Милостыня тургенев проблема. Конспект открытого урока на тему" И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе". Этап подготовки к активному усвоению знаний

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасӧ велӧдан канму учреждение

Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)

Методическая разработка открытого урока по теме « И . С . Тургенев . Стихотворения в про зе

Выполнила: Шулепова О.Н.

преподаватель литературы

Сыктывкар

Урок по теме «Стихотворения в прозе». «Senilia». И.С.Тургенева.

Цели урока:

Обучающая: формирование положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала; актуализация, закрепление и обобщение полученных знаний; самостоятельное конструирование новых знаний; дать понятие о стихотворениях в прозе;

Развивающая: учить студентов работать с текстом, анализировать его, выявлять тему и основную мысль, развитие навыков критического мышления, творческих способностей студентов, учить мастерству слова;

Воспитательная: учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу.

Ход урока

1.Оргмомент.Приветствие.(Слайд 1)

Сообщение темы урока.

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

2. Этап постановки целей урока и мотивации.

Звучит романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».

Это романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное». Сегодня мы продолжаем открывать всё новые страницы его творчества. Ознакомимся с понятием «Стихотворение в прозе» и его особенностями, научимся анализировать произведения такого жанра.

Но для начала давайте вспомним, какие произведения автора вы уже знаете?

3.Этап подготовки к активному усвоению знаний

Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку(слайд 2)

Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд:

тебе, вероятно, скучно станет…но читай их враздробь:

сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них,может быть,

заронит что-нибудь тебе в душу…

И.С.Тургенев

Объясним слова:сподряд, враздробь

Какой же совет он даёт своим читателям? Почему?

Эти строки взяты из сборника И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе». А что такое стихотворение в прозе?Знаем? Нет.Вот это мы с вами сегодня и узнаем.

Возвращаясь к эпиграфу, скажу, что каждое стихотворение-это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

Что же необычного в названии цикла?(Стихотворения в прозе)

Как вы думаете, к какому роду литературы будет относиться этот жанр?(Лирика)

Подберём термины, относящиеся к этому роду литературы, дадим краткие пояснения: лирика(выражает переживания, чувства, сокровенные мысли), лирический герой(близок к автору), жанры лирики(стихотворение, поэма), отличие поэзии от прозы(ритм, размер, рифма).Записываем в «фишбоун».

Построим определение термина «стихотворение в прозе»- небольшое прозаическое произведение, напоминающее лирическое стихотворение, но лишённое стихотворной организации речи.(запись в тетради)

Общие черты стихотворений в прозе:(слайд 4)

Автобиографичность, рассказ от первого лица

Исповедальность дневниковой записи

Философские раздумья

Доверительное отношение с читателем.

4.Этап осмысления.

А теперь познакомимся с историей создания сборника «Senilia.Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева (слайд 5)

« Стихотворения в прозе» были написаны И.С.Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Всего Иваном Сергеевичем за границей было написано 83 стихотворения, в которых отразился весь писатель, его большой восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание, неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.

Первоначально сборник был назван «Посмертные», потом « Старческое», издатель М.М.Стасюлевич предлагал название «Зигзаги». Жанр своих произведений сам писатель определил ка «стихотворения без рифмы и размера».

«Senilia» («Старческое»), собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи(вежливо выражаясь) старика»-писал Тургенев в одном из писем.За этими строками не стоит ни тени кокетства или ёрничанья; их пишет тяжело больной человек, сознающий свой скорый конец.

Какая информация вам была знакома? Что оказалось новым? Что вызвало вопросы?

5.Определение сверхзадачи урока

О чём же размышляет писатель в конце жизни?

6.Читаем стихотворение «Милостыня»(используя приём чтения с остановками).

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.

-Кто этот старец? Куда он идёт?
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал…

-Что он вспомнил?
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени;

-Кто это может быть? И что произойдёт дальше?

он поднял усталую голову и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
- Ты все свое богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
- Не жалею, - отвечал со вздохом старик, - только вот умираю я теперь.
- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, - продолжал незнакомец, - не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не отвечал - и задумался.
- Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

-Что может произойти дальше?
Старик подошел к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок показался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

- Как вы понимаете слово милостыня? Милостыня от слова «милость», что означает, что подали просто так, как дар, от сострадания.

-Почему старика осенила «тихая радость»? Потому что он понял, что до этого он был горд. Гордыня –это страшный грех. Есть два понятия: гордость и гордыня.

-Что такое гордость? Обоснованное чувство собственного достоинства, значимости, чести, в которых проявляется самоуважение человека к самому себе, а также любовь к своему народу, совей Отчизне.

