Обломов не счастлив с ольгой. Сочинение на тему «Ольга Ильинская и Обломов. Любовь или нечто иное

Главный герой романа Илья Ильич Обломов в течение ряда лет ведет абсолютно бездеятельную жизнь, постоянно лежа дома на диване, фактически никуда не выезжая и посвящая время лишь мечтаниям. Обломов не перестает грезить о жизни в своих владениях, в Обломовке, вместе со своей будущей семьей, он собирается в дальнейшем обязательно жениться и обзавестись детьми. Однако проходит год за годом, а Илья Ильич даже не пытается найти для себя какую-либо реальную невесту, он мечтает о некоей идеальной женщине, но не делает ничего для того чтобы ее встретить.

Но благодаря его активному и энергичному другу Андрею Штольцу у Обломова завязывается знакомство с юной Ольгой Ильинской во время пребывания летом на даче. Ольга прекрасно поет, и на Илью Ильича производит огромное впечатление исполнение ею арии, он не может удержаться от слез. Обломов не скрывает своего искреннего восхищения Ольгой, она кажется ему тем идеалом, к которому он всегда стремился, уже через несколько встреч Илья Ильич уверен в том, что влюблен в эту девушку и всегда ждал именно ее.

Что же касается самой Ольги, то она много слышала об Обломове от Штольца еще до их знакомства. Андрей говорил о том, что Илье обязательно надо помочь преодолеть его апатию и заставить жить по-другому, ведь у него множество достоинств, таких, как доброта, честность, широта души, порядочность, нежность. Когда девушка действительно встречается с этим человеком, она увлекается идеей его преображения и стремлением воскресить его для настоящей жизни. Ольга, у которой пока фактически нет жизненного опыта, верит в то, что любовь к ней действительно сумеет изменить Обломова и сделать его совершенно другим.

Илья Ильич на самом деле становится гораздо более активным, ему тоже кажется, что Ольга и ее любовь подарили ему новую жизнь, он готов действовать и двигаться дальше ради своей возлюбленной. Обломов делает девушке официальное предложение, она без колебаний его принимает, в этот момент оба полагают, что будут в дальнейшем счастливы вместе.

Но как только от беспредельно ленивого, робкого и нерешительного Ильи Ильича требуется совершение хоть каких-то конкретных действий в качестве жениха, он полностью теряется и начинает сомневаться в том, стоит ли ему так резко менять свою судьбу. Даже подача заявления о браке в палату становится для него проблемой, он так и не в силах туда доехать, сколько бы ни собирался. Далее Обломов думает о том, как попросить руки Ольги у ее тетки, являющейся опекуном девушки, поскольку родителей у нее уже нет.

Он понимает, что тетка будет расспрашивать об его материальном положении, о денежных делах, о состоянии имения, тогда как Илья Ильич абсолютно к этому не готов, он много лет не посещал свои владения и не представляет себе, как там идут дела и на какие доходы он может рассчитывать. Он постоянно откладывает этот важнейший разговор, ссылаясь перед Ольгой на какие-либо причины, изобретаемые им самим.

Девушка все отчетливее видит слабость Ильи, его полнейшую неуверенность в самом себе и в будущем, она начинает понимать, что ошиблась в своем выборе. К тому же Ольга убеждается и в том, что Обломов снова возвращается к своему прежнему образу жизни, что он опять подолгу спит после обеда, от чего она его старалась отучить. Девушка с горечью и болью чувствует, что все ее усилия были напрасными и ей не удастся ничего сделать с этим человеком.

Во время последнего разговора Ольга откровенно объявляет Илье Ильичу о том, что она надеялась на то, что он еще сможет жить хотя бы ради нее, но он уже давно духовно умер, поэтому им следует расстаться, никакого совместного будущего у них нет. Обломов в отчаянии, но и он понимает, что продолжать отношения дальше незачем, ничего, кроме боли и разочарования, они им обоим не принесут. При чтении романа не остается сомнений в том, что расставание этих двоих действительно было закономерным, они бы никогда не смогли построить полноценную, гармоничную семью, как у Ольги впоследствии сложилось с лучшим другом Ильи Ильича Андреем Штольцем.


