Неизвестный китай. В тесноте, да не в обиде

Всем известно, что пристрастие к курению – занятие опасное, приводящее к печальным последствиям. Никотин и канцерогенный табачный дым провоцируют развитие у человека множества различных патологий, порой неизлечимых и быстропрогрессирующих. Именно поэтому многие современные курильщики переходят на альтернативу табакокурению – электронным сигаретам.

Но, теперь у вейперов (так называют потребителей этих модных курительных гаджетов) встает ряд иных, требующих разрешения, тем. Можно ли наслаждаться ароматным паром в местах, запрещенных для обычного курения? В частности, в дальних и ближних поездках. Можно ли курить электронную сигарету в поезде, не противоречит ли это закону? Давайте, разбираться.

РЖД с 2017 года вводит запрет на использование курительных парогенераторов в поездах

Жесткий антитабачный закон, запрещающий курить обычные сигареты в поездах, породил множество негативных моментов на ж/д дорогах. Лелея надежду подымить на остановках, почитатели табака превратили тамбур в места массового народного скопления, что затрудняло выход пассажиров из вагона.

Несмотря на строгие запреты, почитатели сигарет активно осаждали туалетные отсеки, не в силах дождаться заветные остановки. В результате туалеты оказывались полностью прокуренными, что превращало поездку для пассажиров с детьми и самих проводников в настоящий ад.

С 2014 года курение в поездах дальнего следования запрещено

После введения антитабачного закона некоторая часть заядлых курильщиков переквалифицировалась в вейперов. Казалось, что ситуация разрешилась. Парение не отравляло окружающий воздух, и любители вейпа могли в полной мере наслаждаться дальними поездками .

Руководством РЖД в начале 2016 разрешило курение электронных сигарет в поезде дальнего следования без каких-либо ограничений и даже выделило для парильщиков специально отведенные места.

Более того, в это «золотое» для вейперов время курительные электронные девайсы даже продавались у проводников, правда, несколько дороже, чем в обычных вейплавках. Такое решение руководство Российскими Железными Дорогами объяснило заботой о пассажирах и улучшением комфорта при передвижениях людей на далекие расстояния.

Но, время идет, меняются и взгляды. Текущий 2017 год расставил все точки в отношении курительных гаджетов и дал однозначный ответ на вопрос: можно ли курить электронные сигареты в поезде дальнего следования.

РЖД запретило в поездах дальнего следования использовать и электронные сигареты

Итак, с февраля текущего (2017) года в данного вида транспорте парение ЭС запрещено. Также представители РЖД пояснили, что запрещается и продавать курительные девайсы в поездах. Электронные сигареты были исключены из списка непродовольственных товаров, продаваемых в поездах.

Некоторые спикеры Госдумы относят использование электронных сигарет к «пропаганде курения», объясняя это схожестью самого курительного девайса и процесса парения с курением тачных изделий.

Эту инициативу поддержали остальные депутаты. Заодно представители Высшей власти вынесли запрещающее постановление, касающееся рекламы электронных курительных устройств и парительных аромасмесей.

Можно ли парить в поезде ближнего следования

На использование электронного курительного гаджета в электричках и поездах, идущих на недалекие расстояния, распространяется то же постановление, действующее в долгосрочных ж/д поездках. Запрещается курение сигарет с табаком в тамбурах, самих вагонах и даже на платформах станций.

Так как платформа относится к вокзальной территории, а курение в таких местах разрешается законом не ближе 15-ти метров от прилегаемой территории привокзальных и вокзальных строений.

Что касается вейпа, то электронная сигарета в поезде, идущим на близкие расстояния, пока не подпала под строгое табу. Но, стоит ожидать в нынешнем и будущем году ужесточение законов, которые касаются использования курительных электронных парогенераторов в ж/д путешествиях .

Опыт иных государств

В соседней Беларуси действует строгий запрет на использование обычных сигарет и электронных парогенераторов в поездах, идущих на недалекие расстояния. Здесь из всех вагонов и тамбуров даже бесследно исчезли пепельницы. У наших белорусских друзей разрешается курить и парить лишь в экспрессах международных, не принадлежащих Беларуси.

Медики доказали вред электронных сигарет

Белорусские законы гораздо строже и не так лояльны, как в России. За табакокурение и использование курительных девайсов в поездах ближнего расстояния (а в Беларуси иных и не имеется – страна не отличается большими размерами) здесь предусмотрены крупные наказания:

  1. Денежные штрафные санкции в размере 400 000 белорусских рублей.
  2. Безоговорочное снятие нарушителя с поезда со всеми вытекающими неприятностями.

Парение, так же как и табакокурение, полностью запрещено в местах общественного использования в ряде стран, которые с особой заботой относятся к человеческому здоровью и экологической обстановке. К данным государствам относятся Бразилия, Норвегия, некоторые штаты Америки, Дания и Австралия.

Такое же табу на парильщиков наложили и власти Британии. К изданию запрещающего закона привел факт, что многие граждане страны под видом использования вейпа курили обычные сигареты. Во избежание подобных попыток правительство Великобритании решило наложить запрет и на использования парогенераторов.

Использование вейпа в пригородных поездах

А как же электрички? За использование парогенератора в поездах пригородного назначения штрафные санкции пока не предусмотрены, но все идет к ужесточению законов и в этой области. Об этом задумываются представители Думы, исходя из резкого увеличения несчастных случаев, происходящих в электричках крупных городов. В некоторых мегаполисах законопослушных люди даже не рискуют передвигаться с помощью пригородных поездов в вечернее время.

По статистике всего за шесть текущих месяцев травмирование различной степени тяжести на выходе из электричек получило порядка 300 человек, погибших в результате несчастных случаев насчитывалось около 550 человек.

Все дело в большом количестве людей, которые купируют тамбуры и препятствуют свободному доступу людей в вагоны. Парильщики буквально до последних секунд до отхода электричек не выпускают из рук свои парогенераторы, которые продуцируют насыщенный пар в большом количестве.

