Музейные загадки. Загадки для детей о школьных экскурсиях - загадки - учителям и школьникам - каталог файлов

У вас в доме есть какие-нибудь редкости, например, старинные монеты, картины знаменитых художников, какие-нибудь диковинные раковины или оленьи рога? Когда в доме много таких редкостей, гости говорят: «Ну, у вас просто музей!»

А в настоящем музее вы бывали? Даже в самых маленьких городках есть краеведческие музеи. Там можно узнать много интересного о своем родном крае.

Работают в музеях ученые, экскурсоводы, реставраторы . Ученые готовят выставки редких вещей. Музейные вещи называются экспонатами . Рядом с каждым экспонатом помещается небольшой рассказ о нем. Экскурсоводы водят посетителей музея по залам, рассказывая про экспонаты и показывая их указкой. Трогать руками вещи в музеях нельзя! Реставраторов посетители музея не видят. Они работают в тихих мастерских и приводят в порядок музейные диковинки, которые находятся в земле. Приходится их осторожно очищать от пыли и грязи мягкими кисточками, чтобы поместить в музей.

СПРАВКА : 18 мая празднуется Международный день музеев. В России в этот день музеи открывают свои двери для всех желающих, совершенно бесплатно, показывая свои выставочные залы и новые экспонаты. К этому празднику часто приурочены открыти новых выставок и фестивалей. К данному празднику приурочена и международная акция - «Ночь музеев». Как правило, она проводится в ночь с 17 по 18 мая. «Ночь музеев» - инициатива французских коллег. В России Ночь музеев проводилась уже несколько раз. К этой акции в России присоединяются и негосударственные музеи, и частные галереи.

ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ НЕКОТОРЫЕ ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ ОТМЕЧАЮТ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЕЕВ»:

ЭКСКУРСОВОД

Поехав на курорт, в отеле, на базе отдыха, в городе обязательно предлагают посетить местные достопримечательности и послушать историю и интересные факты от экскурсовода. Экскурсовод сопровождает группы людей - экскурсии.

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ: Раньше экскурсоводом мог назвать себя чуть ли не любой гражданин, который хотел дополнительно заработать в летнее время. Филологи, учителя истории, студенты с удовольствием проводили экскурсии в курортных зонах. Но в начале 70-х годов экскурсоводами себя могли называть только люди прошедшую специальную подготовку или имевшие образование по туризму.

КАК СТАТЬ ЭКСКУРСОВОДОМ, ГИДОМ: Чтобы получить профессию экскурсовода, нужно окончить Институт туризма или пройти соответствующие курсы. Задача экскурсовода расширить кругозор людей. Благодаря их работе туристы становятся более образованными, культурными.

Экскурсовод должен досконально знать историю того края, который является предметом экскурсии. Турист может задать каверзный вопрос, а гид обязан знать ответ. Знание основ психологии поможет в предстоящей работе с большими группами людей - например, удерживать их внимание на протяжении длительного времени или рассказывать те факты, которые интересны разным возрастным группам туристов. Дикция эккурсовода должна быть идеальная.

Возможность поделится своими знаниями, услышать слова благодарности от туристов за интересную экскурсию - это счастье для каждого гида.

СТИХОТВОРЕНИЕ ПРО ЭКСКУРСОВОДА

Если вы в музей пойдете,
Трудно будет вам понять
Без ученой строгой тети,
Где осмотр ваш начинать.
Тетя за собой неспешно
Группу целую ведет.
Слушают ее прилежно,
Ведь она – экскурсовод.
Перед нами – экспонаты:
Мамонт вот до потолка.
Знаю, этот зверь, ребята,
Вам знаком наверняка.
Рядом – трудно нам поверить –
Первобытный человек.
Жил в холодной он пещере,
Был его недолог век.
Первый вот топор и сети,
Лук и стрелы тоже есть.
Словно разные столетья
Чередой проходят здесь.
Так бродить с экскурсоводом
Мы готовы целый день.
Вот любимый зал природы –
Как живой, стоит олень.
Вот большой горшок из глины,
Высотою он до плеч;
И разрез избы старинной:
Прялка, зыбка, рядом печь.
А вот здесь, смотри-ка, - пушка,
Ядра сложены горой.
В шлеме, кованой кольчуге
Русский воин. Он – герой!
Театральные афиши,
Абажур, резной комод.
Каждый вам предмет опишет
Эрудит-экскурсовод.
И к космическому залу
Приведет, конечно, вас.
Как ракета ввысь летала,
Здесь услышите рассказ.
Вот скафандр космонавта
И учебный самолет.
Ждет когда-нибудь, ребята,
Тоже вас такой полет.
Подошел конец осмотра,
Каждый знать чуть больше стал.
А помог экскурсовод вам –
Он всё это показал!

ЗАГАДКА ПРО ЭКСКУРСОВОДА

Он весь город нам покажет,
Всё о нём к тому ж расскажет.
И от нас вопросов ждёт,
И на все ответ найдёт.

ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПО ТЕМЕ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЕЕВ»

Пушкинский музей полон тайн и загадок. В прошлом посте уже показала какие неожиданные открытия можно сделать гуляя со специальной экскурсией по залам музея. Но самой удивительной и странной композицией, которая привлекла внимание взрослого поколения в зале Средневековья была

скульптура пророка. Угадайте кто это? Только прошу по честному, без поисков в интернете, так ведь интереснее. Комментарии будут скрыты до вечера завтрашнего дня.

Отгадка, это действительно пророк Моисей. Он изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола - золотого тельца, и поклоняется ему. А рогат он из-за ошибки в переводе. Вот она сила слова! В латинском переводе Библии за авторством блаженного Иеронима была допущена ошибка в слове "qrn", что означает рог, луч, сиял, излучал. Вот и стал Моисей рогатым.

А вот и главные знатоки: sarycheva_s , dracena_08 , martann , tata_lind , alba_ruthenia01 , jd_ganna

Вот еще подробнее:
В прошлом посте про Миклеанджеловского Моисея задали вопрос, почему знаменитая скульптура - рогата. Решил написать пост на эту тему.

Дело в том, что во времена Миклланджело Моисея действительно считали рогатым. Утверждалось, что рога у пророка выросли после (и вследствие) личного разговора с Богом на горе Синай. Якобы именно из-за рогов Моисея так испугались евреи, поклонявшиеся Золотому Тельцу.

Причем именно с рогами описан Моисей в всех латинских (то есть католических) текстах библии вплоть до начала 17 века.

Почему же было именно так и кто же посмел изменять текст Библии?

Дело в том, что изначально текст Танаха (Ветхого Завета) - на древнееврейском языке. Но примерно в 3 веке до н. э. был сделан греческий перевод, так называемая Септуагинта, или перевод семидесяти. Согласно легенде (признанной христианами каноном), 70 мудрецов раздельно друг от друга переводили Танах и получили семьдесят совершенно одинаковых текстов на греческом, что было всеми воспринято как доказательство божественной точности перевода.

Поскольку греческий язык был известнее в древнем мире,чем иврит и арамейский, на другие языки, в том числе и на латынь, переводили в основном Септуагинту, лишь иногда сверяясь с древнееврейским оригиналом.

Именно с греческого перевел Танах на латынь в 4 веке святой Иероним.

Перевод был сделан на высоком уровне, католическая церковь признавала его авторитетным, хоть и считала делом учености, а не божественного вдохновения, и, казалось бы, можно было бы в итоге согласовать какой-то канон. Но дело в том, что все книги были рукописными, а переписчики часто ошибались, делали пометки на полях (которые другие переписчики принимали за часть текста) или вообще дописывали по своему разумению. Поэтому в средние века - так уж получилось - в Европе было, пожалуй, не найти две одинаковые Библии, а уж от страны к стране они отличались и вовсе достаточно сильно. И поэтому сделать какой-то вариант обязательным для всех до последней точечки было невозможно...

Но во всех этих вариантах было сказано: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

И в целом, перевод этот вполне корректен. Если не учитывать, что в древнееврейской традиции не писались гласные, а без гласных слова "луч", "излучать", "светиться" пишутся так же, как и "рог". И не менее корректно было бы перевести не "его лицо стало рогатым", а "его лицо стало излучать свет."

Самое интересное, что в Септуагинте был выбран вариант "излучать свет", а для славян Кирилл с Мефодием вообще перевели максимально уклончиво "прославлен зрак плоти лица его". Но Иероним предпочел свериться с оригиналом и выбрал вариант Моисея с рогами, на века определив католическую традицию изображать этого пророка, что, кстати сказать, было одним из моментов, разделяющих католиков и православных.

Но латинский текст библии стал окончательно считался непогрешимым только в 1604 года, когда вышла так называемая Климентова Вульгата. Окончательный текст согласовывали много лет с конфликтами, интригами и скандалами, но учитывая, что уже столетие существовало книгопечатание, единообразие (наконец-то!) стало возможно поддерживать. И в Климентовой Вульгате лицо Моисея уже не было рогатым, а просто-напросто сияло. Авторитет Иеронима остался авторитетом Иеронима, но рога были признаны его ошибкой...

Хотя трудно сейчас, конечно, сказать, являлось ли это действительно случайной ошибкой или же было принципиальной позицией.

Дело в том, что рога - это древнейший символ божественной власти, аналог короны. Особенно в Египте, где верховный бог, Амон Ра, изображался с головой барана и бараньи рога являлись его символом (а кроме того символом бога луны Яха и создателя человека - бога Хнума). Рогаты были и многие другие боги. И в восприятии людей древности рога, выросшие на голове Моисея, могли означать, что он исполнитель божественный воли и что сам Господь поставил его правителем. Больше нигде в Библии, кроме истории Моисея, рогатые люди не встречаются, но, во-первых, Бог очень редко сам разговаривал с людьми, обычно это делали ангелы от его имени, случай с Моисеем был хоть и не уникальным, но исключительным. Логично, что Бог, который так редко появляется, и сделает что-то особенное. Во вторых, светящееся лицо Моисея кажется не менее невероятным, чем его рога - таких случаев в библии тоже больше нет. А в третьих - мы же не знаем всего комплекса текстов, сопровождавших этот сюжет изначально, но не получивших статуса канонических, не вошедших в библию и утерянных за века. Так что святой Иероним в 4-м веке, возможно, просто слышал про Моисея что-то такое, о чем мы и понятия сейчас не имеем...
Взято отсюда

И немного про сам "Колодец пророков" или "Колодец Моисея". Сооружение первоначально представляло собой величественный постамент утраченной в XVII веке скульптурной группы «Голгофа», которая была создана выдающимся нидерландским скульптором Клаусом Слютером вместе с его помощником Клаусом де Верве по заказу бургундского герцога Филиппа Смелого для картезианского монастыря Шаммоль в Дижоне. Колодец стоял в центре бассейна и символизировал источник жизни. Пьедестал украшают шесть фигур больших и малых ветхозаветных пророков, которые держат в руках свитки с пророчествами о жертвенной смерти Христа. Над пророками - фигуры скорбящих ангелов. Слютер создал выразительные и пластически мощные образы. Пророки объединены попарно и контрастно сопоставлены. Рядом с величественным в своей кротости царем Давидом стоит состарившийся от скорби Иеремия. Страсть мудрого и праведного пророка Даниила, с какой он указует на сроки свершения пророчества, противопоставлена с размышлениями Захарии о сути предательства, раздумья мудрого Исайи оттеняют силу духа законодателя и боговидца Моисея.
информация с оф.сайта Музея им.Пушкина

Музеи всегда привлекают своей таинственностью и духовной связью с историей. Произведения искусства разных эпох и течений, гениальные авторы, древние реликвии и до сих пор неразгаданные тайны ежегодно манят сотни тысяч посетителей. Дон Вайлдман, ведущий телешоу «Музейные загадки» на развлекательном телеканале о путешествиях Travel Channel, изучает загадочные памятки культурного и исторического наследия. В поисках неординарных историй он колесит по всему миру, чтобы создать уникальный видео экскурс по самым интересным и увлекательным местам планеты. В шоу «Музейные загадки» он посетит известные музеи в Америке, попытается раскрыть исторические тайны и своими глазами увидит объекты, о которых говорит весь мир! А в декабре Дон продолжит свое увлекательное путешествие в рамках нового шоу «Монументальные секреты», отправится в и познакомит зрителей с историей и легендами самых удивительных памятников, расположенных в , и . Предлагаем вам вместе с Доном отправиться в познавательное путешествие и узнать о самых загадочных музеях и старинных экспонатах, тайны которых до сих пор не разгаданы.

