Многонациональность российской федерации. Кому выгодна тема "многонациональная россия" Мирное сосуществование христиан и мусульман - древняя традиция

В XV – XVII в.

XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев общества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Смутного времени. Неграмотность была присуща большей части населения, распространялись темные суеверия, происходило «огрубление» семейных нравов.

К XV веку появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием народной зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты скоморохи. К 30-м годам относится первое упоминание о «медвежьей потехе (уличным комедиям с участием медведей) и кукольном представлении. Зрелища или «позоры», как называла их отрицательно настроенная церковь, всегда собирали большое количество народа

К XV веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы. Торговцы и ремесленники, закончив свой трудовой день, приходили в них, чтобы провести свободные часы.

Таким образом, уже в средние века в устройстве городской жизни обозначились тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость всех слоев городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Различия касались лишь внешней атрибутики досугового времяпрепровождения, определяемой имущественным положением человека. По словам Д.С. Лихачева «древняя Русь знала разграничения между классами не в характере быта, как это стало в послепетровской Руси, а главным образом, в степени накопленных богатств, в наличии слуг и величине хозяйства». Эти слова справед­ливы и по отношению к досугу как частному проявлению бытовой жизни россиян того периода. Так, еда на пиршественном столе знатных и зажиточных россиян была обильнее, наряды на праздниках роскошнее, охота превращалась в пышное и многолюдное действо и т.д., по суть этих и подобных им видов досуга не менялась. На протяжении обозначенного периода в российском обществе досуг носил в основном коллективный, общественный характер.

Ярко выраженными были две тенденции проведения досуговых занятий представителей различных сословий населения России: традиционность и европейские новшества. Такое положение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вводом новых его видов представителями дворянства, ориентированными на Запад.

К XV веку усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран, так как в Москве и других городах проживало много иностранцев, к царю приезжали иностранные послы. По указу царя из-за границы приглашались художники, архитекторы. Но по-прежнему живы были и традиции «русского застолья», пиром тешились и цари, и крестьяне. В часы досуга знатные феодалы любили слушать рассказы о странствиях, обычаях иных земель, держали «бахарей», которые читали им сказки и пели песни, «домрачеев». В штате царя были шуты и шутихи. Для веселых представлений во дворце была «Потешная палата». Осталась в чести и такая забава, как охота.

Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления.

Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной стороны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздники весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанавливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.

Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» XVI века представлял собой типичный образец свода житейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».

Содержание досуга и досуговой деятельности существенно ограничивалось низким социальным статусом женщины. Женщины на Руси вели «затворнический» образ жизни, что сказывалось на их досуге. Но женщина-крестьянка после изнурительного труда имела возможность принимать участие в коллективных праздниках. В боярских, дворянских, купеческих семьях культивировалось раздельное проведение свободного времени мужчинами и женщинами.

Женщины их богатых семей во время празднования каких-либо событий допускались в мужское общество лишь с позволения мужа или отца. Музыка и танцы в их среде не допускались. В лучшем случае их могли пригласить на представление скоморохов. Даже в церковь знатная женщина могла пойти только в сопровождении кого-нибудь из домашних и с согласия мужа (Суровые правила для женщин сформулированы в «Домострое»).

В XIV - XV веках возрождаются книжные традиции Киевской Руси. Развивается материальная база просвещения. Возникает книгопечатание. Появление книгопечатания сыграло колоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую книгу «Апостол», а в 1574 г. первый русский букварь «для пользы русского народа». Всего в XVI веке в Москве вышло 20 книг, в основном богословского содержания.

Во времена правления Ивана IV Грозного (1530-1584) созданию исторических сочинений уделялось значительное внимание. В 1550 г. создан «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича», но самым значительным творением стала «Книга Степенная царского родословия», посвященная прикрашенному жизнеописанию великих князей, божественному происхождению царской власти, вечному союзу великокняжеской власти и церкви. Историческая литература сыграла наряду с социально-экономическими факторами свою роль в том, что в 1547 г. Иван IV короновался как первый русский царь, как глава российского самодержавного, крепостнического государства. Православное христианство становится духовной опорой Российского государства, исповедуeт единство государственной и духовной власти. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык.

В это же время в России усиливается по отношению к подавляющему большинству населения – крестьянству – крепостное право. Крепостное право повлияло и на воспитание долготерпения как черты национального характера русского народа.

В XVI в. во времена Ивана Грозного все подданные, включая бояр и князей были «холопами государевыми». Тем не менее публицистика XVI в. обращалась к «мирским» темам. Ермолай-Еразм (40-60-е г. XVI в.), автор «Повести о Петре и Февронии» опирался на народные предания, воспевал право человека на любовь, сочувствовал несчастьям своих героев. «Правду выше веры» ставит в своих произведениях Иван Пересветов, наиболее радикальный публицист XVI века.

Безусловный интерес представляет история развития досуга в России в предпетровский период, когда в обществе создаются благоприятные политико - экономические, социально - культурные и ценностно - ориентационные условия для процесса взаимодействия традиций и новаций.

Завершающий этап эволюции средневековой русской культуры на пороге Нового времени приходится на середину XVII века). Формированию новых мировоззренческих установок во многом способствовали два важнейших исторических события этой эпохи: Смута и церковная реформа Во всех сферах жизни общества происходят заметные изменения. Развитие товарного производства, начало формирования всероссийского рынка обусловили возникновение в недрах феодально-крепостнического строя первых ростков буржуазных общественных отношений, что позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории.

Одним из знаков эпохи, фактором, способствующим движению российского общества по пути к Новому времени стала социально-культурная деятельность. Вторая половина XVII столетия в России определена как переходная эпоха, соединившая традиции Древней Руси и новации Нового времени, которая позволяет выявить наиболее значимые периоды его развития, когда происходит смена культурных парадигм, а социально-культурная деятельность становится одним из приоритетных направлений культурного процесса.

Переходный характер исследуемой исторической эпохи способствовал развитию двух систем досуга - традиционной и инновационной. Сущность традиционного досуга заключается в диалектике двух начал: православного (церковного) и народного (смехового); несмотря на свою противоположность эти начала «уживались» в рамках традиционной системы досуга, что было обусловлено дуализмом традиционного сознания. Традиционный досуг носил ярко выраженную социально-педагогическую направленность, которая была обусловлена теми функциями, которые он выполнял в обществе. Социальная значимость традиционного досуга выражалась в том, что в нем нашли отражение идеалы и ценности традиционной культуры (религиозность, консерватизм). Основные формы традиционного досуга (праздники, спортивные состязания) обладали большим педагогическим потенциалом: традиционный досуг играл важную роль в системе воспитания, образования и просвещения, посредством досуга передавались определенные традиции, знания, умения и навыки.

Культурный процесс в XVII веке становится более светским. Началось ослабление традиционного средневекового религиозного мировоззрения. Возникло представление о самоценности жизни с ее радостями и горестями. Такие взгляды стали проявляться в литературе, искусстве, в общественной мысли. В свою очередь, церковь пресекала всякие проявления инакомыслия и по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу. В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Таким же «рассадником просвещения» в России была и Киевская академия.

Расширялись благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного». Церковная община развернула активную деятельность в области развития народного просвещения, устройства училищ. Из Византии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропитательниц». На Руси создавались аналогичные византийским христианско-педагогические и филантропические учреждения. Развивались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период являлось просветителем народа, его нравственной опорой, а благотворительность рассматривалась как необходимое условие личного нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерусской школы. В то же время анализ разного рода документов (челобитных, поручных, духовных и т.д.), а также извлечений из «Житий» русских святых дает возможность сделать выводы о характере развития просвещения.

Сфера досуга в силу своей свободы от официоза и регламентации в переходную эпоху становится «платформой» для внедрения новаций и их интеграции в общественную жизнь, внедрение которых обусловлено объективными причинами и субъективными факторами.

Результатом этого процесса можно считать досуговую «революцию сверху», начавшуюся в XVII веке и завершившуюся петровскими реформами. В связи с запрещением скоморошества появилась необходимость восполнения «утрат» в системе зрелищно-игровой культуры, появилась потребность Московского государства в западноевропейском опыте, что привело к активным инокультурным заимствованиям.

Суть данного явления состояла в активном внедрении новых форм досуга, а также трансформации его особенностей и функций, в том числе:

В создании и развитии придворного театра, который прошел путь от «иллюстратора» церковной службы до самостоятельного светского зрелища;

В неформальном обучении и общении, воплотившихся в таких формах, как беседы, диспуты, дискуссии;

В частном коллекционировании;

В интеллектуальных играх (шахматы, шашки, «зернь»).

Эти новации утверждались только в структуре досуга высшего сословия. Для остальных сословий (среднего и низшего) были характерны традиционные формы досуга.

их социально-педагогическая направленность, которая проявилась в следующем:

Досуговые новшества способствовали формированию новых культурных ценностей и просветительных идей (отношение к просвещению, образованию, общению, развлечениям);

Досуг обладал воспитательным, эстетическим и духовно-нравственным потенциалом, он помогал формированию знаний, умений, навыков, развитию эстетических вкусов и потребностей, распространению общественных ценностей.

Новые формы досуга стали важным фактором утверждения придворной культуры, как формы абсолютизации государственной власти.

Культурные инновации, интегрируясь в российское общество, подвергались переосмыслению и трансформации, согласно национальным традициям и ценностям. Диалектика традиций и новаций в российском досуге второй половины XVII века, заключающаяся в их «соперничестве» и, одновременно, во взаимодействии, механизм которого обусловлен историко-культурными (новые элементы в условиях сохранения традиционной культуры), социально-педагогическими (новые ценностно-познавательные ориентиры в рамках средневековой системы ценностей) закономерностями.

Активные отношения между традициями и новациями в эту эпоху инициируются государством и осуществляются в рамках «революции сверху». В этот период сфера досуга становится передним планом преобразований: именно здесь происходят сложные процессы примирения «старых» и «новых» ценностей. Посредством досуга в силу относительной свободы данной сферы от регламентации и официальных установок в общественной жизни утверждаются новации, досуг берет на себя роль «проводника» инноваций.

Досуг оказывается пространством поиска мотиваций для такого примирения: это подтверждает, что новации только тогда имеют успех, когда они захватывают пространство повседневности. Досуг как неотъемлемая часть жизнедеятельности общества отражает все особенности переходного периода. Соединение педагогических и рекреационных начал в досуге является одним из важнейших факторов эффективности досугового времени как для общества в целом, так и каждой отдельной личности.

Процесс «секуляризации» общества нашел отражение и в сфере досуга. Происходит трансформация культурной «горизонтали». На ее место приходит культурная «вертикаль» - единообразие, «равноправность», все большая десакрализация и дифференциация досуга. Основополагающим фактором в трансформации традиционной системы ценностей, обусловившим формирование новых духовных и культурных идеалов, стал процесс секуляризации. Наиболее ярко он проявился в сфере художественного творчества: литературе (проявление авторского «начала», а также новых сюжетов, героев, жанров); зодчестве (поиск нового стиля, строительство «светских» учреждений); музыке (появление многоголосия, развитие инструментального творчества); изобразительном искусстве (изменения в иконописи, зарождение портрета и пейзажа);

Начинается закономерный процесс «обмирщения» культуры, т.е. она повернулась к реальному миру, и мир повернулся к ней. Не только историческим источником, но и памятником литературы, высоко ценимым Л.Н. Толстым, стало «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в ссылке и опубликованное в 1861 г. Оставаясь глубоко религиозным христианином, Аввакум обратился к жанру «Жития», основал новое направление, автобиографии-исповеди. Образный язык, обличение несправедливости, в том числе церковной, уважение к человеку, описание своих личных страданий «во имя веры» не могли никого оставить равнодушным. В апреле 1682 г. после заточения в течение 15 лет в земляной яме Аввакум был сожжен на костре по распоряжению царя. Но его «Житие» не потеряло значения и в наше время. В России всегда почитали мучеников веры. Наряду с защитой своего понимания веры Аввакум был защитником «простецов», противоречил самому царю: «Я ко лев рычи, живучи, обличая их…. Не токмо за изменение святых книг, но и за мирскую правду… подобает душу свою положить». Как писатель Аввакум обладал замечательным даром слова, он был проповедником, признанным русской литературой.

Завершение эволюции средневековой российской культуры связано с усилением светского рационалистического начала. Даже в духовенстве возникли разногласия, наложившие печать на дальнейшее развитие культуры. Начинает формироваться система образования: государственные и частные школы, оснащенные учебными пособиями как религиозного, так и светского толка. Таким образом, создаются предпосылки для новых успехов культурно-исторического процесса.

После освобождения от монголо-татарского гнета в 1480 г. В XVI-XVII веке формируется общерусская культура. Возникает книгопечатание. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую книгу «Апостол», а в 1574 г. первый русский букварь «для пользы русского народа». Всего в XVI веке в Москве вышло 20 книг, в основном богословского содержания.

Православное христианство становится духовной опорой Российского государства. Формируется идея о Москве как о третьем Риме. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный судит и наказывает как за дела, так и за мысли.

Целям идеологического обоснования самодержавия и крепостничества служили исторические произведения и прежде всего летописи. Их написание находилось под государственным досмотром. Предшествующие тексты могли быть переписаны в угоду новому владыке. Уже в давние времена исторические источники «претерпевали» давление власти.

Во времена правления Ивана IV Грозного (1530-1584) созданию исторических сочинений уделялось значительное внимание. В 1550 г. создан «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича», но самым значительным творением стала «Книга Степенная царского родословия», посвященная прикрашенному жизнеописанию великих князей, божественному происхождению царской власти, вечному союзу великокняжеской власти и церкви. Историческая литература сыграла наряду с социально-экономическими факторами свою роль в том, что в 1547 г. Иван IV короновался как первый русский царь, как глава российского самодержавного, крепостнического государства.

