Николай николаевич ге

Ге Николай Николаевич (1831-1894)

Крупнейший русский живописец Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже, в дворянской семье. Семья Ге (Gay) родом из Франции. В конце XVIII в. прадед художника эмигрировал в Россию и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком и детство Николая Николаевича прошло в деревне. Затем он воспитывался в киевской гимназии, по окончании которой поступил в Киевский университет, а откуда перешел в Петербургский. Отучившись два года, он оставил университет и в 1850 году поступил в Академию художеств в которой учился 7 лет. В Академии молодой художник занимался под руководством П.Басина.

Время учебы Ге пришлось на последние мрачные годы правления Николая I - эпоха “безвременья”, когда угнетение человеческого достоинства стало нормой во всех областях жизни России. Обучение в Академии в то время велось при активном участии царя и его дочери, которая была президентом Академии. Молодые художники воспитывались в традициях классицизма, но руководство ведущих профессоров-преподавателей не было очень требовательным, сам учебный процесс был каким-то неопределенным, учащиеся в основном были предоставлены сами себе, получая основные знания и навыки от общения друг с другом. Причиной этой так называемой полусвободы, в которой воспитывались художники, было то, что классицизм здесь уживался с эстетикой романтизма, которой были привержены профессора-преподаватели.

Своим настоящим учителем Ге считал К.Брюллова, творчество которого очень любил, а его знаменитую “Помпею” считал идеалом. Он никогда не встречался с мастером, но изучал его картины, всегда пользовался его советами, которые слышал от натурщиков, работавших с мастером. Сюжет его первой картины “Хаджи-Абрек”, написанной под влиянием одноименной поэмы Лермонтова, близок с сюжетами картин Брюллова. Свою любовь к Брюллову Ге сохранил до своей смерти, хотя и совершенно отошел от его манеры.

В академии Ге пробыл семь лет и получил за программу “Ахиллес оплакивает Патрокла” в 1855 г. малую золотую медаль. За картину “Волшебница андорская вызывает тень Самуила для царя Саула”, в написании которой Ге использовал многие из приемов Брюллова, он был удостоен большой золотой медали и послан за границу, где оставался с 1857-63 гг.

Художник вместе со своей молодой женой отправился за границу не дождавшись выдачи медали и причитающихся ему денег. Он посетил Швейцарию, Мюнхен и Париж, побывал Салоне 1857 года и на посмертной выставке П.Делароша, который оказал огромное влияние на содержание его картин и на их техническое исполнение. (По совету Делароша Ге писал свои картины с восковых фигурок). Выставка произвела на Николая Николаевича колоссальное впечатление.

Затем художник прибыл в Италию, где ему пришло понимание принципов творчества Брюллова, стремления мастера к правде в изображении природы и человека. В произведениях конца 1850-х годов художник отразил свои впечатления об этой красивейшей стране. В это время Ге работает над эскизами своих будущих исторических картин, которые он, являясь пенсионером Академии художеств, обязан был ей предоставить. Ге изучает колорит старых мастеров и в то же время интересуется пленэром, который был самой актуальной проблемой в искусстве в то время. В Италии художник понял необходимость поисков нового направления своего искусства: “Во мне воскресла жизнь древних в ее настоящем, живом размере и смысле, и вот, может быть, начало того, что называется чувством “реального в искусстве!””

В Риме он познакомился с А.Ивановым и увидел его картину “Явление Христа народу”, которая не произвела на него особенно сильного впечатления, но благодаря которой художник впоследствии обратился к теме последних дней жизни и смерти Христа. Тогда же он был увлечен произведениями Микеланджело, писал портреты и эскизы: “Смерть Виргинии” (1857), “Любовь Весталки” (1858) и “Разрушение Иерусалимского храма” (1858).

Большое значение в творчестве Ге имел пейзаж, которым он увлекся в Италии. Природа Италии оказала огромное влияние на творчество художника и свои чувства к ней он отразил в этюдах: “Горы. Вико”, “Залив Вико близ Неаполя”, “Виноградник в Вико”, созданных в 1858 году во время своего пребывания с семьей близ Неаполя.

В пейзажах 1860-х годов, которые были написаны художником во Флоренции: “Закат на море в Ливорно”, “Вид из Сан Теренцо на Леричи ночью”, “Ливорно. Морские дали (Дорога к морю в Антиниано близ Ливорно)” чувствуется увлечение художника элементами освещения. Ге пишет эскиз “Смерть Ламбертации” (1860), но его постигает разочарование. Художник находился в таком состоянии, что решает даже бросить искусство. Ге с детства был религиозным человеком, и этот тяжелый для него момент он обратился к религии, к Евангелию, в котором нашел ответы на мучающие его вопросы. В художнике опять пробудилась жажда творчества.

Во второй половине XIX века в искусстве образовались два направления: историческое и религиозное. Н.Ге был представителем исторического направления, его картинам присуще точное изображение природы, быта, архитектуры и интерьеров того времени. Первой в ряду картин на евангельские сюжеты была картина “Тайная Вечеря” (1863), которую Ге, по возвращении в Россию выставил на выставке в Петербурге осенью 1863 года. Творчество художника отличается новизной трактовки евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем. Картина написана согласно его настроению и пониманию евангельской истории. Художник не идеализировал образ Иисуса Христа, а показал его как реального человека, совершившего подвиг во имя человечества. Главной в этой картине стала для художника тема раскола в кругу единомышленников. Основной принцип картины - это принцип психологизма, которому соответствуют и композиционное и колористическое решения. “Тайная Вечеря” получила признание официальных кругах, художнику было присвоено звание профессора Академии художеств, минуя звание академика. Картина была приобретена царем.

