Не хлебом единым жив человек значение. Не хлебом единым жив человек Не хлебом единым сыт человек кто сказал

Крылатая фраза «Не хлебом единым живет человек» скрывает в себе основные в жизни, материальные и духовные. Каждый индивидуум не может прожить без воздуха, воды, пищи. Но это далеко не всё!

Основные биологические потребности человека

Рассматривая смысл пословицы «Не хлебом единым живет человек», следует заглянуть глубоко в то, что составляет основу существования каждого индивидуума. То есть очень важно определить, каковы основные потребности человека.

В первую очередь, каждое существо на земле должно поддерживать своё существование. Поэтому биологические потребности ни в коей мере нельзя сбрасывать со счетов. Это дыхание, пища, вода, одежда, сон, безопасность, здоровье. Именно об этом и гласит первая часть поговорки «Не хлебом единым живет человек». То есть биологические потребности приоритетны. Голодный человек будет в первую очередь желать поесть, дабы поддержать своё существование.

Человек - существо социальное

Хотя многие живые организмы на Земле не могут выживать в одиночку, человек в этой линейке, наверное, занимает первое место. Потребность к общению, любви, популярности, признанию, иногда к лидерству и господству над другими людьми - это составные части людей.

И произнося фразу «Не хлебом единым живет человек», многие подразумевают именно это. Можно быть сытым, одетым, жить в тепле и комфорте, иметь даже намного больше того, что необходимо, но чувствовать себя глубоко несчастным, оттого что рядом нет любимого, что твоему родному человеку плохо, что никто не хочет признать твоих талантов. Название сериала «Богатые тоже плачут» как раз в этом смысле является синонимическим той пословице, с которой начато рассуждение.

Духовные потребности

Вдумываясь в то, что означает фразеологизм «Не хлебом единым живет человек», каждый понимает, что кроме хлеба (а под этим словом подразумевается всё физиологически необходимое для существования) есть что-то ещё, без чего жизнь не может быть полной и счастливой. Это так называемые

В каждую личность заложен изначально творческий потенциал. Реализовать его - задача индивидуума. А ещё более важная задача - получить одобрение окружающих, признание. Только тогда можно говорить, что человек состоялся.

Ещё духовные потребности включают в себя познание окружающего мира, себя самого, своего места в жизни, смысла своего существования.

Признание - главная и очень весомая составляющая человеческих потребностей

Да, не один, а несколько глубоких смысловых пластов заложено в крылатой фразе «Не хлебом единым живет человек». Сочинение стихов «в стол» - это духовная жизнь. Такое развитие личности и её внутренняя жизнь, конечно, даёт свои положительные плоды. Но только исключительно для духовного состояния самой творческой личности. Без одобрения окружающих, без их признания поэт чувствует себя не в полной мере счастливым.

Если возвратиться к социальным потребностям человека, то станет понятно, что на этапе взросления у человека потребность получать частично заменяется потребностью отдавать.

Малыш радуется, получая подарки. Он даже не задумывается о том, что тоже должен что-то подарить кому-то. Чем старше он становится, тем больше ему хочется делать добро людям. И тем приятнее становится получать благодарность, признание окружающих.

И не важно, доставляет личность радость другим своим изумительным голосом или прекрасным литературным творением, скульптурой, созданной талантом и терпением или сколоченной собственноручно табуреткой, подметённым двором или испечённой к завтраку булочкой. Важно то, что получившие созданное другим высказывают признание, благодарность. А ради этого можно иной раз даже пожертвовать собственным куском хлеба… Или собственной жизнью…

) - материальное благополучие недостаточно человеку для счастья.

Выражение из Библии. В главе 4 Евангелие от Матфея описывается как дьявол искушал Иисуса. После того, как Иисус постился 40 суток, дьявол предложил ему обратиться к Богу, что тот превратил камни в хлеба. На это Иисус ответил - "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".

"Мф.4:1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
Мф.4:2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
Мф.4:3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Мф.4:4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих."

В Ветхом Завете, Второзаконие, гл. 8, ст. 3 Моисей говорил своему народу, утомленному долгим возвращением из египетского плена - «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек».

Примеры

Владимир Дудинцев (1918—1998)

Роман «Не хлебом единым» (1956 г.)

(1892 - 1968)

Далекие годы (Книга о жизни) (1946 г.) - о поэте Лермонтове - "Это он написал о себе горькие слова: "Как в ночь звезды падучей пламень, не нужен в мире я". Но боже мой, как он ошибался! И как нужен миру этот мгновенный пламень падучих звезд! Потому что не единым хлебом жив человек ."

(1860 - 1904)

" " (1880 г.): "Пошагав немного и подумав, он почувствовал сильнейшее желание во что бы то ни стало убедить себя в том, что голод есть малодушие, что человек создан для борьбы с природой, что не единым хлебом сыт будет человек , что тот не артист, кто не голоден, и т. д."

(1828 - 1910)

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.), Том 4, Эпилог, XV: "Графине Марье хотелось сказать ему, что не о едином хлебе сыт будет человек , что он слишком много приписывает важности этим делам; но она знала, что этого говорить не нужно и бесполезно".

Не хлебом единым жив человек – фраза эта общеизвестна и является образом и Ветхого, и Нового Заветов, смысл же ее понятен любому. Смысл данного образа заключается в том, что материальные блага не являются единственно необходимыми для человеческих существ, и высказана данная мысль в форме поистине категоричной. Базовую платформу в жизни человека создает удовлетворение духовное, потребность в котором подобна потребности в пище. В сущности, любая религия, любая духовная традиция зиждется на подобной мысли: любая жизнь в первую очередь нуждается в пище духовной.

Не хлебом единым жив человек — утверждение это верно не только в переносном, но и во вполне буквальном смысле: физиологические процессы, происходящие в организме человека, функционирование человеческого тела, обмен веществ, пищеварение и даже дыхание напрямую связаны с духовной жизнью индивидуума. Однако большинство людей не только недооценивают свои духовные возможности и потребности, но зачастую полностью игнорируют их. Конечно, со временем возможно изменение поведения и установок и возвращение восприятия духовных ценностей, однако влияние ориентации материалистической, оказываемое на человечество слишком долгое время, создало последствия по-настоящему плачевные, став источником для распространения в общественной среде склонностей к пагубным пристрастиям.

Странно удивляться тому, что люди частично или полностью не способны понять настоящие потребности духа, ибо они не имеют способности осознать необходимость достижений духовных. Зато люди имеют возможность открывать для себя способы для избавления от напряжения и стимулирующие виды деятельности, используя их в качестве замены состоянию того глубокого переживания, каким является настоящий экстаз.

Этот факт по-настоящему печален, поскольку любому человеку экстаз необходим наравне с пищей, водой и воздухом, хотя в современном мире эта поистине базовая потребность человека вряд ли осознается в полном объеме. За последние десятилетия люди смогли осознать факт того, насколько сильно изменилось к худшему их физическое окружение, и предпринять определенные меры для исправления данной тенденции. Но гораздо хуже дело обстоит с осознанием потребностей духовных, присущих каждому. И проблема пагубных пристрастий вытекает из недостатка этого осознания.

Экстатические переживания в виде потребности свойственны всем людям, и эта потребность проявляла себя во всех культурах и во все эпохи нашей истории в виде наслаждения различного рода, способного выйти за пределы повседневности. Многие культуры искали способы для удовлетворения подобных потребностей, и некоторые из них были ориентированы на духовность в большей степени, нежели другие.

Русский писатель XIX века Ф.Достоевский говорил о том, что удовлетворение доступно человеку только тогда когда он может получить от общества переживания трех видов: таинства, чудеса и руководство духовного порядка, причем переживания эти намного важнее, нежели существующие материальные потребности. Пагубные пристрастия для людей, лишенных руководства духовного, становятся решением тем более соблазнительным, что при помощи его они надеются обрести и таинства, и чудеса. В сущности, подобных людей можно воспринимать не столько как тех, кто подвержен слабостям или по сути своей является преступником, а как тех, кто губительным для них образом стремится заполнить духовную пустоту, образовавшуюся на базе материального изобилия.

351 0

Из Библии (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. живет человек».
В Новом Завете, в Евангелии от Матфея (гл. 4), также встречается это выражение. Когда Иисус был в пустыне и держал долгий пост (ст. 3-4), «приступил в Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: па-писано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
В современной России выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет (1956) романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева (1918-1998).
Смысл выражения: для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.


Значения в других словарях

Не хлебом единым жив человек

Поговорка о том, что человеку следует не только интересоваться материальными благами, но и жить духовной жизнью. Он занятой человек, ему, как говорится, не до звёзд. Но… не хлебом единым жив человек. Бывает ведь в жизни и так, что одно неизгладимое впечатление навсегда раскроет душу человека навстречу красоте… А может быть, он просто привык к таким чудесам? (Т. Калугина. Светит полночная радуга). ...

Не уходи, побудь со мною

Из романса «Не уходи, не покидай» (1900), написанного композитором Н. Зубовым на слова поэта М. П. Пойгина: Не уходи, побудь со мною, Здесь так отрадно и светло, Я поцелуями покрою Уста, и очи, и чело. Не уходи, побудь со мною. Я так давно тебя люблю. Своею лаской огневою И опою, и опьяню... ...

Не учите меня жить!

Из романа (гл. 22) «Двенадцать стульев» (1928) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Одна из наиболее любимых фраз Эллочки Щукиной (см. Эллочка-людоедка), словарный запас которой насчитывал всего 30 слов. ...

Не хочу быть шутом ниже у Господа Бога

Из письма (8 июня 1834 г.) А. С. Пушкина (1799-1837) к жене: «...Теперь они смотрят на меня, как на холопа, с которым можно им поступать, как им угодно. Опала легче презрения. Я, как Ломоносов, не хочу быть тутом ниже у Господа Бога». «Ниже» в переводе с архаичного русского языка «даже». Пушкинские слова - парафраз известных слов М. В. Ломоносова, ставших крылатыми (см. Не токмо у стола знатных...

«Не хлебом одним будет жить человек» (Матф. 4:4)

Как эту фразу понимают наши современники?

У этой цитаты есть продолжение. То есть, если мы будем слышать Бога, доверять Его промыслу, исполнять Его волю - это и будет жизнь. Потому что хлеб - тоже от Него.

Светлана, 41 год, беженка из Луганской области, г.Липецк:

Для меня это - когда мой сын рядом. Когда любимый приезжал домой. Когда "животина" со мной. Когда сестра с племянником выразит желание быть вместе.

Мария, 24 года, временно не работает, г. Ахен (Германия):

Хлеб отождествляет материальные вещи. А для жизни человек нуждается в духовной пище, Богообщении и Богопознании. Это нужно для спасения души. Люди умеют жить одним "хлебом", особенно в европейском обществе, но, думаю, для жизни души этого маловато.

Дарья, 26 лет, госслужащий, г.Севастополь:

Для жизни человеку куда важнее духовная пища. Это и отличает нас от животных.

Антон, 29 лет, сотрудник агентства недвижимости, г.Киев:

Воспринимаю это как жестокий стёб на современные ценности общества. Хотя если учесть, что выражение появилось задолго до того, как сложилось современное общество, - хочется плакать. Люди уже тысячелетиями обладают, как минимум, зарисовками конструктивного пути развития, а «воз и ныне там». Фраза намекает на то, что человек - это что-то сложнее и выше простой животины с набором физиологических потребностей. Должна быть подпитка и постоянный рост внутреннего, духовного мира. С умением сопереживать, любить, прощать, думать. Иначе человек рискует скатиться до уровня животного, либо войти в конфронтацию с собственным внутренним миром.

Святоотеческое толкование:

Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. Живет человек».

В Новом Завете, в Евангелии от Матфея, также встречается это выражение. Когда Иисус был впустыне и держал долгий пост, «приступил в Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

В современной России выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет (1956) романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева (1918-1998).
Смысл выражения: для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.