Обращение к жителям села. Самые большие колокола в мире

На протяжении уже многих столетий комплекс звонниц с колокольней Иван Великий является украшением Московского Кремля. Ныне существующий столп колокольни воздвигнут в правление Ивана III и его сына Василия III, в 1505-1508 годах, итальянским зодчим Боном Фрязиным. Это было самое высокое сооружение древней Руси, состоящее из трех ярусов, предназначенных для колоколов. В 1532 году, архитектор Петрок Малый, пристроил к колокольне церковь во имя Воскресения Христова , которая в 1555 году была переименована в собор Рождества Христова . Это произошло после того, как в церковь перенесли из Мстиславского двора престол и икону Рождества Христова.

О двух других стоит упомянуть. Большой Московский колокол - благовестник царя Алексея Михайловича. Отлил его молодой мастер Александр Григорьев в 1655 году. Колокол имел небывалый вес - 8000 пудов (около 130 тонн). Некогда он находился в центральном проеме Успенской звонницы. Погиб колокол во время пожара в 1701 году. Из его обломков в 1735 году мастерами Иваном м Михаилом Моториными был отлит Царь-колокол . Второй - это колокол "Воскресный". Он находился на Успенской звоннице, в проеме, ближайшем к Филаретовой пристройке. Отлил колокол по указу царя Алексея Михайловича мастер Емельян Данилов в 1652 году. Вес колокола составлял 998 пудов. В правление Екатерины II колокол, поврежденный от небрежного звона, перелили в 1782 году на заводе Московского купца 1-й гильдии Никифора Калинина. Работа эта была поручена мастеру Якову Завьялову. Вес колокола увеличился до 1017 пудов. Известный музыкант А.Г. Рубинштейн специально приходил в Кремль, чтобы послушать звон "Воскресного". Он говорил: "Колокол этот отличается особенной звучностью и весьма приятной гармонией в сочетании тонов" . К большому сожалению, после революции следы колокола теряются. Возможно, он погиб во время артобстрела Кремля в 1917 году. На иконе "Василий Блаженный" очень хорошо виден весь колокольный подбор Кремлевских звонниц - "Реут", "Большой", "Воскресный", "Годуновский" и "Семисотный".

Колокол "Реут"

Самый старый из них - это Реут . Колокол был отлит в 1622 году известным русским литейщиком Андреем Чоховым . Находится он в ближайшем к столпу колокольни Иван Великий проеме. К сожалению, колокол размещен таким образом, что с улицы он практически не виден. Колокол этот обладает очень красивой формой и приятным звуком. Сегодня это главный благовестник Московского Кремля.

"Большой Успенский" колокол

В центральном проеме Успенской звонницы находится самый большой из звонящих колоколов в Москве. Из-за принадлежности к Успенскому собору Московского Кремля, он носит название "Большой Успенский" . Жизнь этого колокола охватывает не одно столетие и очень интересна. Увы! история колоколов такова, что их довольно часто переливают, в следствие падений или повреждений во время звона. На долю "Большого Успенского" колокола выпало целых пять переливок и он успел сменить не одно название.

С 1679 года согласно указу патриарха Иоакима "О колокольной фамилии", "Годуновский" колокол стал именоваться "Воскресным" . В таком виде колокол просуществовал до 1701 года, когда во время крупного пожара он повредился. В том же году, по указу Петра I, колокол был прелит, и в 1704 году водружен на прежнее место. После третьей переливки, вес колокола достиг 3000 пудов . Очередной крупный пожар, разразившийся в Москве в 1737 году, не прошел бесследно для "Воскресного" колокола. Он упал с колокольни и разбился. Обломки колокола пролежали возле звонницы до 1761 года, когда согласно указу императрицы Елизаветы Петровны, его вновь переливают, уже в четвертый раз. Работа эта была поручена литейщику Константину Слизову.

Звон "Большого Успенского" колокола был слышен в Москве до 1812 года. Покидая Кремль, наполеоновские войска, подчиняясь приказу, взрывают комплекс Кремлевских звонниц. Из пяти больших колоколов висящих там, уцелели лишь два. Остальные были повреждены, в том числе и "Большой Успенский".