Однако чрезмерное самопочитание, высокомерие, ложное чувство превосходства над другими, надменность-рождает гордыню.

-Какова тема стихотворения? Доброта, сострадание-это проблемы, которые важны только сегодня или всегда?-это вечные проблемы!!!

Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни. Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.

7.А теперь давайте прочитаем ещё одно стихотворение «Собака».

-Какова тема стихотворения?

Философские размышления, рассуждения о смысле бытия, о неразрывной связи природы и человека,показаны психологические переживания человека.

Что такое собака для человека и какими качествами она обладает?

(1) Вблизи большого города по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.

(2) Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочились и спотыкались, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... (3) Он изнемогал.

(4) Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками, и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую седую пыль.

(5) Он вспоминал...

(6) Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... (7)И вот теперь у него нет куска хлеба, и все его по кинули, друзья еще раньше врагов... (8) Неужели ж ему унизиться до того, чтобы милостыню? (9) И горько ему было на сердце и стыдно.

(10) А слезы все капали да капали, орошая седую пыль.

(11) Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову и увидел перед собою незнакомца.

(12) Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

(13) - Ты все свое богатство роздал, - послышался ровный голос... - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

(14) - Не жалею, - отвечал со вздохом старик, - только вот умираю я теперь.

(15) - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, - продолжал незнакомец, - не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

(16) Старик ничего не отвечал - и задумался.

(17) - Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

(18) Старик встрепенулся, вскинул глазами, но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

(19) Старик подошел к нему и протянул руку. (20) Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

(21) Но за ним шел другой, и тот подал старику малую милостыню.

(22) И старик купил себе на данные гроши хлеба, и сладок показался ему выпрошенный кусок. (23) И не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

(По И. С. Тургеневу)

Примеры выполнения задания:

Милосердие. Сострадание. Сочувствие. Как много слов уже сказали и как ещё много будет сказано о человечности и нравственности! Но, к сожалению, не все эти слова влекут за собой реальные действия.

В данном тексте И.С.Тургенев раскрывает проблему человечного отношения к тем, кто слабее, беднее, несчастнее – словом, к тем, кто в этом действительно нуждается.

Выдвигаемая автором проблема глубоко нравственная, затрагивающая очень важный аспект человеческой жизни – отношение к себе подобным. Писатель рассказывает о старике, отдавшем всё (богатство, здоровье) ради других, но ни о чём этот человек не жалеет...

(Евгения Р.)

Насколько искренне в наших сердцах возникает желание помочь ближнему? Возникает ли оно вообще?

Многие из нас помогают другим лишь потому, что обязаны человеку или не могут поступить иначе, ведь общество осудит. И.С.Тургенев раскрывает на примере старика проблему искренности милосердия. Писатель показывает нам, что если помощь ближнему идёт от чистого сердца, то она доставляет радость не только тому, кому ты помог, но и тебе самому…

Милостыня. От слова милость, милосердие. Отношение в обществе к ней совсем неоднозначное. Кто-то приемлет, а кто-то относится резко отрицательно. На улицах наших городов все больше бедных и просящих милостыню. Разное движет людьми, если они выходят на улицы просить. И все же иногда надо уметь просить, если не на улице, то среди друзей и близких. Но каждый ли может? В этом весь философский вопрос жизни.

Сложная идея стихотворения для сильных духом людей, – просить и при этом сохранить самоуважение. Это связано с возможностью прощать себя и умением делиться с другими людьми, доставлять людям возможность показать на деле, что они добры. Научившись отдавать, научишся просить.

Незнакомец успокоил старика, показал, что просить не стыдно. И ушли стыд и боль, а осталась тихая радость в сердце: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подает ее, как и прежде.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе – не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало,...
  2. И. С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения...
  3. Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы – повестей «Ася». «Первая любовь». романов «Рудин». «Дворянское гнездо»...
  4. Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний...
  5. Первое из стихотворений в прозе И. С. Тургенева, которым в беловой рукописи и в русских прижизненных изданиях открывается весь цикл,...
  6. Действие романа Отцы и дети происходит в 1859 году, накануне отмены в России крепостного права. Тургенев стремится показать изменения в...
  7. Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и...

Тема урока: Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Милостыня»

Урок литературы в 8 классе спроектирован по технологии развития критического мышления. Ведущие приёмы – «Ключевые слова», «Шесть шляп мышления», «Зигзаг», проблемная беседа.

Цели: 1. Формирование умений анализировать текст с разных читательских позиций;

2. Развитие критического мышления; развитие связности речи при построении ответов по типу рассуждения; развитие коммуникативной культуры при взаимодействии в парах;

3. Воспитание милосердия, отзывчивости, доброты.