Особенно опасными становятся поддельные электронные сигареты

Парение снижает видимость передвижения, поэтому многие люди просто падали на рельсы либо оказывались зажатыми закрывающимися дверями поезда. Поэтому с большой долей вероятности следует ожидать запрета на использование парогенератора и в пригородных электричках .

Почему использование ЭС начинает приравниваться к курению

Ведь по сути, электронные курительные девайсы не имеют ничего общего с табакокурением, за исключением лишь схожести гаджета с обычными сигаретами. Кстати, гонению подвергается и электронные кальяны. Объяснения медиков звучат следующим образом:

  1. При использовании парительных никотиновых смесей человеческий организм получает не меньший вред, чем при курении обычных сигарет.
  2. Входящие в состав аромажижи для парогенераторов глицерин и пропиленгликоль наносят вред здоровью.
  3. В состав аромажидкостей, используемых в курительных девайсах, включены различные канцерогенные вещества, токсины и ядовитые химические соединения. Их также сложно отнести к «здоровому увлечению».
  4. Уже доказано, что с помощью электронных сигарет человек не избавляется от табачной зависимости, а приобретает новую, такую же пагубную привычку.
  5. Электронные кальяны служат мощным рассадником патогенных бактерий и вирусов. Вредоносная микрофлора в больших количествах «гнездится» на мундштуках, фильтрах и трубках гаджетов.

Подтверждение фактами

Все вышеперечисленные обвинения в адрес курительных парогенераторов далеко не беспочвенны. Врачи с момента открытия электронных сигарет занимаются их изучением и влиянием на организм человека. В ходе экспериментальных исследований был выявлено, что в состав аромадобавок входят следующие ядовитые вещества:

  • циан;
  • пирен;
  • ацетон;
  • изопрены;
  • нафталины;
  • бензапирен;
  • нитрозамины;
  • ацетальдегиды;
  • сложные фенолы;
  • моноокись углерода;
  • полициклические углеводы.

Данные вещества относятся к опасным канцерогенам. При регулярном попадании в организм подобных смесей, парильщик рискует заработать множество опасных патологий, в числе которых:

  • ишемия;
  • стенокардия;
  • атеросклероз;
  • гипергликемия;
  • инфарктные состояния.

Что грозит нарушителям

Сейчас в нашем российском законодательстве предусмотрены пока штрафы лишь за использование парительных устройств несовершеннолетними гражданами (до 18-ти лет). Под наказание также подпадает вовлечение в парение несовершеннолетних взрослыми людьми . В данном случае нарушителя ждут штрафные санкции в размере до 3 000 рублей.

А вот, если пропагандой и рекламой курительных электронных девайсов займутся представители торговли – они рискуют столкнуться со штрафными выплатами до 600 000 рублей. Владельцы кинокомпаний, в фильмах которых будут демонстрироваться сцены парения и курения, также будут оштрафованы на крупные суммы.

Чем рискует нарушитель

Российское Законодательство гласит, что наложить штрафные санкции могут только представители полицейского управления. При фиксировании нарушения антитабачного закона (пока еще только в случае обычного курения) проводники по закону обязаны сдать нарушителя в полицейский участок на первой ближайшей станции.

Согласно статистическим данным за счет одной лишь Московской области после вступления в силу антитабачного закона казна государства всего за полгода пополнилась на более чем 6 500 миллионов рублей.

Это пока лишь касается обычных курильщиков. Но недалек тот час, когда штрафы придется выплачивать и любителям парения. Конечно, при нарушении закона. Стоит ли игра свеч? Может, лучше вообще отказаться от использования каких бы то ни было курительных устройств, чем опустошать собственные финансы? Подумайте об этом.

Точнее сказать - в поездах никогда и не запрещалось курить. Формально, конечно, закон о курении и все такое. Но по факту, если станция нескоро, а никотиновый голод вытягивает душу и заставляет лезть на стенку вагона - можно и покурить. Причем не украдкой, а вполне себе открыто, при проводнике. Потому что новое правило введено.

Правило простое - нужно у проводника что-нибудь купить, такое сувенирное, из фирменной линейки РЖД. Чай, кстати, не подходит. Потому что на чай план проводникам не установлен, а вот на фирменную продукцию - очень даже. Поэтому, если вы человек никотиново зависимый, смело подходите к проводнику и заявляйте свои права на отравление окружающих. Причем вам разрешат делать это не в обычном тамбуре в конце вагона, а в «рабочем», на входе.

Давайте посмотрим, что маркетинговые службы РЖД заставляют проводников впаривать пассажирам.

Кстати, обратили внимание на стоимость кофе? 22 рубля. А с сахаром (3 рубля - ого!) - получается 25. Но проводники озвучивают почему-то 30. Бизнес - ничего личного.

Кроме кофе-чай-лапша, можно купить одноразовый дорожный набор (от 80 до 265 рублей) и тапочки (215 рублей).

Кучу разной сувенирки для взрослых…

… и детей.

Я попросил проводника показать мне все это поближе, и оказалось, что этим барахлом завалено все служебное купе.

Насколько я понял, купить можно все, что захочешь. Нравится тебе постельное белье - пожалуйста, покупай. Нравятся легендарные подстаканники - да не вопрос.

Цены, конечно, огого. Но с другой стороны - может вы коллекционируете всякую фигню. А теперь у вас будет еще всякая фигня с логотипом РЖД. Но вообще заметил тенденцию: в поездах и на станциях стало в разы меньше торговцев, потому что централизованным рынком сбыта товаров в дорогу стали сами проводники.

У проводницы я так ничего и не купил. Курить она разрешила за 100 рублей. На маленьких станциях нас таких набиралось пятеро. Сувенирку никто из нас не брал, но проводница, похоже, не сильно расстроилась - план можно сделать и на других пассажирах, а деньги есть деньги. И мало ли, чего там этот ваш Медведев напридумывал с курением...

Курение табака в РФ регулируется Федеральным законом. Его номер - 15-ФЗ. Закон призван охранять здоровье граждан от воздействия табачного дыма, а также вредных последствий потребления табака.

Еще совсем недавно законом курение в поездах дальнего следования или электричках почти не ограничивалось. Запрещено было курить только в туалете и в салоне вагона. Тамбур же был признанным местом курения. Но 01.06.2014 г. в закон были внесены поправки. Можно ли сейчас курить в поездах?

