Микеланджело рождение венеры. Сандро Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры. Другие герои картины

Сюжет

В мифе события разворачивались стремительно. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Так вот, оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Но все та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ — от нимф до богинь. Самым прекрасным творением оказалась Афродита.

«Рождение Венеры». (wikipedia.org)

Богиня возникла из морской пены. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она подплыла к берегу и вышла на сушу. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни).


«Весна». (wikipedia.org)

Раковину своим дыханием направляет бог западного весеннего ветра Зефир, а сопровождает его жена Флора, богиня цветов. Их союз символизирует единство духовной и плотской любви.

С алой мантией как знаком божественной власти, которой обладает красота над миром, изображена Ора Цветущая, одна дочерей Зевса и Фемиды. Она следила за порядком в природе и поэтому всегда теперь должна сопровождать Венеру.

Контекст

Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха. Боттичелли разделял идеи флорентийских неоплатоников, ратовавших за синтез античной мудрости и христианской морали. Поэтому для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было абсолютно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа.


Пьеро ди Козимо. Портрет Симонетты Веспуччи, до 1520. (wikipedia.org)

Точно не известно, кто позировал Боттичелли. По самой распространенной версии, это была Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи. Красоту ее воспевали, богачи и сильные мира добивались ее благосклонности. Симонетта умерла в 23 года от чахотки, но благодаря Боттичелли, который повторял ее лицо из картины в картину и при ее жизни, и уже после ее смерти, Симонетта стала «лицом» флорентийского Ренессанса.

Судьба художника

Боттичелли был человеком странным, по мнению его современников. Он не гнался за богатством, жил в мире своих фантазий и образов. У него не было ни семьи, ни дома. Но была красота, воплощенная на полотне, и этого для художника было более чем достаточно. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.


Сандро Боттичелли. (wikipedia.org)

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Даже папа Сикст IV, решивший расписать капеллу в своём римском дворце, лично выбрал Боттичелли для руководства работами.

Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».

В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Причин тому было несколько, как это обычно и бывает. Силы художника подтачивала болезнь ног. Мода на искусство менялась. Ко всему прочему против Боттичелли сыграло его следование заветам Джироламо Савонаролы — монаха, призывавшего отказаться от прелестей земной жизни. Обвинение монаха в ереси, признание виновным и сожжение на костре в какой-то мере сломили дух живописца.

Скончался Боттичелли на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых.

Экономико-Технологический колледж питания

Реферат

Картина Сандро Боттичелли “Рождение Венеры”

Выполнила: Даньшина Олеся

студентка группы 3ТО-418

Преподаватель: Лисицкая Вера Александровна

Санкт – Петербург 2011 год


Репродукция картины

Паспорт картины

Биография художника

Анализ картины

Личное впечатление

Список используемых сайтов


Репродукция картины

Паспорт картины

Название: Рождение Венеры

Материалы: темпера по холсту

Размер: 278,5Х172,5

Биография художника

Настоящее имя художника - Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход.

Ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. К ювелиру ("некоему Боттичелло", как пишет Вазари, человеку, личность которого по сей день не установлена), отправил Алессандро отец, устав от его "экстравагантного ума", одаренного и способного к учению, но беспокойного и до сих пор не нашедшего истинного призвания; возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром, по меньшей мере, с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.

Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке - искусстве необходимом для точного и уверенного "чернения", вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства.

Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине, превосходнейшему тогдашнему живописцу, которую покинул в 1467 году в возрасте двадцати двух лет. Отдавшись целиком живописи, он стал последователем своего учителя и подражал ему так, что Фра Филиппо его полюбил и своим обучением вскоре поднял его до такой степени, о которой никто не мог бы и подумать.

Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Боттичелли, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник.

Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как "Мадонна в розарии" (ок. 1470, Флоренция, Уффици) и "Мадонна с Младенцем и двумя ангелами" (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.

К периоду с 1467 по 1470 год - относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый "Алтарь Сант-Амброджо" (ныне в Уффици), Он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки.

Можно заключить, что уже в 1469 году Боттичелли - самостоятельный художник, ибо в кадастре того же года Мариано заявил, что сын его работает дома. Деятельность четырех сыновей принесла семье Филипепи значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками.

Уже в 1970 году Сандро открыл собственную мастерскую и где-то между 18 июля и 8 августа 1470 года закончил произведение, принесшее ему широкое общественное признание. Картина с изображением аллегории Силы предназначалась для Торгового суда

В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для "штандартов и других тканей" (Вазари), инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Одним из официальных учеников Боттичелли первого года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи, сын бывшего учителя мастера

Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви В том же 1474 году, когда было завершено это произведение, художника пригласили работать в другой город. Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ "Смерть Марии".

Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции. Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного на века сохранили черты погибшего. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана.

В промежутке между 1475 и 1482 годами, с усилением психологической выразительности, реализм изображения достигает своего максимального развития. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему "Поклонение волхвов", одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) - в Национальной галерее в Вашингтоне.

Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве; отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв.

Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая "Примавера" ("Весна") и "Рождение Венеры" заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо - сыновей брата Пьеро "Подагрика".

Судя по количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием.

Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Так как в больницу поступали, прежде всего зараженные чумой, роспись, вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии. Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы, а современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику - папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ - дуб и сочетание желтого с голубым - цветов герба делла Ровере, использованное в одеянии Аарона в последней картине.5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло, исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл "Декамерона" Боккаччо.

По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо, где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости.

Среди больших религиозных композиций несомненным шедевром является "Алтарь св.Варнавы", написанный тотчас же по возвращении из Рима. Большое произведение Боттичелли "Венчание Богоматери" (1490) проникнуто уже иным духом. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. В то же время здесь ощущается некоторый отход от "совершенства пропорций".

В 1493 году в личной жизни Боттичелли произошли важные события: умер и был похоронен рядом с отцом на кладбище Оньисанти брат Джованни.

Уже с юношеских лет, если не с рождения, Сандро несет в себе высокое стремление к красоте, чувство глубокого сострадания личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, - опасность погубить душу. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: "Покинутая", "Благовещение", "Венчание Богоматери", "Аллегория клеветы". После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в "Рождестве" к душераздирающим мотивам "Распятия" и "Сцен из жизни св.Зиновия". Так завершается этот путь - от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. Чувства художника не утрачивают остроты, но становятся крайне чуткими к вопросам совести и морали.

Боттичелли умер в 1510 году, одинокий, забытый, по словам Вазари. Возможно, одиночество было необходимо для духовной жизни художника и что в нем именно и заключалось его спасение.


Анализ картины

Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения, и с сюжетом «Коронования Девы». В образе Венеры, как и в других женских персонажах, преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции.

Пример: аллегория «Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года. Весна или Ора в «Рождении Венеры», возможно, символизирует целомудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, - чувственную, плотскую. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» (греческая мифология)

Богиня любви, возникла обнаженной из морской пены и на раковине добралась до берега. Первой сушей на ее пути оказался остров Кифера, но, обнаружив, что он очень мал, она перебралась на Пелопоннес, а затем окончательно обосновалась» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:

В пене воздушной

Пригнало ее дуновенье Зефира

Влажною силой своей

И Орры в златых диадемах

Радостно встретив богиню

Нетленной одели одеждой


Картина написана художником темперой (по-итальянски tempera, от temperare - смешивать краски). Краски (а также живопись такими красками), приготовляемые на основе сухих натуральных порошковых пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии - натуральные (разбавленный водой). На холсте в 1482 г. по заказу герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи для его виллы в Кастелло. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно.

Композиция картины отражает содержание бесед, которые вели между собой члены платоновской Академии при дворе Лоренцо Великолепного во Флоренции.

Самая знаменитаякартина Боттичелли “Рождение Венеры” в нет никаких “амуров, помогающих ей вступить на землю”.

Центральный образ картины - богиня Венера, рожденная из пены морской, подплывающая на раковине к берегу. Слева от нее дуют Зефиры, от их дыхания сыплются розы и словно наполняют всю картину тонким благоуханием. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. С другой стороны нимфа Ора, украшенная миртом, приготовила пурпурный плащ, чтобы укрыть Венеру. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в “Примавере”). Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в “Примавере”).

Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником Венера достигает берега в раковине (любимая формаИтальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами. Картина написана через четыре года после «Аллегории (от древне-греческого allegoria - иносказание).

Выражение отвлечённых идей (понятий) посредством конкретных художественных

ботичелли итальянский художник картина

Анкета

1. В каком году родился художник?

2. Знаете ли вы, какой эпохе принадлежит творчество Сандро Боттичелли?

3. Назовите настоящее имя художника.

4. В каком году была написана картина «Рождение Венеры»?

5. Названия, каких картин написанных Сандро Боттичелли вы запомнили?

6. понравилась ли вам картина?

7. Чем понравилась /не понравилась картина?

8. Кто по картине встречает на берегу Венеру?

Личное впечатление

Начнем с того, что, если бы мне не понравилась эта картина, я бы не писала о ней работу. А выбрала я ее потому, что она меня зацепила. Своей нежной и мягкой натурой.

