму царицу.

Стоит отметить, что такой поступок для барышни XIX в. был настоящей дерзостью. Ведь не имея нужных связей в обществе, незамужняя девица, всю жизнь прожившая в глухой провинции, едет в Петербург. А в те времена кроме царицы остальным женщинам империи не особо дозволялось вмешиваться в «мужские» дела вроде политики. Получается, поступок Маши - это авантюра.

Иногда исследователи сравнивают и с другой пушкинской героиней этот образ (Маша Миронова - «Капитанская дочка»). Речь идет о героине романа «Дубровский» Маше Троекуровой, которая в самом финале не нашла в себе мужества добиться своего счастья и сдалась на волю обстоятельств.

Отдельные литературоведы утверждают, что образ Маши Мироновой непоследователен. Ведь проявляя постоянно покладистый характер и благоразумие, в финале она неизвестно откуда берет необычайную смелость, хотя по логике должна была бы смиренно поехать в ссылку, как жены декабристов или Сонечка Мармеладова из романа Достоевского «Преступление и наказание». Такую перемену в нраве можно объяснить тем, что девушка в короткий срок потеряла любимых родителей, пережила массу потрясений, и, чтобы выжить, вынуждена была измениться и стать смелой.

Отношения Маши с родителями

Рассматривая образ Маши Мироновой, стоит обратить внимание на ее отношения с семьей. Родители девушки были людьми искренними и честными. По этой причине карьера у отца особо не сложилась, да и состояние скопить Мироновым не удалось. Хотя они не бедствовали, но денег на приданое для Машеньки не имели. Поэтому особых перспектив в плане замужества у девушки не было.

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна хотя и воспитали дочь приличной девушкой с благородной душой, но ни образования, ни положения в обществе ей не предоставили.

С другой стороны, они всегда учитывали мнение дочери. Ведь когда она отказалась от прекрасного жениха (Швабрина), который мог бы обеспечить ее будущее, Мироновы не стали упрекать и неволить девушку.

Капитанская дочка и Швабрин

Отношения с Алексеем Ивановичем особо характеризуют Машу. Хотя этот герой был некрасив собою, но он был достаточно образованным (говорил по-французски, разбирался в литературе), обходительным и умел очаровать. А для юной провинциальной простушки (которой, в сущности, и была героиня) вообще мог казаться идеалом.

Его сватовство с Мироновой выглядело как большая удача для «престарелой» бесприданницы. Но девушка внезапно ответила отказом. Возможно, Маша почувствовала подлую сущность несостоявшегося жениха или узнала какие-то слухи о его поведении. Ведь тот когда-то предлагал Гриневу соблазнить девушку за пару сережек, а значит, мог иметь опыт подобного соблазнения других барышень. А может Швабрин просто не понравился юной и романтичной Маше. Такие наивные девушки склонны влюбляться в красивых и немного глуповатых парней вроде Гринева.

Почему ее отказ так задел мужчину? Возможно, тот хотел жениться на ней, чтобы в будущем стать приемником ее отца. А поскольку невеста была без приданого и имела покладистый нрав, то герой рассчитывал, что она до конца своих дней будет ему благодарна. Но провинциальная бесприданница внезапно ответила отказом, разрушив его честолюбивый план.

Образ Маши Мироновой, в частности, ее высокая нравственность, более подробно раскрывается в свете дальнейших взаимоотношений с несостоявшимся женихом. Она никак не оправдывалась, когда тот распускал о ней сплетни. А оказавшись в его власти, когда Швабрин пытался морально сломать ее, мужественно выдержала испытание.

Маша Миронова и Петр Гринев

Взаимоотношения этих персонажей также весьма показательны. Их любовная история выглядит весьма традиционно: стихи, дуэль, запрет родителей и преодоление массы препятствий на пути к своему счастью. Но через эту историю показана вся глубина душевного благородства Маши. Ее чувства являются более осмысленными и глубокими, нежели у Гринева. В частности, очень любя своих родителей, девушка не желает размолвки между Петром и его отцом.

Первое расставание она переносит более стоически, чем Гринев, который мечется и оказывается на грани того, чтобы либо сойти с ума, либо предаться распутству.

После захвата крепости Пугачевым и убийства родителей Маши любовь героев только крепнет. В определенный момент каждый из них, рискуя жизнью, спасает другого.

