Николай успенский. Успенский Николай Васильевич (1837–1889). Успенский, Николай Васильевич

Успенский Н. В.

УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837-1888) - русский писатель. Р. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил. Литературная деятельность началась в 1857 («Старуха», напечат. в «Сыне отечества»). Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским, стал сотрудником «Современника». В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году У., резко настроенный против самодержавия, «обманувшего народ», был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю. Обидевшись на Некрасова, У. порвал с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой. В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (1860), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал У., сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода».

В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеска «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными. Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - «Федор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения к-рого чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно У. стал «забытым писателем», творчество к-рого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев. У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. «Поросенок», рассказанный деревенской просвирней, «Грушка» - торговцем, «Хорошее житье» - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в «Хорошем житье» он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску («Обоз», «Змей» и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его «Истории одного города», в «Сказках». Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры. При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа.
Библиография:

I. Рассказы, 2 чч., СПБ, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПБ, 1864; Новые рассказы, СПБ - М., 1867; Новейшие рассказы, СПБ - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПБ, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПБ, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. «Academia», Москва - Ленинград, 1933.

II. (Чернышевский Н.), Не начало ли перемены? «Современник», СПБ, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. М. Н. Чернышевского, т. VIII, СПБ, 1906; (Достоевский Ф.), Рассказы Н. В. Успенского, «Время», П., 1861, декабрь; Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., «Современник», СПБ, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, «Дело», СПБ, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. I, М., 1932 (в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX-LXXX)); Бельчиков Н., Н. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., «Литература и марксизм», М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. «Academia», М. - Л., 1933.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. «Academia», М. - Л., 1933 (см.: «Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского», «Библиография»).

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Известный писатель.

Род. в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда Тульской губернии, учился в Тульской семинарии, Медико-хирургической акад. и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1-й московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку.

С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком.

С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать под гармонику перед публикой.

Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе У. дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах У. изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, наудачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя.

Имя У. в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н. Г. Чернышевского "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - неподкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая У. стала меркнуть.

С появлением произведений Левитова, Глеба У., Решетникова публика, а тем более критика стали охладевать к У., который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием.

С конца 1862 г. имя У. исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений У., написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя.

После этого У. стал печатать свои рассказы в "Отечественных записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров.

Позднее его сочинения стали появляться все реже и большею частью в незначительных изданиях. "Рассказы Н. В. У." вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки" в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов.

П. Быков. {Брокгауз} Успенский, Николай Васильевич - русский писатель.

Род. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского.

Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил.

Лит-ая деятельность началась в 1857 ("Старуха", напечат. в "Сыне отечества"). Успенский, сблизившись с Некрасовыми Чернышевским, стал сотрудником "Современника". В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью.

В этом году У., резко настроенный против самодержавия, "обманувшего народ", был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

Обидевшись на Некрасова, У. порвал с "Современником". В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в "Отечественных записках" и "Вестнике Европы". Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой.

В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в "Русском вестнике" и бульварном "Развлечении". Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. ("Старуха", "Поросенок", "Грушка", "Змей" и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции.

Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма ("Хорошее житье", "Сельская аптека"). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был "Обоз" , посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой.

В статье "Не начало ли перемены?" Чернышевский приветствовал У., сумевшего "глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода". В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду ("Уездные нравы"), знакомое ему духовенство ("Работник", "Бурсацкие нравы" и др.), учительство, студенчество ("Студент", "Межедворов" и др.) и фабричных рабочих (пьеска "Странницы"), не оставляя однако и деревенской тематики.

Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - "Федор Петрович" , "Старое по-новому" , написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными.

Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения которого чужды народнической идеализации общинных "устоев". Постепенно У. стал "забытым писателем", творчество которого, как одного из "шестидесятников" и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев.

У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. "Поросенок", рассказанный деревенской просвирней, "Грушка" - торговцем, "Хорошее житье" - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в "Хорошем житье" он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску ("Обоз", "Змей" и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его "Истории одного города", в "Сказках". Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью.

Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры.

При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа. Библиография: I. Рассказы, 2 чч., СПб, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПб, 1864; Новые рассказы, СПб - М., 1867; Новейшие рассказы, СПб - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПб, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПб, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. "Academia", Москва - Ленинград, 1933. II. [Чернышевский П.], Не начало ли перемены? "Современник", СПб, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. M. H. Чернышевского, т. VIII, СПб, 1906; [Достоевский Ф.], Рассказы Н. В. Успенского, "Время", П., 1861, декабрь;

Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., "Современник", СПб, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, "Дело", СПб, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. І, М., 1932 [в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX - LXXX)]; Бельчиков H., H. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., "Литература и марксизм", М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933. III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПб, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. "Academia", M. - Л., 1933 [см.: "Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского", "Библиография"]. А. Е. {Лит. энц.}

Русская литература XIX века

Эдуард Николаевич Успенский

Биография

Эдуард Николаевич Успенский родился в 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.

Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960. Институт окончил в 1961.

Творческий путь он начинал как юморист, у него совместно с А. Аркановым вышло несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».

Получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым, - «Чебурашка и его друзья» (1970); «Наследство Бахрама» (1973); «Отпуск крокодила Гены"(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов «Все в порядке». В 1980 - 90 публикует серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)», «Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)» выходит в 1994.

Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино - Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи «Радионяня», для телепередачи «АБВГДейка», ныне ведет передачу «В нашу гавань заходили корабли».

Произведнеия писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в организованном им издательстве «Самовар» публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве.

Недавно Эдуард Успенский заявил, что закончил многолетнюю работу над циклом исторических романов, рассказывающих о периоде Лжедмитрия и Смутного времени.

