Музей пыток, прага, чехия

Людям с богатым воображением в этом месте будет явно не по себе. Но большинство влечет любопытство и желание увидеть своими глазами что-то неординарное, запретное и ужасное. Например, Музей пыток в Праге – заведение точно не для слабонервных. Правда, очевидцы утверждают, что подобных музеев в Европе предостаточно, с экспонатами, куда более щекочущими нервы. Здесь их всего 60, но каких и как они представлены! Предлагаем вам совершить будоражащую кровь прогулку в средневековье: во времена инквизиции, пыток и казней.

Музей пыток? Зачем?

Пражский музей пыток расположен на Кржижовницкой площади, буквально в нескольких шагах от красивейшего Карлового моста. Туристу посещение сего «культурного» учреждения даст полную картину истории Средневековой Европы и Чехии, в частности. Музей располагает копиями орудий для пыток, которые использовались в разные времена и в разных европейских государствах, начиная XII-м и заканчивая XIX-м столетиями, как раз в жестокие и страшные времена инквизиции.

«Зачем вообще нужен такой Музей?» – возмутятся современники. Но ведь это история! Да – с отвратительным перекошенным злостью и ненавистью лицом и окровавленными руками, но История! А настоящее и будущее невозможно без прошлого. Нельзя вырвать из человеческой памяти куски детства и перенестись сразу же в средний или почтенный возраст.

Двести лет назад было опубликовано ранее написанное каталонским инквизитором XIV века Николасом Эймерик руководство для инквизиторов "Directorium inquisitorum". Известно, что он был назначен главным инквизитором Арагонского королевства, и впоследствии изгнан из него за чрезмерную жестокость к еретикам. Авторов издательства обвиняли за обнародование ужасающих фактов, изложенных в книге. На что они с честью ответили, что «Пособие» должно служить упреком тем отвратительным вещам, на которые способны фанатики. «Разве не существует преемственной связи между кострами средневековой инквизиции и крематориями нацистских лагерей…», писал М.Шейнман в своей книге «Огнем и кровью во имя Бога» (1924).

Из истории Инквизиции

Первоначально Инквизиция в том значении, которое более-менее знакомо современному школьнику, была не столь жестокой и изощренной. Еретика, то есть человека, который шел вразрез с навязанными церковью догмами, обвиняли в осквернении веры. «Неверный» был осужден за ересь, отлучался от Церкви навсегда, лишался ее покровительства и отправлен… восвояси.

Вроде ничего страшного! Однако со временем приговоры Церкви стали более суровыми: кроме конфискации имущества, осужденному грозила казнь, если он не соглашался с обвинениями инквизиторов. Кстати, инквизиция и обозначает «розыск», «преследование». Действия инквизиторов были очень похожи на действия тайной полиции. Все их усилия были направлены, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви – Католической Церкви - иначе и другим будет повадно «гнуть свою линию», иметь свою точку суждения, а там и до бунтарства недалеко.

Если же осужденный признавал себя виновным и отрекался от ереси, то Церковь накладывала на него каноническую епитимью, правда с обязательным наказанием. Впоследствии, даже когда осужденный со всем соглашался из страха быть сожженным на костре, Церковь передавала его в руки светской власти, которая приводила «заслуженное» наказание в исполнение.

Причем, приговор осужденному произносился вне пределов Церкви, ведь осуждение на смертную казнь осквернило бы ее существование. Один из обличителей ереси в XIV веке, аргументировал цель Инквизиции, как уничтожение ереси, а значит – еретиков, а значит – всех, кто является ее защитником или сторонником. Причем он же указывал на два способа, как ликвидировать ересь – обратить неверных в католическую веру или же испепелить их плоть, дабы не осталось и следа.

Испанский историк и секретарь Инквизиции в Мадриде, синьор Хуан Антонио Льоренте, в своем труде «История испанской Инквизиции» подробно рассказал о чудовищных мерах, которым подвергались жертвы инквизиторов. Имея доступ к досье осужденных, он знакомился с документами и точно знал, за что был осужден пленник, кто на него доносил, каким пыткам его подвергали и какую смерть в результате он принимал.