Суть поправок

С лета 2014-го полностью запрещено курение в электричках и в поездах дальнего следования. Это необходимо уяснить всем, кого интересует вопрос о том, можно ли курить в поезде. Кроме того, теперь запрет распространется на помещения станций и вокзалов.

Надежда на ошибку

Можно ли курить в поезде? Несмотря на широко проводящуюся разъяснительную работу, этот вопрос часто задают пассажиры. В России курящей является треть населения. Поэтому сущность закона пока дошла не до всех. Вернее, многие до сих пор не могут поверить в то, что такой закон действительно принят. Похоже, граждане до сих пор надеются, что они что-то не так поняли. В течение двух лет с момента вступления в силу поправки к закону пассажиры спрашивают вновь и вновь: "Можно ли курить в поезде дальнего следования?". Ответ на этот вопрос категоричен и недвусмыслен: "Нельзя!".

Можно ли курить в тамбуре поезда?

Курильщики пытаются прояснить этот момент, надеясь на спасительную лазейку. Ведь до принятия поправок незыблемым считался негласно признанный статус тамбуров-курилок. Ответ один: нельзя!

Можно ли курить в поезде в туалете?

Любители табакокурения панически ищут способ обеспечить для себя относительный комфорт в дороге. Но им следует уяснить раз и навсегда: в поезде дальнего следования нельзя курить - нигде!

А на остановках?

Тем, кого интересует, можно ли курить на остановках поезда, ответ дается положительный. Комментарий МВД к ФЗ четко разъясняет: правилами предписано, что на платформах разрешено курить, находясь на расстоянии до вокзала не менее 15 м.

Интересующимся тем, можно ли курить в поезде или хотя бы рядом с ним (во время остановок), следует обратить внимание на это условие: запрет на курение не распространяется на перроны и платформы, места остановок поездов дальнего следования, за исключением мест, расположенных от входа в помещение ж/д вокзала на расстоянии менее 15 м!

В комитете Госдумы, занимающемся вопросами охраны здоровья, где был разработан документ, пояснили, что пока формально не запрещено курение на остановках общественного транспорта. В законе не прописана запретительная норма.

На улице пока можно

Курение на улице тоже пока не воспрещается. Улицы и личные квартиры граждан остаются единственными местами, где пока что можно курить. Но здесь также предусмотрены ограничения.

Запрещено курить на игровых детских площадках, автозаправках, пляжах, на платформах поездов. А также поблизости (менее входов в ж/д и автовокзалы, аэро-, морские и речные порты, станции метро.

Антитабачный закон: история

Антитабачный закон, исключивший из списка мест, где можно курить, офисы, подъезды, больницы, школы и вузы, пляжи, детские площадки, автозаправки, зону менее 15 м от автобусных остановок, метро, вокзалов и аэропортов, вступил в действие 1 июня 2013-го. Через год принятыми поправками к закону правительство запретило гражданам курить в общежитиях, гостиницах, заведениях общепита, крытых рынках и других торговых объектах, а также в поездах дальнего следования, в электричках, судах, на платформах остановки пригородных поездов.

Запрещение курения направлено на сохранение здоровья тех, кто не курит, в частности детей.

Резонанс

Дополнения всколыхнули население страны более, чем международные санкции против РФ. Сложно отыскать тех, кто оставался бы к данному закону равнодушным.

Послабления

Для пассажиров, которые не могут обходиться без сигарет, законом предусмотрены некоторые послабления. Для них владельцем инфраструктуры могут быть оборудовать специальные места. Впрочем, оборудовать такие места закон владельца не обязывает. Это может быть его собственным коммерческим решением, повышающим качество обслуживания пассажиров.

Сегодня ни в одном городе-миллионнике РФ на вокзалах специальные курительные зоны не оборудованы.

Наказание

За нарушение закона предусмотрено наказание:

  • для граждан курение в неположенном месте чревато штрафом от 500 до 1500 руб.;
  • должностные лица за аналогичное нарушение могут быть оштрафованы на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • юридические лица могут уплатить сумму от 30 тыс. до 60 тыс. руб.;
  • курение на детских площадках карается штрафом в 2-3 тыс. руб.;
  • организации, не обеспечившие на своей территории соблюдения запрета на курение, штрафуются на сумму от 60 тыс. до 90 тыс. руб.;
  • организации, не обеспечившие наличие знака о запрете курения - от 30 тыс. до 60 тыс. рублей;
  • организации, на территории которых незаконно оборудована курилка - от 50 тыс. до 80 тыс. руб.

Экономическое воздействие

Помимо запретительных мер, закон предусматривает и экономическое воздействие на курильщиков. С января 2014 года в стране произошло поднятие акцизов на табачную продукцию. Запрещены скидки на сигареты, не разрешается дарение табачных изделий в ходе рекламных кампаний. Запрещено демонстрировать табачную продукцию в фильмах, радио- и телепрограммах и т. д.

Законом предусмотрено

Тем, кого интересует, можно ли курить в поезде, следует знать:

  • Закон предусматривает, что в поездах дальнего следования курящих пассажиров должны ловить и штрафовать полицейские.
  • На платформах, местах остановок пригородных поездов за курящими должны следить камеры видеонаблюдения.
  • На вокзалах о запрете курения пассажирам должны напоминать сотрудники РЖД. С платформ контейнеры для окурков они обязаны убрать.
  • Наряды сопровождения должны дежурить в поездах. Сотрудниками полиции, патрулирующими состав, при обнаружении курящих пассажиров составляется административный протокол. Сотрудники РЖД, заметившие нарушителей, обязаны информировать об этом полицейских.
  • Пассажир, заметивший курящего соседа, может уведомить об этом проводника. Проводником должна быть вызвана бригада транспортных полицейских, сопровождающих поезд, которые выписывают штраф.
  • Самим проводником курящие в поезде граждане задержаны быть не могут, как не может быть зафиксирован факт курения. В случае если на поезде бригада полиции отсутствует, ее следует вызывать с близлежащей станции.