Радостный и удовлетворенный, Ге в начале 1864 г. возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты: “Христос и Мария, сестра Лазаря”, “Братья Спасителя” и другие. Несмотря на то, что художник стремился овладеть методом критического реализма, он все еще обращался к романтизму. Следующей его работой была картина “Вестник Воскресения”, написанная именно в этом стиле.

Картины 1864 года уже соединяют пейзаж и бытовые мотивы, фигуры людей становятся более значимыми. От них как бы веет покоем, гармонией и умиротворением. В этот период были написаны: пейзаж “Флоренция”, эскиз “Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса, идущего к ним в дом”.

Художник писал пейзажи до конца своего пребывания в Италии, некоторые из них послужили этюдами для последующих картин, например “Дубовая роща в Сан-Теренцо” и “Оливковая роща в Сан-Теренцо” были использованы художником для картины “Христос в Гефсиманском саду”.

Кроме пейзажей Н.Ге исполнил много портретов. Это были в основном портреты близких знакомых, портреты его жены и детей.

В 1867 году во Флоренции Ге знакомится с А.П.Герценом и пишет его портрет, который был задуман для того, чтобы увековечить имя великого писателя и общественного деятеля. Портрет А.П.Герцена считается самым лучшим из всех написанных им портретов, и одним из лучших в живописи XIX века. В этом же году Ге написал портрет доктора-физиолога Морица Шиффа. В 1868 году - портрет воспитателя детей Герцена Иосифа Доманже.

В картинах и эскизах того времени можно проследить тенденцию изменения образа главного героя. Художник по-новому осмысливает образ Христа, обращает пристальный интерес к его внутренней жизни. Если в “Тайной Вечере” Христос предстает перед нами обреченным и бездейственным, то в картине “Христос в Гефсиманском саду” мы видим гордого, сильного духом человека.

В 1867 г. Ге оканчивает свою картину “Вестники Воскресения” и посылает ее на выставку Академии Художеств, но ему отказывают в ее приеме. Друзья художника выставляют ее в художественном клубе, но и здесь картина не имеет никакого успеха. Та же участь постигла и картину “Христос в Гефсиманском саду” как в Петербурге, так и на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869 г., куда Ге послал ее вместе с “Вестниками Воскресения”.

В 1870 г. Ге возвращается в Петербург. После десяти лет, проведенных в Италии обновленная Россия поразила художника. Он писал: “Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и, под влиянием этого увлечения задумал свою картину “Петр I и царевич Алексей”. ” На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил эту картину и она произвела сильное впечатление на публику и вызвала сильные споры в газетах. Салтыков писал о картине: “Всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти”. Государь заказал художнику повторение этой картины для себя.

В 1874 г. Ге выставил новую картину “Екатерина II у гроба Елисаветы”, которая успеха не имела. В 1875 г. им была написана картина “Пушкин в селе Михайловском”, которая тоже не произвела никакого впечатления (приобретена Некрасовым).

Ге в это время вращался в среде писателей и ученых и написал портреты Антокольского, Н.И. Костомарова, И.С.Тургенева, M.E.Салтыкова, Н.А.Некрасова, Пыпина, В.А.Серова, Т.П. Костомаровой, А.А.Потехина и мн. др. Тогда же он вылепил бюст Белинского.

В 1875 г. Ге навсегда покинул Петербург и поселился в Черниговской губернии, где он купил небольшой хутор. Он совсем отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали, занимал различные должности по выборам. В своих записках он пишет, что нельзя торговать искусством, надо жить сельским трудом. Но совсем отказаться от искусства художник не в силах. У себя в деревне он пишет портреты соседей и родных, а через четыре года начинает новую картину “Милосердие или не Христос ли это?” изобразив Христа в образе нищего. Картина была выставлена в 1880 г. в Петербурге, но успеха не имела. Ге уничтожил эту картину. Это обстоятельство опять оторвало художника от искусства.

С 1862 г. Ге сблизился с графом Л.Н.Толстым и всецело подпал под его влияние. Они часто переписывались, делились своими планами, Ге постоянно советовался с Толстым относительно своих работ и всецело следовал совету последнего: “Картинами выскажите простое, понятное и нужное людям христианство”. В 1884 г. Ге написал прекрасный портрет Л.Н.Толстого.

Художник обращается к современному ему обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи, в связи с этим сделал 10 рисунков к рассказу “Чем люди живы?”. Тогда же он исполнил ряд картин на религиозные сюжеты “Выход с Тайной вечери” (1889), “Что есть истина?” (1890), “Иуда” (Совесть) (1891), “Синедрион” (1892) и, наконец, “Распятие” в нескольких вариантах. В этих картинах, отмеченных глубоким драматизмом, художник в широкой экспрессивной манере изображает духовные и физические страдания человека. Значительная роль здесь отведена резким контрастам света и тени. В то же время Ге пишет портреты Лихачевой, Костычева, автопортрет, портрет Н.И.Петрункевича. Тогда же художник занимался и скульптурой, лепил бюсты В.Г.Белинского и Л.Н.Толстого.

