Образ и характер характеристика Элен Курагиной по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.). Образ Элен Курагиной (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Описание элен в войне и мире

Роман «Война и мир» демонстрирует читателям множество женских образов, которые приводят нас в восторг, в недоумение.

Положительные героини, такие как и , завоевывают симпатию не только автора, а и всех без исключения, читателей. Эти прекрасные дамы готовы на все ради своей семьи, ради своих детей. Они преданны, они скромны и добры.

Абсолютно контрастным, противоположным является личность Элен Курагиной. И при создании данной героини, Лев Николаевич совершенно не жалеет слов, не выдерживает никаких рамок приличия.

Элен можно назвать типичной представительницей из высшего класса, она светская красавица, утонченная, шикарная, манерная. И таких женщин, как Элен, было огромное множество в те времена. Ее выдают замуж без спроса. И женихом становится нелепый, нерасторопный , которого призирали в высших кругах. Однако, внезапно свалившееся на его голову наследство, решило все.

Конечно, Элен не становится верной супругой, любящей женой, тем более, матерью. Она продолжает вести свою распутную жизнь, меняет любовников, как перчатки.

Автор неоднократно описывает красоту, шик этой женщины. Она восхищала мужчин, она привлекала внимание и собирала на себе сотни взглядов. Однако за такой красотой не было ни капельки души и чувственности. Внутри Элен жила пустота, любовь только лишь к своей персоне и к богатствам.

Лев Николаевич не описывает взгляда, глаз этой женщины, ведь в них нет ничего, одна лишь пустота.

Своими грязными поступками Курагина чуть не сводит Пьера в могилу, который в эмоциональном порыве вызвал на дуэль Долохова. После дуэли, Пьер разрывает отношения с этой ужасной женщиной, в открытую сравнивая ее со злом и развратом. Супружеская пара Пьера и Элен не могла существовать. Это был лишь ловко просчитанный ход князя Василия.

Пользуясь наивностью и добротой Пьера, который был ослеплен красотой Элен, управителям светского общества было выгодно создать такой брачный союз и не более. Естественно, о взаимных чувствах любви и симпатии речи и быть не могло.

События после втягивают Элен в еще большие интриги. Она боится насмешки всего общества за глупый поступок своего супруга Пьера.

Смерть графини можно назвать такой же глупой, как и вся ее жизнь. Она, не рассчитав нужное количество, по ошибке принимает большую дозу лекарства, после чего и умирает в тяжких муках. Думаю, что Лев Николаевич таким образом, наказал свою героиню за столь грязную и бесполезную жизнь.

Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали для семьи всем.

Положительные образы женщин из дворянской среды приобретают еще большую рельефность, психологическую и нравственную глубину на фоне образа Элен Курагиной и по контрасту с ним. Рисуя этот образ, автор не жалел красок, чтобы четче выделить все его негативные черты.

Элен Курагина – типичная представительница великосветских салонов, дочь своего времени и класса. Ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где женщина играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие – блистать на балах и рожать детей, умножая количество русских аристократов.

Толстой стремился показать, что внешняя красота не означает красоту внутреннюю, душевную. Описывая Элен, автор придает ее внешности зловещие черты, как будто в самой красоте лица и фигуры человека уже заключен грех. Элен принадлежит свету, она его отражение и символ.

Спешно выданная отцом замуж за внезапно разбогатевшего нелепого Пьера Безухова, которого привыкли презирать в свете как незаконнорожденного, Элен не становится ни матерью, ни хозяйкой. Она продолжает вести пустую светскую жизнь, которая ее вполне устраивает.

Впечатление, которое производит Элен на читателей в начале повествования, – это восхищение ее красотой. Пьер издали любуется ее молодостью и великолепием, ею восхищаются и князь Андрей, и все окружающие. «Княжна Элен улыбалась, она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск бала».

Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда «однообразно-красивую улыбку», скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость. Ее «мраморные плечи» создают впечатление восхитительной статуи, а не живой женщины. Толстой не показывает ее глаз, в которых, видимо, не отражаются чувства. На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Именно так думают все в семье Курагиных, где не знают, что такое совесть и порядочность. Доведенный до отчаяния Пьер говорит жене: «Где вы – там разврат, зло». Это обвинение можно отнести ко всему светскому обществу.

