Нет величия там где правды. “нет величия там, где нет простоты, добра и правды” (противопоставление кутузова и наполеона в романе-эпопее “война и мир”)

Урок 125 «НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)

30.03.2013 16067 0

Урок 125
«НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ,
ДОБРА И ПРАВДЫ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)
(ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)

Цели : расширить представление учащихся о Кутузове и Наполеоне как носителях противоположных начал; раскрыть толстовский идеал «простоты, добра и правды», воплощенный в образе Кутузова.

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию.

Вопрос ы (или письменные ответы):

1. Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»?

2. Раскройте взгляды Толстого на народ и на роль личности в истории.

3. Как Толстой объясняет происхождение, сущность и смену исторических событий? В чем причины начала войн?

4. Расскажите об отношениях писателя к войне. Как Толстой объясняет разницу между войной справедливой и несправедливой? (Война может быть захватнической (несправедливой), может быть освободительной, героической, то есть справедливой. Писатель ненавидит и осуждает тех, кто ведет захватнические войны.)

II. Слово учителя.

Л. Толстой отрицает роль личности в историческом процессе. Призвание исторической личности он видит лишь в умении «прислушаться к воле большинства, направлять эту волю».

По Толстому, именно русский народ является носителем высоких нравственных качеств. Писатель восхищается и поэтизирует народ «как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу , единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах» (Ю. В. Лебедев) . Лучшие черты русского народа воплощены в образе полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Наполеон в изображении писателя – это прежде всего захватчик, агрессор, претендующий на мировое господство.

III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.

Беседа по вопросам :

1. Каково традиционное представление о внешнем облике Кутузова и Наполеона?

2. Зачитайте «портреты» толстовских героев. На какие выразительные особенности «портретов» обращает внимание читателей Толстой?

(Рисуя французского императора, Толстой подчеркивает его телесность. Наполеон – «маленький», «малый ростом», с «жирными ляжками коротких ног», «круглым животом». «Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою спиною, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело», выхоленное тело императора Франции. И этот маленький человек думает уничтожить Россию! Наполеон изображен остро сатирически.

Кутузов «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. ...с усилием открыл единственный глаз». У него «огромное толщиной тело», «вытекший белый глаз на оплывшем лице», «сутуловатая спина». Но Кутузов обнял Болконского, «прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». Обаятельность полководца Кутузова нисколько не страдает от того, что у него «жирная грудь» или «жирная шея». Кутузов связан с народом и прост как человек.)

3. Охарактеризуйте поведение Кутузова и Наполеона в Аустерлицком, Шенграбенском и Бородинском сражениях.

(Наполеон в романе несет с собой кровь, смерть, страдания и слезы. С удовольствием он оглядывает пленных русских, любуется полем сражения. Увидав Болконского, он говорит: «Вот прекрасная смерть». Наполеон любит вести возвышенные разговоры, разыгрывать благородство.

Кутузов в сражениях 1805–1807 гг. не мог сосредоточить в своих руках всю полноту командования. Его действия «связывали» два императора и генералитет. Но он сделал все, чтобы уберечь русскую армию от разгрома. Кутузов, в изображении Толстого, чутко и умело ориентируясь в живом бою, не верит в возможность заранее бой распланировать , так же как не верит в это писатель, и презирает диспозиции так же, как презирает их Толстой.

В 1812 г. Кутузов избран главнокомандующим. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой родной человек», – говорит Болконский Пьеру.

Давая решающее сражение, Кутузов у Толстого повиновался воле народа, «объединялся с народом и вместе с ним чувствовал, что именно сейчас настал момент решительного отпора врагу... Бородино – это момент наивысшего напряжения всех его сил, наибольшей его активности, последовательно направленной на усиление и укрепление нравственной силы армии » (Н. Н. Наумова) .)

4. Выделите основные черты Кутузова и Наполеона. Кто из них претендует на роль героя в истории? Каково отношение Кутузова и Наполеона к солдатам?

5. Отношение Толстого к Кутузову и Наполеону. (Ослепленный славой, самонадеянный и властолюбивый император Франции превыше всего ставит свою личность, считает себя сверхчеловеком. Автор отмечает актерство Наполеона, его эгоизм и индивидуализм. Толстой отказывает ему в величии, так как считает, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Кутузов в романе изображается как подлинный полководец народной войны, думающий прежде всего о славе и свободе Отечества. Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

«Сила Толстого в изображении Кутузова заключается в том, что он показал его истинно народным полководцем, патриотом, исполненным народного духа; слабость – в том, что он отрицал в действиях полководца руководящую роль разума, принижал значение Кутузова как стратега и организатора» (Н. Н. Наумова) .)

