"Образ Катерины. Ее душевная трагедия" (по пьесе А. Островского "Гроза"). Образ Катерины в пьесе «Гроза» А.Н.Островского Образ катерины в пьесе гроза презентация

Cлайд 1

ТЕМА УРОКА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» (Н. ДОБРОЛЮБОВ) ОБРАЗ КАТЕРИНЫ. ЕЕ ДУШЕВНАЯ ТРАГЕДИЯ. (ПО ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)

Cлайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? Развивать умение работать с критической литературой. Прав ли Н. Добролюбов, назвав Катерину «лучом света в темном царстве».

Cлайд 3

Cлайд 4

ЭПИГРАФ «Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…» (Н. Добролюбов)

Cлайд 5

И. Глазунов. Иллюстрация к пьесе А.Н. Островского «Гроза» «В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть, по нашему мнению, фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства» (Н. Добролюбов)

Cлайд 6

«Луч света в темном царстве», - так назвал Катерину русский критик Н. Добролюбов. «…самый характер Катерины… тоже веет на нас новой жизнью, открывающийся в самой ее гибели». (Н. Добролюбов) «Прежде всего нас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически». (Н. Добролюбов)

Cлайд 7

I. Вступление. Пьесы А.Н. Островского – «пьесы жизни». (История создания драмы «Гроза») II. Основная часть. Душевная трагедия Катерины. 1. Жизнь Катерины в родительском доме. а) сердечное отношение родных. б) времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок…) в) относительная свобода. ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕРИНЫ.

Cлайд 8

2. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: а) болезненная впечатлительность, экзальтированность; б) романтическое отношение к жизни. 3. Жизнь Катерины в доме Кабановой. а) жестокое отношение Кабанихи; б) постоянный духовный бунт; в) непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.

Cлайд 9

4. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. а) осознание своей обреченности; б) замкнутость, разочарованность в семейной жизни; в) страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Cлайд 10

5. Основные черты характера: а) честность, непосредственность; б) моральная чистота; в) решительность, мужество; г) страстность натуры, глубина чувств; д) стремление к свободе; е) поэтичность натуры; ж) незаурядный ум; з) доброта, бескорыстие.

Cлайд 11

6. Речь Катерины – отражение богатства ее внутреннего мира. 7. Гибель Катерины – это слабость или ее сила? III. Заключение. Образ Катерины в оценке критиков. Мое мнение о Катерине.

Cлайд 12

ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ: «В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы…» «К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Cлайд 13

Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст. «Мотивы русской драмы» (1864 г.) Писарев называет Катерину «полоумной мечтательницей» и «визионеркой». «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нею под руками, она разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».

Cлайд 14

Нравственные переживания героини Писарев считает следствием того же неразумения героини: «Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит…. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток своего ума…»

Cлайд 15

ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет…» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…» «Найдут, силой поволокут домой…» «Свекровь заест совсем…» «Никогда не быть мне свободной…» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…»

Cлайд 16

«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…» «Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…» «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни …».

Cлайд 17

«Мою любовь у меня никто не отнимет…» «Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если защищу его от матери…» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…» «Сколько радости принесут дети…»

Cлайд 18

1. -духовно богатая, поэтическая, возвышенная натура; 2. - сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя; 3. -не идет на нравственные компромиссы (на «сделку с совестью»; 4. испытывает отвращение ко лжи, обману; 5. -жаждет свободы и счастья 1. -пугается силы и глубины своего чувства к Борису; 2. -обладает обостренным чувством справедливости; 3. -ощущает страх перед «своеволием» чувства любви; 4. -переживает чувство вины перед Тихоном; 5. -нравственные понятия религиозно окрашены «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОИНИ БОРЬБА СТРАСТИ И ЧИСТОТЫ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ПОЧЕМУ ПОГИБЛА КАТЕРИНА?

Cлайд 19

Н ДОБРОЛЮБОВ: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо что нашлась в этой бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее… Без сомнения, лучше было бы, если бы возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей, или же окружающие ее мучители могли бы измениться…»

Cлайд 20

«Мы уже сказали, что конец кажется нам отрадным; легко понять, почему; в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с насильственными мервеющими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое дают ей в обмен за ее живую душу…»

Морозова Н.Т. В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих отношениях. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы. «Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта


Морозова Н.Т. Катерина. Имя – образ - судьба Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная, благопристойная: 1. соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали. 2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ – приличный, скромный


Морозова Н.Т. Катерина в родительском доме «Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду


Морозова Н.Т. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки? - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?