В пятый и последний раз, колокол был перелит в 1817 году. На право отливки большого колокола в Москве были объявлены торги, которые выиграл содержатель крупнейшего московского колокольного завода купец 2-ой гильдии Михаил Гаврилович Богданов. Работами по отливке колокола руководил старейший литейщик Яков Завьялов. Вес колокола достиг - 3904 пудов 9 фунтов (около 62,5 тонн). И в наши дни колокол поражает не только своими размерами, но и очень объемными орнаментами. На средней его части расположены шесть медальонов - картушей с портретами императора Александра I , его супруги Елизаветы Алексеевны, матери Марии Федоровны и великих князей Константина , Николая и Михаила Павловичей. Над портретами в медальонах барельефные изображения благословляющего Христа, Божией Матери, Иоанна Предтечи, Успения Божией Матери и митрополитов Петра и Алексея. На валу колокола в пядь рядов следует надпись-летопись, рассказывающая не сколько об истории колокола, сколько о нападении Наполеона на Россию и его поражении. Надпись безмерно велика, но все же стоит воспроизвести самую ее интересную часть.

"В лето от сотворения мира 7325 от воплощения Бога Слова 1817 месяца Иуния в 22-й день, повелением Благочестивейшаго Великаго Государя и Самодержца всея России Александра Павловича... по счастливом и достославном окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочнаго мира во всей Европе, перелит сей колокол из стараго, слитаго в 1760 году, но в 1812 году поврежденнаго при падении прежней колокольни, взорванной неистовым Галлом, вторгшимся в Россию с двадесятью языками, когда они, будучи наказуемы рзгневанным Господом Сил, Коего имени и святыни поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея от гнева и ярости Божия. Враги святыни и человечества, силою Божиею всюду гонимы и поражаемы, все пространство от столицы сея до самых пределов Российских покрыли трупами своими, и едва малая часть их спастись могла..."

После последней переливки колокол был благополучно водружен на свое прежнее место, в центральный проем Успенской звонницы. Благодаря своим размерам и местоположению колокол очень хорошо виден с Соборной площади Московского Кремля. И сегодня можно услышать звон "Большого Успенского" . С удара именно в него начинается Благовест во дни некоторых великих праздников.

"Семисотный" колокол

"Семисотный" - один из двух колоколов, которые уцелели при взрыве звонницы в 1812 году. К сожалению, о создании этого колокола мало что известно. Отлит он был в 1704 году по указу Петра I известным русским литейщиком Иваном Моториным взамен колокола, поврежденного во время пожара в 1701 году. Название "Семисотный", очевидно, связано с весом предыдущего колокола, так как вес нынешнего составляет 798 пудов. Отсюда и название пристройки, на которой он висит - "Семисотенная". Время ее строительства точно не известно, скорее всего, она была сооружена в конце XVII века для предшественника "Семисотного" колокола.

Колокол украшает пространная надпись, традиционно расположенная в верхней части и на валу. Ее буквы очень четкие и рельефные: "Божию милостию, повелением благочестивейшаго великаго государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, при благочестивейшем государе нашем царевиче и великом князе Алексее Петровиче вылит сей колокол к соборней велицей церкви Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и великих чудотворцев всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа между патриаршества в лето от сотворения мира 7213 году, а то рождества Сына Слова Божия 1704 году, в 23 лето царства его. Сей колокол весом 798 пуд лил мастер Иванъ Моторинъ"

Верхний пояс колокола украшен арабесками, состоящими из побегов растений и декоративных завитков. Под ними, в килевидном киотце - Голгофский крест . Нижний пояс орнамента украшают изображения ангельских ликов с крыльями, дополненные расходящимися рогами изобилия. Декор "Семисотного" колокола поражает необычайно тонкой проработкой. При ближайшем расмотрении улыбающиеся, на первый взгляд, лики ангелов кажутся поющими. К сожалению, Семисотенная пристройка устроена таким образом, что разглядеть колокол с улицы практически невозможно. В настоящее время колокол в звонах не используется, хотя он и не поврежден. Помимо имени "Семисотный", у него есть еще два названия, связанных со службой - это "Великопостный" и "Вседневный".

