Никогда не обижайте русских. Русские всегда возвращаются. Отличная книга Германа Садулаева

Прошу прощения, что возращаюсь к этой теме, но мы сейчас пытаемся понять, стоит ли обучать 3,5 летнего ребенка чтению и если обучать, то по какой методике. Вообще, вопрос довольно конкретный. Я слышала мнение (профессионального педагога по дошкольному развитию), что раннее обучение чтению вызывает потом безграмотность. На самом деле, думаю, это (грамотность) важно. Помню, как в школе моя подруга всегда грамотно писала (не из-за знания правил), но была проблема с запятыми. А я запятые хорошо...

Обсуждение

Я показывала целые слова по-русски и по-английски. Сыну очень нравилось переворачивать карточки и искать одинаковые картинки, а потом переворачивать обратно. Сейчас нравится из этих слов выкладывать фразы, полный восторг, если фраза такая длинная, что залезает под стол.

29.12.2002 01:45:46, ALT

>>И как методика Зайцева вообще соотносится с грамотностью?>>

С грамотностью методика Зайцева согласуется напрямую.:))) В том смысле, что назначение методики - не только научить читать, но и ОБЯЗАТЕЛЬНО заложить основы грамотности.
Грамотность в прикладном узком и широком смысле и есть цель методик Н.А. Зайцева. Для этого, собственно, и созданы пособия. Для тех, кто постарше, это "Русский язык для всех", для начинающих – кубики, таблицы, складовые картинки.

Зрительный образ грамотного написания постоянно закрепляется в процессе "письма" по таблице и кубиками.
Например, "двойные" кубики-башни закрепляют образы правильного написания "ча-ща", "чу-щу", "жи-ши", "же-ше-це" и т.п. Неправильно написать просто не получится.:) Это невозможно, потому что ни на кубиках, ни в таблицах не существует "чя", "щю", "жы" и пр.

Зрительно-графические образы подкрепляютмся фонетическими.
Как происходит обучение на первоначальном этапе?
Мы пишем указкой по таблице, кубиками (по желанию Ребенка) разные слова, одновременно проговаривая их. Причем, проговариваем орфографически, т.е. так, как они пишутся: кОрОва, мОлОко, медвЕжонОК и т.д. Если встречаются слова, которые можно проверить, даем МЕХАНИЗМ такой проверки: арбуЗ – потому что арбуЗы, лошаДь – потому что лошаДи, кОтенок – потому что кОт (кОшка) и т.д.

Не требуя от Ребенка повторения и уж, тем более, запоминания "правил":)), тем не менее, обязательно увидим, что через определенное время Ребенок начинает этот механизм применять на практике.

Ranny, соотносится ли это с грамотностью?
Может ли это "повредить" становлению грамотности?

Задаю эти вопросы Вам, так как для меня они – риторические. "Мои" дети уже прошли испытание во времени: многие из них благополучно (и не только в смысле грамотности) учатся в начальной, в средней школе.

Следующие шаги – уже не условное письмо, а настоящее. Конечно, какие-то ошибки неизбежны в процессе "набирания" опыта, это естественно и от методики не зависит.:)

Отступление.
Не надо ребенка 3,5 лет СПЕЦИАЛЬНО учить ЧИТАТЬ! Занимаясь по методике Зайцева, мы сначала именно ПИШЕМ, а не читаем.

Исходя из многолетней практики, вижу, что путь к чтению через письмо (на котором основана методика Зайцева), единственно верный для дошкольников, если мы (взрослые) хотим снять напряжение, неизбежно сопутствующее процессу обучения чтению.
ПИСАТЬ (сначала по таблице, кубиками) во много раз (на порядки!!!:)) легче, чем читать.

Немаловажно и то, что читаем всегда чужое, а пишем – своё.:)))
Частые и разнообразные операции с грамотно написанными словами (и с их элементами), постепенно, легко и безболененно позволяют перейти непосредствено к чтению.

О призношении. У меня дети как раз начинают заниматься от 3,5 лет. Никаких проблем в связке "произношение-письмо-чтение" нет.

Обсуждение

Начну с того, что на западе нет даже такого понятия - гиперактивность. За то у нас очень модное! Особенно отличный способ заработать на этом...
Нормальный ребенок - это активный ребенок! Который познает мир, везде лезет и скочит!
Нет идеальных детей и семей, все мы раные. Условия жизни, воспитания, нравы, образование. Главное понимать и искать подход.
Очень не понравилось про родственницу которая приехала помогать. В таком тоне это написано, мне стыдно за нравы автора...
Любите своих детей!

06.09.2017 22:29:55, ПсихологДаша

Как поставить запятые?

Кажется, можно, наверное, предположить, что, конечно, запятых, бесспорно, дофига, но, разумеется, по всем, полагаю, правилам.

1. Подлежащее, оно не нуждается в уточнении местоимением. 2. Помните о том, что в большинстве случаев связку “о том” можно исключить. 3. Кое-кто стали забывать правила согласования главных членов предложения. 4. Притяжательные местоимения надо уметь грамотно использовать в зависимости от ихней функции. 5. Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор. 6. Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний. 7. Страдательный залог обычно должен быть...

Обсуждение

Много нового, а вот это из старого:
9. Что касается незаконченных предложений.
14. Ставьте где надо твердый знак или хотя бы апостроф: обем статьи все равно так не сэкономить.
15. Hе сокращ.!
17. Автор должен усечь насчет статьи: хочешь не слабо выступить - завязывай с жаргоном.
18. Если неполные конструкции - плохо.
22. Вотще надеяться, что архаизмы в грамоте будут споспешествовать пониманию оной.
23. Метафора - это гвоздь в ботинке, и лучше ее выполоть.
29. Случайная внутренняя рифма отвлекает от понимания логарифма.
33. Наличие в тексте дублирующихся слов слов, как правило, свидетельствует о невнимательном списывании.