В московской области 22 декабря 1937 года родился Успенский Эдуард Николаевич. Отец мальчика был партийным работником, а мать инженером в машиностроительном отделе. После школы подал документы в столичный авиационный институт на инженера, который с успехом окончил в 1961 году.

Первые литературные работы были изданы писателем ещё в студенческие годы. Эти произведения создавались совместно с А. Аркановым и имели юмористический характер. Но многие из них так и не прошли "цензуру" издателей того времени по причине несоответствия коммунистическим идеалам.

Юмористические работы Успенского имели успех у публики, но всем он более известен как автор детской литературы. Среди его книжек хорошо знакомые каждому «Крокодил Гена и его друзья» и «Вниз по волшебной реке», а также "Каникулы в Простоквашино".

Под его руководством было отснято несколько десятков мультфильмов. Является автором таких известных телепередач как: "Спокойной ночи малыши" и "В нашу гавань заходили корабли". В жизни успенского было три брака. Первый брак подарил писателю единственную родную дочь Танечку. Но спустя двадцать лет союз распался и Эдуард, забрав себе дочь, женился во второй раз. Удивительно, что и этот брак просуществовал ровно 20 лет. Совместная жизнь со второй женой не была безоблачной (пара не могла иметь детей), и супруги приняли решения усыновить детей из детского дома. Так в семье Успенского появилось ещё две девочки – Ира и Света. Начало отношений с Элеонорой Филиной было омрачено судебным разбирательством со второй женой Эдуарда, которая обвиняла его в неуплате алиментов. После завершения дела, Успенский и Филина узаконили свои отношения.

Эдуард Николаевич Успенский - советский писатель и известный автор детских книг. Одними из самых его известных персонажей являются Чебурашка, кот Матроскин, крокодил Гена, почтальон Печкин, Дядя Федор и другие. Состоит в совете партии «Гражданская сила».

Биография

22 декабря 1937 года в Московской области в городе Егорьевск родился Эдуард Успенский. Его родители были обычными служащими. Успенский Николая Михайлович был сотрудником аппарата ЦК КПСС, а Успенская Наталья Николаевна работала инженером-машиностроителем. Еще в школе он становится вожатым у младших. С этого момента он проникся особой любовью к младшим. Высшее образование он получает в Московском авиационном институте, но большую часть времени уделяет не учебе, а организации капустников, игр КВН. Став инженером, он отрабатывает тир года по специальности, а затем уходит в литературу.

Молодость

Еще в институте он начинает писать первые юмористические рассказы, стихи. Основным его заработком становятся написание сценариев к мультфильмам, театральных сценок и детская литература.

Первые юмористические рассказы Успенского зарезались цензурой. Лишь отдельные его работы были напечатаны в юмористических разделах «Литературной газеты» и газеты «Клуб 12 стульев». Это послужило переходом писателя к жанру детской литературы. В одном из своих последних интервью Эдуард Успенский заявил, что он всегда знал, что станет детским писателем. Не потому, что он не мог писать произведения для взрослых, а потому что он этого хотел.

Известность

Он приобретает известность после написания в 1966 году рассказа «Крокодил Гена и его друзья». Позднее, в соавторстве с Качановым, он пишет еще несколько пьес про Чебурашку.

В 1974 году он опубликовал свою первую книгу из серии - «Дядя Федор, пес и кот». Эта книга об очень самостоятельном шестилетнем мальчике, который за это получил прозвище Дядя Федор. Дядя Федор уходит из дома, так как его родители не разрешают приютить бездомного говорящего кота Матроскина. Уже вместе с псом Шариком они поселяются в деревне Простоквашино. По этой серии книг было снято несколько известных мультфильмов.

Успенский председательствует в жюри, которое принимает решение о присуждении премии «Заветная мечта». При возрождении Высшей лиги КВН в 1986 году он был в жюри. Созданием телепередач «Спокойной ночи, малыши!», «Радионяня», «АБВГДейка» обязаны тоже ему.

В 2010 году Эдуард Успенский стал обладателем премии имени Корнея Чуковского, выдаваемой за особые достижения детским писателям.

В связи с тем, что многие люди пытались использовать его героев в корыстных целях, Успенский обращался к юристам, и они оказывали ему юридическую помощь, которая касалась авторских прав на его произведения и героев.

Николай Васильевич Успенский
Дата рождения 31 мая (1837-05-31 )
Место рождения село Ступино, Ефремовский уезд , Тульская губерния
Дата смерти 2 ноября (1889-11-02 ) (52 года)
Место смерти Москва
Гражданство (подданство)
Род деятельности
Жанр очерк, рассказ, повесть
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru
Файлы на Викискладе

Биография

Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии . Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии , а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете , который, правда, не закончил.

Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году , когда в журнале «Сын отечества » был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским , стал сотрудником «Современника ». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию , где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия , «обманувшего народ », был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Л. Н. Толстого , в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева .

В 1878 году Николай Васильевич женился, однако овдовел уже в 1881 году , а с 1884 года писатель стал бродяжничать, часто голодая . Однако, Успенский продолжал писать, временами публикуясь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Кроме этого он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты и частушки , он разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи . В одиночестве Успенский злоупотреблял алкоголем , а в октябре 1889 года окончил жизнь самоубийством , зарезавшись в переулке. Некролог был напечатан лишь в декабре того года в «Историческом Вестнике». Другие крупные издания некролог не печатали.

Творчество

Ранние рассказы Успенского («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, писатель выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства , обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная Успенским, и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал Успенского, сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить… коренную причину её тяжелого хода ».

В дальнейшем Н. В. Успенский написал ряд рассказов и очерков , описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеса «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений писателя успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х - «Фёдор Петрович» (), «Старое по-новому» (), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «