На какие субкультуры делится современная молодежь. Виды и типы субкультур

Социальные науки под субкультурой понимают часть культуры, отличающейся от общепринятой: системой ценностей, внешним видом представителей, языком. Субкультура, как правило, стремится противопоставить себя обществу, изолироваться от его влияния.

Само понятие было сформулировано в 1950-х годах в Америке. В статье будет рассмотрена молодежная субкультура, ее виды, идеология.

История и современность

В середине XX века появились первые молодежные неформальные объединения, в их основе лежали музыкальные предпочтения. Развитие рок-н-ролла, новые его направления привели к появлению таких видов субкультур, как битники, хиппи, рокеры, панки, готы и другие. В том или ином виде эти движения сохранили свою актуальность.

В XXI веке основу неформальных движений составляют не только музыкальные вкусы, а и различные виды искусства, спортивные увлечения, интернет-культура.

Если несколько десятилетий назад принадлежность к одному-единственному течению было однозначной, то сейчас фрагментарное вхождение то в одно, то в другое неформальное общество не вызывает неприятия и конфликтов в молодежной среде.

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления:

  • музыкальное;
  • спортивное;
  • индустриальное;
  • интернет-культурное.

Арт-субкультура

Под арт-субкультурой понимают неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, и ролевые игры, и аниме.

Граффити - самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Граффити как вид субкультуры довольно популярен среди российской молодежи. В середине двухтысячных в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль этого направления.

Ролевики - жители двух миров

Ролевики или исторические реконструкторы - еще одно направление арт-субкультуры.

В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты - фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.

В обычной жизни участники ролевого движения могут и не выделяться из толпы, но многие предпочитают необычные украшения и одежду, стилистически приближенную к костюмам персонажа, многие заводят аккаунты в социальных сетях от имени своего героя.

Ролевые игры - вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то - альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.

Анимешники и косплееры

Еще один вид субкультуры молодежи - отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей - перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Представителей этого вида субкультуры можно узнать по ярким волосам, атрибутике с любимыми персонажами. Но опять же, далеко не все копируют внешний вид любимых героев в повседневной жизни.

Для движения отаку в России характерен специфический сленг, основанный на употреблении слов японского языка. Это могут быть как расхожие фразы - «аригато» - «спасибо», «сайонара» - «до свидания», так и специфичные: «каваий»- «мило», «прелестно», или «ня» - выражающее огромный спектр эмоций.

Возрастной состав анимешников разнообразный - это и 15-летние подростки, и люди 20-30 лет.

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века - рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Панки - анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем.

Флагманы панк-рока - Sex Pistols, The Stooges (Игги Поп), Ramones. Для музыки характерно грязное гитарное звучание, провокационные тексты и эпатажное, на грани и даже за гранью приличия поведение музыкантов на сцене.

Игги Поп - один из ярких представителей панк-сцены - во многом заложил манеру поведения музыкантов этого жанра.

Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию.

Нигилизм, нонконформизм и эпатаж - черты, определяющие представителей панк-движения.

Узнать панка можно по рваным джинсам, обилию металлических украшений, булавок, заклепок, цепей, волосам, окрашенным в яркий цвет, ирокезу или выбритым вискам, кожаной куртке-косухе.

Несмотря на то что панк-движение зародилось в далекие 70-е, оно остается актуальным и в современных реалиях. Протест против социальной несправедливости, призыв к личной свободе - то, что делает панк востребованным у молодежи.

Готика - эстетизация смерти

В 80-х годах XX века на волне пост-панка появляется новое музыкальное направление - готик-рок. Оно дает начало и новому виду субкультуры.

Готы не так яро протестуют против социальной несправедливости, они уходят от несовершенного мира, погружаясь в мистическую романтику и эстетизацию смерти. Их можно сравнить с приверженцами декаданса литературно-художественного направления на рубеже XIX-XX веков.

Меланхоличные, одетые, как правило, во все черное, готы видят прекрасное там, где обыватели его не замечают. Кладбища и старинные соборы, гротескная, наполненная мистическим смыслом графика, стихи, воспевающие упадок, триллеры и фильмы в жанре хоррор - неполный список увлечений представителей этого вида субкультуры.

Готы отличаются утонченным вкусом и высоким уровнем эстетических потребностей. Их можно назвать снобами в рок-музыке.

Черная одежда викторианской эпохи или более современные луки из латекса и кожи, макияж, основа которого - выбеленное лицо, на котором ярко выделяются накрашенные черным глаза и губы, - отличительные черты гота.

Готик-рок претерпевал изменения, разветвляясь на несколько направлений, так и вся субкультура менялась и расширялась вместе с музыкальным жанром. От классических The Sisters Of Mercy, Bauhaus, The Cure к London After Midnight, Dead Can Dance, Clan of Xymox, Lacrimosa.

В таких странах, как Великобритания, Германия, США, в странах Латинской Америки готика сохраняет популярность на протяжении нескольких десятилетий, в России пик популярности этой субкультуры пришелся на 2007-2012 годы.

Индустриальные субкультуры

Индустриальная субкультура, виды и их характеристики ее рассмотрены ниже.

К индустриальным субкультурам относят:

  • диггеров;
  • сталкеров.

Диггеры - исследователи подземных военных или гражданских сооружений, заброшенных или действующих. Это могут быть как бомбоубежища, так и заброшенные бункеры, недоступные для пассажиров станции метро.

Для этой субкультуры характерен свой собственный сленг, понять который непосвященному будет сложно.

Сталкеры предпочитают исследовать всевозможные заброшенные объекты как гражданские, так и военные, города-призраки. Объектом их интереса могут стать и действующие промзоны, которые закрыты для посещения граждан.

Сталкеров привлекают индустриальные пейзажи, особая атмосфера заброшенных сооружений. Многие совмещают увлечение сталкингом с фотографией или графическим изобразительным искусством.

Представителей этой субкультуры отличает особая скрытность, большинство не афиширует точные координаты объектов, которые посещают, стараются не размещать личные фото на объектах в сети.

Интернет-субкультура

Распространение интернета привело к появлению таких субкультур, как «падонки» и блогосфера.

Появление такого интернет-явления, как «падонки», связано с сайтом «Удафф.ру». Именно его основатель первым начал продвигать общение в интернете с помощью специально исковерканных, написанных с ошибками слов. Такие выражения, как «аффтар жжот», быстро распространились на просторах Рунета.

Для «падонков» характерно не только нарушение норм русского языка, но и особо циничное отношение ко всему происходящему, высмеивание и обесценивание даже значимых событий.

Блогосфера как направление интернет-субкультуры объединяет людей, ведущих различные блоги. Это могут быть и каналы на «Ютуб», и дневники в ЖЖ, отчасти паблики и сообщества в социальных сетях. Блогеры касаются самых разных тем: кто-то освещает новинки кино и музыки, литературы, кто-то пишет о политике, кто-то ведет бьюти-блог.

Краткий список субкультур

Список видов субкультур, наиболее распространенных в России:

Музыкальные субкультуры:

  • панки;
  • металлисты;
  • готы;
  • рэперы;
  • фолкеры;
  • скинхэды.

Арт-субкультуры:

  • граффити;
  • ролевики;
  • отаку;
  • андеграунд.

Индустриальные субкультуры:

  • диггеры;
  • сталкеры;
  • кибер-готы;
  • риветхеды.

Интернет-субкультуры:

  • «падонки»;
  • блогосфера;
  • демосцена.

Субкультуры позволяют подростку найти единомышленников, лучше разобраться со своим внутренним миром, но в то же время это своего рода бегство от реальности.

В своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж (англ.) русск. своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки . Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия . С появлением готик-рока , в 1980-е появилась готическая субкультура . Характерные её черты - мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали эмо -киды и киберпанки . Субкультура эмо одна из самых молодых (большинство её представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засильем технократии.

Арт-субкультуры

Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби .

Например зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение . В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество.

Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку . Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем .

Также в последнее время появилось такое явление, как фурри , увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.

Интернет-сообщество и интернет-культуры

С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет -технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо -сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.

Индустриальные и спортивные субкультуры

В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры . Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал , но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).

К спортивным субкультурам можно отнести футбольных фанатов .

Контркультуры

Основная статья Контркультура
Старейшей является контркультура преступного мира . Её появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдалённые места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жёсткая субкультура с чёткой иерархической лестницей и своими законами . В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона , блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

Еще один яркий пример контркультуры - радикальная часть субкультуры скинхедов . Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска , но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими убеждениями.

Взаимоотношения субкультур

Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить что субкультуры изолированы и антогонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Генетические связи субкультур

Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 20-м веке. Пожалуй самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и ее потомки: готы и другие.

Конфликты

Между некоторыми субкультурами существует антагонизм. Это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов. Например, панки и рэперы.

См. также

Примечания

Литература

  • Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.
  • Дольник В. Р. «Непослушное дитя биосферы », глава 4-я, «Рок рока» .
  • Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность?
  • Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». - М.: Ин-т социологии РАН , 2000. - 262 с.
  • Тарасов А. Н. «Они нас изучают» // Сайт М.А.Пушкиной , 3–22 ноября 2002
  • «Теория моды». № 10, зима 2008-2009. Дик Хебдидж. Главы из книги «Субкультура: значение стиля»
  • «Теория моды». № 10, зима 2008-2009. Дмитрий Громов. Любера: как становились пацанами
  • «Теория моды». № 10, зима 2008-2009. Джо Терни. Взгляд сквозь камеру слежения: антисоциальный трикотаж и «эти жуткие типы в капюшонах»
  • «Теория моды». № 10, зима 2008-2009. Энн Пирсон-Смит. «Готы», «Лолиты», «дарты вейдеры» и коробка с маскарадными костюмами: исследование феномена косплея в Юго-Восточной Азии

Ссылки

  • Гольденцвайг Г.,Варденбург Д., Семеляк М., Выдолоб Ю. 10 субкультур: драм-н-бейс, хип-хоп, готы, транс, регги, синтипоп, кельты, панк, хеви-метал, акустическое подполье. (рус.) . Журнал «Афиша» (4 августа 2003). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 21 октября 2011.
  • Молодёжные субкультуры Советского Союза //hippy.ru
  • Евгений Додолев: «Культура в СССР = субкультура российской интеллигенции» - фрагмент программы «Тема» (ОРТ , , видео).

Wikimedia Foundation . 2010 .

На сегодняшний день в мировом обществе существует множество различных субкультур. Представителей той или иной субкультуры называют неформалами — они отличаются незаурядностью, необычностью, яркостью. Неформальный человек пытается продемонстрировать свою индивидуальность. Представляем список основных субкультур, а затем расскажем о некоторых из них подробнее.

  • Альтернативщики
  • Анимешники
  • Байкеры
  • Ванильки
  • Гламур
  • Гопники
  • Гранжеры
  • Граффитеры
  • Кибер Готы
  • Металлисты
  • Нью-Эйдж (New Age)
  • Панки
  • Педовки
  • Растаманы
  • Рейверы
  • Рокеры
  • Рэперы
  • Скинхеды
  • Стиляги
  • Cтрэйт-эйдж
  • Толкиенисты
  • Треш Модели
  • Фрики
  • Футбольные болельщики
  • Хакеры
  • Хиппи
  • Хипстеры

Альтернативщики

В начале 90-х годов образовалась субкультура альтернативщиков, в которую входили рэперы, металлисты и панки. Представители этой субкультуры отличаются дружелюбием по отношению к представителям других направлений. Считается, что субкультура сформировалось благодаря группе Rage Against The Machine.

Внешний вид у альтернативщиков броский, их достаточно легко отличить от представителей других субкультур. Как правило, они ходят в пирсинге и носят широкую одежду. Какой-то особой идеологии у представителей этой субкультуры нет.

Байкеры

Субкультура байкеров зародилась примерно в 60-70-е года. Представители течения — бородатые длинноволосые мужчины — не представляют свою жизнь без мотоцикла, пива и рок музыки. Эти атрибуты являются отличительными чертами байкеров.

Как правило, они ездят группами и каждый из байкеров состоит в клубе. По нашивкам на одежде определяют, участником какого клуба он является. Это отличительный знак, благодаря которому байкеры отличаются друг от друга.

Субкультура байкеров придерживается своей системы ценностей, которая разительно отличается от общепринятых норм «цивилизованного общества».