Вот спасибо!

Завела блокнот, в который на протяжении года записывала свои типичные ошибки. Набралось их немало. Перед тем как идти на пробное испытание, внимательно просмотрела записи. Постаралась отработать все свои слабые места. А на экзамене - сконцентрироваться и быть предельно внимательной. Аккуратно списывала с доски задание и проверяла каждую запятую. Ведь преподаватели снижают баллы за неправильно оформленную работу. Андрей Шкода, абитуриент МГТУ им. Баумана: - Мне кажется, что сдавать репетиционные испытания не так страшно, как . Но все равно это очень важный момент в моей жизни. К экзаменам готовился целый год: ходил на курсы, занимался с репетитором. Старался не пропуска...
...Риск велик: заметят шпору, поставят двойку - и на выход. А если чего-то не знаешь, на тройку можно рассчитывать. Выходить из аудитории нежелательно. А вот мобильники и калькуляторы на физике категорически запрещены. Если бы у меня возможность, непременно прошел бы пробные испытания еще раз. Опыт никогда лишним не бывает....

Как стать счастливой и найти свою — советы психолога.

Обсуждение

я недавно прошла первую программу высшей школы знакомств. Даже не знаю что вам советовать... Встречаюсь по выходным с мужчиной, т.е. в отношениях... Наверно без них я бы не познакомилась и много чего не делала бы. Использовать как мотивацию к действиям можно. Полезные идеи.

03.10.2018 02:36:11, Елена3004

Живет по формуле "Зачем мне это надо?". Если вы это поймете, полдела сделано. Когда будете говорить с ним, старайтесь подавать свои соображения с точки зрения эффективности, чтобы он видел в них пользу и выгоду. Чем меньше, тем лучше. Самое главное, о чем следует помнить в разговоре с подростками: как можно меньше слов. Не используйте в своих предложениях запятые и как можно реже задавайте вопросы. Лучше всего срабатывают краткие, простые, четкие просьбы. Чем больше в вашем предложении слов, тем больше у него возможностей затеять спор. Это не значит, что вы не должны разговаривать с подростками, однако старайтесь правильно выбирать моменты. Вы должны быть как буддийская монахиня — с упором не на монашеский образ жизни, а на будд...
...Чем больше в вашем предложении слов, тем больше у него возможностей затеять спор. Это не значит, что вы не должны разговаривать с подростками, однако старайтесь правильно выбирать моменты. Вы должны быть как буддийская монахиня — с упором не на монашеский образ жизни, а на буддийский подход к предмету обучения. Буддист никогда не придет к вам, чтобы проповедовать: он будет ждать, пока его позовут. Если вы попросите, он с удовольствием расскажет все, что вы захотите, но никогда не будет навязываться — сперва вы должны попросить. Если использовать этот подход в общении с сыном-подростком, ваши отношения станут гораздо продуктивнее, и он начнет вас слушать. Не надо его поучать: ждите, пока он попросит сам. Иногда ждать приходится...

Рахит — заболевание, которым страдали в младенчестве еще бабушки наших бабушек, и сегодня известен, пожалуй, всем. Он обусловлен недостатком D и возникающим вследствие этого нарушением фосфорно-кальциевого обмена. Что должна знать об этом недуге женщина, заботящаяся о здоровье своего малыша.

Обсуждение

Моему малышу 3 месяца, нам врач прописала 3 капли в день, но на здоровом приеме мы были у другого врача (наш участковый в отпуске) и она сказала что витамин Д вообще давать не следует в летнее время,нужно просто больше на солнышке загорать, естественно не под прямыми лучами, ну и в то время когда солнечные лучи не такие радиоактивные,т.е. до 11.00 утра, после 15.00.

28.06.2008 09:26:23, Евгения Чтобы няня не стала мамой. Няни, гувернантки

....." — это повод для разговора. А может быть и хуже! Однажды вы можете услышать: "Ты плохая, злая! А няня добрая, она мне все разрешает!" Это уж точно повод для расставания с вашей "помощницей"! Конечно, опытная в профессиональном плане няня не допустит такой ситуации. Она никогда не скажет: "Я расскажу маме, как ты себя вел, пусть она тебя накажет!" Страх перед наказанием и особенно ожидание наказания — тяжелое испытание для маленького ребенка. Опытный (а няне нужно быть прежде всего воспитателем!) предложит ребенку сделать необходимую работу, чтобы порадовать маму: "Давай уберем игрушки (съедим весь ужин, нарисуем картинку), мама придет и скажет: "Какой же ты молодец! Да ты...

Обсуждение

"А может быть и хуже! Однажды вы можете услышать: "Ты плохая, злая! А няня добрая, она мне все разрешает!" Это уж точно повод для расставания с вашей "помощницей"!" А может это повод задуматься над своим поведением и опять же понять, что няня спокойная, а мама раздражается.
Идеальная Запятые. Рассказы о любви

Обсуждение

Предыдущему оратору в пользу автора статьи)
Нет, ну надо было всё опошлить....Почему-то в последнее время наблюдается тенденция пробовать себя в качестве психологов. А вы спросили наше мнение? Мне вот лично совершенно до лампочки ваш психоанализ, статья как статья, понравилась не понравилась.Почему вам надо было навязывать какой-то аморальный стиль поведения автору, она вас об этом кажется не просила. На ум приходит проповедь ангела, исполняющего Мэтом Дэймоном, монашке, не стоило повторяться уважаемый Ein Gottisches Kritiker.

