Никольская гора. Сурское. Часовня Николая Чудотворца на Никольской горе

* Публикуется по книге: Святой Николай Чудотворец. Современные чудеса. СПб., 2003.

Владимир Мельник

В Ульяновской области многие знают о Николиной горе — той, что находится в районном посёлке Сурское, на берегу реки Суры. В майские дни празднования памяти св. Николая Угодника множество народа из Ульяновской и прилегающих областей устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным, равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на горе, ясно ощущаешь её необычность. Глядя вниз, на извилистую, отливающую зеркальной гладью Суру, на кажущиеся игрушечными деревья, на пролетающие над головой серые тучи, невольно задаёшься вопросом: как среди «долины ровныя» могла возникнуть такая высокая гора, подчёркнуто выделяющаяся из всего окружающего, приводящая путника почти
«к небу»? На помощь приходит предание.

Было время, когда Сурское было ещё селом Промзином Алатырского уезда Симбирской губернии, а Никольская гора называлась Белой. Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, защищавшей от кочевников. Именно в это время явилась на Белой горе икона св. Николая Чудотворца, защитившего небольшой гарнизон Промзина-Городища от нападения громадных полчищ кубанских татар.

На вопрос, почему татары стоят перед гарнизоном и не нападают, был ответ: «Вокруг нас непроницае­мая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьём ещё какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперёд. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы и не шли сюда. Верно, за вашу землю вступился Сам Бог ваш и грозит своим мечом».

Вопрошавший воин сразу узнал в старце св. Николая Чудотворца, а в юноше — св. Георгия Победоносца. Русский воин указал татарам путь, по которому они сразу же обратились в бегство. Жители Промзина-Городища видели на Белой горе и св. Николая Чудотворца, и св. Георгия Победоносца. Когда они поднялись на вершину Белой горы, конь под воином, который вёл переговоры с кубанскими татарами, споткнулся и передними ногами пал на колени. С удивлением убедились промзинцы, что конь пал перед явившейся чудесным образом иконой св. Николая Угодника. Икона наполовину выглядывала из земли. Это было изображение Святителя, очень похожее на известную икону Николы Можайского.

С благоговением подняли икону промзинцы. А вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и хранился чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой поднялась Никольская Городищенская мужская пустынь, существовавшая до 1764 г. — до начала екатерининских реформ. Однако Никольская церковь, в которой со дня основания пустыни хранилась упомянутая икона, оставалась по-прежнему на своём месте до 1810 г., когда церковь была разобрана — река подмывала почвы. С 1810 г. чудотворная икона пребывала в Казанской церкви с. Промзина, где во имя св. Николая Угодника был освящён придел. В 1932 г. следы иконы теряются. Предположительно, она была увезена в город Самару.

Под горой есть ещё Никольский источник, известный удивительной целебной водой. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Утром прибывают всё новые и новые автобусы с православными из Самарской, Пензенской, Нижегородской областей, из Чувашии, Мордовии, из южных областей России. Епископ Симбирский и Мелекесский служит литургию в храме села Сурское, а затем огромное шествие отправляется на Никольскую гору служить молебен Святителю.

Николина гора находится в Ульяновской области, Сурского района, поселок Сурское. Высота горы примерно 80 метров. Гора сложена их осадочных пород белого цвета. Склоны горы очень крутые (45 градусов), покрыты травой, редким кустарником и одиночными деревьями. На вершине горы плоская площадка, на которой расположена часовня св. Николая Угодника.

Здесь ежегодно в майские дни проходят празднования в честь Святителя Николая Угодника, на которые съезжаются тысячи паломников. История почитания, связанная с горой, начинается в 1552 г. Тогда Сурское было селом Промзино, Алатырьского уезда, Симбирской губернии. Это было маленькое поселение при укрепленном остроге - всего на несколько дворов. Гора называлась тогда Белой. Согласно преданию, к острогу подступили некие "агаряне" (народы не исповедовавшие христианство).