    Оргмомент. (Выявление готовности класса к уроку. Психологический настрой на урок).

    Этап вызова (выведение темы, мотивация, целеполагание)

Сегодня мы обсудим очень важную, трудную и вечную тему русской литературы на примере одного маленького произведения Ивана Сергеевича Тургенева. Я выписала несколько самых важных слов из этого текста:

По дороге – старый больной человек – исхудалые ноги – лохмотья – непокрытая голова –некогда богат – слёзы – протянул руку – тихая радость

Предположите, о ком этот текст.

Учащиеся выдвигают предположения (этот рассказ о старом больном и бедном человеке. Ему плохо, он плачет. Он идёт по дороге, наверное, он вспоминает о своей молодости, когда он был богат).

Подумайте, как Тургенев мог назвать это стихотворение.

Учащиеся предлагают идеи, которые записываются учителем на доске.

Обратите внимание на предпоследнее ключевое словосочетание – «протянул руку». Зачем?

Учащиеся предполагают (вероятно, человек просит хлеба, немного денег, милостыню)

Можем ли мы добавить ещё варианты названий? (добавляется слово милостыня)

А теперь посмотрите на последнее словосочетание - «тихая радость». Почему у человека, просящего милостыню, радость?

Учащиеся предполагают (радость от того, что дали поесть, дали кусок хлеба, и сегодня он не умрёт)

Итак, радость посетила человека оттого, что ему дали милостыню.

Значит, какое из всех возможных вариантов названий здесь самое важное? (милостыня)

Подберите к этому слову однокоренные слова (милый, милость, милостивый, милосердие)

Учителем создаётся проблемная ситуация.

На сегодняшний день в мире насчитывается огромное количество благотворительных фондов, помогающих больным и бедным. Каждый второй россиянин когда – либо давал милостыню просящему. Однако уровень преступности, нетерпимости, агрессии и в России, и в мире растёт с каждым днём. Можно ли человека, дающего милостыню, назвать по – настоящему милосердным? Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?

Учитель подводит учащихся к целеполаганию.

А что мы хотим сегодня понять? Записывается первая цель: Ответить на вопрос: Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?

Что нам поможет это понять? (Стихотворение И.С. Тургенева).

- Что нам надо сделать, чтобы это понять?

(Для того чтобы решить поставленную проблему, его нужно внимательно прочитать, разобраться в нём, определить его главную мысль)

Составляется план действий: Внимательно прочитать текст стихотворения и выявить в нём идею (главную мысль), позволяющую ответить на этот вопрос.

Что вы можете сделать сами?

Учащиеся объединяются в пары.

    Этап Осмысления.

А). Чтение текста стихотворения.

И.С.Тургенев

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. Он шатался на ходу, его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь…Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривлённые пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал…

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…И вот теперь у него нет ни куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему стало на сердце и стыдно.

А слёзы всё капали да капали, пестря серую пыль.

Вдруг он услышал, как кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое, глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

- Ты всё своё богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

-Не жалею,- отвечал со вздохом старик, только вот умираю я теперь.

- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил – и задумался.

- Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами…но незнакомец уже исчез, а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошёл к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный хлеб – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

Б). Приём «Шесть шляп мышления»

Чтобы разобраться в содержании этого текста, давайте объединимся в пары и попробуем посмотреть на стихотворение с разных сторон. Я предлагаю вам примерить шесть разных шляп мышления.

Для начала давайте обсудим этот текст как равнодушные читатели.

Итак, надеваем мысленно белую шляпу (проблемная беседа + сжатый пересказ)

Почему герой стал бедным?

Почему он плачет?

Почему он послушался незнакомца и начал просить милостыню?

Почему его осенила радость?

Обсудите в парах, как можно передать содержание этого текста тремя предложениями.

Выступление каждой пары.

- А теперь предлагаю вам поменять белую шляпу на жёлтую и чёрную и посмотреть на один и тот же текст с совершенно разных точек зрения.

Жёлтая шляпа – 1 пара: докажите, что герой всё делал правильно, защитите этого героя (Докажите утверждение: Герой – щедрый, милосердный и скромный человек )

(Герой мог жить богато всю жизнь, но он отдал все деньги бедным, значит он добрый, щедрый человек. Он думает не о себе, а о других, значит он милосердный человек, не эгоист. Он стесняется просить милостыню, значит он скромный человек).