В развитии русской культуры этого периода большую роль сыграла Византия. Православное христианство исповедовало единство государственной и духовной власти. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык. У Византии Россия переняла свой герб – двуглавого орла, смотрящего на Запад и на Восток. Определенное влияние имела культура Западной Европы и контакты Древней Руси с Востоком. Этому способствовало географическое положение или, как писал В.О.Ключевский, «месторазвитие» России, что и определило самостоятельность, самобытность русской культуры, ее определенную открытость для лучших черт иного духовного мира.

В это же время в России усиливается по отношению к подавляющему большинству населения – крестьянству – крепостное право, оформленное Судебником (1497) и Соборным уложением (1649). Крепостное право означало прикрепление крестьян к земле и полную зависимость от помещика-феодала.

Крепостничество по-своему повлияло на характер русской культуры. Лучшие умы России создавали величайшие гуманистические произведения, наполненные состраданием к народу своей страны. Крепостное право повлияло и на воспитание долготерпения как черты национального характера русского народа.

В России монголо-татарское нашествие и крепостное право задержало эпоху Возрождения сравнительно с процессом гуманизации культуры в Западной Европе. В XVI в. во времена Ивана Грозного все подданные, включая бояр и князей были «холопами государевыми». Тем не менее публицистика XVI в. Обращалась к «мирским» темам. Ермолай-Еразм (40-60-е г. XVI в.), автор «Повести о Петре и Февронии» опирался на народные предания, воспевал право человека на любовь, сочувствовал несчастьям своих героев. «Правду выше веры» ставит в своих произведениях Иван Пересветов, наиболее радикальный публицист XVI века. Своеобразным вкладом в культуру была знаменитая Переписка Ивана IV Грозного с боярином А.М.Курбским, сбежавшим от возможных гонений в Польшу. Эта переписка была посвящена политической и личной полемике. Курбский обвинял Грозного в «злых нравах». Царю тоже было что припомнить князю-эмигранту.

Почти все публицисты считали естественным крепостное право. Исключением являлись высказывания Ермолая-Еразма о пахарях, которые кормят всех людей как простых, так и царей. Пересветов писал о вредоносности для военной мощи государства «порабощения людей», которые «лишены чести». Таким образом русская литература и культура проявляла новые черты в отличие от нравов Средневековья. Эти признаки Возрождения получили свое дальнейшее развитие в XVII и XVIII веках и во многом определили историческую роль культуры.

Завершающий этап эволюции средневековой русской культуры на пороге Нового времени приходится на середину XVII века. Во всех сферах жизни общества происходят заметные изменения. Развитие товарного производства, начало формирования всероссийского рынка обусловили возникновение в недрах феодально-крепостнического строя первых ростков буржуазных общественных отношений, что позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории.

Противоречия в государственном строе обострили социальные процессы в стране. XVII век начался со Смуты – первой гражданской войны в России, затем последовала крестьянская война – восстание И. Болотникова (1606-1607), объединившее холопов, крестьян, посадских людей, стрельцов, казаков в борьбе против крепостничества. Территориально восстание охватило около 70 городов Нижнего и Среднего Поволжья. В ходе восстания были осаждена Москва, а позже захвачена Тула. После четырех месяцев осады Тулы, повстанцы сдались. Волна городских восстаний прокатилась по стране в середине XVII в.

Новые процессы возникли в церкви – опоре государства и династии Романовых, взошедших на престол в 1613 г. Возникла «ересь» (различия в вере, отступничество), превратившаяся в крупное православное течение, несогласное с официальной церковью старообрядчество или староверие, идеологом которого был протопоп Аввакум. Потрясения различного порядка определили название современниками XVII века как «бунташного». Однако последующие века русской истории не были более спокойными. Социальные взрывы только начинались.

Культурный процесс в XVII веке становится более светским. Началось ослабление традиционного средневекового религиозного мировоззрения. Возникло представление о самоценности жизни с ее радостями и горестями. Такие взгляды стали проявляться в литературе, искусстве, в общественной мысли. В свою очередь, церковь пресекала всякие проявления инакомыслия. Эта борьба характерна для XVII века.

В литературе проходило ее «обмирщение», т.е. она повернулась к реальному миру и мир повернулся к ней. Не только историческим источником, но и памятником литературы, высоко ценимым Л.Н. Толстым, стало «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в ссылке и опубликованное в 1861 г.

Оставаясь глубоко религиозным христианином, Аввакум обратился к жанру «Жития», основал новое направление, автобиографии-исповеди. Образный язык, обличение несправедливости, в том числе церковной, уважение к человеку, описание своих личных страданий «во имя веры» не могли никого оставить равнодушным. В апреле 1682 г. после заточения в течение 15 лет в земляной яме Аввакум был сожжен на костре по распоряжению царя. Но его «Житие» не потеряло значения и в наше время. В России всегда почитали мучеников веры. Наряду с защитой своего понимания веры Аввакум был защитником «простецов», противоречил самому царю: «Я ко лев рычи, живучи, обличая их…. Не токмо за изменение святых книг, но и за мирскую правду… подобает душу свою положить». Как писатель Аввакум обладал замечательным даром слова, он был проповедником, признанным русской литературой.

В XVII веке в литературе возникает сатирическая литература. Она нередко базировалась на устном народном творчестве. Известность получили «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче», обличавшие порядки феодального суда. Выражение « шемякин суд» вошло в поговорку.

Объектом сатиры временами становилась даже церковь, ее отступление от проповедуемых истин. Конкретных авторов нет, но создаются произведения «демократической сатиры». Как известно, православие считало смех греховным. Ирония сатирических произведений направлена на определенный объект. Вера и православие в смеховой литературе не затрагивались, но недостойные служители церкви осмеивались в «смехотворных укоризнах».

В XVII столетии русская культура достигла больших успехов в развитии архитектуры, иконописи и даже появился первый советский жанр – написание портретов.

Православное христианство и образование централизованного Российского государства способствовали развитию культурного процесса. В XVII веке завершается эволюция средневековой культуры. Формируется политическая концепция самодержавия, как формы правления в централизованном государстве, преодолевшем удельную раздробленность, проявляются реальные признаки развития светской культуры, потеснившей господство религиозной традиции.

Завершение эволюции средневековой российской культуры связано с усилением светского рационалистического начала. Даже в духовенстве возникли разногласия, наложившие печать на дальнейшее развитие культуры. Начинает формироваться система образования: государственные и частные школы, оснащенные учебными пособиями как религиозного, так и светского толка. Светское начало усиливается в архитектуре, в живописи. Таким образом создаются предпосылки для новых успехов культурно-исторического процесса.

Календарные обычаи и обряды составляют важную часть такого явления, как праздник. Существуя во всех обществах с глубокой древности праздники являются необходимым условием социального бытия. По образному выражению М.М. Бахтина, "празднество (всякое) - это важная первичная форма человеческой культуры".

Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом. Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции.

Каждое из этих направлений расширяет наше представление о празднике и его роли в развитии культуры.

С годами праздники наполнялись новыми религиозными представлениями, адекватными подробностями земледельческого населения.

Не смотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.

Чередования будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обильную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озёр до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX - начала ХХ веков славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал некоторую передышку от напряженного труда.

Божества также дошли и до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и так далее.

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли функцию единения для противостояния врагам.

Народное музыкальное творчество - одна из важных областей художественной культуры народа. Издревле складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.

Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются непосредственностью высказывания, искренностью и задушевностью; многим песням и сказам присущи вместе с тем и глубина и значительность художественного замысла.

На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли. Старинные народные песни - плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании.

Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путём переходили от одного певца к другому, от старших поколений к младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то своё, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Видоизменялись и слова песен. Имена первоначальных создателей теряются в глубине веков, так как создание широких народных масс, всякая народная песня, эпический сказ, частушка составляют достояние всего народа. Личное, индивидуальное начало в неразрывном гармоничном единстве сочетается с коллективным, как основным, ведущим.

Русская народная музыка - особая самостоятельная облаять народного музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Установлено, что существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.

Игра на музыкальных инструментах сопровождала у древних восточных славян и события семейного быта, и массовые народные праздники на открытом воздухе, и военные походы. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались неотъемлемой частью праздников.

"Ряженье" сопровождавшее святки, масленицу и т.д. обладало характерными чертами, присущими театральному действу.

Распространены игры, борьба, кулачный бой, беганье в запуски, метание копья. Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, гостей.

Любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.

В перерывах между сражениями на княжеском двору проводились важные военные игры.

Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ужесточением набросились на народные праздники. С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии.

Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники нашли свою нишу в христианском календаре. До принятия христианства существовала недифференцированность русского быта и обрядовости, и потребность в особых игрецах, помимо жрецов или волхвов, выполнявших все обрядовые и ритуальные функции, ещё не возникла. "Вертимое плясание", пляски и хороводы были общим делом всех участников этих обрядовых действ. Христианство разобщило народ и жречество. Язычество, как культ, было подорвано, но языческая обрядность продолжала существовать на началах двоеверия. Боги поверженных культов становились бесами. Часть жрецов продолжала отстаивать культ, прежняя роль волхвов не угасала, известны восстания, когда "из чащи времён" прошлое завладело умами даже через несколько веков после введения христианства. Другая часть постепенно вырождалась в мелких колдунов и чародеев, знающихся с нечистой силой (т.е. с теми же своими богами). Из вырождавшихся волхвов произошли первые скоморохи. Недаром на протяжении всей своей исторической жизни скоморохи слыли ведунами и знахарями, людьми, якшающимися с нечистой силой, способными напустить "порчу" и принести всякий вред. Главная сфера их первоначальной деятельности - обряды, связанные с ритуальным смехом.

Существовало несколько категорий русских скоморохов: одни постоянно жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно жили в городе и, наверняка, были профессионалами; третьи - скоморохи "походные", или бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы.

В деревнях и сёлах нужда в скоморохах ощущалась главным образом в дни праздников, составной частью являлись, как я ужу писала, народные игрица. Скоморохи были также непременными участниками свадеб и общественных пиров - братчин. В остальное время скоморохи мало чем отличались от остальных деревенских жителей.

Какая-то часть скоморохов, живших в городах, вела аналогичный с деревенским образ жизни, занимаясь в периоды между праздниками делами - ремёслами, торговлей и т.д. До городских скоморохов (да и то до некоторой степени условно) оставалось только время постов, все же остальные дни они могли, особенно в больших городах, находить применение своим способностям. По-видимому, постоянную работу скоморохам обеспечивали и развлечения в кабаках.

На протяжении XVI века в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.

Через иностранцев россияне знакомились бытом и нравами, господствовавшими в западных странах, с более продвинутыми формами досугового времяпрепровождения. В Русском государстве начало развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно представители высшей аристократии, и прежде всего царь и его приближённые. Особенно любимым занятием во время отдыха было чтение. Но в подавляющем большинстве весь русский народ в проведении своего досуга продолжал следовать патриархальным традициям.

Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей. Это отличало высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки, всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество" женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа.

В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.


Основные понятия - нация и национальность

Россия является одним из многонациональных государств мира. Это означает, что на территории нашей страны проживают люди более 100 национальностей.

Понятие «нация» имеет латинское происхождение и в переводе означает племя, народ.

В настоящее время «нация » - историчес-ки сложившаяся в процессе развития устойчивая об-щность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание.

Нация ха-рактеризуется экономической общностью и единой системой политичес-кой жизни. Она обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства.

Национальность - это принадлежность человека или группы людей к определённой народности или нации.

Россия - многонациональное государство

Этнический, то есть национальный состав населения России представляет собой пеструю картину.

На территории Российской Федерации проживают более 100 народов, 7 из которых имеют численность более 1 000 000 человек - это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне.

Все народы различаются происхождением, языком, культурой, обычаями, традициями, особенностями быта. Большинство из них являются коренными, для которых Россия - основное или даже единственное место проживания. Кроме того, на территории нашей страны живут представители народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации, например, это украинцы, армяне, немцы и т.д.

Самым большим по численности народом в России является русский народ. Его представители живут во всех частях нашей Родины: от самых северных до самых южных, от западных и до восточных границ. Русские составляют около 85% от всего населения нашей страны.

Именно вокруг русского народа происходило формирование государственности. Древнерусское государство стало складываться в далеком 9 веке на землях восточных славян, которые являются предками русского и близких ему белорусского и украинского народов.

Изначально наше государство складывалось как многонациональное, поскольку на его территории вместе с русскими проживали люди других национальностей. Финно-угорские, тюркские, балтийские, славянские народы жили в мире, делились друг с другом опытом, обменивались знаниями, вместе защищались от врагов, вместе праздновали победы. В течение многих веков русские составляли основу, ядро многонационального Российского государства. Во всех сферах жизни: и в политике, и в экономике, и в культуре - русский народ и по сей день играет ведущую роль. Он объединяет народы нашей страны в одну большую семью. Происходит это, в первую очередь, благодаря русской культуре и русскому языку, который стал языком межнационального общения. На нем говорят руководители нашего государства, издаются законы, ведется делопроизводство.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации.

Кроме крупных, численность которых превышает миллион человек, в нашей стране проживают совсем небольшие народы, насчитывающие несколько сотен, иногда несколько десятков или вообще численностью только в несколько человек.

Народы, численность которых не превышает 50 000 человек, относятся к малочисленным , например, чукчи, кеты, шорцы, ижора, водь и другие. Численность многих малочисленных народов уменьшается не только в результате естественной убыли, проживая бок о бок, народы тесно переплетаются, происходит смешивание крови вследствие межнациональных браков, а порой и растворение одних народов в других. Этот процесс называется ассимиляцией . Поэтому очень важно постараться сохранить эти народы и их самобытность, поскольку они имеет свою уникальную культуру, прежде всего язык, обычаи, традиции, фольклор, одежду, национальную кухню и т.д.

