Насколько достоверны старые русские летописи? Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений Где находится Китеж-град

Урок 12.

Тема урока: Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.

Цели: обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мышление и творческие способности.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Комментарий для учителя: урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра»; отличие в том, что ребята играют не индивидуально, а коллективно (класс делится на 2 или 3 команды по рядам).

Оборудование: табло на доске.

Тема

Цена вопроса

Машина времени

10

20

30

40

50

Богатыри

10

20

30

40

50

Живая картинка

10

20

40

50

Колесо истории

10

20

30

40

50

Памятники культуры

10

20

30

40

50

Ход урока

    Организационный момент

    Сегодня мы поиграем в «Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организованно, выберите капитана команды. Он будет называть тему, которую выбирает команда, а затем после обсуждения давать ответ.

    Заработанные командами очки подсчитываются. Так выявляется команда-победительница. Также мы проверим, как вы усвоили тему.

    Работа по теме урока

Тема «Машина времени»

10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI веке.)

20 Одним из первых русских летописцев был... (монах Киево- Печерского монастыря Нестор, одаренный человек).

30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли? (В1224 г.)

40 Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике. Назовите ее. (Влето 6415(907).)

50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)

Тема «Богатыри»

10 Прямо ехать - убитому быть!

Влево ехать - женатому быть!

Вправо ехать - богатому быть!

Все судьбой сие предписано!

Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки».)

20 «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин

и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец - герои русских былин.)

30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)

Как называется такой прием в литературе? (Аллегорией, или иносказанием.)

40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 г. большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907и 911 гг. заключил с ней договоры . Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство .)

50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебны:, сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они различаются?

Тема «Живая картинка»

10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца-монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонежский.)

40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал... Что оц сказал? («Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!»)

50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом. Кто это был? И что он князю сказал? (Это был Сергий Радонежский. Он благословил на этот подвиг и отправил с князем двух монахов-богатырей - Пересвета и Ослябю.)

Тема «Колесо истории»

10 Объясните, что такое былина. (Былина - один из видов устного народного творчества, где рассказывается о подвигах богатырей - бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, богатырской удивительной силе, мужестве и доброте.)

20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

30 Ту дороженьку расчистил я,

Богатырь....

Вырыл клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезживаю,

И судьбина для меня - за коня!

Чьи это слова и где были записаны? ( Илья Муромец сделал новую надпись на камне.)

40 Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите . ( Они напророчили Олегу смерть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)

50 Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

А князя Дмитрия...

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живет.

Н. Кончаловская

    Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)

Тема «Памятники культуры»

10 Первая отпечатанная книга. (Библия.)

20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)

30 Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке стены храма. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Стены храма покрывались фресками .)

40 Он основал монастырь во славу Святой Троицы. Кто этот человек? Назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)

50 Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)

Подведение итогов

(На табло остается пустая ячейка. Это подарок участникам игры. Можно включить аудиозапись «Богатырской симфонии» А.П. Бородина или вручить заранее приготовленные призы. Подсчитывают количество очков, команду-победительницу награждают.)

    Оценка достижений

Тест

Вариант 1

    многие тысячи лет назад

    с появлением письменности

    оно было отравлено

    оно было разбавлено

    оно прокисло на солнце

    Олег не любил вино

    драгоценности, наряды

    шелковые ткани, покрывала

    деньги в Древней Руси

    еда, кушанье

    А4. Как долго Олег не видел своего коня?

    четыре года

    шесть лет

    пять лет

    три года

    В1. Что такое былина?

    сказка о богатырях

    летопись о богатырях

    быль

    Выгружал те сокровища Илья,

    Созывал он всех вдов и...,

    Раздавал без остатка все,

    Оставался сам опять без....

    отцов, гроша

    сирот, гроша

    сирот, всего

    отцов, всего

    ВЗ. Каким именем был назван в святом крещении Сергий Радонежский?

    Кирилл

    Стефан

    Сергий

    Варфоломей

    С1. Почему обнищал отец Варфоломея - раб Божий Кирилл, обладавший большим имением в Ростовской области?

    превратить в своего друга

    в свою веру склонить

    взять в плен

    убить

  1. Вариант 2

    А1. От какого слова произошло название «летопись»?

    от слова «запись»

    от слова «год»

    от слова «лето»

    от слова «летать»

    А2. Сколько кораблей составляло войско Олега?

    тысяча кораблей

    две тысячи кораблей

    три тысячи кораблей

    четыре тысячи кораблей

    АЗ. Что означает слово «узорочье»?

    драгоценности, наряды

    шелковые ткани, покрывала

    старинные монеты

    еда, кушанье

    А4. Сколько княжил Олег?

    тридцать три года

    тридцать лет

    двадцать три года

    тридцать два года

    В1. Кто такой богатырь?

    богатый человек

    могучий человек

    защитник Родины

    В2. Вставьте пропущенные слова.

    Ту дороженьку... я,

    Богатырь Илья Муромец,

    Клад, да без клада назад

    Воротился и опять небогат!

    нашел, отыскал

    расчистил, вырыл

    нашел, вырыл

    расчистил, отыскал

    гулял по лесу

    пастушил

    искал скот (лошадь)

    играл с детьми

    не хотели этого

    родители боялись жить одни

    Подведение итогов урока

    (Учитель объявляет отметки.)

    Домашнее задание

    Выполнить задание 9 на с. 34 учебника

    Тест (урок 12)

    Вариант 1

    А1. Когда в летописях стали записывать сведения о важных событиях?

    многие тысячи лет назад

    когда появилось устное народное творчество

    с появлением письменности

    когда стали печатать первые книги

    А2. Почему Олег не принял вина от греков?

    оно было отравлено

    оно было разбавлено

    оно прокисло на солнце

    Олег не любил вино

    АЗ. Что означает слово «паволоки»?

    драгоценности, наряды

    сказка о богатырях

    летопись о богатырях

    быль

    русская народная эпическая песня - сказание о богатырях

    В2. Вставьте пропущенные слова.

    Выгружал те сокровища Илья,

    Созывал он всех вдов и...,

    Раздавал без остатка все,

    Оставался сам опять без....

    отцов, гроша Ростовской области?

    из-за частых хождений с князем в Орду

    из-за частых набегов татар на Русь

    из-за многих даней тяжких и сборов ордынских

    из-за переезда с родной земли

    С2. Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?

    превратить в своего друга

    в свою веру склонить

    взять в плен А4. Сколько княжил Олег?

    тридцать три года

    тридцать лет

    двадцать три года

    тридцать два года

    В1. Кто такой богатырь?

    богатый человек

    могучий человек

    защитник Родины

    воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью

    В2. Вставьте пропущенные слова.

    Ту дороженьку... я,

    Богатырь Илья Муромец,

    ... клад, да без клада назад

    Воротился и опять небогат!

    нашел, отыскал

    расчистил, вырыл

    нашел, вырыл

    расчистил, отыскал

    ВЗ. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого, удивительного и неизвестного, благообразного и подобного ангелу?

    гулял по лесу

    пастушил

    искал скот (лошадь)

    играл с детьми

    С1. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?

    хотели, чтобы сын поухаживал за ними и похоронил

    не хотели этого

    сыновья Стефан и Петр женились и думали, как угодить женам, а не родителям

    родители боялись жить одни

    С2. Зачем нам нужны летописи?

    чтобы мы могли лучше понять окружающий мир

    летописи могут многое объяснять из происходящего в мире при помощи исторической памяти

    читая их, интересно проводить время

    чтобы их читать

"Песнь о Вещем Олеге" - одно из наиболее известных исторических произведений Пушкина в стихах. За основу сюжета взят отрывок из летописи "Повесть временных лет", в котором говорится о встрече правителя Руси с волхвом, предсказавшим Олегу его судьбу.

Значение личности князя Олега для Древней Руси

В соответствии с принятой на сегодняшний день исторической теорией, первыми правителями в Древней Руси были варяги. Князь Олег считается одним из них. Он управлял страной во второй половине 9 века и совершил множество воинских походов, преимущественно в южном направлении. Известно о его активном противостоянии с хазарами, нападавшими тогда на Русь. Однако наиболее значимым достижением князя стала победа над Византией, к воротам столицы которой правитель на правах завоевателя прибил свой щит.