Кстати, сам осужденный и приговоренный не знал, за что осужден. Все вопросы допрашивающих ставили пленника в тупик: видимо с той целью, чтобы он не мог сообразить, кто мог донести на него и в чем именно его вина. А значит, можно было «состряпать» любое дело на любого человека. Не гнушались церковные ищейки помощи «толстосумов», которые готовы были на кого угодно указать, лишь бы уйти от страшной угрозы быть сожженными на костре за несодействие Святой Инквизиции, а также от конфискации имущества. По оценкам Х.А.Льоренте, начиная с 1481 года, в Испании было замучено почти 350 тысяч человек: из них казнены через сожжение на костре – 32 000 пленников.

Ян Гус – чешский национальный герой

Это то, что касается Испании, однако Инквизиция коснулась и Чехии. В XV столетии она становится центром церковной оппозиции Европы. Одним из ярких примеров мужества и отстаивания своей веры вопреки официальной политике Католической Церкви являлся Ян Гус – священник, проповедник, богослов, идеолог. Он был сторонником английского реформатора Джона Виклифа, догмы которого разительно отличались от тех, что навязывала Церковь. Ян Гус проповедовал это учение, последователей которому прибавлялось с каждым днем. Некоторые из его точек зрения считались Церковью кощунством. Вот, например:

  • Христианин не должен слепо подчиняться Церкви, ибо он должен сначала думать, а потом сам решать;
  • Та власть, которая нарушает заповеди Бога, не может быть признана Всевышним;
  • Христианин должен искать правду, даже в ущерб собственному здоровью, спокойствию и благополучию.

За такое «богохульство» Гуса, естественно, обвинили в ереси. Несмотря на инквизиторские допросы, Ян Гус держался поразительно стойко. Даже его явные враги оценили светлый ум, выдержку, способность мыслить, точно излагать свои мысли, несмотря на ужасные условия. Гус остался верен себе до конца, он не признал себя виновным в ереси, ибо не считал «ее» таковой. За что и был осужден на лютую казнь – быть заживо сожженным.

Увы, в те времена это было сплошь и рядом. Для показательности своей вседозволенности Церковь и светская власть устраивали публичные казни, на виду у всех людей. Чего только не выдумывали изощренные инквизиторы в качестве приговора: измена мужу, колдовство, измена государству, внебрачные дети.

Пытки, которые применялись к несчастным, повергают в шок:

  • Ведьменские козлы;
  • Кресло «признания» с острыми зубьями;
  • Череподробилка;
  • Жаровня;
  • «Покаянные» рубахи.

Инструкции к пыткам

В Пражском музее многие из экспонатов воспроизведены по старинным гравюрам, которые, кстати, развешаны на стенах. На них все очень подробно написано и показан рисунок – этакая инструкция по применению орудия пытки. Страшное испытание ждал приговоренный к пытке ручной пилой: жертву «устанавливали» верх ногами, привязывали к опорам и начинали заживо распиливать. Еще одно изощренное пыточное орудие – «нюренбергская дева». Осужденного помещали в своеобразный «сейф», внутренние стены которого были с частыми шипами. Когда стенки сдвигали, чтобы закрыть устройство, шипы пробивали насквозь тело осужденного. Несчастный умирал в мучениях несколько дней.

Кстати, знаменитый «эльзасский сапожок» является очень даже «гуманным» орудием пыток по сравнению с другими. Человеку лишь дробили кости ноги, но ведь оставляли живым. Что же чувствовала при дроблении несчастная жертва? Считала ли она «благополучным» подобный исход приговора?

Да, побывав в Музее пыток, современнику можно лишь радоваться, что он родился в наше время, а не в жестокие Средние века. Итак, если вы хотите «пощекотать» себе нервы – впишите в программу экскурсий по Праге посещение Музея пыток или Музея призраков в Праге . После увиденного пражское небо покажется особенно голубым, ясным и приветливым, а жизнь – прекрасной и удивительной!

Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

«Что посмотреть в Праге?» — наверняка именно этот вопрос был одним из первых, которым вы задались, готовясь к поездке. Музеи составляют львиную долю достопримечательностей, посещаемых туристами в Чехии и других странах. Сегодня я расскажу о музеях восковых фигур в Праге – Grevin (он же Гревен) и Wax Museum, а в качестве приятного бонуса будет Музей Пыток. 🙂 Поехали!

Музей восковых фигур Grevin в Праге

Внимание, вопрос: где можно сфотографироваться сразу с Анжелиной Джоли и Бредом Питтом, Францом Каффкой и бравым солдатом Швейком, поиграть на пианино с маленьким Моцартом, обняться с великими хоккеистами Яромиром Ягром и Уэйном Гретцки и встретить сразу Барака Обаму, Дональда трампа и Ангелу Меркель?

Конечно же, в музее восковых фигур! C 2014 года в Праге таких музеев, после открытия филиала парижского Grevin, стало аж два. С него и начнем.
3 этажа, 3000 квадратных метров, несколько тематических экспозиций и десятки чешских и мировых знаменитостей – все это вы найдете в пражском музее восковых фигур Гревен. На мой вкус, это одно из тех мест, которые обязательно нужно посмотреть в Праге.

Музей восковых фигур Grevin в Праге. Ангела Меркель, Барак Обама и Дональд Трамп

Сразу в глаза бросается качество фигур и оформления музея. Всё здесь сделано для вашего удобства, чтобы вы могли получить массу впечатлений и сделать кучу отличных фоток.

При входе после покупки билетов (которые здесь чуть ли ни в два раза дороже, чем в другом аналогичном музее) вы можете сдать вещи в гардероб, после чего приветливый товарищ, говорящий, как минимум на трех языках, проводит вас в лифт, по пути кратко объяснив правила поведения в музее и отправит вас на третий этаж, с которого вам предстоит двигаться через разные экспозиции к выходу.

Музей восковых фигур Grevin в Праге. Петр Чех

Музей восковых фигур Grevin в Праге. Яромир Ягр

Фигуры в залах стоят без каких-либо ограничительных заграждений, освещение сделано так, чтобы фотографии получались отличного качества даже при использовании телефона. Возле некоторых персонажей можно найти различные атрибуты, которые можно нацепить на себя для придания атмосферности фото.

Музей восковых фигур Grevin в Праге. Швейк

Музей восковых фигур Grevin в Праге. Маленький Моцарт

Не буду оригинален, но попаду в точку, сказав, что лучше один раз увидеть (что мы и сделали этой зимой), чем сто раз прочитать и посмотреть фотографии в интернете. Рекомендую к посещению однозначно.

Музей восковых фигур Grevin в Праге. Элвис, Мик Джаггер и другие деятели искусств

Музей восковых фигур Wax Museum в Праге

Насладившись лоском и вылизанностью французского Grevin, очень интересно будет сравнить его с более аутентичным чешским музеем восковых фигур Wax Museum, который находится неподалеку на той же улице Celetná.

Музей восковых фигур Wax Museum в Праге. Яромир Ягр. Фото — www.waxmuseumprague.cz

Музей восковых фигур Wax Museum в Праге. Фредди Меркюри. Фото — www.waxmuseumprague.cz

Его нам удалось посетить в одну из прошлых поездок. Безусловно интерьеры и оформление, да и качество самих фигур здесь немного хуже, зато можно найти некоторых персонажей, которых нет в Гревен. Например, Фиделя Кастро, товарища Сталина, Ленина и других коммунистических лидеров, Адольфа Гитлера, корчащегося в муках, самых разнообразных звезд и исторических персонажей.

Музей восковых фигур Wax Museum в Праге. Вожди. Фото — www.waxmuseumprague.cz

И даже Владимира Владимировича Путина (по крайней мере несколько лет назад он там был) в странной каракулевой шапке и стильных ботах. 🙂 Он особенно доставил.

Музей восковых фигур Wax Museum в Праге. Путин.

Цены на билеты, которые тут сильно ниже, чем в Grevin, отражают качество музея. Оно и понятно, ведь открыт он был сильно раньше. Зато здесь царит какая-то своя неповторимая атмосфера.