Гопники

Субкультура гопников начала свое существование в последние годы перед распадом СССР. Идеология и поведение представителей этого направления схожи с поведением хулиганов. Отличительной чертой гопников является склонность к насилию, низкий уровень интеллекта и тюремный сленг, который по сложности понимания иногда может сравниться со сложными языками мира .

Гопники, как правило, любят слушать музыку в стиле тюремного шансона. К другим субкультурам они зачастую агрессивно настроены. В частности, такие движения, как эмо, готы, рэперы, гопники не признают и конфликтуют с их представителями.

Гопники коротко стригутся и носят спортивные костюмы. Это основные отличительные черты приверженцев этой субкультуры.

Готы

Формирование субкультуры готов берет свое начало из музыки. Отличительными чертами готов является преобладание черного цвета одежды, девушки ходят с темным макияжем. Представители субкультуры носят на себе аксессуары, символизирующие смерть – зубы, кресты, пентаграммы и т.д. Собственной идеологии у готов нет.

В настроении приверженцев этого течения преобладают декаданс и мрачный вид. Готическое движение породило отдельную субкультуру — сатанисты.

Металлисты

Субкультура металлистов зародилась в 1960-е годы и распространилась практически по всему миру. Толчком к возникновению субкультуры стала музыка в стиле Heavy Metal. Металлистами, как правило, называют фанатов тяжелой рок-музыки и всех разновидностей металла.

В образе представителя субкультуры присутствует кожаная одежда, изображения черепов, множество украшений из металла на теле (цепи, шипы, браслеты и т.д), тяжелые ботинки, пирсинг в ухе, банданы. Идеологии и философии, как таковой, у них нет, все убеждения и взгляды сосредоточены полностью на музыке.

Панки

Субкультура панков начала формироваться еще в 1930 году в Англии. Первыми панками были люди из бедных районов Уэльса. Они занимались грабежами, драками, дебошами. Идеология и мировоззрение панков сводится к анархии.

Отличительными чертами панков являются «ирокез» – символ панк-движения, а также кожаные куртки, надетые на голое тело, рваные майки, большое количество пирсинга на лице.

Стиляги

Субкультура стиляг сформировалась во второй половине 40х – 50х годов. В это время на улицах городов появились молодые люди, одетые в вызывающую одежду. Представители движения отличались цинизмом в суждениях и безразличием к советским нормам поведения.

Стиляги тех времен выразили протест против стандартных стереотипов поведения, однообразия в одежде. Субкультура несомненно наложила яркий отпечаток на советскую эпоху.

Мужчины-стиляги носили узкие брюки («дудочки»), длинные двубортные пиджаки, яркие рубашки в сочетании с пестрыми галстуками, остроносые ботинки и темные очки.

Девушки украшали одежду нашитыми бантами и большим количеством украшений. Стилягами, как правило, были дети высокопоставленных чиновников или профессоров.

Фрики

Субкультура фриков сформировалась в 20 веке на территории Северной Америки. Представители течения придерживаются основной идеи – выделяться среди толпы окружающих людей. Для этих целей используется не только одежда, но и поведение и философия. Термин «фрик» произошел от английского слова Freak, которое означает – странный человек. Каждый последователь субкультуры стремится создать свой собственный неповторимый образ.

Фрики ярые приверженцы пирсинга — они массово прокалывают себе всевозможные места, а также покрывают свои тела татуировками с изображениями, надписями и узорами.

Хиппи

Субкультура хиппи возникла в Америке в 1960-е годы. За короткий промежуток времени она быстро распространилась по всему миру, но как отдельное течение, перестало существовать ближе к 1980-м годам. Представители субкультуры отличались своей миротворческой позицией (пацифисты), они выступали против ядерного оружия и любого насилия.

Хиппи занимались распространением наркотиков среди молодежи, якобы для расширения сознания.

Представители хиппи носили свободную одежду, большое количество фенечек на руках и длинные волосы.