Самый загадочный музей мира

Лувр, безусловно, не только один из самых известных музеев в мире, но и один из самых загадочных. Его коллекция включает экспонаты периода зарождения древних цивилизаций и восхищает туристов со всего мира. До сих пор никто доподлинно не знает, откуда произошло само название музея. По одной из версий оно возникло от древнесаксонского слова «lower» - «крепость», по другой - как-то связано со словом «loup» - «волк», и это не удивительно, ведь Лувр построили на болотах, которые тогда были буквально заполонены волками. Еще одной загадкой музея является скульптура выставленной здесь Венеры Милосской. Историки до сих пор гадают, кто же автор этого произведения искусства и почему у скульптуры нет рук? Бытует мнение, что монумент изначально мог быть создан без этих частей тела, с другой стороны – возможно, мраморная богиня держала в руках что-то ценное... Одни исследователи утверждают, что в ее руках было зеркало, другие считают, что это было покрывало, которым она прикрывалась. В последнее время наиболее популярна история про французского посланника в , который якобы сумел раскрыть эту загадку. Он побывал у семьи Буттониов, глава которой в свое время нашел Венеру. Его уже пожилой сын ответил, что в руках у Венеры было яблоко!

Это предположение произвело настоящую сенсацию: непривычный разворот плеч Венеры, сложная поза совсем не вязались с яблоком в руках. Кроме того, для столь сложной греческой статуи яблоко несло бы скорее библейский характер.
На остров, где была найдена богиня, снаряжали не одну экспедицию, но поиски ничего не дали и никаких рук там не нашли. С другой стороны, эта невероятная история дала волю и фантазию активистам, которые создают различные модели рук и присылают их в Лувр. Иногда работники музея даже устраивают фотопоказ Венеры с руками, но удивительно то, что ни одна из моделей рук все же не подходит этой статуе.

Самая таинственная картина

«Плачущий мальчик», пожалуй, не только одна из самых таинственных, но и одна из самых известных картин в мире. Автор этого шедевра испанский художник Джованни Браголин. С первого взгляда картина абсолютно безобидна, на ней изображен маленький мальчик в слезах. При ближайшем же рассмотрении можно заметить, что мальчик не выглядит сильно расстроенным или обиженным, зато в его глазах виднеется злоба. Существует легенда, будто отец мальчика (он же автор портрета), стараясь добиться яркости, жизненности, настоящих эмоций и естественности полотна, зажигал перед лицом малыша спички, в то время, как мальчик до смерти боялся огня. Малыш плакал, а отец рисовал его эмоции на полотне. Однажды ребенок не выдержал и в страхе закричал на отца: «Гори ты сам!». Через месяц мальчик умер от пневмонии, а вскоре тело художника было найдено в его же сгоревшем доме рядом с чудом уцелевшей в пожаре картиной. На этом печальная история могла бы закончится, если бы в 1985 году с полос Британских газет не сходили заявления о том, что практически в каждом из сгоревших помещений пожарные находили репродукции «Плачущего мальчика», и самое удивительное – огонь даже не повредил их. До сих пор при одном только взгляде на картину становится не по себе.

Самый необычный механизм когда-либо созданный

В небольшом посёлке Каг в находится настоящее произведение искусства, которое носит название «Мировая машина». В 1958 году Франц Гзельманн, сын бедного фермера, увидел большую модель атома на Всемирной Брюссельской выставке. Железная скульптура «Атомиум» сразу стала символом мирного использования атомной энергии и буквально заворожила Франца. Он приобрел модель скульптуры такого атома и н задумал свой собственный проект, которому в итоге посвятил 23 года своей жизни, используя в качестве материала металлолом, подручные железяки и детали с рынков подержанных вещей.