Пьер и Элен противоположны по убеждениям и характеру. Пьер не любил Элен, он женился на ней, сраженный ее красотой. По доброте душевной и искренности герой попал в ловко расставленные князем Василием сети. У Пьера благородное, отзывчивое сердце. Элен же холодна, расчетлива, эгоистична, жестока и ловка в своих светских похождениях. Ее натуру точно определяет реплика Наполеона: «Это прекрасное животное». Героиня пользуется своей ослепительной красотой. Терзаться муками, каяться Элен никогда не станет. В этом, по мнению Толстого, ее самый большой грех.

Своей психологии хищника, захватывающего жертву, Элен всегда находит оправдание. После дуэли Пьера с Долоховым она лжет Пьеру и думает только о том, что о ней скажут в свете: «К чему это поведет? К тому, чтоб я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, который лучше вас во всех отношениях». Только это ее беспокоит, в мире высшего света нет места искренним чувствам. Теперь героиня уже кажется читателю безобразной. События войны выявили уродливое, бездуховное начало, которое было сущностью Элен всегда. Данная природой красота не приносит счастья героине. Счастье нужно заслужить духовной щедростью.

Смерть графини Безуховой так же глупа и скандальна, как и ее жизнь. Запутавшись во лжи, интригах, стремясь при живом муже выйти замуж сразу за двоих претендентов, она по ошибке принимает большую дозу лекарства и умирает в страшных мучениях.

Образ Элен существенно дополняет картину нравов высшего света России. Создавая его, Толстой показал себя замечательным психологом и тонким знатоком человеческих душ.

    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Представьте себе мальчика, влюбленного во весь мир. Он рос, впитывая из окружающего воздуха, особую семейную атмосферу, где дружба – не пустое слово, где уважают друг друга не только взрослые, но и дети. В этой семье не жалеют куска хлеба для обедневшей родственницы, и не считают чем-то особенным помочь сыну давней подруги. Разве мог в такой атмосфере вырасти черствый и бездушный человек? Петя Ростов, один из героев второго плана в романе «Война и Мир», рос чудесным мальчиком. Он был младшим в семье и отчаянно […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
    • Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток… Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить […]
    • Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…» Л. Н. Толстого интересует диалектика души и в общем, и в каждом отдельном ее проявлении. Писатель прослеживает […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • «Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
    • Теснейшим образом с темой народа в романе связана темасемьи и дворянства. Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский,Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен). По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе "Война и мир" тема семьи по замыслу автора служит важнейшим […]
    • Аустерлицкое поле очень важно для князя Андрея, произошла переоценка его ценностей. Сначала счастье он видел в славе, общественной деятельности, карьере. Но после Аустерлица он "повернулся" к семье, понял, что именно там можно найти настоящее счастье. И тут же мысли его прояснились. Он понял, что Наполеон - не герой и не гений, а просто жалкий и жестокий человек. Так, мне кажется, Толстой покажывает, какой путь истинный: путь семьи. Еще одна немаловажная сцена - подвиг. Князь Андрей совершил геройский […]
  • Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale, но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le médecin intime de la Reine dʼEspagne предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь.

    Стыдно признаться, впервые смерть Элен Курагиной заставила меня задуматься только при просмотре новой британской экранизации. В самом же романе дано лишь весьма обтекаемое описание произошедшего. Признаюсь, при прочтении в школе, даже мысли не возникало, что тут что-то не чисто, учителя на уроке все эти слишком тонкие для незамутненного сознания намеки так и не разъяснили, а только говорили, что «Толстой убивает персонажей, которые ему дальше не нужны под тем или иным предлогом» - как первую жену Андрея.

    Что Курагину было некуда девать и требовалось избавить от нее Пьера, это понятно. Однако что именно с ней произошло?

    26 августа становится известно, что Элен заболела и начала пропускать собрания. Более того, ее болезнь с интересом обсуждалась, но в завуалированном виде, так как:

    «Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства».

    Академические комментарии обходят тему стороной, однако большинство читателей усматривают в этом указание на беременность и желание ее прервать. Но оставим эту версию напоследок, как основную.