Главным персонажем произведения Гончарова Обломов является Илья Ильич Обломов. Это человек, который вырос в дворянской семье. Он привык к тому, чтобы ничего не делать. Он просто лежит целыми днями на диване. Его судьбу пытались изменить многие люди. Одной из таких людей является Ольга Ильинская.

Илья Обломов и Ольга Ильинская познакомились однажды, когда Штольц пытался пробудить Обломова.

Ольга Ильинская решила тоже помочь этому человеку. Но постепенно она поняла, что влюбилась в Обломова. Обломову тоже нравилась эта девушка. Ему нравилось, как она поет, он мог долго слушать ее.

Вот так и полюбили они друг друга. Но Ольга представляла их отношения не так, как Обломов. Начиная пробуждаться от прежней жизни, он писал письма Ольге, признавался в любви. Но ему хотелось продолжать ничего не делать. А Ольга не могла бездействовать. Это и встало между ними. Из-за этого их любовь рассыпалась. Обломов нашел счастье в другой девушке, которая ни к чему его не принуждала.

Так, Ольга Ильинская сделала очень многое для Обломова. Она практически смогла его достать из глубоко сна.

Но все же нелюбовь к труду, привитые с самого детства, оказались сильнее всего остального.

Обновлено: 2017-07-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына. Женские образы: характеристика и противопоставление. Почему Обломов выбрал Агафью?

— казалась естественным финалом романа Гончарова. Но все сложилось иначе. Поэтому не всем читателям понятно, почему Ольга полюбила Обломова, но замуж вышла за другого человека?

Характеристика Ольги

Обладающая внутренним стержнем и постоянной жаждой к саморазвитию девушка занимала Ее внутренняя красота — нежность, открытость, бесхитростность, рассудительность, благородство — гармонировала с ее внешними данными. Она была натурой увлекающейся, вот и отдалась этому чувству с головой.

Она поражала окружающих своим блистательным умом, женской грацией и умением держать себя в обществе. Своим живым, настоящим характером она так отличалась от кокетливых девиц того времени.

Личность Обломова

Илья Ильич был мелким помещиком, который никак не мог приспособиться к жизни в большом городе, а все мечтал вернуться в свое родовое имение — деревню Обломовку. Домашние теплые пирожки из печи, малиновое варенье и соленые огурцы из бочки— это был его макет счастья. Поэтому Обломов почти все время проводил в грезах и мечтаниях о грядущей спокойной жизни в своей деревне. Ничем другим он не интересовался.

Их знакомство организовал Штольц с целью вытянуть своего давнего друга детства из вечной спячки. Он верил, что юная, уверенная и целеустремленная Ольга увлечет мечтательного барина, побудит его мыслить, совершать поступки, развиваться, словом, встать с дивана в прямом и переносном смысле.

Девушкам иногда свойственно лепить мужчин под себя, и Ольга не была исключением. Но все это больше напоминало творческий эксперимент, а не любовь в истинном смысле этого слова.

"Я люблю будущего Обломова", — говорила она, имея в виду, что ожидает от него внутреннего переворота. Она жаждала, чтобы ее избранник стал выше ее, она словно ожидала увидеть Илью Ильича на пьедестале и уже потом подарить ему себя в качестве заслуженной награды.

Насколько Обломов был ленив и пассивен, настолько же Ольга была активна. Молодые люди были полными противоположностями друг друга. Поэтому тем сложнее понять, почему Ольга Ильинская полюбила Обломова. Ее привлекла, скорее всего, его чистота души, наивность и чувственность. Двадцатилетние девушки любят романтиков, а Илья Ильич таковым и являлся. Она действительно побудила его к жизни, и он некоторое время почти соответствовал ее идеалу.