Франц строил свою странную штуковину вокруг модели атома, добавляя колокола, часы, вентиляторы, конвейерные ленты, свистки, цепи и даже ксилофон. Его проект в итоге был завершен, конструкция длиной 6 м и высотой 3 м представляла собой сложную механическую систему, состоящую из самых различных компонентов. Даже в наши дни эта конструкция способна поразить воображение любого, с другой стороны, ее можно назвать самым странным механизмом, когда-либо созданным в мире. Дело в том, что никто так и не знает, для чего по задумке автора предназначалась эта машина! Он скрывал своё творение от семьи, пока оно не было почти полностью закончено, а затем он неожиданно умер, так и не раскрыв секрет предназначения «Мировой машины». Детали этой конструкции работают на 25 электродвигателях и выполняют разные кинетические процессы: дрожание, раскачивание, вращение, а также воспроизводят светозвуковые эффекты. В настоящее время существует множество теорий о том, почему Гзельманн посвятил лучшие годы своей жизни строительству этой сумасшедшей машины. Хотя точных ответов на вопросы еще не найдено, но до сих пор «Мировая машина» является одним из самых странных проектов в истории человечества. Хочется верить, что с помощью этого механизма Франц хотел показать и открыть самые сокровенные и скрытые дверцы человеческой души.

Тема урока .Творческая работа

Цели урока . Закрепление понятия о музее, предметах музея

Формируемые УУД:

Познавательные. Обработка и анализ информации. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Личностные. Положительная мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества. Доброжелательность. Самооценка.

Коммуникативные. Умение обращаться за помощью, предлагать самому помощь. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Строить монологические высказывания. Вести диалог.

Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.

Средства бучения: словари,четверостишия, разрезанные по строчкам, пазлы из фотографий музейных экспонатов

Этапы урока

задачи

Деятельность

педагога

Деятельность обучающихся

Организационный

Мотивационный

Настроить на работу

включение в деятельность на личностно значимом уровне

Сегодня нас ждёт много интересных занятий.

Хотите попробовать себя в разных ролях?

Настраивает на работу

Организует беседу

Вступают в диалог

Актуализация знаний

Повторить понятие «музей»

Загадка о музее. См. Приложение1

Что такое музей? Какие музеи знаете?

Читает загадку о музее

Отгадывают загадку

Творческая работа

Формировать умения работы в группе, умения обобщать и делать выводы.

Формирование умений работать со словарем

Работа в группах .

  1. « Мастерская поэтов».

Кто такие поэты?

Составление четверостиший о музее из готовых строк. (четверостишия разрезаны на строчки, дети пытаются собрать из них стихи) См. Приложение1

Сейчас вы попробуете себя в роли поэтов: постараетесь собрать рассыпанные строчки в стихотворение.

Беседа по содержанию четверостиший

  1. Мастерская «реставраторов».

Кто такие реставраторы? Нахождение толкования по словарям

(Реставратор – это специалист по восстановлению обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в прежнем, первоначальном виде ) См. Приложение3 фото

Составление из пазлов картинок различных музейных предметов. См. Приложение2

Что можно увидеть в музеях, какие предметы?

У вас на столах лежат пазлы фотографий различных музеев. Ваша задача: собрать пазлы и подумать, в каком музее мог бы быть такой экспонат.

Индивид.работа

В какой музей вы хотели бы позвать своих родителей?

Давайте нарисуем пригласительные билеты для родителей. Что на них может быть изображено?

Инструктирует детей по правилам работы в группе

Предлагает ребятам воспользоваться словарем

Обобщает ответы детей

Оказывает индивид.помощь.

Рассаживаются по группам, составляют стихи из данных строк, вступают в диалог

Находят в словарях толкование слова.

Составляют картинки из пазлов, высказывают предположения, в каком из музеев мог бы быть данный экспонат

Обсуждают возможные рисунки.

Рисуют

Рефлексивный

Подведение итогов

Самооценка

Чем занимались на уроке?

Продолжите фразу

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Я НАУЧИЛСЯ………………..

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ………………

Я ХОТЕЛ БЫ……………………………

Мне было трудно…

мне бы хотелось…

Подводит итог

Рассказывают

Приложение 1

Загадка о музее .

Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в... (музей)

Четверостишия о музее.

***

Музей и память. Каждый экспонат

Расскажет об истории эпохи.

Экскурсовод спокойный, умный, строгий,

Увидеть вас здесь снова будет рад.

***

Когда к истории хотим мы прикоснуться

Иль в мир прекрасного охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

Душой с тенями предков говорим.

***

Лишь лучшие и редкие предметы
В коллекциях музеев всего света.
Ведь еще в древнем мире мусейон
Для муз искусных был как отчий дом.

Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся в музей!

Нас вернисажи, выставки встречают,
Экскурсовод навстречу нам спешит,
И, несомненно, все мы получаем
Здесь что-то для ума и для души,

Музей нам дарит много впечатлений
И учит нас прекрасное ценить,
Мы знаем – память многих поколений
Музеи будут бережно хранить!

Это обычный белорусский язык. Вся фонетика и 80 % лексики. Но много слов областных и два нашел украинские (гарна, молодик). А так это просто белорусский диалект.
"Залетась", "плойма" и "клопат", возможно, контекстно неправильно поняты. Залетась - в позапрошлом году (ср. летась, сёлета). Плойма - много (возможно, и на детей, в смысле, орава). Клопат - забота.



И ещё:
«Справоздання губерніяльного старости від 5 липня 1918
місто Чернігів

14) В с[еле] Лыщичах в ночь на 25 июня неизвестными злоумышленниками под дом, в котором помещался участковый начальник повитовой варты Тарасевич, были подложены две пироксилиновые шашки, которые взорвались, причем от взрыва повреждены стены дома и контужен названный начальник варты Тарасевич и его сын.

За губернского старосту Савицкий
ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 103. – Арк. 133-138».


Далее:
«Справоздання губерніяльного старости від 30 листопада 1918
місто Чернігів
Имею честь донести Вашему Высокопревосходительству, что за время с 14 по 24 ноября с[его] г[ода] мною получены следующие сообщения о состоянии Черниговской губернии:
6) Новозыбковский уезд. Большевики, перейдя демаркационную линию, направились на Великую Топаль. Против них выслан отряд казаков. Положение тревожное. Настроение немецких войск в общем спокойное, хотя начали появляться пьяные группы, распевавшие революционные песни. Местные немецкие совдепы получают благоразумные директивы из Киева.
7) Стародубский уезд. 14 ноября в село Лыщичи прибыл батальон большевиков в полном составе. Большевики были хорошо приняты немцами и расквартированы в казармах совместно с немецкими солдатами. Большевистские делегации появились в селах Кустичи и Пятовск и, наконец, на станции Стародуба, а позже и в самом Стародубе. Везде большевики встречали дружественный прием со стороны немцев. Последние братаются с большевиками и пропускают отряды их через границу. По этому поводу сделан протест немецкому командованию на месте и в Киеве. По последним сведениям из уезда, уход немецких войск предполагается в самом недалеком будущем. Для вступления на территорию уезда вслед за отходом немцев большевиками намечены два пехотных полка. Настроение в уезде тревожное. Требуется для охраны границ небольшая регулярная воинская сила. Опоздание вызовет осложнение.
8) Суражский уезд. По демаркационной линии наблюдалось накапливание большевистских банд. В Робчике и других местах вдоль демаркационной линии имело место братание немцев с большевиками. Приняты срочные меры к формированию добровольческих отрядов. В Клинцах настроение крайне тревожное в связи с событиями в Германии, начавшимся развалом германской армии и падением дисциплины у них.
Оригінал Міністру внутрішніх справ, машинопис
ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 79. – Арк. 288-290.»