    Версия 1. Столь расплывчатое описание не имеет под собой никакого интимного подтекста, а описывает расплывчатое заболевание - банальное нервное расстройство . Тогда лекарства, которые прописывал итальянский доктор-шарлатан, были наркотическими, например, Laudanum (настойка опиума на спирту). Его действительно рекомендовалось принимать малыми дозами в течение некоторого времени и им легче легкого вызвать опасную передозировку.

    Минусы теории:

    К чему скрывать и завуалированно обсуждать банальное женское нервное расстройство? Что женщины существа слабые и нервические, что у них матка блуждает по организму, давит на органы и вызывает нервные расстройства - это и так все знают, тем более XIX век был весьма сентиментальным и пылких эмоций тогда не стеснялись (вспомните, каждый второй дворянин, если не нигилист, то непременно рыдает). Так чего бы не обсуждать открыто чье-то нервное переутомление?

    Такая ли женщина Элен Курагина, чтобы страдать от нервного расстройства? Она предстает вполне прагматичной и уверенной в себе стервой.

    Если бы она умерла от передозировки наркотика, вряд ли ее смерть была бы мучительной, скорее наоборот.

    Наконец, Элен «мучилась тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей». В чем же граф мог ее подозревать? И вряд ли мучило ее отсутствие внимания от мужа, на которого ей плевать, скорее всего, дело было в острой нехватке времени.

    Что подводит нас к версии №2. Элен была беременна и умерла при попытке избавиться от ребенка. Эта версия представляется мне наиболее обоснованной, но есть одна проблема: абортивные средства действуют не так!

    Речь, очевидно, идет о довольно позднем сроке, как минимум втором триместре. Раз все общество уже в курсе, и старый граф начал подозревать. Стало быть, беременность была уже заметной и ампирная мода, не подразумевающая корсетов (голые спины же), уже не могла ее скрыть. Абортивные средства вида «выпей меня» действуют только на раннем сроке. И поскольку это, из доступных в те времена и достаточно сильных, скорее всего, либо спорыш, либо спорынья, то действуют сразу после приема, вызывая спазмы и кровотечение.

    Версия 2.1. Почему же доктор прописывает их на позднем сроке, да еще и малыми дозами каждый день? Видимо, потому что реальный аборт не был в его планах. К нему обратилась женщина месяце так на 4-5-м с понятной просьбой. Доктор понимает, что тут только спица в одно место, то есть операция, то есть риск осложнений и смерти велик. Оно ему надо? И он дает ей какую-нибудь настойку спорыша на спирту от кашля, говорит принимать маленькими дозами, прекрасно понимая, что ничего с этого не будет. А может, и не понимая, просто дает, что просят. Видя, что результата нет, Элен психует и пьет ударную дозу, вызывая банальное отравление ядовитым спорышем или другим абортивным компонентом. Да, они все довольно ядовитые, собственно, поэтому аборты и вызывают - как побочка ко всему прочему. Смерть в мучениях вполне вероятна, безотносительно того, пошел в итоге аборт или нет.

    Версия 2.2. Толстой медицину и врачей не любил и не очень разбирался. Косяки или как минимум очень странные описания болезней у него есть - та же неизвестная науке болезнь Ивана Ильича. И в действие абортивных средств не вникал, просто потому что… ну откуда мужику вообще знать? Да еще и тема люто табуированная, не расспрашивать же итальянских врачей-шарлатанов!

    Версия 3. Венерическая болезнь. Поскольку СПИДа тогда не было, остается в общем-то одна венерическая болезнь, которая может убить: это сифилис. Однако сифилис - это не что-то мгновенное, как оспа или чума. Ему нужно:
    а) месяц на инкубационный период
    б) полтора - два на первичный период (на котором его можно обнаружить)
    в) от трех до пяти лет на вторичный период (на котором он начинает проявляться в форме сыпи и незначительного недомогания)
    г) наконец, только через 10-20 лет без лечения на третичном периоде, превратив организм в ходячий пиздец, сифилис в сравнительно редких случаях все-таки приводит к смерти. Во всех остальных пациент успевает умереть от других заболеваний, поскольку до третьей стадии доходили только личности маргинальные, а они в принципе подолгу не жили.

    Элен умерла в возрасте до 30 лет, вероятно, около 25. Когда она выходила замуж за Пьера, он никаких признаков у нее не заметил, он не заразился от нее, то есть иметь врожденный сифилис или быть на второй стадии полового заражения она на момент брака не могла.