Колокольня Ивана Великого в Москве. Б.м., 1888
Лицевой Летописный свод. Т. 10. Царственная книга. XVI век. Л. 347
Олеарий А. Описание путешествия в Москву. М., 1996. С. 164
Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI - первой половины XVII века // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 75-118
Мартынов А.А. Московские колокола. Б.м., б.г. С. 102
Виденеева А.Е., Коновалов И.В. Колокола Московского Кремля в свете событий 1812 года // X научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995). Ярославль, 2006. С. 175

составитель материала - Москвичева Юлия

Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.

Из истории колоколов

Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рождества Христова. Их носили на национальных костюмах во многих странах. Например, в древнем Израиле первосвященни-ки украшали свои одежды маленькими колокольчиками, которые являлись отличительными знаками определенных чинов.

Как му-зыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку. История его возникновения связана с именем святителя Павлина Милостивого , епископа Ноланского , память которого мы празднуем 5 февраля (23 января по ст. ст.). Жил он в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой после обхо-да своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках. Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой го-род, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание. С тех пор на-чали изготавливать колокольчики самой разной формы и разме-ров, которые впоследствии увеличивались и привели к появле-нию церковных колоколов.

Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% ме-ди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получает-ся звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возраста-ли. Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершен-ствовался. Интересно отметить, что когда колокола перелива-ли, обязательно увеличивался их вес. Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чис-той меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.

А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок служ-бы колокола зависит от многого: от качества литья, от звона-рей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше все-го в зимнее время — на морозе металл становится более хруп-ким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!

Три жизни царь-колокола

Переливка колокола была таким же знаменательным событи-ем, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдель-ную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем са-ма отливка и поднятие на колокольню.

Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.

В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стро-пила. Предполагалось построить для него специальную коло-кольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.

Но вскоре в Кремле случился силь-ный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел коло-кол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упав-шие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от коло-кола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу ко-локола — его падение в яму (основание которой было каменис-тое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спро-ектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра-ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото-рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь-шие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, сис-тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са-мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу-дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че-ловек.

Звонница

Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель пра-вой рукой.

Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (пооче-редно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколь-ко серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в ко-тором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослуже-нию, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство челове-ка и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон по-ложен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.

Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), при-зыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, пра-зднования побед.

Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом. Об этом говорят и названия его основных ча-стей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий. Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.

Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биорит-мов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже по-явились специальные методики использования колокольных зво-нов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пооб-щайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка ска-жет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.

Русский народ нашел до-стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу-чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его зна-мя победное, его торжественное пред лицом всего мира ис-поведание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.

По материалам журнала «Славянка»

Ровно 9 лет назад, 16 апреля 2004 года, на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый 72-тонный Царь-колокол. Сегодня это самый большой действующий колокол в России. Но не в мире. О древних и современных шедеврах колокольных мастеров – в нашем топ-10.

10. Открывает десятку самых больших колоколов мира колокол Юнлэ в пекинском Храме Пробуждения (Китай). Его вес - 46 тонн, высота - 5,5 метра, диаметр - 3,3 метра. Отлит он был неизвестными мастерами в 1415 году по приказу императора Юнлэ из династии Мин. По данным Китайской академии наук, сила звука этого колокола доходит до 120 децибел, что сопоставимо с уровнем шума, издаваемого двигателями реактивного самолета. В ночной тишине колокол Юнлэ можно слышать на расстоянии 50 километров от храма. Помимо огромных размеров, он также знаменит тем, что на нем выгравировано более 230 тысяч буддийских символов.

9. Следующим в нашем списке идет 64-тонный Соборный колокол диаметром 4 метра, установленный в Нижнем Новгороде на месте слияния Оки и Волги. Он был отлит на санкт-петербургском Балтийском заводе в 2012 году, к 400-летию освобождения Москвы от польско-литовской армии нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского. Колокол украшен рельефными иконами святых: Серафима Саровского, Макария Желтоводского, Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода - князя Георгия Всеволодовича.

8. Далее в «битве гигантов» следует Большой Успенский колокол весом 65 тонн, находящийся на Успенской звоннице Московского Кремля. Он был отлит русскими мастерами Завьяловым и Русиновым из трофейных французских пушек времен войны с Наполеоном в 1817 году на заводе московского купца Михаила Богданова и, чудом пережив советское время, сохранился до наших дней.

