Николай николаевич неплюев. Неплюев, николай николаевич

Николай Неплюев (1851–1908) - из тех людей, что своим примером доказали: духовное возрождение может идти из среды мирян. У себя в имении в Черниговской губернии он создал сначала школу для крестьянских детей, затем Крестовоздвиженское трудовое братство. Этот опыт был если не полностью уникальным, то, во всяком случае, весьма необычным для России: в созданной Неплюевом общине нашлось место людям разных сословий, которые сумели явить примеры настоящего христианского единства.

О братстве положительно отзывались многие современники, среди них - святой праведный Иоанн Кронштадтский, профессора духовных академий М. М. Тареев и В. И. Экземплярский. И в наше время идеи Неплюева не теряют актуальности. В Санкт-Петербурге, в музее Анны Ахматовой прошла выставка, посвящённая Николаю Неплюеву и истории Крестовоздвиженского братства, организованная Свято-Филаретовским православно-христианским институтом и Свято-Петровским малым православным братством. Рассказывает председатель Свято-Петровского братства Юлия Балакшина.

Свято-Филаретовский православно-христианский институт и Преображенское братство уже очень давно интересуются историей Крестовоздвиженского , созданного Николаем Николаевичем Неплюевым. Некоторое время назад мы познакомились с Валерием Авдасёвым, который живёт на родине Неплюева, в Воздвиженске. Он когда-то с удивлением для себя узнал, что в его родном селе на рубеже XIX–XX веков было такое замечательное явление, как Крестовоздвиженское братство, и это его так увлекло, что он создал музей Неплюева, собрал очень много материалов о нём. И вот мы объединили наши усилия с Валерием. Ведь опыт Николая Неплюева важно донести до современных людей, сейчас, в нашу эпоху он может быть особенно актуальным. Так появилась выставка.

- А чем этот опыт так ценен сейчас?

- Многие из тех, кто посещает эту выставку или просто узнают об этом братстве, говорят, что то, что создал Неплюев, - это утопия, идеал, чудом воплотившийся на очень короткое время. Тем не менее, люди, знающие опыт Неплюева не понаслышке, думают по-другому.

На открытии выставки был Георгий Николаевич Фурсей - внук Андрея Фурсея, одного из ближайших сподвижников Неплюева. Он очень горячо говорил о том, что это был социальный, духовный эксперимент, совсем не утопичный, хотя, возможно, и невоспроизводимый в таких формах, какие были тогда. В основе идеи этого братства лежало не столько экономическое устроение (хотя там в этом плане тоже было много интересного), а понятие о том, что люди могут жить, объединённые христианским духом, христианским смыслом, что общение христиан между собой может быть не номинальным, а реальным. И мне кажется, что христианское братство - реальность и в наши дни.

Как Вы представляете себе существование подобного братства в городской среде? Ведь братство, созданное Неплюевым - это ещё и некое дистанцирование от привычного в те времена общественного уклада.

Наша выставка - это рассказ о том, что люди могут строить свою жизнь на началах христианской любви. Формы же бытия могут быть различными - это зависит от конкретной ситуации, в которой оказывается то или иное сообщество. Дух единства родит формы, которые будут соответствовать данному моменту. А дистанция нужна в евангельском смысле: жить в мире сем, но быть не от мира сего. Ведь и у Неплюева братство не было способом ухода из мира, в созданное им братство вход был открыт любому человеку.

Если человек выбирал этот путь, он мог остаться в братстве. И братчики много делали для крестьян из соседних деревень, в том числе и экономически им помогали. Просто христианское братство показывает остальным людям жизнь иного, лучшего качества.

Однако у Крестовоздвиженского братства ведь были и конфликты с внешней средой, с теми же соседними крестьянами, некоторые из них вредили братству…

Вот более современный пример: моя знакомая из Архангельской губернии рассказывала, что в её деревне поселился фермер, создал образцовое хозяйство, а через год это хозяйство пожгли. Зачем? А чтоб не выпендривался - все в нищете, и ты не высовывайся. Ну, для христианина конфликт с миром сим в некотором смысле неизбежен.

Опыт Крестовоздвиженского братства был уникальным в ту эпоху? Или раньше уже существовали какие-то подобные общины? А, может быть, и тогда же?

В более полном варианте выставки, чем нам удалось разместить в музее Анны Ахматовой, есть специальный стенд, посвящённый различным явлениям русской жизни конца XIX - начала XX века, в контексте которых появилось Крестовоздвиженское братство и школы Неплюева. С одной стороны, в это время было очень мощное педагогическое движение: многие помещики устраивали у себя в имениях школы для крестьянских детей - это было очень распространённое явление. С другой стороны, было и коммунитарное движение, куда община, созданная Неплюевым, тоже вписывается.

Но было и то, что выделяло Крестовоздвиженское братство из этих движений: христианская основа. Неплюев собирал людей не вокруг какой-то социальной идеи, а вокруг Христа. Что касается более ранних времён, то нужно вспомнить украинские братства XVI - XVII веков, возникновение которых было связано с необходимостью противостоять западному влиянию. Важно отметить, что это были именно мирянские движения, направленные на сохранение Православия, тогда, когда даже некоторые церковные иерархи принимали унию.

Начиная с 1861-го года, когда климат в стране несколько поменялся в связи с отменой крепостного права, в России возникло много братств - в воздухе витала идея какой-то ответственности за получивших свободу крестьян. Самым знаменитым было братство, созданное Александром Гумилевским в Санкт-Петербурге при храме Рождества Христова на 6-й Рождественской (ныне 6-й Советской) улице. Храм этот в советское время был снесён. А ещё была бурная волна братств после 1905-го года, когда стало понятно, что традиционные приходские структуры не очень-то вдохновляют людей на церковную жизнь. И конечно, много братств возникло в первые роды поле революции. Одно из самых известных - Александро-Невское братство в Петербурге.

- А в наше время кто-то пытается делать что-то подобное?