Мы - граждане России

Главной гордостью нашего государства являются люди. И не важно, кто ты по национальности, какому народу принадлежишь, если ты любишь свою родину и стремишься к ее процветанию.

Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют неисчерпаемое богатство нашей Родины. Взаимодействие культур настолько тесное, что национальные различия уходят на второй план, и мы говорим о достоянии российской культуры.

Любой гражданин России гордится достижениями наших ученых, изобретателей. Мы любуемся произведениями наших живописцев, слушаем музыку наших композиторов. При этом мы не задумываемся, кем по национальности являются их авторы. Для нас они россияне, наши соотечественники. И это самое главное.

Нельзя выделить какой-либо один народ России как особенный, исключительный. В основном законе нашей страны - Конституции говорится о многонациональном народе Российской Федерации, о равенстве всех граждан России. Равноправие - одно из важнейших наших достижений. Российские народы все вместе и каждый в отдельности вносят вклад в силу и мощь нашей Родины.

Краткие итоги урока

Таким образом, между народами нашей страны много различий, но все они тесно связаны общей исторической судьбой, все они россияне, то есть граждане Российского государства.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/6-klass/obshestvoznanie/Rossiya-%E2%80%93-mnogonatsionalnoe-gosudarstvo

https://vimeo.com/120053496

Наша страна огромна, ее населяют множество разных людей, которые могут отличаться друг от друга ростом и телосложением, разрезом глаз и цветом кожи, традициями фольклором. Примеры народов России может привести даже обычный среднестатистический школьник, и в этом нет ничего удивительного, так как родной край изучается во всех учебных заведениях Российской Федерации.

Данная статья направлена на то, чтобы раскрыть самые неизвестные и в тоже время действительно интересные данные про обычаи и традиции народов России. Читатель получит массу полезных фактов, благодаря которым впоследствии ему станет проще понимать тех, кто так же, как и он, именуется россиянином.

На самом деле особенности народов России (по крайней мере некоторых из них, например, проживающих на Крайнем Севере) не могут не удивлять даже самых искушенных и опытных путешественников. Об этом и многом другом поговорим в данной статье.

Этнический состав народов России. Общая информация

Насколько велика и необъятна наша страна, настолько разнообразно и могуче население, проживающее в ней. Недаром во времена Советского Союза в паспортах была строка "Национальность". Союз распался, и все же Российская Федерация по-прежнему остается многонациональным государством, где под одним небом живут более сотни народов.

Согласно регулярно проводимым переписям населения можно утверждать, что коренные российские народности составляют порядка 90% жителей, из них 81% - русские. Сколько же в России проживает народов? Ученые-этнографы утверждают, что ответить однозначно на данный вопрос не получится, а в своих докладах они, как правило, объединяют коренные народы страны в группы, близость которых выражается не только географически, но и культурно-исторически. Всего на территории страны насчитывают более 180 исторических общностей. Религии народов России также учитываются при отборе.

При таком обилии представителей этноса огромной страны, нельзя не обратить внимание на весьма малочисленные народы, чьи культура и быт зачастую находятся на грани исчезновения. Неумолимые факты в большинстве случаев указывают именно на то, что численность народностей, о которых большинство из нас даже не слышало, постепенно сокращается. Именно поэтому правительство нашей страны приняло вполне логичное решение рассказывать про обычаи и традиции народов России подрастающему поколению еще с начальных классов общеобразовательной школы. Вначале все это подается в виде сказок и легенд, а чуть позже, с 7-8 класса, ученики более подробно знакомятся с бытом и культурой.

Малоизвестные жители огромной страны

Существуют такие представители народов России, о которых вы даже не слышали. Не верите? И зря. Хотя надо сказать, что на самом деле их немного. Описание народов России, сумевших сохранить свою культуру, традиции, а самое главное веру и уклад, заслуживают отдельного внимания.

Водлозеры

Далеко не всем известно о том, что сегодня в Карелии живут озерные люди или так называемые водлозеры. Правда, до наших дней сохранилось всего пять деревень, жителей же насчитывается не более 550 человек. Их прародителями были переселенцы из Москвы и Новгорода. Несмотря на это в Водлозерье до сих пор чтутся славянские обычаи. Например, в лес путь заказан, если предварительно не задобрить его хозяина - лешего. Каждый охотник обязательно должен сделать подношение: отнести убитое животное в дар.

Семейские

Примеры народов России будут неполными, если не упомянуть про семейских. Они своим бытом как бы олицетворяют жизнь допетровских времен. Эти представители народов России считаются старообрядцами, некогда заселившими Забайкалье. Название народности происходит от слова «семья». Согласно переписи 2010 года население составляет 2500 человек. Уникальная их культура до сих пор первозданна, т. е. мало, что изменилось со времен их предков. Ежегодно в эти места съезжаются ученые со всех уголков земного шара для того, чтобы изучать ремесла народов России. Кстати, далеко не всем известно то, что деревенским семейским домам насчитывается на сегодняшний день уже более 250 лет.

Русскоустьинцы

Своим появлением народность обязана Переселенцы из казачества и поморов некогда создали здесь свою субэтническую группу. Несмотря на тяжелые условия жизни им, пусть и частично, удалось сохранить культуру и язык.

Чалдоны

Именно так сибиряки прозвали первых русских переселенцев XVI века. Такое же название носят их потомки. Сегодня уклад чалдонов очень похож на быт славян до установления княжеской власти. Уникальность их выражается также в том, что язык, внешность, культура совершенно не похожи ни на славянские, ни на монголоидные. Как это ни печально, чалдоны, как и другие малые народы, постепенно вымирают.

Затундренные крестьяне

Они считаются потомками восточных поморов. Это очень дружелюбные люди, активно вступающие в контакт с окружающими. Для них характерны уникальные в своем роде культура, вера и традиции. Правда, в 2010 году к затундренным крестьянам себя причислили всего 8 человек.

Исчезающие народы страны: ханты и манси

Родственные народы, ханты и манси, некогда были величайшими охотниками. Слава об их отваге и мужестве долетала до самой Москвы. Сегодня оба народа представлены жителями Ханты-Мансийского округа. Изначально территория близ бассейна реки Обь принадлежала хантам. Племена манси начали заселять ее лишь в конце XIX века, после чего началось активное продвижение народов в северные и восточные части региона. Неслучайно вера, культура, уклад их жизни строился на основе единения с природой, ведь ханты и манси вели преимущественно таежный образ жизни.

Эти представители народов России не имели четкого разграничения между животным и человеком. Природа и животные всегда стояли на первом месте. Так, народам было запрещено селиться близ мест, обжитых зверем, а в рыболовстве не использовались слишком узкие сети.