27.02.2004 23:27:17, Маша

Мда.... Героия склонна к мистицизму, любит много и пространно описывать свои глюки, и писать какую-то чушь маслом на холсте. Скольких пролетарских парней вы уже утомили своей мазней, не в тему и ни в настроение, а зачем ставить ультиматумы о отм, что загс сейчас откроется, и есть пара часов передумать, человек еще не успел проснуться, а вы уже и холст, и себя, и картинку, и не дай бог щас как психнет и пошлет, аа нет, не послал, странно, ведь за вашей спиной 10 таких попыток, кто-то не понял вашу живопись, кто-то хотел допить кофе, а многие просто оскорбились, как?! Торговаться? Или сейчас, или пошел вообще на фиг? Героиня не ценит чувств своего избранника... Два меясца он терпел и делал ей предложение, долшло до обыденности и тривиальности, уже за бутербродом, уже на ходу, может еще в трамвае, или на остановке, героиня хочет страданий, не своих конечно, ведь финал рассказа, столь патетичный, предвестник грядущих утренних скандалов, им не удалось нормально договориться о помолвке, затем будут проблемы с уборкой, с походом в театр, вообще люди плохо друг друга чувствуют, может они и испытывают физическое влечение, но диалог их очень груб, вспомните хотя бы первую встречу, ей хочетсяч поболтать о жизни и любимых книгах, а ему поскорее зажать ей подбородок, пеерйти к интимным мелочам. Ему хочется поскорее затащить ее в постель, что же вполне оправданно, ведь у этой дамы,рыскающей в поисках счастья среди пыльных стеллажей книжных магазинов, на лбу написано, что она хочет, и не удивительно, ее биологические часы стучат как огромный колокол, что пора, уже пора... Ее моральные качества и нравтсвеные устои вызывают огромные сомнения. 25 минут знакомства, и она уже позволяет обсуждать себя и даже терпит в свой адрес критику, ей абсолютно по нраву его грубоватые и ни чем ене прикрытые намеки - вытер ей подбородок, она сама не могла его вытереть, нет! Надо было пять минут ходить с налипшим сахаром на лице, вызывая справделивое осуждение честной публики. Да, ему стало неловко, что его спутница - чуня, и ему прищлось вытереть подбородок. Героиня ничуть не жалуется на зажатый подбородок, самое сокровенное желание, сформированное еще теми нездоровыми сексуальными фантазиями в сельской глуши на сеновале, ведь она там не только днем книжки читала, а и ночью подсматриывала за сельской молодежью, предававшейся любовным утехам после долгого и непосильного рабочего дня, так вот она просто сексуально озабоченная 30 летняя особа. Я прекрасно понял претензии автора на рассказ об эстетизме, на экспертную оценку творчества Ремарка, на исторические параллели начала двух столетий, но вы все смазали, зачем так обильно цитировать? Зачем так много мистицизма, неясых и туманных аллегорий? Где социально-политическийц анализ общественной жизни? Есть только Пат, непонятно почему, ни к селу, ни к городу. Героиня с радостью позволит зажать себя в подъезде, залезть под юбку, ей Ремарк не нужен, она, растеряв все дары молодоси, хочет мужика. Так скажите это автор, громко и откровенно. Зачем превращать здоровое сексуальное влечение в садомазохисткие опусы, воволекая неповинного Ремарка с его романами? Хочет мужика - пусть! Нет, вы ее пытаете. Это самоистязание, когда преградой к браку служит лишь недописанный пейзаж луны с медом, заставляет читателя не плакать, а плеватться. Так что автору надо сначала решить кое-какие вещи для себя, образ героев, он требует полной переработки, эти хаактеры противоречивы и полностью не желают жить своей логикой, перегруз эстетическими рассуждениями, обширные цитаты из соцреализма, и главное, неуемное желание автора быть зажатой где-нибудь в подъезде, потому что автору увы тоже, и это на поверхности не хватает мужской ласки и откровенного животного секса, автор, как игероиня, устал от этой романтики из книг, все это проджукт извращенной логики, доставшейся этим 2 несчастным и одиноким женщинам, в наследие от советсвкой эпохи. Вы, автор, заведите себе любовника, и не пытайтесь делать это в книжных магазинах. Бросьте рисовать и читать ветхозаветных классиков, после раьботы идите на дансинг, общайтесь, ищите среди людей. Классики ведь не ангелы были... Они знали толк в любви, и отнюдь не в платонической. Так что, скажу грубо, натрахаитесь, налюбитесь, нагуляитесь, развеете свою дурь совковскую, тогда и милости просим, за перои на суд публики. Вы поймите, то что Вы свои комплексы вылили на бумагу, мужика вам не принесет. Ну не знакомятся мужики в книжных магазинах, ну не хотят они вашу мазню и бред слушать. Вам надо стать пинап девушкой. А не злится на красивых моделей... Аллес гуте! Истина где-то рядом... И не бойтесь наступить на горло собственной песне, от того, что вас оттрахает дюжина мужиков за неделю, вы не умрете. Просто узнаете вкус жизни. Ведь уже через несколько лет вам останется лишь снимать всяких мужиков в барах, а не надеяться на парочку симпатичных двойняшек и любящего мужа. Время - беспощадный судья. Да, и когда у вас будет опыт, подумайте, стоит ли еще писать, я так думаю, в следующий раз у вас просто получится порнушный рассказик, на большее вы увы не способны... А жаль, в вас талант, не писательский, талант задирания юбки! Аллес гуте!

28.11.2003 10:45:48, Ein Gottisches Kritiker

"Вместе с тем в настоящее время человечество" нужна запятая после "тем"?

Нужна ли запятая после слова "однако"? Ну не нравится она мне.

