Народные сказки о мудрости, доброте, трудолюбии. Мудрые короткие сказки Орел в голубином гнезде

Притча о взгляде на мир

У дороги росло небольшое кривое дерево. Однажды ночью мимо пробегал воришка. Он издали увидел какой-то силуэт и со страху подумал, что у дороги стоит полицейский, поэтому испуганно убежал.

Одним вечером мимо проходил влюблённый молодой человек. Он издалека увидел стройный силуэт и решил, что его уже заждалась любимая. Он обрадовался и пошёл быстрее.

Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что у дороги выглядывает привидение и громко расплакался.

Но… дерево всегда было только деревом.

Мир вокруг нас – это всего лишь отражение нас самих.

Притча о двух снежинках


Иллюстрация: Jan Pashley

Шёл снег. Было тихо и спокойно, и пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.

Две маленькие снежинки, летевшие рядом, завязали разговор. Чтобы их не отнесло друг от друга, они взялись за руки и одна снежинка весело сказала:
- Какое невероятное ощущение полёта!
- Мы не летим, мы просто падаем, – грустно отвечала вторая.
- Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!
- Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.
- Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! – сказала первая.
- Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, – возражала ей вторая.

Наконец им надоело спорить.

Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.

Притча о дереве

Одно дерево очень страдало из-за того, что оно маленькое, кривое и уродливое. Все остальные деревья по соседству были намного выше и красивее. Дереву очень хотелось стать таким же, как они, чтобы его ветви красиво развевались на ветру.

Но дерево росло на склоне скалы. Его корни вцепились в небольшой кусочек почвы, скопившейся в расщелине между камнями. В его ветвях шумел ледяной ветер. Солнце его освещало лишь с утра, а после полудня скрывалось за скалой, даря свой свет другим деревьям, растущим ниже по склону. Дереву просто невозможно было вырасти больше, и оно проклинало свою несчастную судьбу.

Но однажды утром, когда его осветили первые лучи солнца, оно взглянуло на расстилавшуюся внизу долину и поняло, что жизнь не так уж и плоха. Перед ним открывался великолепный вид. Ни одно из деревьев, растущих ниже, не могло увидеть и десятой доли этой чудесной панорамы.

Выступ скалы защищал его от снега и льда. Без своего кривого ствола, узловатых и крепких сучьев дерево просто не смогло бы выжить в этом месте. Оно имело свой неповторимый стиль и занимало своё место. Оно было уникальным.

Притча о том, почему чужая жена слаще

В давние-стародавние времена Господь слепил десять Адамов. Один из них пахал землю, другой пас овец, третий – ловил рыбу… Спустя некоторое время пришли они к Отцу своему с просьбой:
– Всё есть, но чего-то не хватает. Скучно нам.

Господь дал им тесто и молвил:
– Пусть каждый слепит по своему усмотрению женщину, кому какая нравится: полная, худая, высокая, маленькая… А я вдохну в них жизнь.

После этого Господь вынес на блюде сахар и сказал:
– Здесь десять кусочков. Пусть каждый возьмёт по одному и даст жене, чтобы жизнь с ней была сладкой.
Все так и сделали.

Господь нахмурился:
– Среди вас есть плут, ибо на блюде было одиннадцать кусков сахара. Кто взял два куска?

Все молчали.
Господь забрал у них жён, перемешал их, а потом раздал, кому какая попалась.

С тех пор девять мужчин из десяти думают, что чужая жена слаще… Потому что она съела лишний кусок сахара.

И только один из Адамов знает, что все женщины одинаковы, ибо лишний кусок сахара съел он сам.

Притча о настоящей цене


Один купец приобрел в Африке большой алмаз, величиной с голубиное яйцо. У него был один недостаток – внутри была небольшая трещина. Купец обратился за советом к ювелиру и тот сказал:

– Этот камень можно расколоть на две части, из которых получатся два великолепных бриллианта, каждый из которых будет во много раз дороже алмаза. Но неосторожный удар может разбить это чудо природы на горсть мельчайших камушков, которые будут стоить копейки. Я не берусь так рисковать.

Так же отзывались и другие. Но однажды ему посоветовали обратиться к старому ювелиру из Лондона, мастеру с золотыми руками. Тот рассмотрел камень и снова рассказал о рисках. Купец сказал, что эту историю он уже знает наизусть. Тогда ювелир согласился помочь, назвав хорошую цену за работу.

Когда купец согласился, ювелир вызвал своего молодого подмастерье. Тот взял камень на ладонь и один раз ударил по алмазу молоточком, разбив его на две равные части. Купец восхищенно спросил:
– Как давно он у вас работает?
– Всего третий день. Он не знает настоящей цены этого камня, и поэтому его рука была твердой.

Притча о счастье


Художник: Thomas Kinkade

Гуляло Счастье по лесу, наслаждалось природой, как вдруг упало в яму. Сидит и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:



– Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой.
Счастье подарило человеку прекрасный дом у моря, тот обрадовался, убежал и забыл про Счастье. Сидит Счастье в яме и плачет ещё громче.

Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
– Человек добрый! Вытащи меня отсюда.
– А что ты мне дашь за это? – спрашивает человек.
– А что ты хочешь? – переспросило Счастье.
– Я хочу много красивых и дорогих машин, разнообразных марок.
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал. Совсем потеряло надежду Счастье.

Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
– Человек добрый! Вытащи меня отсюда.
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше. Обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
– Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?
– Ничего мне не надо, – ответил человек.
Так и побежало Счастье за человеком, не отставая от него никогда.

Притча о том, где спрятано счастье


Старая мудрая кошка лежала на травке и грелась на солнышке. Тут мимо нее пронёсся маленький шустрый котёнок. Он кувырком прокатился мимо кошки, потом резво подскочил и снова начал бегать кругами.

Что ты делаешь? – лениво поинтересовалась кошка.
- Я пытаюсь поймать свой хвост! – запыхавшись, ответил котёнок.
- Но зачем? – засмеялась кошка.
- Мне сказали, что хвост – моё счастье. Если я поймаю свой хвост, то поймаю и своё счастье. Вот я и бегаю уже третий день за своим хвостом. Но он всё время ускользает от меня.

Старая кошка улыбнулась так, как это умеют делать только старые кошки и сказала:
- Когда я была молодой, мне тоже сказали, что в моём хвосте – моё счастье. Я много дней бегала за своим хвостом и пыталась схватить его. Я не ела, не пила, а только бегала за хвостом. Я падала без сил, вставала и опять пыталась поймать свой хвост. В какой-то момент я отчаялась. И просто пошла, куда глаза глядят. И знаешь, что я вдруг заметила?

Что? – с удивлением спросил котёнок.
- Я заметила, что куда бы я ни шла, мой хвост везде идёт за мной. За счастьем не надо бежать. Надо выбрать свою дорогу, и счастье будет идти вместе с тобой.

Как-то раз старый китайский учитель сказал своему ученику:

Пожалуйста, хорошенько осмотри эту комнату и попытайся заметить в ней все, что имеет коричневый цвет.

Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, светло-коричневый диван. Карниз для занавесок, парты, книги и ещё множество мелочей.

Теперь закрой глаза и перечисли все предметы … голубого цвета.

Молодой человек улыбнулся:

Я не заметил ничего голубого.

Открой глаза. Посмотри только, какое здесь множество голубых вещей. Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой узор кора, голубые книги на полках, голубая рубашка Старого Китайца. - Посмотри же на все эти упущенные предметы!

Но это уловка, - сказал молодой человек. - Ведь я искал коричневые, а не голубые предметы.

Именно это я и хотел показать! Ты искал и находил только коричневый цвет, совершенно упуская из виду голубой. Так же происходит и в жизни: ты ищешь и находишь плохое, но упускаешь все хорошее.

Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, поскольку в этом случае никогда не окажешься разочарованным.

Таково распространенное мнение, - заметил Старый Китаец. - Но оно ложно и является убеждением, которое чаще всего разрушает наши мечты и не позволяет нам ощущать счастье.

Но почему? - спросил молодой человек. - Если я ожидаю худшее, и оно действительно случается, я не испытываю разочарования. Но если оно не происходит, меня ждет приятный сюрприз. Если я буду надеяться на лучшее, я всего лишь подвергаюсь риску разочарования.

Потому что, если ты ожидаешь худшего, то неизменно с ним столкнешься, и наоборот. Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Многие знаменитые и богатые люди, у которых есть все, что только можно вообразить, умудряются впадать в депрессию и становятся наркоманами.

Потому что, вместо того, чтобы подумать обо всем, что у них есть, они сосредотачиваются на том, чего у них нет, и потому "видят" только то, чего им недостает. Таким образом, они сами делают себя несчастными. С другой стороны, многие люди, ведущие очень скромный образ жизни, по-настоящему счастливы, так как сосредоточены на том, что имеют. Вот поэтому человек, считающий свой стакан наполовину полным, более счастлив, чем тот, кто считает его наполовину пустым.

Наши чувства в отношении событий жизни определяются тем содержанием, которое мы с ними связываем, а не самими обстоятельствами. И все же увидеть положительные стороны ситуации не всегда легко. Вот тогда и пригодятся тебе эти вопросы. Они заставляют нас искать в ситуации нечто замечательное, и мы непременно его найдем, точно так же, как при сознательном поиске голубого цвета в этой комнате ты начал видеть только его.

Именно это имеют ввиду, когда говорят, что в каждой ситуации есть что-то хорошее, а каждая проблема представляет собой замаскированный дар. Можно изменить любую точку зрения, и благодаря этому мы способны добиться того, что любое переживание обогатит нашу жизнь.

Поразительно! воскликнул молодой человек. - Получается, люди могут сознательно изменять свое отношение к ситуации, ожидая лучшего, сосредоточившись на том, что приносит им благо, и задавая себе утвердительные вопросы?

Именно так. Одна девушка очень переживала, нервничала и думала о самых ужасных вещах перед экзаменом, хотя предмет знала. Но переживания ей очень мешали сосредоточиться. И тогда она говорила себе: "Всего через два-три часа все это закончится, я получу хорошую оценку и буду совершенно свободна". И она шла и сдавала экзамен на отлично. Сущность создания здорового, счастливого отношения к жизни можно свести к одному слову - "благодарность". Каждый день задавай себе вопрос: "За что я могу быть благодарен сегодняшнему дню?"

Но что, если нет ничего такого, за что можно было бы благодарить этот день? - спросил молодой человек.

Старый Китаец посмотрел на него, приподняв брови:

Несколько лет назад я навещал умирающего друга. Он совершенно не выглядел подавленным, а был спокойным и даже радостным. "Я проснулся этим утром, значит сегодня я жив" - говорил мой друг…

Сказка для ребенка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит яр­ким и сильным человеческим чувствам, она предлагает путь, на котором можно найти свое счастье.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всем этом она неизменно ставит вопросы; сказка хо­чет, чтобы ребенок думал .

Авторы (А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказок». Кн. 3,4 / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь. 2008. – (Серия «Образование и творчество»)) предусмотрели диалог детей со взрослыми - после каждой сказки даются вопросы для обсуж­дения и задания, позволяющие лучше понять и глубже прочувствовать то знание, что несёт в себе конкретная сказка.


ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО

Обижают брата, друга?

Вашим близким в жизни туго?

Торопитесь к ним скорей,

Защищайте их смелей!

Стойте смело, до победы,

Все исчезнут сразу беды!

Только, чур, без кулаков,

Нам не нужно синяков.

Считаешь ли ты себя храбрым человеком?

Когда ты поступаешь более храбро: когда ты один или когда на тебя смотрят друзья?

Приведи пример храброго поведения своих друзей или знакомых.

Может ли храбрый человек испытывать страх?

Какты думаешь, есть ли люди, которые никогда не испытывают страха?

Как ты думаешь, нужна ли храбрость в повседневной жизни, или она необходима только в трудной ситуации?

Если бы тебя попросили написать список самых важных ка­честв для человека, на каком месте ты поставил бы храбрость?

ХРАБРЫЙ МАЛЬЧИК

Дагестанская сказка


Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и заблу­дился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошел. Шел-шел и лег под куст отдохнуть. Вот он лег отдохнуть и видит: по большому дереву громад­ная змея ползет. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы. Как уви­дели птенцы змею, закричали они, заплакали: - Помогите! Помогите! Но никто не пришел к ним на помощь. А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет все выше, подползает все ближе... Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птен­цов: взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика. Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик би­лись очень долго, но мальчик победил. Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лег под куст и уснул, потому что очень устал.

Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрята­лись, звезды тучами укрылись. Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам. Увидела она мальчика, страшным клекотом заклекотала:

Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго! Мама, мама, - заплакали птенцы, - этот человек змею - убил, нас накормил! Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростерла над мальчиком свое широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали. Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой боль­шое крыло и заплакал. - Не бойся, - сказала ему чудо-птица. - Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю. - Отнеси меня домой, - попросил мальчик. - Садись ко мне на спину, обними за шею. И чудо-птица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.


Вопросы и задания:

Был ли в твоей жизни случай, когда ты сначала чего-то очень испугался, а потом все-таки смог совершить отважный поступок?

Что еще, помимо силы, необходимо иметь человеку, чтобы прийти кому-то на помощь?

Представь, что ты рядом с мальчиком. Как бы ты помог ему справиться с коварной змеей?

Придумай сказку о том, как волшебная птица решила отблаго­дарить мальчика и превратила его в самого храброго человека на свете.

Придумай сказку о том, как птенцы, когда выросли, помогли мальчику в беде.

Представь, что ты разговариваешь с самым храбрым челове­ком на земле. О чем ты его спросил?

Почему некоторые люди становятся храбрыми, только когда кого-то защищают?

Сценка «Школа храбрости»

Дети делятся на группы. Один человек из группы - ди­ректор школы храбрости, остальные - ученики. В сценке дети должны рассказать, как и чему они будут учиться в школе храб­рости.

Рисунок «Чудо-птица»

Нарисуй чудо-птицу из сказки.

МЛАДШИЙ ПРИНЦ

Притча


Было у короля три сына. Старший был храбрым вои­ном и умело владел любьм оружием. Он мечтал стать пол­ководцем, и король поставил его во главе своего войска. Средний сын хотел прославить королевский род строи­тельством храмов и замков. Отец соглашался с ним и вы­давал деньги на строительство. Только младший сын рас­страивал короля. Он не воевал, не строил, а целыми дня­ми читал книги. Младший сын короля изучал историю, языки и обычаи разных народов.

Сын, зачем ты изучаешь нравы и языки чужих на­родов? Ты должен любить свою Родину, - часто упре­кал принца король.

Сын молча выслушивал отца, но продолжал свои за­нятия.

Вдруг нежданно-негаданно пришла беда. Соседи коро­ля объединились и объявили войну. Королевское войско терпело поражение за поражением. Наконец настал день последней битвы. В многочисленных храмах все, кто не мог сражаться, молили Господа о спасении. За день до битвы в шатер полководца вошел младший сын короля. - Зачем ты приехал сюда, книжник? Уезжай немедлен­но! Завтра будет битва! - вскричал молодой полководец.

Да, сын, тебе здесь не место, - поддержал король, который тоже готовился победить или погибнуть в по­следнем сражении. Младший сын короля достал бумагу и спокойно сказал: - Я три дня провел во вражеском лагере. Здесь нарисовано расположение орудий врага и все их планы. Завтра на рассвете основные силы противника обойдут наше войско по узкому оврагу и ударят нам в тыл. После рассказа младшего сына король приказал гото­виться к битве. Сражение было жестоким, но враги всю­ду натыкались на ловушки и были разбиты.

Сын, ты оказался героем. Как ты смог прятаться сре­ди врагов целых три дня?-воскликнул король, обнимая младшего сына после победы.

Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки и обычаи этих людей. Поэтому они принимали ме­ня за своего, - ответил принц.

Разве тебе не было страшно? - удивился его брат.

Любовь к Родине превыше страха смерти, - спо­койно ответил младший сын.


Вопросы и задания:

Почему королю казалось, что его младший сын не лю­бит свою Родину?

Как вы думаете, если человек знает в совершенстве иностранные языки, значит ли это, что он не любит свою Родину?

Какой язык вы хотели бы выучить и почему?

Подумайте, какое занятие самое достойное для сына короля?

Представьте, что вы принц (принцесса). Расскажите, чем бы вы стали заниматься.

Сценка

Дети делятся на группы. Один человек из группы играет роль короля, остальные его дети: принцы или принцессы. В сценке «дети короля» по очереди рассказывают своему отцу, что они могут сделать для славы своей Родины.

Обсудите с детьми тему «Что я могу сделать для своей Родины».

РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА, ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

Дороже золота она,

В ней красота и глубина.

В ней первый дом на свете твой

И милой мамы взгляд родной.

Ее за деньги не купить

И невозможно не любить.

И любим тем ее сильней,

Чем дольше мы в разлуке с ней.

Вопросы и задания для беседы:

Попросите детей вспомнить какое-либо место или со­бытие, которое ассоциируется у них со словом «Родина», и рассказать о нем.

Перечислите все хорошее, что дала вам Родина.

Как вы думаете, может ли у человека быть две Родины или больше?

Представьте, что вы должны провести урок, посвященный

любви к Родине в классе, где учатся дети разных народов. Как

бы вы провели урок, чтобы каждый из учеников почувствовал гордость за свою родную землю и не был обижен?

Сценка

Поделите детей на пары. В сценке-диалоге один чело­век из пары утверждает, что Родиной для человека может быть любое место на земле, которое он полюбил в тече­ние жизни или даже весь мир; а второй доказывает, что Родина -- это то место, в котором ты родился.

Меньшикова Людмила Викторовна
Мудрые сказки для детей перед сном. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях

Материал подготовлен с использованием книги Т. А. Шорыгиной

Белая ворона

Какого человека называют белой вороной?

Того, кто внешним видом, манерой поведения, речью или родом занятий резко отличается от окружающих. Впервые это выражение появилось в поэме древнеримского поэта Ювенала, которому принадлежат такие строки :

Рок** дает царства рабам,

Доставляет пленным триумфы.

Впрочем, счастливый такой

Реже белой вороны бывает.

Рок-то же, что и судьба.

Триумф - выдающийся, блестящий успех, торжество.

В самом деле, белая ворона - очень редкая птица. Оперенье обыкновенных ворон весьма скромное и незаметное – серое с черным. Но в животном мире порой как редкое исключение встречаются животные, окрашенные в белый цвет. Их называют альбиносами. В организме таких животных не хватает красящего вещества.

Послушайте сказку :

Субботник

Ребята! Завтра мы с вами займемся уборкой территории школы! – сказала учительница Ольга Сергеевна. – Оденьтесь по-спортивному, не забудьте взять какие-нибудь старенькие перчатки, чтобы удобно было работать : прошлогоднюю листву сгребать, мусор убирать.

Таня пришла домой и призадумалась. Как одеться на завтрашний субботник? Девочке очень хотелось помодничать в новенькой голубой курточке, которую ей недавно подарила мама. Ведь придет Витя, а девочке хотелось, чтобы он обратил на нее внимание. Или все-таки надеть старенькую джинсовку, а в голубой куртке придти в следующий раз?

Утром она выглянула в окно и увидела, что на улице солнечно и ясно.

«Надену все-таки новую курточку! Постараюсь работать аккуратно и не испачкать её», - подумала Таня.

Она завязала голубые бантики, надела красивые джинцы и яркую курточку. Покрутилась перед зеркалом и решила , что к ее наряду подойдут только новенькие замшевые туфельки.

Таня! Ты почему такая нарядная, словно не на субботник пришла, а на праздник - удивилась подруга Вера. – Лучше было бы надеть что-нибудь другое , а то запачкаешь новую куртку!

Я хотела старенькую джинсовку достать с антресолей, но не нашла её!- соврала девочка.

Ребята взяли грабли, метелки и стали собирать листья в большую кучу и подметать дорожки. Таня чувствовала себя неловко : боялась испачкаться.

Красиво, конечно, - заметил Миша, пробегая с тачкой, полной листвы. – Но выглядишь ты Танюша, как бела ворона!

Девочке стало обидно. Ей хотелось работать со всеми, бегать, возить тачку, шутить, но из-за новой куртки приходилось стоять в стороне.

Надо вам сказать , что посмотреть, как дружно трудятся ребята в саду, прилетела ворона. Да не простая, а белая! Она спряталась в дупло старого дерева, и её никто не заметил.

Ворона внимательно наблюдала за тем, как идет уборка, и увидела, что Таня грустит.

Уж кто-то, а эта птица прекрасно знала, как неприятно оказаться белой вороной среди других, обыкновенных ворон! А так как она была не просто белой вороной, а вороной-волшебницей, то тихонько прошептала заклинание и, о чудо на Тане оказались старенький ждинсовый костюмчик и кроссовки.

Таня удивленно оглядела себя и, честно говоря, очень обрадовалась. В старом костюме ей было очень удобно.

Девочка тут же схватила стоявшие рядом грабли и стали сгребать листву.

Вот и молодец, что переоделась ! – похвалила Таню Ольга Сергеевна. Тут и Витя подошел, и дети стали дружно грузить листву в тачку.

1. Что организовала учительница с детьми ?

2. Чем должны заниматься дети?

3. Как оделась на субботник Таня?

4. Удобно ли ей было работать в нарядной одежде?

5. Можно ли назвать Таню белой вороной? Объясните это выражение .

6. Кто помог Тане и дал ей рабочую одежду?

Публикации по теме:

Я уже рассказывала о том, что в этом учебном году педагогический коллектив нашего детского сада работает над реализацией познавательно.

Родители наших воспитанников с большим интересом и ответственностью отнеслись к нашей просьбе принять участие в подготовке совместных.

Цель: Повысить информационный уровень родителей. Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию очередной материал из цикла семейная гостиная.

Конспект игры-ситуации «Перед сном» для детей младшей группы Тема игры – ситуации «Перед сном» Задачи. Вовлекать детей в ситуацию сюжетно-ролевой игры; учить взаимодействовать с куклами; учить детей.

Консультация для родителей «Лексико-грамматические игры перед сном» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

«Мамы разные нужны, мамы мудрые важны». Авторы: Ильина Анна Ивановна, Соколянская Наталья Александровна, воспитатели второй младшей.

Здравствуйте дорогие родители, педагоги и воспитатели!

Сказки ... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это дожны быть добрые сказки . Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

Народные сказки... Мы предлагаем вам собрание из 100 сказок народов мира. Кроме этого нами написано более 900 сказок, легенд и притч о доброте и мудрости, о тайнах мироздания и красоте природы, о красках и музыке, о разных профессиях и мастерах своего дела, о логике и красоте математики, об уникальности родного языка. Словом, обо всем, что окружает наших детей, и что им предстоит постичь.

В наших книгах не только сказки. В них сотни игр, вопросов и заданий. Очень важно после чтения сказки обсуждать с детьми глубокие жизненные проблемы, затронутые в ней.

Если вы хотите, чтобы дети умели думать и свободно выражать свои мысли, слушать и задавать вопросы, как можно чаще беседуйте с ними и вы будете поражены мудрости наших детей.

Предлагаем вам 100 сказок из нашей коллекции:

«Сказки разных народов мира о смысле жизни»

Сказки русские, английские, дагестанские, болгарские, финские, немецкие, китайские, японские, узбекские, казахские, молдавские, украинские, русские, вьетнамские, армянские, башкирские, грузинские, арабские, греческие, датские,сказки народов Бирмы, по мотивам фольклоров американских индейцев и др.

Орел в голубином гнезде

Английская народная сказка

Ах, что это такое? - воскликнула голубка, когда что-то упало с неба в ее гнездо и чуть не сшибло с ветки маленьких Биля и Ку, которые сидели, раздумывая, решатся ли они когда-нибудь полетать.

Это очень безобразная птица, мама, - сказал Биль, один их голубят, глядя во все глаза на страшного незнакомца.

У него нет перьев, и он кажется таким печальным, испуганным. Приласкай его, мама, - проворковала маленькая Ку, необыкновенно добрая голубка.

Бедный птенец, он, кажется, ушибся и испугался, но он такой большой и такой дикий! О, он совсем не походит на других птенцов, мне даже немного страшно подойти к нему, - сказала голубка, испуганно заглядывая в гнездо.

Это был действительно странный птенец. Несмотря на свой юный возраст, он занимал целое гнездо и, хотя от ушиба почти не мог дышать, смело смотрел на всех своими золотистыми блестящими глазами, нетерпеливо хлопал ушибленными крыльями и открывал изогнутый клюв, точно собираясь кого-то укусить.

Птенец голоден, - сказал Биль (у него у самого был хороший аппетит, и он любил плотно поесть).

Отдай ему ту хорошенькую ягоду, которую ты принесла для меня, - сказала Ку, всегда готовая всякому помочь.

Голубка поднесла птенцу спелую ягоду клубники, но он не захотел съесть ее и крикнул так громко и свирепо, что нежные голуби задрожали на своих розовых лапках.

Я полечу к совушке, попрошу ее посмотреть на нашего гостя и объяснить, что это за птица и как нужно ухаживать за ней.

Голубка заботливо усадила своих детей в соседнее пустое гнездо и улетела. Биль и Ку сидели неподвижно и с любопытством смотрели на незнакомую птицу, которая кричала, хлопала крыльями и сверкала своими золотистыми глазами.

О, да это орленок, - сказала сова. - Вам лучше всего вытолкнуть его из гнезда, потому что, как только он вырастет, он съест всех вас или улетит, не подумав поблагодарить вас за все ваши заботы.

Я не могу выгнать из моего дома бедного птенца. А может быть, оставив орленка и ласково обращаясь с ним, я заставлю его полюбить нас и почувствовать себя счастливым у нас? Конечно, когда он будет в состоянии сам заботиться о себе, я отпущу его, - сказала голубка.

Если кто-нибудь может сделать это, то именно вы, - проговорила сова. - Только вы знаете, как трудно укротить хищную птицу, орлы же очень хищные. Это царский орел, самая красивая птица из всех, он, вероятно, жил в каком-нибудь гнезде в горах. Не могу представить себе, как он попал к вам. Но это случилось: орленок у вас, он голоден, еще не одет перьями, и вы можете поступать, как хотите. Только помните: кормите его червяками и гусеницами и, если возможно, укротите его.

Сова быстро улетела. Она ненавидела свет, кроме того, ей не хотелось больше разговаривать. Она считала, что голубка поступит глупо, если оставит у себя орленка.

Пусть он отдохнет у нас, а потом отошли его прочь, - сказал голубь, который был очень осторожный.

Нет, нет, мама, оставь здесь орленка, люби его и сделай его добрым. Я знаю, что он не захочет обидеть нас, - воскликнула маленькая Ку.

Я подумаю об этом, мои дорогие. Теперь же нужно принести ему поесть, - сказала голубка и улетела.

Голубка была очень добрая и умная птица с твердым характером. Когда она решалась на что-нибудь, то уже никогда не изменяла своего решения. Вскоре она вернулась и принесла в клюве толстого жирного червяка, ее приемыш быстро проглотил его и стал кричать, требуя нового корма. Доброй голубке пришлось девять раз летать взад и вперед, прежде чем орленок наелся. Ей хотелось накормить его досыта. Наконец орленок спрятал голову под крыло и проспал целый час. Проснулся он в хорошем настроении и начал отвечать на вопросы пронзительным и резким голосом, совсем непохожем на нежное воркование голубей.

Как тебя зовут, мой дорогой? - спросила голубка.

Меня зовут Золотой Глаз, но папа называет меня просто Золотой.

А где ты жил, голубчик?

Далеко-далеко, в горах, посреди облаков, в гнезде, которое было гораздо больше этого.

Зачем же ты оставил его, мой милый?

Моя мама умерла, и когда папа был на ее похоронах, злой ястреб схватил меня и унес, но я так сильно клевал его, что он меня бросил. Так я очутился здесь.

Ай-ай-ай, какая печальная история, - со вздохом сказала голубка.

Биль посмотрел, нет ли поблизости ястреба, а Ку смахнула левым крылом слезинку, подскочила поближе к гнезду и сказала:

Пожалуйста, мама, оставь у нас Золотого, ведь у него нет матери, и он не может вернуться к себе домой. Мы будем очень-очень любить его, и я надеюсь, что ему понравится жить у нас.

Да, дорогая, я без всякого страха оставлю у нас Золотого. Орлы - благородные птицы, и если я буду хорошо обращаться с этим бедным орленком, может быть, его семья ради нас пощадит маленьких птичек.

Я охотно останусь здесь, пока не научусь летать. И я скажу моим, чтобы они не трогали вас, потому что вы - добрые птицы, и я вас люблю, - сказал Золотой и протянул голубке клюв, чтобы поцеловать ее. Орленку было приятно, что она похвалила его породу, да и кротость новых друзей тронула его.

Лесные птицы поочередно прилетали посмотреть на приемыша голубки, и все в один голос твердили, что он доставит ей много хлопот. Действительно, было ясно, что при упрямстве и резкости Золотого с ним будет трудно ладить. Однако мамаша-голубка не прогнала орленка, и хотя он часто приводил ее в отчаяние, она все же любила своего приемыша и верила, что рано или поздно при помощи любви и терпения, ей удастся укротить его.

Ее собственные дети не доставляли ей никаких хлопот. Правда, Биль любил поступать своевольно, но стоило ей сказать: «Сын мой, сделай так, как я приказываю, потому что это будет мне приятно», и он сейчас же уступал. А кроткая Ку так любила мать, что одного взгляда голубки было достаточно, чтобы остановить и предупредить ее.

Но, Боже ты мой, сколько мучилась голубка со своим приемышем. Если Золотому не давали того, чего ему хотелось, он кричал и клевался, требовал, чтобы ему приносили для еды только то, что ему хотелось, а если ему отказывали в этом, он кидал свой обед на землю, а потом целыми часами сидел нахохлившись. Он насмехался над Билем и Ку, важничал перед другими птицами, которые прилетали к нему в гости, всем и каждому твердил, что он не простой орел, а царский, что он когда-нибудь улетит ввысь и будет жить среди облаков со своим царственным отцом.

Но несмотря на эти недостатки, крылатые обитатели леса любили Золотого, потому что у него было много и привлекательных качеств.

Он жалел каждую обиженную птичку, был очень великодушен и отдавал все, что ему принадлежало. Когда молодой орел бывал в хорошем расположении духа, он сидел, гордо выпрямившись, как настоящий царь, и рассказывал сказки голубям и их приятелям, которые любили его слушать и смотреть на него. Золотой очень похорошел: его пух заменили красивые перья, его чудные золотистые глаза ярко блестели, и он научился говорить мягко, а не кричать, как орлы, которым приходится громко звать друг друга там, на высоте, где бушуют ветры и гремит гром.

Когда орленок упал, он сильно повредил одно крыло, и голубка тогда же подвязала его кусочком виноградного уса, чтобы оно не волочилось и не ослабело. Другое крыло Золотого уже давно сделалось сильным и могло работать в воздухе, а на ушибленном все еще лежала повязка. Умная и добрая голубка не хотела, чтобы орленок, поняв, что его крыло зажило, улетел слишком рано.

Золотой очень изменился, и хотя он мечтал увидеть отца и вернуться домой в горы, он полюбил голубей и чувствовал себя счастливым с ними.

Однажды, когда он сидел один на сосне, мимо него пролетел коршун. Коршун увидел орленка, остановился и спросил его, что он делает один на дереве. Золотой рассказал ему свою историю. Дослушав до конца, коршун смешливо заметил:

Ах ты, глупая птица! Сорви с крыла повязку и лети со мной. Я помогу тебе отыскать твоего отца.

Эти слова взволновали Золотого. Когда же коршун сильным клювом сорвал повязку с крыла молодого орла, Золотой взмахнул крыльями и почувствовал, что они здоровы.

С криком радости Золотой взвился вверх, он стал парить в воздухе, описывая широкие круги и стараясь научиться держаться неподвижно, спускаться и взлетать, как это делали другие орлы. Коршун показывал ему, как летают хищные птицы, хвалил его, льстил ему, он надеялся заманить орленка в свое гнездо, а потом отыскать отца Золотого и, вернув ему сына, заслужить милость царя птиц.

Голубка, Биль и Ку прилетели домой и увидели, что гнездо опустело. Они встревожились, и тогда коноплянка сказала им, что Золотой улетел с коршуном.

Что я вам говорила? - крикнула сова, глубокомысленно покачивая круглой головой. - Ваша доброта и все труды пропали даром. Я уверена, что вы никогда больше не увидите этой неблагодарной птицы!

Розовой лапкой голубка смахнула слезы с блестящих глаз и кротко сказала:

Нет, моя дорогая, любовь и заботы не пропадают даром. Даже если Золотой никогда не вернется к нам, я все же не перестану радоваться, что обращалась с ним, как мать. О, я уверена, что он никогда нас не забудет и сделается добрее и мягче оттого, что пожил в голубином гнезде.

Ку стала утешать голубку, а Биль вспорхнул на верхнюю ветку сосны в надежде увидеть беглеца.

Мне кажется, я вижу, как наш Золотой летит с этим злым коршуном, - сказал он. - Жаль, что у него такой опасный товарищ. Коршун научит нашего друга чему-нибудь дурному и, может быть, станет жестоко обращаться с ним, если Золотой не захочет его слушаться.

Биль приподнялся на цыпочки, вглядываясь в две черные точки, видневшиеся на синем небе.

Давайте все вместе кричать, ворковать, петь и свистеть, может быть, Золотой услышит нас и вернется. Я знаю, он нас любит. Несмотря на гордость и своенравие, он добрая птица, - сказала голубка и начала ворковать изо всех сил.

Остальные птицы зачирикали, засвистели, защебетали, запели и закричали. Весь лес наполнился этой музыкой, и слабый отзвук долетел до того облака, в котором купался Золотой, стараясь смотреть прямо на солнце. Он уже устал. Коршун сердился на молодого орла за то, что тот не хотел лететь к нему в гнездо, а желал тотчас отправиться на поиски своего отца. Коршун принялся бить Золотого клювом и браниться. И вот, когда пение лесных птиц донеслось до орленка, ему показалось, что он слышит слова: «Вернись домой, дорогой, вернись к нам. Мы все ждем тебя, все ждем!»

Какая-то сила заставила Золотого повернуть к земле, он стал быстро спускаться. Коршун же не посмел лететь за ним, потому что увидел фермера с ружьем и понял, что этот человек застрелит его, вора, часто кравшего у него цыплят.

Золотой был рад, что он избавился от коршуна, и с удовольствием вернулся к своим друзьям, которые встретили его с радостными криками.

Я так и думала, что мой дорогой не бросит нас, не простившись с нами, - проворковала голубка-мать, нежно приглаживая взъерошенные перья молодого орла.

Мне кажется, милая мама, что ты не только обвязала нитью мое крыло, но и приковала к нашему гнезду мое сердце, - сказал Золотой, подсаживаясь поближе к белой грудке, полной такой большой любви к нему. - Я буду улетать и возвращаться и рассказывать все, что со мной случится. Если же я встречу отца, я не улечу к нему, не простившись с вами и не поблагодарив тебя от всего сердца.

Золотой остался в голубиной семье, он стал сильным и красивым. Теперь на его голове были золотистые перья, его глаза ярко сверкали, а широкие крылья без труда поднимали его в небо, и там он, не мигая, смотрел прямо на солнце. Он стал настоящим орлом, бесстрашным, прекрасным, гордым. Но Золотой по-прежнему любил кротких голубей. Возвращаясь издалека, он садился на старую сосну и рассказывал своим друзьям обо всем, что он видел на зеленой земле и в голубом небе. Голубям и другим лесным птицам никогда не надоедали его рассказы. Они сидели тихо, не шевелясь, устремив на него свои круглые глаза. Все они восхищались им и любили его, потому что, несмотря на силу, Золотой никогда не обижал их и, когда к лесу подлетал коршун, прогонял его, таким образом охраняя лесных птичек. Они называли его лесным принцем и надеялись, что он навсегда останется с ними.

Однако з олотой тосковал по дому на вершине горы, по своему отцу, и чем старше становился он, тем сильнее была его тоска, потому что он жил не так, как должна жить птица, рожденная для гор и облаков, для борьбы с бурями и для высоких полетов под солнцем. Но он скрывал свою тоску.

Однажды Золотой залетел очень далеко и опустился на небольшой утес, чтобы отдохнуть. Неожиданно невдалеке от себя он увидел на камне огромного орла, смотревшего вниз, на землю, своими зоркими глазами, точно стараясь отыскать там что-то. Золотой никогда не видел такой царственной птицы и решил заговорить со своим гордым соседом.

Старый орел с интересом выслушал молодого орла, и не успел Золотой закончить, как он громко вскрикнул от радости:

Ты - мое потерянное дитя! Я повсюду искал тебя и уже начал думать, что ты умер. Здравствуй же, мой смелый сын, принц воздуха, радость моего сердца!

Золотой почувствовал, как большие орлиные крылья обняли его, как царственные золотистые перья прижались к его перьям. Блестящие глаза орла с любовью смотрели на него. Царь птиц долго рассказывал ему о его красавице-матери, о его новом доме, о друзьях, которые ждали Золотого, чтобы познакомить его со свободной жизнью.

Молодой орел с наслаждением слушал, но когда отец захотел увести его с собой тотчас же, он ответил ласково, но твердо:

Нет отец, я должен проститься прежде всего с милыми, добрыми птицами, которые заботились обо мне, когда я был жалким, беспомощным, злым птенцом. Я обещал им это и не хочу огорчать их. Я не улечу, не сказав им, как я счастлив, и не поблагодарив их за все.

Да, ты должен это сделать. Передай им и мою благодарность. Кроме того, отнеси голубке вот это перо и скажи ей, что ни одно летающее существо не посмеет причинить ей вреда, пока у нее будет этот царский подарок. Торопись, сын мой, и вернись как можно скорее, потому что я не могу надолго расставаться с тобой.

Золотой спустился к сосне и рассказал все своим друзьям. Хотя голуби были очень огорчены предстоящей разлукой с ним, они решили, что все это к лучшему, потому что настоящее место Золотого было возле его царственного отца. Кроме того, сами они, как и другие перелетные птицы, уже собирались улететь на зиму на юг, им все равно пришлось бы расстаться с ним, потому что орлы любят снег, ветер, бури и не улетают осенью в теплые страны.

Остальные лесные птички обрадовались, узнав, что Золотой нашел отца. Когда наступила пора ему улететь, они все собрались, чтобы проститься с ним. Голубка очень гордилась подаренным ей золотым пером. Биль и Ку почувствовали себя храбрыми, как львы, когда она воткнула перо в свое гнездо, точно знамя. У птиц считалось большим почетом иметь такой подарок от царя.

Лес наполнился звуками прощального концерта. Всякий, кто мог хоть как-нибудь петь, принял в нем участие. Даже сова закричала, и хриплые вороны закаркали. В воздухе жужжали комары, а в траве сверчки трещали, как сумасшедшие, и вот после долгого прощания Золотой взмыл в воздух. Он поднимался все выше и выше, теряясь в небесной лазури, но под своим крылом он спрятал маленькое белое перышко, последний подарок приемной матери-голубки.

Уроки кроткой птицы всю жизнь помогали ему управлять своей волей, быть поддержкой отца и гордостью высоких гор. Поистине, он сделался самым благородным орлом, который когда-либо обращал свои золотые глаза к солнцу.

Вопросы и задания к сказке:

Почему голубка не послушалась предупреждений лесных птиц и не прогнала орленка?

Как она воспитывала своих детей и орленка?

Подтвердите примерами из своей жизни, что любовь и заботы не пропадают даром?

Как вы думаете, каким бы стал орленок, если бы голубка не выдержала его своенравного поведения и прогнала его?

Представьте, что лесные птицы выбрали своим царем Золотого. Расскажите о его правлении.

За что голубка полюбила Орленка? Какие хорошие качества она в нем увидела?