Интересно, имеет ли отношение приведённая ниже информация к Богунскому полку?
«Справоздання губерніяльного старости від 16 жовтня 1918
місто Чернігів
29 августа с[его] г[ода] по распоряжению немецких военных властей было сожжено в с[еле] Пятовске Стародубского уезда девяносто четыре двора и д[еревне] Янькове – шестьдесят три двора местных жителей за то, что в с[еле] Пятовске и д[еревне] Янькове имеется более тридцати человек, которые находятся в большевистских бандах, оперирующих в лесах дач Пятовска и Янькове и соседних селениях. Банда эта, по уговору с некоторыми жителями с[ела] Пятовска и Янькова в ночь на 29 августа с[его] г[ода], ввезла в Пятовск четыре пулемета и с четырех сторон стала обстреливать училище, в котором помещались немецкие войска. В свою очередь немецкие войска также открыли огонь по банде большевиков, которая разбежалась. По распоряжению немецких властей был созван сход Пятовска и Янькова, где было предложено выдать лиц, участвовавших в нападении на немецкие войска, после чего было установлено, что из жителей с[ела] Пятовска участвовали в нападении Ниль Пасинок, Козьма Короткий, Климентий Подольный и Дмитрий Голушка, которые после обстрела, из села скрылись вместе с бандой; кроме того, немцами в виде контрибуции забран скот, хлеб и разное имущество, расстреляны брат большевика Савелий Суслов и житель с[ела] Осколкова Мендель Рыклин, у коего имели приют большевистские банды. Об этом доношу Вашему Высокопревосходительству.
Губернский староста Высоцкий
Оригінал Міністру внутрішніх справ, машинопис
ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 79. – Арк. 38».
Ссылка источник информации приведена на странице http://offtop.ru/radimich/v15_720927_11_.php


Уважаемый Александр!
Ваша версия вполне логична, и мы сами подумали об этом в первую очередь. Допускаем, что журналист, писавший статью, по невнимательности мог "переназвать" населенный пункт, как это делается и сейчас очень часто.


Здравствуйте!
Приятно отметить, что моё сообщение не осталось без ответа.
Может быть, если связывать с именем Щорса, автор заметки имел ввиду Богунец? Богунец – бывший поселок Унечского района, Найтоповичского сельсовета, в 3 км к юго-востоку от села Найтоповичи. Исключен из учетных данных в 1978 году. Максимальное число жителей 190 человек (1926).


Уважаемый Александр!
Сотрудникам музея не было известно об упоминаемом Вами лыжном агитпереходе. Спасибо большое за информацию.
Мы провели небольшое исследование, но ни живых участников его, ни свидетелей найти не удалось.
Населенный пункт с названием Шерсковское тоже обнаружить не удалось. Может быть, он имел название Щорсовское? Но такого пункта тоже не нашли. Есть версия, что некоторое время в народе так назывался какой-то пункт, имеющий другое официальное название.


БРЯНСКИЙ РАБОЧИЙ. 1945, № 49 (7448) (10 МАРТА)
В этом номере газеты на четвёртой странице имеет место заметка "Лыжный агитпереход по пути Щорса" следующего содержания:
"УНЕЧА. 25 физкультурников железнодорожной средней школы провели лыжный агитпереход по щорсовскому пути - Унеча–Найтоповичи, Шерсковское. Команду физкультурников возглавил преподаватель истории тов. Кожевец. Пройдя на лыжах 40 километров, участники агитперехода провели с колхозниками беседы о гражданской войне, о боевых делах Щорса, о героях Отечественной войны и о Крымской конференции трех союзных держав". Ссылка на вырезку из газеты - http://radimich.narod.ru/Forum/br.1945_49-7448-10_marta-s4.jpg.
Вопросы к автором исследовательской работы «К 100-летию образования Богунского полка и исторического «братания» в Лыщичах: 1) Известно ли Вам что-нибудь об этом агитпереходе?; 2) остались ли среди ныне здравствующих жителей и уроженцев Унечского района участники и свидетели этого агитперехода?; 3) На каком участке маршрута может находится Шерсковское, которое указано в заметке?.


По данным такого издания как "Список населенных мест Черниговской губернии, имеющим не менее 10 жителей, по данным 1901 года":
"Унеча, поселок при станции железной дороги, Мглинского уезда, Павловской волости, при речке Унечь, число жителей мужского пола 34, женского пола 48. Почтовый адрес – станция Унеча.
Унечь, поселок, Суражского уезда, Ляличской волости, при речке Унечь, число жителей мужского пола 141, женского пола 148. Почтовый адрес – город Сураж".