Последние произведения Ге вызвали разнообразные споры, во всех газетах разгорелась полемика по их поводу. Картины “Что есть истина?” Синедрион” и “Распятие” были запрещены и сняты с выставки. Первая была вывезена в Европу и в Америку одним из поклонников художника, но она не произвела там впечатления, та же участь постигла и вторую. “Распятие”, снятое с выставки передвижников, было выставлено на частной квартире, а затем увезено в Лондон. Эта картина поразила видевших ее людей безжалостной правдой свирепой казни. “Самая история жизни, смерти вдруг получает свое настоящее обличающее людей значение” - писал Толстой. Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели его картины, в них он нашел себя.

В последний период своей художественной деятельности Ге искал достижения своего идеала, он считал, что главное в картине - мысль, он придавал большое значение сюжету, религиозно-этической проблеме, которую он хотел решить; форма сделалась для него второстепенной. Под влиянием Толстого, он даже на время бросил краски и иллюстрировал карандашом “Отче наш”.

Н.Н.Ге - яркая художественная личность, проповедник духовной красоты. Он внес огромный вклад в развитие реалистической живописи, портретного и пейзажного жанров. Его произведения дышат горячей искренностью и благородной убежденностью. Портреты, принадлежащие кисти Ге отличаются простотой, правдивостью, строгостью цветовых и композиционных решений, стремлением передать богатство и сложность духовной жизни человека, на них “лежит отражение благородной души их автора” (Александр Бенуа). Он успел сделать все, что задумал, успел окончить главный труд последних лет “Распятие”, завершить задуманный им цикл, посвященный страданиям и подвигу Иисуса Христа.

Николай Николаевич Ге скончался на своем хуторе 1 июня 1894 г. После него остались записки и огромное количество писем, в которых он объясняет свое отношение к искусству. Часть этих записок была напечатана в виде отдельных статей: “Киевская первая гимназия в сороковых годах” (сборник, изданный в пользу недостаточных студентов университета Святого Владимира, Киев, 1895); “Встречи” (“Северный Вестник”, 1894, книга 4); “Жизнь русского художника шестидесятых годов” (“Северный Вестник”, 1893, книга 3).

Картины художника

А. С. Пушкин в селе Михайловском


Автопортрет. 1892


Аллея в старом парке


Ахиллес, оплакивающй Патрокла


Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила


В Гефсиманском саду


Вестники Воскресения


Вид из Санто-Теренцо на Леричи ночью


Возвращение с погребения Христа


Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад


Голгофа


Дорога в лесу


Дубы в горах Каррары


Екатерина у гроба императрицы Елизаветы


Закат на море в Ливорно


Каррара. Погрузка мрамора


Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом


Морской залив в Ливорно. Закат солнца


Мост в Вико


Мраморная пильня в Карраре


Облака Фраскати

Перевозка мрамора в Карраре


Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Портрет А.В.Олсуфьева

Портрет А.М.Олсуфьевой


Портрет А.Н.Пыпина


Портрет В.А.Кочубей

Портрет В.Н.Ростовцевой


Портрет Иосифа Доманже

Портрет Натальи Ивановны Петрункевич

Портрет О.П.Костычевой


Портрет Шестовой с дочерью

Портрет Я.П.Меркулова


Портрет историка Николая Ивановича Костомарова


Портрет неизвестной в голубой блузе

Николай Николаевич Ге родился 17 февраля 1833 года в Воронеже. Семья Ге имела французское происхождение. Детство будущего художника проходило в деревне. Образование Ге получил в киевской гимназии. Окончив это учебное заведение, он поступил в Киевский университет, затем перешел в Петербургский. Ге учился на физико-математическом факультете. Однако впоследствии Ге почувствовал интерес к живописи. Оставив университет, он успешно сдал экзамены в Академию художеств. Руководителем начинающего художника стал П. Басин, однако своим наставником сам Ге считал Карла Брюллова. Именно картину «Помпея» Ге считал идеальной работой.

За картину Ге получает командировку за границу. Художник путешествует с 1857 по 1863 год. Он посещает Париж, Рим, Швейцарию. Выставка картин Поля Делароша, на которой он побывал в Париже, оказала огромное влияние на характерные черты творчества Ге.

В этот период появляются многочисленные портреты, а также эскизы («Разрушение Иерусалимского храма», ). Картиной, которая принесла ему настоящую популярность, стала . Это полотно, проникнутое небывалой драматической взволнованностью, отличающееся новой трактовкой евангельского сюжета, Ге представил на суд публики в 1863 году. За это полотно Ге получил от Академии художеств сразу статус профессора.

Ге продолжает работать над различными сюжетами евангелия. Появляются картины «Братья Спасителя», . Во время работы во Флоренции Ге пишет портрет Герцена, с которым художник сблизился в этот период.

Последние работы христианской тематики не имеют успеха, поэтому, вернувшись в 1870 году в Петербург, Ге на время отходит от этой тематики. Художник вновь проявляет интерес к русской истории.