Морозова Н.Т. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…» «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…»


Морозова Н.Т. Выводы: Особенности жизни Катерины в родительском доме 1. Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Относительная свобода. Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.


Морозова Н.Т. Катеринао жизни в семье Кабановых «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»



Морозова Н.Т. Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? - От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом? - К чему стремилась Катерина? -Через что пришлось переступить Катерине? -На какую любовь рассчитывала Катерина, выходя на свидание к Борису?


Морозова Н.Т. Почему Катерина ищет выход в любви? «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь- то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. » «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь- то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. » Любила ли Катерина мужа?


Морозова Н.Т. Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь? Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь? Катерина. Что я сделаю! Катерина. Что я сделаю! Варвара. Да, что сделаешь? Варвара. Да, что сделаешь? Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю. Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю. Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят. Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят. Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова. Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова. Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена. Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. - -Прокомментируйте диалог


Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут. Варвара улыбается. Варвара улыбается. Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.) Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)




Морозова Н.Т. "Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" "Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"


Морозова Н.Т. - Какова сила любви Катерины? - Почему героиня так безропотно «принимает» решение Бориса оставить её? - Возьми меня с собой отсюда. - Нельзя, Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает. Какой выход из создавшейся ситуации видите вы? Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?


Морозова Н.Т. Позитивные стороны «Мою любовь у меня никто не отнимет...» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...» «Сколько радости принесут мне дети...» Негативные стороны «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»


Морозова Н.Т. В детствеВ семье Кабановых «Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Для Катерины главное жить согласно своей душе Для Кабанихи главное подчинить, не дать жить по-своему


Морозова Н.Т. Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу: все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется




Морозова Н.Т. Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле. В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»). Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») ________________________________________________________________ Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») Какого мнения вы придерживаетесь и почему? «Гроза» в русской критике


Морозова Н.Т. Информационные источники Шаблон учителя Морозовой Н.Т 4 слайд – женщина в 19 векеженщина в 19 веке 5 слайд – «Домострой»«Домострой» 6 слайд - Катерина Катерина 7 слайд – Вид на Волгу Вид на Волгу 8 слайд - Катерина Катерина 9 слайд - церковьцерковь 10 слайд – девочка, служба в церквидевочка, служба в церкви Свет в церкви 12 слад – Кабаниха, Катерина, Борис Кабаниха, Катерина, Борис 13 слайд – Дикой и Кабаниха Дикой и Кабаниха 14 слайд – вечерний моционвечерний моцион Калинов 15 слайд - Катерина Катерина 16 слайд – Катерина и Варвара Катерина и Варвара 17 слайд – Катерина Катерина 18 слайд- под сводами церквипод сводами церкви 20 слайд – покаяние Катериныпокаяние Катерины 21 слайд – картина Васнецовакартина Васнецова 22 слайд – Катерина с Борисом Катерина с Борисом Прощание Катерины с Борисом Катерина и Борис на скамейке у Волги 23 слайд – Катерина с Борисом Катерина с Борисом 27 слайд - Катерина Катерина 28 слайд – Катерина и Тихон Катерина и Тихон

Цели:

— выяснить, почему Катерина способна противостоять «темному царству»;

— проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;

— понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ ОСТРОВСКОГО ГРОЗА»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий урока литературы

в 10 классе на тему:

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Эпиграф к уроку: «Такая уж я зародилась, горячая!»

Цели:

Ход урока

    Организационный момент урока.

    Терминологический диктант.

    Проверка выполнения домашнего задания.

Дома нужно было подготовить сообщения о женских образах драмы А. Н. Островского «Гроза»

Угадайте о ком идет речь?

(Слайды №3, №4)

Охарактеризуйте данный образ. (Слайды №5, №6)

Охарактеризуйте данный образ. (Слайды №7, №8)

IY . Обощение ответов обучающихся. Слово учителя.

Имена героинь пьесы имеют символический смысл: Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи – Варвара – с греческого «чужеземная», «грубая».

Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому) , ей чужды законы «темного царства», она живет так, как ей велит ее совесть.

Y . Постановка учебных задач урока. (Слайд № 9)

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству», проследим, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;

Эпиграфом урока являются слова самой героини: «Такая уж я зародилась, горячая!» (Слайд № 10)

YI . Работа по теме урока.

1) Черты характера Катерины.

Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)

(неспособность лицемерить и лгать, прямота.)

Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт. Почему?

(Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)

Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве, в родном доме)

2). Работа с текстом: чтение по ролям диалога Катерины и Варвары (Д.1, явл.7)

3) Работа с таблицей.

Какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа? Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.

В детстве

В семье Кабановых

«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

«Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Вывод. Для Катерины главное – жить согласно своей душе

Вывод. Для Кабанихи главное – подчинить, не дать жить по-своему

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.

Какое влияние оказала жизнь у Кабановых на Катерину? (Слайд № 11)

4). Работа в тетради. Опорная запись:

(запись вывода в тетрадь)

Вывод: Для Катерины главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по–своему. Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.

В чем же выражается протест Катерины?

(В любви. Это и есть стремление жить по законам своей души.)

Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь?

Определение по словарю Ожегова (Чтение словарной статьи)

5) Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен» (Читает ученик)

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

И мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее, которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза»

6) Доклад учащегося

«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.»

« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала XX века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.

Можно сделать вывод, что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.

Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

7) Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2 )

8) Беседа:

Кого полюбила Катерина?

Почему Варвара догадывается о любви Катерины?

Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

(Катерина чувствует потребность любить – быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях).

На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает?

(Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех).

Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

(Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки).

Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.(Работа с текстом)

Таким образом, можем сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Отказ от неё (любви) предполагал бы полное подчинение миру Кабановых и Диких.

Но обретает ли Катерина свободу?

(С одной стороны – да, она вольна делать, к чему призывает её «горячее сердце», а с другой – голос совести не оставляет героиню, вступив на путь измены она, натура чистая, уже погибла. Но и при том, нельзя не отметить ещё одну черту Катерины – решительность (« Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть режь меня!»).

Значит, можем сказать, что полюбив Бориса, согласившись на встречи с ним, она уже заявила свой протест против затхлых моральных устоев Калиновского общества, она уже говорит о том, что пути назад нет. Разве сможет она вновь вернуться к прежней рабской, «душной» жизни?!

9. Работа с текстом. (д. 4, явл. 6)

- Почему же кается Катерина? Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

В разговоре с Варварой Катерина говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

«Такая уж я зародилась, горячая» – что значит эта фраза?

Катерина – герой, руководствующийся сердцем. Поэтому и относится к ряду персонажей Островского, называемых «горячим сердцем».

(Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его).

В христианстве покаяние – очищение. Приходит ли очищение к Катерине?

(Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам).

А как ведёт себя Борис?

(Он остаётся как будто в стороне от произошедшей драмы. Его поведение рационально, не делает опрометчивых выводов и не принимает необдуманных решений. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить её от гнёта «тёмного царства»).

10. Работа с текстом. (д. 5, явл. 3).

Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса.

Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

(Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди, боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт проститься «с местом», но не с Катериной. Сам называет себя «вольная птица» - полная противоположность Катерины. И Борис не рискует ради нее своей свободой. К тому же сетует на судьбу: «Лучше б бежать мне тогда». Не хочет взять Катерину с собой, она была бы в данной ситуации для него обузой, потому что Катерина страдает за двоих, а он исключительно за себя. Решительность молодой женщины («Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!») подчёркивает слабость, трусость её избранника: «Не застали б нас здесь!»).

Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы поскорее». Зачем он так говорит, неужели он, безмерно любимый Катериной, желает ей смерти?

(Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию).

Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?

Обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход?

Притом обратите внимание на то, что девушка она была религиозная, а самоубийство – самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Звучит романс «А напоследок я скажу»

(Гибель Катерины – это протест, бунт, призыв к действию, т.к. после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.)

(Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова)

Мы можем осуждать героиню, можем ей сочувствовать, но иного выхода у неё не было.

YII . Подведение итога урока.

Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке и запишем его в тетрадь:

YIII . Домашнее задание.

Просмотр содержимого презентации
«Открытый урок по пьесе»



  • Угадайте о ком идет речь?
  • Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны.
  • Охарактеризуйте данный образ.


  • Угадайте о ком идет речь?
  • Эта героиня довольно проста духовно, груба. Она умеет лгать, когда нужно. Её принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
  • Охарактеризуйте данный образ.


  • Угадайте о ком идет речь?

В её образе является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность.

Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта.

В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости.

  • Охарактеризуйте данный образ.


Тема урока: «Образ Катерины в драме А. Н. Островского « Гроза»»

Цели:

Выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству»;

Проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;

Понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.


Эпиграф к уроку: «Такая уж я зародилась, горячая!»

Катерина (Г.Кирюшина)


Влияние жизни у Кабановых на Катерину: А) Осознание своей обреченности Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. В) Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Вывод:

Для Катерины главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.


Ответьте на вопросы:

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

Сможет ли город Калинов жить по-старому?


Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.


Домашнее задание.

Прочесть статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Писарева «Мотивы русской драмы». Сопоставить положения о жанре произведения, взгляды на образ Катерины.


Презентацию выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Глебовская СОШ»

Курского района Курской области

Любовь сильнее смерти, сильнее страха
смерти...
(И.С.Тургенев)

Тема урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе
А.Н.Островского «Гроза»)
Цель урока:
­проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к
Борису, к чему привела эта любовь.
­ выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.
­ выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам
«темного царства».
­ учить проводить исследовательскую работу по тексту.
­ учить высказывать свое мнение.
Форма урока: диспут.
Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся,
музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.
Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе,
портреты актрис, сыгравших Катерину, к/ф «Гроза», музыкальное
сопровождение, стихи А.Дементьева и П.Вегина.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Коммуникативная атака. Постановка учащимися целей урока через
проблемный вопрос. На рабочем столе учителя предметы: (детали –
белая шаль – распахнутые крылья – сердце ­ ключ).
2. Как вы думаете, почему именно эти предметы находятся перед нами?
Соотнесите свои размышления, рассуждения с темой урока и с
эпиграфом «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».
3. Сообщение темы и целей урока.
Звучит музыка: романс « Под лаской плюшевого пледа» ­ 2мин 35 сек.

­ О какой любви поется в романсе? (любовь – самопожертвование, которая
приводит к погибели).
.Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в
Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели.
Слайд 1

пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».
­Как вы понимаете эти слова?
Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради
любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы –
Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими
принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.
Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису,
­ ­­почему Катерина покончила жизнь самоубийством,
­выявить черты характера Катерины,
­ почему она не может жить по законам «темного царства»,
­в чем истоки характера Катерины.
Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое
мнение
­ любовь Катерины ­ слабость это или сила?
­ Самоубийство Катерины ­ Победа это или поражение?
­ Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»?
В течение урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное
мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.
4. Реализация домашнего задания.
Слайд 2 ­3. Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с
нормой и моралью «темного царства», вспомним прежний урок, где мы
говорили о быте и нравах города Калинова.
Вопрос домашнего задания:

­Итак, каковы быт и нравы города Калинова?
­Каково было положение женщин в тогдашней России?
­Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам» , ни к «хозяевам»
города Калинова? (Катерина Кабанова) . Почему? (Она никого себе не
подчиняет и не умеет подчиняться сама)
5. Новый материал.
Слайд 4. 1) Черты характера Катерины.
Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам»
жизни (Кабанихе и Дикому), ей чужды законы темного царства, она живет
так, как ей велит ее совесть. Имена героев имеют символический смысл:
Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи –
Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь
«грубая».
Кабанихи – Варвара – с греч «чужеземная»,
Такая Катерина (чистая) в силу своего характера.
­Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины?
(зачитать реплики) ­ неспособность лицемерить, прямота.
Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт.
­Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов
живет по иным принципам?
(воспитание в детстве, в родном доме)
Автор подробно рассказывает о детстве Катерины и ее семье.
Слайд 5. Чтение наизусть монолога Катерины «Отчего люди не летают?»
Д.1, явл. 7)
Слайды 6, 7, 8, 9
Слайд 10

Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.
В доме родителей:

­« точно птичка на воле»
­«маменька в ней души не чаяла»
­«работать не принуждали»
­«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»
В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных,
относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала
церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое
отношение к жизни.
Слайд 11. В доме Кабанихи:
­«завяла, как цветок»
­«от любви вас и бранят»
­«все по принуждению»
­«меня не станет бояться, тебя и подавно»
Слайд 12. В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней
свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал
Катерину, а жил по приказам Кабанихи.
Влияние жизни у Кабановых на Катерину:
А) Осознание своей обреченности
Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
В) Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит
ее конфликт с окружающим?
Черты характера Катерины ­ принципы жизни в доме
Слайд 13.