В предложениях типа: "Использование вилки как игрушки приводит к увеличению бытового травматизма в 4 раза". Перед "как" надо запятую? А после "игрушки"?

просто поделит-ь-ся. вы знаете есть тут некоторые участники которые вызывали во мне интуитивное отвергание или отвержение не важно главное то что в сложившейся ситуации они полностью проявили себя и мое мнение о них и вот о чем я хочу спросить скажите ведь тут много таких которые пытают-ь-ся соблюсти толерантность но это невозможно по отношению ко всем все равно приходит-ь-ся выражать именно свою позицию даже если люди которые выражают враждебную позицию тире твои кавычки друзья кавычки точка...

Две русские женщины постбальзаковского возраста очень точно охарактеризовали очередь на регистрацию моего рейса Turkish Airlines: «Мужики, турецкие жены, и мы с тобой, блин…» Как-то так оно и было. Плюс я в командировку: посмотреть, что там говорят про нас в Анталье и Стамбуле.

Сотрудницы паспортного контроля, суровые тети в форме:

— Куда летите?

— В Турцию.

— Цель поездки?

— Туризм.

— Ах, туризм… Ну-ну. Ленк, ты видела? Этим русским все равно, куда лететь!

Что принципиально изменилось — так это резкое расслоение (впрочем, оно чувствовалось и раньше). Анталья смотрит на всё происходящее совсем не так, как Стамбул.

Анталья — пустыня. Со скалистого обрыва в парке Ататюрка под персиковым небом открывается захватывающий вид на абсолютно безлюдные пляжи. Аллея, тянущаяся вдоль берега, окружена пляжными кафе. Вид постапокалиптический: заколоченные двери, разбитые стекла, сваленные в кучу пластиковые стулья, мусор в холодильниках… Здесь вообще никто не понимает ни по-русски, ни по-английски, кроме в изобилии валяющихся на гальке бездомных собак и кошек. Такой Шарик и привел меня к единственному на всем пляже открытому кафе.

В одинокой посетительнице за столиком я по ботоксу и татуажу на губах с 15 метров безошибочно определила русскую.

Русская молдаванка из Санкт-Петербурга Елена, имеющая квартиру в Анталье, тут же поведала мне: «О, первое русское лицо за три дня. Так странно! Сезон-то кончился, но русские обычно торчат тут до середины декабря, им не холодно! Я вчера была на русском базаре — никого! И в Мигросе (турецкий сетевой супермаркет — А.Е. ) тоже, даже в старом городе не слышно русской речи. А еще эти дурацкие самолеты, из Питера нет прямых рейсов, и наши пограничники такую рожу нам с Пончиком скорчили, когда мы вылетали…» (Пончиком оказался сын Тимур, который работает в Анталье, Петербурге и Москве.)

Турецкий Елена выучила еще в Молдавии, где жила рядом с гагаузами, — «Это те же турки, язык очень похож, только их заставили креститься».

Базар — хаос лавок с фруктами, орехами, специями, оливками, овощами, сырами, обувью, одеждой, лейками, прищепками, заколками для волос и множеством прочего барахла. Бесконечная паутина, оплетающая центр города. Турецкий сын русского отца, торгующий оливковым маслом, сообщил мне, что русских продавцов на базаре нет, а русские покупатели — в основном жены турецких мужей, и говорят они по-турецки.

В большом торговом центре Мигрос блондинка с косой, везущая в коляске тоже блондинку и тоже с косой, только маленькую, меня утешила:

— Тут очень много русских, в старом городе точно встретите.

— А их не стало меньше из-за последних событий? Что-то изменилось?

— А что изменилось? Или вы думаете, все сразу побросают детей-мужей и побегут? Нет, конечно! Передайте там, что у нас все хорошо, пусть приезжают.

Анталья просыпается после обеда, как многие южные города. На знаменитом спуске Калеичи меня заманил в лавку бойко говорящий по-русски продавец Мемет.

— А русские — это хорошо? Много их?

— Конечно, хорошо! У меня жена русская, из Новосибирска, дочке 5 лет. Сейчас это… сложная политическая ситуация и сезон кончился. Но они вернутся, месяца через 2-3. Как сезон будет, так сразу вернутся. Русские всегда возвращаются.

— Что вы думаете про политику? Правильно ваш президент сделал?

— Конечно, правильно. Они летали над нашей территорией, их 10 раз предупреждали, что они нарушили границу, просили выйти на связь. Они не отвечали, наши даже не знали, чей самолет сбили, в Сирии ведь война. Зачем они летали к нам?

— А что будет, если русские введут санкции против Турции?

— А ничего, как с туристами. Через 2 месяца все равно снимут, России дороже выйдет. Ты поезжай в Хурму, сама все увидишь.

По определению Елены из Питера, богатый район Хурма — «Это такая турецкая Рублёвка, для русских». На въезде в Хурму в парке стоят русские матрешки. Первая — выше человеческого роста, а потом меньше, меньше. Позади них — горы. Чем дальше в глубь квартала — тем шикарнее дома, тем больше вывесок на русском языке и женщин славянской внешности. Первыми со мной заговаривают две хозяйки магазина с вывеской на двух языках: «Akdeniz Butik. Обувь и одежда». Хозяйки оказываются турчанками из Казахстана и на прекрасном русском рассказывают:

— В Турции очень много русских, украинцев, белорусов. Так, как здесь, к русским не относятся нигде. Как с братьями и сестрами. Мы вот только на прошлой неделе повесили вывеску специально и на русском тоже.

— И правительство не запрещает? А то у нас, знаете, уже пишут лозунги: «Кто в Турцию ездит, тот не патриот…»

— Нет! У нас правительство за русских! Если бы они были против, мы бы не повесили.