Чёрная шляпа – 2 пара: что герой сделал не так? В чём он не прав? (Докажите утверждение: Герой – неразборчивый, гордый и немилосердный человек)

(Герой не думал, пока был здоров и богат, о своей дальнейшей жизни, он окружил себя друзьями, которые его предали, значит, он не умел различать, что хорошо, а что плохо, он не разборчив. Он сам виноват в том, что стал нищим. Герой стыдится сам просить милостыню, значит, он считает себя выше, чем нищие. Герой гордый, а гордый человек не может искренне любить других. Кроме того герой давал милостыню нищим, потому что хотел казаться добрым, а не потому что был таким на самом деле, он лицемерный, а не милосердный человек).

Обсуждение в парах.

В). Приём Зигзаг.

А теперь я попрошу каждую пару обменяться партнёрами и надеть красную шляпу. Сравните то, что вы наработали в предыдущей паре, соотнесите плохое и хорошее в герое и скажите: Какие чувства вы испытываете к этому человеку? Как лично вы оцениваете героя?

Учащиеся соединяют полученную противоречивую информацию и дают свою оценку герою.

Итак, перед нами противоречивый герой. надеть зелёную шляпу и немного пофантазировать.

Я предлагаю каждой паре ответить на вопрос:

1 пара: Что было бы, если бы герой не обнищал?

2 пара: Что было бы, если бы герой не встретил на дороге незнакомца?

(Если бы герой не раздал всё богатство, он продолжал бы жить в сытости и тепле, давал бы милостыню бедным, встречался бы с друзьями, так и не узнав, что им от него нужны только деньги).

(Если бы герой не встретил незнакомца, он скорее всего умер бы от голода и холода, потому что слишком гордый, чтобы просить милостыню).

Что сделал незнакомец для нищего?

(Незнакомец ничего ему не дал, кроме одного: он убедил героя в том, что все люди равны и заслуживают любви: и нищие, и богатые. Сегодня ты богат и счастлив, а завтра сам может пойти за милостыней. Если человек ставит себя выше кого – то, он не может быть милосердным по – настоящему. Часто, чтобы стать по – настоящему милосердным, человеку нужно самому пройти через страдания, вот почему герой становится счастлив к концу стихотворения).

Давайте обобщим сказанное и для этого наденем синюю шляпу :

О чём (о каком качестве человека) этот рассказ? Какова его тема?

(Тургенева интересует тема милосердия человека. Тема записывается на доске)

Почему же Тургенев назвал свой рассказ «Милостыня», а не «Милосердие»?

(Тургенев подчёркивает разницу в значении этих двух слов: милостыня – подачка, попытка откупиться, а милосердие – сострадание, умение чувствовать чужую боль как свою).

4. Этап рефлексии.

Возвращаемся к поставленным нами в начале урока цели:

Можно ли поставить знак равенства между словами МИЛОСТЫНЯ и МИЛОСЕРДИЕ?

Удалось ли нам достичь этих целей?

Что важного для себя лично вы сегодня поняли?

Урок закончен. Спасибо за работу!

Технологическая карта урока литературы в 8 классе Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Милостыня»

Этап

Название этапа

Задачи

(с позиции ученика)

Деятельность учителя (методы обучения)

Деятельность ученика (формы организации учебно-познавательной деятельности)

Характер учебно-познавательной деятельности

Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)

1

Оргмомент

Настроиться на урок

2 – 3 вопроса (за экраном) на выявление готовности класса к уроку, развитие слухового восприятия

Отвечают на вопросы учителя, переадресовывают вопросы товарищам

Фронтальная ФОПД

Репродуктивный

Учащиеся различают на слух вопросы, связанные с подготовкой к занятию, учащиеся грамматически грамотно переадресовывают вопрос

2

Стадия вызова

Вывести тему урока

Определиться с мотивацией к изучению этой темы

Сформулировать цели урока

Помогает учащимся определить базовые понятия урока, необходимые для рассмотрения в данной теме – приём ТРКМЧП «Ключевые слова».

Создаёт проблемную ситуацию на основе противоречия между понятиями «милостыня» и «милосердный». Привлекает жизненный опыт учащихся.

Подводит учащихся через наводящие вопросы к целеполаганию.

Определяют базовые понятия урока. Анализируют противоречие, заключённое в проблемной ситуации, предложенной учителем. Понимают важность её разрешения.

Формулируют, что хотят выяснить на уроке. Определяют, что им поможет это выяснить (текст произведения). Соотносят, что могут в тексте проанализировать сами, а что – с помощью товарища или учителя.

Фронтальная ФОПД

Конструктивный

Учащиеся выбирают главную (ключевую) лексему из ряда предложенных. Учащиеся видят и формулируют проблему своими словами, понимают её значимость для себя лично и для общества в целом.