Насколько я знаю, у католиков есть в чём-то похожие общины мирян, которые занимаются сельским хозяйством. Общины эти небольшие, человек по 15–20. Есть братство святого Эгидия, они занимаются социальной деятельностью и, насколько я понимаю, вместе не живут. Но вообще в наше время возникает очень много волонтёрских проектов, когда у людей появляется желание как-то объединяться и что-то делать вместе. И с одной стороны, люди пытаются объединяться, с другой стороны, людям вместе быть трудно. Но такие движения часто подчёркнуто нерелигиозны.

Один представитель такого движения мне рассказывал, что у них в организации две табуированные темы - религия и политика. То есть вера теперь воспринимается, как то, что людей разделяет. Именно здесь опыт Неплюева может быть востребован, ведь он и его сподвижники показали, что христианская вера может объединять людей для полноценной жизни, для творчества. Крестовоздвиженское братство способствовало личностному развитию его членов, тех крестьянских ребятишек, которые приходили в школу братства, что называется, от сохи. В людях, не имевших до этого ни культуры, ни самосознания, раскрывались очень интересные творческие личности. Ведь из этого братства вышло много учёных, писателей, поэтов.

И мы общаемся с потомками неплюевцев. Тот же Георгий Фурсей - физик, член . Его отец, крестник Неплюева, был художником, прекрасно играл на музыкальных инструментах. Будучи в ссылке в Архангельске, он играл в Архангельском симфоническом оркестре - вот такое образование ему дали в братстве.

В Москве живет Будаговская Наталья Валентиновна, внучка Черненко Семёна Фёдоровича. Семён Фёдорович Черненко (1877–1974) был известным ученым-селекционером, создал около 60 новых сортов яблонь и около 10 новых сортов груш, которые были высоко оценены специалистами. За его достижения ему была присуждена государственная премия в 1947 г., из которой он помог деньгами семье Фурсеев.

На открытее выставки из Челябинска приезжала литератор и общественный деятель Людмила Сергеевна Федоренко, внучка братского поэта и учителя истории в школах Неплюева.

В Трудовом братстве Неплюева истоки таких признанных деятелей науки и культуры, как украинский композитор П. И. Сеница, историк П. К. Федоренко, селекционер П. И. Терницкий, конструктор М. В. Бондаренко, профессор А. М. Столяренко, почвовед П. А. Костюченко, профессор-вулканолог Софья Набоко и многие другие.

- А потомки неплюевцев проявляют интерес к истории своих семей?

Те, с которыми общаемся мы, проявляют. Вообще память о братстве среди его потомков сохранялась потом в течение десятков лет после того, как само братство перестало существовать. Георгий Фурсей вспоминает, что уже когда его отца репрессировали, то где бы ни оказалась их семья, братчики посылали им посылки, помогали им выжить. То есть совсем эти своеобразные общины распались, может быть, всего лишь лет 20–30 назад. Ныне живущие потомки братчиков собираются, скорее, по нашей инициативе, но с воодушевлением.

Свято-Филаретовский институт издал некоторые труды Николая Неплюева. Вы - первые, кто занялся этим в постсоветской России?

Нет. На открытии выставки был доктор философских наук, профессор неплюевовед Александр Федорович Малышевский, он издавал трёхтомник сочинений Неплюева, в котором были собраны богословские и исторические труды Николая Николаевича. А мы издаём очень специфические тексты, которые, может быть, не всем будут интересны - это отчёты о жизни братства. Люди ведь не просто жили там и работали, они пытались как-то эту жизнь осмыслить. То есть в жизни братства постоянно присутствовал элемент духовной рефлексии. И вот Неплюев писал эти отчёты на основе собраний братства, на которых подводились какие-то итоги. Так что остались документы, которые характеризуют жизнь Крестовоздвиженского братства изнутри.

Как по-Вашему, общинная жизнь в городской среде труднее, чем в том варианте, какой был у Крестовоздвиженского братства? Или, наоборот, в городе легче?

Это просто другая жизнь. Например, в Крестовоздвиженском братстве люди трудились и зарабатывали деньги. Что-то шло на общие нужды, что-то попадало на их личные счета. И в братстве были, например, община учителей и община прачек. В обычной среде учителя получают за свой труд больше денег, чем прачки. Но Неплюев считал, что если мы живём в единой христианской семье, то такого экономического разделения быть не должно. Вот такое мне трудно представить в жизни городской общины. Мне кажется, что в Крестовоздвиженском братстве так выражалось христианское единство, доверие между людьми.

Вообще неплюевцы много размышляли о том, как сочетается потребность человека в личном пространстве с соборностью. Ведь Неплюев был очень вдохновлён идеями Хомякова, и ему близка была мысль Хомякова о том, что личность проявляет себя в полноте, только когда она раскрывается в соборном единстве, в творческом взаимодействии с другими личностями, и эту творческую личность нельзя путать с индивидуальностью (когда человек выстраивает границы между собой и другими и занимается самовыражением.). Преподаватель Московской духовной академии Михаил Тареев бывал в общине Неплюева и оставил очерк под названием «Живые души», в котором описал виденные им проявления этого соборного единства.

- Откуда вы брали экспонаты для выставки?

Что-то мы взяли из музея в Воздвиженске, что-то нам предоставили потомки братчиков из своих личных архивов.

Выставка была показана в Санкт-Петербурге, сейчас она работает в Архангельске. А смогут ли увидеть её жители других городов?

У нас были приглашения показать её и в Туле, и в Ельце. Мы откликаемся на предложения людей из разных городов.

Беседовал Игорь Лунёв

В 1875 году он окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Служил в Мюнхене в Императорском посольстве. В 1877 году покинул Мюнхен и поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию.

В одной из своих первых работ «Историческое призвание русского помещика», опубликованной в 1880 году, до рождения братства, Н. Н. Неплюев писал о тяжёлом положении крестьянина, который по результатам реформ 1861 года получил свободу, но сам, фактически, никак не изменился. По мнению Неплюева, Историческое призвание русского помещика заключалось в том, чтобы взять на себя задачу просвещения. «Мы одни можем успешно исполнить эту задачу потому, что в нас одних соединяется сила материальная с силою интеллектуальной», - писал Неплюев. Он предложил начать с того, чтобы взять на воспитание одного-двух детей из нуждающихся семей, поместить его не в барском доме, а в простой избе и воспитывать их ежедневным общением и научением, дать им знания о сельском хозяйстве и приучить к труду.