Домашнее задание.

1. Сочинение на одну из тем (4–5 человек).

Примерные темы :

1) Портрет князя Андрея.

2) Встреча князя Андрея в Отрадном с Наташей Ростовой.

3) Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского.

4) Пьер на Бородинском поле.

5) Встреча Пьера с Платоном Каратаевым в плену.

3. Сообщение по варианта м:

Вариант I.

Путь исканий князя Андрея.

Вариант II.

Путь исканий Пьера Безухова.

Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий всеми этими свойствами характера? Эти вопросы часто задаются людьми, но ответить на них очень не про сто. Обратимся к классике. Пусть она поможет в этом разобраться. Имя Льва Николаевича Толстого знакомо нам с раннего детства. Но вот прочитан роман “Война и мир”. Это великое произведение заставляет по-иному смотреть на поставленные вопросы. Как часто упрекали Толстого в том, что он исказил историю тысяча восемьсот двенадцатого года, что он исказил действующих лиц Отечественной войны. По мысли великого писателя, история-наука и история-искусство имеют различия. Искусство может проникать в самые отдаленные эпохи и передавать сущность прошедших событий и внутренний мир людей, в них участвовавших. Действительно, история-наука делает упор на частностях и подробностях событий, ограничиваясь лишь их внешним описанием, а история-искусство охватывает и передает общий ход событий, в то же время проникая в их глубину. Это надо иметь в виду, оценивая исторические события в романе “Война и мир”.
Откроем страницы этого произведения. Салон Анны Павловны Шерер. Здесь впервые возникает острый спор о Наполеоне. Его начинают гости салона знатной дамы. Закончится этот спор лишь в эпилоге романа.
Для автора не только не было ничего привлекательного в Наполеоне, но, напротив, Толстой всегда считал его человеком, у которого были “помрачены ум и совесть”, и поэтому все его поступки “были слишком противоположны правде и добру...”. Не государственный деятель, умеющий читать в умах и душах людей, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер - таким предстает император Франции во многих сценах романа. Вот, встретив русского посла, он “взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть мимо него”. Немного задержимся на этой подробности и сделаем вывод, что Наполеона не интересовала личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Ему казалось, что все в мире зависит только от его воли.
Может быть, рано делать вывод из такого частного случая, как невнимание Наполеона к русскому послу? Но этой встрече предшествовали и другие эпизоды, в которых также проявилась эта манера императора “смотреть мимо” людей. Вспомним тот момент, когда польские уланы, чтобы угодить Бонапарту, бросаются в реку Вилию. Они тонули, а Наполеон спокойно сидел на бревне и занимался другими делами. Вспомним сцену поездки императора по Аустерлицкому полю сражения, где он проявил полнейшее равнодушие к убитым, раненым и умирающим.
Мнимое величие Наполеона с особенной силой обличается в сцене, изображающей его на Поклонной горе, откуда он любо вался дивной панорамой Москвы. “Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей... Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица...” Так думал Наполеон, напрасно ожидавший депутацию “бояр” с ключами от величественного города, раскинувшегося перед его глазами. Нет. Не пошла Москва к нему “с повинной головою”.
А где же есть это величие? Оно там, где добро и справедливость, там, где дух народа. Согласно “мысли народной” и создал Толстой образ Кутузова. Из всех исторических лиц, изображенных в “Войне и мире”, одного его писатель называет истинно великим человеком. Источник, давший полководцу необычайную силу прозрения смысла совершавшихся событий, “лежал в этом народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе”.

Можно много раз размышлять над тем, в чем же кроется величие человека, но ответ всегда будет лежать на поверхности. Великим человек может стать только тогда, когда в его душе будет царить доброта, несмотря на свой социальный статус, победы и успехи, он будет оставаться простым и честным и по отношению и к себе самому, и по отношению к другим людям.

Следует рассмотреть несколько примеров. Можно ли сказать о том, что Мать Тереза была великой женщиной? Конечно, да, потому что она заботилась об умирающих и больных людях, помогала им и финансово, и морально. Она стала влиятельной женщиной, но при этом оставалась доброй и милосердной, простым человеком, который всегда защищал одну правду – только любовь к Христу поможет спастись человечеству.