Штраф и протокол

Юристы отмечают, что полицейские могут только оштрафовать пассажиров, которые курят. Высаживать их из поезда у них прав нет. Высадить пассажира можно в случае, если он хулиганит и дебоширит. Курильщик, получивший протокол об административном правонарушении, обязан впоследствии заплатить штраф. При образовании у нарушителя задолженности по штрафам в 10 тыс. руб. его могут не выпустить за границу.

Кодекс об административных правонарушениях гласит: если штраф не оплачен в течение 60 дней, происходит возрастание его суммы втрое.

Критика

Для многих антитабачный закон кажется жестоким. Медики называют никотиновую зависимость не блажью, а болезнью. Запретить человеку курить в продолжение двух-трех дней нельзя, говорят врачи, поскольку это от его воли не зависит.

Пассажиры в поездах будут курить в обход закона, находя для этого всевозможные лазейки, считают эксперты. Кто-то выйдет покурить на остановке. Кто-то заплатит проводнице, и она «не заметит» курящего в тамбуре. Кто-то буде курить в форточку в туалете, создавая очереди, или устроится между вагонами, рискуя упасть под движущийся состав.

Поезда дальнего следования должны быть оборудованы хотя бы одним помещением для курения, - отмечают специалисты. Только за полгода с момента принятия закона сумма штрафов за «незаконное» курение в столице составила 6,5 млн руб. Число москвичей, поправших антитабачный закон, - более 30 тысяч человек.

Нарушение демократических прав

Эксперты утверждают, что законом ущемлены и ограничены права граждан. В обществе формируется мнение, что действовать необходимо не запретами, а воспитанием культуры курения. Подход депутатов многие считают слишком радикальным и не учитывающим гражданских прав тех, кто виноват лишь в том, что подвержен пагубной привычке.

В новом законе не учтено такое понятие, как общественное согласие, считают эксперты. В обществе, где почти половина его членов является курильщиками, необходимо согласие, а не запреты. То, что из курения сделали суперзапретный плод, отнюдь не уменьшит количества курильщиков. Закон проблематичен до абсолютной неисполняемости - таково резюме специалистов.

Каковы результаты?

Тотальность и неожиданность запрета для российского общества оказалась чрезмерной. После введения штрафов за курение в поездах заметно упали продажи билетов РЖД. В целом, действие закона, по оценкам специалистов, не является эффективным. Многие курильщики из тамбуров переместились в туалеты. При этом, в первую очередь, пострадали некурящие пассажиры. Долгое время в регионах запрет не работал вообще: пытаясь привлечь курильщиков к ответственности, сотрудники полиции столкнулись с общим сопротивлением. Из-за этого значительно упал авторитет полицейского.

Практика и повсеместное обилие окурков свидетельствуют, что запрет игнорируется. Кроме того, он порождает множество дополнительных проблем:

  • растет коррупция среди сотрудников РЖД, которые берут взятки за предоставление пассажирам возможности покурить в запрещенном месте;
  • пассажиры курят тайком и выбрасывают окурки, испугавшись проверяющих, в неположенных местах, что приводит к пожарам;
  • на станции на платформу покурить выходит большое количество людей, чем создается травмоопасная ситуация для самих курильщиков, а также для других пассажиров;
  • курение на площадке между вагонами или в форточку туалета чревато несчастными случаями;
  • ухудшается психологическое состояние курильщиков, чем создается неблагоприятная атмосфера и провоцируются конфликты.

А как у соседей?

Многих интересует, можно ли курить в белорусских поездах. Из достоверных источников известно, что подымить в дороге на территории Беларуси можно только в поездке за границу. Совсем недавно тамбуры белорусских поездов были оборудованы пепельницами, и пассажиры на законных основаниях здесь могли курить. Но не так давно в Правила перевозок пассажиров были внесены изменения: теперь можно курить только в международных поездах, в местах, специально для этого предназначенных.

По дороге в Россию или на Украину можно дымить и на территории Беларуси, и после пересечения границы. Так же и в поездах до Литвы, Польши и стран бывшего СССР. Но в поезде на Берлин курение разрешено исключительно на территории Польши и Беларуси. Далее вредная привычка запрещена правилами.

Следить за соблюдением правил должны проводники. Для наведения порядка при необходимости вызываются работники милиции. За курение в поезде или другом запрещенном месте в Беларуси полагается штраф в 400 тыс. неденоминированных рублей. К тому же могут и снять с поезда.

Об электронных аналогах

Введение новых запретов вызвало у граждан вполне разумный вопрос о том, как быть с электронными аналогами табака? Распространяется ли на них действие ограничений? Можно ли курить электронную сигарету в поезде?

Специалисты отмечают, что в РФ электронные сигареты не считаются табачными изделиями. Они имитируют процесс курения, но изготовлены без использования табачного листа. Поскольку электронные сигареты не являются табачной продукцией, на их потребление и продажу не распространяются ограничения. Использование их в разрешено.

По сообщениям СМИ, в январе 2016 г. в поездах РЖД легализировано курение электронных сигарет прямо в вагоне. Так в РЖД обеспечивается комфорт курящих пассажиров. Замена классической сигареты испарителем никотиновой жидкости разрешена с целью уменьшения неудобств путешествия в поезде для курильщиков табака. В поездах дальнего следования электронные сигареты имеются в продаже у проводников. Одноразовые изделия (классический табачный вкус, три степени крепости) стоят 250 рублей. В розничных магазинах их цена - 100—150 руб. Электронную сигарету можно купить у проводника и раскурить прямо в вагоне.

Заключение

По результатам исследований, любителей табакокурения после принятия законодательных запретов в РФ не убавилось. Безусловно, недопустимо отравлять жизнь некурящим людям доносящимся отовсюду едким дымом, вредным для их здоровья. Но помогут ли запреты? Это сомнительно. Как пример можно было бы вспомнить неэффективность принятия «сухого закона».

Решение данной проблемы требует разностороннего подхода. Благоприятные условия в дороге, как и вообще в жизни, необходимо создавать для всех граждан, в том числе и для курящих.