Агаряне встали лагерем на правом берегу Суры, и начали готовиться к нападению на острог. Однако, нападения так и не произошло. И именно тогда жителям села Промзино, на горе явилась икона Святителя Николая Чудотворца. Когда агорян потом спросили, почему они стоят на подходе к селу, но не нападают, они ответили, что «вокруг них царит непроницаемая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии, стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой». «Верно, за вашу землю вступился сам Бог ваш, и грозит своим мечом», - сказали агоряне и ушли. После этого промзинцы с благоговением приняли найденную икону, а сто лет спустя в 1658 г. в её честь возвели на горе часовню. А саму гору из Белой переименовали в Николину. В 30 -ые годы ХХ столетия часовня была разрушена. Сейчас на вершине Николиной горы стоит реставрированная часовня в честь Николая Чудотворца. Под горой расположен Никольский святой источник. Вода из этого источника считается целебной. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Место является почитаемым и связано с большим количеством обрядовых практик относящихся народному православию. К примеру, существует поверье, что если по очень крутому склону горы забраться наверх с мешком камней и оставить их там, то таким образом можно избавиться от грехов, по количеству и тяжести равному числу камней, поднятым на вершину. В дни молений на Николиной горе собираются тысячи паломников, многие из которых пытаются подняться по крутым склонам горы с мешками полными камней. С горой, и находящимся под ней святым источником, связано также большое количество обрядов, направленных на избавление от болезней и на восстановление добрых отношений и благополучия в семье.

Сурское было основано в 1552г. и называлось изначально Промзино, в честь маленькой речки Промзы, впадающей в данном месте в Суру. До революции в селе на 6000 человек было Волостное Правление, два училища, больница, аптека, почтово-телеграфная контора, восемь рядов лавок, красильни, солодовни, свечное и поташное заведения. Это было крупное торговое село благодаря своей большой пристани, от которой отправлялось в год до 700 тысяч пудов грузов (главным образом хлеб). Кроме этого в Промзино еженедельно проводились базары, а дважды в год ярмарки. Последним владельцем села был меценат граф Г.И. Рибопьер, которому здесь принадлежало 19 тысяч десятин земли. В 1902 году открыл для сельчан один из первых в губернии Народных домов - центров культурного досуга с библиотекой и помещением для театральных постановок. В России он был известен больше как спортивный меценат, спонсировавший первую российскую олимпийскую команду в 1912 году на Олимпийских играх в Стокгольме.

Сейчас Сурское – настоящий памятник купеческой архитектуры. До наших дней здесь сохранилось несколько десятков добротных кирпичных строений - бывших купеческих домов и лавок, которые сконцентрированы в центральной части Сурского. Создается приятная иллюзия нахождения в конце XIX века. Впрочем, уклад жизни местных жителей не сильно поменялся, и, если прогуляться по старинным улочкам до Николиной горы, то можно встретить и подводу лошадей, и мужика подкашивающего около огорода траву, и пасечника, и паломников-богомольцев … Еще бы брусчатка бы сохранилась, тогда и фильмы можно было снимать о старине глубокой …

Особенности: Очень дружелюбные люди, готовые подсказать вам дорогу.

