Мороз солнце и ветер свой придуманный рассказ. Тема: «Мороз, Солнце и Ветер» русская народная сказка. Русские народные сказки: Мороз, Солнце и Ветер

Шёл старик по дороге. Смотрит – навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
Солнце говорит:
–?Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
А Мороз говорит:
–?Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Ж?ра-то он не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
–?Много вы понимаете! – говорит. – Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
–?Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
Ну, слово за слово – до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
Солнце кричит:
–?Да разве есть кто меня сильнее!
Мороз кричит:
–?Да разве есть кто меня лютее!
А Ветер словно дразнится:
–?Да я вас обоих за пояс заткну!
Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
Догнали его и говорят:
–?Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?
А старик говорит:
–?Ветру. Кому ж, как не ему!
Доволен Ветер.
–?Ну что? – посмеивается. – Чья взяла?
И в ус себе тихонько дует.
–?Ладно же, – говорит Солнце, – я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
–?А ничего ты ему не сделаешь, – говорит Ветер. – Я как повею, сразу холодком и потянет.
–?Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! – кричит Мороз.
–?Не пугай, – говорит Ветер, – не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное – мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!

Русские народные сказки: Мороз, Солнце и Ветер.

Мороз, Солнце и Ветер.
    Шёл старик по дороге. Смотрит - навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
    А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
    Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
    Солнце говорит:
    - Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
    А Мороз говорит:
    - Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.
    Не стерпел тут Ветер:
    - Много вы понимаете! - говорит. - Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
    - Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
    Ну, слово за слово - до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
    Солнце кричит:
    - Да разве есть кто меня сильнее!
    Мороз кричит:
    - Да разве есть кто меня лютее!
    А Ветер словно дразнится:
    - Да я вас обоих за пояс заткну!
    Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
    Догнали его и говорят:
    - Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?
    А старик говорит:
    - Ветру. Кому ж, как не ему!
    Доволен Ветер.
    - Ну что? - посмеивается. - Чья взяла?
    И в ус себе тихонько дует.
    - Ладно же, - говорит Солнце, - я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
    - А ничего ты ему не сделаешь, - говорит Ветер. - Я как повею, сразу холодком и потянет.
    - Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! - кричит Мороз.
    - Не пугай, - говорит Ветер, - не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное - мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!

Класс:

#}

Цель урока: продолжить знакомить детей со спецификой русских народных сказок.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер».
  • Обобщить литературные понятия: завязка, кульминация, развязка.
  • Совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, развивать речь детей и пополнять их словарный запас.
  • Воспитывать уважение и любовь к природе.

Оборудование: Чуракова Н. А. Литературное чтение: учеб. для 2 кл. – Самара: Корпорация «Фёдоров»; Изд-во «Учебная литература», 2006; словарь С. И. Ожегова; загадки; индивидуальные карточки; пословицы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Создание эмоционального настроения.

Учитель:

В сказке, рассказе, даже во фразе –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу
Строчка за строчкой, фраза за фразой.
Совет мой такой: забыть про покой,
А думать, читать, отгадывать.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идёт речь.

Дети: Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека.

– Это высказывание о загадках.

Учитель: Что знаете о загадках?

3. Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы самостоятельно сочиняли загадки о природных явлениях и природе. Поделитесь своими находками.

Дети выходят, показывают свои работы и зачитывают загадки.

Учитель: Загадки у вас получились замечательные, но и я для вас приготовила загадки.

4. Создание проблемной ситуации

Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)

Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)

Встало рано
Бело да румяно,
Умылось росою,
Увилось золотой косою. (Солнце)

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами :

Учитель: Может быть, кто-нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?

5. Постановка целей и задач урока

Учитель: Да, мы, действительно, попробуем проникнуть в тайны этого произведения, а может, и совершим открытия. Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествий по стране Литературии.

О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

6. Первичное восприятие текста

Учитель: Ну, что захотелось вам прочитать? Предлагаю вам познакомиться с этим произведением.

Проверка эмоционального восприятия.

Дети: Эта сказка о добре и зле.
– О споре Мороза, Солнца и Ветра.
– О мудрости людей. Мне сказка понравилась, я первый раз читаю сказку о явлениях природы.
– Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и Ветер.

Учитель: К какому жанру отнесём это произведение?

Дети: Это произведение отнесём к жанру сказки.

Учитель: В этой сказке мало волшебства, может, это не сказка? Как вы можете доказать?

Дети: В этой сказке есть особенности сказочного жанра.
– Волшебное число 3.
– Есть злые и добрые герои.
– Человек разговаривает с природными силами.