Музей восковых фигур Wax Museum в Праге. Швейк. Фото — www.waxmuseumprague.cz

Не знаю точно почему (видимо одна контора держит два музея), но для желающих немного сэкономить, есть возможность купить билет, который позволит посетить сразу Wax Museum и Музей Пыток, о котором я расскажу ниже.

Здесь на нескольких этажах на площади 400 квадратных метров собрана экспозиция, погружающая посетителей в жутковатую атмосферу средневековья. В музее представлены самые разнообразные и изощренные орудия пыток и наказаний, применявшихся в средневековье.

Музей пыток в Праге. Фото — www.museumtortury.cz

Экспонаты сопровождаются краткими описаниями с историческими экскурсами, а местами добавлены визуальные и аудио эффекты, еще глубже погружающие туристов в мрачноватую атмосферу страданий и боли.:)

Музей пыток в Праге. Фото — www.museumtortury.cz

Как по мне, так это весьма занятное место. Так что если вы хотите разбавить свой небольшой дозой средневекового насилия, то Музей Пыток – это именно то, что вам нужно.

Адрес музея: Celetná 12
Официальный сайт
Часы работы: ежедневно с 10-00 до 20-00.

Экспонат музея

Многие уже, наверное, слышали о существовании уникальнейшего Музея орудий пыток (Muzeum středověkých mučících nástrojů) в Праге. Зрелище, конечно, не для слабонервных. Однако согласитесь, разглядывать соборы, дома, морские баталии и королевские битвы в определенном смысле надоедает. Становится попросту скучновато, и в то же время тянет познать чего-то «эдакового», вкусненького. Чтобы и мурашки по коже трусцой бегали, и запомнилось надолго.

Музей пыток, расположенный на Кржижовницкой площади, в этом смысле отвечает всем указанным требованиям. Само культурное учреждение находится неподалеку от Карлова моста, так что найти его не составит особого труда.

В настоящее время коллекция музея оставлена из 60 экспонатов, представляющие собой орудия для пыток, которые использовались для вынесения приговоров после проведения судебных заседаний. Причем эти орудия относятся к разным эпохам и разным странам. Так что заодно можно оценить и степень гуманизма различных эпох христианской Европы, начиная с 12 и заканчивая 19 веком.

В отличие от замка Локет, также расположенном недалеко от Карловых Вар, в этом музее не воспроизводятся сцены казни или наказания. Больше того, сами экспонаты в большинстве своем всего копии орудий, с помощью которых наказывались еретики, ведьмы, и просто неверные жены. Оригинальных материалов, к сожалению, очень мало, так как они или плохо сохранились, или находятся в частных коллекциях.

Но и имеющихся в наличии экспонатов вполне достаточно. Есть все – колодки, череподробилки, груши для раздирания плоти; самое ужасное — пилы, которыми приговоренного распиливали живьем, всевозможные шипы и клещи, даже пояса верности для мужчин и женщин. Все экспонаты снабжены подробнейшей инструкцией, описывающей представленные механизмы в действии. Отдельно нужно сказать про стулья с зубьями, ведьмаковские кресла, жаровню, при помощи которых выбивались нужные судьям показания.

Но самое знаменитое из представленных здесь орудий – «железная» или «нюренбергская дева», представляющая собой своего рода большой сейф со встроенными изнутри шипами. Человека помещали внутрь, стенки сдвигались, а шипы вонзались в тело, пробивая насквозь все внутренние органы. Самое ужасное, что осужденный при таких обстоятельствах умирал не сразу, агония могла продолжаться несколько дней.

Железная дева

Но были и другие, скажем так, относительно гуманные орудия пыток. Например, «эльзасский сапожок», при помощи которого подсудимому просто дробили кости на ноге, однако оставляли в живых. Для жестокого Средневековья это почти оправдательный приговор.

Наиболее безобидное орудие — «дудка для шумящих». Это такое своеобразное кольцо с отверстиями для пальцев рук. Применялось для наказания простолюдинов и плохих музыкантов. Кольцо одевалось на шею, пальцы вставлялись сбоку. В таком положении провинившийся ходил три-четыре дня.