Никольская гора

Никольская гора – одна из самых древних и почитаемых Святынь Ульяновской области. Ее история началась в 1552 году, во времена царствования Ивана Грозного. Сейчас здесь находится р.п. Сурское (Промзино), а ранее небольшая застава-городище. Однажды на противоположном берегу промзинцы увидели внушительный отряд кубанских татар, собирающихся переправиться через реку и разгромить поселенцев. Однако время шло, а переправляться кубанцы как будто боялись. Тогда к ним в стан был отправлен лазутчик, чтобы понять, что с ними происходит. Татары указали на гору, на которой стоял старик, озаренный светом, держащий в правой руке меч, а в левой православный храм. Рядом находился воин с огненным лицом, на белом коне, с копьем в руке. Столь удивительное явление было истолковано татарами как дурной для них знак, предупреждающий их о поражении и смерти, и, развернув свои войска, они быстро отправились восвояси. Вернувшийся русский воин поведал о произошедшем поселенцам, которые незамедлительно направились на Белую гору. Он ехал на коне, а остальные шли за ним. На самой вершине конь споткнулся и встал на колени. Попытки поставить коня на ноги ни к чему не привели. Воин спешился и увидел, что конь стоит на коленях перед наполовину засыпанной иконой Николая Чудотворца. Икона была тут же откопана и принята народом с большим благоговением. В дальнейшем Белую гору стали называть Николиной горой, которая многие столетия стала центром паломничества. На месте обретения иконы была построена часовня, а позднее реликвия хранилась в Никольском Городищенском женском монастыре, находящемся в километре от горы. В советское время, в 1932 году, икону изъяли, и она пропала в неизвестном направлении, часовню и храмы порушили. Попытались даже срыть и саму гору, но трактор не удержался на вершине, и, чудом зацепившись за дерево, повис над крутым склоном. Больше гору трогать не стали, а местное население еще более укрепилось в Вере. И эта Вера и поныне ведет тысячи паломников на вершину Никольской горы.

Особенности: Чтобы не заблудиться, дорогу до Никольской горы лучше спросить у местных жителей, которые с радостью её подскажут. На Великие праздники, особенно на Николу Вешнего, приезжают тысячи паломников со всей России, так что запарковать машину рядом с горой вряд ли получится. В этот день регулировкой движения занимается полиция и припарковаться вам помогут.

Святые источники

Окрестности Никольской горы знамениты своими Святыми источниками, на которых произошли сотни чудесных исцелений. Здесь есть несколько источников в честь самого Святителя Николая, а так же в честь иконы Казанской Божией Матери и в честь Георгия Победоносца. Однако наиболее почитаемы именно Никольские родники. Около одного из них в 1622 году старицей Паисией был основан Никольский Городищенский женский монастырь, просуществовавший до 1764 года. Именно в храме этого монастыря и хранилась икона Николая Чудотворца, найденная на Белой горе. В 1647 году у другого источника была основана мужская Казано-Печерская Пустынь, которая была упразднена в 1764 году. Это подчеркивает особенную святость данного места. В советское время разрушили все храмы, часовни и купели в окрестностях Николиной горы, однако это не останавливало верующих. Особенно на праздник Николы Вешнего, 22 мая, сотни людей старались набрать воды из Святых источников, но советские власти организовывали посты и засады, дабы не допустить верующих к родникам. Однако отловить всех, благодаря лесистой местности, не удавалось, и многие православные пробирались к Святой воде. Сейчас все изменилось: в день Николая Угодника бывшая милиция, одетая в парадные белые рубашки, вежливо показывает путь к источникам, сами родники обустроены, и теперь можно не только попить воды, но и искупаться. Вновь приезжают тысячи паломников со всей России, так что иногда приходится оставлять машину за несколько километров от горы. За это время у верующих появилась традиция, набрав воды на одном из источников, они пешком с молитвою поднимаются на Никольскую гору, а после молебна в часовне на горе собирают камушки, считая их бесценным лекарством. Некоторые собирают травки, заваривая их во время болезней. Много воды утекло за последние четыре столетия, но Святые источники Николиной горы все дарят и дарят людям исцеление.

Особенности: До всех источников нужно идти пешком по грунтовой дороге. Ближе всего подъехать можно к лесному источнику, где расположена купель. Однако ранней весной из-за разлива Суры дорога бывает подтоплена или слишком размокшая, так что можно застрять и на серьёзном внедорожнике. В остальное время проезд не сложный. Купель на этом источнике раздельная для мужчин и женщин. Вода из всех источников абсолютно разная и по вкусу, и по прозрачности.