После публикации этой работы на Неплюева обрушились многочисленные критики. Полемизирующие с ним авторы полагали, что для состоятельного и образованного человека нет причин поступать по его примеру; один из несогласных написал, что Неплюев берется не за свое дело и что единственным историческим призванием русского помещика только и может быть дрессировать собак, а не воспитывать людей.

Осенью 1880 года Н. Н. Неплюев переселился в своё родовое имение в Черниговской губернии. Его отец занимал должность губернского предводителя дворянства и редко бывал в имении. Все дела находились в ведении главного управляющего, который не только не сочувствовал начатому молодым Неплюевым делу, но и считал его проживание в имении крайне неудобным. «Всесильный управляющий на каждом шагу воздвигал новые препятствия, и все кругом боялись помогать мне, опасаясь навлечь на себя его неудовольствие», - вспоминал Н. Н. Неплюев.

Несмотря на все сложности, он не отступился и «чтобы отрезать для себя путь к отступлению», принял на воспитание десять сирот. Таким образом, 4 августа 1881 года зародилась будущая Воздвиженская школа. Отец Неплюева выделил сыну в пользование небольшой домик в местечке Янполь. Несколько лет пустя отношение главного управляющего стало еще более враждебным, и он стал настраивать отца против сына. После этого к конфликту подключились мать и сестры Николая, которые уговорили старшего Неплюева выделить сыну имение Воздвиженск в полную собственность. Это означало, что Неплюев получил полную материальную независимость и возможность свободно заниматься своим делом. Окончательно он переехал в Воздвиженск с воспитанниками, число которых достигло уже около 30 человек, осенью 1884 года.

Основание Воздвиженской сельскохозяйственной школы

В 1883 году Неплюев подал прошение в Министерство государственных имуществ об открытии школы. Летом 1884 года в Воздвиженск приезжал уполномоченный от министерства Д. С. Москальский. После своего визита он дал благоприятный отзыв в докладе министру. Прошение об открытии школы было поддержано министром М. Н. Островским. В конце зимы 1885 года Неплюев подписал договор с Министерством государственных имуществ, был утверждён устав школы. 4 августа 1885 года школа была открыта, на её деятельность была выделена государственная дотация на содержание преподавателей и учебные пособия в размере 3500 рублей в год. Остальные расходы оплачивал Неплюев. Обучение было бесплатным. Учащиеся изучали теорию сельского хозяйства, приобретали практические навыки на полевых работах в братстве, получали знания по Новому Завету, изучали катехизис, православное богослужение, русский язык, географию, математику, физику, химию, биологию, русскую историю. Впоследствии в братство неоднократно приезжали чиновники министерства, проверяя деятельность школы, принимали участие в приёме экзаменов, проверяли, как школьники выполняют полевые работы и т. д.

В 1888 году Н. Н. Неплюев обратился к министру государственных имуществ М. Н. Островскому с докладной запиской, в которой просил его дать Воздвиженской школе права приглашать на должности учителей бывших воспитанников школы, успешно ее окончивших. Разрешение это было получено. Это было важной вехой в развитии школы. Влияние братских преподавателей благотворно сказывалось на учебном процессе: «Несмотря на то, что официальный образовательный ценз их предшественников был выше, я считаю себя вправе сказать и говорю это с убеждением - никогда до того школа наша не имела преподавателей лучше подготовленных к выполнению своих обязанностей и так добросовестно их выполняющих».

В 1891 году открылась аналогичная мужской четырехлетняя школа для девочек - Преображенская. Ее попечительницей стала ближайшая помощница и сестра Неплюева - Мария Николаевна Уманец.

Воспоминания посетителей школы

Вот как описывает Воздвиженские школы один из посетителей братства, А. Тюменев:

Основание Крестовоздвиженского православного трудового братства

В 1889 году окончил школу первый выпуск. Трое из шести выпускников остались с Неплюевым и положили начало Крестовоздвиженскому трудовому братству. Все они остались при школе и в течение года готовились под руководством Неплюева к поступлению на должности учителей. Андрей Иванович Фурсей занял должность управляющего школой, преподавателя земледелия в старших классах и управляющего Воздвиженским имением. Федор Ефимович Чвертка стал преподавателем скотоводства и ветеринарии. Илья Павлович Кобец был преподавателем первого подготовительного класса, стал старшиной братской семьи учителей, готовился к принятию священного сана, но заболел чахоткой и скончался в 1893 году. Как отмечал Неплюев, он заслужил «искреннюю любовь и глубокое уважение всех его знавших».

С момента основания Трудового братства жизнь Н. Н. Неплюева и дело братства неотъемлемы друг от друга и составляют единое целое. Ради служения братству он избрал путь безбрачия. В 1890 г., после смерти отца, Н. Н. Неплюев стал владельцем значительного состояния. Его мать Александра Николаевна и сестры Мария и Ольга тоже активно включились в братскую жизнь.

Братские священники

В 1893 г. в Воздвиженске был построен и освящен храм во имя Воздвижения Креста Господня. За все время деятельности братства в нем сменилось пять настоятелей. Имена двух из них хорошо известны по их дальнейшей церковной деятельности: священник Сергий Четвериков и священник Роман Медведь. В 1903 году настоятелем братского храма стал священник Александр Секундов. Он оставался братским духовником до конца деятельности братства.

К богослужению в братстве относились как к «празднику живой любви». На клиросе пел братский хор. Кроме обычных храмовых богослужений, в которых участвовало все братство, существовала общая молитва утром и вечером в братских семьях. Стремление братства к осмысленной жизни по вере находило свое выражение в ежедневной молитвенной жизни общин, в общебратских беседах, специальных молитвенных собраниях.