Так что если вы уверены, что являетесь обладателем железной выдержки и крепких нервов, то всё в ваших руках — музей всегда ждет посетителей.

Как добраться

Метро: станция Staroměstská (линия А )
Трамвай: остановка Staroměstská (трамваи №17, 18, 24, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 58), далее пешком вниз до ; либо остановка Karlovy lázně (трамваи №17, 18, 24, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 58) и далее пешком вверх до Карлова моста.

Адрес: Křižovnické náměstí 1 , Прага 1

Часы работы: 10:00-22:00 ежедневно

Музей пыток на карте

Пыток разделен на несколько комнат, в каждой из которых предоставлены экспонаты пыточного орудия Средних веков. Это всевозможные дыбы, кресло с шипами и испанский сапог. Помимо этих, казалось бы понятных и относящимся к пыткам орудиям так же предоставлен к обзору и пояс верности, который было очень неудобно носить.

Предоставленная экспозиция в Музее пыток достаточна практична, но в то же время не изобретательна, ведь практически все орудия пыток проходят по одному и тому же принципу - "шипы-клещи-тиски". Поэтому чтобы вернуться к Средневековью, нужно не просто разглядывать однообразные орудия пыток, но и читать описания к ним и просматривать рисунки.

Первый случай судебного разбирательства с использованием «Нюрнбергской Девы» датирован 1515 годом. Наказание постигло подозреваемого в подлоге; он промучился внутри саркофага три дня.

В музее можно ознакомиться с самыми разнообразными орудиями и инструментами для пыток. Всего их 60, некоторые из них принадлежат к 1100 году.Стулья с зубьями, череподробилки, стулья для ведьм, пояс целомудрия, жаровня, разнообразные щипцы и инструменты для раздирания плоти - ужасающие экземпляры представлены на обозрение самым любопытным.

Все экспонаты сопровождаются описанием и подробной инструкцией к применению с гравюрами орудия в действии.

Шокирующие кадры заставят содрогнуться - жестоким казням с применением этих инструментов подвергались ведьмы, еретики, неверные жены, воры и изменники. Например, орудие пыток «дудка для шумящих», которую применяли для наказания за незначительные проступки простолюдин, а также плохих музыкантов. На шею провинившегося одевали кольцо с отверстием для пальцев рук. Пальцы вставлялись сбоку. Так осужденный ходил несколько дней.

А вот самым страшными орудиями пыток являются череподробилка и испанский сапог. Схема работы дробилки показывает, что голова наказуемого помещалась в шлем на деревянной подставке, а сам шлем стягивали специальными винтами до тех пор, пока череп не трескался. А вот испанский сапог стягивал по подобию череподробилки ногу человека. Зрелище, конечно не для слабонервных! Но все же музей пыток с удовольствием посещают не только гости Праги , но и ее жители.

Это копии реально существующих или сохранившихся в исторических изображениях орудий пыток, которые использовались в практике гражданских и религиозных судов с 1100 года. Представлен весь спектр орудий наказания, применявшихся в средневековой Европе. Экспонаты снабжены историческими комментариями, в которых говорится об их возникновении и применении, а так же иллюстрациями в виде старинных гравюр, на которых показаны сии предметы в действии.

«Скрипка сплетниц» могла быть деревянной или железной, для одной или двух женщин, и считалась орудием «мягкой» пытки. Руки и шея жертвы закреплялись в отверстиях, так что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении.

Все приспособления для экзекуции, аккуратно разложенные по полкам, выкрашенные в ровный черный цвет, отливающий лаком, не вызывали особенных эмоций. Эдакие чистенькие вещички, не производящие жуткого впечатления, которое, по идее, должно охватывать посетителей. Куда страшней, на мой взгляд, читать Мориса Дрюона.

