Образ и характеристика данко в рассказе старуха изергиль горького сочинение. Данко лучший из всех - сочинение Данко нашего времени кто он

Сегодня об Александре Галиче говорят все, и даже федеральные телеканалы. А было время, когда имя Галича было фактически запрещенным, когда он нигде не выступал, нигде не пел, и только между собой советские люди узнавали, а где можно послушать Галича. В те времена его можно было послушать разве что на наших кухнях. Кухнях, которые в чаду, о чем пел и он сам.

"А кто-то постучится, и кого-то в итоге уведут". Боялись хозяева и устроители квартирников, и тем не менее было довольно много людей, которые открывали ему двери и нам, слушателям.

И тогда мы вслух слышали свои мысли, слышали свои боли, свое недоумение, свой кошмар, свою растерянность и незнание, как жить, что делать дальше

А Галич поднял это восстание. Это было восстание одиночки. Одиночки, который со своей гитарой, своим замечательным голосом, вышел на площадь и не молчал. Он не из тех молчальников, которые потом попадали в палачи. Он не боялся. Он говорил. Он пел.

Все его песни - юмористические, сатирические - грустные. И даже смешная "Прибавочная стоимость", например, грустная. Когда ее слушаешь, то всегда жалеешь этого героя, этого Володьку, который не имел ничего, ни копейки, чтоб даже пропить это свое счастье, что вот он стал таким богатым наследником. И было смешно и грустно.

А потом смешное стало исчезать из песен Галича. И все лучшие его песни несмешные. Это песни навзрыд. Это песни разорванного сердца. Это песни обожженного мозга.

Когда я впервые услышала "Кадиш" в исполнении Галича, не я одна, мы все там рыдали. Уже и не помню, в какой квартире я эту песню впервые услышала. У меня погибли в одесском гетто и бабушка, и братья двоюродные, и тети, а в Бабьем Яру погиб бабушкин брат со всей своей семьей. И все-таки я мало что чувствовала и понимала, мало, мало… Пока я не услышала "Кадиш" в исполнении Галича.

Я хорошо помню, как в Дубне (Галич часто туда приезжал, и я там часто бывала со своей мамой и сыном, мы там жили в одной уютной чудной гостинице) физики-лирики устраивали там ему квартирники, и мы довольно часто там слушали его.

И это были минуты откровения, такого желания - сделать, то, к чему он, собственно, призывал. Не обязывал, нет, ни в коем случае. И не навязывал. Но то, о чем он пел и говорил, - это было обращением к каждому из нас… Потом закрыли этот квартирник, и этот физик, не вспомню точно имени, искренний, светлый человек кончил очень плохо…

В то время мало кто мог что-то делать, а страдание от того, что сделать ничего нельзя, было, конечно, велико…

За время общения с Галичем я заметила, что в его поведении не было такого напыщенного трагизма или фанфаронства. Или чего-то пропагандисткого, мол, чего вы тут сидите, что вы тут молчите, надо выходить на площадь. Сможешь выйти на площадь?! Нет-нет.

Он шутил, говорил, смеясь, и достаточно по серьезным поводам. Я могу вспомнить и рассказать об этом. Потому что это было как-то очень мило. Я была тогда убежденным атеистом, не понимала, зачем нужно креститься. В 1973 году Галич, как известно, крестился. И я его спросила: "Ну хорошо, вы поверили в Бога, уверовали в христианство, ну и хорошо. Но зачем надо было креститься? Зачем надо было получать своего рода партийный билет?"

Он посмотрел на меня, (к сожалению, письмо не передаст интонацию, но я не забуду ее никогда) и сказал: "Аллочка, как вы не понимаете, я актер". Он сказал это весело. Хотя он крестился не потому, что он актер, он хотел, скорее всего, поставить меня на место: "Ну подумайте сами, почему я крестился..."

Он умел шутить, вести красиво застолья, умел видеть женщину и не забыть сказать ей, как она хороша, если она была хороша.

Моей маме он никогда не забывал сказать: "Вы прекрасны, вы - королева". Мама была намного старше его, но всегда краснела и говорила: "Какой он уникальный".

Он был уникален во всем - как ходил, как говорил, как смеялся, как улыбался.

Когда я слушала "Облака", я всегда вспоминала этот мост, сгорбленную маму, которой я помогала, несла вместе с ней этот ящик. Однажды ящик развалился, и желтые лимоны попадали куда-то вниз, это были галичевские "коньяку принял 200 грамм"…

Помните Александра Галича, слушайте его, думайте вместе с ним. Он никуда не ушел, потому что все, о чем он пел, он мог бы петь и сейчас, в наших квартирах, на наших кухнях, а может быть, даже и в больших залах.