Учащиеся соотносят «хочу узнать – надо сделать - могу сделать» и планируют свою деятельность на уроке.

3

Стадия осмысления

Проанализировать текст стихотворения Тургенева «Милостыня» с точки зрения существующего противоречия

Разбивает учащихся на пары. Читает текст стихотворения вслух. Организует самостоятельную работу над текстом с разных позиций: нейтральной, позитивной, негативной, эмоциональной, творческой, обобщающей – приём ТРКМЧП «Шесть шляп мышления». Помогает парам, испытывающим затруднения с помощью наводящих вопросов. После этапа «жёлтая и чёрная шляпы» делает рокировку – меняет партнёров в парах – приём ТРКМЧП «Зигзаг»

Читают (слушают) текст стихотворения. Обсуждают его содержание. Взаимодействуют друг с другом для решения следующих задач:

Белая шляпа – «сжимают» содержание текста до трёх предложений, оставляя самое важное и формулируя своими словами;

Жёлтая – чёрная шляпа - анализируют поведение героя с положительной (жёлтая шляпа) и отрицательной (чёрная шляпа) сторон;

Меняются партнёрами, сравнивают результаты работы;

«Красная шляпа» - дают личностную оценку персонажу на основании полной (и положительной, и отрицательной) полученной характеристики;

«Зелёная шляпа» - переносят имеющиеся знания в изменённую ситуацию (Что было бы с героем, если бы…);

«Синяя шляпа» - обобщают свои наблюдения и открытия, формулируют идейный смысл стихотворения

Парная ФОПД

Конструктивный

Творческий

Учащиеся понимают и анализируют информацию в тексте. Понимают учебную задачу, определяют трудности в её выполнении и находят способы решения этих трудностей. Умеют взаимодействовать с товарищем в паре, объективно оценивать его деятельность. Различают главное и второстепенное, сокращают текст, перефразируя наиболее важные мысли.

Умеют находить в тексте факты, подтверждающие данный тезис.

Умеют сравнивать противоречивую информацию, давать личностную оценку герою и объяснять её.

Умеют творчески интерпретировать текст.

Умеют обобщать информацию, формулировать идею текста

4

Стадия рефлексии

Соотнести поставленные в начале урока цели и реально достигнутые.

Оценить свою деятельность на уроке.

Обращает внимание учащихся на поставленные в начале урока цели. Ориентирует учащихся на сопоставление намеченного и реально достигнутого. Организует деятельность учащихся по оцениванию своей деятельности

Соотносят намеченное и достигнутое. Делают вывод о степени раскрытия темы урока. Анализируют свою работу на уроке с помощью памяток с критериями самооценки.

Индивидуальная ФОПД

Конструктивная

Соотносят цель и результат деятельности. Умеют объективно оценить свою работу на уроке.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Харитонова Ольга Николаевна, учитель МБОУ гимназия им. И.А. Бунинагорода Воронежа

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!

Стихотворенияв прозе И. С.Тургенева «Нищий», «Милостыня», «Два богача».

6 класс

углубленного изучения), для чтения и изучения предлагаются стихотворенияв прозе «Близнецы»,

«Русский язык», «Два богача». Мы сочли возможным и целесообразным привлечь

дополнительные тексты, тематически связанные с последним, - «Нищий»,«Милостыня».

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели урока:

1) уяснить гуманистический смысл и идейно- нравственное содержаниестихотворений в прозе

«Нищий»,«Два богача», «Милостыня»;

2) выявить специфику жанра стихотворения в прозе.

Задачи:

2) совершенствовать навык выразительного чтения ;

3) формировать навык литературоведческого анализа текста;

4) развивать творческие способности учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать, понимать:

- историю создания стихотворений в прозе И.С. Тургенева;

Идейно -нравственное содержание стихотворений в прозе «Нищий», «Два богача»,«Милостыня»,

их поучительный смысл;

- значение понятий по теории литературы: стихотворение в прозе, притча.

Обучающиеся должны уметь:

- воспроизводить содержание отдельных эпизодов и всего произведения в целом;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения поистории и

теории литературы и необходимые литературоведческие термины;

- соотносить изучаемое произведение с фактами общественной жизни и культуры;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

(монологическое высказывание по исследуемой проблеме, а также в ходе дискуссии, беседы).

Компетенции, на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке: читательская,

ценностно- мировоззренческая, культурологическая, речевая, коммуникативная.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая,

индивидуальная.

Формы организации деятельности учителя на занятии: организаторская.