Гравюры более красноречивы. Вглядевшись в них, можно и впрямь содрогнуться, видя как в Средневековье (да и не только в ту мрачную эпоху, но и во время просвещенного Возрождения) - как ни странно, но, согласно историческим , расцвет инквизиции и, соответственно, палаческого ремесла, приходится именно на этот, столь почитаемый нами период XVI-XVII века. Да и в более поздние периоды публичные казни собирали на площадях толпы народа охочего до зрелищ. А это и были зрелища, вызывавшие экстаз и доводившие простой люд до исступления.

Хорошо известно, что жестокие развлечения , потребные массам, имели место с древнейших времен. И в просвещенном Риме, хвалившемся своими культурными достижениями, устраивались страшнейшие гладиаторские бои и "показательные выступления", на которых обреченные на гибель люди боролись с животными. Кстати, именно из Древнего Рима, наряду со многими, поистине уникальными вещами, к потомкам пришли и пытки, что особенно изощренно это практиковалось на рабах, не имевших права себя защитить.

После завоевания империи варварами, на какой-то период времени пытать перестали. Традиция вновь возродилась с появлением феодальных государств. В период расцвета инквизиции, когда всюду мерещилась ересь, жертвами становились миллионы невинных людей. Однако под страшными издевательствами над телом и духом несчастные не только признавали вину, оговаривая себя, но и других, и связанных с ними прямо или косвенно, и вовсе незнакомых, чьи имена предлагались им заплечных дел мастерами. Происходило это потому, что даже самые сильные стойкие люди после многочасового (а то и многосуточного) допроса с пристрастием не выдерживали страшной боли и признавались в чем угодно.

Проводились экзекуции как в мрачных застенках казематов, так и публично. Недаром в литературных , посвященных средневековью, имеется такое понятие как "театр казней". Это ничто иное, как действие, происходившее, как правило, на центральной площади города и собиравшее сотни зевак, наблюдавших за тем, как осуществляется публичное наказание.

«Трон» был создан как позорный столб в форме стула. Законодательство, регулировавшее применение пыток, разрешало применение «Трона» только один раз в течение допроса. Но большинство судей обходило это правило, называя следующую сессию продолжением первой, даже если она длилась 10 дней.

С какой целью это делалось? С целью устрашения и отвлечения народа от реалий жизни: голода, эпидемий, войн. В таких случаях всегда требовалось найти виновного. И на волне массовой истерии охватившей средневековую Европу, это было не сложно. Любой, чье поведение хоть в малейшей степени выходило за рамки стереотипного поведения, мог привлечь внимание инквизиции. Если таковых не имелось, то их создавали искусственно согласно доносам, оговорам, простой неприязни. Обвинить любого человека в любом грехе было делом не сложным. Доказать же его вину - еще более простым, так как этим занимались настоящие профессионалы.

Особенно доставалось ведьмам. А к ним относили всех, кто, так или иначе, попрал устои общества. Это были и настоящие колдуньи, и гадалки, и жены, уличенные в измене мужу, и женщины, родившие вне брака или избавившиеся от плода. Им вырывали щипцами или отрезали ножницами соски грудей. Подобно тому, как это проделали с одной из первых христианок Агатой, не отрекшейся от веры, а потому зачисленной в сонм святых. Или раздирали грудь на куски специальным разрывателем, представлявшим собой железные клещи с четырьмя острыми зубцами, которые раскаляли на огне, а затем приводили в действие.

Имелись специальные инструменты и для мужчин. Из солидного арсенала щипцов и клещей, которые применялись чаще всего в раскаленном виде, особые, в форме трубки, использовались для вырывания пениса у гомосексуалистов. Однако этот вид казни (именно казни, потому что после подобной процедуры несчастный истекал вскоре кровью) имел место редко. Чаще приводилась в действие ручная пила. Осужденного подвешивали за ноги и, всего красного от притока крови к голове, распиливали.

Недалеко от "ручной пилы" ушли "пояс смирения", "аист", "покаянные рубашки", "козлы для ведьм", усеянный зубьями "стул ведьмы", на который почему-то не хочется присесть, колодки, жаровни, ошейники... Смотри - не хочу.