    Учитывая, что первые признаки недомогания у нее обнаружились за пару месяцев до смерти, это никак не мог быть сифилис, даже если она заразилась сразу после разрыва отношений с Пьером, а летом 12-го у нее отвалился нос, она бы еще без носа дожила до декабристов.

    Да, в России тогда действительно была эпидемия сифилиса, но это означает, что как раз таки врачи хорошо знали симптомы и Элен бы продиагностировали еще на стадии первичного шанкра, и уже тогда начали бы лечить ртутью (причем никак не внутрь).

    Версия 4. Элен умерла от грудной ангины, стенокардии или бог его знает, что за мутант скрыт за этим описанием. А светское общество, которому нефиг делать, все выдумало и раздуло.

    Прям как я эту статью.

    Лев ТОЛСТОЙ В своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали для семьи всем.
    Положительные образы женщин из дворянской среды приобретают еще большую рельефность, психологическую и нравственную глубину на фоне образа Элен Курагиной и по контрасту с ним. Рисуя этот образ, автор не жалел красок, чтобы четче выделить все его негативные черты.
    Элен Курагина - типичная представительница великосветских салонов, дочь своего времени и класса. Ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где женщина играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие - блистать на балах и рожать детей, умножая количество русских аристократов.
    Толстой стремился показать, что внешняя красота не означает красоту внутреннюю, душевную. Описывая Элен, автор придает ее внешности зловещие черты, как будто в самой красоте лица и фигуры человека уже заключен грех. Элен принадлежит свету, она его отражение и символ.
    Спешно выданная отцом замуж за внезапно разбогатевшего нелепого Пьера Безухова, которого привыкли презирать в свете как незаконнорожденного, Элен не становится ни матерью, ни хозяйкой. Она продолжает вести пустую светскую жизнь, которая ее вполне устраивает.
    Впечатление, которое производит Элен на читателей в начале повествования, - это восхищение ее красотой. Пьер издали любуется ее молодостью и великолепием, ею восхищаются и князь Андрей, и все окружающие. «Княжна Элен улыбалась, она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной-плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск бала».
    Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда «однообразно-красивую улыбку», скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость. Ее «мраморные плечи» создают впечатление восхитительной статуи, а не живой женщины. Толстой не показывает ее глаз, в которых, видимо, не отражаются чувства. На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Именно так думают все в семье
    Курагиных, где не знают, что такое совесть и порядочность. Доведенный до отчаяния Пьер говорит жене: «Где вы - там разврат, зло». Это обвинение можно отнести ко всему светскому обществу.
    Пьер и Элен противоположны по убеждениям и характеру. Пьер не любил Элен, он женился на ней, сраженный ее красотой. По доброте душевной и искренности герой попал в ловко расставленные князем Василием сети. У Пьера благородное, отзывчивое сердце. Элен же холодна, расчетлива, эгоистична, жестока и ловка в своих светских похождениях. Ее натуру точно определяет реплика Наполеона: «Это прекрасное животное». Героиня пользуется своей ослепительной красотой. Терзаться муками, каяться Элен никогда не станет. В этом, по мнению Толстого, ее самый большой грех.
    Своей психологии хищника, захватывающего жертву, Элен всегда находит оправдание. После дуэли Пьера с Долоховым она лжет Пьеру и думает только о том, что о ней скажут в свете: «К чему это поведет? К тому, чтоб я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, который лучше вас во всех отношениях». Только это ее беспокоит, в мире высшего света нет места искренним чувствам. Теперь героиня уже кажется читателю безобразной. События войны выявили уродливое, бездуховное начало, которое было сущностью Элен всегда. Данная природой красота не приносит счастья героине. Счастье нужно заслужить духовной щедростью.
    Смерть графини Безуховой так же глупа и скандальна, как и ее жизнь. Запутавшись во лжи, интригах, стремясь при живом муже выйти замуж сразу за двоих претендентов, она по ошибке принимает большую дозу лекарства и умирает в страшных мучениях.
    Образ Элен существенно дополняет картину нравов высшего света России. Создавая его, Толстой показал себя замечательным психологом и тонким знатоком человеческих душ.