Можно ли считать великим человека, который сделал невероятное открытие, но при этом душа его думает только о своем благополучии, не думая об интересах других людей? Нет, не стоит отрицать, что он гений, он профессионал своего дела, но к сожалению, он не является великим человеком, так как в нем нет доброты. Великим делает человека его доброта. Такой человек никогда не откажет голодному и протянет кусок хлеба, он не обидит ребенка и поможет ему, он никогда не станет глумиться над старым немощным стариком, он будет нести свое добро и величие по жизни.

Сочинение Нет величия там, где нет добра, правды и простоты

Эту фразу в своём романе «Война и мир» увековечил Л. Н. Толстой. Она как бы сравнивает образ Наполеона Бонапарта и Михаила Кутузова. Наполеон эгоистичен и безразличен к собственной армии, в то время как Кутузов – это прообраз патриотизма, народного духа, братства и единства. Для Наполеона армия – лишь средство достижения собственной цели.

Наполеон Бонапарт – французский полководец, солдаты которого не всегда получают от него понимание, они – лишь часть его замыслов и планов.

Михаил Кутузов – величайший русский полководец, который смог поднять боевой дух армии и выиграть Отечественную войну 1812 года.

Всем известно высказывание «Красота в простоте», все понимают что «лучше горькая правда, чем сладкая ложь», а важность добра в нашей жизни трудно переоценить.

Многие думают, что величие основано на богатстве и материальных благах, но это не совсем так. Разве может величие превозносить негативные стороны человеческой личности? Величие – это в первую очередь благородство.

Простота. «Будь проще и к тебе потянутся» - известно всем нам. Простота – это отсутствие гордыни и высокомерия, умение относиться ко всем без предвзятости и лжи.

Правдивость, наверное, одно из тех качеств, которые делают человека искренним и открытым. Умение быть честным, избегать лжи и недосказанности очень важно для каждого из нас.

Подводя итог, можно утверждать, что целью данного изречения было показать, что за человеком, который зациклен на эгоизме, корысти и бездумном достижении своих целей, пойдут далеко не все. Его величие сомнительно и недолговечно. В то же время за тем, кто понимает, что в жизни важно быть честным и добрым, уделять внимание другим людям и совершенствовать свой внутренний мир, потянутся люди. Он сохранит настоящее величие и пронесёт его через века.

Сейчас читают:

  • Характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита сочинение

    Пожалуй, самый загадочный и в то же время притязательный роман, написанный в лице – Михаила Булгакова. Он обнесён множеством мифических преданий, некоторые воспринимают его как абстрактное содержание. Это удивительно,

  • Когда луч солнца пробирается в комнату, заполняя её теплом, а солнечный зайчик весело скачет по стенам, мы безудержно радуемся замечательному началу нового летнего дня! Он пахнет морем и песком, рекой и лесом, свежим молоком у бабушки в деревне, фруктовым

  • Главная тема пьесы Вишневый сад сочинение

    Пожалуй, ни для кого не секрет, что знаменитая на весь мир пьеса «Вишневый сад» стала последней работой великого русского писателя Чехова Антона Павловича. Основной темой данного произведения выступила самая обычная и довольно распространённая ситуация,

  • Сочувствие и сострадание по рассказам Кусака и Юшка 7 класс сочинение

    Достаточно часто в своем творчестве писатели обращаются к теме сочувствия и сострадания. В некоторых произведениях, как и в реальной жизни, герои находят поддержку. Но чаще всё заканчивается непониманием и гонениями.

  • Сочинение Утро изменившее жизнь по рассказу После бала

    Великий писатель Толстой в своих произведениях выводит на «сцену» разных героев, создавая для них такие ситуации в которых раскрывается вся человеческая суть.

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 6 класс

    Свою знаменитую картину «Девочка с персиками», которая сегодня находится в Третьяковской галерее, молодой двадцатидвухлетний художник Валентин Серов написал в 1887 году в усадьбе Абрамцево,