В 1871 году Ге участвует в первой выставке художников-передвижников, представляя работу . Эта картина стала очередным успехом художника, она отличается особой правдивостью и достоверностью. В лице отца и сына Ге увидел противоборство двух сил того времени.

С 1875 года художник навсегда переселяется на Украину, где он покупает маленький хутор. Этот период связан с серьезным нравственным переворотом, с обращением художника к морали и религии. В этой связи важную роль сыграло знакомство Ге с Л.Н. Толстым. В 1884 году художник пишет портрет знаменитого писателя. Впоследствии Ге в основном работает только над религиозными сюжетами ( , «Выход с Тайной вечери», ). Последние работы Ге вызвали много нареканий, однако сам художник был доволен ими. Ему удалось впервые внести нотки реализма в полотна на религиозную тему.

Лучшие картины Ге Н.Н.

О главной картине Николая Ге «Тайная вечеря» Илья Репин говорил: «Во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему». Но путь к виртуозному мастерству Ге не был прост: долгие годы художник учился на математика, а потом пошел против воли отца и поступил в Академию художеств.

Илья Репин. Портрет Николая Ге (фрагмент). 1880. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Ярошенко. Портрет Николая Ге (фрагмент). 1890. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Ге. Автопортрет (фрагмент). 1892. Киевский государственный музей русского искусства, Киев, Украина

Николай Ге родился в усадьбе под Воронежем , в семье помещика французского происхождения: дед будущего художника - Матвей Ге - эмигрировал из Франции в конце XVIII века. Мать художника умерла от холеры, когда ему не было и четырех месяцев. Николая и его братьев могла ждать та же участь, но крепостные отнесли детей в город, к бабушке, где инфекция была не так распространена, и спасли их от гибели. Когда опасность миновала, семья вернулась в имение. Отец редко бывал дома, воспитанием детей занимались бабушка и няня Наталья - крепостная женщина. Старшие братья Ге проявляли интерес к точным наукам, а Николай с детства любил рисовать.

Я начал рисовать не помню когда; помню только, что нарисовал на полу мелом лошадей и архимандрита в мантии, что мне ужасно нравилось. Бабушка заметила, что рисовать лошадей можно на полу, а архимандрита нельзя.

Николай Ге

Николаю стали выдавать листы бумаги, чтобы на них он мог рисовать «святые вещи». Вскоре Ге-старший женился второй раз, продал поместье в Воронеже и переехал с семьей в Подольск. Оттуда в 1841 году Николая отправили в Первую Киевскую гимназию, где учились его старшие братья.

Первые уроки живописи Ге брал у учителя рисования Федора Беляева. Сначала пробовал акварель, позже - масляные краски. Ге часто ходил к учителю домой и разглядывал его картины, эскизы и слепки гипсовых голов, а также литографии полотен других художников.

Закончив гимназию, Ге по настоянию родственников поступил на математический факультет Киевского университета. Здесь он познакомился с хранителем университетского музея, с которым часто беседовал о живописи - в частности, о работах Карла Брюллова . «Несчетное число раз расспрашивал я его, заставлял рассказывать мне подробно, какие фигуры в «Помпее» Брюллова (тогда славившейся по всей России) , - вспоминал художник, - в Петербурге я еще не бывал, ни гравюр, ни литографий у нас в университете не было. Но он так знал картину, что мог бы, кажется, нарисовать ее всю» .

Помимо точных наук, Ге продолжал изучать живопись самостоятельно. В университете Киева он проучился недолго: старший брат Осип забрал его в Петербург. В столице Николай первым делом отправился в выставочный зал Императорской Академии художеств посмотреть на картины Брюллова. «Приехал, увидал «Помпею» - и не мог наглядеться» , - вспоминал Николай Ге.

В Петербурге Ге поступил в университет, и снова - вопреки собственным предпочтениям - на математический факультет. Но его тянуло к искусству: свободное время Николай проводил в картинных галереях, а по воскресеньям посещал университетские музыкальные концерты. В 1850 году он бросил университет и поступил в Академию художеств .

Николай Ге. Саул у Аэндорской волшебницы (фрагмент). 1856. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Ге. Возвращение с похорон Христа (фрагмент). 1859. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Ге. Ахиллес оплакивает Патрокла (фрагмент). 1855. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина

В Академии художеств Николай Ге обрел друзей и единомышленников. Но главным для него была возможность быть ближе к творчеству своего кумира, Карла Брюллова. В те годы знаменитый художник был уже слаб и болен и в Академию не приходил. Поэтому Ге расспрашивал о нем старших товарищей и натурщиков, копировал его стиль и технику, в свободное время внимательно рассматривал его картины, развешанные в выставочных залах. «Он еще был жив, но мы чувствовали, что он не вернется к нам, - вспоминал Ге. - Огромный запас анекдотов, рассказов о нем, его изречения, его замечания - как рисовать, как писать, как сочинять, что значит рисовать, что такое искусство, - все это питало нас во время наших поисков на новом пути, им завещанном нам, по которому мы все, его ученики по духу, за ним бежали .

В годы студенчества Ге писал заказные портреты чиновников и давал уроки рисования в домах столичной знати за скромную плату. Однажды ему удалось купить фрак, и это приобретение для Ге было невероятно удачным: юный художник мечтал попасть в Эрмитаж , а в те годы в музей без фрака не пускали. Несмотря на трудное финансовое положение, художник часто помогал своим товарищам. Трое из них жили в его комнате, другим Николай позволял носить свою парадную одежду, и поэтому зачастую проводил вечера дома, не имея возможности выйти в свет.