    Произведения Льва Николаевича Толстого безустанно твердят о социальной значимости женщины как воплощения чего-то исключительно великого и благотворного. И всемирно известный роман-эпопея «Война и мир» является ярким тому доказательством. Естественное выражение женщин проявляется в их умении беречь домашний очаг, сохранении семейной идиллии, заботе о детях и, непременно, обязанностях супруги.

    В произведении «Война и мир», основываясь на таких положительных образах, как Наташа Ростова и княжна Марья, автор стремился показать дам, непривычных для светского общества того времени. Обе эти героини, посвятив всю свою жизнь созданию и укреплению семейных отношений, накануне 1812 года ощущали прочный духовный контакт со своими же семьями вплоть до окончания военных действий.

    Характеристика героини

    ("Элен" из "Войны и мир", художник Константин Рудаков, 1947 )

    Все больше значимости обретают положительные образы героинь дворянского происхождения на фоне психологически безнравственной глубины сущности Курагиной Элен.

    Л.Н. Толстой писал портрет её, не жалея разнообразия мрачных красок для максимально отчётливого отображения всех непривлекательных сторон образа Элен. Невзирая на то, что первое впечатление об Элен заставляет думать о ней, как о мудрой, образованной женщине, ведь выглядит она весьма тактичной и сдержанной, в дальнейшем мнение о ней кардинально меняется. И к тому же, невольно складывается впечатление, что никто не знает толк в правилах этикета в светском обществе так, как их знает она. Однако это всего лишь умело брошенная пыль в глаза - ложь и притворство, поскольку душа Элен безобразна. Насколько она безумно красива снаружи, ровно на столько же уродлива внутри: эгоистична и черства, меркантильна и тщеславна. Светская львица берёт в мужья Пеьра исключительно из корыстных побуждений, ведь после того, как погиб его отец, Безухов становится владельцем огромного состояния и, как следствие, самым желанным женихом.

    (Ирина Скобцева в роли Элен Курагиной в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир", СССР 1967 )

    Элен Курагину с лёгкостью можно назвать типичной представительницей того класса великосветского салона, к которому она принадлежала. Манерами и поведением в целом двигало её положение, укоренившиеся в рядах дворян, среди которых роль женщин незамысловата и определяется лишь игрою, где они красивые куклы, обязанные предельно выгодно вступить в брак. Но желания женщин правила этой игры не подразумевают. Все, что они должны делать - являться на светские приёмы и блистать там.

    Автор романа пишет, что не всегда приятная внешность скрывает за собою духовную глубину и подлинную благородность. Описание Элен Курагиной складывается из зловещих черт, словно восхитительное лицо и идеальная фигура обречены на грех. Её психологический портрет олицетворяет хищницу, которая захватывает свою жертву, но и находит этому собственное оправдание

    Образ героини в произведении

    (Вия Артмане в образе Элен, постановка "Война и мир" на сцене Государственного художественного театра им. Я. Райниса, 1960 )

    Отец Элен, который поспешно выдал дочь замуж за недавно овладевшего невиданными богатствами Пьера Безухова, тем самым предначертал Элен не только судьбу ужасной хозяйки, но не сбывшегося материнства. Элен Безухова не прекращает разменивать свою жизнь на пустые светские приёмы, такой расклад для неё наиболее приемлем.

    Впечатление о поведении и поступках этой героини, складывающееся у читателя в начале романа, - восторг и восхищение от её бескрайней красоты. Ею восхищены и Пьер, любующийся ее молодостью издалека, и сам Андрей Болконский, и все те, кто находился в её окружении. Красота княжны Элен так умело скрывала бездушие, безнадёжность и глупость. «Мраморные плечи» придавали её силуэту очертания великолепной статуи, словно она произведение самого талантливого архитектора. Однако недаром Лев Николаевич скрывает от читателя глаза светской львицы, поскольку они не способны отражать какие-либо эмоции и чувства. В течение глав, где Элен была задействована, за ней не наблюдались такие эмоциональные проявления и реакции как испуг, радость, сожаление, сочувствие, грусть и мучение. Влюблённая в себя, Элен прежде всего думает о собственной выгоде и личном благообеспечении. Именно таким образом воспринимают её в отчем доме, где никому также неизвестны понятия совести и порядочности. Пьер, бесповоротно разочарованный в жене, твердит: где она и её семья - там и зло, и разврат. Более того, такое обвинение он распространяет на всех представителей светского мира.