Боюсь, что пока нет. Но когда они немного подрастут и придут на занятие, посвященное Великой Отечественной войне, мы им об этом обязательно расскажем. Как и о других земляках, героически боровшихся с фашистами.







Западный Фронт!
48-я Армия!
217-ая 《Унечская》Стрелковая Дивизия.
В звании - миномётчик II-го миномётного полка в составе 740-го стрелкового полка, был и мой дед Бацоев Асланбек Сахамович.

ОРДЕН СЛАВЫ III СТЕПЕНИ

《В бою за поселок Святое Озеро, Рогачевского района Гомельской области, действуя в составе расчета из своего миномета уничтожил один крупнокалиберный пулемет противника с его расчетом, тем самым дал возможность продвижения вперед пехотным подразделениям, 25 июня 1944года посёлок Святое Озеро был освобождён от немецких фашистов.
Командир 740 стрелкового полка (Ярошенко)




Согласно официальной версии начдив 44-й стрелковой дивизии Николай Щорс убит 30 августа 1919 года шальной пулей на боевых позициях Богунского полка возле деревни Белошицы - ныне с. Щорсовка Коростенского района Житомирской области.
Вчера, 30 августа 2017 года, исполнилось 98 лет со дня гибели легендарного начдива.





Интересно, откуда могли взять создатели энциклопедического словаря "Населённые пункты Брянского края" следующую информацию: " Рассуха - деревня Погарского района Брянской области, Прирубкинского сельского поселения, в 3 км к западу от деревни Прирубки. Упоминается с XVIII века как хутор; возможно – место нахождения летописного села Росухи, обычно отождествляемого с современным селом Рассуха Унечского района"?



В работе немецких авторов Andreas Weigelt, Klaus-Dieter Müller, Thomas Schaarschmidt, Mike Schmeitzner. Friedrich Mann / Todesurteile sowjetischer Militärtribunale gegen Deutsche (1944–1947): Eine historisch-biographische Studie. - Vandenhoeck & Ruprecht, 22 April 2015. - S. 435. - 1272 S. приводится краткая биографическая справка на Фридриха Мана. Приведем ее полностью:

Фридрих Ман (нем. Friedrich Mann) родился 20 сентября 1904 года в Лангензальце (Тюрингия), проживал в Лангензальце, совладелец книжного издательства «Герман Бейер и сыновья» (нем. Hermann Beyer und Söhne). В звании оберлейтенанта служил в разведотделе штаба 29-й мотопехотной дивизии. В январе 1943 года взят в плен в Сталинграде и 3 декабря 1946 года в Москве приговорен к расстрелу на основании Указа № 43 Московского военного округа.

Из обвинительного заключения: «Военный преступник. Начиная с 1941 до 1943 года в качестве начальника разведывательного отдела 29-й пехотной дивизии совершал преступления на оккупированных территориях Брянской и Орловской областей в отношении военнопленных и советских жителей. По его личному приказу были расстреляны трое военнопленных, политработник Советской армии.

В августе 1941 года по его приказу были арестованы директор школы Отроков, его жена и начальник почтового отделения Зубцов и расстреляны по подозрению в связях с партизанами.

В Минской области по его личному приказу расстрелян советский военнопленный из-за своих патриотических высказываний. Вблизи населенного пункта Рябчищи на шоссе Рославль-Брянск расстреляны невиновные советские граждане».

7 февраля 1947 года Президиум Верховного Совета СССР отказал в амнистии. Окончательный приговор вступил в силу 14 февраля 1947 года.

Http://books.google.ru/books?id=D1WqCAAAQBAJ&lpg=RA1-PA435&ots=O1XLd_QZ1D&dq=oberleutnant%20Mann%20Ic&hl=ru&pg=RA1-PA435#v=onepage&q&f=false


Интересный материал. К нему можно добавить немного информации из материалов "Унечской газеты", касающиеся Мельников Михаила Ивановича, упомянутого в работе Чеплянской Е.А. Смотреть здесь - http://unecha-gazeta.ru/ludi/imi_gordimsya/529-VPOBEDEESTOTTSAZASLUGA.html