Наталья дмитриевна горе от ума характеристика. Загорецкий, "Горе от ума". Характеристика героя. Остальные гости Фамусова

В комедии «Горе от ума» отразилось противостояние новых идей ста-рым. Грибоедов показал столкновение двух идеологий: «века нынешнего» и «века минувшего».

На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех есть общая черта: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие.

До приезда гостей в доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина — Скалозуб. Этот типичный солдафон, которого можно назвать слепым исполнителем, думает только о военной карьере. Он, как и Фамусов, является убежденным сторонником старых порядков.

Повод для приезда на бал — найти богатую невесту. Фамусов видит Скалозуба достойным его дочери Софьи, потому что он — «и золотой мешок, и метит в генералы».

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная москов-ская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женить-бы — они были товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под «каб-лук», стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть», Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот».

На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспо-коена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе. Но, как только она понимает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: «Князь, князь! Назад!». В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу:

Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — Тот и жених.

На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окру-жающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Она говорит: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!». Ее злит, что здесь она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «мод-ным лавкам». Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого:

Не-счастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам? За то, что смели предпочесть оригиналы спискам!

Загорецкий — это едва ли не самый порочный человек из присутствую-щих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят

Отъявленный мошенник, плут, Лгунишка он, картежник, вор.

Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты.

Загорецкий откупается своей услужливостью, в этом и есть его низость. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Чац-кий не смог не высказать свое мнение:

И оскорбляться вам смешно б; Окроме честности, есть множество отрад: Ругают здесь, а там благодарят.

На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Она всегда имеет свое мнение, знает себе цену, и при этом груба, деспотична с крепостными. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек — все равно, что собака. Даже такой властной и своевольной барыне Чацкий смог досадить своей репликой:

Не поздо-ровится от эдаких похвал, И Загорецкий сам не выдержал, пропал.

Самым последним, к «шапочному разбору», на бал является Репетилов. Этот человек, опошляющий, дискредитирующий идеи времени, он с его «сек-ретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шу-мят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный бол-тун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Репе-тилов использует благосклонность авторитетных людей в «секретнейшем союзе», но все эти люди не могут принести обществу реальное обновление. Материал с сайта

На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N и D. Они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Они сами не верят этому. Но их интересует, что об этом говорят другие. В образах мелких сплетников показаны цели и интересы фамусовского об-щества: карьера, почести, богатство, слухи, сплетни.

Чацкий выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабристов. Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Он восстает против крепостнического права, засилья ино-странцев, магической власти женщин в обществе, низкопоклонства, слу-жения лицам, а не делу. Он осознал истинные ценности той толпы, в кругу которой провел всего один день — и потерял надежду найти единомыш-ленников.

Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день про-быть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • цель приезда чацкого в москву
  • характеристика монолога чацкого
  • характеристика всех гостей в горе от ума
  • горе от ума характеристика наталья дмитриевна
  • какую роль играет загорецкий в комедии горе от ума

Платон Горич - ещё один персонаж «Горя от ума» А.С. Грибоедова.
Тоже не в момент повествования, а в бытность. За год до описываемых в пьесе событий в доме Фамусова. Во время последней встречи Горича с Чацким, о которой последний на балу и упоминает. Т.е., если действие пьесы - ноябрь 1823-го, то на картинке изображён Горич в ноябре 1822-го.
Что мы можем о нём сказать со слов персонажей пьесы? Выясняется немногое, но тоже кое-что, что театральные постановщики совершенно не учитывают.


В действии пьесы он предстаёт перед нами жалким подкаблучником, во всём слушающимся молодой жены и лишь вздыхающим в ответ.
Но ведь так было не всегда! Всего лишь год тому назад Чацкий видел его лихим офицером, закалённым, ловким и презирающим опасность!
Народ в пьесе вообще совершенно не шаблонен, чем и замечателен; разве что за одним исключением - Молчалиным.
А Горич? Перед нами яркий и неоднозначный персонаж, лишь ради желания вписаться в московское общество терпящий скуку семейной жизни. Вот уже полгода её терпящий, или чуть более. Но… чем это терпение окончится??
Платон Михайлович крепок и морально, и физически. Даже имя Грибоедовым подобрано говорящее: по-гречески «плато» - плечо, «платон» - плечистый, широкоплечий (Маяковского попрошу не цитировать).
Горич грубее Скалозуба даже при том, что тот груб нарочито. По поведению Горич резче и бескомпромисснее самого Чацкого. Так, Загорецкого Платон Михайлович уже при встрече посылает подальше чуть ли не последними словами и даёт ему перед приятелем крайне нелестную характеристику. Сплетню про Чацкого не принимает, бросая толпе в лицо: «Кто первый разгласил?». Вот и Репетилов в итоге согласился с «мнением общественности», а Горич остался при своём «сомнении».
Безмолвен он только перед женой-москвичкой, будучи мужем которой в Москве он остаётся своим. Но при таком характере надолго его не хватит. Ой, не хватит!!
Платон Горич несколько старше Александра Чацкого, хотя это обстоятельство и не мешает им быть закадычными приятелями. Горич в отставке, которая никого не удивляет, видимо, по выслуге, в отличие от того же Чацкого. Платон Михайлович считается кандидатом в коменданты Москвы (!), а это обстоятельство также будет предпосылкой видеть в нём не мальчика, но мужа.
Скорее всего, ему лет не 23-25, а слегка за 30, т.е. он, по сути, ровесник Сергея Скалозуба.
Но кто же такие Горичи? Что за семья?
Мы можем утверждать, что Грибоедов не мог не слышать этой фамилии во время военной службы на Кавказе.
Потому что Горичи - это ветвь княжеской семьи осетин-дигорцев Бегидовых, с давних времён проживавших в Балкарии, но с полвека тому переселившаяся в Дагестан, в Кизляр. Где они и были крещены в православие, а будучи «горскими князьями», получили себе и новую фамилию.
Про них http://kumukia.ru/article-9207.html и http://reftrend.ru/296897.html
В каких войсках служил парень из Кизляра с алано-славяно-балкарскими корнями? В казачьих - самое вероятное. Чацкий упоминает их общий "шумный лагерь" пять лет тому назад, т.е. году в 1818-м. И речь вполне может идти не о полковом лагере, а о дивизионном, или даже общеармейском, где общению казаков с уланами ничто не мешало.
Полковник Скалозуб начал службу в 1809, значит, и Горич посвятил себя армии примерно в то же время. И чтобы казак из Кизляра не участвовал в Персидской (1804-1813) или Турецкой (1806-1812) войнах, - маловероятно. Поэтому на георгиевской ленте у него награда 1810 года, крест за взятие крепости Базарджик (ныне областной центр Добрич в Болгарии).

Слева под перевязью-панталёром лядунки - Кульмский Крест, прусская награда времён Наполеоновских походов за сражение при Кульме 1813 года.

На картинке Платон Михайлович в форме обер-офицера Атаманского казачьего полка. Форма синяя с голубой выпушкой и лампасами. Погоны, кушак, шитьё по манжетам и вороту - белые.
Пороховница из рога лося - по польской традиции.

Внизу родовой знак - открытая ладонь - срисован с вымпела на фамильном гербе Горичей-Бегидовых.

На голове бёрк - балкарская повседневная папаха. С началом Кавказской войны элементы горской моды появлялись в русской армии медленно, но верно. И первыми проводниками её были как раз местные или полукровки. Во-вторых, ноябрь-месяц, прохладно всё-таки. В-третьих, встреча с Чацким происходила, скорее всего, как раз на Кавказе. Как мы знаем из пьесы, Александр Андреевич недавно пребывалтамна водах, а Платон Михайлович мог быть или командированным, или находиться в расположении полка. В-четвёртых, нужно как-то подчеркнуть лихость, о которой неслучайно говроил Чацкий. Бёрк на голове Горича- вещь вполне уместная, хоть и похож он в ней больше на казака времён Гражданской. Но, тем не менее, - бёрк!
Шашка кавказская, одна из первых в русской армии. На портупее, лезвием вверх. Ножны не до перекрестья, а до яблока. Чёрная рукоять из фиалкового дерева (кампешёвого, по-испански «кровавого»). При обработке на открытом воздухе ярко-красная древесина его становится фиолетовой, а потом чернеет. Пахнет фиалкой.))
Старого друга Горич встречает бутылочкой выдержанного Шато Лафит Ротшильд. Вот такого, дорогого:

Оригинал взят у

Горичи

Молодая дама Наталья Дмитриевна и её муж Платон Михаилович. Оба старые знакомые Чацкого, что становится известным в 5 явлении третьего действия. Горичей Грибоедов изображает, иронически улыбаясь.

Чацкий
Моложе вы, свежее стали;
Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.
Наталья Дмитриевна
Я замужем.
Чацкий
Давно бы вы сказали!

Тугоуховские

Тугоуховские приезжают на бал к Фамусову одними из первых. Они супруги, и приехали сюда главным образом для поиска богатых женихов для своих дочерей. В их поле зрения попадает и Чацкий, но так как тот не богат, они быстро теряют к Чацкому интерес. Князь Тугоуховский, следуя логике фамилии, глух. Почти все его реплики - междометия. Он подкаблучник, ни в чём не ослушивается жену. Княгиня отличается злым нравом и язвительностью.

Хрюмины

Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка - злая старая дева. На её едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Её он сравнивает с французскими модистками.

Загорецкий

Особое место в комедии занимают Репетилов и Загорецкий.Критики относят их к второстепенным героям, но они не ярые его защитники, явным образом они ничего плохого Чацкому не делают, но именно их «молчаливое согласие» решает важные вопросы в жизни других людей. Загорецкий представляется автором как завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор».

Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий - сатира на московское общество тех времен.

Репетилов

Репетилов появляется в комедии в четвертом действии в качестве гостя на балу у Фамусова. Грибоедов в "Горе от ума" дает говорящие фамилии многим персонажам, так в переводе с французского фамилия Репетилов означает "повторять". Так автор подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах высокие идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится центральной фигурой четвертого действия. Около него останавливаются разъезжающиеся с бала гости, начиная с Чацкого, и из разговоров гостей с Репетиловым до него доходит сплетня о сумасшествии.

­Платон Михайлович

Платон Михайлович – один из наиболее запоминающихся второстепенных персонажей в комедии “Горе от ума”; гость Фамусова и старинный приятель Чацкого. Платон Михайлович Горич служил с Чацким в одном полку. Теперь он ушел в отставку, женился и живет в Москве. Чацкий замечает перемену, которая произошла в его товарище после женитьбы, и иронизирует на этот счет. В то же время он ему сочувствует, потому что Наталья Дмитриевна взяла полное шефство над мужем.

В глазах Чацкого это типичный вариант развития отношений в “фамусовском обществе”. Платон Михайлович постепенно превращался в мужа-слугу, мужа-мальчика. То же самое могло произойти с Чацким, если бы не его сила воли и любовь к свободе. Сам Платон Михайлович признается другу: “Теперь, брат, я не тот”. Да и “говорящая” фамилия героя говорит сама за себя. Наталья Дмитриевна не дает мужу и рта раскрыть, дрессируя его словно собачку. Такую пару Чацкий на балу уже видел. Это княжеская чета Тугоуховских.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Наталья Дмитриевна Наталья Дмитриевна – супруга Платона Михайловича Горича в комедии Грибоедова “Горе от ума”; яркий пример воплощения женской власти. Чацкий знал Платона Михайловича задолго...
  2. ­Петрушка Петрушка – один из второстепенных персонажей комедии Грибоедова “Горе от ума”; слуга и буфетчик в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Его почти не видно и...
  3. Александр Андреевич Чацкий – главный мужской персонаж комедии. Он довольно рано остался сиротой, и воспитывался в доме приятеля своего отца – Фамусова. Вместе с дочерью...
  4. Характеристика воззрений Чацкого 1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства. Устраивает “гоненья на Москву”. 2. Человек чести, он противопоставляет высокое служение общественному...
  5. Платон Каратаев В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Платон Каратаев считается эпизодическим персонажем, но его появление имеет большое значение. Скромный солдат Апшеронского полка...
  6. ­Князь Тугоуховский Князь Тугоуховский – второстепенный персонаж в комедии Грибоедова “Горе от ума”; один их первых гостей на балу в доме у Фамусова; типичный представитель...
  7. План 1. Утро в доме Фамусова. 2. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. 3.Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. 4. Визит...
  8. ­Загорецкий Загорецкий – второстепенный персонаж в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Он появляется на званом вечере в доме Фамусова и прекрасно дополняет собравшееся...

Наталья Дмитриевна – супруга Платона Михайловича Горича в комедии Грибоедова «Горе от ума»; яркий пример воплощения женской власти. Чацкий знал Платона Михайловича задолго до этой встречи на балу у Фамусовых. Они вместе служили в полку и были хорошими приятелями. Поэтому перемены, произошедшие в характере друга после женитьбы, не могли скрыться от его проницательных глаз.

Наталья Дмитриевна полностью подчинила себе мужа, обращалась с ним как с ребенком то и дело, назойливо ухаживая за ним. Своей чрезмерной заботой о здоровье Платона Михайловича она убила в нем жизненный азарт, тот задор, который Чацкий раньше видел в его глазах. Теперь он стал абсолютно безвольным человеком и скучным собеседником. Наталья Дмитриевна молода. Она принадлежит к дворянскому сословию. Внешне она привлекательна, хороша собой, хотя немного полновата.

Как и многие молодые барыни, она обожает балы и званые вечера. Нельзя сказать того же о ее супруге, но он старается ей во всем угодить, поэтому терпеливо ездит с ней на все светские мероприятия. Из разговора с княжнами Тугоуховскими становится ясно, что Наталья Дмитриевна любит обсуждать дорогие наряды. Мужу она не дает и рта раскрыть, всячески дрессируя как собачку. Судя по ее ложным волнениям о здоровье Платона Михайловича, можно сказать, что эта героиня полна приторной сентиментальности.