Учитель: А как называется такой приём, где природные силы ведут себя как люди?

Дети: Олицетворение.

7. Работа над произведением

Учитель: Давайте, исследуем сказку. Отметьте те слова, значение которых вам не понятно.

Дети: Нам не понятны слова: почитает, чубы, простак, невдомёк, уважить.

Учитель: Я, предвидела, что именно эти слова вам будут не понятны, и приготовила карточки. Попробуйте самостоятельно соединить слово с его значением.

Учитель: Послушаем, что сказано в словаре об этих словах.

(Читает ученик)

Учитель: Из каких частей состоит сюжет?

Дети: Завязка, кульминация, развязка.

Учитель: Прочитайте предложения, соответствующие завязке.

Учитель: Из-за чего заспорили Ветер, Солнце и Мороз?

Дети: Каждый из них хотел доказать, что он лучший и сильней.

Учитель: Определите предложения, соответствующие кульминации сказки. Если трудно, поработайте в парах.

(Дети зачитывают предложения)

Учитель: Во что перерос спор?

Дети: Спор героев перерос в драку.

Учитель: Как вы относитесь к поступкам героев?

Учитель: Определите и докажите словами текста кульминацию сказки.

(Дети зачитывают предложение)

Учитель: Какая основная мысль сказки?

Дети: Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.

Учитель: А вот как гласит народная мудрость об отношениях людей. Прочитайте.

  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
  • Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Друзья познаются в беде.
  • Жизнь дана на добрые дела.

Учитель: Назовите действующие лица этой сказки.

Дети: Действующие лица в этой сказке: Мороз, Солнце, Ветер и Старик.

Учитель: Ребята, вам предстоит ещё раз прочитать сказку и подсчитать сколько раз встречается в тексте слова – ветер, солнце, старик, мороз. (Задание даётся по вариантам). Ответ сообщите на ушко учителю.

Учитель: Сравните этих героев и попробуйте дать им характеристику.

Дети: Солнце – беспощадное, жгучее; ветер – самодовольный, хвастливый; мороз – лютый и коварный.

Учитель: Как старик относится к силам природы?

Дети: Человек находится в зависимости от стихий.
– В данной сказке старик относится с уважением к силам природы.

Учитель: Почему появилась данная сказка?

Дети: Народ издавна наблюдал за природными явлениями и народными приметами.

8. Итог урока

Учитель: Какое открытие вы сделали для себя?

Дети: Под силами природы подразумевается отношение между людьми.

9. Домашнее задание

Учитель: Предложите свои варианты домашнего задания.

Учитель: Вот и всё.

Последнюю закрываем мы страницу!
Очень быстро время мчится!
Но чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!

Сказка «Мороз, Солнце и Ветер» о том, как Мороз, Солнце и Ветер силами мерились. А кто в итоге победил? Прочитайте и узнаете.

Мороз, Солнце и Ветер. Сказка для детей

Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.

А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.

Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.

Солнце говорит:

— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.

А Мороз говорит:

— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жара-то он не так боится, как холода.

Не стерпел тут Ветер:

— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.

— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!

Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.

Солнце кричит:

— Да разве есть кто меня сильнее!

Мороз кричит:

— Да разве есть кто меня лютее!

А Ветер словно дразнится:

— Да я вас обоих за пояс заткну!

Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.

Догнали его и говорят:

— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?

А старик говорит:

— Ветру. Кому ж, как не ему!

Доволен Ветер.

— Ну что — посмеивается. — Чья взяла?

И в ус себе тихонько дует.

— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!

— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.

— Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.

— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!

Шёл старик по дороге. Смотрит – навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл. А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер. Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.

Солнце говорит:
– Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.

А Мороз говорит:
– Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.

Не стерпел тут Ветер:
– Много вы понимаете! – говорит. – Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
– Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!

Ну, слово за слово – до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.

Солнце кричит:
– Да разве есть кто меня сильнее!

Мороз кричит:
– Да разве есть кто меня лютее!

А Ветер словно дразнится:
– Да я вас обоих за пояс заткну!

Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.

Догнали его и говорят:
– Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?

А старик говорит:
– Ветру. Кому ж, как не ему!

Доволен Ветер.
– Ну что? – посмеивается. – Чья взяла?

И в ус себе тихонько дует.

– Ладно же, – говорит Солнце, – я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
– А ничего ты ему не сделаешь, – говорит Ветер. – Я как повею, сразу холодком и потянет.
– Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! – кричит Мороз.
– Не пугай, – говорит Ветер, – не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь.

Уж это дело известное – мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!