Особняком стоит так называемая "нюрнбергская дева". Это огромный футляр, напоминающий саркофаг для египетских мумий, в виде полой женской фигуры. Внутри него - многочисленные лезвия. Приговоренного помещали в футляр, оставляя снаружи лишь голову, и закрывали. Как только створки сходились, лезвия впивались в тело. Однако человек долго не умирал. Порой агония длилась до двух - трех суток. Почему это происходило? Потому что ножи располагались не беспорядочно, а в строгом соответствии со знанием анатомии, не задевая жизненно важные органы.

Последняя официальная казнь с применением «гарроты» прошла в 1975 году. Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной, железный ошейник жестко фиксировал положение головы. Палач закручивал винт, и железный клин входил в череп осужденного, приводя к его смерти.

Не менее варварское, быстродействующее орудие "железный шлем", что надевали на голову, укрепив подбородок жертвы на деревянной или железной основе. Затем "головной убор" начинали завинчивать, стягивая все сильнее и туже. В результате ломались один за другим все кости. Череп, не выдержав давления, растрескивался как орех. Пытка заканчивалась.

На том же принципе основано применение более распространенного "эльзасского сапога", который так же называли "испанским", сжимавшим ногу с помощью винтов до тех пор, пока не ломались все кости. Разница заключалась в том, что с покалеченной ногой человек еще мог остаться в живых.

На фоне выше описанного железные ботинки, придуманные в Австрии, по виду напоминающие современные домашние тапочки, были просто проявлением гуманности. С помощью винта ногу зажимали в колодке. Степень сжатия зависела от суровости приговора. Виновный должен был ходить в такой обуви по городу, оповещая о своем присутствии железным колокольчиком, знаком наказания за те или иные грехи.

Еще одно "достижение" человеческого ума. Орудие называемое "дочерью дворника", представлявшее собой сооружение, в которое обнаженного человека вставляли в согнутом состоянии. Такая поза, крайне унизительная и неудобная, через несколько минут, приводя к спазмам, становилась весьма мучительной. Сначала начинали реагировать органы расположенные внизу, потом "эффект" распространялся, охватывая все части тела. Боль становилась столь сильной, что просто сводила с ума.

Применялись и разного рода так называемые груши, что вставлялись в определенные отверстия человеческого тела. С помощью специального устройства они, словно набухая, увеличивались в размерах и, достигая определенной величины, шипами раздирали плоть. В зависимости от конкретного назначения груши делились на оральные, вагинальные и анальные. Первые применялись к богохульникам и еретикам, изрекавшим мысли неугодные инквизиции. Вторые - к женщинам, состоявшим "в интимной связи с дьяволом и его приспешниками", неверным женам, блудницам. Третьи, соответственно, для гомосексуалистов, особенно пассивных.

Так как пытки, вызывавшие страшные болевые ощущения заставляли людей громко кричать, палачи придумали специальное орудие, заставлявшие жертв молчать. Это был железный кляп, имевший ряд разновидностей. Один из вариантов представлял собой железную трубку, плотно входящую в горло. Обруч, соединенный с нею, одевали на шею и закрепляли на затылке болтом. Человек мог дышать (если, конечно, трубка не затыкалась для того, чтобы вызвать удушье и более быструю смерть), но не мог издавать звуков. Это широко применялось при сжигании на кострах для того, чтобы собравшаяся толпа могла спокойно получать удовольствие от зрелища.

Порой такие кляпы снабжались столь любимыми палачами шипами. Их располагали так, чтобы один, расположенный против языка, пригвождал его к подбородку, а другой входил в небо. Согласно хроникам именно такой кляп был вставлен в рот Джордано Бруно сожженному в 1600 году на знаменитой римской площади Кампо-дель-Фьоре. И вовсе не из-за терпеливости или не чувствительности к боли ученым во время казни не было издано ни одного звука. Просто он был физически лишен такой возможности. Махровая жестокость, скрытая тонким слоем цивилизации.

Когда обо всем этом узнаешь, становится просто жутко. Настолько, что весь ужас ты ощущаешь буквально физически, всеми своими клетками. Недаром Папа Римский Иоанн Павел II, как известно, публично просил прощения за грехи Католической церкви, в том числе за инквизицию. Общество же до искреннего признания того, что любое насилие, надругательство над личностью или просто унижение - античеловеческий акт еще, увы, не доросло.