/p>

ИНТЕРВЬЮ СО СВЯЩЕННИКАМИ ДИОНИСИЕМ ПОЗДНЯЕВЫМ И ПЕТРОМ ИВАНОВЫМ

Что нам известно о Китае? Что история этой страны насчитывает около 4 тысяч лет, а Великая китайская стена длиной 8 тыс. км была построена во время династии Цинь (221-206 гг до н.э). Что китайцы задолго до европейцев учредили стандартную систему мер, вывели теоремы алгебры и тригонометрии, изобрели порох и научились выплавлять железо. Наконец, то, что согласно переписи населения за 2000 год, в КНР проживает 1млрд 265 млн человек (в это число не входят жители Тайваня, Гонконга, Макао), а в соседних с Россией трех китайских провинциях - около 100 миллионов. (Во всем остальном мире китайцев около 25 млн человек. В России перепись населения не проводилась с 1989 года, поэтому можно назвать лишь очень приблизительные цифры: от 500 тысяч до полутора миллионов человек.)

Но что мы знаем о вере китайцев? Есть ли в Китае православные общины, какова духовная ситуация в приграничных с Китаем российских землях? На эти и другие вопросы мы попросили ответить руководителя группы исследований проблем Православной Церкви в Китае при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата священника Дионисия Поздняева и помощника управляющего Московской епархией по церковно-общественным вопросам, доктора исторических наук священника Петра Иванова.

- Отец Петр и отец Дионисий, почему вы, будучи православными священниками, заинтересовались Китаем?

о. Петр: Китаем я заинтересовался с детства. Этот интерес я унаследовал от дедушки, который был в некотором роде специалистом в этой области. В нашем доме было много литературы о Китае, всяких статуэток и другой атрибутики. Китай представлялся мне далекой загадочной страной. Но когда я окончил Институт стран Азии и Африки и приехал туда, реальность оказалась менее притягательной, чем мечты.

- По идее, если вы восхищались этими статуэтками и китайскими романами, вы должны были бы прийти к буддизму?

о. Петр: Тут надо сразу отметить, что моя семья была совершенно нерелигиозная. Если у родителей и были какие-то смутные интересы в этой области, то на моем воспитании это никак не сказывалось.

Конечно, мой интерес к Китаю включал в себя интерес к какой-то восточной тайне. Я пытался читать книги по буддизму, сутры. Но милостью Божией мне никогда не удавалось в этом чтении двинуться вперед. Я открывал книжку в восторге от того, что обрел такое редкое издание, и что сейчас начну его читать. Но всякий раз меня одолевала чудовищная скука, что я ни одной из них до конца так и не прочитал. Пожалуй, впервые более-менее подробно я познакомился с этой литературой, когда стал священником, и меня попросили читать лекции по истории религии в Свято-Тихоновском институте. Хотя казалось бы, должен был разобраться в этом значительно раньше - просто по своей востоковедческой профессии.

- Каким образом для вас Православие стало близким, родным? Вы крестились...

о. Петр: В зрелом возрасте. Поэтому здесь единственным может быть ответ, что это милость Божия открыла мне истину. И если вы спросите, были ли у меня какие-то размышления, искания, то я вам отвечу: не было у меня ничего такого. Я был совершенно вульгарный советский человек, ориентированный на карьеру, комсомол, партию. Я никогда не был убежденным коммунистом. Но был таким пошлым прагматиком, который считал, что советское общество насквозь гнилое, но в этих условиях гниения надо как-то жить. Так что будем прикидываться и пытаться разговаривать на том языке, на котором говорит вся эта публика. Это, конечно, все очень неискренне и лживо, нехорошо, но надо выживать. Скажу вам даже, что моего ребенка крестили без меня.

А потом вдруг произошел внутренний перелом, который объяснить логически я никак не могу. Меня один датский профессор, знаменитый борец с сектами, спросил: "Как вы пришли ко Христу?" Я говорю: "Вы знаете, я не знаю". Начал рассказывать ему какие-то конкретные обстоятельства, а он: "А чего тут крутиться и вертеть, это просто любовь к Богу пришла в сердце, вот и случилось". Наверное так оно и есть.

Замечательно то, что были какие-то мелкие промыслительные события, которые привели к тому, что это произошло. Я уехал в Китай в 1984 году, сразу после рождения сына, и жена моя жила на даче с ребенком. Ребенку нужно было козье молоко. В ближайшей деревне одна из жительниц до сих пор держит несметную тучу коз. Жена моя к ней приехала за молоком. А та и говорит: "Ты знаешь, мне нужно съездить в церковь. Она тут рядом, в лесу". Как впоследствии выяснилось, эта женщина никогда прежде в церковь не ходила. Поэтому в том, что она обратилась к моей жене с такой просьбой, явно было нечто промыслительное.

И когда я возвращаюсь из Китая, мне жена говорит: "Знаешь, у нас здесь рядом есть замечательный храм в лесу". Ну, храм и храм. Проходит несколько лет, и вдруг я чувствую, что мне нужно в этот храм идти. Я и говорю: "Помнишь, ты рассказывала про церковь, которая тут неподалеку. Надо мне ехать в эту церковь креститься, и нам с тобой обвенчаться". Вот что хотите спрашивайте, но я не знаю, почему я это сказал. У меня возникло очень твердое внутреннее намерение это сделать. Я чувствовал, что по-другому жить не могу. Я должен туда идти. Подтверждение тому, что это истина, было то, что даже моя жена как-то смутилась и сказала: "Что это с тобой такое странное произошло?" Хотя она мне и раньше говорила, что надо креститься, что ты какой-то некрещеный, советский весь. В общем, привезла она меня в этот храм. Меня там крестили, нас обвенчали. Я больше из этого храма не выходил, стал его прихожанином, потом чтецом. Потом стал диаконом, священником и служил в этом храме до самого последнего времени.