В гости к Николаю Чудотворцу в Ульяновскую область September 19th, 2014

Чем больше мы с мужем путешествуем по России, тем больше я поражаюсь, сколько красивых мест, памятников, да просто самых настоящих чудес скрывается на первый взгляд в Богом забытых уголках нашей страны.
Еще меня удивляет, что он них мало кто знает, но туда всегда приезжают люди. И соотношение знающих посетивших примерно равное. Это я говорю в сравнении с раскрученными и популярными местами, которые у всех на слуху. Например, о существовании Великого Новгорода знает очень много людей, но далеко не все там были.
Конечно, всегда вызывает восхищение гармония природного и рукотворного, но и то, что в российской глубинке встречаются памятники, которых и в столицах не найдешь, меня не перестает удивлять.
Почти неделю назад мы вместе с мужем, отцом Николаем, о котором я уже рассказывала и , его землячкой и одноклассницей Татьяной побывали в таких вот удивительных, но мало известных местах.

Отправились мы в Ульяновскую область на могилу старца Максима Инзерского и Николину гору.
Сначала путь наш лежал на предполагаемую родину отца Максима - в село Тияпино, где он похоронен. О старце мало известно. Жил он, как свидетельствует вездесущий Интернет, приблизительно с середины ХIХ века до середины 20-х годов ХХ века. Старец обладал и даром предвидения, и даром исцеления. Почитался он и при жизни, и по сей день. Сейчас стоит вопрос о его канонизации.
Похоронен почитаемый старец у стен храма Живоначальной Троицы в Тияпино . Старец говорил, что кто три раза приедет к нему на могилу, за того будет молиться перед Господом. Поэтому на его могилке всегда есть люди. Например, мы там были не одни.

К сожалению, храм не действует и представляет собой печальное зрелище. О его былом великолепии свидетельствуют сохранившиеся росписи. Поражают и его размеры.



Храм вызвал много вопросов у тех людей, которые так же, как и мы, приехали к могилке старца. Вот тут-то мы и почувствовали наше преимущество. Мы же с батюшкой Николаем приехали. У него можно все спросить. Ну, конечно, отец Николай ответил на все вопросы.
Фото 1. Интерьер Троицкой церкви.


Фото 2. Интерьер Троицкой церкви.


Фото 3. Муж с Татьяной в интерьере Троицкой церкви.


Фото 4. Сохранившиеся росписи. Святая Ольга


Фото 5. Сохранившиеся росписи.


Фото 6. Сохранившиеся росписи. Алтарь


Фото 5. Сохранившиеся росписи.


А эти фотографии были прикреплены к стене. Меня поразила Ксения Петербуржская. Я такого образа не видела никогда.

Сразу скажу, до Тияпино от Никольска ехать далековато - 95 км (от Пензы 200). Но если вы хотите помолиться старцу, то поезжайте в село Оськино . Оно находится рядом с Инзой (около 6 км), в 42 км от Никольска. Там, в церкви Николая Чудотворца покоится глава старца.
Изначально мы не планировали посещать этот храм, да и закрыт он должен был быть. Но я мимо такого чуда проехать была не готова. Отец Николай, конечно же, на мои восторженные вопли отозвался благосклонно. Благодаря ему, мы и вошли туда.

Сама церковь нас поразила очень. Это два храма - зимний и летний - соединенные между собой. Сейчас в храме проведено отопление, и это уже не имеет значения. Церковь деревянная, хотя по проекту имитирует каменный храм. Он очень большой - вмещает до 2000 человек. Люди, приезжающие в Оськино, часто задают вопрос: «Зачем маленькому селу такой большой храм?» Его размеры - это пример дара предвидения старца Максима, который благословил строить большой храм, объясняя это так: «Совсем скоро многие православные из соседних губерний слетятся в Оськино, как эти пчелы». И, действительно, в советское время, когда храмы были закрыты, разрушены или использовались не по назначению, эта церковь осталась не оскверненной. Она тоже закрывалась, но в 1945 году было дано разрешение службы в ней проводить и верующие со всех окрестных мест сюда стекались. А это и Ульяновская, и Пензенская области и Мордовия. Вот тогда-то и были востребованы такие размеры.
Церковь эта воспринимается как чудо и уверена, что произведет впечатление на любого неверующего человека. Поразило меня, что уже около 40 лет служит в этом храме ныне архимандрит Адриан.