Прогнозируемые результаты:

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- развитие рефлексивных навыков;

- совершенствование речевой культуры обучающихся;

- развитие личностного потенциала и творческих способностей обучающихся;

- повышение коммуникативной культуры обучающихся.

Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную

информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи

Техническое обеспечение занятия: тексты стихотворенийв прозе «Милостыня», «Нищий» «Два

богача» (распечатка текста у каждого учащегося), словарь литературоведческих терминов,

презентация в программе PowerPoint , компьютер, проектор, экран, аудиозапись городского

романса «Нищая» в исполнении А. Малинина.

Урок открывает заранее подготовленное сообщение одного из учащихся , посвященное

истории создания тургеневского цикла стихотворений в прозе.Приведем примерный текст

сообщения.

Стихотворения в прозе создавались Тургеневым в 1877 – 1882 годах. Первоначально писатель

рассматривал стихотворения в прозе как эскизы будущих произведений. Некоторые из новых

писателя напечатать их. Цикл, состоящий из 51 стихотворения, появился в декабрьском номере

журнала «Вестник Европы» за 1882 год.

Круг тем, затронутых в «Стихотворениях в прозе», обширен: тема смерти, тема войны,

тема подвига и героизма, тема настоящего и будущего русского народа. Значительное место в

стихотворениях в прозе занимает изображение людских слабостей и пороков. Во многих

произведениях цикла звучит тема всепобеждающей силы любви, самопожертвования во имя

ближнего, превосходства жизни над смертью.

парах. Дети получают листы, где представлена информация из словарей и справочников. Задача

школьников –отобрать главную информацию, составить и записать в тетрадь краткое

определение жанра стихотворения в прозе.Группе из 2- 3 человек учитель поручает найти

информацию о данном жанре в сети Интернет.

Материал для работы в парах :

Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. (М.: Просвещение, 1988):

«Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера,

графически представленное как проза.В стихотворении в прозе ощутимо повторение

ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже –рифмы и т. п.,

то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи», -

указывается в одном из справочников по литературе.

Словарь литературоведческих терминов (составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев):

«Стихотворение в прозе - небольшое прозаическое произведение лирического характера. В

стихотворении в прозе, как правило, преобладает не повествовательный, асубъективно-

оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и,

стихотворение в прозе отличается тем, что звуковая организация его не выдерживаетсякак

система, хотя и приобретает определенное художественное значение, текст графически

представлен как проза».

Литературный энциклопедический словарь (П од ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева):

«Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими

признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность,

обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления

или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма. Поэтому не следует

путать Стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по

метрическому признаку, - с ритмической прозой и свободным стихом. Форма Стихотворения в

прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию

религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов;

первым образцом Стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы"

(изд. 1842); термин "Ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел

у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878- 1882. Широкого распространения жанр не получил»

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E8%F5%EE%F2%E2%EE%F0%E5%ED%E8%E5_%E2_%EF

http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/stihotvorenie-v-proze/?q=458&n=216

http://enc-dic.com/lit/Stihotvorenie-v-proze-499/

http://slovar.lib.ru/dictionary/stihotvorenijevproze.htm

Через 3 минуты осуществляется проверка выполнения задания. Дети читают записанные

определения, сравнивают, устно дают оценку работе друг друга.

Продолжает занятие выразительное чтениест ихотворенияв прозе «Нищий» (тексты

присутствуют на каждом столе)и анализхудожественного текста. Основная форма работы –

коллективная: беседа.

Учитель. В стихотворении в прозе присутствует событийный ряд либо просто упоминаетсяо

событии, которое послужило поводом к написанию произведения. Лирический ряд –обращение к

сфере человеческих чувств - в стихотворении в прозе, как и влирике вообще, на первом плане;в

вызванные этими событиями, впечатления от увиденного или услышанного. Событийный ряд

обычно невелик.

Беседа начинается с вопроса:

- Какое событие лежит в основе сюжета произведения?

Главное событие, описанное в произведении, - встреча лирического героя с нищим стариком.

Встреча как встреча. В то время нищие на улицах Москвы и Петербурга –явление обыденное. Да

и в наши дни можно повстречать людей, просящих подаяние. Но этот человек особенный.

Задание классу:

- Прочитайте описание внешности старика. Какой вывод делает лирический герой, созерцая

нищего?

Старик назван «дряхлым». У него «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы»

(вероятно, от долгого пребывания на холоде), «нечистые раны» (следствие болезни и, так сказать,

«неухоженности», отсутствия должного присмотра за пожилым человеком), облачен он в

«шершавые лохмотья». Рука, которую он протянул, прося подаяния, «красная, опухшая, грязная».