СУБКУЛЬТУРА

СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и С, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная С, различные профессиональные С. и др.). Под С. понимают также - (1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (де-линквентная подкультура), (2) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер), (3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Д. Даунс различает С, возникающие как позитивная реакция на социальные и культурные потребности общества (профессиональные С), и С, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делин-квентные и некоторые молодежные С). В целом современные С. представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции, но являющихся в то же время прямым генетическим порождением последней. С. формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Социальной базой формирования С. могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Различают официальные и неофициальные С. С. характеризуются обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных (не обязательно враждебных) мировоззрениям других социальных групп или поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.д. Использование этого термина не предполагает, что группа культур непременно конфликтует с господствующей в обществе культурой. С. призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от «иного» культурного слоя. Во многих случаях большинство общества относится к С. с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым С. врачей или учителей. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую куль-ТУРУ - главным образом через СМИ, где эти ценности стали менее вызывающими, поэтому менее привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей (например, распространение элементов С. хиппи в доминирующей культуре в США). В ряде случаев, однако, группы, поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе или временно лишенные свободного доступа к культурному наследию и возможностей для саморазвития, развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ее нормальные, естественные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому. Таковы например, С. преступных групп и организаций типа мафии, С. религиозных сект и изолированных утопических коммун. Молодежь развивает собственную С, в частности, создает свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат - более богатую в некоторых случаях, чем культура взрослых. Ее, особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения у молодежи, а с другой - отсутствием у большинства экономической и социальной самостоятельности. Важным принципом структурализации культуры является деление на столицу и провинцию (или периферию), которое в значительной степени сказывается в жизни всякого общества, где существует сильная централизация политической и культурной регуляции. Большей частью провинциальная культура рассматривается как второстепенная, зависимая от столичных веяний и неполноценная, от которой активные элементы стремятся уйти в столицу. Особое внимание среди С. вызывают различные нонконформистские типы отношений молодежи к обществу, диссидентские или альтернативные движения. Эти движения могут различаться как по классовому признаку (рабочая молодежь или «богема»), так и по отношению к перспективам общественного развития (»движение зеленых»). К разряду С. следует причислить и миграционные группы из инородной этнической среды, нетрадиционные религиозные группы и т.д. За последние десятилетия в развитых индустриальных странах Запада устойчивое признание получили феминистские движения. Эти движения не ограничиваются социальными или политическими требованиями. Они выдвигают и требования изменения обжитого типа культуры, в котором, по их мнению, преобладают «патриархальная» и «мужская» С, способствующие доминированию соответствующих эмоций и ориентаций, а в результате приводят к поощрению насилия, разладу в отношениях между людьми. Особую С. образует жизнь улицы, толпы, трущоб, криминальной среды и т.п. Именно в этой сфере проводятся исследования интереса людей к бульварной литературе, вульгарному языку, заборным надписям и рисункам. Некоторые из наиболее интересных исследований С. посвящены языку. Например, У. Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянского гетто не свидетельствует об их «языковой неполноценности». Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют иную систему грамматических правил, укоренившихся в С. негров. Проблему С. возможно рассмотреть в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это порождает особые жизненные устремления например, молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Манхейм констатировал, что С, хотя и возобновляются постоянно в истории, выражают процесс приспособления к господствующей культуре. В такой системе рассуждений С. лишаются своего преобразовательного статуса. Они являются эпизодом в историческом становлении культуры и интересны тем, что выражают некое преходящее отклонение от главного пути. Понятие С. помогает изучению процессов дифференциации и интеграции культуры, происходящих под воздействием урбанизации, профессионализации ряда социальных групп, усиления социальной мобильности, приводящей к отрыву от культурных традиций.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "СУБКУЛЬТУРА" в других словарях:

    Субкультура … Орфографический словарь-справочник

    Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри… … Энциклопедия культурологии

    СУБКУЛЬТУРА понятие, пришедшее в философию и культурологию из социологии, изучающей специфику различных групп населения, и этнографии и этнологии, исследующих быт и традиции стран и регионов, по своим обычаям далеко отстоящих от европейской… … Философская энциклопедия

    Субкультура - * субкультура * subculture культура, полученная переносом (пересевом) части исходной культуры на свежую питательную среду … Генетика. Энциклопедический словарь

    - [нем. Subkultur Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 37 байкер (7) битник (3) брэйк дансер (2) … Словарь синонимов