Расставание Ильинской и Обломова

Они даже планировали пожениться. Но тут сказалась нерешительность и инертность Ильи Ильича: он то и дело откладывал свадьбу. Вскоре она осознала, что у них все же кардинально разные взгляды на жизнь, и поэтому сознательно оставила его.

Он предпочитал быть не ведущим, а ведомым. В их отношениях его почти все устраивало, он с радостью отдал бы бразды правления в руки Ольги. Возможно, другая женщина восприняла бы это как подарок судьбы, но только не она. Почему Ольга полюбила Обломова не целиком и полностью, а только лишь некоторые черты его характера? Потому что для нее, для так торопящейся жить, смириться с вечным лежанием на диване было недопустимо. Она хотела видеть рядом с собой мужчину, превосходящего ее почти во всем. В то же время Ильинская поняла, что Обломов не станет таким никогда.

Любовь или нечто иное?

Их связь была похожа скорее на отношения учителя и ученика. Это была любовь скульптора к своему творению. Только Галатеей в этом случае был Илья Ильич. Ильинская любовалось тем, каких результатов в перевоспитании его личности она достигла, и это чувство по ошибке воспринимала как нечто большее, чем сострадание или жалость.

Андрей был человеком практичным и инициативным, прекрасно умел приспосабливаться к жизни, в отличие от ее предыдущего возлюбленного. Брак со Штольцом гарантировал бы стабильность для нее. Хотя нельзя обвинить Ольгу в корыстолюбии по отношению к Андрею. Нет, она никогда не допустила бы лукавства или неискренности.

Возникает логический вопрос: почему Ольга Ильинская полюбила Обломова, но не стала его женой? Было ли это кощунственно или лицемерно с ее стороны? Вовсе нет. Ее чувства давно иссякли. С момента расставания с Ильей Ильичем прошел год. Она поняла, что ищет надежного спутника жизни, а не витающего в облаках мечтателя. Это было очень разумно с ее стороны. Андрей же стремился во всем поддерживать возлюбленную и мог ей дать все, чего она хотела. Он был на голову выше ее в начале их отношений, поэтому роль наставника и учителя жизни выполнял он. Правда, со временем жена переросла его в духовном развитии и по силе чувств, и по глубине размышлений.

Казалось бы, что союз двух людей с очень схожими ценностями и жизненной позицией должен быть просто идеальным.

Семейная жизнь с Андреем

Была ли она счастлива в браке? Кажется, что скорее да, чем нет, По крайней мере, все составляющие счастья были в наличии: дети, уютное семейное гнездышко, интеллигентный муж, уверенность в завтрашнем дне. Но порой бывали и трудные моменты. Дело в том, что на ее брак с Андреем повлиял скорее холодный разум, чем теплые чувства. И ожидала она от этого союза немного большего: Ольга очень стремилась развиваться как личность, расти, реализовать себя. Но, к сожалению, замужество для женщины в позапрошлом веке было последней ступенью и пределом мечтаний. Поэтому иногда у Ольги были периоды депрессии.

Семейная жизнь семьи Штольц была лишена бурной страсти, чувственности, к которой так стремилась душа Ильинской. Андрей был хладнокровным и расчетливым человеком. Эти качества он унаследовал от отца-немца. Их обоюдное решение объединить свои судьбы было продиктовано холодным разумом, а не пламенными чувствами. Иногда она с тихой грустью вспоминала Илью Ильича, у которого было "золотое сердце". Вот почему Ольга полюбила Обломова, а не Штольца с самого начала.

Как ни странно, но их тихая, стабильная семейная жизнь с Андреем все больше стала напоминать женщине ту "обломовщину", которую они с ее теперешним мужем хотели искоренить из Ильи Ильича. Сам Штольц проблемы в этом не видел, наоборот, он считал, что это такой временный этап их жизни, побочный эффект создания уютного гнездышка, а апатия Ольги должна пройти сама собой. Правда, и его временами пугала темная бездна ее мятущейся души. Прожив со Штольцом три года, она иногда начала ощущать, что брак ее ограничивает.

