Настольный театр в средней группе. Проект средняя группа "театр и мы". Описание продукта, полученного в результате проекта

18.03.2015

13 февраля 2015 года детском саду МБДОУ «Детский сад№19 «Терем-теремок» общеразвивающего вида проходил семинар по теме: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте».

Цель: уточнить представления о процессе обучения грамоте

Задачи:

Активизировать знания о звуках и буквах;

Уточнить представления о гласных и согласных звуках;

Учить дифференциации согласных по твердости - мягкости, глухости - звонкости;

Научить правильно, делать звукобуквенный анализ слова;

На семинаре присутствовали все педагоги. Выступила заместитель заведующего по ВМР Павлова С.Д.

Она рассказала, что у воспитанников 6-7 лет развитие речи достигает высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей - усвоение грамматической системы языка. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Недостатки развития связной речи связаны с неумением, построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания. Много детей, у которых двуязычие, с такими детьми очень сложно работать, они нарушают звуковую структуру слова, неправильно произносят все звуки русского языка.

В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Самоназвание говорит о том, что в основе лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, Д.Б. Эльконина). Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в МБДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе работы по развитию речевого слуха, фонематического восприятия. Теория и практика воспитательной работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияют на становление всей речевой системы в целом. Восприятие речи, овладением её звуковой стороной полностью зависит от сформированности и развития слуха.

Выступила учитель-логопед Галкина Р.В., она провела с педагогами практическое занятие по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у детей.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, определение места звука в слове).

1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). 10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) .Эти буквы обозначают слияние двух звуков , , , .

2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие - зеленым цветом.

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок.

4. Звуко-буквенный анализ слова. . Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА . Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука. Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом. Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом. Следующий звук - [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] - гласный, обозначается красным цветом. Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА .

5. Помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. На коррекционную работу отводится два года и ведется она систематически и поэтапно, с учетом специфики имеющихся у детей речевых нарушений.

Звуко-буквенный анализ принято называть фонетическим . Он заключается в том, чтобы разделить заданное слово по слогам, поставить правильно ударение, выписать звуки, соответствующие буквам слова так, как они слышатся при произношении, и затем охарактеризовать отдельно каждый из них по установленной схеме. Причем звуков может быть больше, чем букв, а может быть и меньше. При этом, в разных областях страны результаты разбора одного и того же слова окажутся разными, поскольку произношение у жителей разных регионов иногда существенно отличается.

Информацию подготовила учитель-логопед Галкина Р.В.