Такая значимая историческая фигура, безусловно, не могла обойти внимание летописца, который подробно описывает основные моменты правления Олега и характеризует его как князя. Рассмотрим подробнее это летописное свидетельство и проанализируем его.

Исторические события времен княжения Олега в "Повести временных лет"

Значимость описания правления князя Олега в летописном своде объясняется несколькими факторами:

  1. Автор (летописец Нестор) рассказывает о его боевых подвигах, в частности, о захвате Царьграда (Константонополя, ныне - Стамбул). Он подчеркивает боевые заслуги правителя, его исключительные способности к военному делу и переговорам;
  2. Большое внимание уделяется своду законов, созданному Олегом и его соратниками, тем самым подчеркивается справедливость князя по отношению к русским жителям и обитателям захваченных территорий;
  3. Отдельно описывается эпизод гадания князю встречным кудесником и предсказание смерти Олега, а затем и сама гибель правителя.

Странным кажется, что в четкое описание исторических событий включается такой фантастический эпизод. Видимо, автор хотел подчеркнуть, что даже власть князя, пусть и самого успешного, уступает по могуществу Судьбе, которая есть у каждого человека.

40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? В 822 году большинство племён объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 году совершил поход на Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство. 12.

Слайд 12 из презентации «Игра по летописям» . Размер архива с презентацией 936 КБ.

Литература 4 класс

краткое содержание других презентаций

«Биография Ивана Никитина» - Вопросы, которые не требуют ответов. Словарная работа. Работа в группах. Урок литературного чтения. Русь. Былинный стих. Говорить. Анализ текста. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Ощущение кровной связи. Пять строк. Родина. Приемы художественной выразительности. Напечатанное стихотворение Никитина. Синквейн. Иван Саввич Никитин.

«Выставка детских книг» - История благородного коня. Приключения капитана Врунгеля. Крапивин Владислав Петрович. Волшебные приключения. Золотой линь. Известный канадский писатель. Кира Булычева. Тайна Фенимора. Необкновенные приключения Карика и Вали. Фантастическая повесть. Роман. Школьные годы. Замечательная история Юрия Яковлева. Главный герой цикла повестей. Приключения барона Мюнхгаузена. Маленький щенок Кыш. Девчонки и мальчишки.

«Вопросы по сказкам Андерсена» - Ласточка. Скорлупка грецкого ореха. Свинопас. Фрейлина. Мышь. Василёк. Жаба. Волна. Принцесса на горошине. Гадкий утёнок. Сыч. Цветы. Русалочка. Крот. Тюфяк. Выбери сказку. Ворота. Мотылёк. Сколько тюфяков и перин лежало на горошине. Кунсткамера. Ганс Христиан Андерсен. Квас. Лампочка. Барон. Сказки Ганса Христиана Андерсена. Знакомство с творчеством. Дикие лебеди. Дюймовочка. Стойкий оловянный солдатик.

«Приключения Незнайки и его друзей» - Об авторе книги. К какому слову не смогли придумать рифму Незнайка и Цветик. Воздушный шар. О книге. Карманы. Московский институт кинематографии. Как звали малыша, который был доктором. Приключения Незнайки и его друзей. Увеличительные стекла. На облако наскочили. Викторина. В этой книге вы найдёте много интересного.

«Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»» - Таблица для снятия напряжения с глаз. Образные выражения Лиса. Привязать к себе. Мудрые советы. Мы всегда в ответе за тех, кого приручили. Проверка корректурной пробы. Биография. Анализ текста. Секрет. Кроссворд. Мальчик. Костёр любви. Взрослые. Словарь. Истины. Лепесток. Зорко одно лишь сердце. Творческое задание. Образные выражения. Проба. Маленький принц. Природа.

«Характеристика программ по чтению» - История литературы. Сумма определенной разрозненной информации. Задачи начального обучения. Личностный культурно-эстетический тезаурус. Художественное произведение. Ожидаемые результаты. Сравнительный анализ программ 4-5 классов по чтению. Требования к знаниям. Изучение литературы. Основные виды устной и письменной речи. План к тексту художественного произведения. Снежная королева. Литературное образование в школе.