Название кружков по истории. История кружки. Кружок «Тайны нумизматики»

Пояснительная записка

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа кружка «КЛИО» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка.

Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины,

самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

В работе исторического кружка участвуют дети с 12 – 16 лет.

Продолжительность программы – 1 год, в объеме 70 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в школьном музее.

Цели программы :

    сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

    расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

    формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

    воспитывать патриотизм.

Для достижения этих целей поставлены ряд задач:

    Обучающие:

Изучить особенности Воронежской области, Хохольского района, села Гремячье;

Проводить организационные работы по созданию эффективных форм краеведческой работы;

Повысить уровень самостоятельной работы детей;

2. Воспитательные:

    развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

    воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

    воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

3. Развивающие:

Развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с различными источниками информации:

Создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;

Формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть равноправным членом нашего общества

Данная программа позволяет ориентироваться на интересы детей и поэтому помогает решать также учебно – воспитательные задачи, углубляя и расширяя географическое знание воспитанников. Близкое общение педагога с детьми при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ребёнка, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельности.

Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени.

Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края.

В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.

Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родного села и края.

После обучения по данной программе воспитанники должны знать:

    Историю родного края и села

    Основы музееведения

    Традиции народов России.

    Основы природопользования и охраны окружающей среды.

Воспитанники должны уметь:

    Провести беседу об интересном земляке

    Написать сочинение о земляке, о селе, о крае

    Собирать материал, систематизировать и обобщать

Ожидаемый результат

    Знать особенности родного края

    Научиться пользоваться с источниками информации: периодическая печать, научные журналы, видеофильмы, диски, Интернет, телевидение

    Иметь представление об источниках загрязнения окружающей среды

    Гордиться своей малой Родиной

    Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками

    Учебно-тематический план

Разделы, темы

Количество часов

практика

Раздел I . Введение.

Презентация кружка

Техника безопасности на занятиях.

Раздел II. Древо жизни.

Знакомство с генеалогией.

Составление «Древа жизни» своей семьи.

Раздел III

Традиции моей семьи.

Работа над презентацией «Моя семья в истории страны».

Семейные гербы

Раздел IV

С. Гремячье -345 лет

Экскурсия по музею с. Гремячье

Знаменитые люди нашего села

Экскурсия по селу

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Раздел V . Михаил Матвеевич Петров

Биография героя отечественной войны 1812 года М. М. Петрова.

Работа над презентацией

«М. М. Петров –герой Отечественной войны 1812 года. ».

История церкви

Раздел VI

Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг.

Знакомство с историей государственных символов РФ. Герб. Гимн.

Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации».

Раздел VII .

с. Гремячье в годы войны

Гремяченцы - Герои Советского Союза

Работа над презентацией «Герои нашего села».

Раздел VIII .Наш край родной.

Знакомство с историей своего края.

История праздников и народных гуляний.

Работа над проектом «Наш край родной».

Раздел IX . Воронежской области – 390.

Знакомство с историей ВО.

Фотовыставка «Мой родной край»

Работа над презентацией

«Помним, гордимся, наследуем».

Раздел X

Оформление стенда «Выдающиеся люди нашего села».

Встреча с интересными людьми нашего села.

Раздел XI. Наши ветераны.

Встреча с В. Ф. Кукуевым, участником ВОв. ветераном труда.

Встреча с Н. С. Миловановой, ветераном труда.

Раздел XII . История школы

Работа с летописью школы

Встречи с учителями

Раздел XII . Итоговое занятие.

Итоги работы исторического кружка.

Учет экспонатов и документального фонда.

Итого.

Основное содержание программы.

Раздел I . Введение.

Теория. Организация работы дополнительного образовательного объединения. Формы занятий. Режим работы. Краткое описание событий истории родного края.

Раздел II . Древо жизни.

Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий.

Практика.

Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи.

Раздел III . Моя семья в истории страны.

История семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документа, фотографиях. Этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды жизни семьи, ее членов.

Практика.

Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная постановка вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой.

Раздел IV . «Малая родина- моя деревня»

Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного села.

Практика.

Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названия с. Гремячье. История села.

Раздел V . Михаил Матвеевич Петров.

Биография М.М..Петрова.

Практика.

Работа с историческими источниками и литературой, знакомство с экспонатами, связанными с жизнью и деятельностью Героя Отечественной войны 1812 года М.М.Петрова.

Раздел VI . Государственная символика Российской Федерации.

История государственных символов Российской Федерации, их историческая преемственность, сущность и значение в различные периоды истории. Герб. Гимн. Флаг.

Практика.

Научно – исследовательская деятельность. Поиск информации о государственных символах РФ. Составление отчета.

Раздел VII . с. Гремячье в годы войны

Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории нашего края ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.

Практика.

Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.

Раздел VIII . Наш край родной.

Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного края.

Практика.

Отбор фактического материала.

Раздел IX . Воронежской области – 390...

История образования Воронежской области.

Практика.

Организация и проведение классных часов по этой теме.

Раздел X . Выдающиеся люди нашего села.

Практика.

Встреча с выдающимися людьми нашего села. Исследовательская работа: устные рассказы, документы, архивы, фотоматериалы. Оформление стенда.

Раздел XI . Наши ветераны.

Практика.

Встреча с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны. Беседа. Проведение экскурсии в музей села Гремячье.

Раздел XII . История школы.

Работа с летописью школы.

Практика.

Встречи и поздравления учителей ветеранов работавших раньше в нашей школе.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Педагогическое сопровождение программы:

Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками интернет – сайтов, составление

карт –схем, встреча с интересными людьми.

Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Ростовской области (об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края).

Организационное сопровождение ОП : для осуществления целей и задач программы кружка «Страницы истории» созданы необходимые условия: помещение, интернет, книги, газеты.

Литература для педагога:

1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

2.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

    Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.

    Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

    Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

    Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.

    Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музееМ.,2001.

    Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.

    Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.

    Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.

Литература для детей:

1.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М., «Просвещение». 1991г.

2. Парамонова Л. А. Музей и дети. М., «Карапуз», 1999г.

3. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. –С.Пб. 1996г.

4.Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги.- м. 1991г.

5. Компанцева. Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке.-М.1985г.

6. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. – М. 1992г.

7. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – С. Пб., 1997г.

8.Журнал « Дошкольное воспитание» №5 ,2002г. стр 13 Н. Кутьина « На пути к музею».

Пью чай на работе из любимой кружки, машинально верчу ее в руках. Задумалась, а какая история у этой посуды. Решила посмотреть.

Вот что нашла.

Кружка — это большой стакан, стакан с ручкой, иногда с носком и с крышечкою.

Крышечка предохраняла содержимое от попадания в кружку мусора, насекомых, а может быть, и яда.

Сейчас с крышечкой, соединенной с корпусом, выпускают пивные кружки, а чайные с отдельной крышкой, как в заварном чайнике.

Само название заимствовано из польского языка, в переводе означает кувшин.

Сначала формой кружки были действительно похожи на маленькие кувшинчики. Появились эти мини-сосуды в 15 веке, с тех пор они постоянно востребованы и любимы)

Средний объем кружки 300-500 мл, форма цилиндрическая или усеченный конус.

Делали кружки из глины, металла, дерева, бересты. Позже стали выпускать из стекла, фарфора, фаянса.

В начале 19 века для нужд армии стали выпускать посуду фабричным способом. Основное требование к ней: легкая и небьющаяся. Так появилась всем известная алюминиевая кружка.

Позже алюминий (из-за его высокой теплопроводности) заменили на сталь.

У слова «кружка» есть ещё одно значение, КРУЖКА — это русская мера объема жидкости использовавшаяся в XVI-XVII веках, одна кружка равнялась десяти чаркам или, если быть точнее, то 1,23 литра жидкости.

Сейчас различают кружки в основном по материалу, из которого они выполнены. Есть:

  • Стеклянные
  • Керамические
  • Фарфоровые
  • Деревянные
  • Алюминиевые
  • Пластиковые
  • Железные эмалированные
  • Термокружки

Заметила, что я больше всего люблю пить чай из кружки прямоугольной формы, выполненной из прозрачного стекла. А кофе из фаянсовой, формы усеченный конус. Почему так? Нравится цвет чая и сочетание кофе и белого фаянса)

А у вас какие кружки в ходу?

В школе внеклассная работа проходит в различных формах. Каждая из которых имеет свои особенности и ориентируется на возраст и количество участников.

В педагогической практике сложились общие принципы организации внеклассной работы 8.

Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации мероприятий в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум учебных и воспитательных задач. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные.

Одна из форм - массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др.

Групповые формы внеклассной работы - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др.

Индивидуальная работа по истории предполагает чтение исторической литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в кружке часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников. Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся.

Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ вводится так называемый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие и другие. Выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся.

В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название ("Юный историк", "Юный краевед", "Клуб знатоков истории" и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций.

Результаты работы исторического кружка должны демонстрироваться и активно использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу школьников к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. " Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков - одна из основных задач школьного краеведческого музея".

Школьное краеведение обязательно предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской деятельности, как учащихся, так и самого учителя. Подготовка учителя к краеведческой работе проводится в теоретическом и методическом плане.

Успех исследования определяется следующими фактами: 1) учитель сам глубоко интересуется историей края и принимает непосредственное участие в его изучении. Здесь исследовательская деятельность учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства, уровня обучения учащихся истории; 2) учащимся создаются условия для самостоятельных, хотя и небольших, изысканий; 3) организуются интересные школьные экспедиции, походы, специализированные научно-исследовательские лагеря, школьные музеи, кружки, общества; 4) соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении тем исследования; 5) учитель умело руководит исследование ученика, постоянно поддерживает атмосферу поиска; 6) учитель непосредственно участвует в исследованиях вместе с учащимися; 7) ученики должны знать и видеть, что к их исследованиям проявляют глубокий интерес учителя, родители, что результаты их работы бережно хранятся в школьном музее и широко используются в учебно-воспитательном процессе.

В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста, исследовательская работа усложняется по количеству и сложности источников, разнообразию приемов работы, степени самостоятельности исследований.

Одним из видов туристско-краеведческой деятельности в школе, совместного коллективного творчества педагогов и учащихся является школьный музей, функционирование которого способствует улучшению учебно-воспитательного процесса школы, развитию творчества, пробуждению у учащихся интереса к самостоятельным исследованиям и участию в общественно полезной работе. Основными аспектами туристско-краеведческой деятельности являются:

  • - создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
  • - формирование чувства патриотизма посредствам привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческого должностного инструментария;
  • - внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

  • - формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей воспитанников;
  • - формирование и развитие способности подростков к адаптации в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
  • - профессиональная ориентация подростков.

Сама организация школьного музея - одна из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а созданный ими музей становится поисково-творческой лабораторией.

Школьный музей - это не только хранилище документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработке собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по ряду предметов школьной программы. Иными словами, экспонаты музея становятся учебно-наглядными пособиями на уроках. Изучение материалов музея в обучении активизирует учебный процесс по ряду предметов и поднимает у учащихся интерес к знаниям. Здесь школьники овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, делают доклады и пишут рефераты. Уроки можно проводить прямо в музее или в классе, используя материалы музея - фотографии, картины, гербарии, диаграммы, различные таблицы.

Школьный курс предусматривает изучение вопросов краеведческого характера. Учитель может использовать местный материал музея для иллюстрации и конкретизации основных исторических событий, изучаемых в общем курсе.

Другая форма работы с материалами музея - экскурсии непосредственно в самом музее. Экскурсию в музей целесообразнее проводить после изучения темы в классе с целью повторения и закрепления полученных знаний. Рассказ в школьном музее о событиях, связанных с войной, на примере родного края, истории своей деревни, города способствует военно-патриотическому воспитанию учащихся, развивает чувство любви к малой родине, повышает активность ребят. С одной стороны, учащиеся могут сравнить общие положения с явлениями местного характера, проявив понимание общих положений, с другой - объяснить и истолковать местные явления, основываясь на общих положениях, показав свое умение самостоятельно мыслить.

Школьный музей способен стать центром воспитательной работы в образовательном учреждении.

В школьном музее на основе его материалов возможно проведение различных конференции учащихся, а также педагогов, встреч с ветеранами, представителями той или иной профессии. Велика роль школьных музеев в сельской местности, где они выполняют просветительские функции, являясь своего рода очагами культуры. Авторитет музея сельской школы, как правило, очень высок, а потому односельчане охотно сдают в музей материалы о своей работе, награды родителей, считают престижным иметь стенд с рассказом о своей семье.

В наше время, когда теряется значение многих духовных ценностей, школьные музеи способствуют воспитанию учащихся в духе дружбы между народами нашей многонациональной страны. Так, в их работе практикуются показы в экспозициях материалов, посвященных освобождению в годы Великой Отечественной войны местных населенных пунктов от фашистских захватчиков, рассказы о погибших воинах. Это были представители разных народов, населяющих нашу страну и внесших свой вклад в победу над врагом. Школьные музеи разрабатывают тему, помогая установлению контактов с семьями погибших, со своими сверстниками из других регионов.


Школа юного историка – это попытка проникнуть в "кухню" историка и самому почувствовать себя исследователем.

нажмите на значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


На кого рассчитана Школа юного историка?

Школа юного историка рассчитана на ознакомление будущих абитуриентов исторического факультета МГУ, сегодняшних школьников, с основами и новейшими достижениями исторической науки. Для занятий в ШЮИ приглашаются учащиеся 5–10 классов.

Что является целью Школы юного историка?

Школа юного историка ставит своей целью не только познакомить учащихся с мировым историческим процессом, но и привить навыки исследования исторических первоисточников и чтения научной литературы. Задача ШЮИ – дать расширенное представление о человеческом прошлом, помочь учащемуся выбрать более узкую специализацию в рамках гуманитарных наук.

В чём отличие программы Школы юного историка
от программ общеобразовательных школ?

В отличие от программ общеобразовательных школ, на занятиях Школы юного историка рассматриваются наиболее важные и проблемные темы мировой истории, а история России рассматривается в контексте мировой.

Школа юного историка не замыкается на программе отечественной истории; она даёт представление о мировом историческом процессе в целом.

Занятия в очной Школе юного историка - бесплатные , они проходят в помещениях исторического факультета МГУ (в Шуваловском корпусе МГУ по адресу: Ломоносовский проспект, д.27, корп.4) в вечернее время, начиная с 16:25.

С 2010 г. в рамках очной формы проводится "Лекторий школы юного историка ", где выступают студенты старших курсов и аспиранты с рассказами о собственных научных изысканиях. В течение нескольких месяцев учащиеся смогут научиться работе с историческими источниками и научной литературой, познакомиться с интересными событиями и явлениями всемирной истории, получить общее представление о мировом историческом процессе, попытаться самостоятельно выявить закономерности его развития.

Несколько раз в год перед учащимися выступают преподаватели исторического факультета – крупнейшие специалисты в различных областях исторической науки. Помимо занятий лекционного и семинарского типа предполагается проведение экскурсий и посещение музеев.

Дистанционная Школа юного историка

С февраля 2017 г. на базе Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ начинает работу новая образовательная программа – "Школа юного историка (дистанционная форма) ".

Она рассчитана на взаимодействие с учащимися, в силу различных причин не имеющих возможности посещать очную форму Школы юного историка.

Еженедельные занятия включают в себя ознакомительные лекции по всеобщей и отечественной истории, ссылки на различные интернет-ресурсы, а также задания на закрепление материала. Курс рассчитан на учащихся 5 – 10 классов и призван помочь им в изучении истории, а также в развитии навыков самостоятельной исследовательской работы.

Стоимость обучения по этой программе - 20 000 рублей за два семестра.