Основные богословские идеи Н. Н. Неплюева, положенные в основу Крестовоздвиженского трудового братства

Основная идея Н. Неплюева, которой он посвятил всю свою жизнь, заключалась в необходимости покаяния и к единению между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут объединиться в трудовое братство, в которых верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности. Неплюев указал три основания устроения жизни и деятельности христианского трудового братства:

  • Вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия.
  • Любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему, что разъединяет.
  • Труд: качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольная дисциплина.

Братскую жизнь Неплюев считал делом Божиим. По его мнению, членство в братстве есть призвание от Господа, поэтому имеет значение не то, насколько немощен тот или иной человек, так как нет такой немощи, перед которой Господь оказался бы бессильным. Важно, насколько каждый человек, выбравший путь братского устроения христианской жизни, устойчив в желании отдавать свою жизнь под водительство Божие.

Другая сторона любви к Богу - братолюбие. Жизнь в братстве - духовный труд, ежеминутная проверка реальности своего братолюбия. Братство должно стать для человека домом, семьей и делом всей жизни. Этим делом не может заниматься тот, кто не желает отвергнуться себя, взять крест и последовать за Христом: он может жить в братстве и честно трудиться, но никогда не станет его твердой опорой. Если братство не будет составлять для человека потребности жизни, оно рискует потерять его в любую минуту, так как он будет верен братству только до тех пор, пока жизнь в нем ему удобна: «Необходимо, чтобы братолюбие было высшей потребностью, которой сознательно и радостно подчинялись все остальные потребности. Без этого фатальна измена делу любви, даже и при ясном сознании всего ее значения». Однако нигде вне братства обрести такое отношение невозможно, поэтому достаточно лишь признать отсутствие его как собственную немощь, и с доверием принять авторитет и руководство духовно старших в братстве.

По мысли Неплюева, священной обязанностью братолюбия является труд. Однако в христианском трудовом братстве ни сам по себе труд, ни экономические результаты хозяйственной деятельности не могут иметь самодовлеющего значения и являться конечной целью. Необходимо, чтобы братство было самоокупаемым, а каждый человек честно трудился.

Кроме трудовой профессиональной деятельности, Неплюев говорил о необходимости и важности труда духовного - добровольной дисциплины любви, которая заключалась в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении трудового братства, которому необходимо подчинить свои личные и семейные интересы.

«Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора»

Неплюев считал, что обществу требуется новая христианизация, так как люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию. В 1906 г. в № 6 и 7 «Трудов Киевской духовной академии» была напечатана статья Неплюева «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора», в которой он предложил ряд реформ церковной жизни для рассмотрения Поместным собором. Он подверг резкой критике церковную жизнь: «приходы распылены, превратились в фикции», многие представители духовенства руководствуются «не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства», выдавая "антицерковную рутину за «истинное православие». Неплюев видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении принципа соборности, так как его нарушение приучило мирян «не считать себя ответственными членами церкви». Насущной необходимостью Неплюев считал восстановление в церкви «института катехетов»: «Это дело настолько настоятельное и неотложное, что все епископы, их викарные и монастыри должны на пользу Церкви не пожалеть никаких расходов и трудов». Под этим Неплюев понимал возрождение в церкви института катехизации. «Школу катехетов» должны пройти «все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещенными и не позорить Церкви жизнию своею». Им не должны "забивать головы научением «богословских наук», а ограничиться «знанием нового катехизиса» и научить жить по «заповеди любви, что может быть достигнуто в один, много, в два года». Вместе с тем требуется издать совершенно новый катехизис, более «вразумительный и жизненно-полезный». Отмечал он также, что необходимо «исправить редакцию богослужебных книг до вразумительности их содержания и сделать богослужебный язык общедоступным».

Публичные лекции

С 25 по 31 января 1907 г. Неплюевым был прочитан цикл лекций в аудитории Московской духовной академии. Летом 1906 г. группа профессоров и студентов академии посетила братство, а через полгода руководство МДА пригласило Неплюева для чтения лекций. В них он изложил свое понимание жизни по вере и обязанностей духовенства и мирян в деле духовного возрождения России. Он подробно рассказал о Крестовоздвиженском трудовом братстве, уделив также значительное внимание вопросам готовящегося Поместного собора. На еп. Евдокима (Мещерского) речь Неплюева произвела сильное впечатление: «Благословляю тот день, когда решился дать возможность г. Неплюеву прочитать означенные семь лекций в Академии», - писал он в рапорте в Учебный комитет при Синоде. - «От рождения своего я никогда не видал, не слыхал такой глубокой веры, веры живой во Христа Спасителя из уст светского, высокопросвещённого человека, обладающего громаднейшими связями и колоссальными богатствами». Журналист А. Панкратов писал о том, что лекции сопровождались овациями.

В том же 1907 г., 28 октября, Неплюев читал лекцию о Крестовоздвиженском братстве, о возрождении приходской жизни и об образовании Всероссийского братства в Орловском женском епархиальном училище. Раздел хроники епархиальной жизни в «Орловских епархиальных ведомостях» повествует о том, что на этой лекции присутствовал правящий епископ Орловский Серафим (Чичагов). Епископ Серафим провел на Орловской кафедре около двух лет, но за это время успел многое сделать для возрождения христианской жизни в народе. Кроме него, на лекции присутствовал епископ Елецкий Митрофан (Афонский), «духовенство города, преподаватели духовно-учебных заведений, члены церковно-приходских советов и множество посторонних лиц». Спустя два месяца в «Орловских епархиальных ведомостях» был напечатан отзыв о лекции, пересказывающий отдельные её положения и подчёркивающий церковность братства: «Религиозная жизнь трудового братства находится в полной гармонии с религиозным укладом и строем господствующей в России Православной церкви». Статья заключается пожеланием автора, чтобы «к делу Трудового братства не остались глухи будущие работники прихода, будущие пастыри и учители народа» и призывом к знакомству с братством в Воздвиженске.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Неплюев стал разрабатывать проект Всероссийского братства с единым уставом и управляющим органом, под покровительством Синода и императора. Всероссийское братство - это совокупность приходов, которые должны стать живыми клетками церковно-государственного организма. Для осуществления этой идеи необходимо пробудить самосознание прихожан, поэтому священники должны заботиться о духовном преображении своих приходов: проповедовать, устраивать катехизические собеседования, чтобы вера не оставалась в области отвлеченного мышления. В 1906 г. Неплюев приехал в Киев, где попытался образовать общество по созданию Всероссийского Братства. Неплюев сам написал проект Устава, но осуществить свой замысел уже не успел. С проектом Устава в декабре 1907 года Неплюев отправился в Петербург, но там тяжело заболел гриппом. Несмотря на болезнь, он продолжал работать и даже читал публичные лекции по приглашению Петербургской духовной академии. 21 декабря он вернулся в Воздвиженск. В течение болезни Неплюев часто причащался, а в день смерти его соборовали.

Библиография

  • Неплюев Н. Н. Собрание сочинений: В 5 т. СПб., 1901-1908.
  • Неплюев Н. Н. Воздвиженская школа - колыбель Трудового братства. СПб., 1895.
  • Неплюев Н. Н. Всероссийское братство. СПб., 1907 г.
  • Неплюев Н. Н. Братские союзы в учебных заведениях - высших, средних и низших: Могут ли дольше обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить? Лейпциг, 1893.
  • Неплюев Н. Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906.
  • Неплюев Н. Н. Звуки души. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Ко всем верующим. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. Открытое письмо к учащейся молодежи. СПб., 1906.
  • Неплюев Н. Н. Проект устава Воздвиженского сельскохозяйственного трудового христова братства. СПб., 1885.
  • Неплюев Н. Н. По поводу ложных слухов. СПб., 1907.
  • Неплюев Н. Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896.
  • Неплюев Н. Н. Трудовое братство и школы его. СПб., 1900.

НИКОЛАЙ НЕПЛЮЕВ

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ, 1900

Вашему вниманию предлагается сборник материалов о непростой жизни и уникальном опыте общинного строительства русского дворянина Николая Николаевича Неплюева. В собранные материалы входит электронная книга, представляющая собой скан-копию Полного собрания сочинений (5 томов) Николая Николаевича. Предлагаемая электронная копия сделана с оригинала издания 1900 года (СПб), хранящегося в архивах Российской государственной библиотеки. Начиная с 1900 года, сочинения Николая Неплюева в полном виде не издавались ни в форме бумажных книг, ни в форме электронного документа, и отсутствовали в свободной продаже. Команда INSIGHT надеется, что благодаря этой скан-копии уникальный опыт Николая Неплюева, наконец, получит достойную оценку наших современников, будет распространяться по миру с непременным успехом и послужит (как и было задумано автором) делу: 1) подлинного сплочения людей, 2) достижения мира во всём мире и 3) восстановления баланса истинных ценностей в обществе.

Николай Николаевич родился в 1851 году в местечке Янполь на Украине. По окончании в 1875 году юридического факультета Санкт-Петербургского университета он был направлен в Мюнхен на дипломатическую службу. Однако в 1877 году он отказывается от блестящей карьеры и поступает вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию, вызывая своим поступком недоумение в глазах сослуживцев и родственников.

Этой неординарной и великой по масштабам дел личности удалось воплотить в жизнь то, что для многих его предшественников, современников и даже преемников оказалось непосильным. Он был пророком и провидцем, чутко чувствующим потребности души человеческой и желания Бога, обладал живой верой, способной на казалось бы невозможные с материальной точки зрения свершения, а также огромным сердцем, исполненным любовью и состраданием.

С детства он непосредственно общался с ангелами, переживал пророческие сны, посвящал свободное время уединённой молитве. Повзрослев и получив мирское воспитание и образование, он отошёл от глубокой и трепетной духовной практики и «омирщился». Однако тяга к высшему не оставляла его. И в один из дней он решил окончательно покончить с «рутиной жизни»: ушёл в отставку с сулящей большие карьерные перспективы дипломатической должности, поступил на непрестижные среди помещиков сельскохозяйственные курсы, переехал в родовую усадьбу, выпросил у отца имение и построил в нём здания двух сельскохозяйственных школ — мужской и женской, набрал из неблагополучных семей детей и дал им образование в духе религиозного воспитания. Костяк выпускников его школ сформировал впоследствии главное детище его жизни — Крестовоздвиженское трудовое братство.

Ради служения трудовому братству он избрал путь безбрачия (чтобы его дети не могли претендовать в качестве наследников на имущество, завещанное братству). В 1890 году после смерти отца Николай Николаевич стал владельцем значительного состояния (при переводе на современные деньги — около 2 млрд. руб.). После того, как он убедился, что воспитанные им братья обрели необходимую квалификацию и обладают соответствующими качествами для того, чтобы продолжить его святое дело, он передал трудовому братству всё своё состояние.

Неуклонно, на протяжении всей жизни, Николаем Николаевичем двигала вера в то, что идеалом христианской жизни является трудовая община, в которой верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности. Он указал три опоры трудового братства:
— Вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия.
— Любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему, что разъединяет.
— Труд: качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольная дисциплина.

«...Н.Н. Неплюев родился в Ямполе на Украине. Он был одним из крупнейших помещиков своего времени. По окончании в 1875 г. юридического факультета Санкт-Петербургского университета, Неплюев был направлен в Мюнхен для работы в Императорском посольстве. Несколько раз увиденный сон заставил Неплюева изменить путь своей жизни. Он увидел себя в избе, беседующим с крестьянскими детьми; общение с ними было наполнено радостью: «Этот сон дал толчок мыслям моим и воле моей в новом направлении: я понял, где выход». Вскоре после этого, в 1877 г. он оставил карьеру дипломата и поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию. В 1881 г., по окончании академии, он вернулся в свое имение в хуторе Воздвиженск Глуховского уезда Черниговской губернии. Неплюев начал с того, что взял на воспитание десять крестьянских детей из беднейших семей; таким образом, 4 августа 1881 г. зародилась будущая Воздвиженская школа. В августе 1889 г. состоялся первый выпуск школы. Из шести человек, получивших аттестаты, трое - Андрей Фурсей, Федор Чвертка, Илья Кобец - не захотели расставаться. Они и стали первыми членами Крестовоздвиженского трудового братства. С этого момента жизнь Н.Н. Неплюева и дело устроения Крестовоздвиженского братства неотъемлемы друг от друга и составляют единое целое. Ради служения братству он избрал путь безбрачия. Его мать Александра Николаевна и сестры Мария и Ольга активно включились в работу по созиданию братства...»