Он любил людей и думал, что,
может быть, без него
они погибнут.
М. Горький


В любое время сущность героизма не меняется, так как героизм – это всегда самопожертвование, мужество, храбрость, благородство, любовь к людям, чувство ответственности. Не каждого человека отличают такие качества, поэтому не любого можно назвать героем. Сколько же на свете Великих людей? Людей, что живут не для себя, а ради блага других? Тех, чьи труды можно бесконечно повторять, постоянно восхищаясь их потенциалом и высокими человеческими качествами. Вероятно, их не огромное множество. Но мы должны знать эти имена.

В годы войны всё было подчинено одной цели – одержать Победу над врагом. Вероятно, люди забывали о себе, о своих потребностях. А сейчас мы превратились просто в потребителей – стремимся обеспечить себя и близких, но мало обращаем внимания на окружающих людей. Однако и в наше время есть герои, и в наше время совершаются подвиги.

Директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Национальной медицинской палаты, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста Научно-исследовательского института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, доктор медицинских наук, профессор - всё это Леонид Михайлович Рошаль. Уже перечисление только его должностей и заслуг говорит, что перед нами необычный человек! Всю свою жизнь он помогал и помогает детям, без остатка отдаёт всего себя.

Человек смелый, мужественный, он всегда оказывал и оказывает помощь людям во время военных действий, в различных катастрофах, терактах, не опасаясь за свою жизнь. Его цель – помочь нуждающимся всеми своими силами. И он помогает. Помогает всегда.

Насколько же уважаем этот человек! Честь ему и хвала!

В октябре 2002 года Рошаль участвовал в переговорах с террористами, захватившими здание Театрального центра на Дубровке. И снова он проявил мужество и решительность. Рошаль на свой страх и риск шел на переговоры к террористам, словно человек в клетку к тиграм, не зная, чем всё закончится. Но уверенность в хорошем исходе давала надежду на победу, счастливый конец. Именно он решил, что стоит пойти на переговоры, стоит попробовать, стоит рискнуть. Возможно, тогда Леонид Михайлович думал про себя: «Если же не я, то кто?!» И получилось! Благодаря Леониду Рошалю, из здания были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. За это он по достоинству был награжден премией «Национальный Герой», и в том же году получил титул «Гордость России».

Леонид Рошаль всегда активно выступает против терроризма. И в 2003 году становится организатором такого движения. Доктор прилагает огромные усилия, чтобы помочь попавшим в беду, он всегда двигается вперед, устраняя все преграды. И за огромные заслуги именем Леонида Рошаля была названа звезда в созвездии Тельца. Подумать только: именем человека названа новая звезда! Уверена, подобную честь он заслужил по праву!

А в сентябре 2004 года случилась страшная трагедия: в Беслане террористы захватили школу. Они выдвинули требование: привести к ним четырех человек, среди которых был бы… Рошаль. Даже такие люди, как террористы (хотя их сложно назвать людьми, ведь они утратили почти все человеческие качества) знают и уважают Леонида Рошаля. Видимо, и они уверены в этом человеке, если захотели говорить именно с ним. Леонид Михайлович выступил посредником в переговорах. Он оказывал медицинскую помощь раненым детям и взрослым. Его отвага и решительность в таких ситуациях навсегда останется в сердцах людей.

Бесспорно, Леонида Михайловича Рошаля можно назвать героем нашего времени.

Леонид Михайлович всю жизнь отдаёт работе. Единственное, о чем он по собственному признанию жалеет, - это то, что у них с женой всего один ребенок. Его деятельность, направленная на спасение жизни детей – самое главное в его жизни.

Вспоминается роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Но в отличие от Печорина, человека глубокого ума и незаурядных способностей, но не нашедшего себя в той жизни, Леонид Михайлович Рошаль нашел применение своим знаниям и умениям – дарить людям жизнь!

Раньше или позже перед человеком встает вопрос: зачем, для чего жить? И каждый решает его по-своему. Все люди разные. Поэтому они отбрасывают его прочь, погружаясь в суету и поиск материальных благ, другие мучаются. Лев Толстой признавался, что очень долго не мог найти ответа на проклятый вопрос. Да, хотя уже тысячи лет бьются над решением этой проблемы, готового ответа нет.

Поэтому-то мне кажутся наивными люди, слепо верящие книжным идеалам. Даже самым умным и честным мыслителям я не могу во всем доверять: ведь между ними и мной нет знака равенства. Но, разумеется у них я учусь многому. К числу таких учителей я всегда причисляю А.М.Горького. В этом сочинении я остановлюсь на его ранних, но очень известных произведениях.

В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни.

“ О смелый сокол! .. Пускай ты умер! ..” Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! ”

Все другие люди, не принимающие эту мораль, - гагары, чайки, стонущие перед бурей, ужи, которым небо не нужно, им “здесь прекрасно... тепло и сыро”.

Те, кто живет не для людей, кто ставит себя выше всех остальных, - это лишь тень человека, Ларра. Вот что рассказывала об этом смелом и гордом юноше старая Изергиль: “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”.