Кабанихи
Свободолюбие ­ подчинение
Независимость ­ отказ от своей воли
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность ­отсутствие духовных начал
Религиозность ­ религиозное лицемерие
Решительность ­ не дать жить по своей воле (неволя)
Доброта, бескорыстие ­ грубость и брань
Честность, непосредственность – обман

Вывод: Для Катерины ­ Главное – жить согласно своей душе, а для
Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь
возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.
Ваше мнение по вопросу: Чем Катерина отличается от жителей города
Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)
Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души?
(Мнения учащихся)
Слайд 14. 2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее
чувство?
Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь? Определение по
словарю Ожегова (Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)
1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.
2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей
и о любви как высоком духовном чувстве.)
3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.
4) В 4.Д, где описана сцена покаяния Катерины ­ вообще нет реплик со
словом «любить»
Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?
Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»
Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И мы уходим в этот плен.
И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит,
Душа не хочет перемен.
Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство
разрушающее, которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к
гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны
– это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза»
(доклад учащегося) Даша

Слайд 15. «По заданию Его императорского высочества, генерал­адмирала,
великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского
сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт
путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать
народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного
судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само
состояние водных путей России.
Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с
увлечением взялся за дело»

« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского
превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в
пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между
тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!
Где написана «Гроза» ­ на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно
неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за
несколько месяцев 1859 года.
В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы»
Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло
нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до
начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины
– беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над
волгой. Показывали и дом, где она жила, ­ рядом с церковью Успения. А когда
«Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под
Клыковых».
Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское
дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю
использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти
буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую
купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери.
Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей.
Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в
просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и
холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой.
Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков,
беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и
относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой
женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались

подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело
А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший
широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из
костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого
дела в «Грозе».
Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского
точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха
Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне­июле
1859 года и закончил 9 октября того же года.
Можно сделать вывод, что такие случаи в купеческой среде случались, так
патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а
подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали
замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.
Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.
Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2)
­ Кого полюбила Катерина?
­ Почему Варвара догадывается о любви Катерины?
­Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась
Варвара?
­ Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины, ее религиозность не
позволяет ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Мучения
Катерины заметила Варвара, которая приспособилась к законам «темного
царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным
Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон
уезжает по делам.
Слайд 16. Анализ сцены «Проводы Тихона» Д 2, явл.3,4,5.

(Чтение по ролям)
­Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?
­ Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
(В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи,
выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять
Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)
­ Как ведет себя Тихон перед отъездом?
(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно
представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели
освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику:
«Да­с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует, чтобы он
дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю
матери, он унижает свою жену.
Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон

пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и
он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не
заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности
домашних и прежде всего своенравную Катерину)
Слайд 17. Ответы на вопросы
Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся
жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису
влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на
остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая
себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная

тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной
свободы».
Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10.
Слайд 18. Чтение монолога. (читает учащийся)
­ Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи?
Каково значение сцены?
(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами
домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и
восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение
чувств Катерины.
После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в
неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина
оспаривает первоначальное решение – бросить ключ: «Да какой же в этом
грех, если я взгляну на него раз, хоть издали­то! Да хоть и поговорю­то!.. Да
ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками:
подумав,
молчание,
задумывается,
задумчиво смотрит на ключ,
характеризующих состояние Катерины.
Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да
увидеть его…»
Любовный выбор обрекает Катерину на мучения. Она встречается с
Борисом.
Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)
­ В чем сложность внутреннего состояния Катерины?
(Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно
натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от
растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по

тропинке,.. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не
поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)
­ Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи
напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)
­ В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом,
действовала по велению сердца, а не закона)
Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить
и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая
нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не
стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и
распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем
поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.
Итак, любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся)
1) Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)
Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся,
точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза
как у помешанной.»
­ Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив
мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее
натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)
Слайд 19. ­ Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на
протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет
поступки главной героини.
­ В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?
(Гроза – в природе ­постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить
по­своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.
Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и
правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)
Гроза в природе – освежает
Гроза в душе –очищает
Гроза в обществе –просвещает.
­ Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару
бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным
побуждениям)
Слайд 20. Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)
(Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание
посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы
Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее
ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым
она виновата – для нее пытка)
­В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?
(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после
ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит
мне что­нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет
защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так
подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