В 1855 году Ге представил Совету Академии полотно «Ахиллес оплакивает Патрокла» и успешно выдержал экзамен на Малую золотую медаль. А через два года за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» он получил Большую золотую медаль и отправился в пенсионерскую поездку по Европе за счет Академии.

Николай Ге. Любовь весталки, эскиз (фрагмент). 1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Ге. Тайная вечеря (фрагмент). 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Ге. Смерть Виргинии, эскиз (фрагмент). 1850-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ге выехал за границу сразу после экзамена в Академии. Он побывал в Швейцарии, Германии и Италии. В Риме Ге посещал картинные галереи и создавал этюды. Он написал несколько женских портретов, вид города из окна мастерской, и картину «Утро», на которой поставил подпись «Подражание Брюллову». Тогда же появились эскизы «Смерть Виргинии» и «Любовь весталки».

В Италии русское искусство и русские художники интересовали меня еще более прежнего. В Риме я встретился со своими предшественниками, застал старых художников, и между ними знаменитого Иванова и его брата-архитектора. Иванов был перед выездом своим в Россию, куда вез свою знаменитую картину. Я успел ее еще увидеть.

Николай Ге

Ге одним из первых оценил «Явление Христа народу» Александра Иванова , и под влиянием этой работы и сам обратился к религиозным мотивам. Одним из первых полотен Ге на библейский сюжет стало «Возвращение с похорон Христа».

Вскоре Николай Ге столкнулся с творческим кризисом. Римские эскизы так и остались эскизами - он не смог писать те полотна, которые он запланировал ранее, а работа над новым сюжетом - «Смерть Ламбертации» - не продвигалась дальше наброска. Более того, художнику никак не удавалось создать главную картину, которую он должен был привезти из пенсионерской поездки. Техника академической живописи не устраивала Ге, он бросал эскиз сразу же, как только видел «след Академии». Он даже на время оставил живопись и намеревался вернуться в Россию с пустыми руками, без картин. Но в какой-то момент он обратился к Евангелию. «И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека, - вспоминал Ге - Близ него лежал Иоанн: он все понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял все и пришел в негодование - он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдет» .

Так родилась идея «Тайной вечери». Ге взялся писать без наброска и закончил картину, выполненную в реалистичной манере, уже через две недели. Лев Толстой говорил, что его «собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге» , а Илья Репин так отзывался о полотне: «Не только у нас в России, но, можно смело сказать, - во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему» .

Когда Николай Ге вернулся в Петербург в 1863 году, за «Тайную вечерю» Совет присвоил ему звание профессора исторической живописи. А на следующий год император Александр II выкупил картину за 10 тысяч рублей.


живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен
27 февраля 1831 (179 лет назад) - 13 июня 1894

Он всегда искал истину, нередко думал,
что был к ней близок, но ненадолго,
так как искание истины было в его природе…
Г. Мясоедов

Судьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но ее подвергла критике церковная цензура. Картина ««Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника.

Николай Николаевич Ге родился (15) 27 февраля 1831 года в семье помещика в Воронеже. Для обучения Николай сначала выбрал физико-математический факультет, проучившись год в Киевском университете и год в Петербургском.

Ярошенко Н. А. "Художник Николай Ге"

«Саул у Аэндорской волшебницы» эскиз 1856

Но тяга к живописи и природный талант сказали свое веское слово. Он поступил в академию художеств, проучился там семь лет, а в 1857 году за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное пенсионерство.


"Ахиллес, оплакивающий Патрокла" 1855

"Суд царя Соломона" 1854


"Разрушение Иерусалимского храма" 1858 г.

"Христос в синагоге" 1868 г.

Смерть Виргинии. 1857-1858. Эскиз неосуществленной картины. 1857-1858. Холст, масло. 43 х 57.

Сюжет взят художником из истории Античного Рима. Децемвир Аппий Клавдий, один из коллегии десяти законодателей, воспылал тайной страстью к дочери уважаемого центуриона. Он задумал хитростью овладеть ею и сговорился с одним из тех, кто от него зависел, что тот заявит, будто девушка эта ранее была рабыней, и приведет обвиняемую к Аппию, который вынесет приговор в пользу своего сообщника. Но прежде чем ее увели, явившийся отец Виргинии схватил в лавке мясника нож и заколол ее. Эскиз неосуществленной картины.

"Возвращение с погребения Христа" 1859 г. Эскиз

Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. Лук.23:50-56

В 1858 году в Риме состоялась встреча Ге с А. А. Ивановым и его картиной „Явление Христа народу“. Творение Иванова оказало на Ге серьезное влияние, что вскоре проявилось в эскизе „Возвращение с погребения Христа“.

За шесть лет Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Он неустанно работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим картинам из жизни Древнего Рима и средневековья.

"Голова Апостола Андрея" Начало 1860-х

"Голова Иуды" этюд к картине «Тайная вечеря» 1863

«Тайная вечеря» 1863

В Петербург он вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Картина была явно вне канонов академизма, но она понравилась Александру II и император её приобрел. Такой успех не могла не отметить академия художеств, присвоив Николаю Ге звание профессора исторической и портретной живописи.