Пражский музей пыток (Прага, Чехия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Чехию
  • Горящие туры в Чехию

Уже многие знают, что в Праге есть музей не для слабонервных, в котором мурашки бегают по коже, и охватывает ужас, - Музей орудий средневековых пыток (Muzeum stredovekych mucicich nastroju), рассказывающий о темном прошлом не только Чехии, так как орудия инквизиторских пыток собирались по всей Европе.

Пытки или инквизиция в Cредневековье и до него были вполне нормальным явлением, хотя сегодня от одних только этих слов уже делается нехорошо. Только в конце 17 века Европа ограничила проведение пыток, а в 50-е гг. 18 века их полностью запретили.

В Музее пыток, наверное, самом мрачном месте Праги, устроенном в подвале готического дома на Кржижовницкой площади (недалеко от Карлова моста), отчего в него заходить еще страшнее, выставлены шестьдесят орудий пыток 1100 г. и почти натуральные очень красочные экспозиции для желающих пощекотать свои нервы.

Поверхностный взгляд на орудия пыток не находит в них ничего угрожающего, но если прочитать и внимательно рассмотреть развешенные возле каждого из них описания применения и иллюстрации, то начинаешь понимать, как страшно было попасть в руки инквизиторов, так как воображение дорисует все, что не дописали в тексте.

За полтора часа посещения музея просто поражаешься, до чего же изощрен человеческий ум в своей жестокости. Ведь каких только устройств он ни придумал для пытки человека человеком: от пил и топоров до «череподробилок» и «испанских сапог».

Одно из более «невинных» орудий пыток - «дудка для шумящих». Ею наказывали за не очень серьезные проступки простолюдинов или плохих музыкантов. На шею виновного надевался ошейник с дырками для пальцев рук. Вставив пальцы в отверстие сбоку, осужденный так ходил в течение несколько дней.

Существовали и более ужасные орудия пыток. Например, «кол» - всем известно выражение посадить на кол. Понятно, что человек умирал в страшных муках. «Череподробилка» - не менее жуткое приспособление для издевательств. Голову человека помещали в шлем, укрепленный на деревянной подставке, и стягивали его винтами, пока череп не трескался, как орех. «Испанский сапог» по принципу «череподробилки» тоже стягивал, только теперь уже ногу виновного. А чего стоит «дыба», наподобие кровати. На нее укладывали обвиняемого со связанными руками и растягивали его ноги, пока не рвались связки и суставы.

Колодки, стул с шипами, пояс верности и целомудрия (для мужчин и для женщин), ведьмаковские кресла, стулья с шипами и другие жуткие орудия для пыток - от всего этого разнообразия мороз по коже продирает. И все же, несмотря на все ужасы, музей пыток в Праге с большим интересом посещается и гостями города, и самими пражанами.

Как добраться до Пражского музея пыток

Доехать до музея, расположенного по адресу: Krizovnickt namesti 194/1, Praha 1, можно на метро (линия А) или на трамвае 17, 18, 24, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 58 до остановки Staromestska, затем прогуляться пешком до Карлова моста. Или на трамвае 17, 18, 24, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 58 доехать до остановки Karlovy lazne, затем - также до Карлова моста.

Время работы музея пыток

Музей работает ежедневно с 10:00 до 22:00.

Стоимость билетов

Вход: 160 CZK, детям: 100 CZK.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

  • Где остановиться: отправной точкой для путешествий лучше всего выбрать непосредственно Прагу - здесь огромное множество отелей, а все достопримечательности и крупные транспортные узлы всегда под рукой. Для ценителей спокойного отдыха идеально подойдет курортный город Подебрады , который находится всего в нескольких десятках километров от чешской столицы.
  • Что посмотреть: нагулявшись по улочкам и осмотрев сумасшедшее количество достопримечательностей пивной столицы мира Праги , стоит непременно съездить в уютный Бенешов , в окрестностях которого находится один из красивейших замков Чехии - Конопиште , заглянуть в курортный городок