существо!» Но дело тут, понятно, не столько в бедности, сколько в другом: человек оказался

никому не нужным, ему некому протянуть руку помощи. А «он стонал, он мычал о помощи».

- С какой целью в произведении использованы глаголы «стонал», «мычал»? Почему автор не

привел слова нищего, ведь наверняка он произносил конкретные фразы, стараясь привлечь

внимание проходившего мимо дворянина? Заметим, что, прощаясь с лирическим героем, старик

изъясняется вполне разумно и членораздельно.

отражают впечатление, произведенное на лирического героя обращением нищего. Речь

измученного старика сливается в сознании лирического героя в один непрерывный стон. Герой не

воспринимает данное обращение в его словесном выражении, да конкретные слова и не важны в

создавшейся ситуации. Взгляд, протянутая рука, весь облик человека, доведенного до отчаяния,

говорят красноречивее любых фраз. Нищий старик весь воплощенная мольба о помощи. И

лирический герой не мог пройти мимо, не мог не откликнуться на эту мольбу: «Я стал шарить во

всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». «А нищий

ждал… и протянутая рука колыхалась и вздрагивала».

Вопрос учащимся:

- Каковы дальнейшие действия и переживания лирического героя?

Герой смущен и растерян, он испытывает глубокое неподдельное страдание от того, что ему

нечего дать старику. Душевное волнение выдают «похолодевшие пальцы» рук. Однако герой

сумел в буквальном смысле слова протянуть руку реальной помощи ближнему: «Потерянный,

повинуясь искреннему, сердечному порыву. Аристократ не побрезговал коснуться «грязной,

опухшей» ладони бездомного нищего, нуждающегося в поддержке. Значимость своего поступка

он осознал позднее. Словесник обращает внимание учеников на изменение эпитетов,

просящего подаяние видится лирическому герою «грязной, опухшей»; позднее она названа

«трепетной». Выбор эпитетовфиксирует изменение душевных движений лирического героя.

- Какой была реакция нищего? Почему он сказал: «Это тоже подаяние…»?

Старик изумлен, во- первых, обращением «брат» к своей скромной персоне со стороны

«барина». От изъявлений сочувствия он, вероятно, давно отвык. Хорошо, если прохожие дадут

грошик, не прогонят прочь, не обругают. А сколько людей просто равнодушно проходит мимо!

Поэтому старик потрясен отношением к себе как равному. И лирический герой получил ответное

рукопожатие и ответное «брат».

- Прочитаем авторское резюме в конце стихотворения: «Я понял, что и я получил подаяние от

моего брата». В чем же состояло это подаяние, полученное аристократом от нищего?

Зачастую прохожие (даже те, что не «жадничают») не испытывают подлинного сострадания к

тем, кому подают милостыню. Нравственное «зрение» обывателей не позволяет воспринимать

уличных оборванцев как своих собратьев. Они для них не токмо не ближние, которых, согласно

заповеди Иисуса Христа, надо возлюбить, как самих себя, а, напротив, совершенно чужие,

дальние, невольно ставшие помехой, тревожащие их благополучие.Лирическая новелла

Тургенева запечатлела жизненный «эпизод» чрезвычайной важности –сближение, «братание»

людей, разница в социальном положении которых огромна, если не сказать - непреодолима.

Однако эту пропасть удалось «сократить», ибо лирический герой проявиллюбовь к ближнему в ее

единственно верном понимании. И то, что бедняк оценил и принял знак уважения, тоже

подаяние. Лирический герой получил урок подлинного человеколюбия, - и, надо сказать, без

Урок продолжает работа в группах. Учитель предлагает детям объединиться в 4 группы для

выполнения заданий.

Группа обучающихся № 1 работает со стихотворением в прозе «Милостыня».

Задание группе обучающихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения в прозе «Милостыня».

2. Дайте ответы на вопросы:

- Кто герой лирической новеллы? Приведите ключевые слова и выражения, с помощью которых

описан внешний облик персонажа.

- Как герой оказался в бедственном положении? В чем причина его страданий?

- Каково душевное состояние старика? Почему он не решается просить милостыню?

- Как выглядит обратившийся к герою незнакомец? Как вы думаете, кто это?

- Какой совет был дан старику божественным посланником? Какой довод приводит незнакомец ?

Почему старик «встрепенулся» после слов незнакомца?

- Когда герой произведения протянул руку для подаяния, как отреагировал первый прохожий? А

второй? Стыдится ли теперь старик того, что просит милостыню? Почему?