На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами.


"Сорренто" 1869


"Флоренция" 1864


"В Гефсиманском лесу" 1869


"Иуда" 1870–1880-е гг


"Вестники воскресения" 1867

Он вернулся в Петербург в 1870 году, включившись в художественную, общественную и духовную жизнь столицы. В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех. Но у художника случались и неудачи, которые он тяжело переживал. Один период он даже забросил кисть и занялся сельским хозяйством.


«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» 1871


"Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы"

"Пущин у Пушкина в Михайловском" 1875

На рубеже 1870-х и 1880-х Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников – Салтыкова-Щедрина, Некрасова (обе 1872), Льва Толстого (1884).

Живопись Ге претерпела разительные перемены. Она приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма.

Н.Н. Ге – один из самых своеобразных и значительных русских художников второй половины 19 века. В его творчестве нашли отражение прежде всего морально-этические проблемы, волновавшие передовую русскую интеллигенцию того времени. Н. Ге продолжал традиции Александра Иванова, верившего в преобразующую человека силу искусства. По своим взглядам на современную жизнь Ге был близок И.Н. Крамскому и Л.Н. Толстому. Назвав одну из своих картин «Что есть истина?», художник показал, что стремится ставить перед собой самые сложные вопросы, волнующие человечество на протяжении веков. В поисках ответа Ге обратился к сюжетам, взятым из Евангелия. Картины «Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Голгофа», «Распятие» вызывали у зрителей самые разные отзывы – от восторженных до крайне отрицательных. Они волновали, заставляли размышлять, и это было главное.
Внук французского эмигранта, Н.Ге детство и юность провел на Украине. Учился будущий художник на математическом факультете Киевского, а затем Петербургского университетов. В 1850 году Ге поступил в Академию художеств в мастерскую профессора П.В. Басина. В Национальном Художественном музее находится картина «Ахиллес, оплакивающий Патрокла» (х.,м.147,5х172,5.Справа внизу: Николай Ге. 1855. Приобр. в 1957г. у частного владельца), написанная в годы учебы в 1855году. Следуя классической традиции академической школы, Ге обращается к сюжету из «Илиады» Гомера.
Патрокл пал в битве, сраженный рукой Гектора. В скорбно-торжественной позе со слезами на глазах склонился над телом любимого друга Ахиллес. Рядом с ложем стоит божественно-прекрасная богиня Фетида – мать Ахиллеса, принесшая сыну новые, выкованные Гефестом, великолепные золотые доспехи. С большим мастерством Ге выписывает вооружение древнегреческих воинов. Героические характеры, барельефная композиция, локальная система колорита являют нам образец академической картины, за которую Н. Ге была присуждена малая золотая медаль.
Закончив Академию художеств, Н.Ге отправился в заграничное путешествие. Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. В Риме была задумана картина «Смерть Виргинии». В собрании музея находится этюд к ней – «Римлянка» (1857. Этюд для неосуществленной картины «Смерть Виргинии» на сюжет одноименной трагедии В.Альфиери. х.,м. 58х42,5. Слева внизу: 1857. Римъ. Н.Ге; ниже: n2. Приобр. в 1959г. у частного владельца. РЖ-590). На нем изображена итальянская девушка с живыми черными глазами, одетая в синий, украшенный красными лентами корсаж. Этюд написан мастерски, широко и свободно, в нем сияет солнце Италии, пленившей не одного русского художника. Очарованию этой страны покорялись С.Щедрин, О.Кипренский, К.Брюллов В этюде чувствуется несомненное влияние «великого Карла», под впечатлением картин которого находились тогда многие молодые художники. Солнце и воздух Италии оказали на Н. Ге благотворное влияние, высветлив и обогатив его цветовую палитру. В Италии созрел замысел картины «В Гефсиманском саду».
Образ Христа привлекал внимание художников во все времена. В русском искусстве второй половины 19 века к нему обращались И.Крамской, В.Поленов, М.Нестеров. Каждый художник по-своему понимал и воплощал этот образ. Н.Ге в Христе искал высокий этический идеал, видел в нем прежде всего человеческую, а не божественную природу.
В собрании музея находится этюд мужской головы («Мужская голова». 1868. Флоренция. Этюд для картины «В Гефсиманском саду» 1869г., находящейся в ГТГ. Х.,м.54,5х43,1. Справа внизу: Александру Авакумову Куринному отъ Ник. Ге. Приобр. у частного владельца в 1957г. РЖ-27). Лицо изображенного на этюде человека покоряет огромной внутренней силой, его глаза проницают душу. Перед нами пророк, знающий все тайны и глубины человеческой природы. Созданный Ге образ Христа полон драматизма. Яркий контраст света и тени, выдержанная в коричневых тонах цветовая гамма придает ему особую выразительность.

"Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад" Эскиз. 1888 ГТГ

Н.Ге обращался не только к религиозным сюжетам. Его картина «Петр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» стала заметным явлением в русской исторической живописи второй половины 19 века. Н. Ге был талантливым портретистом, им созданы замечательные портреты знаменитых современников художника – А.И. Герцена и Л.Н. Толстого. Всю жизнь Н. Ге мучительно искал идеал нравственности и добра. Его духовные запросы были чрезвычайно высоки, и это придавало его творчеству напряженный, романтический характер, отвечавший самым насущным требованиям времени.