3 февраля исполнилось 100 лет со дня кончины основателя Крестовоздвиженского православного трудового братства Н. Н. Неплюева

Крестовоздвиженское братство - редкая в России попытка устроения православного братства на основании последовательной общинно-братской экклезиологии. В основу этого братства легли богословские и социальные концепции его основателя Николая Николаевича Неплюева (24.09.1851-03.02.1908 н.ст.), который вложил в него всю жизнь, избрав путь безбрачия, и средства, включая собственное огромное состояние.

Основной идеей Неплюева была мысль о необходимости единения между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут быть объединены в трудовое братство. Братскую жизнь Неплюев считал делом Божиим, которое должно стать для человека потребностью всей жизни. В противном случае, он будет верен братству только до тех пор, пока жизнь в нем ему удобна. По мысли Неплюева, священной обязанностью братолюбия является труд, в т.ч. труд духовный - добровольная дисциплина любви. Это заключалось в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении трудового братства, которому важно подчинить свои личные и семейные интересы. Эти концепции Неплюева нашли свое воплощение в создании Крестовоздвиженского трудового братства (годы деятельности: 1889-1929 гг.).

Основу Крестовоздвиженского братства составляли общины, образованные по профессиональному признаку под общим руководством Неплюева и думы, состоящей из наиболее ответственных братчиков. Членству в общине каждого члена братства придавалось принципиальное значение: без обретения навыка любви к братьям и сестрам своей христианской общины невозможно научиться любить братство и церковь. Подготовительным этапом для жизни в братстве были школы, в которых детей учили не только верить в Бога, но и жить по своей вере. Стремление к осмысленной жизни по вере находило свое выражение в ежедневной молитвенной жизни общин, в общебратских беседах, специальных молитвенных собраниях, а также в опыте братского богослужения, в котором частично использовался русский язык, а отдельные молитвы и псалмы читались самими братчиками. Этот опыт позднее был засвидетельствован братским священником о. Александром Секундовым на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

Неплюев считал, что обществу требуется новая христианизация, т.к. люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию. В 1906 г. в №№ 6 и 7 «Трудов Киевской духовной академии» была напечатана его статья «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора», в которой он предложил ряд реформ церковной жизни для рассмотрения Поместным собором. Он подверг резкой критике церковную жизнь: «приходы распылены, превратились в фикции», многие представители духовенства руководствуются «не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства», выдавая «антицерковную рутину за «истинное православие». Неплюев видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении принципа соборности, т.к. его нарушение приучило мирян «не считать себя ответственными членами церкви». Требуется «исправить редакцию богослужебных книг до вразумительности их содержания и сделать богослужебный язык общедоступным». Насущной необходимостью Неплюев считал восстановление в церкви «института катехетов» (или - института катехизации). «Школу катехетов» должны пройти «все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещеными и не позорить Церкви жизнию своею». Вместе с тем необходимо издать совершенно новый катехизис, более «вразумительный и жизненно-полезный».

Н.Н. Неплюев мечтал организовать Всероссийское братство на основе приходов, которые должны стать живыми клетками церковно-государственного организма. Он считал, что для осуществления этой идеи священники должны озаботиться мыслью о духовном преображении своих приходов: проповедовать, устраивать катехизические собеседования, чтобы вера не оставалась в области отвлеченного мышления. Однако осуществить этот проект ему не удалось. В декабре 1907 г. он тяжело заболел и 3 февраля 1908 г. отошел ко Господу.

После смерти Неплюева Крестовоздвиженское братство просуществовало до 1925 г., когда были репрессированы наиболее преданные братству люди. Окончательно свое существование Крестовоздвиженское трудовое братство прекратило во время коллективизации в 1929 г.

Большую роль в экономике дореволюционной России играли различные кооперативы: производственные, закупочные, сбытовые, по совместной обработке земли, кредитные, потребительские и другие. Существует ошибочное представление, что кооперация обязательно является альтернативой капиталистическому способу ведения хозяйства. Следует возразить: сама по себе кооперация - чисто организационная форма хозяйствования. Всё зависит от тех внутренних принципов, которыми руководствуются члены кооператива, а также, естественно, от «внешней среды»

Николай Неплюев. 1901 год

При капитализме кооперативы в значительной степени подчиняются общим «правилам игры», принятым в «рыночной экономике». Но они могут функционировать и по своим собственным правилам, отличным от господствующих в обществе, что, конечно, намного сложнее, хотя всё-таки осуществимо. Кстати, марксисты совершенно правильно подметили двойственность кооперативной формы хозяйства при капитализме.

Большая советская энциклопедия сообщает нам:

«Классики марксизма-ленинизма подчёркивали, что социально-экономическая природа и содержание деятельности кооперативов в условиях капитализма имеют двойственный, глубоко противоречивый характер.С одной стороны, К. - коллективное капиталистическое предприятие, подчиняющееся полностью действию объективных законов капитализма и воспроизводящее в своей деятельности общественные и экономические отношения капитализма во всей их противоречивости.

В условиях действия закона конкуренции кооперативы имеют тенденцию к превращению в буржуазные акционерные общества.

С другой стороны - как массовые организации рабочего класса и средних слоёв города и деревни кооперативы выступают в защиту своих членов от капиталистической эксплуатации, против всевластия монополий, добиваясь иногда улучшения материального положения трудящихся».

