Наш образец: сочинение по направлению «Честь и бесчестие. Сочинение на тему честь и бесчестие

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Эпиграф романа сразу указывает на проблему, поднятую автором: кто является носителем чести, кто бесчестья. Воплощенная честь, которая не позволяет руководствоваться материальными или другими корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Пётр Гринёв, готов погибнуть за данное слово присяги, и даже не пытается выкручиваться, обманывать, спасать жизнь. Иначе поступает Швабрин: ради спасения своей жизни, он готов пойти в услужение казакам, лишь бы выжить.

Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не вступает в сговор с ненавистным Швабриным, который домогается любви девушки.

2. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем.

3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

Ермила Гирин, будучи человеком честным и благородным, пользуется авторитетом у сельчан ближайшей округи. Когда возникла необходимость выкупить мельницу, у него не оказалось денег, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда смог вернуть деньги, обошёл каждого и лично вернул занятое. Оставшийся невостребованный рубль отдал всем на выпивку. Он человек честный и честь для него дороже денег.

4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для неё неважно, кого убивать, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть свёкра, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленького наследника. Но после разоблачения она остаётся брошенной её любимым человеком, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением обрести хозяйку в жёны. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязи с её преступлений. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи.

5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – нравственный идейный центр романа. Девушка, брошенная мачехой на панель, сохраняет чистоту своей души. Она не только истово верит в бога, но и сохраняет в себе нравственное начало, не позволяющее ни лгать, ни воровать, ни предавать. Она несёт свой крест, ни на кого не перекладывая ответственности. Она находит нужные слова, чтобы убедить Раскольникова признаться в преступлении. И идёт за ним на каторгу, бережёт честь своего подопечного, охраняет его в самые трудные минуты жизни. Спасает, в итоге, своей любовью. Так удивительно, девушка, работающая проституткой, становится в романе Достоевского защитником и носителем подлинной чести и достоинства.

Дорога чести

Что такое честь и куда ведет её дорога? Какими качествами обладают люди, идущие дорогой чести? Попробую ответить на эти вопросы. Я думаю, честь - это образ жизни, основанный на совестливости, благородстве, правдивости и мужестве. Мне думается, что если ребёнок с колыбели впитает в себя эти качества, то его жизнь пойдет по правильной дороге.

Именно по этой дороге шел герой повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев. Провожая на военную службу, старший Гринёв просит сына беречь честь. Молодой человек, неукоснительно следуя завету отца, служит родине, мужественно защищая Белогорскую крепость. Приехав на место службы в Оренбургскую губернию, юноша знакомится с семьей капитана Миронова. Сам начальник крепости, его жена и их дочь Маша, которая очень ему понравилась, радушно принимают Гринёва. Петр начинает дружить с разжалованным за кровавую дуэль офицером Швабриным, который за глаза наговаривает на Машу Миронову разные нелицеприятные вещи. Вскоре выясняется, что Швабрин сам влюблен в девушку. Офицера одолевает сильнейшая ревность и зависть к более счастливому сопернику. Швабрин жестко критикует стихи, написанные Петром для Маши, и оскорбляет её честь, намекая на продажность девушки. В этом поступке, я думаю, начинает проявляться истинное лицо Швабрина. Он предстает перед нами в образе бесчестного, лживого и завистливого человека, который не имеет представления о чести. Как человек благородный и честный Гринёв не мог вытерпеть такого оскорбления, поэтому вызвал противника на дуэль, которая, к счастью, закончилась лишь легким ранением оскорбленного юноши. Дальнейший захват Белогорской крепости отрядом Пугачева еще раз показал истинные лица героев повести. Ни капитан Миронов, ни его помощник, ни сам Гринев не захотели присягнуть лжеимператору, поэтому были приговорены к казни. Они до конца были верны долгу чести. Петра спасло от виселицы лишь то, что Пугачев признал в нем своего благодетеля, некогда милосердно подарившего ему заячий тулупчик. А вот Швабрин, напротив, предательски переходит на сторону врага, его даже назначают главным в крепости. В отсутствии Гринева Швабрин истязает Машу, пытаясь заставить её выйти за него замуж. Узнав об этом, Петр, несмотря на опасность, мчится из далекого Оренбурга на спасение любимой. Поступить иначе ему не позволяет совесть и уважение к памяти погибшего капитана крепости. Я думаю, что именно за свое благородство, честность и мужество Гринев получил самое лучшее, что может быть для человека: счастье, взаимную любовь и незапятнанную совесть. Швабрин же за свою трусость, ложь, лицемерие и бесчестие был предан строгому суду.

Сравнивая жизненный путь этих двух героев, невольно приходишь к выводу, что образ идущего дорогой чести Гринева может послужить прекрасным примером для подражания.

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория

Аргументы для итогового сочинения.

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» (Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

3. М. Лермонотов . Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А.Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.)

7. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10. Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека).

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни. В основе бесчестия - трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В. Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно - будет жить! Появилась возможность жить - это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В. Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.