Дальше — вовсе уж сюрреалистическая вывеска: «БОРЩ+50 гр+Бородинский — 20, Бабушкины пирожки — 3, Селедочка+Пиво — 15, Беляши — 5, Чебурек+Пиво — 16, Пельмени 1 кг — 30». Кафе называется «Toros café», за столиком курят три женщины, на барной стойке лежит празднично упакованный кирпичик бородинского с подписью группы в FB «Русские в Анталье». Хозяйка кафе:

— Да, мы русские. У нас тут мужья и дети, мы сюда переехали, открыли это заведение. Не для туристов, для местных наших. В Хурме русских больше живет, чем во всей остальной Анталье. Нас тут любят. А в связи с последними событиями любить стали еще больше! Приходят наши соседи-турки, вот из аптеки напротив, поддерживают, говорят, что все устаканится. Мы смотрели российские новости, это бред какой-то. Говорят, что нельзя сюда летать, тут все плохо. А у нас ничего такого, это в России все плохо, а тут ничего не изменилось. И про русских жен, говорят, у вас много. Что нас тут бьют, хлеб отбирают, заставляют паранджу носить! Так посмотрите на нас и напишите, что к нам отлично относятся, вон мой муж стоит в жилетке — прекрасный человек. И кормят нас хорошо, ну по нам же видно! Русских жен в Анталье — 20 000. У нас тут хороший бизнес, и не только у нас. Вот бородинский хлеб и квас нам привозит русский молодой человек Алексей, у него тоже хорошо всё. Беспорядков тут никаких не было, если бы были, то начали бы с нас, пришли бы в Хурму, тут же только мы. Если где и есть недовольные, то, может, в Стамбуле…

Утренний Стамбул окружает меня базарным шумом, сиренами «скорой помощи», звуками намаза и продавцами всего на свете, которые буквально выпрыгивают из своих магазинчиков с воплями: «Девушка, золото! Дубленки, меховые жилетки, сладости!» Я долго соображаю, что же переключает продавцов на русский быстрее, — славянская внешность, темно-русые волосы или камера в моих руках. Для начала я попадаюсь в лапы торговцу джинсами: папа у него русский, мама из Таджикистана, он тут работает и учится, но работать стало трудно.

— Такого года, как этот, не помню. Вы не смотрите, что тут все так красиво, магазинов много, продавцы веселые, вы спросите, что у них дома, с семьями — они заплачут. Теперь еще эти санкции, Россия перестала покупать, товары на границе стоят, ничего не пропускают, все портится, денег нет. И так плохо было, теперь еще беженцы. Президент решил пускать сюда туркменов из Сирии, а тут своему народу есть нечего! И с Россией нельзя было так делать, он теперь пойдет Путину ноги целовать, извиняться, чтобы вернуть, как было. Если Россия не будет покупать, не будет русских туристов — нам нечего будет есть. Я смотрю русские новости, там говорят, что русский президент ждет извинений, а наш не хочет извиняться. Но ему придется.

— Вы, наверное, русское телевидение смотрите? — говорю я.

— Ну да, — недоуменно отвечает он. — А вы какое?

Беженцев на улицах и правда много, но узбекского официанта в ближайшем кафе это не пугает. Он так же не заметил, что русских стало меньше, но зато точно знает, что президент Эрдоган не прав:

— Нельзя было так с Россией, они теперь овощи у нас покупать не будут! Я из Узбекистана, поэтому я за Россию.

Вечером на ресепшене меня встречает хозяин гостиницы — турок, неплохо говорящий по-русски. За чаем он жалуется:

— Русских совсем нет сейчас. Это очень плохо. Это на курортах сейчас зима, а у нас сезон круглый год, у нас бизнес тут, торговля. Нет торговли — нет отелей. Людям нравится здесь останавливаться, потому что расположение хорошее — метро, магазины, карго рядом, центр. Непонятно, как это кончится. Они, конечно, зря наши границы нарушили, так нельзя, военные правильно сделали, что сбили. Но что теперь людям-то делать?

Он смотрит турецкое телевидение. «А какое же еще?»

— Самая такая проблема, много проблема — это Лимонов, — говорит он вдруг.

— Откуда вы знаете Лимонова?

— Все тут знают. Много, много лимонов на границе стоят, испортятся. И еще помидоров. Не пускают помидоров. Чем они виноваты?

— Какие у вас воспоминания про русских гостей?

— Да нормальные люди, почти совсем как мы. Никакие конфликты, ничего.

— А война будет? — спрашиваю я.

— Ты что, какая война?! Кому мы так нужны, как русским? И кому так русские еще нужны?.

Анастасия Егорова

Интересный факт из автобиографических рассказов Станислава Лема.

В 1941 году советский Львов - где Лем успел проучиться год в советском медицинском ВУЗ-е и даже успел получить приглашение вступить в комсомол, от которого отказался, сославшись на то, что ему еще надо поработать над повышением своей сознательности - был захвачен нацистами (немецкими и украинскими). Соответственно вся учеба в советском вузе стала как бы и не нужна, поэтому все студенческие документы - зачетки, аттестаты, справки, печати, все - все было выброшено на свалку.

Но один монах-бенедиктианец в этом же 1941 году приехал на эту свалку и все-все документы тщательно собрал. И когда СССР в лице Красной Армии через несколько лет, в 1944 году, вернулся, те студенты, кто уцелел, потом у этого монаха свои документы покупали - некоторые даже, как вспоминает Лем, свои студенческие документы еще и подправляли в сторону улучшения.

Очень показательный, хотя и мелкий факт. Этот безвестный монах видимо знал один историко-политический закон: русские всегда возвращаются.

В фильме (довольно дурацком) "Особенности национальной рыбалки" финка говорит практически то же самое своему мужу-финну (цитирую по памяти): "Знаешь, моя бабушка застала еще времена русских и говорила мне: "Русские обязательно вернутся за своей водкой"".

Если серьезно, то я очень хорошо запомнил, как в 1991 году, когда развалилось всё и вся, я прочел в какой-то газете статью одного неизвестного мне венгерского философа, сказавшего, что примерно раз в 50 лет у всех, а особенно соседей России, складывается впечатление, что России больше нет, и что об нее можно вытереть ноги, наплевать и забыть.
И что каждый раз это кончалось тем, что на чердаке или антресолях приходилось искать покрытые пылью разговорники русского и учить фразы типа: "Я есть простой мирный гражданин" или "Не стреляйте, мы сдаемся!" или что-то в этом духе.

Очередное возвращение русских произошло быстрее, чем я предполагал в 1991-м.

Тут - для слишком непонятливых товарищей - должен оговориться. Для меня-то лично более интереснее возвращение Красной Армии, ну а то, что во время оные она состояла во многом из русских - то это фактор второго рода, хотя мне, как русскому, и приятный.

Во-вторых, нынешнее возвращение вызывает у меня сомнения - в том смысле, что основа его, вспоминая наше ворье, попов и вообще буржуйскую сущность нынешней России - основа его очень гнилая и не приведет ли это к большим проблемам, учитывая, что против играют слишком много гораздо более мощных игроков, а союзников у России нет вообще (у СССР союзники были везде, в середине 20 века практически каждый, кто верил в социализм, был в какой-то мере еще и де факто засоветским).

Но тем не менее - читая западную именно прессу - можно сказать, что русские опять вернулись. Посмотрим, что из этого выйдет.

Пустынные пляжи Анталии. Фото: Анастасия Егорова / «Новая газета»

Две русские женщины постбальзаковского возраста очень точно охарактеризовали очередь на регистрацию моего рейса Turkish Airlines: «Мужики, турецкие жены, и мы с тобой, блин...» Как-то так оно и было. Плюс я в командировку: посмотреть, что там говорят про нас в Анталье и Стамбуле.

Сотрудницы паспортного контроля, суровые тети в форме:

— Куда летите?

— В Турцию.

— Цель поездки?

— Туризм.

— Ах, туризм… Ну-ну. Ленк, ты видела? Этим русским все равно, куда лететь!

Что принципиально изменилось — так это резкое расслоение (впрочем, оно чувствовалось и раньше). Анталья смотрит на всё происходящее совсем не так, как Стамбул.

Анталья — пустыня. Со скалистого обрыва в парке Ататюрка под персиковым небом открывается захватывающий вид на абсолютно безлюдные пляжи. Аллея, тянущаяся вдоль берега, окружена пляжными кафе. Вид постапокалиптический: заколоченные двери, разбитые стекла, сваленные в кучу пластиковые стулья, мусор в холодильниках… Здесь вообще никто не понимает ни по-русски, ни по-английски, кроме в изобилии валяющихся на гальке бездомных собак и кошек. Такой Шарик и привел меня к единственному на всем пляже открытому кафе.

В одинокой посетительнице за столиком я по ботоксу и татуажу на губах с 15 метров безошибочно определила русскую.

Русская молдаванка из Санкт-Петербурга Елена, имеющая квартиру в Анталье, тут же поведала мне: «О, первое русское лицо за три дня. Так странно! Сезон-то кончился, но русские обычно торчат тут до середины декабря, им не холодно! Я вчера была на русском базаре — никого! И в Мигросе (турецкий сетевой супермаркет А.Е. ) тоже, даже в старом городе не слышно русской речи. А еще эти дурацкие самолеты, из Питера нет прямых рейсов, и наши пограничники такую рожу нам с Пончиком скорчили, когда мы вылетали…» (Пончиком оказался сын Тимур, который работает в Анталье, Петербурге и Москве.)

Турецкий Елена выучила еще в Молдавии, где жила рядом с гагаузами, — «Это те же турки, язык очень похож, только их заставили креститься».

Базар — хаос лавок с фруктами, орехами, специями, оливками, овощами, сырами, обувью, одеждой, лейками, прищепками, заколками для волос и множеством прочего барахла. Бесконечная паутина, оплетающая центр города. Турецкий сын русского отца, торгующий оливковым маслом, сообщил мне, что русских продавцов на базаре нет, а русские покупатели — в основном жены турецких мужей, и говорят они по-турецки.

В большом торговом центре Мигрос блондинка с косой, везущая в коляске тоже блондинку и тоже с косой, только маленькую, меня утешила:

— Тут очень много русских, в старом городе точно встретите.

— А их не стало меньше из-за последних событий? Что-то изменилось?

— А что изменилось? Или вы думаете, все сразу побросают детей-мужей и побегут? Нет, конечно! Передайте там, что у нас все хорошо, пусть приезжают.

Анталья просыпается после обеда, как многие южные города. На знаменитом спуске Калеичи меня заманил в лавку бойко говорящий по-русски продавец Мемет.

— А русские — это хорошо? Много их?

— Конечно, хорошо! У меня жена русская, из Новосибирска, дочке 5 лет. Сейчас это… сложная политическая ситуация и сезон кончился. Но они вернутся, месяца через 2-3. Как сезон будет, так сразу вернутся. Русские всегда возвращаются.

— Что вы думаете про политику? Правильно ваш президент сделал?