Информация для учителя

В «Милостыне» нет лирического героя , поэтому отсутствует и субъективно- оценочное

восприятие изображенной ситуации. Данное произведение скорее носит характер притчи. Однако

«Милостыню» к жанру стихотворений в прозе.

Герой «Милостыни» во многом подобен персонажу стихотворения «Нищий». Это «старый,

больной человек», бредущий вдоль большой дороги. «Он шатался на ходу» от усталости. Его

«исхудалые ноги» «ступали тяжко и слабо», «одежда на нем висела лохмотьями». Одним словом,

«он изнемогал» под гнетом душевных и физических страданий.

«…Он был некогда здоров и богат… здоровье истратил, а богатство роздал другим… И вот

теперь у него нет куска хлеба –и все покинули его, друзья еще раньше врагов…»Геройне привык

унижаться, поэтому испытывает горечь и стыд при мысли о подаянии.

«Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный,

но не злой», - таким предстал перед героем незнакомец.Судя по внешнему облику, по внезапному

появлению и такому же исчезновению, а также учитывая то, что незнакомец называет старика по

Выяснив, что старик, несмотря на неблагодарность окружающих, не жалеет о розданном

богатстве и совершенных благодеяниях, незнакомец убеждает героя в том, что не следует

стыдиться просить милостыню. Просить милостыню – значит предоставить другим людям

реальную возможность творить добро.

После этого персонаж произведения Тургенева больше не стыдится того, что ему приходится

стоять «с протянутой рукой». Он с надеждой заглядывает в глаза проходящих мимо. Первый

прохожий отвернулся с суровым лицом. Что ж, всякие бывают люди. Бывают и такие, которые не

понимают, что это проверка их душевной щедрости – или скупости и скудости. А ведь на самом

деле подаяние – процесс взаимообмена добром. И неизвестно, кто получает больше: тот, кому

подают милостыню, или тот, кто ее подает. И воистину нищи духом все проходящие мимо, не

внимающие мольбам о помощи.

Группа обучающихся № 2 работает со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Нищий» » (1 - ая и 2-

ая строфа) .

Задание группе обучающ ихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение фрагмен та стих отворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» » (1 -

ая и 2- ая строфа):

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто- то камень положил

В его протянутую руку.

2. Дайте ответы на вопросы:

- Каков внешний облик лермонтовского нищего? Сравните его с портретом героя произвед ения

Тургенева «Нищий».

- В чем различие сюжетных ситуаций в произведения х Тургенева и Лермонтова?

- Сравните значение слова «живой » в 1 и 2 строфе?

- Какова роль мотива камня в стихотворении Лермонтова?

Информация для учителя:

Сходство лермонтовского нищего с т ургеневским стариком п очти буквальное: «бедняк

иссохший, чуть живой», «взор являл живу ю м уку» .

Образ нищего - антитеза прихожанам: он беден отс у тствием матери альных благ, в то время как

окружающие продемонстри ровали абсолютную д у ховн ую нищету. У него « иссох шая» те лесная

оболочка - он и же непоправимо очерствели вн утренне. Даже взгляд, являвший «живую м уку» , не

смог разбередить людских сердец: нищий так и н е дождался живой реакции непосредственной

чуткости, реальной отзывчивости. Хуже тог о: «… к то - то камень положил // В его протян у т у ю

входит мотив окамене ния, омертвения души, явно из числа тех, кого в н ароде именуют

«нехристями». Иис ус Христос, к ак мы п омним, движимый человеколюбием, п ревратил ка мни в

хлебы. А людское безду шие, к ак ни прискорбно, способно порой произвести обратное.

Группа обучающихся № 3 работает со стихотворением в прозе «Два богача» .

Задание группе обучающ ихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение по ролям стихотворения в прозе «Два богача ».

2. Дайте ответы на вопросы (см. учебник, с. :

Информация для учителя

Главный герой сти хотворения деревенский му жик, принявший племянницу- сирот у в свой

разоренный домишко. Ему теперь б у квальн о «не н а что… соли добыть, п охлебку п осолить » , так

как н а «Катьку последние гроши » п ошли. Но в крестьянском семействе никто не ропщет и все с

радостью едят « и не солен у ю » похлебк у , потому что знают: главное в жи зни не оставить в беде

ближнего, протянуть р у к у помощи нуждающемуся в поддержке и сострадании. Тургенев

выделяющему «целые тысячи н а воспитание детей, на лечение больных, н а призрение старых» . Не

умаляя заслуг последн его, х удожник со всей ответственностью заявляет: «Да леко Ротшильд у до

во имя ближнего.

Группа обучающ ихся 4 осуществляет п одборку пословиц русского народа и афоризмов,