Совсем забыла сказать: строился храм в начале 20 века. Освящен был в 1912г. Я впервые встретила деревянную церковь, которая почти полностью выкрашена в синий цвет. А какая красота внутри - не пересказать. Я не фотографировала, но нашла на сайте sobory . ru одну фотографию, чтобы вы представили интерьер. Церковь вся расписана.


В храме много икон, написанных в 19 веке. Икон привезенных из закрытых храмов. Не буду больше ничего рассказывать. Если хотите узнать больше, читайте http://www.prav-news.ru/simbirsk/?id=46643
На Николину гору, что в с. Сурское Ульяновской области мы приехали уже ближе к вечеру. Какая же там красота!
Вот, что об этом чудесном месте рассказывает сайт http://svyato.info/ .
«В прежние времена Сурское называлось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Местный сторожевой гарнизон ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Вокруг них образовалась непроницаемая мгла, среди которой на Белой горе в необыкновенном сиянии появился Николай Чудотворец с изображением православного храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, с копьем в руке стоял Георгий Победоносец, готовый ринуться на незваных гостей.
Татары обратились в бегство, а местные жители тут же поспешили на Белую гору. Впереди всех ехал всадник. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой святого Николая Чудотворца, скрытой в земле. Она представляла собою барельеф с выпуклым изображением святого. В одной руке его — меч, а в другой — храм. "Никола Можайский" - так именуют этот образ на Руси. Люди подняли икону и установили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. С тех пор в канун 22 мая окрестный люд собирается на гору и славит в молитвах скорого помощника и заступника, Святителя Николая.
Речь идет об образе Николая Угодника, который так поразил меня в Арзамасе. Я об этом рассказывала

460 лет со дня чудесного явления иконы Святителя Николая в Промзино.

Николину гору знают не только в Поволжье. На «летнего Николу» множество народа из Симбирска, окружающих областей и даже из Украины устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на горе, глядя далеко вниз - на извилистую, отливающую зеркальной гладью реку Суру, в которой когда-то ловили рыбу для царского стола, но и теперь все еще прекрасную, - на далекий-далекий горизонт, на пролетающие почти над головой низкие серые тучи, невольно задаешься вопросом: как среди «долины ровныя» могла образоваться такая высокая гора? Резко и определенно, как шишка, выделяется она из всего окружающего равнинного пейзажа и приводит путника почти к небу, к какому-то космическому зрительному охвату широчайших пространств.

На помощь приходит устное предание.

Было время, когда нынешнее Сурское звалось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, протянувшейся издалека, от самого города Курска, для защиты от кочевников. Именно в это время и явилась на горе чудотворная икона святого Николая Угодника, который и защитил небольшой гарнизон Промзина от нападения громадных полчищ кубанских татар.

Это чудесное явление знали все симбиряне, да и не только симбиряне, но и жители соседних губерний. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Невеликий гарнизон Городища ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Один из сторожевых воинов, знавший татарский язык, переправился через Суру в стан кубанцев. - «Что стоите вы здесь вот уже столько времени?» Ему отвечали: «Разве ты не видишь, какой ужас перед нами? Вокруг нас непроницаемая мгла, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, со смертоносным копьем еще какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперед. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы как будто и не шли сюда. Наверно, за землю вашу вступился Сам Бог ваш и грозит нам Своим мечом». Взглянул воин на Белую гору и увидел на ней величественного старца и рядом с ним грозного юношу-воина. В них он узнал св. Николая Чудотворца и святого Великомученика Георгия-Победоносца. Воин показал татарам обратный путь, и они обратились в бегство, а сам он возвратился в Городище и рассказал обо всем виденном.

Жители поспешили на Белую гору, а во главе их поехал воин, говоривший с кубанцами. На вершине горы конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой Святителя Николая Чудотворца, скрытой в земле. Икона эта являет собою барельеф с выпуклым изображением Святителя Николая. В одной руке его - меч, а в другой - храм. Как на известной иконе святого Николая Можайского.

Неизвестно точно, когда гору стали называть не Белой, а Николиной, но только в 1842 году на вершине горы была построена новая каменная часовня. Сюда в дни празднования «летнего Николы» приносили икону, здесь в течение двух-трех дней перед образом служились молебны. Приходили приложиться к иконе и старообрядцы.Народ с благоговением поднял икону. Вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой отстроилась Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда, в храм, построенный во имя Святителя Николая, и перенесли удивительный образ. Однако в 1810 году храм пришлось разобрать, потому что Сура подмывала под ним почву. Икону Святителя Николая перенесли в Казанскую церковь села Промзина. Здесь построили придел во имя Святителя Николая.

В 1932 году следы чудотворного образа теряются. Похоже, что икону увезли в Самару .

Недалеко под горой есть еще «Николин источник». Около него и сейчас проходят молебны, Православные без боязни погружаются в ледяную воду. Многие получают исцеления. Вода вкусная, чистая, прозрачная, как горный хрусталь, и такая прозрачность сохраняется целый год - до следующего приезда.

Николина гора - очень крутая. Давнее поверье гласит: кто заберется на Николину гору с мешком, наполненным камнями, тот избавится от своих грехов или исцелится от болезней. Упорно ползут с рюкзаками на плечах по страшной крутизне люди. Верят в помощь Святителя Николая. Идут часто босиком, снимая обувь под святой горой, как когда-то пророк Моисей снял обувь на горе возле Неопалимой Купины.

Особо следует сказать о камнях. Это белые, известковой породы камни. Многие рассказывали о том, что если хорошо помолиться Святителю и проявить терпение, то можешь найти камень, на котором будет ясно различим лик святого Николая Чудотворца. Особенно часто везет детям. Известный симбирский краевед А. Н. Блохинцев оставил воспоминания о том, как он в детстве с матерью, в 1921 году, ходил на Николину гору: «Лето 1921 года было страшно засушливым. В июне из Алатыря в Промзино к Николе Угоднику собрался громадный крестный ход - молить его о даровании дождя. Тысячи людей, иконы, хоругви, священники в ризах с хором - все это огромной процессией двинулось из Алатыря, низовой дорогой, к Промзину. Мама… прихватив меня, девятилетнего, тоже пошла с крестным ходом. А до Промзина по этой дороге - более сорока верст. К Николиной горе подходили через лес. На самом ее верху стояла кирпичная часовня с чудотворной иконой, изображавшей Николу Мирликийского в ризе с мечом в одной руке. А на ладони другой руки он держал церковь. Икона была большая, рельефная, резаная из камня и потом раскрашенная. Обычай восхождения был таков: чем больше грехов чувствовал на себе человек, тем больше он должен был набрать камней у подножия горы и подниматься с ними на гору, на которую и без камней по такой крутизне подняться было нелегко».

Поднявшись, паломники долго смотрят на необыкновенную красоту округи: легкие изгибы Суры среди буйной зелени заливных лугов, сады, часовенки у святых источников. На самой вершине растут небольшие деревца, они сплошь обвязаны ленточками. Местные жители считают целебным отвар из травы, которая растет на Николиной горе. На каменистой и, кажется, совершенно неплодородной почве колосится овес. По преданию, он растет здесь с тех пор, как явился на белом коне Георгий Победоносец.

А икона? Икона эта существует и доныне. В 1990-е годы она нашлась в Самарской области.