Итак, почему Ольга полюбила Обломова? В романе "Обломов" Гончаров объясняет это ее верой в то, что лучшие качества Ильи Ильича возьмут гору над его ленью и он станет активным и деятельным человеком. Но, к сожалению, ей пришлось разочароваться.

Образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел в русском человеке вообще. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии» - именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини.

И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщине: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. «В редкой девице, - подчеркивает автор, - встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла».

Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела «Casta diva», он сразу «узнал» ее. Не только Обломов «узнал» Ольгу, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. «Где она брала уроки жизни?» - с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.

Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.

Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.

Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет «соответствовать», заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается «как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой».

Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей «миссии»: «И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!» И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. «Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!» - решительно отвечает она Обломову.

Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее - безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер», - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» «Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!» Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: «Узнав раз, его разлюбить невозможно». С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.

«Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский вызвать из теперешней русской жизни, <...> живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали», - писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем (и другие крепостные Захары) от него. В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма - буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.

Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это персонаж новой эпохи, деятельный разночинец.

Во второй части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика Обломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки, придает последней актуальный общественный смысл. Это заставляет видеть в Обломове дворянского интеллектуала, «лишнего человека», имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического служения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешествий по свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество.

Слово «обломовщина» произносит Штольц, обозначая им комплекс причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение общественного неустройства.

Итак, первая часть обрисовала обломовщину, вторая часть объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож -на Чацкого и Онегина. Вторая часть заканчивается летним объяснением в любви, третью часть заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского «романа». Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-духовная - к дворянке-невесте-ровне и грубо чувственная «барская» страсть к простолюдинке - экономке, наложнице.

В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь - дом на Выборгской. И опять вернемся к композиции романа (очень стройной и логичной): первая часть с одним героем - Обломов как таковой, во второй и третьей - сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В четвертой части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку - мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно-активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная .

Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены Захара - Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин - это две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия ближнего освещают новую Обломовку.

Сочинение

"Что такое счастье?", - этот вопрос задавал себе когда-нибудь каждый и не получал на него удовлетворительного ответа. Одному кажется, что счастье - это миг. Другому - труд. Третьему тоже что-нибудь кажется. Но, как ни странно, никто не сможет объяснить это понятие другому так, чтобы тот изменил свое представление о счастье. Это пытались делать многие великие поэты, писатели, архитекторы и другие деятели искусства, прилагая неимоверные усилия, чтобы их герои могли показаться людям счастливыми или наоборот. В этом, на первый взгляд, незначительном штрихе подчас заключалась вся ценность произведения. Знаменитый "Демон" Врубеля всем своим существом показывал, насколько он несчастен. Гете во многих произведениях отображал свое представление о счастье, как о миге.

Для писателя сделать своего героя объективно счастливым или несчастным, наверное, самая сложная задача. Ведь любой герой живет своей собственной жизнью, влиять на которую писатель может только частично, по этой причине все искусство писателя проявляется при создании образа. Поэтому, чтобы определить, счастлив ли герой или нет, мы должны для начала понять, может ли он быть счастлив.

Самым объективным русским писателем XIX в. принято считать Гончарова. В его произведениях читатели не могут определить, на чьей стороне симпатии автора. У каждого его героя свой образ мышления, свой внутренний мир и, конечно же, свои представления о счастье. Гончаров очень тонко направляет читателя к правильному пониманию своих образов.