— Конечно, правильно. Они летали над нашей территорией, их 10 раз предупреждали, что они нарушили границу, просили выйти на связь. Они не отвечали, наши даже не знали, чей самолет сбили, в Сирии ведь война. Зачем они летали к нам?

— А что будет, если русские введут санкции против Турции?

— А ничего, как с туристами. Через 2 месяца все равно снимут, России дороже выйдет. Ты поезжай в Хурму, сама все увидишь.

По определению Елены из Питера, богатый район Хурма — «Это такая турецкая Рублёвка, для русских». На въезде в Хурму в парке стоят русские матрешки. Первая — выше человеческого роста, а потом меньше, меньше. Позади них — горы. Чем дальше в глубь квартала — тем шикарнее дома, тем больше вывесок на русском языке и женщин славянской внешности. Первыми со мной заговаривают две хозяйки магазина с вывеской на двух языках: «Akdeniz Butik. Обувь и одежда». Хозяйки оказываются турчанками из Казахстана и на прекрасном русском рассказывают:

— В Турции очень много русских, украинцев, белорусов. Так, как здесь, к русским не относятся нигде. Как с братьями и сестрами. Мы вот только на прошлой неделе повесили вывеску специально и на русском тоже.

— И правительство не запрещает? А то у нас, знаете, уже пишут лозунги: «Кто в Турцию ездит, тот не патриот…»

— Нет! У нас правительство за русских! Если бы они были против, мы бы не повесили.


Русские жены. Фото: Анастасия Егорова / «Новая газета»

Дальше — вовсе уж сюрреалистическая вывеска: «БОРЩ+50 гр+Бородинский — 20, Бабушкины пирожки — 3, Селедочка+Пиво — 15, Беляши — 5, Чебурек+Пиво — 16, Пельмени 1 кг — 30». Кафе называется «Toros café», за столиком курят три женщины, на барной стойке лежит празднично упакованный кирпичик бородинского с подписью группы в FB «Русские в Анталье». Хозяйка кафе:

— Да, мы русские. У нас тут мужья и дети, мы сюда переехали, открыли это заведение. Не для туристов, для местных наших. В Хурме русских больше живет, чем во всей остальной Анталье. Нас тут любят. А в связи с последними событиями любить стали еще больше! Приходят наши соседи-турки, вот из аптеки напротив, поддерживают, говорят, что все устаканится. Мы смотрели российские новости, это бред какой-то. Говорят, что нельзя сюда летать, тут все плохо. А у нас ничего такого, это в России все плохо, а тут ничего не изменилось. И про русских жен, говорят, у вас много. Что нас тут бьют, хлеб отбирают, заставляют паранджу носить! Так посмотрите на нас и напишите, что к нам отлично относятся, вон мой муж стоит в жилетке — прекрасный человек. И кормят нас хорошо, ну по нам же видно! Русских жен в Анталье — 20 000. У нас тут хороший бизнес, и не только у нас. Вот бородинский хлеб и квас нам привозит русский молодой человек Алексей, у него тоже хорошо всё. Беспорядков тут никаких не было, если бы были, то начали бы с нас, пришли бы в Хурму, тут же только мы. Если где и есть недовольные, то, может, в Стамбуле…

Утренний Стамбул окружает меня базарным шумом, сиренами «скорой помощи», звуками намаза и продавцами всего на свете, которые буквально выпрыгивают из своих магазинчиков с воплями: «Девушка, золото! Дубленки, меховые жилетки, сладости!» Я долго соображаю, что же переключает продавцов на русский быстрее, — славянская внешность, темно-русые волосы или камера в моих руках. Для начала я попадаюсь в лапы торговцу джинсами: папа у него русский, мама из Таджикистана, он тут работает и учится, но работать стало трудно.

— Такого года, как этот, не помню. Вы не смотрите, что тут все так красиво, магазинов много, продавцы веселые, вы спросите, что у них дома, с семьями — они заплачут. Теперь еще эти санкции, Россия перестала покупать, товары на границе стоят, ничего не пропускают, все портится, денег нет. И так плохо было, теперь еще беженцы. Президент решил пускать сюда туркменов из Сирии, а тут своему народу есть нечего! И с Россией нельзя было так делать, он теперь пойдет Путину ноги целовать, извиняться, чтобы вернуть, как было. Если Россия не будет покупать, не будет русских туристов — нам нечего будет есть. Я смотрю русские новости, там говорят, что русский президент ждет извинений, а наш не хочет извиняться. Но ему придется.

— Вы, наверное, русское телевидение смотрите? — говорю я.

— Ну да, — недоуменно отвечает он. — А вы какое?

Беженцев на улицах и правда много, но узбекского официанта в ближайшем кафе это не пугает. Он так же не заметил, что русских стало меньше, но зато точно знает, что президент Эрдоган не прав:

— Нельзя было так с Россией, они теперь овощи у нас покупать не будут! Я из Узбекистана, поэтому я за Россию.

Вечером на ресепшене меня встречает хозяин гостиницы — турок, неплохо говорящий по-русски. За чаем он жалуется:

— Русских совсем нет сейчас. Это очень плохо. Это на курортах сейчас зима, а у нас сезон круглый год, у нас бизнес тут, торговля. Нет торговли — нет отелей. Людям нравится здесь останавливаться, потому что расположение хорошее — метро, магазины, карго рядом, центр. Непонятно, как это кончится. Они, конечно, зря наши границы нарушили, так нельзя, военные правильно сделали, что сбили. Но что теперь людям-то делать?

Он смотрит турецкое телевидение. «А какое же еще?»

— Самая такая проблема, много проблема — это Лимонов, — говорит он вдруг.

— Откуда вы знаете Лимонова?

— Все тут знают. Много, много лимонов на границе стоят, испортятся. И еще помидоров. Не пускают помидоров. Чем они виноваты?