Не подумайте, что мне так нравятся эти ужи, гагары или Ларра.
Нет, мне, конечно, больше по душе мужественный, бескорыстный красавец Данко, идеал писателя. То, что сделал юноша, - прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от врагов, которые грозили истреблением племени, увел через страшный, бесконечно длинный, полный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. “Вы сказали: “Веди!” - и я повел!” - возражал им смелый юноша, но те ревели: “Ты умрешь!”. И тогда в порыве великого благородства Данко разорвал свою грудь и своим сердцем осветил лес. Люди вышли, но он умер.

Мне больно, когда я читаю это место. Я вижу этих людей, их грубую натуру, не способную понять истин- ное благородство, подчиняющуюся диким, животным инстинктам. Вот они пляшут у костра, радуясь, что опасность миновала, а трудности позади. Но все забыли, кому обязаны спасением. А тот лежит бездыханный, и на его благородное сердце наступают грязной ногой.

Разве вам не больно? Ради кого пожертвовал жизнью чудесный юноша?
Ради этих людей?! Но их трудно назвать людьми, это дикари. Пусть их большинство, все равно. Но мне жизнь Данко дороже всех их жизней, вместе взятых. Почему Данко должен умереть, а тот “осторожный человек” остаться? Разве жизнь так мало стоит, что ее можно отдать ради тех, кто наступит на твое сердце? Ведь жизнь - все, что у нас есть!

Я думаю, можно умереть, пожертвовать собой лишь для тех людей, которые сами способны на это, для настоящих людей. Здесь не жалко ничего!

Подвиг... А как часто жизнь не похожа на представления некоторых о подвиге. Подвиг чаще незаметен.
Иногда нужно отказаться от сотни важных, необходимых дел, чтобы закончить одно - самое важное, которое можешь сделать только ты.

Примером тому может служить обращение к уже больному
Горькому, бывшему за границей, молодого поэта В.Маяковского:

Алексей Максимыч, из-за Ваших стекол виден
Вам еще парящий сокол?

Или с Вами начали дружить по саду ползущие ужи?

Говорили (объяснения ходкие!), будто вы не едете из-за чахотки.

Да, жизнь сложна, и смысл ее найти не просто. Но как все-таки прекрасно, что есть символы, как Данко!

Сочинение может быть использовано как сочинение на свободную тему:

“ В чем я вижу смысл жизни? ”

“ Мое представление о том, каким должен быть истинные герой ”

Однако влияние фольклора не сводится только к заимствованию Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы и воспринимаются как легенды, даже сказки, потому что отображают идеалы народа, его мечту о прекрасном.

«Старуха Изергиль» - настоящий рассказ, куда автор включает реалистические подробности непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, что в Бессарабии делает сам рассказчик. Реалистически дан и настоящий облик старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие, потрескавшиеся губы».

Героиня рассказывает свои легенды вполне в реальной обстановке, и это как бы сближает их с жизнью, подчеркивая тесную связь между героической романтикой и настоящей жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить автору идеал и антиидеал.

Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует доведенный до крайности индивидуализм, себялюбие. Легенда о Данко, наоборот, воплощает идеал, выражающий наивысшую степень любви к людям - самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как будто во время, предшествующее началу истории, в эпоху первотворений. Поэтому в реальности имеются следы, напрямую связанные с той эпохой: тень Ларры, которую видит только старуха Изергиль, голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко.

В отличие от Ларры, воплотившего античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям. Даже в момент, когда они «были как звери», «как волки», которые окружили его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». Им же владело только одно желание - побороть жестокость людей, вытеснить из их сознания мрак, страх перед темным лесом со смердящими болотами.

Сердце Данко вспыхнуло и сгорело, чтобы рассеять тьму не столько лесную, сколько душевную. Именно поэтому образ Данко раскрывается у Горького с помощью изображения огня, горящего сердца, солнечного блеска: «В его очах засверкали лучи того могучего огня.... Сердце его пылало так ярко, как солнце и ярче солнца...»

Эти образы солнца и огня призваны подчеркнуть героическую устремленность юноши, придавая всему произведению эмоциональную напряженность. Его любовь к людям горячее желание бескорыстно служить им, его высокие устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые - всегда смелы». Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.

Сам красавец-юноша - подлинный герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на «гордое сердце», упавшее возле них, а один осторожный человек, заметив его, наступил ногой на догоравшее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.

Чего опасался этот человек, осталось загадкой самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свою трактовку этого поступка. Образ же самого Данко долгое время ассоциировался с вожатыми, педагогами и остальными людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы повести за собой, нужно обладать по-настоящему горящим сердцем, пусть и в метафорическом смысле.

Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся такой идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Не случайно каждый второй вожатский отряд в детском лагере или в школе назывался «Данко», доказывая право выводить детей из тьмы невежества и безразличия.

Идеал гуманиста, воплощенный в образе смелого юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок - это подвиг. Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение - словом, такие чувства, которые переполняют сердце каждого читателя, представившего себе юношу с пламенеющим взором, который держит в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям.

  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького