Народ якуты. Традиции и обычаи якутов. Якутские песни. Якутская свадьба. Якутский костюм

Якуты – коренной народ Сибири. По данным последней переписи их количество колеблется в районе 480 тыс. человек. Которые практически полностью проживают на территории республики Саха (Якутия). Незначительная часть расселена в Хабаровском крае, Москве, Красноярском крае и некоторых других регионах РФ.

Этногенез и история народа

Традиционное самоназвание якутов — саха или сахалар. История происхождения национальности изучена слабо. В письменных источниках о существовании этноса впервые упоминается лишь с XVI-XVII вв. По наиболее распространенной теории саха произошли от кочевых племен курыкан, изначально живших в районе реки Енисея, а затем мигрировавших в Забайкалье. О курыканских племенах впервые упоминается в китайских летописях VII в и древнетюркских рунических письменах VIII-X вв.

Считается что курыкане начали мигрировать на территории современного Якутска, около X-XII в. Эта гипотеза перекликается с устными народными легендами. Дальнейшее формирование якутов происходило при смешивании с местными племенами. Изучение генотипа этноса указывает на его среднеазиатское происхождение и связь с европеоидной расой и тюркскими народами.

Первые свидетельства о существовании якутского народа относятся к XVI веку, когда единым правителем разобщенных племен попытался стать богатый и влиятельный вождь Ваджей (Баджей). Его внук Тыгын занимался не только дальнейшим объединением якутских племен, но и пытался подчинить территории соседей. Проводимая политика не принесла желаемых плодов и попытки создать единое государство не увенчались успехом. В 1620 г. занимаемые якутами земли вошли в состав Российской империи. В 1922 г. создается Якутская автономная республика, а в 1990 она переименовывается в Республику Саха (Якутия).

Религия и традиции

В конце XVIII в. со стороны русских стали предприниматься попытки христианизации якутов. Внедрение новой веры часто носило формальный характер, поэтому часть обычаев долгое время оставалась неизменной. До распространения православия традиционной религией считалось — Айыы. По представления народа мир состоял из нескольких уровней. Якуты считались детьми бога Тангра. Особое место занимало поклонение женскому плодородному началу — Айыысыт. К числу основных почитаемых духов, которым приносились дары и жертвоприношения были покровители неба, воды, земли, огня, охоты и т.д. Было распространено шаманство и тотемизм. Дохристианская вера и сегодня имеет своих последователей.

В культуре обычаев также существует почитание «древа жизни».Главным праздником считается отмечаемый летом Ысыах. Сохранились обычаи заговоров, создания оберегов, коновязь. Наследием древних традиций являются якутские национальные прыжки, ставшие своеобразным местным видом спорта.

Национальный костюм и внешность

Из-за суровых климатических условий якутская традиционная одежда создавалась из меха, кожи, шерсти и сукна. Основными частями костюма были кожаные штаны, набрюшник из меха, ноговицы, летний и зимний кафтаны прямого покроя. В мужской костюм входил пояс. Особо нарядным был женский свадебный кафтан (сангыйах). Он отделывался мехом, украшался цветным сукном и золотой тесьмой. Голова покрывалась меховой шапкой, также украшенной сукном или вставками из парчи. Женщина носила украшения из золота и серебра. Обувью служили высокие сапоги из меха и кожи. Более современная национальная одежда также шилась из ткани.

Внешность якутов имеет ярко выраженные монголоидные черты. При невысоком росте наблюдается удлиненное строение рук. Лицо овальное, при невысоком, но широком лбе, выделяется значительно увеличенная средняя часть лица. Нос аккуратный и прямой, иногда с небольшой горбинкой. Цвет кожи смуглый, а волосы черные и прямые. На теле волосяной покров практически отсутствует. Глаза темные со скошенными веками.

Язык и письменность

Язык саха относится к тюркской группе и условно подразделяется на западный и восточный говор, а также долганский диалект. Несмотря на большое количество заимствований у монголов и русских, якуты имеют множество уникальных слов, не имеющих аналогов в других языках.

Легенды якутов содержат информацию о том, что до переселения на новые земли их предки обладали рунической письменностью, которая в последствие была утеряна. Основной формой передачи информации между поколениями было устное народное творчество, где значительную роль играл якутский песенный эпос – Олонхо. Современный алфавит появился лишь в начале XX в. и состоит из 33 кириллических букв русского алфавита и 5 дополнительных знаков.

Примечательно

  1. В Якутии добывается четверть от всех добываемых в мире алмазов.
  2. Площадь Якутии больше 3 млн. кв. км, но 40 % территории находится за полярным кругом.
  3. Олонхо признан ЮНЕСКО частью всемирного нематериального наследия. Средняя длина Олонхо 10-16 тыс. строк, самый длинный эпос доходит до 36 тыс. строк. Исполнители этих песен считаются местными актерами, так как кроме хорошей памяти сказители, должны обладать артистическим мастерством, иметь поставленный голос и владеть интонацией.
  4. В религии и преданиях якутов рассказывается, что их предки спустились с неба.
  5. Якуты считаются спокойным, уравновешенным народом, с преобладанием флегматичного темперамента. Их отличает чистоплотность, трудолюбие и целеустремленность.
  6. Национальным блюдом считает тонко нарезанное замороженное мясо и рыба. А перед тем как съесть медвежатину якуты, подражая воронам, издают звук «хук», по древнему поверью так они маскируются от духа медведя.
  7. Якуты живут в деревянных домах (юртах), строить которые можно только из молодых и небольших деревьев. Рубить крупные и старые деревья грех.
  8. До XIX в. среди якутов было распространено многоженство.

Во-первых, нужно принимать во внимание то, что «Известия» (кроме достоверного интервью) домысливают определённые детали, порой врут, гиперболизируют часть моментов и тем самым усугубляют негативную окраску всей статьи.

Про саму возможность существования «Саха омук» все мы понимаем и иллюзий не питаем на тот счёт, что любой народ России имеет право на национализм, только Русских за него сразу клеймят «фОшЫздами». Моё похожее рассуждение на эту тему:

Фильм про Чингисхана снимается из бюджета самой Якутии уже несколько лет, так что Юра может успокоиться. Эти деньги так же призрачны для нас, как и нефтедоллары, воруемые жидо-украми «юлечкой и шелудивым чудовищем». Я надеюсь, что фильм получится более-менее хорошим, ибо все последние творения местной киностудии – такая туфта...

Про оговорку или злонамеренную пакость Ондрюшки Борисова:

Борисов: ...Съемки фильма мы решили вести во всех тюрко-монгольских государствах мира, в том числе и в нашем .

Корр.: В России?

Борисов: Нет, в Якутии.

Скажу, что Ондрюшка человек ещё той николаевско-сепаратистской закваски и ожидать от него такого – вполне возможно. Хотя, возможно под Россией он мог понять Русские области... хотя я сам в это мало верю.

Посмевший сказать, что "у Гитлера можно заимствовать идеи"(при этом признавая Гитлера врагом), то натыкается на вой "в стране, победившей фашизм...". А откровенное восхвалеие ордынцев, уничтожавших Русь-"нормально" .

Юра, не забывай при какой системе мы живём, тут уже удивляться нечему.

Но про «Хазарский каганат» ты сказал не плохо. Почти так и есть, только Святослав должен прийти из народа, а не со стороны.


Перейдём к истории:

И якуты поняли, что с верховья идут какие-то серьезные люди, у которых есть топоры. А значит, с ними надо дружить.

Не знаю - не знаю... откуда он это взял, а я это впервые слышу. Вообще-то, многие не испугались и пороха. В 1630м году Казаки (Тобольские и Енисейские) в своих экспедициях по присоединению новых земель и введению «ясака» для местных жителей получали отпор:

« В Якутии одновременно оказалось сразу два казачьих отряда: Антона Добринского из Тобольска и Ивана Галкина из Енисейска. Задачи были одинаковы - собирать ясак и приводить инородцев под “высокую руку” московского государя. Оба атамана встретили сопротивление. Отряд Добринского был на полгода осажден в поставленном им на Лене острожке, не слишком хорошо шли дела и у Галкина...»

В годы освоения территории Якутии у них были две наиболее крупные и влиятельные «силы», так скажем:

Легендарный (усиленно легендаризированный при Николаеве, хотя так и не понятно – был ли это реальный человек, или это звание или эпический собирательный образ «вождя всея Якутии») Тыгын, возглавлявший, достаточно много «объединённых» им улусов и наслегов, номинально будучи кангаласцем (долина Лены,вверх по течению от Якутска, примерно на 300 км вдоль реки и менее 50кмвниз по течению от Якутска)*, и Лёгёй от борогонцев (долина Алдана, около 125 км вверх по течению о впадения в Лену)*. Первый, до полного «объединения» якутов не мог одолеть лишь второго.
* - всё приблизительно.

В 1632 году на Лену пришёл енисейский сотник Пётр Беке тов с казаками и договорился с одним(кангаласским)жадным тойоном(глава наслега; предположительно это был князец Мамык) о том, что построит острог на площади в одну медвежью шкуру(тойон не хотел, видеть не далеко от своих владений чужого острога и всячески отказывал)...он посмеялся над таким предложением, но согласился... казаки по велению Бекетова располосовали шкуру медведя на то-о-оненькие полосочки и выложил ими периметр будущего острога. Тойон был зол из-за такой хитрости, на которую попался, но слово - есть слово и острог строился без опасности нападения.

Далее(то ли ещё сам Тыгын, то ли уже его дети) осаждали острог, но все попытки взять были отбиты и осада самоснялась через несколько месяцев. Происходили столкновения с воинственными кангаласцами, в которых не числом, но качеством побеждали казаки. Борогонский же лидер – Лёгёй «не поддержал кангаласцев и в дальнейшем добровольно согласился принять подданство Белого царя ». Многие кангаласцы ушли на север, вытесняя более слабых эвенков и эвенов(именно тогда, а не ранее, якуты «освоили» более северную Якутию!).

В конце сентября 1682 г. в местности Хоруол Тумус произошло последнее восстание х(к)ангаласских якутов под предводительством князца Дженника против «гнета казацкого воеводы». Якутский гарнизон быстро об этом узнал и выслал отряд казаков на перехват повстанцев. Атака была внезапной, а бой - быстрым и безпощадным. После поражения восставших, на месте сражения казаками был воздвигнут деревянный крест. Так как время было под Покров день, крест назвали Покровским, затем и местность стали называть Покровском.(Так начал свое зарождение поселок городского типа Покровск – центр Хангаласского улуса. 26 сентября 1997 г. он преобразован в город республиканского типа.)

После подавления этого восстания якутский народ в улусах и понял, что лучше не бесить нового «Старшего брата», иначе будет хуже, а так – живи, как жил при своём князце, который с тебя налог брал, только теперь лояльные князцы и сами платили «ясак» в Ленский острог(на правом берегу), а затем в Якутск(острог, перенесённый на левый берег в 1643г.).

В районе 1801-1870 жил в Якутии Василий Фёдоров «Манчары ». Известен он был тем, что бандитствовал на вроде Робин Гуда. Грабил богатых тойонов, князцов, иногда и Русских купцов и делился награбленным с народом. За такую помощь ему помогали скрываться в деревнях. Был несколько раз схвачен и отправлен в Иркутскую тюрьму, но постоянно убегал оттуда и возвращался назад, продолжая заниматься своим ремеслом. В конце-концов, отсидев в кандалах сколько-то лет в Якутской тюрьме вышел и остепенился, женился, детишек завёл.

О нём написаны легенды, даже мистические. Всё бы ничего, но в 90х презик Николаев и его свита, вознесли Манчары, как героя Якутского народа! Улица, спорткомплекс, памятник «на Родине героя», празднование юбилея... и всё это бандиту-налётчику, хоть и делившемуся частью деньжат с народом...

Ну, вот. С историей, вроде бы всё. Про историю гражданской войны расскажу отдельно.

Про глупость связанную с "суверенитетом" 90х. в статье почти всё верно, кроме того, что этот "праздник" всё ещё так называется. Администрация Штырова всё тихо сгладила и назвала праздник - "День республики". Всё красиво и безконфликтно!

" Здесь жил и работал великий якутский начальник ЖЭКа"

Чушь. Ни разу не видел ни "начальника ЖЕКа" ни, тем более "начальника транспортного цеха"! Тут автор завирается.
Да, много табличек одним и тем же деятелям искусства/поэтам/политикам/ rэволюционеrам Якутии(или работавших какое-то время в Якутске) по разным поводам, типа тут жил, тут работал/концертировал... есть таблички и с Русскими выдающимися людьми Сибирского масштаба.

"Кругом непролазная грязь. Старые бараки, построенные прямо на мерзлоте, выглядят так, как будто их долго бил ногами какой-то гигантский Валуев. Дороги даже не фронтовые, а вражеские: покупая автомобили, люди сразу снимают оба бампера, потому что все равно они в первую же неделю езды превратятся в труху."
Слова дурака и истерички, причём, без образования.
Внутридворовые проезды города крайне запущенном состоянии - факт. Не выделяет правительство денег на нормальный ремонт, а только завозит каждый год во дворы по два-три камаза ЗЕМЛИ. Не удивительно, что не ушедшая после растаивания снега/дождей, смешиваясь с песком образет грязь, а "озёра" во дворах ни куда не деваются - промёрзшая земля не может впитать много воды сразу.
Бараки строены давно, но постепенно сносятся и вместо них строятся неплохие жилые дома/комплексы. Генеральные проекты застройки города выработаны уже давно - были бы деньги! И они, по-тихоньку, выделяются.
Дороги, тротуары... это просто бич. И всё из-за тех же проблем:
1) Мерзлота, гуляние почв, проседание грунта, вследствии таяния мерзлоты... карёжит дороги строенные наскоряк и старые дороги...
2) ГорДорМостСтрой, за исключением недавнешней неплохой новой улицы(Пояркова), занимается только чмошным ямочным ремонтом. Некоторые дороги(чаще выводящие к окраинам) выглядят, как "заплатка на заплатке"...там, где коммунальные службы проложили трубы под дорогой - почти навечно поселяется характерная выбоина во всю ширину дороги. Её латают - машины раздавливают и растаскивают "заплатку" - и так постоянно.
3) Тротуары теперь часто делаются чурками и с нарушением технических норм. Всё та же новая улица, точнее её тротуары в страшном виде. Такие разломы и провалы образуются в "мозаичном"(лёгкий камень забивается резиновыми молотками)тротуаре и такие лужи в них, что смотреть страшно, а ходить не приятно!
Плюс ко всему - "пеньки". Из-под давно положенного асфальта "вырастают"(на самом деле выталкиваются мерхлотой) пеньки давно срубленных деревьев, сверх которых и клали асфальт!... это позорное упущение постепенно исправляется раскопками и выдиранием этих пней.

Автомобили с низкой посадкой менее популярны, чем высокие, ибо по тем самым "фронтовым" дорогам можно всё брюхо машины оставить на ухабах. Про бамперы - ложь. Их отсутствие может свидетельствовать только о том, что машина стукалась об машины/столбы, количество машин без бамперов не превышает показатели в среднем по стране.
Помимо деревянных пеньков есть ещё и металлические "пеньки". Их происхождение не понятно(в таких местах, где ничего и быть-то не должно), но они сливаются с внутридворовой грязью и гробят брюха машин, несведущих водителей.

Театр имени Пушкина. Подтверждаю то, что когда-то на фасаде на месте прежней надписи, появились щиты с одной заменой "Академический театр им. Пушкина". Это да. Но на таличках у входа он всё так же "Русский драматический театр им. Пушкина".

Саха Театр - шикарное, большое здание!..в, котором постановки только на якутском языке. Это, несомненно, удручающий и возмутительный факт, ибо даже в театре им. Пушкина бывают спектакли по народным мотивам на Якутском языке. Но, никому до этого дела нет.

Процент Русского населения Якутска, действительно, постепенно падает. Это несомненная заслуга первого презика "суверенной" Якутии - М.Е.Николаева. И плоды его деятельности мы до сих пор пожинаем.
Большая часть якутов его обожает. В заслугу ставит "возвышение национального духа Саха"...угу, за счёт унижения Русских. И ещё строительство современного медцентра и центра материнства и детства(причём, постоянно фигурирует формулировка "подарил городу", как буд-то на свои деньги постороил!). Но все удивлённо лупают глазами, когда разговор заходит о том, что он за время своего правления так обогатился, что входил в статистику самых богатых людей мира!
Разговоры на эту тему якуты не любят. Ибо то, что в 90е делалось хорошо для них имело негативные последствия для нас и мы этим, ясно дело, не довольны.
Юра обмолвился о том, что Николаев - сахаляр(полу-русский, полу-якут). Вроде бы, это так, но на сколько можно видеть и судить - он подавил в себе Русскую часть.

ЯГУ - Якутский Государственный Университет. Что ж, аффтар статьи почти прав - Русских там крайне мало. Универ-то хороший, несколько новых, красивых корпусов построили в последнее время, студгородок. Но всё это "не про нашу честь". Дискриминация существует и скрывается слабо...естественно - пожаловавшийся Русский, наверняка фашист!
Знакомые рассказывали о вопиющих случаях...один из таких это, когда преподша математеки в рассуждениях переходит на якутский язык и, забываясь, продолжает на нём, хотя Русские в аудитории есть! Русские возмущаются, преподша огрызается: "Вы здесь родились - учите якутский!"...но возобновляет лекцию на Русском...
Сильна проблема мамбетов (неотёсанных деревенщин из улусов). Их не любят, как Русские, так и городские якуты. В толпе их можно отличить либо по вычурно-модной одежде в безвкусных сочетаниях(детки богатых улусных/наслеговых шишек, приехавшие в большой город учиться), либо по задрырпанной одёжке(пролетарии). Оба вида - придурки, но если первые "не мытьём, так катаньем" поступают в ЯГУ, то вторые зачастую пополняют/создают самую отмороженную гопоту(возможно и ОПГ), которая кидается на любую цель оказавшуюся "не в том месте днём" или "не в том количестве вечером/ночью".
Один, опосредованно знакомый, якут дрыщинского телосложения рассказывал, что Русский "Ильюша Муромец" спас его от безславной кончины, в каком-то переулке. "Ильюша" прогуливался с девушкой, но увидев наезд поспешил помочь и в одиночку раскидал 3х не маленьких мамбетосов.
Лет 5 назад был случай, который гремел на всю республику: Русские студенты и городские якуты-студенты махались с мамбетами в общем количестве 100чел(точно не помню, но по-моему не 100 на 100, а всего 100) , а причиной всему был банальный отъём степухи. Событие единогласно окрестили "Ледовым побоищем", ибо события происходили зимой и на льду одного из городских озёр(по-моему оз.Тёплое). Мамбетосы получили по соплям и число отъёмов степенидй сократилось.

Алкоголизм северного народа. Да, и расологи это могут подтвердить. Нет у них фермента, ужираются в говоно с крепкого пива(х"сахалярство" части якутов даёт им кусочек фермента)! Это уже смешная традиция, мамбеты с Балтикой №9, как гопники остальной России с сЭмачками... правда этот прикол стал устаревать, т.к. сейчас больше ходу "Медовое", "Эллэй"(вроде бы, достоверный предок якутов, который "переворачивается в гробу" от "такой чести") и непременно 2х-литровка! Спиваются они легко.
Ещё жёстче эвенам и эвенкам, которые почти не смешивались с Русскими - дуреют, буквально одной стопки водки! Срывается стоп-кран, крыша сьезжает и если у него есть какое-либо оружие(они в большинстве охотники), то лучше дёргай по-быстрее! %)

даже во многих школах преподавание ведется на языке саха
По крайней мере, во время моего школярства таких школ было не "много". Другое дело, что и в каждой обычной школе обязательно есть якутский класс... вот в этом и проблема. Они всегда отличались от нас, даже от якутов из обычных классов. С якутским классом нашей школы всегда были натянутые отношения(начиная со среднего звена). В том числе и разборки за "короля школы" были в основном между обычным классом и якутским. На наше счастье королём стал и оставался(пытались оспорить! ;-)) нормальный Русский парень.
Мне кажется, что их учителся усиленно вбивали им в головы "Николаевские" постулаты о суверенитете и "титульной нации", по крайней мере нас они не уважали...даже разговаривали "через переводчика"(совсем о*уеть было от такого!).

Про клубы не скажу, ибо не "клубился". Но под "последним временем" имеется ввиду где-то 1999-2000.

...при Николаеве, когда местные правоохранительные органы возглавляли нацкадры, якутские банды прицельно охотились на улицах за русскими, а милиция все списывала на обычную "хулиганку".
Трудно сказать так ли было, ибо не те проблемы были у школьника. НО, то что столкновения часто носили национальную подоплёку - правда. Впрочем и сейчас порой бывают такие пристрастные выходки ментов...

...часто приходится читать в местных газетах публицистические статьи на тему "нам, якутам, надо еще крепче сплотиться, чтобы, в случае если Россия снова ослабеет, обрести полную независимость".
Не отрицаю, может быть. Сам не видел, в основном замечаю мелкое гавканье и завывание по поводу того "как же всё хорошо было при Николаеве" и "как мы обмельчали!(по ставнению с ярым нациком Николаевым)" .

Хочу ещё остановиться на казачестве. Я его презираю. Многие поддались искушению расового ублюдства и теперь едва похожи на Русских! Один раз видел такого у часовеньки: стоит цунар-цунаром в казачьей форме - пиzдец!...правда этот вообще какой-то полу-таджик, нахрен, был... но и сахаляры-казаки не вызывают у меня восторга, только негодование и отвращение.

По поводу памятника "Русско-якутской дрючьбе ":

Ненавижу этот памятник расовому ублюдству!

Всё же, как отмечалось в статье, есть умные, интеллигентные городские якуты, которые абсолютно понимают неразрывность Якутии и России. Именно таким человеком был основоположник якутской литературы А.Е. Кулаковский-Ексекюлях. В окончании, хочу процитировать его мудрые слова, по поводу России и Якутии...надеюсь народ Саха, всё же, воспримет слова своего мудрого сына:
"Передаваться Америке, Японии, Китаю? Нет - эти номера не пройдут: те нас быстро задавят в борьбе за существование, а белоглазый, большеносый нууча (Русский по-якутски), не говоря уже о даровании нам православной веры, гораздо ближе нам, милее и родственнее их ."

Якуты – это коренное население Якутии (республика Саха). Статистика по данным последней переписи населения выглядит следующим образом
Численность — 959689 чел.
Язык – тюрская группа языков (якутский)
Религия — православная и традиционная вера.
Раса — монголоидная
К родственным народам относятся долганы, тувинцы, киргизы, алтайцы, хакасы, шорцы
Этнос – долганы
Произошли от тюрко-монгольского народа.

История: происхождение народа якуты.

Первые упоминания о предках этого народа найдены в четырнадцатом веке. В Забайкалье жило кочевое племя курыканов. Учёные предполагают, что с XII-XIV века якуты мигрировали из Байкала в Лены, Алдана и Ваилюя, где они обосновались и вытесняли тунгусов и одулов. Народ якуты из древне считались прекрасными скотоводами. Разведение коров, лошадей. Якуты по природе охотники. Отменно ловили рыбу, разбирались в военных делах, славились кузнечеством. Археологи считают, что якутский народ появился в результате прибавление в своём поселении трюкоязычных поселенцев из местных племён течения бассейна Лены. В 1620 году произошло присоединение якутского народа к Российскому государству – это ускорило развитее народа.

Религия

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.
Сахаляр
Сахаляром называют смешение рас якутов и европейского народа. Такой термин появился после присоединения Якутии к России. Отличительные черты метисов – это сходство со славянской расой, порой в них даже не узнаешь якутские корни.

Традиции народа якуты

1.Обязательный традиционный обряд - Благословение Айыы при торжествах, праздниках и на природе. Благословения являются молитвами.
2.Обряд воздушного погребения — это подвешивание тела мёртвого человека в воздухе. Обряд придания умершего воздуху, духу, свету, дереву.
3. Праздник «Ысыах», день, восхваляя Белых Айыы, является самым важным праздником.
4. «Байанай» - дух охоты и удачи. Его задабривают при охоте или ловли рыбы.
5. В брак вступают с 16 до 25 лет. За невесту выплачивается калым. Если семья небогатая, то невесту можно украсть, а потом отработать за неё помогая семье будущей жены.
6. Пение, которое у якутов именуется, как «олонхо» напоминает оперное пение с 2005 года, считается наследием ЮНЕСКО.
7. Весь якутский народ почитает деревья так, как там живёт дух хозяйки земли Аан Дар-хан Хотун.
8. при восхождениях через горы якуты традиционно приносили в жертву рыб и животных лесным духам.

Якутские национальные прыжки

вид спорта, который проводят на национальном празднике «Ысыах». Международные Игры «Дети Азии» подразделяются на:
«Кылыы» - одиннадцать прыжков без остановки, начало прыжка на одной ноге, а приземление должно быть на обе ноги.
«Ыстаҥа» - одиннадцать поочерёдных прыжков с ноги на ногу и приземляться нужно на обе ноги.
«Куобах» - одиннадцать прыжков без остановок, отталкиваясь сразу двумя ногами с места или с разбега приземляясь на две ноги.
Важно знать про правила. Так как если не выполняется третье соревнование, результаты аннулируются.

Якутская кухня

Традиции народа якуты связанны и с их кухней. Например, приготовления карася. Рыбу не потрошат, снимают только чешую, делают небольшой надрез сбоку, отрезают часть кишечника, удаляют желчный пузырь. В таком виде рыбу варят или жарят. У народа пользуется популярностью суп из потрашков. Такое безотходное приготовление относятся ко всем блюдам. Будь то говядина или конина.

С самого своего «происхождение народа якуты» накапливались традиции. Эти северные обряды интересные и таинственные накоплены спустя века своей истории. Для других народов их жизнь так недосягаема и непонятна, а для якутов это память их предков, малая дань в честь своего существования.

Согласно археологическим данным, национальность якутов возникла в результате соединения местных племен, живших у среднего течения реки Лены, с южными тюркоязычными переселенцами. Со временем созданная новая народность разделилась на несколько групп. Например, оленеводы северо-запада и т. д.

Якуты, описание народности

Якуты считаются одним из самых многочисленных сибирских народов. Их численность достигает свыше 380 тысяч человек. Якуты живут в Иркутской, Хабаровской и Красноярской областях, но в основном в Республике Саха. Язык якутов относится к тюркским наречиям, входящим в алтайскую семью. Основные занятия якутов - разведение лошадей и крупного рогатого скота, рыбалка и охота. В современное время главное богатство якутов - это алмазы. Очень развита добывающая промышленность. Жилище якутов -это юрты, которые могут быть небольшими и наоборот, разными по высоте. Юрты строятся из дерева.

Кому поклонялись якуты с древних времен

У якутов важное место в веровании до сих пор занимает почитание природы. Все традиции и обычаи якутов тесно с ней связаны. Они считают, что природа живая, и у всех земных объектов есть свои духи и внутренняя сила. Одним из главных с давних времен считался хозяин дороги. Раньше ему даже делали жертвенные подношения, оставляя на перекрестках конские волосы, лоскутки материи, пуговицы и медные монеты. Аналогичные действия совершались для хозяев водоемов, гор и т. д.

Гром и молнии в представлении якутов преследуют злых духов. Если во время грозы раскалывается дерево, считается, что оно обладает лечебной силой. Ветер в представлении якутов имеет четырех духов, которые охраняют земной покой. У Земли есть женское божество - Аан. Она следит за ростом и плодовитостью всего живого (растений, животных, людей). Весной для Аан устраиваются специальные подношения.

У воды есть свой хозяин. Дары ему приносят осенью и весной в виде берестяной лодочки с вырезанным на ней изображением человека и прикрепленными кусками материи. Ронять острые предметы в воду считается грехом.

Хозяином огня является седовласый старик, изгоняющий злых духов. К этой стихии относились всегда очень почтительно. Огонь никогда не тушили и в прежние времена переносили с собой в горшках. Считается, что он покровитель семьи и домашнего очага.

Духом леса якуты называют Баай Байянай. Он помогает в промысле и на охоте. В древности выбиралось которое нельзя было убивать и употреблять в пищу. Например, гусь, лебедь, горностай и некоторые другие. Орла считали главой всех пернатых. Медведь был всегда самым почитаемым у всех групп якутов. Его когти и другие атрибуты используют как обереги до сих пор.

Праздники

Праздники якутов тесно связаны с традициями и обрядами. Самый главный - это Ысыах. Он проходит раз в год и отражает мировоззрение и картину мира. Отмечают его в самом начале лета. Согласно древним традициям, на поляне в окружении молодых берез устанавливается коновязь, которая символизирует Мировое дерево и оси Вселенной. В современное время она стала еще и олицетворением дружбы народов, проживающих в Якутии. Этот праздник считается семейным.

Ысыах всегда начинается с окропления кумысом огня и четырех сторон света. Затем следует просьба к Божествам о ниспослании благодати. На празднование надевается национальная одежда и готовятся традиционные блюда и кумыс. Трапеза проходит обязательно за одним столом со всеми родственниками. Потом начинают водить хороводы, устраиваются спортивные состязания, борьба, стрельба из лука и перетягивание палки.

якутов: семьи

Якуты живут небольшими семьями. Хотя до 19-го века было распространено многоженство. Но все они жили отдельно, и у каждой было свое хозяйство. В брак якуты вступают в период от 16 до 25 лет. При сватовстве уплачивается калым. Если то невесту могут похитить с последующей за нее отработкой.

Обряды и традиции

Народ якуты имеет множество традиций и обрядов, из описания которых может выйти даже отдельная книга. Часто они связаны с магическими действиями. Например, для ограждения жилья и домашнего скота от злых духов якуты используют целый ряд заговоров. Важные составляющие при этом - орнамент на одежде, украшения и утварь. Также проводятся обряды для хорошего урожая, приплода скота, рождения детей и т. д.

До сих пор у якутов сохраняются многие традиции и обычаи. Например, камень Сат считается волшебным, и если на него посмотрит женщина, то он теряет свою силу. Его находят в желудках или печени животных и птиц. После извлечения он заворачивается в бересту и заматывается конским волосом. Считается, что посредством определенных заклинаний при помощи Сата можно вызвать дождь, ветер или снег.

Многие традиции и обычаи якутов сохранились с древних времен. Например, у них существует Но в современности ее заменили на выкуп. Якуты очень гостеприимны, любят обмениваться подарками. Родильные обряды связаны с богиней Айыы-сыт, которая считается покровительницей детей.

Коновязи

У якутов очень много различных коновязных столбов. И это не случайно, так как они еще с древних времен являются одной из основных составляющих культуры народа. С ними связаны верования, многие обряды, традиции и обычаи. Все коновязи имеют разный орнамент, украшения, высоту, форму.

Всего существует три группы таких столбов. В первую (надворную) входят те, которые устанавливаются у жилища. К ним привязывают коней. Во вторую группу входят столбы, использующиеся для проведения различных религиозных обрядов. И в третью - коновязи, которые устанавливаются на главном якутском празднике Ысыах.

Юрты якутов

Поселения якутов состоят из нескольких домов (юрт), расположенных на большом расстоянии друг от друга. Жилище якутов создается из круглых стоячих бревен. Но используются в строительстве только мелкие деревья, так как рубка больших считается грехом. Двери расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Внутри юрты находится обмазанный глиной камин. Жилище имеет много небольших окон. Вдоль стен расположены широкие лежаки разной высоты. У входа - самый низкий. На высоком спит только хозяин юрты. Лежаки отделены друг от друга перегородками.

Для постройки юрты выбирается низкое место, защищенное от ветров. Помимо этого, якуты ищут «счастливое место». Поэтому среди могучих деревьев не селятся, так как они уже взяли всю силу земли. Есть еще множество таких моментов, как и в китайской геомантии. При выборе места для строительства юрты обращаются к шаману. Часто юрты строятся разборными, чтобы можно было их перевозить при кочевом образе жизни.

Национальная одежда

Состоит из однобортного кафтана. Раньше для зимы он шился из меха, а для лета - из шкуры коня или коровы. Кафтан имеет 4 добавочных клина и широкий пояс. Рукава широкие. На ноги надеваются и меховые носки. В современное время якуты используют для пошива одежды ткань. Начали носить рубахи с воротниками, подпоясанные ремнем.

Свадебные шубы для женщин шьются длинными, до пяток. К низу расширяются. Рукава и воротник украшаются парчой, красным и зеленым сукном, серебряными украшениями, позументом. Подол подбивается соболиным мехом. Эти свадебные шубы передаются по наследству. На голове вместо фаты носят меховые шапки с высоким верхом из черного или красного украшенного сукна.

Фольклор

Рассказывая про традиции и обычаи якутов, нельзя не упомянуть про их фольклор.Главным в нем является эпос олонхо, который считается разновидностью поэзии, а в исполнении похож на оперу. Это искусство сохранилось еще с древности. Олонхо включает в себя множество традиционных сказаний. И в 2005 году это искусство было признано наследием ЮНЕСКО.

Поэмы длиной от 10 до 15 тысяч строк исполняют народные сказители. Стать ими могут далеко не все. Сказители должны иметь ораторский дар, уметь импровизировать, иметь актерский талант. Речь должна быть разной тональности. Большие по объему олонхо могут исполняться в течение семи ночей. Самое крупное и известное произведение состоит из 36 тысяч стихотворных строк.

Существуют три версии о происхождении якутов. Авторами первой и древнейшей из них были так называемые дорусские якуты. Согласно ей, якуты - первооснова всего человечества, ибо северные Адам и Ева (Эр Соготох Эллэй со свое женой) являются самыми первыми людьми на планете Земля, от которых и возник весь род человеческий. Изначальный мужчина Эр Соготох Эллэй - небожитель. Он, спустившись на землю, женился на одной из двух дочерей землянина Омогоя. И чтобы Элляя с женой оставить единственными предками рода человеческого, в легенде сознательно умерщвляются Омогой с женой и вторая их дочь. Памятуя о небесном происхождении Элляя, якуты по сей день называют себя "айыы айма5а", т.е. полубогами. Данное мнение не могло возникнуть на пустом месте. Оно явно происходит от знания Диринг Юряха и представления о роли диринго-дюктайского первоцентра в возникновении человечества северного полушария.

Второе мнение о происхождении

якутов исходит опять таки от самих якутов - только послерусского периода. Все

якуты без исключения считаются произошедшими от Тыгына - человека времен

прихода русских. Во всех генеалогических таблицах, собранных кем бы то ни было,

таблицу возглавляет один Тыгын, иногда с кивком в сторону Элляя. При этом

примечательно, что в качестве отца Тыгына упоминается майаат Бадьаайы, и в

число его сыновей входят тунгус и ламут (Лабынха Сюрюк). Тот же майаат Бадьаайы

по сей день числится как родоначальник кобяйских якутов.

Подобно Манасу и Джангару, Тыгын

здесь осознанно выставлен как телесный, точно хронологизированный и

персонифицированный создатель и организатор якутского народа. При этом весь

дорусский период назван "неякутским периодом", т.е. "кыргыс

уйэтэ",что в дословном переводе означает "век кровавых распрей".

Народ живо иллюстрирует его легендами о распрях самостийных, никому не

подчинявшихся глав суверенных родов - боотуров и хосуунов. Эти роды тыгынские

якуты считают не якутами, не тунгусами, не ламутами, т.е. лишенными этнической

принадлежности. Отсюда и безэтносный термин "кыргыс уйэтэ". Термин

этот начисто вычеркивает этническую принадлежность всех родов Якутии до-русского

времени, называя их "простейшими драчунами".

И эта мысль живо

проиллюстрирована характерными рассказами. Чего стоят такие боотуры, как Легой

борогонский. Ни племени, ни рода легои не признавали. Легоевщина была типична

для всей дорусской "кыргысовой" Якутии, когда безэтносные драчливые

петухи - боотуры и хосууны ради своих личных амбиций препятствовали процессу

попыток формирования этносов. Поэтому ни в одной из легенд о хосуунах и

боотурах во всей Якутии ничего не упоминается об их этносе и фигурируют лишь

имена боотуров и название рода. Попытки этнонимизировать "кыргыс" тут

ни к чему. Это было бы насилием над преданиями и самомнением многоэтносного

фольклора края. Безэтносность легенд о хосуунах и боотурах - всеобщая

особенность дорусского фольклора всей Якутии. Таким образом, датировка

возникновения якутов какими-то, высосанными из пальца 11-15--16 веками - не что

иное, как насилие над самомнением самих якутов тыгыновского и послетыгыновского

времени, вплоть до 1917 г. По их мнению, дата рождения якутского народа ясна и

точна - это приход в Якутию русских казаков и служилых людей.

Почему эту дату считали решающей,

понять нетрудно. Толчок к консолидации по этносам дало именно появление

русского фактора. Без подобного фактора невозможно объяснить формирование в

народы суверенных родов. С другой стороны, по мере продвижения на восток, для

удобства управления по всей Сибири чисто административным путем этносы и народы

создавало царское правительство. В документах сохранилось даже упоминание о

принципах создания этносов и народов Сибири: язык, основной род деятельности...

Такие этносы, как юкагиры, чукчи, чуванцы создавались также при помощи метода искусственного

администрирования. Все это превосходно учло всенародное мнение якутов

тыгыновского и послетыгыновского времени.

стали малограмотные землепроходцы 17 в. Они предположили, что якуты, возможно,

являются ордынскими татарами. Это простонародное гадание, попав на Запад, уже в

силой инструкции, Так, опираясь на чужие слухи, на далеком Западе возникла

основа будущей версии о якобы "южном" татарском происхождении якутов.

Сплошь неграмотная масса якутов, не зная о ней, до советской власти продолжала

твердить о своем происхождении от Тыгына и Элляя. Правда, миссионеры успели

превратить небожителя Элляя в татарина. К концу 19 в. и в начале 20 в. версия о

татарском происхождении якутов зашла в такой тупик, что ее выкинули вон, и

навсегда прекратили поиски на юге участков, пригодных для "прародины"

якутов, затем, для перелицовки версии, татар пошли заменять кем попало: и

тюрками, и хунноуграми, и самоди, и тунгусами Юч Хоро Ханами из Усть-Куты...

Все эти нововведения с радостью подхватила сегодняшняя якутская интеллигенция.

Этнос болен, и эта болезнь

началась из-за утраты якутским языком своих кормящих качеств. К тому же язык

сам раздробился на языки городские и сельские, язык фольклора и полуобрусевших

якутов, литературный язык. Двуязычные родители стали учить своих детей только

русскому, ускоряя обрусение якутов. На этом фоне в душе якута-интеллигента

появился скрываемый от всех стыд за свой этнос, Именно из-за этого стыда - быть

якутом - народ стал усиленно выдавать себя за кого угодно в прошлом. Не больные

таким недугом, досоветские якуты, тем не менее с гордостью называли себя

якутами, потомками собственных пращуров.

Сгоряча, разумеется, мои

соплеменники примутся хором отрицать наличие у них внутреннего стыда за свой

прошлый этнос. Однако, когда остынут, поймут, что и этнос болеет, как сам

человек. Указанная болезнь находится на начальной стадии. Поэтому при желании

она может быть излечима. А если заупрямится, то надо бы вспомнить, что многие

из ушедших в небытие этносов в прошлом погибли по причине бегства застыдившихся

"Молодежь Якутии". -

С.И. Николаев – Сомо5отто/Воспоминания,

статьи/литературный опыт/Якутск/2007г.