    - (от лат. sub под, около и cultura возделывание, воспитание, образование, почитание) англ. subculture; нем. Subkultur. 1. Система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля к. л. соц. группы, представляющая собой самостоятельное… … Энциклопедия социологии

    СУБКУЛЬТУРА - (от лат. sub – под + культура). Совокупность специфических социально психологических признаков (норм, стереотипов поведения, вкусов и т. д.), влияющих на стиль жизни и мышления групп людей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы» … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    субкультура - некая относительно обособленная или же условно выделяемая по некоим критериям органическая часть общей культуры (см. культура). Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Кибер готы Субкультура (лат. sub под и cultura культура; подкультура) понятие (термин) в со … Википедия

Книги

  • Неформальная молодежная субкультура , С. И. Левикова. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного…

Инструкция

Одна из самых старых, но до сих пор популярных субкультур - хиппи. Они проповедуют свободу во всех проявлениях (от внутренней свободы до свободной любви), пацифизм, стремятся к независимости, творческой реализации. Внешне выглядят ярко, носят джинсы, свободные майки, жилетки. И женщины, и мужчины носят длинные волосы, яркие фенечки на руках. Могут уходить из дома и путешествовать почти без средств к существованию, летом живут в палаточных городках.

Похожи на хиппи и близки им по философии растаманы или растафари. Современные растаманы, особенно в России, живут не по тем принципам, которые изначально пропагандировали растаманы. Они просто слушают музыку регги, любят Боба Марли, делают дреды, носят красно-желто-зеленую шапку и негативно относятся к подчиненной материальным ценностям западной культуре.

Популярной среди молодежи помладше является культура эмо. Образовано название культуры от слова "эмоциональный" и отражает эмоциональность приверженцев этого движения. Приверженцев субкультуры называют эмокидами. У них яркая внешность: длинная косая челка, сильно подведенные глаза, пирсинг, черно-розовая одежда, черный лак, множество браслетов и значков. Они стремятся к самовыражению, но часто воспринимаются как ранимые, депрессивные, плаксивые подростки. Также считается, что эти ребята склонны к суицидальному поведению.

Молодые люди, которые любят жизнь и при этом постоянно рискуют ей из-за получаемого удовольствия, называются экстремалами. Сюда можно отнести различные направления экстремальных видов спорта: роллеры, паркурщики или трейсеры, скейтбордисты и т.д. Даже граффитеров, которые рискуют быть пойманными, тоже можно отнести к этой группе. Стиль одежды у них обычно спортивный, свободный, может напоминать рэперский.

Философия близка одной довольно старой субкультуре - панкам. Их лозунг о том, что будущего нет, определил их позицию: исправить ничего нельзя, а поэтому на жизни можно поставить крест. Узнать в толпе панка не составит особого труда - ирокез на стриженой голове, рваная и грязная одежда. Часто собираются на тусовки с огромным количеством алкоголя, наркотиками и драками. Изначально движение родилось на основе любви к панк-музыке.

Довольно много общего с панками у готов. Сначала развивалась эта из-за пристрастия к готической музыке, но затем появилась и своя . Они воспринимают себя как противников безвкусицы, пестроты и массового сознания, а потому выбирают черный цвет в одежде, символику смерти как напоминание о жизни, походы с друзьями на кладбище. Внешне с ними часто путают сатанистов, которые опасны для общества, так как поддерживают насилие над людьми и жертвоприношения.

Опасной для общества считается еще одна субкультура - скинхэды. Уже по их названию можно понять, что особенностью является бритая голова. Проповедуют культ сильной личности, идеи национал-социализма и антисемитизма. Ненавидят приверженцев других "ярких" субкультур: эмо, хиппи, мажоров, а также людей не европейского типа, избивают их. Чаще всего во главе такой молодежной группировки стоит зрелый человек с профашистскими взглядами.

Еще одной похожей группой, но без идеологии как таковой являются . Обычно это ребята с окраин города, занимающиеся мелкими грабежами, кражами, хулиганством и т.д. Это неблагополучные представители , которые используют в речи жаргонные слова, лексику, подражают лицам, отбывавшим наказание в . Внешний вид обычно неопрятный: спортивный костюм, черная кожаная , кепка. По отношению к людям, ориентированным на западные жизненные принципы, настроены агрессивно.