Отец Дионисий: Мой приход к вере был менее примечателен. Не сказал бы, что мои родители были неверующими, нет. Но они не были церковными людьми. В доме всегда говорили о Боге, но меня в детстве не крестили. Я помню себя впервые в храме свв. Петра и Павла в Лефортово, на всенощном бдении. Мне было 4 или 5 лет. Во время полиелея я расплакался от счастья. Батюшка принялся меня утешать, а я ему говорю: "Не надо! Мне очень хорошо!" Очевидно, тогда Господь коснулся моей души. В 8 лет я попросил родителей, чтобы они крестили меня. В 12 лет, ответив для себя на вопрос "Что есть истина?" и "Что происходит во время богослужения?" я решил, что должен быть священником - ничто другое так сильно меня не влекло. А интерес к Китаю появился после того, как я стал крестным своего знакомого - китайца, живущего в соседнем доме.

КИТАЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ

- Есть ли в Китае православные общины?

о. Дионисий: В Китае пять православных храмов, но нет ни одного священнослужителя. Храмы есть в Синьцзян-Уйгурском районе, во Внутренней Монголии и в Харбине. Больше всего православных живет во Внутренней Монголии. Это потомки русских, смешанное русско-китайское население(около 8 тысяч человек). Так же, как и в Синьцзян-Уйгурском районе (около 3000 человек), священника там нет уже около 40 лет. Все эти люди помнят только одно - что они православные по крещению. Например, христиане во Внутренней Монголии добились разрешения властей на строительство православного храма.

В Харбине около 200 китайцев православных. Батюшка, китаец по национальности, умер в прошлом году. Я езжу в основном в Пекин, где служу на территории посольства для тех православных иностранцев, которые работают в Китае.

- Я слышал, что Вы, отец Петр, и Вы, отец Дионисий, собираетесь открыть в Москве китайский приход?

о. Петр: Была мысль, что в одном из храмов можно будет служить по-китайски и китайцы будут туда приходить. Но потом решили, что это преждевременно. Ведь у китайцев здесь нет православной общины. Не в пустом же храме служить. Должна быть проведена соответствующая миссионерская работа. У нас есть огромный корпус текстов, которые перевели наши миссионеры в начале XX века: Евангелие, Часослов, Требник, Служебник... Служба Пасхи, двунадесятые праздники. К сожалению, это все написано таким языком, который непонятен и недоступен современным китайцам. К ним обращаться с этими текстами совершенно бесполезно.

- Почему? Этот язык для них так же непонятен, как церковно-старославянский для русских?

о. Петр: Я бы не стал проводить такой параллели, потому что в отличие от нас китайцы древний язык все-таки учат в школе. Но одно дело учить в школе, а другое - повседневно пользоваться языком. Нужно, чтобы был какой-то миссионерский корпус текстов. А имеющиеся тексты желательно отредактировать. Кто-то должен эту работу вести. Мы попытались отредактировать краткий молитвенник, главные молитвы утренние, вечерние. Его уже напечатали в Хабаровске и в Благовещенске тысячным тиражом. Но это, конечно, очень мало. При том, что китайцев множество и кто-то должен с ними работать, мы оказываемся в очень сложном положении. У нас русское невоцерковленное общество, дикое, безбожное, а мы бросаемся к китайцам. Хотя, с другой стороны, в этом, может быть, есть некое духовное дальнозрение, ведь говорил же о китайцах преподобный Серафим Вырицкий: "Народ трудолюбивый, дойдет до самого Урала". Потом, правда, его остановят, но до Урала дойдет. По всему видно - дойдет и никакие пушки его не сдержат. Потому что это мирное нашествие будет, не то, что война. Зачем война, когда люди сами не хотят жить на своей земле, и она брошена, народ оттуда бежит, и детей не рожают. Просто не будет рабочей силы, и нужно будет китайцев приглашать, чтобы они там работали. Их уже сейчас приглашают, они и землю копают, очень дешево. Работают хорошо, трудолюбиво. Не потому что они какие-то агенты или шпионы, или у них какие-то тайные цели, которые им ставит китайское правительство. Они просто очень плохо жили в Китае и привыкли усердно трудиться, а многие русские уже от этого отвыкли.

- Они адаптированы к нашему климату?

о. Петр: А какой у нас климат? На севере Манчжурии разве другой климат? Там высокие люди живут, под два метра, пьют водку крепостью 70 градусов, ходят на морозе с непокрытой головой в резиновых тапочках. У них крепкое здоровье, им все нипочем.

- Можно ли организовать православный приход на территории Китая, где бы на первых порах служили русские священники?

о. Дионисий: Это очень непростая проблема. Дело в том, что по китайским законам иностранные священники не могут служить в Китае постоянно. А если найдется русский священник, желающий принять китайское гражданство с целью проповеди Евангелия - Китай не предоставит гражданства по религиозным мотивам.

- Но почему?

о. Дионисий: Ну, во-первых, это не укладывается в каноны коммунистической идеологии. А во-вторых, Китай не хочет никакого усиления российских позиций в стране. А укрепление Православной Церкви безусловно ассоциируется с укреплением российских позиций, что на мой взгляд ошибочно.

РЕЛИГИОЗНАЯ ПАЛИТРА

- На что ориентирована душа рядового китайца, кому он молится, верит ли в бессмертие души?

о. Дионисий: У нас принято считать, что китайцы в основном буддисты. Это не совсем так. И буддизм, и даосизм - лишь небольшой кусочек из религиозной палитры Китая. Много столетий традиционными остаются разные народные синкретические верования, в которых причудливо перемешаны элементы даосизма и буддизма. Что касается конфуцианства, то это была религиозно-философско-этическая система образованного чиновничества, от которой простые люди достаточно далеки.

Сегодня китайский народ устал верить в коммунизм, давно пресытившись идеями Мао Цзэдуна. И если простой китаец начинает более-менее откровенно говорить с тобой, то можно услышать разговоры, подобные тем, что велись на наших кухнях в 70-е годы. Ведь душа человека ищет чего-то поглубже, чем идеи коммунизма. Ничто в мире душу человека, конечно, не может наполнить, кроме Божьей благодати.

Можно сказать, что сегодняшний Китай - страна стихийной, неосознанной религиозности. Что приводит к распространению сотен сект на буддисткой основе. Последняя из них- "Фалуньгун", основателем которой является некто Ли Хунчжи. За какие-то 7-8 лет число ее адептов превысило число членов компартии. Причем некоторые коммунисты также входят в эту секту.