У нас принято несколько идеализировать кооперативное движение в России как некий потенциально «третий путь» её развития, прерванный революцией 1917 года. Однако бо льшая часть этих кооперативов уже в начале XX века функционировала на принципах личного интереса, принципы христианской жизни (взаимопомощи, сотрудничества, отношение к труду как форме духовной деятельности и т.п.) в них если и присутствовали, то играли подчинённую роль и постепенно уходили в прошлое.

Строго говоря, бо льшая часть кооперативов в России в конце XIX - нач. XX веков уже имела признаки коллективных капиталистических хозяйств. Это констатировал известный русский экономист Михаил Туган-Барановский , который внёс немалый вклад в развитие теории кооперативного хозяйства. Его социальным идеалом был социализм, но не марксистский (к нему он относился весьма негативно).

Социалистическое будущее России он видел на путях кооперации («кооперативный социализм»). Туган-Барановский разделял кооперативы на капиталистические, создаваемые ради экономической выгоды, и некапиталистические (социалистические коммуны), создаваемые для «увеличения, благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходов своих членов или уменьшения их расходов на потребительские нужды».

Однако ориентация кооперативов на трудовые доходы и их справедливое распределение являлась необходимым, но недостаточным условием, для того чтобы они могли называться «социалистическими коммунами». Для этого их члены должны были вести по-настоящему христианскую жизнь.

Это оказался непростой, «узкий» путь. В дореволюционной России имелись попытки создания коллективных хозяйств на принципах исключительно христианских, на основе даже не «умеренной», а «святоотеческой» хозяйственной парадигмы. Наиболее яркий пример - православное трудовое братство, организованное в конце XIX века Николаем Неплюевым . Этот человек - оригинальный христианский мыслитель и одновременно очень энергичный делатель. Многие свои идеи ему удалось осуществить на практике через указанное братство.

Поскольку о Неплюеве и его трудовом братстве современный читатель зачастую даже не слышал, позволим себе дать пространную выдержку из статьи Николая Сомина, посвящённой жизни и творчеству этого замечательного и незаслуженно забытого человека:

«Утонченный аристократ, отпрыск старинного знаменитого рода, Неплюев, служа дипломатом в Мюнхене, вдруг видит сон:

«Нахожусь в крестьянской избе , - писал он, - в обществе крестьянских детей, беседую с ними и чувствую такую духовную отраду, какой с детства жаждала душа моя».

Сон несколько раз повторяется, и Неплюев, бросив все, в 1880 г. возвращается в свое имение и организует там начальную школу для сиротских детей. Переезд в Россию совпадает с духовным переворотом, в результате которого Неплюев глубоко укореняется в христианской вере. Окружающие скептически смотрят на затеи барина, но тот с исключительным рвением и самоотдачей продолжает свое дело.

Чуть позже, в 1885 г., Неплюев на свои средства создает сельскохозяйственную школу для мальчиков, затем - аналогичную школу для девочек. В школах, помимо солидного курса сельскохозяйственных дисциплин, преподаются Закон Божий, Новый Завет и основы литургики. Цель школы - не только дать агрономические знания, но и научить детей сознательной вере в Бога и братской любви. Первые выпуски школы дали несколько молодых людей, которые не захотели расставаться с новым образом жизни. Неплюев им дает землю, на которой они образуют трудовую общину - Православное Крестовоздвиженское Трудовое Братство.

«Мне нечего было продумывать форму жизни , - пишет Неплюев, - наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина. Св. Апостолы… научили нас тому примером братских общин, этой единственной форме социального строя, вполне соответствующей братской любви».

Цель Братства Неплюев формулирует так:

«Осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия».

Крестовоздвиженский храм в имении Неплюева Воздвиженске становится для братчиков приходским. Вводятся общие утренние и вечерние молитвы, богослужения по воскресеньям и всем большим православным праздникам, говение в Великий пост, изучение Писания. Все по благословению епископа, строго православно, никакого сектантства.

Но Братство - не только приход, но и трудовая коммуна. Братчики организованы в несколько «семей», т.е. артелей или групп по профессиональному признаку, названных в честь святых: семья Николая Чудотворца, семья Иоанна Богослова и т.д. В каждую такую «семью» входит несколько обычных семей и холостых.

Вся «семья» живет в одном общежитии, имеет общую трапезу, воспитывает детей в собственном локальном детском саду. Все важные решения принимает Дума Братства (10–20 человек), работающая под председательством Блюстителя, которым пожизненно был избран Неплюев. Вся прибыль Братства, после отчислений в фонд развития, распределяется поровну между всеми братчиками, независимо от профессии и занимаемой должности.

ДЕЛО БОЖИЕ - ВОССОЗДАНИЕ МИРОВОГО ЕДИНСТВА . Это мировое единство и есть христианский идеал…

В начале XX в. Братство становится знаменитым. Множество любопытных едет в Воздвиженск, чтобы наяву посмотреть на жизнь братчиков. У Братства появляется масса поклонников… Неплюев составляет Устав Братства и добивается его утверждения самим Александром III , что не позволило недругам запретить Братство, которое, кстати, быстро растет: если в 1890 г. там было лишь 9 человек, то к 1907 г. - уже около 500. Расцветает культурная жизнь: все братчики грамотны, читают книги и газеты, многие пишут стихи, рисуют, устраиваются театральные постановки.

Есть еще и третья сторона: Братство покупает самые современные машины, внедряется десятипольный севооборот, разводятся лучшие породы скота. Братчики работают в столярных и металлообрабатывающих мастерских. В 1901 г. Неплюев передает Братству большую часть своего состояния, и Братство, несмотря на все препятствия, продолжает успешно развиваться. Позднее появляются трактора, электростанция, телефон. Строятся гостиница, больница, число школ увеличивается до пяти. Иначе говоря, создается высокоэффективное производство и прочная социальная инфраструктура.

Николай Неплюев и его братчики на крыльце дома Неплюева

Это поступательное движение не остановила даже смерть Неплюева. Братство переживает Мировую войну и революцию. В советское время оно стремится сохранить свой хозяйственный и религиозный строй, маскируясь под различными вывесками: коммуна, артель, совхоз. До поры до времени это удается, и в 1922 г. о нем говорят как о лучшем аграрном хозяйстве России. Но позже, в 1924 г., начались аресты и высылки. В 1927 г. закрываются неплюевские школы. Наконец, в начале 30-х во время коллективизации бывших братчиков выселяют из Воздвиженска по разным местам проживания».

В одной статье нет возможности рассказать подробно о Братстве Неплюева. В основе его лежала система продуманных и тщательно соблюдаемых принципов: «обособления от зла»; «дисциплины любви»; «системной благотворительности» и других. Изучение опыта применения этих принципов в Братстве Неплюева имеет большую значимость при реализации проектов организации «малых социумов» в современных условиях.

Взять, к примеру, принцип обособления от зла. Неплюев настаивает на нём, ибо «жизнь свою сделать достоянием Божиим нельзя, не обособляясь от зла и злых». Сам Творец поступает в соответствии с принципом обособления:

«Дело Божие - воссоздание мирового единства. Это мировое единство и есть христианский идеал… Идеал этот в полной мере только и может быть осуществлен в Царстве Божием, в дому Отца Небесного, при полном обособлении от зла и злых».

Неплюев - реалист, считает, что всех к Богу привести невозможно. Всегда останется часть людей, которая в силу дарованной им свободы будет противиться Богу, будет оставаться носителем зла. В каком-то смысле Неплюев считал своё Братство «монастырем в миру», при этом ставил достаточно жёсткие преграды между этим монастырём и носителями зла из окружающего мира. Братство можно было также сравнить с «крепостью», держащей оборону от внешнего зла и не допускающей его внутрь.

Н.В. Сомин так оценивает этот принцип Братства:

«Отметим, что в жизни Братства принцип обособления соблюдался, причем, может быть, слишком строго.

Братчики мало общались с окрестными крестьянами, что вызывало справедливую критику со стороны. Однако Неплюев очень боялся развала дела Братства из-за разлагающего влияния мира. И следует сказать, что эти опасения не были беспочвенными».

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ ЖЕЛАЕТ ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ ЛЮБВИ , неизбежно попадает под власть, жесточайшую диктатуру двух других сил - страха и корысти.

Ещё более важным для жизни Братства Неплюев считал принцип «дисциплины любви». Смысл данного принципа предельно прост: член Братства добровольно (не принудительно!) и осознанно (не фанатично!) жертвует своими интересами ради общинных. И основателю Братства это удалось:

«Создалось такое мирное единение в братолюбии, при котором оказалось возможным создать мирную трудовую жизнь, в которой прочный порядок зиждется на дисциплине любви к Богу и братству, не нуждаясь в мерах грубого воздействия».

Принцип «дисциплины любви» родился у Неплюева в результате глубоких размышлений относительно того, каковы основные движущие силы человека в сфере социальной жизни. И он пришёл к выводу, что таких сил всего три: любовь, страх и корысть. Конечно, бывает, что в человеке одновременно действуют все три силы. Но обычно в конечном счёте побеждает одна. Из трёх сил лишь любовь является созидающей и способной решать любые социальные проблемы. Ибо последовательное подчинение людей силе любви означает их подчинение Богу, а Бог - единственный источник реального созидания всего и вся.

Николай Неплюев и священник Александр Секундов с членами Крестовоздвиженского Православного Трудового Братства. 1904–1907 годы

Первая - любовь - чудесным образом разрешает все социальные проблемы. Лишь через последовательное подчинение «диктатуре любви» может быть решена проблема сочетания индивидуальной свободы человека с необходимостью быть членом социума:

«Человечество страстно желает свободы и не хочет понять, - пишет Неплюев, - что никакая свобода невозможна без дисциплины любви, когда из любви к добру и ближним при свете этой любви к добру не хотят делать зла и тем становятся способными пользоваться безграничной свободой, не злоупотребляя ею».

Человек, который не желает жить по законам любви, неизбежно попадает под власть, жесточайшую диктатуру двух других сил - страха и корысти:

«Там, где отсутствует единственная истинная внутренняя, добровольная и прочная дисциплина, - дисциплина любви, - там только и возможна дисциплина внешняя, вынужденная, непрочная: дисциплина страха, когда не делают того, что слишком опасно делать, и дисциплина корысти, когда не делают того, что слишком невыгодно… Вторая - основана на праве частной собственности».

Мысль, выраженная Неплюевым предельно лаконично, отвечает на многие вопросы, которые нас сегодня волнуют. Становится понятно, что до тех пор, пока в нашем обществе не возобладает христианская любовь, править им будут два основных отрицательных мотива действий человека - страх и корысть. Общество, которое зиждется на страхе (а следовательно, и силе), - тоталитарный режим. Общество, которое зиждется на корысти, - капитализм. Впрочем, в современном обществе (как мы покажем ниже) господствуют оба негативных чувства, поэтому его можно назвать тоталитарным капитализмом.

Мысль Неплюева о трёх чувствах (силах), управляющих обществом, рассеивает иллюзии тех, кто предлагает проекты построения некоего гибридного общества, которое бы основывалось на несовместимых чувствах любви (с одной стороны) и страха и корысти (с другой стороны). Речь идёт о проектах «православного капитализма», «социального капитализма», «народного капитализма» и т.п. Им он противопоставлял единственно спасительный для отдельного человека и для всего общества проект «христианского социализма».

Кстати, Неплюев никогда не использовал термин «христианский социализм». Но по духу и смыслу все его предложения можно назвать именно «христианским социализмом». Вероятно, идея социализма уже в конце XIX - нач. XX веков была достаточно дискредитирована марксистами и разного рода атеистами, поэтому Неплюев употреблял другие термины. Например, он говорил о Всероссийском Трудовом Братстве как социальном идеале России. Что касается марксистского (атеистического) социализма, то Неплюев крайне отрицательно относился к этой идее и постоянно выступал с её критикой.

Валентин КАТАСОНОВ, доктор экономических наук