Слайд 21 .явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает
Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе
Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над
Катериной норм религиозной нравственности.)
­ Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы с Катериной,
если бы она не раскаялась?
(Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать,
продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина
приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными
устоями, деспотизмом)
­ Чем объясняется раскаяние Катерины?
(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что
ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь.
Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать­то ничего не могу.»
Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет
важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно
видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного
очищения.)
­ могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)
Слайд 22. Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4)
(Чтение отрывка)
Звучит романс «А напоследок я скажу»
Катерина бросается в Волгу, не примирившись с законами «темного царства».
­ Почему Борис не мог спасти Катерину (Он был «жертвой» «темного царства»,
жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог, как
Катерина выступить против неволи из­за страха «жертвы»)
­Какой можно сделать вывод?
Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по
велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству

свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из­за
чувства любви, ни и из­за того, что он пострадал из­за нее, бросилась в
Волгу по требованию свободной души.
­Докажите, что смерть Катерины – это протест.
(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)
­ Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?
Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага»
Ты разрушаешь очаг.
Синий огонь кипит
В отчаянных очах.
Воительница в любви,
Что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом,
Чтобы построить храм.
Героиня пьесы, разрушая семью, шла к любви, испытала минуты счастья,
построила храм любви, наверное, богиня любви будет молится за ее душу.
6. Работа по учебнику (Резерв)
Роль Катерины играли многие актрисы, все по­разному подходили к
интерпретации этого образа
« Исполнительницы ролей Катерины»
1­ Косицкая
2­Федотова
3­Стрепетова
4­Ермолова
5­Тарасова
6­Козырева
Работа по учебнику: Как актрисы воплощали образ Катерины?

Вывод: Разноплановые сценические воплощения – это продолжение
полемики: сила в ней или слабость? Протест или смирение?
6.Критики о пьесе.
«Что тут должен делать критик?»
Сообщение учащегося
Добролюбов «Луч света в темном царстве»
­ «Гроза»­ это зреющие в глубине России революционные силы
­ критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины
­В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.
­Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость
покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.
Д.Писарев «Мотивы русской драмы»
­ Катерина – это «полоумная мечтательница
­Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий
­­ Она постоянно кидается из одной крайности в другую
­ Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других
­Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством –
самоубийством.
Аполлон Григорьев
­ увидел в Катерине поэзию народной жизни
­ Отметил красоту природы, волги, на фоне которой разворачивается
действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»
8. Итог урока.
Итак, мы рассмотрели на уроке образ главной героини пьесы Островского
«Гроза», какой вывод можно о ней сделать?

Вывод урока: Катерина – сильная личность, которая умела любить,
готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и
поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам
«темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и
свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.
Звучит романс «Любовь ­ волшебная страна»
 Приём «Помощь психолога»
­ Как вы думаете, ребята, остались ли Катерины в современном обществе?
(Конечно,есть)
­Каким образом современная Катерина может выйти из сложившейся
ситуации?
(На сегодняшний день любой человек может обратиться за помощью к
квалифицированным специалистам. Это и помощь психолога, и
познавательные книги, консультации, а также различные рекомендации в
области психологии)
­Какие позитивные стороны должны быть у современного человека?
(Это здоровый образ жизни, желание жить, творить, наслаждаться каждым
мгновением, ощущать чувство и состояние полного
удовлетворения,
стремиться реализовать цели и мечты, беречь и любить близких и
окружающих, иметь любимое увлечение, хобби)
Найти себя – дороги нет короче,
Найти себя – дороги нет длинней;
Найти себя – открыть в душе источник,
Найти себя – и сделаться сильней!
Юрий Энтин
Оценки
Видео
Д/з Эссе «Не убивайте женскую любовь»
Если время позволит

4. Обобщение изученного.
Учитель. Я предлагаю составить пятистишье, в которой вы можете дать
обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

1. Тема (существительное).
2. Два определения (прилагательные).
3. Действия (три глагола).
4. Ассоциации (четыре существительные).
5. Действия (три глагола).
6.Тема (существительное).
Катерина.
Непосредственная, честная.
Любит, стремится, бунтует.
Свобода, страсть, замкнутость, грех.
Разочаровывается, страдает, гибнет.
Бедная Катерина