В настоящий момент "Фалуньгун" объявлена вне закона, а ее основатель эмигрировал в США. И наставляет оттуда своих учеников используя аудио- и видеокассеты. "Учение" секты основано на практике дыхательной гимнастики "цигун", а в "духовной" части - очень простые положения из буддизма, приправленные даосизмом. Для многих рядовых китайцев эта секта предоставляет возможность ухода от однообразия опостылевшей, очень тяжелой материально жизни (хотя есть и сказочно богатые китайцы). Ведь духовно им ничего не могут предположить. И, к сожалению, такая простая вещь, как "Фалуньгун", душевно вредная, завладела умами и сердцами многих китайцев.

о. Петр: С другой стороны, для самого Китая лучше, чтобы нынешний "статус кво" сохранялся. Если рухнет коммунистический режим, то только хуже будет. Они наблюдали за советской ситуацией и понимают, что Китай - это огромная масса нищего населения, которое подвержено многообразным воздействиям. Если начнутся беспорядки, то эти массы начнут передвигаться по территории страны, начнут все громить, грабить... Поэтому начальство решило, что лучше пусть сверху остается марксизм, идеи Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, а мы между собой потихоньку все поделим. Так и есть. Все руководство коммунистическое имеет детей-банкиров в Америке, в Европе. Все они очень состоятельные люди. Трансформация свершилась, но фасад сохраняется.

Другое дело, что это до бесконечности продолжаться не может. Я не преподобный, предсказаний никаких делать не могу. Надо только молиться, чтобы там ничего страшного не произошло. Потому что Россия станет первой жертвой. Поэтому армия - главный фактор стабильности в Китае. И китайцы сейчас страшно увеличили военный бюджет для модернизации армии, будут власть держать силой штыка.

- А как там с католичеством?

о. Дионисий: В Китае две католические церкви. Одна зависит от властей, другая подчиняется Ватикану (и преследуется властями).

- Но почему компартия допускает существование в стране чуждой коммунизму идеологии?

о. Дионисий: Католиков в стране 3-3,5 миллиона, и их нельзя игнорировать. С другой стороны, как теперь заявляют китайские вожди, "если религиозное течение помогает построению социализма, то оно полезно".

- Есть ли в Китае протестанты, баптисты, иеговисты?

о. Дионисий: Западных сект нет. Есть разновидность китайского протестантизма, кстати, число его последователей постоянно растет. Особенно в свободных экономических зонах Приморья, где протестантизм воспринимается молодежью как некий атрибут принадлежности к западному образу жизни.

о. Петр: Зато на Тайване, в Гонконге и, наверное, в Южной Корее и в Америке работает бесчисленное множество радиостанций, которые вещают на китайском языке. Я имею в виду баптистов, адвентистов, пятидесятников и всех видов евангеликов. Издательств без счета, книги издаются невероятными тиражами. Легально или нелегально, но это все попадает в Китай. Хотя по закону гонконцу или тайваньцу нельзя, как и иностранцу, заниматься проповедью на территории Китая. Но лицо есть лицо, переоделись и пошли. И уже граница не на замке, и таможня не такая. Кроме того, есть Интернет. А китайский христианский Интернет огромный, там есть и тексты, и проповеди, и учебники, и ответы на вопросы... Все что угодно. Любой китаец, который тянется к Богу, может все это посмотреть и найти.

ПРИГРАНИЧЬЕ

- Но, может быть, нужно активнее вести миссионерскую деятельность в приграничных с Китаем областях?

о. Дионисий: Это очень важная тема. Поэтому я регулярно бываю в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке и Чите. Эти дальневосточные епархии находятся в довольно сложном состоянии, сами пока только восстанавливаются. Другая проблема - на местах русские люди воспринимают китайцев больше как врагов. И считают, что если Церковь будет проповедовать среди них Православие, это даст китайцам дополнительные ресурсы, чтобы остаться в России.

- А вы как считаете?

о. Дионисий: Моя позиция такова: и китайцы, и русские не должны быть лишены слова Божьего. Если мы может проведывать слово Божие, мы должны это делать. В противном случае этим займутся католики или протестанты, что, собственно, и происходит.

- Насколько католики активны в этом регионе?

о. Дионисий: Достаточно активны и в Иркутске, и в Чите, и в Благовещенске. Католический епископ Сибири Ежи Мазур даже призывает китайцев-католиков с Филиппин приехать в Сибирь, чтобы вести там католическую миссию среди китайцев. Когда я был в Польше, на конференции, посвященной китайским проблемам, Ежи Мазур предлагал всем открыть новый путь в Китай. Через Макао и Гонконг - традиционный южный путь, а северный путь - через Россию.

Когда мы общались с Ежи Мазуром, он предложил мне устроить совместный центр по крещению китайцев в Сибири. Я говорю: "Хорошо, владыка. Но скажите, после крещения кто будут новообращенные, католики или православные?" "Это все равно, - отвечает,- главное, что они будут христиане". "Но если это все равно, - говорю ему, - то я бы предпочел, чтобы они были православные". Владыка Ежи Мазур после этих слов как-то очень огорчился, видно, не ожидал такой несговорчивости.

Поэтому мы должны проповедовать слово Божие и китайцам на Дальнем Востоке. Другое дело, что мы со своим народом не успеваем заниматься. И если в Центральной России можно говорить о 4-5% воцерковленного населения, то в Дальневосточном регионе это в лучшем случае 1%.

о. Петр: Зато китайские сектанты время зря не теряют. Вот, пожалуйста, тайваньская секта "Поместная церковь". У нас в просторечии они называются "свидетелями Ли" (у них главный наставник Уитнесс Ли. Он умер несколько лет назад). У секты почти нет последователей в России, но они выпустили уже около двух сотен названий книг на русском языке. Причем несметным тиражом. Кроме того, у них есть изуродованный текст Нового Завета с еретическими комментариями, книга в две тысячи страниц. Они перевели и опубликовали ее на русском языке, тиражом 700 тысяч экземпляров, напечатали в Белоруссии (там дешевле). Бесплатно раздавали тут всюду и потратили только на это издание полтора миллиона долларов. Как выяснилось, деньги они собрали среди своих последователей на Тайване и в Америке.