— Какие у вас воспоминания про русских гостей?

— Да нормальные люди, почти совсем как мы. Никакие конфликты, ничего.

— А война будет? — спрашиваю я.

— Ты что, какая война?! Кому мы так нужны, как русским? И кому так русские еще нужны?..

специально для «Новой газеты»


Посчитать русских слабыми.
Обидеть русских.
Никогда не обижайте русских.

как вам кажется.

Русские всегда возвращаются.




Не обижайте русских.

Герман Садулаев. Прыжок волка
Очерки политической истории Чечни от Хазарского каганата до наших дней,
М.: Альпина нон-фикшн, 2012.

Есть книги, которые опережают свое время. Обойдемся без перечислений. Все на виду. Есть книги, которых лучше бы не писать. А есть просто написанные не ко времени. Такова, на мой субъективный взгляд, книга Германа Садулаева “Прыжок волка: очерки политической истории Чечни от Хазарского каганата до наших дней”. Автор наполовину чеченец, наполовину русский. Единственно верный сплав крови для попытки объективного исследования русско-чеченских отношений. Почему не ко времени? Очень просто. Эта книга не нужна ни русским, ни чеченцам. Слишком неприятно ее будет читать и тем, и другим. Вопрос адресности очень важен, мы еще к нему вернемся.

Чем книга не понравится чеченцам? Дело даже не в названии, хотя считать вайнахский этнос вышедшим из иудаистской Хазарии правоверному мусульманину явно не по вкусу. Садулаев впервые в русской литературе утверждает обычность чеченского народа, развенчивает устоявшиеся в сознании этого этноса мифы. Да, они не из железа, не из камня; их непримиримость раздута; лозунг “свобода или смерть” условен, выдуман русской интеллигенцией XIX века, впитан чеченцами на уровне национального эгоизма, но он чужд природе вайнахских племен. Они обычные люди, из плоти и крови, которые хотят жить мирно, растить детей, работать на своей земле, и чтобы никто не лез в их внутренние дела. Сами решат. Хорошо или плохо - неважно. Главное, сами.

Чем книга не понравится русским? Отсутствием исторической правоты. Сразу оговоримся: под русскими будем понимать все русскоязычное население, идентифицирующее себя с этой культурой. Садулаев жестко и решительно сдирает героический лоск со всех кавказских войн с царских времен до наших дней. Российская государственность уже триста лет сует рыло не в свое корыто, сует тогда, когда ее никто об этом не просит. Насаждает свои порядки там, где они никому не нужны, устраивает геноцид местного населения без всяких исторических оправданий, заселяет Чечню русскими, а потом бросает их на произвол судьбы, влезает во внутреннюю драку чеченских национальных движений и крушит всех подряд, не рассчитав медвежьей силы. Уходит не солоно хлебавши, так никому ничего и не доказав.

Возвращаясь к вопросу об адресате, становится крайне важным, для кого же Герман Садулаев писал эту книгу? Уж точно не для русских и не для чеченцев. И при этом: только для них. Для нас.

А теперь еще более важный вопрос: зачем эта книга? Она на сто процентов идет вразрез с официальной, одобренной государством точкой зрения на историю российско-чеченских отношений. Она противоречит этой точке зрения, едко высмеивает ее. История состоит из голых фактов, но ее всегда пишут победители, давая фактам нужную интерпретацию. На сегодняшний день эта книга одинаково неприятна как чеченцам, так и русским. Ведь мы привыкли, что всегда должен быть победитель, всегда есть правые и виноватые, вероломные и справедливые. А Садулаев говорит нам: нет, есть только исторические процессы. Как это объяснить солдату, оставшемуся без ноги, который пьет полночи, а с утра шакалит милостыню в метро? Как сказать об этом жителю поселка Новые Алды, на глазах которого расстреливали соседей? Как? Неприятно вспоминать об этом? Опять закрытая тема?.. Но ведь дело не в том, что вспоминать неприятно, важнее другое: забывать нельзя.

И при этом в глубине души понимаешь: прав, тысячу раз прав Садулаев. Убийственная амбивалентность.

И все же есть то, что безоговорочно подкупает в исследовании полурусского-получеченца. Тонкая, не высказанная вслух, почти лирическая любовь к обоим народам. Обоюдное признание их величия. И страстное, вне правил и логики, желание братства этих народов. Нет горячего отклика на это сочинение ни в прессе, ни на телевидении, ни на радио. Даже в Интернете не обсуждают. Да и не будут обсуждать. В Чечне все спокойно. Вопрос закрыт. Закрыт, да не решен.

А квинтэссенция этой книги в этой фразе- пассаже, аналога которому пока что я сам ещё нигде не видел...:

"...Самая большая ошибка - это пренебречь русскими.
Посчитать русских слабыми.
Обидеть русских.
Никогда не обижайте русских.
Русские никогда не бывают так слабы,
как вам кажется.
Не дай Бог изгнать русских или отобрать что-то у русских.
Русские всегда возвращаются.
Русские вернутся и вернут своё.
Но когда русские возвращаются,
они не умеют рассчитать силу и применить её пропорционально.
Они уничтожают всё на своём пути.
Не обижайте русских.
Иначе, когда русские вернутся на землю с могилами их предков,
живущие на этой земле будут завидовать своим предкам - мёртвым..."


Я бы пускал эти слова бегущей строкой вдоль границ России и написал бы их огромными буквами так, чтоб все желающие могли их прочесть из космоса или из своей, соседствующей с Россией, страны.

То, что это написал чеченец - особенно важно.

Там, впрочем, и дурного по поводу нас, и хорошего о чеченцах тоже сказано много.