7. Седьмое место нашего топ-10 занимает тот самый новый Царь-колокол массой 72 тонны, который 16 апреля 2004 года был установлен в Троице-Сергиевой Лавре. Как и нижегородский Соборный колокол, его отлили на Балтийском заводе, только девятью годами раньше. Для того чтобы поместить колокол внутрь звонницы, пришлось даже частично разобрать стены колокольни, ведь его диаметр у основания – целых 4,42 метра.

6. Чтобы увидеть и услышать следующий в нашем рейтинге колокол, переместимся в храм Чион-ин в Киото (Япония). Колокол был отлит в 1633 году, диаметр его составляет 2,8 метра, высота – 3,3 метра, а вес – 74 тонны. Это один из старейших и самый большой колокол в Японии. Именно его звон (108 ударов) слушают жители Страны восходящего солнца в прямом эфире в новогоднюю ночь. Звонят в него одновременно 17 человек.

5. Пятерку лидеров открывает Мингунский колокол (город Мингун, Мьянма). Он весит 55555 традиционных бирманских мер веса – висов, что в переводе в метрическую систему составляет более 90 тонн. Диаметр колокола у основания – почти 5 метров, высота - около 3,5 метра (с петлей для подвески - почти 7 метров). Он был отлит из меди с добавлением золота, серебра, железа и свинца в 1808-1810 годах по приказу бирманского правителя Бодопайи, который хотел построить самую большую в мире буддистскую пагоду в мире и поместить туда самый большой в мире колокол. Правда, мечтам Бодопайи суждено было сбыться не полностью: колокол сейчас находится в простом деревянном павильоне, стилизованном под небольшой деревенский храм.

4. В монастыре Силайсы в китайском городе Лючжоу находится колокол массой 109 тонн, высотой 9 метров и диаметром основания 6,06 метра. Его отлили в 2010 году на заводе по производству винтов Уханьской корпорации тяжелой промышленности (Китай). Поверхность колокола украшена 92 тысячами иероглифов, складывающимися в тексты буддийских молитв.

3. Тройку самых больших колоколов в мире открывает также находящийся в Китае, в городе Пиндиншань провинции Хэнань, Колокол Счастья весом 116 тонн, высотой 8,12 метра и диаметром 5,12 метра в самом широком месте. Как и его предыдущий «коллега», этот гигант – плод труда наших современников, изготовленный группой компаний «Тианруй» в канун нового 2000-го года.

2. На втором месте расположился знаменитый Царь-колокол , стоящий на постаменте в Московском Кремле в качестве памятника и ни разу в своей истории не звонивший. Его масса - 203 тонны, дата отливки - 1735 год. Интересно, что изготовлен Царь-колокол был мастерами Иваном и Михаилом Моториными из металла его 160-тонного предшественника, также называемого Царь-колоколом и разбившегося при пожаре в 1701 году, а тот – из 130-тонного Царь-колокола, разбившегося в 1654 году. Самый же первый московский Царь-колокол был отлит в 1600 году мастером Андреем Чоховым и тоже разбился при пожаре.

1. Наконец, первое место нашего топ-10 заслуженно занимает Великий колокол Дхаммазеди , с момента своей отливки в 1487 году бывший самый большим звонящим колоколом в мире. Его изготовили неизвестные мастера по указу царя Дхаммазеди для пагоды Шведагон в бывшей столице Мьянмы (Бирмы) Янгоне. Вес его составлял 297 тонн! По свидетельству венецианского купца Гасперо Бальби, посетившего Мьянму в 1583 году, колокол Дхаммазеди был сделан из меди с добавлениями олова, золота и серебра и инкрустирован драгоценными камнями. В 1608 году, во время междоусобных войн в Бирме, португальский наемник Фелиппе де Брито-э-Никоте захватил пагоду Шведагон и похитил колокол, намереваясь перелить его на пушки. Однако при перевозке по воде в месте слияния рек Баго и Янгон плоты, на которых располагался колокол, перевернулись, и он утонул. Великий колокол до сих пор находится в том же месте под слоем ила, но все попытки поднять его на поверхность пока не увенчались успехом. По легенде, когда колокол будет возвращен в пагоду Шведагон, на землю Мьянмы наконец-то вернется мир.

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.