Почти каждое животное было почитаемо. Так, согласно их верованиям, медведица родила первую женщину, а огонь подарил Великий Медведь; лось - символ благополучия и силы; а бобру они обязаны тем, что именно благодаря ему ханты пришли к истокам реки Васюган. Сегодня ученые обеспокоены тем, что нефтяные разработки могут самым негативным образом повлиять не только на популяцию бобров, но и на образ жизни целого народа.

Эскимосы - гордые жители севера

Эскимосы прочно обосновались на территории Чукотского автономного округа. Это, пожалуй, самый восточный народ нашей страны, происхождение которого остается спорным по сей день. Зверобойный промысел являлся основным видом деятельности. До середины XIX века копье с наконечником и поворотный гарпун из кости были главными орудиями для охоты.

Приводя примеры народов России, нельзя не отметить, что эскимосов почти не затронуло христианство. Они верили в духов, изменения состояния человека, явления природы. Создателем мира считался Силъа - творец и хозяин, следящий за порядком и почитанием обрядов предков. Седна, посылала эскимосам добычу. Духи, приносящие несчастья и болезни, изображались карликами или, наоборот, великанами. Шаман, обитал почти в каждом поселении. Как посредник между человеком и злыми духами он заключал мирные союзы, и какое-то время эскимосы жили в спокойствии и мире.

Всякий раз, когда рыбная ловля была удачной, устраивались промысловые праздники. Также организовывались торжества в честь начала или завершения охотничьего сезона. Богатый фольклор, необыкновенная арктическая культура (резьба и гравировка по кости) лишний раз доказывают уникальность эскимосов. Достояние народов России, в том числе и их, можно увидеть в столичных этнографических музеях.

Знаменитые оленеводы России - коряки

Рассказывая о том, сколько в России проживает народов в данный момент, нельзя не упомянуть коряков, обитающих на Камчатке и У данного народа все еще прослеживаются черты охотской культуры, существовавшей в первом тысячелетии новой эры. В корне все изменилось в XVII веке, когда началось становление корякско-русских связей. Коллективизм - основа быта этого народа.

Их мировоззрение связано с анимизмом. Это означает, что они достаточно долгое время одушевляли все вокруг: камни, растения, Вселенную. Также в их обычаях имел место шаманизм. Поклонение священным местам, жертвоприношения, культовые предметы - все это лежит в основе культуры коряков.

Все корякские праздники были и остаются сезонными. Весной оленеводы отмечают праздник рогов (кильвей), а осенью - день забоя сохатых. В семьях, где рождались близнецы, устраивался волчий праздник, поскольку новорожденные считались родственниками этих хищников. На всех мероприятиях четко прослеживалось активное подражание животным: в танцах, пении. В последние годы проводится политика по сохранению наследия и достояния уникального корякского народа.

Тофалары - исчезающая народность Иркутской области

Описание народов России невозможно без тофаларов, этноса численностью более 700 человек, который дислоцируется на территории Иркутской области. Несмотря на то что большинство тофаларов - православные, шаманизм сохраняется и по сей день.

Основная деятельность этих людей - охота и оленеводство. Некогда излюбленным напитком было молоко сохатых, которое пили кипяченым или добавляли в чай. До тех пор, пока тофалары не стали оседлым народом, их жилищем был конический чум. В последнее время чистокровность народа утрачивается. Однако и культура древних тофаларов сохранились до сих пор.

Самобытный и гордый народ - арчинцы

Сегодня арчинцы - небольшая этническая группа, которая при переписи 1959 года была причислена к аварцам. Несмотря на данный факт самобытность и консервативный образ жизни этого народа позволили сохранить свой язык. Современные арчинцы почитают свою культуру, у многих из них есть высшее образование. Однако в школах преподавание ведется только на аварском языке.

То, что арчинцы владеют аварским языком, еще раз доказывает их принадлежность к крупной, социально значимой нации. Жизнь народа не подвергается глобальным изменениям. Молодежь не стремится уезжать из сел, а смешанные браки - большая редкость. Хотя, безусловно, постепенная утрата традиций происходит.

Сколько народов в России, столько и традиций. Например, празднуя торжество, арчинцы не елку наряжают, а надевают шубы-накидки и папахи из овчины и начинают танцевать лезгинку под аккомпанемент зурны, барабана и кумуза.

Последние из народа водь

Продолжим приводить примеры народов России. Население народа водь едва насчитывает 100 человек. Проживают они на территории современной Ленинградской области.

Водь - православные. Однако, несмотря на это, пережитки язычества все же имеют место быть: так, в начале XX века прослеживался анимализм - поклонение деревьям, камням. Обряды свершались согласно календарным дням. Накануне праздника Ивана Купалы разжигали костры, а девушки принимались гадать. На устраивались коллективные пиршества и ритуальный лов рыбы. Первую пойманную рыбу жарили, а затем опускали обратно в воду. Выбор партнера для води ложился полностью на молодых. Сватовство, в отличие от нынешнего, делилось на два этапа: собственно, сватовство, когда невеста и жених обменивались залогами, и табаки, когда уже сваты курили табак и кушали пироги.

Во время подготовки к свадьбе часто можно было услышать обрядовые причитания. Любопытно, что свадьба до XIX столетия была "двухконечной": после бракосочетания жених отправлялся праздновать к себе со своими гостями, собственно, то же делала и невеста. А до середины XIX века во время свадебного обряда невесте брили волосы на голове, как бы символизируя переход в новый этап - этап замужний жизни.

Нивхи - жители Хабаровского края

Нивхи - народ, расположившийся на территории Численность составляет более 4500 человек. Кажется, что это не так и много, если принимать во внимание, сколько народов в России проживает на данный момент, однако, все, как говорится, познается в сравнении, например, с народом водь. Нивхи говорят как на нивхском, так и русском языках. Считается, что именно они являются потомками древнего населения на Сахалине.

Традиционными промыслами считаются рыболовство, охота и собирательство. Кроме того, собаководство было одним из главных занятий нивхов. Они не только использовали собак как транспортное средство, но и питались ими, а из собачьих шкур шили себе одежду.

Официальная религия - православие. Тем не менее вплоть до середины XX века сохранялись традиционные верования. Например, культ медведя. Медвежий праздник сопровождался убоем животного, выращенного в клетке. Бережное отношение к природе, рациональное использование ее даров в крови нивхов. Богатый фольклор, прикладное искусство, знахарство по сей день передаются из уст в уста.

Коренные народы Ямало-Ненецкого автономного округа

Малочисленнее народа, чем селькупы, не сыскать на всем Севере. Согласно последней переписи населения их численность составляет всего 1700 человек. Название данного народа происходит непосредственно от этногруппы и переводится как "лесной человек". Традиционно селькупы занимаются рыболовством и охотой, а также оленеводством. До XVII века, то есть до тех пор, пока русские купцы не освоили сбыт, активно развивалось ремесленное дело, ткачество.

Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения.

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.

Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е годы, удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги по развитию национально-культурной автономии, по обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.

Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике Российской Федерации. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.

На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;

в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;

ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;

и) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особо остро. Мы каждый день слышим о все новых и новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества.

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношений между различными нациями и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. И «зеркалом» всех изменений и перемен являлась молодежь – как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям. Мы то и дело слышим высказывания политиков и общественных деятелей, которые являются той «искоркой», из которой разгорается пламя экстремизма.

Конструктивному межнациональному сотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание их культур и традиций, этнических установок.

Именно понимание культуры и традиций другой национальной группы другой национальной группы – источник конструктивного межнационального сотрудничества. С целью налаживания отношений между разными этническими и национальными группами:

Относитесь к чужой культуре с тем же уважением с которым относитесь к собственной;

Не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур отталкиваясь от собственных ценностей;

Никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией.

Каждая культура имеет собственную систему ценностей. А одинаковые ценности представляют различную степень важности. Это крайне важно не просто знать, но и учитывать при общении.

Все народы России имеют собственный традиционный уклад жизни, историю, культуру, обычаи, особенности быта, самобытные духовно-нравственные корни и т. д. силовых структур. Необходимо оперативно регулировать и учитывать все нюансы, связанные с этническими взаимодействиями. Важнейшим фактором поддержания межнационального мира и согласия являются традиционные конфессии. Для сотрудников полиции важно получать системные знания в области традиционных для России религий.

Не только к традиционной, но и духовнообразующей религии государства Российского относится, в первую очередь, православие, являющееся не просто одной из ветвей христианства, но сохранившей

с I века и до наших дней догматы и принципы, заложенные самим основателем христианства - Иисусом Христом и его апостолами. Символом веры в Православии провозглашается вера в существование единого Бога Отца, сотворившего мир видимый и невидимый; вера в Сына Божьего Иисуса Христа, единосущного Бога, сошедшего с небес, родившегося от девы Марии, распятого при Понтии Пилате, воскресшего в третий день, вознесшегося на небеса сидящего одесную отца; вера в Духа святого, исходящего от Бога отца; вера в единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь; исповедуется единокрещение; вера в воскресение мертвых; вера в будущую жизнь после страшного суда и второго пришествия Христа.

Для Православия одним из основных догматов является также догмат о Святой Троице, суть которого состоит в том, что Бог един, но троичен, он соединяет в себе три лица - Бога Отца, Бога сына и Святого Духа. Но это не три различных Бога, а единое божественное существо. Особое место занимает второе лицо Троицы - Бог Сын - Спаситель человечества Иисус Христос, который был рожден от Отца до сотворения мира (и времени), т. е. существовал всегда. В Православии Бог - Личность, но это не Абсолют, как в Буддизме. Бога нельзя изучать логически или при наличии научных экспериментов.

Официальное крещение Руси относится к 988 году. На самом деле Православие начало проникать на Русь гораздо раньше. По свидетельству историков III–V вв., в Скифии (так в то время называлась территория Причерноморья и Днепра) проповедовал Андрей Первозванный (один из 12 апостолов Христа). Не случайно на Руси воинов награждали орденами его имени, а морской флаг до сих пор носит его имя. В Новгороде и в Киеве до официального крещения Руси имелись православные церкви и дома христиан. Княгиня Ольга, мать князя Святослава, крестилась в Константинополе задолго до 988 года. Значение Православия в жизни и исторической судьбе России велико. Оно сплотило политический организм России и упрочило ее могущество. Единая вера объединила многие славянские и неславянские племена в единое государство – Русь.

С православием на Русь пришла письменность, образование. Разрушение Православия, начавшееся с Петра I, уничтожившего Патриархию, проникновение католицизма и протестантизма в среду высшего общества, а также протестантизма и атеизма в среду интеллигенции и, позднее, – уничтожение Николая II со всей его семьей стали одной из причин трагических событий XX в. с его революциями, войнами, государственным атеизмом.

Ислам (в переводе с арабского – «предание себя Богу» или «покорность») – наиболее молодая из мировых религий (VII в. н. э.). Его основатель – Мухаммед. Становление ислама прошло несколько этапов. Первоначальный период, который Мухаммед начал в Мекке, был насыщен проповедями братской любви и милосердия, необходимостью очищать себя молитвами, быть честным и справедливым, ненасилием мира. Он утверждал, что война противоречит проповедям Аллаха и всему духу ислама. Однако впоследствии, когда он с группой своих последователей был вынужден переселиться из Мекки в Медину, многие принципы претерпели изменения, поскольку он был вынужден вести войну с язычниками Мекки и другими языческими племенами. Сначала была разрешена «свыше» оборонительная война, а затем война за веру и, наконец, так называемый «джихад» – священная война, против неверных (гяуров), к числу которых были отнесены все не мусульмане, что позволило создать из вчерашних кочевников мировую державу.

Основные идеи ислама изложены в Коране, который явился сводом конституционных и морально-нравственных уложений. На базе Корана и Сунны («священное предание») был разработан Шариат – свод феодально-мусульманского права. Символ веры мусульман очень прост: свидетельство, что нет никакого божества кроме Аллаха, и что Мухаммед – его пророк.

К числу основных догматов веры относятся: очищение милостыней своего имущества; соблюдение поста в течение девятого месяца лунного года (рамазан); совершение хаджа (паломничества) в Мекку; ежедневная молитва в память о главном исповедании веры. В исламе, как и в других религиях, отражаются нравственные принципы и традиции народов, среди которых он распространен: уважение жизни, чести и собственности единоверцев; почтение старших; забота о вдовах и сиротах, т.е. те принципы, на основании которых живут в мире и согласии различные народы и конфессии России.

Суннизм – ортодоксальное направление ислама, шиизм – подвергал Коран особому толкованию, разработал свое священное предание и не признавал халифа главой государства. В дальнейшем появилось несколько течений и около 70 сект. В настоящее время существуют организации, поддерживающие идею «джихада», приверженцами которого являются и террористы.

Видя бесперспективность подобных путей, наиболее разумные улеми (богословы) ислама, муллы и другие духовные лица делают упор на высказывание Мухаммеда о мире и согласии. Именно союз с разумными силами ислама, борющимися с фанатиками и авантюристами, способен разрешить проблему противостояния народов и религий, причем не только в России, но и во всем мире.

Одной из древнейших религий в нашей стране является буддизм.

В нашей стране последователями данной религии являются в основном жители республик Тыва, Калмыкия, Алтайской Республики и др. Буддизм – это по существу путь к просветлению (Будда переводится как просветленный), т.е. последовательному искоренению в себе желаний, пагубных привычек и мотивов поведения. Продвижению по этому пути должна служить медитация, т.е. особо сосредоточенное размышление, предлагающее использование методов сознательного контроля и управления техническими процессами, при этом человек как бы отстраняется от всего сущего, в том числе от своей личности, и впадает в нирвану. Способом ее достижения является аскетическая жизнь во время многих перевоплощений. При этом ценятся такие качества, как доброта, любовь, великодушие, терпимость по отношению к другим живым существам, мудрость, – те качества, которые присуще и другим традиционным религиям России и способствует мирному сосуществованию людей разных конфессий и национальностей.