(1) 13 июня 1894 года художник умер на своем хуторе.

"Что есть истина?" 1890

"Суд Синедриона. Повинен смерти!" 1892

«Суд Синедриона» входил в поздний «страстной цикл» художника. Картина была запрещена к экспозиции президентом Императорской академии художеств великим князем Владимиром Александровичем, и Ге увез ее в свое имение. После кончины художника его сын переправил две последние работы отца, в том числе «Суд Синедриона», Льву Толстому в Ясную Поляну. Снятые с подрамника полотна были обернуты в газетную бумагу, и типографский шрифт отпечатался на картинах. Дочь Толстого Татьяна Сухотина-Толстая сумела только частично удались фрагменты газеты из полотна. В 1897 году "«Суд Синедриона» был передан в дар Третьяковской галерее, годом позже он был на время помещен в экспозицию, а затем перенесен в запасники.

Реставрация картины в новейшее время потребовала многих лет. Итоги работы, в том числе рентгенограммы и макрофотографии, будут показаны вместе с полотном на выставке в Третьяковке.


"Голгофа" 1893

"Христос и разбойник" 1893

"Голова распятого Христа" 1892-1893

" Распятие" 1892

"Распятый Христос" 1893


"Совесть"(Иуда) 1891

Толстой писал художнику в феврале 1894 года: „То, что картину сняли, и то, что про нее говорили,- это очень хорошо и поучительно. В особенности слова „это бойня“. Слова эти все говорят: надо, чтобы была представлена казнь, та самая казнь, которая теперь производится так, чтобы на нее было так же приятно смотреть, как и на цветочки. Удивительная судьба христианства! Его сделали домашним, карманным, обезвредили его, и в таком виде люди приняли его, и мало того, что приняли его, привыкли к нему, на нем устроились и успокоились. И вдруг оно начинает развертываться во всем своем громадном, ужасающем для них, разрушающем все их устройство значении… Снятие с выставки - ваше торжество“.

" Распятие" 1892 г. Музей д"Орсэ, Париж

Художник Николай Ге о картине:
- Я долго думал, зачем нужно распятие… - для возбуждения жалости, сострадания - оно не нужно… раскаяние нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня…

Русский художник с французскими корнями Николай Ге всю свою жизнь наполнил проповедью духовной красоты. Его последние работы необычайно взволнованны, пронизаны эмоциональностью, искренностью и духовностью. В день его смерти предлагаем вспомнить 7 великих полотен живописца.

«Суд царя Соломона» (1854)

Он мог бы стать математиком, но страстное желание творить оказалось сильнее. После двух лет обучения на математическом отделении философского факультета Петербургского университета, Николай Ге в 1850 году поступает в петербургскую Академию художеств. Время обучения пришлось на последние мрачные годы правления Николая I. Студентам приписывалось четкое следование канонам классицизма и его главным темам: мифологическим сюжетам и античным героям. Молодой Ге решает, что если следовать, то за лучшим. В те годы для многих в Академии образцом для подражания был Карл Брюллов, не исключением стал и Николай, восхищавшийся автором «Помпеи».
«Суд царя Соломона» - работа, которая написана в абсолютно брюлловской манере: ярко и красочно. Известный библейский сюжет о провокационном решении царя Соломона разрубить надвое ребенка, который стал причиной ссоры двух женщин, каждая из которых утверждала, что именно она – мать дитя. Полотно написано в соответствии с академическими канонами – классическая композиция, характерные «говорящие» жесты и выразительные позы.

«Тайная вечеря» (1866)

После окончания Академии, Николай Ге, пытаясь освободиться «от духоты» застывшей в ожидании страны и не дожидаясь выдачи финансовых дотаций на стажировку, уезжает вместе с молодой женой в Италию. Результатом попыток создать отчетное, программное полотно Ге становится создание большого количества эскизов, однако ни один из замыслов не воплощается в жизнь. В счастливой семейной жизни пролетают несколько лет, а отчитаться перед Академией по-прежнему нечем. Ге много читает, работает и ни на один день не останавливается в поиске идей для своей первого великого полотна. И вот однажды тема сама находит художника.
В процессе изучения жизни Христа, перед Ге отчетливо встает одно их ключевых евангельских событий. Всего-то и остается, что перенести его на картину. Художник долго ищет среди друзей и знакомых тех, кто имел бы внутреннее или внешнее сходство с учениками Христа. В итоге апостола Петра он пишет с себя, а в качестве отправной точки для написания центрального персонажа становится Герцен. Картина-откровение потрясла зрителя правдой и реализмом. Да, именно так все и происходило! Тесная и сумеречная комнатка, сквозь тряпицу на окне видно, как угасает синь ночного неба, низкий стол на трех ножках, за которым размещены персонажи – все это потрясает убедительностью. На переднем плане темный силуэт Иуды, нервно набрасывающего плащ на ходу. Юный Иоанн порывисто вскочил, Петр недоуменно смотрит вслед предателю, остальные апостолы потрясены. И только Иисус замер в отрешенной и скорбной позе – он знает, что случится: неизбежное предательство Иуды, отречение Петра, мучительная смерть.
Картина была принята публикой, а Ге в столь юном возрасте стал профессором Академии художеств – это был беспрецедентный случай. Однако церковь посчитала иначе: трактовка сюжета была признана неканонической, на полотне присутствовал «недопустимый материализм». В итоге – картину запретили репродуцировать.