В его самом знаменитом романе "Обломов" четыре главных героя: Илья Ильич Обломов, Андрей Иванович Штольц, Ольга Сергеевна Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына. Для каждого в романе очень точно прописан окружающий персонажа мир и его место в нем. Почти о каждом мы знаем, в каких условиях он родился, какие факторы повлияли на его характер, на его восприятие мира, а в частности, счастья. Однако Гончаров оставляет нам, читателям, право считать их понятия о счастье верными, ложными или же уважать мнение каждого.
Главный герой романа, Илья Ильич, родился и вырос в той "старой эпохе", когда основной ценностью была "доброта душевная". Причем вырос он не где-нибудь, а "в благословенном уголке земли", в "чудном краю … где небо, кажется, напротив жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью". В краю, все в котором располагает к постоянному, непрекращающемуся счастью. В краю, где, казалось бы, нет места печалям, страданиям, где "от праздника до праздника" время летит быстро и незаметно, где люди наслаждаются каждым днем и не думают о будущем. Все это сказалось на Илье Обломове. Для него счастье - это сама жизнь, он довольствуется насущным и не хочет ничего большего. В его жизни были моменты, когда он шел к определенной цели, но они "меркли" из-за его натуры. Он счастлив лишь тем, что у него есть, а есть у него его мечты: "Лицо Обломова вдруг облилось румянцем счастья: мечта была так ярка, жива и поэтична, что он мгновенно повернулся лицом к подушке… Лицо его сияло трогательным чувством: он был счастлив". Однако не следует причислять Облова к людям, абсолютно безразличным к окружающему их миру. Он просто не смог приспособиться к нему, найти свое место в нем, отчасти из-за того, что сменилась эпоха, а вместе с нею ушли и ценности, в которых воспитывался Обломов. Это подтверждает любовь Обломова к Ольге. Он нашел близкого себе человека, но окружающий их мир не позволил развиться его чувству: "Счастье, Счастье! - едко проговорил он потом. - Как ты хрупко, как ненадежно! Покрывало, венок, любовь, любовь! А деньги где? а жить чем? И тебя надо купить, любовь, чистое, законное благо".

Штольц находится в совершенно иной ситуации. С детства он привык к труду: его отец - немец по национальности - открыл в России фабрику и, "когда он (Андрей) подрос, отец сажал его с собою на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, потом…". Но все же Андрей не стал "немецким бюргером, из каких вышел отец". Во многом это произошло благодаря его матери, которая "бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки; заказывала в городе курточки; учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, какая выпадает иным на долю…" Вдобавок он "вырос на русской почве". Все эти условия "обратили узенькую немецкую колею в такую широкую дорогу, какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому". Андрей, конечно же, стал личностью, с широкой душой, богатым внутренним миром, но его представления о счастье почти не изменились. Для него "труд - образ, стихия, цель, смысл жизни", а соответственно и счастье он находит в труде.

Представление Ольги Сергеевны о счастье описано довольно туманно, но мы видим, что она с детства была лишена людей, которые могли бы помочь ей разобраться в жизни. Поэтому она постоянно развивается: ищет смысл жизни, пытается разобраться в самой себе, то есть пытается понять, что для нее счастье. Она, фактически, не может определиться в том, что ей нужно. Однако она по-своему счастлива, в некоторые моменты ее чувство похоже на чувство Обломова: "Она крепко пожимала ему руку и весело, беззаботно смотрела на него, так явно и открыто наслаждаясь украденным у судьбы мгновением… В эти минуты лицо ее дышало такою доверчивостью к судьбе, к счастью, к нему…"
Агафья Матвеевна, на мой взгляд, наиболее простой образ из всех. Ее мир определен очень строго, она никогда не пытается его расширить. Она не может жить без работы по хозяйству, потому что других интересов у нее нет. Она встречает с детства сложившийся идеал человека – барина, и забота о нем подсознательно становится для нее счастьем.

Счастье - понятие субъективное, сложное и многогранное. Все понимают его по-разному, но ни у кого счастье не бывает постоянным, поэтому в жизни, что один человек счастлив, а другой - нет, нельзя. А, так как Гончарову удалось объективно передать реальную картину мира, то можно лишь заключить, что главные герои романа не счастливы, но и несчастны. Они - реальны.