Прототипы капитанской дочки

У Маши Мироновой было несколько прототипов, на основе которых Пушкин и создал этот образ. Так, в те времена был распространена шутка о встрече немецкого правителя Иосифа II с дочкой неизвестного капитана. Впоследствии Александр Сергеевич адаптировал ее под историю встречи с Екатериной II и даже назвал так повесть - «Капитанская дочка».

Своей простотой и близостью к народу Миронова обязана героине Вальтера Скотта - Джини Динс ("Эдинбургская темница"). Ради спасения своей сестры эта скромная и благородная шотландская крестьянка поехала в столицу и, добившись аудиенции у королевы, спасла несчастную от смертной казни. Кстати, из этого же романа Пушкин позаимствовал идею, использовать слова народных песен в качестве эпиграфов.

Мария Миронова — главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и — её главная загадка. Ничем не примечательная, простая, скромная, без каких-то талантов, увы — некрасивая — деревенская девушка вдруг становится заглавной героиней последнего крупного произведения Пушкина, в котором он проявляет себя как глубокий мыслитель, философ, историк. В чём причина столь удивительной литературной роли?

В повести события, связанные с Машей, занимают немного времени: мы видим её при встрече с Гринёвым, у постели раненного Гринёва, на валу крепости, в момент, когда главный герой забирает девушку из Белогорской, на свидании с императрицей. Во всех эпизодах, кроме последнего, её роль — сопутствующая. Она — героиня второстепенной любовной интриги, смысл которой в XIX веке определяли как «завлечение читателя», чтобы рассказать ему о главном. Только в момент встречи с Екатериной II просьба Маши становится судьбоносной для Гринёва.

Почему же Пушкин называет роман (таков жанр произведения, по мнению некоторых критиков) «Капитанская дочка», читай — «Маша Миронова»? Какую авторскую идею выражает эта почти сказочная, идеальная и потому совершенно неприметная героиня?

Характеристика героини

(Маша " Иллюстрация художника Дмитриевой Г. С. )

Маша действительно сказочная героиня. Она наделена всеми хрестоматийными достоинствами — скромная, стыдливая, всегда поступает «как правильно», чтит родителей и мужа (мужчину), которого любит. Ничто не выдаёт в ней глубокого ума, потому что говорит и действует героиня по писаным законам, внушаемым каждой крестьянской девушке с рождения.

Наверное, чтобы усугубить впечатление незначительности, Пушкин делает Машу ещё и некрасивой. Её портрет при первом свидании с Гринёвым красноречив: «…лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Это слова самого Гринёва, а ведь если мужчина видит красавицу, то запомнятся ему совсем не пламенеющие уши и круглое лицо.

(Ия Арепина в роли Маши из к/ф "Капитанская дочка" 1958, СССР )

С детства круг общения Маши узок и замкнут: родители, деревенские девушки, старые солдаты («инвалиды»). Вдруг в крепости появляется Швабрин — молодой офицер, высланный из Петербурга в «тьмутаракань» за дуэль. Как выясняется, он до приезда Гринёва ухаживал за Машей и даже сватался к ней, но — без результата.

Девушка не бросилась к нему от тоски и безлюдья, и в этом поступке — проявление ума, даже мудрости Маши. Швабрин оказался «гнилым» в своей сути: мстительным и мелочным (очернил девушку перед Гринёвым, обозвав «совершенной дурочкой»), трусливым и неверным (нарушил присягу, предал товарищей, перейдя на сторону Пугачёва), жестоким — принуждал Машу к сожительству, заперев в чулане.

(из строк романа: "Маша рыдала, прильнувъ къ моей груди ")

Мудрость Маши и в том, что она выбирает сердцем Гринёва — человека достойного, благородного. В любви героиня не кокетничает, не играет: «Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности…». В этом поступке — глубокое уважение к мужчине, залог будущей чистоты отношений, когда жена не станет обманывать, что-то скрывать.

Но отец Гринёва решительно запрещает даже помышлять о женитьбе. И если Пётр готов и без благословления отца жениться на Маше, то она — категорически отказывается: «Нет, Петр Андреич, — отвечала Маша, — я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией…»

Это не страх, не глупость. Это — чрезвычайное уважение традиций, родителей, то благочестие, на котором держится мир, семья, в котором единственном возможно настоящее счастье. А ещё этот поступок говорит о максимализме Маши: всё или — ничего. Таково свойство натур не простых, не ограниченных, а страстных, таящих в душе много сил и желаний.