«Вестники Воскресения» (1867)

Новую работу художника «Вестники Воскресения» в России никто не понял и не признал. Ее отказались принимать на выставку в Академии художеств. Выставленная в художественном клубе друзей, картина также не имела успеха. Та же участь постигла и первый вариант картины «Христос в Гефсиманском саду». И в Петербурге, и на мюнхенской выставке 1869 года, куда художник отправил ее вместе с «Вестниками Воскресения», ее образы посчитали надуманными и умозрительными. Ге давали понять, что он не оправдывает возложенных на него надежд. Только спустя годы публика дорастет до понимания сюжета, в дни же, когда Ге вернулся из солнечной Италии в серый Петербург и так нуждался в поддержке, публика осталась равнодушна.

«Христос с учениками входит в Гефсиманский сад» (1889)

После серии полотен на историческую тему, расстроенный непониманием своего творчества и резкой критикой, разуверившийся в своем таланте мастер покидает в 1875 году Петербург и поселяется в Черниговской губернии. Он коренным образом меняет жизнь: сооружает необычную мастерскую с системой зеркал, осваивает печное дело и начинает класть печи, изредка для заработка пишет портреты соседей. Знакомство в 1862 году с Львом Толстым становится судьбоносным для Ге: он понимает, что не одинок в поисках идеала, отчетливо видит, что творчество может служить самой жизни. Художник возвращается к работе на качественно новом уровне.
В то время как в Петербурге почти забыли о Николае Ге, на одной из передвижных выставок появляется его полотно «Христос с учениками входит в Гефсиманский сад». Работа несомненно заслуживает право встать в один ряд с лучшими живописными произведениями: волнующе-тревожное настроение, необычайная красота колорита, сюжет. Апостолы торжественно спускаются по ступеням в темноту, и только Иисус останавливается на мгновение, чтобы поднять глаза к бесконечно-прекрасному звездному небу. Картина была вновь подвергнута жесткой критике церкви.

«Христос в Гефсиманском саду» (1869-1880)

Ге с новыми силами обращается к евангельским темам – его полотна звучат теперь как страстные проповеди. Он переписывает «Гефсиманский сад» и показывает зрителю уже готового к великой жертве Христа. Все сомнения он оставляет в Гефсиманском саду и без страха идет до конца навстречу своему предназначению. Картины художника стали появляться в Петербурге регулярно: их снимали с выставок, подвергали беспощадной цензуре и гонениям. Но, выставленные на частных квартирах, произведения мастера собирали толпы зрителей. О запрещенных картинах говорили, их обсуждали в газетах и вывозили за границу. Мастер был доволен: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа… Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Ге становится апостолом нового искусства. Молодым художникам он рассказывает о форме, которая способна передать чувство. Сам же пишет так, как учит: без натуры, без эскиза, без контура.

«Что есть истина? Христос и Пилат» (1890)

Построение полотна способно перевернуть традиционное представление понимания добра и зла, свети и тени. Пилат стоит в мощном потоке солнечного света, тогда как Христос кажется, напротив, погруженным во мрак. Но если внимательнее рассмотреть полотно, можно увидеть, что прокуратор стоит против солнца и лицо его погружено во мрак. Темные складки тоги опутывают тело Пилата, словно веревки. Лицо измученного пытками Христа, напротив, освещено, его одежды при пристальном взгляде окрашиваются в пурпурные цвета, а вокруг всей фигуры появляется божественное сияние. Две личности, два мировоззрения были показаны мастером нетрадиционно и смело. Понятно, что церковь не приняла такой взгляд. Ее шокировал образ Христа, который абсолютно не соответствовал многовековой традиции изображения Спасителя как совершенного духовно и прекрасного внешне человека. Третьяков сначала отказался покупать картину, но после гневного, но аргументированного письма Толстого, в котором он пожурил мецената за «сбор навоза» и «отказ взять жемчужину», Третьяков изменил решение и приобрел картину.

«Голгофа» (1893)

«Голгофа» Ге осталась незаконченной. Публика увидела ее уже после смерти мастера. Новаторская форма произведения с использованием любимого приема противопоставления персонажей наполнена глубочайшим нравственным смыслом. Сына Божьего отправляют на позорную смерть. Слева в поле зрения вторгается рука, которая повелительным жестом подает сигнал к началу казни. Иисус знает, через что должен пройти. Он исступленно заламывает руки и поднимает глаза к небу, к Отцу. В Страстном цикле Ге пишет и два варианта «Распятия», при взгляде на которые создается угнетающее впечатление.
«Что есть истина?» и «Голгофа» производят эффект разорвавшейся бомбы. Возмущенное духовенство и общественность обращаются к царю и тот повелевает снять картины с выставки. «Разве может быть этот оборванец и бродяга Христом? Разве так можно класть краску? Этот Ге совсем разучился писать!»
Николай Ге скончался 13 июня 1894 года. Он до конца своих дней был уверен в том, что искусство может помочь человеку прозреть и немного улучшить этот мир.