От Гость >>

2. Фраза Л.Н. Толстого «Нет и не может быть величия там, где нет…» завершается словом(ами):
а) самолюбия;
б) великих поступков;
в) стремления к славе;
г) простоты, добра и правды.
3.Кольцевую композицию имеет стихотворение Ф.И. Тютчева:
а) «Последняя любовь»;
б) «О, как убийственно мы любим...»;
в) «Цицерон»;
г) «Silentium!»
4.Стихотворный размер приведенного отрывка:
«Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
К чему бесплодно спорить с вами?
Обычай деспот меж людей».
а) ямб;
б) хорей;
в) дактиль;
г) амфибрахий;
д) анапест.
5.Относительно короткий текст, помещённый автором перед произведением или его частью и призванный кратко выразить идейный смысл следующего за ним текста:
а) эпиграф;
б) заглавие;
в) пролог.
г) эпилог.
ІІ уровень
Допишите правильный ответ
6.Литература 60-х годов XX века точно определяется метафорой, которую ввел в обиход Илья Эренбург в 1955 г. Это метафора ____________________________________________.
7.«Мысль изреченная есть ложь» – это строка, ставшая формулой, выражающей сущность романтического мировосприятия, из стихотворения ____________________________ (название) ______________________(автор).

8.Стихотворный размер приведённого отрывка из стихотворения К. Бальмонта „Новолуние” _________________________________________________________________.
«Серп луны молодой
Вместе с пышной звездой,
В голубой вышине,
Ярко видится мне».

9.Отрицание этики в искусстве, отказ от синтаксической организации речи, введение неязыковых форм в текст: нотных и математических знаков и пр., отказ от классических поэтических размеров и рифм, утверждение права на увеличение словаря произвольными и производными словами – эстетические принципы литературного направления__________________________________________________________________.

10.Элемент композиции, где художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения, _____________________________________________________________________________.

«Призвание каждого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни, – писал в свое время Чехов. Людям, живущим после грехопадения, очень трудно бывает понять, каким же человек был в саду Эдема, какой была его жизнь с Господом. Это глубинное, сердечное ощущение практически утрачено, и возникает оно лишь в тот момент, когда человек переживает встречу с Богом, когда понимает, что до этого момента жил бесцельно и бестолково. Если вспомнить, каким образом Господь призывал к Себе апостолов, становится ясно, что Петра Он призвал потому, что он был рыбаком, апостола Павла по причине его сердечной горячности, проявившейся после встречи по дороге в Дамаск, когда ослепление телесное сменилось прозрением сердечным. Это означает лишь одно — каждого человека Бог ведет к Себе каким-то особым путем.

И основание этого пути, — как сказал в своей сегодняшней проповеди Его Высокопреосвященство, — находится в нашей душе, в нашем сердце. Только оно является тем единственным органом, который может видеть, слышать и осязать присутствие Божье в нашей жизни.

«Неважно какой пост или место в обществе занимает человек, каков его материальный достаток или социальный статус, важно лишь одно – исполняет он заповедь Божью или не исполняет. Каждый человек ставит перед собой цели, и как только достигает их, начинает ставить другие, понимая, что первые себя изжили, и он потерял к ним интерес. Но есть одна цель, одно событие, которые выдерживает любые проверки временем – быть рядом с Богом.

Без Бога человек – ноль без единицы. Старец Паисий Святогорец очень любил этот образ, говорил, что когда мы сами что-то делаем, то рисуем бесчисленное множество нулей, и только Бог может пририсовать единицу. Жизнь человеческая может быть наполнена самыми разными свершениями, деяниями, но она обнуляется, когда человек умирает, так и не встретив Бога, так Его и не познав, так к Нему и не присоединившись. Это бывает очень страшно, потому что без Бога человек–существо потерявшееся, заблудившееся, мечущееся и ни в чем покоя не обретающее. Поэтому пока есть время очень важно правильно поставить вопрос: чего хочет Господь от каждого из нас? – именно сейчас, в это самое мгновение, а не когда-то потом. Предназначение свое, свое призвание, замысел Бога о себе выполняет тот человек, который всегда и во всем ищет волю Божию, готов ее принимать, при этом постоянно духовно совершенствуясь, принимая все с радостью, как некий ответ Господа на свое внутреннее вопрошание. Только тогда в жизни все будет выстраиваться не по нашему собственному разумению, порой ошибочному, а по премудрости и любви Божьей».

В заключение своей проповеди Его Высокопреосвященство пожелал быть похожими на Христа, познавая волю Божью из многочисленных жизненных обстоятельств.

«Будьте святы, потому что Я свят, – призывает нас Христос. Это значит, что человек не должен легкомысленно применяться к жизненным обстоятельствам, отдаваясь на их волю, а сообразовывать свою жизнь, свои поступки с Призывавшим, Который воистину есть свят, тем самым самим при этом делаться святыми».

Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви