Название кружков по истории для школьников. Занятия в кружках исторического музея. Кружок «Археология Великой степи»

Утверждаю
Заместитель директора
по учебно­воспитательной
работе______О. А. Стребкова
Рабочая Программа предметного кружка «Тайны русской истории»
разработана в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 05.05.2014), с
требованиями приказа Минобрнауки России от №1089 от 5 марта 2004 г. (ред. от
23.06.2015 N 609) « Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего,
основного общего и
среднего(полного) общего образования, примерной программы среднего (полного)
общего образования по Истории, рекомендациями Минобрнауки РФ Письмо от
11.12.2006 N 06­1844"О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей", санитарно­эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН 2.4.2.2821­10 (постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 г. № 189), с локальными актами ГБПОК ВО «БМТК».
Разработчик:
Осипова С.В. – преподаватель Истории ГБПОУ ВО «БМТК»
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от 31.08.2017 г.
Председатель ПЦК______________ Г.А Якименко
3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель рабочей программы кружка: ориентация учебно – воспитательного
процесса на удовлетворение потребностей и интересов обучающихся, развитие их
способностей.
Задачи:
создавать условия для развития творческих способностей учащихся,
развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, его
интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного
развития обучающегося;
укрепление психического и физического здоровья обучающегося;
увеличение способов деятельности: учебно­познавательной; информационно­
коммуникативной; рефлексивной;
воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления
истори­ческого сознания;
освоение базовых компетенций: информационной,познавательной,
коммуникативной, рефлексивной.
совершенствование деятельности образовательного учреждения во второй
половине дня;
формирование творческой активности обучающихся по дисциплине;














5










формирование и совершенствование навыков исследовательской
деятельности;
развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, ресурсами Интернета;
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их
влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
развивать умения составлять характеристику исторической личности;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям, давать оценку;
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
формирование навыков здорового образа жизни.
Данная программа рассчитана не на пассивное усвоение обучающимися
готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента.
Рабочая программа позволяет получить дополнительные знания по
Отечественной истории за рамками образовательного стандарта по дисциплине
История и направлена на студентов I­II курсов.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
­ выбор тематики кружка обучающимися;
­ доступность для обучающихся I­II курсов;
­ реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);
­ инвариантность содержания (программа применима для обучающихся, которые
заинтересованы в изучении Истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков);
Тематика и характер предопределяют следующие особенности его изучения:
­ проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов,
проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
­ создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
­ большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой
работы учащихся;
­ в ходе изучения к актуализируется ранее изученный материал.
Таблица 1. Образовательные технологии
Применяемые технологии
Группа образовательных технологий
Образовательная технология
6

Технологии поддерживающего обучения
(традиционного обучения)
Объяснительно­иллюстративное обучение
Технологии развивающего обучения
Технология разноуровнего обучения
Технология проблемного обучения
Технология проектного обучения
Технология учебной дискуссии
Технология учебной деловой игры

Таблица 2. Педагогические технологии
Группа педагогических технологий
Педагогическая технология
Традиционные технологии
Объяснительно­иллюстративные
технологии обучения
Технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технологии на основе эффективности
управления и организации учебного
процесса
Технология уровневой дифференциации
обучения на основе обязательных
результатов

Технология индивидуализации обучения
Групповые технологии
Компьютерные (новые информационные)
технологии обучения
Возможные виды деятельности
­ анализ исторической литературы и исторических источников;
­ эвристическая беседа;
­ лекция;
­ рассказ;
­ дискуссия (дебаты);
­ сюжетно­ролевые игры;
­ подготовка и обсуждение докладов учащихся;
­ подготовка мультимедийных презентаций;
7

­ изучение генеалогических таблиц;
­ написание реферата;
­ участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
­ экскурсии в музеи, библиотеки и др.;
­ решение нестандартных задач по дисциплине;
­ проектная деятельность;
­ исследовательская деятельность.
Работа кружка отражается на стендах кабинета № 5. История.
Предполагаемые результаты
Полученные знания помогут обучающимся глубже понять изучаемую историческую
дисциплину, вооружат историческими знаниями, дадут представления о
деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут
стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс
позволяет познакомиться с биографиями политических, общественных,
государственных деятелей России и малоизвестными историческими фактами.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 2017­2018 учебный год. Рассчитана программа на
10 часов – 1 час в месяц. Время проведения занятий: первый или второй четверг
каждого месяца.
Численность обучающихся в группе: 15 ­ 20 человек.
8

Где была Куликовская битва? (1 час)
предложенных тем кружка различных направлений. Выбор и
Тема 1. Разработка плана кружка (1 час)
Обсуждение
определение тематики кружка. Утверждение тематического планирования.
Тема 2. Анна Ярославна: русская княжна на французском троне.(1 час)
Характеристика личности Анны Ярославовны. История превращения русской
княжны Анны в королеву Франции. Письма королевы Анны к отцу князю Ярославу.
Исторические свидетельства во Франции о королеве Анне.
Тема 3. Загадка Александра Невского. (1 час)
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба
против шведских и немецких рыцарей. Характер взаимоотношений Александра
Невского
с Золотой Ордой. Оценка деятельности Александра Невского
зарубежными и отечественными историками.
Тема 4.
Официальная версия местоположения. Новые версии Института географии РАН
совместно с археологами Государственного исторического музея и сотрудниками
Государственного военно­исторического и природного музея­заповедника
«Куликово поле».
Тема 5.Ушкуйники – основатели казачества? (1 час)
Происхождение прозвища новгородских повольников – «ушкуйники». Основные
занятия ушкуйников. Воины или пираты. Противостояние ушкуйников Золотой
орде. Переселение ушкуйников на Дон, Волгу, пермские и вятские леса во времена
Московского князя Ивана III. Ушкуйники – основатели казачества?
Тема 6. Секреты могилы Ермака. (1 час).
Освоение Сибири ­ одна из самых замечательных страниц истории России. Подвиг
Ермака, завоевавшего для России Сибирь. Загадки в биографии Ермака. Гибель
Ермака. Схожесть тайны захоронения двух противников казака Ермака и
сибирского хана Кучума.
Тема 7. Легенда о Медном всаднике на Неве (1 час).
История создания памятника. Легенды о призраке Петра I и памятнике
реформатору Петру I. История названия памятника «Медный всадник».
Тема 8. Тайные сокровища Екатерины Великой (1 час).
История графского рода Бобри6нских. Версии о сокровищах графского рода
Бобри6нских – правда и вымысел. Исторические версии и исследования историков
XX века. Исторические версии и исследования современных историков.
Тема 9 . Почему Россия продала Америке Аляску? (1 час).
Споры о причинах продажи Аляски Америке. Свидетельства и документы сделки.
Польза или вред для России XIX века. Современная оценка события.
Тема 10.Машина времени ­ утраченное открытие (1 час).
Движение рабочих­изобретателей в 1930-1940­х годах. Иван Большаков, молодой
рабочий воронежского завода имени Коминтерна и его изобретение. Судьба
изобретения.
10

3. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО
КРУЖКА «ТАЙНЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ»
№ Тема занятий
1
2
3
4
5
6
Разработка плана кружка
Анна Ярославна: русская княжна
на французском троне
Загадка Александра Невского
Где была Куликовская битва?
Ушкуйники – основатели
казачества?
Тайна могилы казака Ермака
7 Легенда о Медном всаднике на
8
9
Неве
Тайные сокровища Екатерины
Великой
Почему Россия продала Америке
Аляску?
10 Машина времени ­ утраченное
открытие.
Дата
проведения
сентябрь
12 октября
2017 г.
2 ноября
2017 г.
7 декабря
2017 г.
11 января
2018 г.
1 февраля
2018 г.
1 марта
2018 г.
5 апреля
2018 г.
3 мая
2018 г.
7 июня
2018 г.
Ответственный Примечание
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
11

4. Методические условия реализации программы
1. Амелькин, А.О., Кретинин, С.В., Филюшкин, А.И. Всемирная история в лицах
для детей.­ Воронеж, 1998.
2. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты.
­ СПб, 2013.
3. Бенедиктов, Н. А., Бенедиктова, Н.Е., Базурин, Е.Н. Энциклопедия русской
истории. – М., 2000.
4. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности. ­ Рн/Д: Феникс, 2013.
5. Непомнящий, Николай.100 великих загадок русской истории.­М., 2006 г.
6. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века:
Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. ­ М.: Эксмо, 2012.
Интернет­ ресурсы:
1. http://rsl.ru ­ Интернет хранилище Российской Государственной библиотеки
2. http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»
3. http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
4. http://www.historic.ru/books/index.shtml ­ историческая библиотека
5. http://tainy.net ­ Загадки истории
6. http://www.hrono.info/literatura.html ­ библиотека Хроноса
7. http://www/museum.ru ­ Музеи России
ЭОР
1. Презентации по темам кружка.
2. Фильмотека по темам кружка.
12

Государственный исторический музей приглашает детей от 6 лет на занятия в музейных кружках.

Кружок «Жар-птица» (1-3 классы)

30 сентября, 14 и 28 октября, 18 ноября, 2 и 16 декабря, 13 и 27 января, 10 февраля, 3 и 24 марта, 7 апреля

Участники кружка познакомятся с работой художников разных эпох. На экспозиции музея ребята увидят подлинные памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства давних времен и создадут по их мотивам собственные работы.
Стоимость: школьник – 4200 руб., школьник + взрослый – 5400 руб.

Кружок «Жар-птица» (4-5 классы)
по субботам в 12.00 (два раза в месяц)
7 и 21 октября, 11 и 25 ноября, 9 и 23 декабря, 20 января, 3 и 17 февраля, 17 и 31 марта, 14 апреля

В 2017/2018 учебном году темой занятий в старшей группе станет история русского театра — от выступлений скоморохов до постановок Большого театра. Участники создадут композиции по мотивам театральных представлений разных времен.

Кружок «Путешествие в историю: путешествие в Древнюю Русь» (2-4 классы)
по пятницам в 15.30 (два раза в месяц)
22 сентября, 6 и 20 октября, 10 и 24 ноября, 8 и 22 декабря, 12 и 26 января, 9 февраля, 2, 9 и 23 марта, 6, 20 и 27 апреля

На занятиях кружка дети младшего школьного возраста в доступной форме узнают историю Древней Руси, особенности жизни, быта и верований восточных славян. Об этом периоде расскажут разнообразные памятники: одежда и украшения, книги и монеты, утварь и оружие, представленные в залах музея.
Стоимость: школьник – 5600 руб., школьник + взрослый – 7200 руб.

Кружок «Исторический театр кукол» (4-7 классы)
по субботам в 16.00 (два раза в месяц)
7 и 21 октября, 11 и 25 ноября, 9 и 23 декабря, 20 января, 3, 17 и 24 февраля, 10, 17 и 31 марта, 14 апреля

В кружке будет поставлен спектакль по финно-угорскому эпосу «Кудым Ош». В процессе подготовки спектакля кружковцы научатся самостоятельно изготавливать кукол, шить костюмы, писать декорации. Каждый из них получит отдельную роль и примет участие в выступлении.

Кружок «Старинное рукоделие» (3-11 классы)
по субботам в 14.00 (два раза в месяц)
30 сентября, 14 и 28 октября, 18 ноября, 2, 16 декабря, 13, 27 января, 10 февраля, 3, 24 марта, 7 апреля.

На занятиях кружка ребята освоят некоторые традиционные виды рукоделия разных регионов России: изготовят владимирскую лоскутную куклу «столбушку», украшения воронежского костюма – «грибатки», выполнят нижегородскую «крестецкую строчку» и другое.
Стоимость: школьник – 5400 рублей, школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «Традиционные виды резьбы по дереву» (5-11 классы)
по воскресеньям в 14.30 или 16.00 (три раза в месяц):
8, 15, 22, 29 октября; 12, 19, 26 ноября; 10, 17, 24 декабря; 14, 21, 28 января; 11, 18, 25 февраля; 11, 18, 25 марта; 8 апреля.

На занятиях кружка участники изучают историю и технологию резьбы по дереву. Ребятам объяснят символику резных орнаментов, историю их появления и особенности их применения в быту.
Стоимость: школьник – 9000 руб., школьник + взрослый – 11000 руб.

Кружок «Военная история народов мира» (5-10 классы)
по воскресеньям в 10.30 (два раза в месяц):
Стоимость: школьник – 6300 рублей, школьник + взрослый – 7700 рублей.

Кружок «Военная история средневековой Руси» (5-10 классы)
по субботам в 16.00
23, 30 сентября; 14, 28 октября; 18 ноября; 2, 16 декабря; 13, 27 января; 10 февраля; 3, 17, 31 марта, 14 апреля

В кружке учащиеся познакомятся с военной историей нашей страны IX – XVII веков. Занятия будут посвящены изучению политических предпосылок военных конфликтов, их ходу и последствиям, выдающимся отечественным полководцам, в их числе князьям Святославу Игоревичу и Александру Невскому.
Стоимость: школьник – 6300 руб., школьник + взрослый – 7700 руб.

Кружок «Юный краевед» (5-9 классы)
Младшая группа: по пятницам в 15.30 (два раза в месяц)
29 сентября, 13, 27 октября;17 ноября; 1, 15 декабря; 19 января; 2, 16 февраля; 16, 30 марта; 13 апреля
Старшая группа: по пятницам (два раза в месяц), 16.30 – 18.00:
6, 20 октября; 10, 24 ноября; 8, 22 декабря; 26 января; 9 февраля; 2, 23 марта; 6, 20 апреля

В программе кружка – изучение истории древней Москвы, ее улиц и переулков, путешествие по заповедным зонам старой Москвы, знакомство с историей своих районов и дворов. Курс дополняется знакомством с экспозицией Исторического музея и его филиалов.
Стоимость: школьник – 5400 руб., школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «История с географией» (6-11 классы)
по понедельникам в 16.00 (два раза в месяц)
18, 25 сентября; 09, 23 октября; 13, 27 ноября; 11, 25 декабря; 15, 29 января; 12, 26 февраля; 12, 26 марта; 09, 23 апреля

участники кружка узнают о многих ключевых фигурах российской истории X-XVII веков. Знакомясь с предметами из богатейшей коллекции музея, кружковцы не только наглядно представят, в каких условиях жили люди этого времени, но и узнают, как различались их представления о географии, соседних странах и мире в целом.
Стоимость: школьник – 7200 руб., школьник + взрослый – 8800 руб.

Кружок «Тайны нумизматики» (7-11 классы)
по средам в 16.30 (два раза в месяц)
27 сентября; 4, 25 октября; 1, 08, 29 ноября; 6 декабря; 17, 24 января; 14 февраля; 7, 14 марта; 4, 11, 18 апреля

Специалисты отдела нумизматики Исторического музея расскажут об истории монет в различных уголках земного шара с самых древних времен до наших дней.
Стоимость: школьник – 5250 руб., школьник + взрослый – 6750 руб.

Кружок «Как жили люди в древности» (2-4 классы)
по четвергам в 16.30, по воскресеньям в 12.30
5, 19 октября; 2, 16, 30 ноября; 14 декабря; 11, 25 января; 8 февраля; 15, 29 марта; 12 апреля; 1, 15, 29 октября; 12, 26 ноября; 10, 24 декабря; 21 января; 4, 18 февраля; 4, 18 марта

На занятиях кружка ребята познакомятся с далеким прошлым нашей родины, начиная с появления каменных орудий и заканчивая образованием государств железного века.
Стоимость:школьник – 5400 руб., школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «Столетье безумно и мудро. XVIII век» (6-8 классы)
по воскресеньям в 12.15 (два раза в месяц)
8, 22 октября; 5, 19 ноября; 3, 17 декабря; 14, 28 января; 11, 25 февраля; 11, 25 марта; 8 апреля

Учащиеся познакомятся с государственными деятелями и писателями, полководцами и педагогами, книгами и бытовыми предметами «безумного и мудрого» XVIII века.
Стоимость: школьник – 5850 руб., школьник + взрослый - 7150 руб.

Кружок «Славяно-русская археология» (7-11 классы)
по понедельникам в 16.15 (два раза в месяц)
2, 16, 30 октября; 20 ноября; 4, 18 декабря; 22 января; 5, 19 февраля; 5, 19 марта; 2, 16 апреля

На занятиях кружка старшеклассники изучают проблемы археологии и истории России IX - XIV вв., в период зарождения и становления государства.
Стоимость: школьник - 5850 рублей, школьник + взрослый - 7150 рублей.

Кружок «Археология Великой Степи» (5-11 классы)
по четвергам в 16.15 (два раза в месяц):
28 сентября, 12, 26 октября; 9, 23 ноября; 7, 21 декабря; 18 января; 1, 15 февраля; 1, 22 марта; 5 апреля

В кружке «Археология Великой степи» учащиеся познакомятся с историей Восточной Европы от первых веков нашей эры до образования Древнерусского государства IХ в.
Стоимость: школьник - 5850 руб., школьник + взрослый - 7150 руб.

Кружок «История древнейших цивилизаций Средиземноморья» (5-11 классы)
по средам в 15.30 (два раза в месяц)
27 сентября; 4, 25 октября; 1, 8, 29 ноября; 6 декабря; 17, 24 января; 14 февраля; 7, 14 марта; 4, 11, 18 апреля

«Увлекательный мир истории».

Учитель истории и обществознания Нигматуллина А.Ш.

МБОУ СОШ №4 г. Гусиноозерска.

Пояснительная записка.

В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвященных формированию творческой личности.

Актуальность данной темы, как утверждает профессор М. Кочурин в том, что: «Конструктивно - творческая природа человека должна развиваться обществом, «воспитывая человека как искателя, как автора предложений, гипотез, более или менее далеко уходящих в пространство времени, нам нужно воспитывать человека как экспериментатора - исследователя, сталкивающего в своих пробах и с ошибками, вынужденного постоянного корректировать, проявить себя». Я уверена в том, что именно в XXI веке человек должен быть творческим, который должен творчески подходить к любому вопросу и быть профессионалом своего дела.

Можно выделить два аспекта творческой деятельности:

Исследовательская деятельность (как творческий вид познания);

Собственно творческая деятельность, создание своего продукта. На мой взгляд, надо добиваться, чтобы школьники овладели обоими видами творческой деятельности.

К творчеству надо идти поэлементно и целостно обучая его особенностям, вооружая необходимыми умениями и навыками, и конечно, стимулируя творческую деятельность.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Именно творческий ученик, может себя реализовать как личность в условиях развития рыночной экономики и современного общества. И этому нужно учить в условиях современной школы.

Так возникла идея объединить детей в историческом кружке «Увлекательный мир истории». Программа – интеллектуальной направленности, является продолжением урочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся один раз в неделю.

Цель: С формировать познавательную потребность в освоении исторического материала.

Задачи:

Образовательные:

    Сформировать представление об основных этапах и ключевых событиях истории России;

Развивающие:

    развивать познавательные потребности и способности, креативность;

    повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи;

    формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

    овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

    совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности (развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации;

    формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение истории;

Воспитательные:

    воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

    Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

    Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

    Системность организации учебно-воспитательного процесса;

    Широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций;

    Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Календарно-тематическое планирование.

5 класс

Тема занятий.

Количество часов

Введение. «Листаем страницы истории».

Что такое история. Что дает изучение истории как науки. Источники изучения истории.

«Мир символов».

Создаем аппликации на темы:

Возникновение земледелия и скотоводства.

Изобретение лука и стрел.

Демонстрация работ.

«Своими руками».

Моделирование. Лекция.

Групповая, практическая работа.

(Подбор информации, материала, чертеж, моделирование.)

Моделирование:

1.Первобытное жилище,

2.Шадуф.

Занимательные задания.

«Изобретения древности, изменившие жизнь человека».

Сообщения учащихся.

Учимся создавать слайд - презентации.

«О, великие правители Древнего мира».

Сообщения учащихся.

Работа в группах. «Беседа с правителями»

1. Беседа с А. Македонским.

2.Беседа с Хаммурапи.

1. Сочинение «Военное искусство А. Македонского».

Придумай окончание сказки.

Составление библиографического словаря.

1. Великие правители Древней Греции.

2. Великие правители Древнего Рима.

«Семь чудес света».

Сообщения.

Создаем слайд-презентации.

Проектная работа: «Современное чудо света».

Предложи свое задание.

Создание сборника «Наши проекты».

Итого:

30 (4 ч. - резервных)

6 класс

Введение.

Чем увлекательна история.

«В поисках исторических источников».

Исторические источники. ВИД. Лекция.

Как работать с историческим документом. Памятка.

Исследование текста. Чтение фрагмента документа на древнерусском языке.

Пословицы, поговорки, сказки как исторические источники.

Написание сказки с историческим героем.

Посещение Селенгинского районного архива.

«Создаем своими руками».

Жилище - как исторический источник. Моделирование жилища. Поиск информации. Чертеж.

Тема: Древнерусское жилище:

Княжеские хоромы.

Боярские хоромы.

Крестьянская изба.

Создание слайд - презентации.

Создаем одежду. Поиск информации. Готовим выкройку. Шьем одежду.

«Предложи свое задание»

«Предание глубины глубокой».

Приметы древних славян. Сообщения учащихся.

Ритуалы и обряды славян.

Жилище древних славян.

Исследовательская работа.

Создаем слайд-презентации.

«По городам Руси».

Составление экскурсионного маршрута. Исследование карты. Поиск информации.

Создаем слайд - презентацию.

«Предложи свое задание».

Проведение экскурсии по городу Гусиноозерск. Выбираем экскурсоводов, местность. Подбор информации.

«Листаем страницы истории».

Создание сборник.

Итого:

30 (4 ч. - резервных)

7 класс

Введение.

Исторические факты. Загадки истории.

«Интереснейшие факты». XVII -XVIII вв..

Работа в библиотеке. Поиск интересных фактов

истории Отечества XVII -XVIII вв.. Составление сборника.

Работа с историческими документами.

«Предложи свое задание».

«История в датах и цифрах».

Лекция. «Это интересно»

Решение исторических задач.

Составление задачника.

Составление хронологической таблицы.

Составление хронологических комплексов. (Закрепощение крестьян, борьба России за выход к Черному морю, монголо - татарское нашествие).

Учимся анализировать статистические данные.

«Загадки истории».

Загадочные истории. Сообщения.

Проводим расследования. (Учимся доказывать свои суждения, применяя факты).

Создаем слайд-презентации.

«Историческое моделирование»

Сообщения. Темы: «Бьется в тесной печурке огонь» (описание жилища,домашней утвари), «Во саду ли, в огороде...» (с/х орудия,работа животноводов, «Не хлебом едины...» (праздники, костюмы).

Создание чертежей.

Моделирование.

«Снимаем кино»

Пишем сценарий. Темы: «Петр I в заграничном походе», «Заседание коллегий», «Ассамблеи». Распределяем роли.

Репетиция.

Съемки.

«Создание сборника»

«Работы творческой мастерской»

Итого:

30 (4ч. - резервные)

8 класс

«Введение»

«Личность в истории».

«Открытия, изменившие мир»

Лекция. «Открытия, изменившие мир».

Сообщения. «Великие открытия XIX – XX вв.»

Занимательные задания.

Мифы о научных открытиях. Обыгрывание ситуаций.

Создание слайд-презентаций.

Сочинение: «Как делаются великое открытия».

Создание вопросника по теме.

«Выдающие люди XIX – XX вв»

Лекция. «Выдающие люди».

Работа в группах. Интервью.

Составление библиографического словаря справочника.

Творческое задание. «Гордость нашей семьи».

Занимательные задания.

Предложи свое задание.

«Глазами художника».

Лекция. «Выдающие деятели искусства».

Совершим экскурсию. Выбор репродукции. Поиск информации. Подготовка выступлений. Создание слайд-презентации.

Занимательные задания.

Творческое задание: «Оживи ситуацию»

Создание картины.

Беседа. «Как это, быть художником?»

Предложи свое задание.

Создание сборника.

«Великие открытия».

Итого:

30 ч. (4 ч. - резервные)

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция.

Технологии, методики:

    уровневая дифференциация;

    проблемное обучение;

    моделирующая деятельность;

    поисковая деятельность;

    информационно-коммуникационные технологии;

    здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи.

с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

с уроками информатики: оформление презентаций, подбор информации из Интернет-ресурсов.

с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Возможные результаты («выходы») творческой деятельности:

    альбом,

    газета,

    журнал, книжка-раскладушка,

    коллаж,

    коллекция,

    костюм,

    макет,

    модель,

    музыкальная подборка,

    наглядные пособия,

    плакат,

    презентации,

    серия иллюстраций,

    сказка,

    справочник,

    стенгазета,

    сувенир-поделка,

    учебное пособие,

    фотоальбом,

    экскурсия.

При составление рабочей программы использован следующий учебно-методический комплекс:

    Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001.

    Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории- М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000.

    Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1- М.: Просвещение, 2008.

    Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- М.: Айрис-пресс, 2006.

    Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001.

    Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы.- Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005.

Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники)

1.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир.
2.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века.
3.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новое время.
4.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время.
5.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.
6.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX -XX вв.
7.История России. XX век. в 4 частях.
8.От Кремля до рейхстага.
9.Энциклопедия истории России.
10.Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX - XIX вв.
11.ЕГЭ история.
12.Занимательная история. Часть 1.
13.Занимательная история. Часть 2.
14.Династия Романовых.
15.История России с древнейших времен до конца XVI в.

Приложение

5 класс.

Мир символов.

Создание аппликации.

Аппликация - это особое средство наглядности, который вводит нас в мир символов, условностей.

На этом занятии детям дается задание выполнить аппликацию на определенною тему.

Примерные темы:

«Возникновение земледелия и скотоводства»,

«Изобретение лука и стрел».

Предлагается два способа выполнение аппликации:

1. Копирование силуэтов рисунков и вырезание их.

2. Создание своего изображения на основе предложенных иллюстраций и его вырезание. Этот путь гораздо труднее первого, требует не только художественных способностей, но и творческого осмысления.

В работе детям важно уловить суть проблемы, показать развитие явления. Нужно использовать подвижную аппликацию: в определенный момент перемещать силуэты, пополнять новыми картинками, убирать ненужные.

Детям перед началом работы необходимо продемонстрировать пример.

Охота на мамонта.

Люди роют огромную яму - налаживают ее ветвями - появляется мамонт - попадает в яму - люди забрасывают его камнями .

Историческое моделирование.

Материальные памятники воплощенные в моделированных объектах - это спутники жизни прошлого. Моделирование развивает творческие способности, пополняет исторические знания, представления, заставляет предметно взглянуть на историческое прошлое.

Моделирование можно поделить на несколько видов:

    общественные здания (храмы, дворцы, театры)

    частные постройки, орудия труда, технические приспособления, оружие, предметы быта, украшения, одежда.

«Строительным» материалом для макетов является: картон, бумага, лучина, бруски, фанера, круглые палочки, сосновая кора, пластилин, клей, вата, вымоченная в клейстере (лепка барельефов, куполов), гипс. Для имитирования ландшафта может использоваться: опилки, окрашенные в нужный цвет, истолченный мел, губка, гуашь, краски.

Прежде, чем делать макет нужно провести предварительную работу:

    Найти и изучить информацию, по тому объекту, макет которого вы хотите выполнить;

    Выполнить чертеж, соблюдая масштаб. Сначала делается чертеж из простой бумаги и вырезается, только после того как вы прикинете, что получиться, нужно перейти к оригинальному чертежу.

Примерные темы: «Первобытное жилище», «Шадуф».

«Первобытное жилище».

Материал: палочки, неочищенные от коры, куски коры, солома, писчая бумага, оклеенная ватой, и окрашенная, имитирующая шкуры животных.

Могут быть представлены макеты Хижин, свайных построек, пещеры, дольменов.

Модель шадуфа. (Отчасти напоминает деревенский «журавль»).

Сам колодец делается из красного материала (пластилин, гипс, глина). Для коромысла берется прут, к одному концу привязывается камень, к другому ведро. Коромысло крепиться к выемке. Рядом с колодцем крепиться желоб, по которому будет стекать вода.

«Беседа» с исторической личностью.

Памятка.

    Выбор исторической личности (определить кто будет выполнять роль). Поиск информации.

    Составление простого плана по тексту.

    Можно использовать метода «от обратного», представить жизнь народа изучаемого периода, выбрать группы населения, которые положительно относились к деятельности выбранной личности (либо отрицательно).

    Продумать свой диалог (как представители конкретной группы).

Занимательные задания.

5 класс.

Задание к блоку «Мир символов».

Задание 1. В криптограмме зашифровано имя одного из героев Древней Греции. Найдите способ её решения и ответьте на вопрос, чем знаменит данный герой.

Задание 3 . Придумайте окончание сказки.

В Древнем Египте была создана сказка о заколдованном царевиче. Ее конец не сохранился. Вот начало этой сказки.

«Жил да был фараон. Родился у него сын. Это был единственный и долгожданный ребенок, который фараон вымолил у богов. Но царевич заколдован и уже с его рождения богини предсказывают, что он умрет молодым или от крокодила, или от змеи, или от собаки. Такова судьба, которую никто нне силах изменить

Но родители царевича хотят перехитрить судьбу. Они отделили своего сына от всего живого - поместили мальчика в большой башне и приставили к нему верного слугу.

Проходят года. Мальчик растет и начинает интересоваться окружающим миром. Как то внизу он замечает какое то странное существо на четырех ногах...»Это собака», - объясняет удивленному ребенку слуга. «Пусть приведут мне такую же!» - просит царевич. И ему дают щенка, которого он растит в башне.

Но вот мальчик становиться юношей, и родители вынуждены объяснить ему, почему он живет один, строго охраняемый, в этой башне. Царевич убеждает отца, что судьбы не миновать. И тот отпускает его в дальнее странствование.

В сопровождение своего верного слуги и собак и царевич на колеснице добирается до страны Сирии. Здесь так же в высокой башне живет красавица царевна. Она достанется тому в жены, кто проявит богатырскую силу и прыгнет на высоту70 локтей прямо в окно башни, из которого выглядывает эта царевна.

Никому этого не удается и лишь наш герой совершает этот прыжок и добирается к ней. С первого взгляда они полюбили друг друга. Но отец царевны не хочет отдавать свою дочь в жены какому то безвестному египтянину. Дело в том, что царевич скрыл свое происхождение и выдал себя за сына воина, бежавшего от злой мачехи. Но царевны и слышать ничего не хочет ни о ком другом «Если отнимут у меня этого юношу, не буду есть, не буду пить, умру в тот же час!». Пришлось отцу уступить.

Молодые люди поженились. Они счастливы. Но царевна стала замечать, что ее супруг иногда грустит. И он открывает ей страшную тайну, говорит о предсказании богинь: Я обречен трем судьбам - крокодилу, змее, собаке». Тогда жена сказала ему: «Прикажи убить собаку». Он же ответил ей: «Нет, не прикажу убить собаку, которую взял щенком и вырастил».

Царевна решает предотвратить страшный рок, нависший над ее мужем, и ей это дважды удается. Первый раз она спасает его от змеи, которая вползла в спальню. Предчувствую грозящую царевичу опасность, царевна поставила в спальню чашку молока, и змея, прежде, чем ужалить царевича, набросилась на молоко. Тем временем царевна проснулась, призвала на помощь служанку, и вдвоем они раздавили гадину.

Молодожены отправляются в Египет, и тут царевна снова спасает своего супруга - на этот раз от крокодила. И вот наступил следующий день...»

На этом месте текст на папирусе обрывается. Как, по-вашему, закончилась сказка?

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

Образовательная программа исторического кружка

на 2013-2014 учебный год

Руководитель С.В.Игнатенко

учитель истории

с. Нижнечуманка

2013г

Структура программы

    Пояснительная записка

    Тематический план

    Основное содержание программы

    Условия реализации программы

    Планируемые результаты

    Литература

Пояснительная записка

Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческими источниками понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Программа кружка предоставляет возможность учащимся ознакомиться с основными вспомогательными историческими дисциплинами, дать те знания и умения, которые не всегда обозначены учебными программами по истории и нет возможности дать на уроках.
Курс рассчитан на 34 часа, из них часть учебного времени выделена на интеллектуальные игры и исследовательскую деятельность с учетом полученных знаний и умений.

Цель курса : - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, познавательной активности учащихся и интереса к отечественной истории;
Задачи курса :

    Формировать систему исторических взглядов учащихся.

    Развивать интерес к исследованию

    Создавать условия, способствующих повышению уровня образованности учащихся.

    Развивать способности, творческие возможности, кругозор учащихся.

Направления деятельности:

Организация исследовательской деятельности учащихся;

Участие в работе школьного историко-краеведческого уголка;

Участие в районной историко-краеведческой конференции;

Распространение и пропаганда материалов о своей деятельности.

Тематический план

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

практика

Введение

Поисково-исследовательская работа учащихся

Палеография

Нумизматика

Метрология

Хронология

Сфрагистика

Геральдика

Ономастика

Топонимика

Генеалогия

Социальный этикет

Экспертиза ценностей

Заключительное занятие

ИТОГО

Содержание программы:

Введение 2 часа. Цели и задачи курса. Знакомство с содержанием программы. Исторические источники: материальные и духовные. Ключи к тайнам к КЛИО: ВИД – вспомогательные исторические дисциплины.

Поисково-исследовательская работа учащихся. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Основы исследовательских работ. Подготовительный период в исследовательской работе. Сбор материала и принципы работы с ним. Как оформить результаты исследования. Приложения. Консультации по написанию исследовательских работ.

Палеография 2 часа.

Внешние признаки рукописей, материал для письма. Алфавит и графика букв, художественные украшения.

Нумизматика 2 часа.

Изучение первых денежных систем, монеты и бумажные деньги, денежное обращение.
Метрология 2 часа.

Существование в разные периоды истории меры длины (протяженности) и веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношение с современной системой мер.
Хронология 2 часа.

Различные системы исчисления времени, методика обработки прямой и косвенной датирующей информации.

Сфрагистика 2 часа.

Печати и их роль в историческом процессе. Документы с печатями и без них. Отдельные печати.
Геральдика 2 часа.

Гербы как символические знаки отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств, учреждений. Герб семьи и мой личный герб.
Ономастика 2 часа.

Собственные имена в истории. Связь с лингвистикой. Закономерности и разные категории имен. Мое имя.
Топонимика 2 часа.

Географические названия в истории страны, региона, малой родины. Мой край, мой район, мое село.

Генеалогия 2 часа. Изучение и составление родословных. Династии Рюриковичей и Романовых в истории страны. Родословная моей семьи и рода.
Социальный этикет 2 часа.

Системы социального этикета: звания, чины, награды, титулы, знаки различия.

Обобщение 2 часа.

Особенности методики обучения

Выполнение намеченных задач будет осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода. Основными формами проведения занятий будут: лекции, беседы, экскурсии, практикумы, лабораторная форма работы.

Методы работы:

репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский.

Условия реализации программы.

При работе на занятиях учащиеся используют тетради, ручки, карандаши. Получают практические навыки работы с историческими источниками, экспонатами в историко-краеведческом уголке.

Предполагаемый результат:

При решении задач результат может быть только положительным.

Учащиеся должны знать:

  1. Что такое исследовательская работа

    Что такое геральдика, нумизматика, сфрагистика, метрология, ономастика, топонимика.

    Правила написания исследовательских работ.

Учащиеся должны уметь:

    Брать интервью

    Записывать полученные данные

    Решать задачи по хронологии.

    Проводить экскурсии в историко-краеведческом уголке.

Литература:

    Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам КЛИО. – М: Просвещение, 1994.

    Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

    Агеева И.Д. Кто лучше всех знает историю? – М: ТЦ Сфера, 2005.

    Миронов В.А. Имени тайная власть – М: ФАИР ПРЕСС, 2003.

    Школьный исторический кружок// Преподавание истории в школе.-1993.-№1,с.45

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей общественно-политических дисциплин и иностранного языка

Протокол

от _______ августа 2015 г

Руководитель ШМО _____

Согласовано

Заместитель директора по ВР

___________ ….

«___» ___________ 2015 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ ……

«___» ____________ 2015 г.

Рабочая программа

кружка «Клио»

на 2015 -2016 учебный год

Рабочую программу составил

учитель Чудинова И.В.

г. Велиж 2015 г.

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, положением о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа, плана воспитательной работы школы на 2015-2016 учебный год.

Актуальность

Одной из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, является укрепление духовной связи поколений, сохранение и возрождение национальных, этнокультурных традиций, нравственно-патриотическое воспитание учащихся. Именно история способна выполнить эту задачу, так как это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. И значение краеведения в этом аспекте переоценить сложно. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно выступает важным средством формирования исторического мышления, национального самосознания, толерантности и гуманизма. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу.

Цели: - приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу; развитие личности ребенка: формирование активной жизненной позиции, способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности, приобщение к духовному опыту народа;

Задачи:

    Развитие познавательных интересов учащихся в осмыслении явлений, событий, процессов

    Развитие навыков учебно-исследовательской работы

    Развитие активность и самостоятельность учащихся.

    Оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников

    Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности

    Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности

    Воспитание бережного отношения к историческому наследию родного края

Общая характеристика

Программа ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей и призвана способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Программа направлена на развитие патриотических, творческих способ­ностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта примене­ния методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и ре­зультаты своей деятельности.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организа­ции системно-деятельностного подхода в обучении и организа­ции самостоятельной работы обучающихся, развитие критиче­ского мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный интерес.

Исследование одна из составляющих исторической науки.

Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала.

Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. При этом важно помнить то, что самые прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий. Знания, полученные обучающимися, в результате исследовательской деятельности станут новыми и личностно значимыми для каждого ученика.

Практика проведения ученических исследований является сегодня одним из средств активизации процесса обучения и особым направлением внеклассной работы, тесно связанным с основным учебным процессом и ориентированным на развитие исследовательской, творческой активности учащихся.

Таким образом, научно-исследовательский метод носит целенаправленный характер, пробуждает интерес к исследованиям, открытиям, создает творческий подъем, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда.

В качестве методов учебно-исследовательской деятельности предполагается использовать: м етод проектов, эксперимент, метод аналогий, метод сравнения, лабораторный, метод самостоятельного исследования, метод работы с текстом, историческим документом, метод продолжения исследования, метод социологического опроса, интервьюирования. Также предполагаются следующие формы деятельности:

Проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

Создание конкретных баз данных по выбранным темам;

Составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях,

Выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;

Участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов;

- экскурсионная работа.

Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает не только теоретическая часть программы, а самое главное - формируются навыки проектной деятельности.

Программа основывается преимущественно на методах активного обучения, уделяется значительное внимание самостоятельной работе обучающихся.

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.

Направления работы:

    Познавательное, научно-исследовательское

    Краеведческое

Занятия кружка проводятся в следующих вариантах:

Участники выступают в роли потребителей информации (лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми);

Учащиеся продолжают деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);

Дети применяют знания и умения, полученные на уроке (научно-исследовательская работа, поисковая работа).

Основой работы краеведческого кружка является исследовательская работа.

Исследовательские работы учащиеся выполняют как групповые, так и индивидуальные:

Подготовка доклада по предложенному плану, составление альбома;

Составление исследовательских работ

Таким образом. программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, архиве, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, подготовка к конкурсам).

Программа рассчитана на учащихся 6-11 классов, интересующихся историей, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Срок обучения - 1год. Количество часов - 34 ч.

Программа продолжает работу предыдущего года, так как работа кружка заинтересовала уч-ся и за предыдущий учебный год были созданы и начаты исследовательские работы, которые уч-ся желают продолжить.

Итогом реализации программы кружка является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах, конкурсах.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации

Требования к уровню подготовки

Требования к результатам деятельности членов кружка предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;

Основы социально-критического мышления;

Знание основ здорового и безопасного образа жизни.

Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

Уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

Уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Метапредметные

Коммуникативные результаты

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты

Учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Регулятивные универсальные учебные действия

- ставить учебные цели,

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;

Вносить коррективы в действия.

Предметные результаты:

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны, малой родины

Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Ожидаемый результат

    Знать особенности родного края, историю своей школы

    Гордиться своей малой Родиной

    Научиться пользоваться с источниками информации, работать в архиве, библиотеке, Интернете

    Создавать собственные исследовательские проекты

    Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками

Основное содержание предмета

Введение. Знакомство с планом работы кружка требования к технике безопасности на занятиях, экскурсиях. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников. Краеведческая работа

Основные понятии научно-исследовательской работы: гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная тема, научная теория, исследование, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Виды исследовательских работ. Тематика исследовательских работ по общественно-политическим дисциплинам, краеведению

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Планирование проекта и правила работы

Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.

Сбор материала для написания исследовательского проекта. Исторические источники. Поиск собеседника. Подготовка к интервью. Техника записи интервью. Работа в архивах. Оформление работы. Работа в программе Power point Защита и презентация исследовательского проекта.

Поиск информации: виды информации (обзорная, справочная), методы поиска информации. Работа с историческим источником: виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.

Поиск информации в архиве

Виды архивов. Работа в архиве: поиск информации, виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.

Библиотека. Поиск информации. Работа с каталогами, энциклопедиями, справочниками. Практическое занятие.

Знакомство с электронными ресурсами, их содержание, возможности.

Изучение электронных ресурсов

Практическое занятие

Работа по выбранным темам

Краеведческое направление

История школы

Знакомство с историей родной школы. Работа по предложенным направлениям.

Тема: «Школьная символика»

Тема: «Наши выпускники»

История родного города

Изучение историей родного города. Работа по предложенным направлениям.

Тема: «Дети войны»

Тема: «Оккупация»

Создание исследовательских работ

Работа по выбранным темам

Представление проектов

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Итоговое занятие

Резерв 4 часа

Используется для индивидуальных занятий по выбранным проектам.

Описание учебно-методического материально-технического обеспечения образовательного процесса

Информационно-коммуникативные средства.

Коллекция ИКС кабинета истории.

Intel . Обучение для будущего.

Интернет-ресурсы.

- сайт "Страна Гардарика (Древняя Русь

old - rus . narod . ru - "Антология Древнерусской литературы"

- "Русский раздел" - древнерусская история, культура, литература на сайте

- Сайт "Русь Древняя и Удельная".

- "Язычество славян" - энциклопедия славянской религии.

slavyans . narod . ru - "Славянская слобода"

сайт Егорова К. "Образование Киевской Руси" –

a - nevskiy . narod . ru - "Александр Невский" .

library . tver . ru "...сё есть Петр, отечества Отец..."

history 164. narod . ru - "Эпоха Петра Великого" Учебно-методический комплекс (для учителей).

ekaterina 2. bnd . ru сайт "Екатерина II Великая"

- Интернет-проект "1812 год" .

decemb . hobby . ru - виртуальный "Музей декабристов" . Статьи, мемуары, галерея, архив.

(= ) проект " Хронос

- - Карты и схемы по истории России.

history . atomlink . ru - История России (862-1917).

clarino 2. narod . ru - "Правители Древней Руси" . Перечисление и характеристика (до Александра III ).

- хронологическая таблица "Тысячи дат по истории России" .

- таблица "Правители Руси, Империи, России" - от Рюрика до Путина.

- "Правители России и Советского Союза" (период 1721 - 2004)

- "Правители России"

clarino 2. narod . ru - небольшая работа "Генеалогия русских князей" (от Рюрика до Шуйских).

- карты по истории России: Древняя Русь, Кавказская, Крымская, Русско-турецкая и др.

- Русский Биографический Словарь .

all - photo . ru - Российская Империя в фотографиях.

bojre . orthodoxy . ru - "Бояре" - энциклопедия боярских родов.

- Древние славянские мифы и легенды .

grandwar . kulichki . net сайт "Дедовские войны"

"Генштаб"

armor . kiev . ua - сайт "Анатомия армии"

- Революция и Гражданская война.

"Мемориал"

(или )- История политических репрессий в СССР (1918-1991).

- Система исправительно-трудовых лагерей в СССР ; - История тюрем и лагерей в СССР (ГУЛАГ) . Карта ГУЛАГа - .

- История диссидентского движения .

- "Виртуальный музей ГУЛАГа" (более 70 музеев)

(Библиотека художественных и документальных текстов - )

slava - cccp . narod . ru "Советский Союз"

- " Sovetika . ru - сайт о советской эпохе"

"Советская музыка

(= sovetsky - soyuz . narod . ru ) сайт "Время СССР"

(oldgazette . narod . ru ) сайт "Старые газеты

world - war 2. chat . ru - " Вторая Мировая война в русском Интернете"

- "Вторая мировая война, 1939-1945." .

gpw . tellur . ru - сайт "Великая Отечественная" Тематические подборки публикаций (статьи, книги).

voina . com . ru - "Народная война" (1941-45гг.) Воспоминания; летопись; документы; галерея и др.

tsushima . org . ru - "Военно-морская история 1855-1945гг."

- электронный альманах "Россия. XX век. Документы

- "Права человека в России" .

- сайт "История.РУ" .

- российский электронный журнал "Мир истории" .

history . tuad . nsk . ru - сайт "История России" .

istrorijarossii . narod . ru - сайт "История нашей страны" Библиотека, карты, документы.

- Архивы России.

- Лица России.

heraldry . hobby . ru - Гербы городов Российской Федерации .

www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. Ломоносова
bookz.ru/ Букз.ру - большая бесплатная библиотека.

garweb.ru/project/law/index.htm кодексыРФ

history.pu.ru/biblioth/ эл. библиотекаЛГУ


http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека

http://www.nlr.ru Российская национальная библиотека

http://www.shpl.ru Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)

http://www.liatr.ru Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ)

http://www.gopb.ru Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ)

http://www.libfl.ru Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино

http://www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

http://www.nbmgu.ru Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

http://www.lib.pu.ru Научная библиотека им. М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета

http://www.lib.ru Библиотека Максима Мошкова

http://www.lib.km.ru Сетевая библиотека

http://www.ihtik.lib.ru Электронная полнотекстовая библиотека Ихтика

http://www.msu.ru/libraries Электронный каталог библиотек МГУ

www.vusnet.ru/biblio Библиотека Русского Гуманитарного Интернет-университета

http://www.rvb.ru Русская виртуальная библиотека

http://www.bookz.ru Электронная библиотека

http://www.magister.msk.ru/library Библиотека электронных изданий произведений, биографической и критической литературы http://www.auditorium.ru. Библиотека социально-гуманитарной литературы

http://www.istmat.ru Библиотека исторической и философской литературы

http://www.filosofia.ru Библиотека по философии и религии

http://www.peoplelife.info Биография. Электронная библиотека

http://www.contr.info/component/option,com_remository/Itemid,20/func,select/id,1/ Библиотека социально-политической и философской литературы.

http://www.public.ru Публичная интернет-библиотека. База данных по СМИ России 1990-2006

http://www.school.edu.ru Библиотека Российского общеобразовательного портала

http://www.isn.ru Российская сеть информационного общества

http://www.soc.lib.ru Социология, психология, управление

http://www.igh.ru Институт всеобщей истории (ИВИ РАН)

http://www.spbrc.nw.ru/!russian/org/iri.htm Санкт-Петербургский Институт истории (СПбИИ РАН)

http://www.historia.ru Журнал «Мир Истории»

http://www.history.machaon.ru/about/virtual/index.html Международный исторический журнал «Виртуальный мир истории»

http://www.philosophy.ru Институт философии РАН

http://www.rss.isras.ru Российское общество социологов

http://www.isras.ru Институт социологии РАН

http://www.igpran.ru Институт государства и права РАН

ОРГАНЫ ГОС.ВЛАСТИ И ПР.

Портал "Официальная Россия" - http://www.gov.ru/ - сервер органов государственной власти Российской Федерации
Президент Российской Федерации - http://www.president.kremlin.ru/

Управление делами Президента РФ

Совет Безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru/

Полномочные представители Президента Российской Федерации - http://www.grankin.ru/russia/ru_prez14.htm http://www.ras.ru/win/htm/

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации -

Правительство РФ - http://www.government.gov.ru/


Российская Газета - http://www.rg.ru/ - официальное издание Правительства России

Кирилл и Мефодий - http://www.km.ru/ - Знания обо всём

Рубрикон - http://www.rubricon.ru/ - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета

Справочник персоналий власти Российской Федерации - » посвящен людям . ru / index . html Всемирная история в лицах.

Литература

Список литературы для учителя.

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.

Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник РАН. 2002, том 72, №12, с. 1069-1074.

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.

Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии, 2001, №5, с. 26-35.

Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

Список литературы для учащихся.

Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

Велиж. Страницы истории. – Велиж, 1995.

Голанд Ш. Велижское гетто, Смоленская область, XI . 1941-1942. – М.: Дом еврейской книги, 2012

Волкович А.Я. Велиж велижане: в 2 кн. – Смоленск, 2014

Из истории Велижа и района. – Смоленск, 2002

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения.

    Мультимедийный компьютер.

    Мультимедийный проектор.

    Экран

    Аудиоколонки

Учебно-практическое оборудование.

    1. Аудиторная доска

      Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

Календарно-тематическое планирование

Т – теоретическое занятие

П – практическое занятие

Номер урока

Раздел программы (общее количество часов)

Тема урока

Вид занятия

Планируемая дата проведения

Примечание

1

Введение.

Т

Познавательное, научно-исследовательское направление

2

Виды исследовательских работ и их тематика

Т

3

Исследование. Структура исследования, проекта

Т

4

Планирование проекта

Т П

5-6

Поиск информации. Работа с историческими источниками

Т П

7

Поиск информации в архиве

Т П

8

Поиск информации в библиотеке

Т П

9

Электронные ресурсы для учебного проекта. (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги)

Т

10-11

Изучение электронных ресурсов.

П

12-13

Создание исследовательских работ

П

Краеведческое направление

История школы

14-16

Тема: «Наша школа на Советской 29»

Т П

17-18

Тема: «Школьная символика»

Т П

19-20

Тема: «Наши выпускники»

Т П

История родного города

21-22

Тема: «Дети войны»

Т П

23-24

Тема: «Оккупация»

Т П

25

Правила оформления

П

26-27

Создание исследовательских работ

П

28-29

Представление проектов

Т П

30

Итоговое занятие

Резерв 4 часа

П