У них главная ориентация на вузы. Невероятные деньги тратятся ежемесячно на содержание штата миссионеров, которые тут работают. Они создают общежития. Арендуют квартиры, в этих квартирах устраивают общежития для студентов и студенток.

Но у меня иногда создается впечатление, что те, кто здесь работает, обманывают тех, кто их финансирует. Потому что они тут в комфорте существуют, как сыр в масле катаются. Да еще удовлетворяют свои комплексы лидеров, выступая в роли объектов поклонения. Реального же роста "Поместной церкви" ни в России, ни где-либо в Европе вообще не наблюдается.

- Как вы думаете, возникнет ли уже в ближайшем будущем проблема заселения России китайцами?

о. Дионисий: Я думаю, это заселение будет продолжаться потихонечку.

- И однажды мы все проснемся китайцами?

о. Дионисий: Вряд ли. Но от смешанных браков китайцев с русскими дети обычно бывают китайцами. Если только в семье нет твердого Православия. Опыт русской общины во Внутренней Монголии показывает: хотя они все смешались с китайским населением, они не ассоциируют себя с китайцами, т.к. они православные по вере. Хотя они двуязычны в быту, а младшее поколение уже не говорит по-русски. С нашей точки зрения, они больше китайцы. Но на самом деле они больше русские. Я объясняю это исключительно православной верой. Хотя Православие наднационально и для всех открыто. Разделение человечества на народы - проклятие Божие после Вавилонского столпотворения. В Православии эти разделения и границы преодолеваются, во Христе уже не имеет значения национальность. Какая разница между китайскими, русскими или персидскими мучениками? В смысле церковном - никакой.

- Каково отношение рядового китайца к России?

о. Дионисий: Чисто практическое. Если им выгодно вести здесь бизнес, они будут это делать. Если дела не идут, уедут в другую страну.

- В Америку?

о. Дионисий: Это предел мечтаний для многих из них. Вы знаете как по-китайски называется США? "Прекрасная страна".

- Насколько они знакомы с русской литературой, живописью, историей, музыкой?

о. Дионисий: Они никогда не были знакомы с русской культурой. С советской - да. Горький, Симонов, Николай Островский... Ну, немножко Толстой, Пушкин.

- Они не знакомы с творчеством Гоголя, Тютчева, Достоевского?

о. Дионисий: Кроме очень узких специалистов из элитарных вузов. Японцы Достоевского знают лучше, чем китайцы. Для китайской Академии наук откровением стало пять лет назад, что русская культура построена на основах Православия.

- Вообще, Китай это опасность для России или нет?

о. Петр: Опасностью может рано или поздно стать любая реальность, на которую люди не хотят обращать внимания, а она неожиданно принимается развиваться в непредвиденном направлении.

Нам как православным нельзя забывать о своей ответственности перед миром. И если у нас в настоящее время открылись, хотя и ограниченные, возможности проповеди Истины, мы не имеем права отказываться от того, к чему призваны.

Я давно молюсь о том, чтобы ко мне пришли студенты, изучающие в каком-либо вузе китайский язык и сказали: "Батюшка, хотим потрудиться во славу Божию. Дайте набрать китайский текст на компьютере или провести катехизические беседы с московскими китайцами". Но, видно, молитвы мои слабы...

- Какая еще помощь вам нужна?

о. Дионисий: Мы будем рады любой помощи. В частности, в ближайшее время планируется открыть библиотеку о христианстве в Китае.

(Желающие могут позвонить по телефону 955-67-75 или написать по адресу [email protected])

С другой стороны, давайте вспомним историю древнего Израиля. Когда народ израильский уклонялся от Бога в идолопоклонство, Господь отрезал куски от страны и отдавал их язычникам. Если народ не каялся, его уводили в плен, разрушали храмы, но попечение Господа о народе было.

Если мы не опомнимся,не вернемся к своим корням, к вере православной - логично ожидать, что территории, которые не используются, будут отданы другому народу, которому они нужны.

Потому что китайцы умеют и хотят работать, земли им не хватает... А что происходит у нас? В Забайкалье есть разрушенные когда-то храмы, в которых гадит пасущийся рядом скот. И даже некому прибить жердь, чтобы как-то воспрепятствовать этому. Народ пьет, не работает. А тех, кто пытается что-то сделать, начинают выживать - и администрация, и местное население.

Подобное происходит и в Амурской области, в Благовещенске... В Хабаровском крае получше немного... В Благовещенске на 250 тысяч населения в городе всего один храм. Вечером в субботу на всенощную человек 50 приходит. В основном - женщины, которых в городе в три раза больше, чем мужчин.

Там ситуация гораздо более катастрофическая, чем нам из Москвы представляется. Это касается всех сфер жизни, в том числе и экологии. Мне там женщина одна исповедовалась, которая проверяла качество выпекаемого хлеба. В Благовещенске было несколько хлебных заводов.Они все закрыты. Теперь есть маленькие пекарни, в которых на мазуте печется хлеб. Она, как проверяющая качество хлеба, хотела, чтобы все знали, что этот хлеб ядовитый. В нем канцерогены, образующиеся при сгорании мазута. Весь народ питается этим хлебом - болеют и дети и взрослые... И ей запрещали об этом говорить. А потом взяли и сожгли ее дом и пустили по миру.

- И куда же она пристроилась?

о. Дионисий: Никуда не пристроилась. Просто пришла в храм, плакала и говорила: "Что мне теперь делать? Я не знаю, что мне теперь делать..." И таких страшных историй там много, и не понятно, как там еще остались нормальные люди...

- Выходит, для нас не столь важна проблема агрессии со стороны Китая, сколько проблема деградации русских?

о. Дионисий: Да, проблема в нас... В Благовещенске, например, китайцы ходят такие бодрые, здоровые, довольные жизнью... А русские ходят как тени, как люди, из которых вынули душу. Такое у меня сложилось субъективное впечатление. Но ведь действительно душу вынули. Так ведь оно и есть?