Иудаизм – первая в мире монотеистическая религия, основанная на идее поклонения Единому Богу, личности, творцу мира, который через Моисея на горе Синай заключил с «избранным народом» (так называют себя до сих пор иудеи) союз. Основные принципы иудаизма, которые отражены в Завете: «Не сотвори себе кумира», «Не произноси имя Господа бога твоего всуе», «Почитай отца и мать твою», «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др. – по существу своему разделяют все мировые конфессии и народы и являются принципами современной цивилизации. Основное вероучение иудеев изложено в Библии – Ветхом Завете. С течением времени в Моисеев закон были включены и другие нравственные предписания. Смысл их сводится к милосердию, справедливости, бескорыстию, соблюдению чистоты и благолепия и т. д. Эти представления складывались постепенно и кодифицировались в Талмуде.

Квинтэссенция Старого завета заключается в идее богоизбранности еврейского народа и в исключительной вере во всемогущего Бога, что сыграло немалую роль в истории и судьбах еврейского народа даже тогда, когда еврейское государство перестало существовать (I в. н. э.) почти на две тысячи лет, а евреи расселились по всему миру. Основными принципами и в настоящее время для евреев выступают: обязательное соблюдение субботы, обрезание, потребление так называемой «чистой пищи». Центром жизни еврейской общины, в какой бы стране она ни находилась, является синагога, а руководителем – раввин, основной толкователь Торы.

В последние десятилетия в России получила распространение деструктивная деятельность религиозных сект . В первую очередь, это относится к новым религиозным объединениям, которые носят характер деструктивных культов. Данные культы разрушают естественное состояние личности: духовное, психическое и физическое, что можно определить как тотальную деструктивность отдельного лица (внутренняя деструктивность), но также посягают на традиционные ценности и нормы, сложившиеся социальные структуры, культуру вероисповедания, порядок и общество в целом (что является отрицательной силой внешней деструктивности). В этих религиозных организациях, в отличие от традиционных созидательных религий, изначально заложена подмена духовно – нравственных ценностей. В данных учениях неизбежно проявляются злоупотребления методами управления толпой, театрализованные ритуалы, увлечение психотехникой, духовный бизнес. Это неизбежно приводит к серьезным негативным социальным, духовным, психическим, этическим и правовым последствиям.

Вывод: Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.

Под культурой межнационального общения понимают «совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах». Культура межнационального общения является органической составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры.

Межэтнические отношения в широком смысле понимаются как взаимодействие народов в разных сферах – политике, культуре и т.д., в узком – как межличностные отношения людей разных национальностей, которые также происходят в разных сферах общения (трудовой, семейно-бытовой, а также соседской, дружеской и других сферах неформального общения).

Педагогику межнационального общения больше интересует второй уровень – межгрупповой и межличностный. Д.И. Латышина проблему межэтнических отношений изучала в контексте гармонизации, предотвращения межэтнических напряжений и конфликтов в многонациональном коллективе. Она утверждает, что конфликт ценностей возникает на основе различий в ценностных структурах народов. Например, разные системы ценностей существуют у народов, ведущих аборигенный образ жизни, и народов, строящих высокотехнологичное общество. В этническом конфликте, как правило, присутствуют черты обоих типов конфликтов.

Многие авторы выделяют в характеристике культуры межнационального общения, следующие компоненты: 1) когнитивный, 2) эмоционально-оценочный, 3) мотивационно-потребностный, 4) поведенческий. Когнитивный компонент дает представление о межнациональных отношениях; о культуре межнационального общения как сложной системе; об истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур (истории, языка, традиций, обычаев, психологии и т.д.) и проблемах их развития; об общепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностей; о способности и умении общаться в разнонациональных коллективах (учебных, трудовых и т.д.).

Эмоционально-оценочный компонент – это эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях и т.д. по отношению к своему и другим этносам (отрицательные – замкнутость, обидчивость, подозрительность, неуважительность, высокомерие, презрительность, грубость, ненависть, жестокость и др.; положительные – любовь, доброжелательность, чуткость, вежливость, сочувствие, интерес, терпимость, уступчивость и др.).

Мотивационно-потребностный компонент включает мотивации и потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов, проживающих в республике, а также культуры межнациональных отношений.

Наконец, поведенческий компонент учитывает действия и поступки по отношению к людям другой национальности, характеризующиеся, например, доброжелательностью, тактичностью, формализмом, безучастием или пренебрежительностью.

В исследовании Д.И. Латышиной определены следующие этапы формирования культуры межнационального общения:

Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.

Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.

Формирование потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов соседей, а также культуры межнациональных отношений.

Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации педагогом совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения [Латышина Д.И., 2000].

В исследованиях Р.И. Кусарбаева разработана теоретическая модель поуровневого анализа динамики развития культуры межнационального взаимодействия студентов. В качестве показателей культуры межнационального взаимодействия Р.И. Кусарбаев предлагает признаки, сгруппированные по характеру их проявления.

Внешние признаки: интерес к культуре, истории, литературе, науке другого народа; потребность в освоении языка, истории, литературы, культуры, науки другого народа; развитие отношений с людьми другой национальности [Кусарбаев Р.И., 2002].

Внутренние признаки:

Потребностно-отношенческого характера: уважение к многонациональному народу и любовь к Родине; ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации; обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернационального и гражданского сознания и чувств.

Этического характера: проявление тактичности, чуткости к человеку; готовность сопереживать, понимать состояние и желания людей, их намерения; формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, мелкие неурядицы.

Деятельностно-поведенческого характера: реакция на совместную деятельность, межнациональные браки; умение оценить успехи людей другой национальности; развитие благородного чувства национальной гордости.

Мировоззренческого характера: понимание совместной жизнедеятельности разных национальностей; непримиримое отношение к проявлению шовинизма, национализма и расизма; ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации; осознание принадлежности к мировому сообществу; глубокое уважение ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям; дух терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих межконфессиональных конфликтов.

Интеллектуально-эмоционального характера: отношение к людям другой национальности на работе, в процессе учебы, в быту; отношение и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности; реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой национальности.

Достоинство данной модели состоит в том, что с помощью приведенных показателей можно проследить динамику развития культуры межнационального взаимодействия, а также выбрать, в зависимости от уровня, индивидуальный алгоритм работы со студентом.

Воспитание культуры межнационального общения происходит не только в процессе специальных педагогических воздействий, но и под влиянием широких социальных явлений, в том числе и негативных. Однако решающую роль здесь играет целенаправленный процесс воспитания. Его организаторы, педагоги, своей деятельностью призваны опосредовать, регулировать самые разнообразные, прежде всего, стихийные влияния, под воздействием которых происходит развитие детей.