Сама по себе картина не резкая на нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься. Больше всего в этой картине нравится, как изображена сама Венера, ее невинный взгляд, ее руки, которыми она слегка прикрывает части своего тела. Несмотря на то, что она полностью обнажена, ты глядишь на нее, будто она полностью одета. Никакой цензуры и никаких элементов, которые могли бы оскорбить чувства смотрящего на нее.

Через образ Весны передается определенная теплота смотрящему, так как на картине можно сразу заметить проявление некой заботы к Венере. Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью.

Каждый раз, когда я смотрю на такие произведения искусства, задумываюсь о том, что могло подвигнуть человека на то, чтобы написать что-то такое. Ведь «Рождение Венеры» не единственная картина, которая поражает и восхищает глаз человека. Порой хотелось бы забраться в голову автору и ощутить все эмоции и понять все мысли на момент написания картины. Но, увы, это невозможно. И мы довольствуемся своими мыслями и эмоциями когда смотрим на такие шедевры.


Список используемых сайтов

http://ancientart.in/arti/Rozhdenie-Veneryi-Botichelli.html

http://www.centre.smr.ru/win/artists/bottich/biogr_bottich.htm

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0118/p0118.htm

http://library.by/portalus/modules/biographies/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1096279235&archive=&start_from=&ucat=1&

http://smallbay.ru/artreness/botticelli04.html

http://www.maranat.de/agr_02_01.html

Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли. Некогда эта картина помещалась в одном из залов виллы Медичи, теперь она украшает собой флорентийскую Галерею Уффици. К "Рождению Венеры" нет другого отношения, кроме безусловного поклонения.

Несколько слов об авторе этого шедевра.Настоящее его имя Алессандро Филипепи.Боттичелли-"бочёночек",такое прозвище было у него в детстве.Был он,что называется, не от мира сего.Мечтательно пуглив,фантастичен в суждениях.Верил в озарения и не заботился о богатстве.Не построил своего дома,не создал семьи.Русский философ Н,Бердяев назвал его самым прекрасным и волнующим,поэтическим художником Возрождения.

Картина "Рождение Венеры"(1485г)была заказана ему для виллы Кастелло,которая принадлежала правящей во Флоренции (300лет) династии Медичи.

Портреты женщин редко встречаются у Сандро Боттичелли, но он воспел и прославил Симонетту Веспуччи - женщину, знаменитую своей красотой и любовью. Она была возлюбленной другого человека - Джулиано Медичи. Она - сама Красота, царица всемогущего искусства. И оттого с такой болезненной страстью греет Боттичелли руки у чужого костра. И оттого говорит о Симонетте Веспуччи то, что "никогда еще не было сказано ни об одной женщине".

По ней сходили с ума все знатные мужчины города, её благосклонности добивались братья Джулиано и Лоренцо Медичи.

Её современник так описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности.

Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы."

Картина изображает рождение Венеры из пены моря,или таинство явления в мир Красоты.Только что рождённая из морской пены,она подплывает к берегу.

Вглядитесь в эту Венеру,в эту стыдливую девушку,в глазах которой блуждает какая-то светлая печаль,будто на мучения идёт она в земную жизнь.А лицо богини стало для многих символом боттичеллевского настроения.

Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Следуя древнеримским поэтам, Боттичелли изображает волосы, разделенные на пряди и колеблемые морским ветром. Это зрелище очаровывает.

Чувственный облик прекрасной богини любви и красоты художник наделил чистотой и почти сакральной возвышенностью. Дождь роз, мерно ниспадающих в море, передан ясным языком линий и цвета.

Слева неё дует Зефир,проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры.От их дыхания сыплются розы и словно наполняют картину тонким благоуханием.Ритм их падения подобен ритму волн,образуемых движением раковины.

Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной.

В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты.

В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии.

Каждая деталь этой композиции подобна музыке.Ритм присутствует во всей картине- и в изгибе юного тела,и прядях волос,так красиво рвущихся к ветру,и в общей согласованности её рук,в отставленной ноге,в повороте головы и фигурах,которые её окружают.

На картине Сандро Боттичелли царствует обнаженная женщина, сотканная из ритмов мягких линий и целомудренно прикрывающая грудь и лоно...

На картине запечатлен тот момент, те часы полуночные, когда (по словам поэта В. Брюсова) еще "...не властен свет", но уже "расточилась тьма". Предрассветное утро, легкой рябью подернуто и еле-еле плещется пустынное море... Лишь на заднем плане картины виднеется голый берег с несколькими острыми мысками, да на берегу с правой стороны колышутся апельсиновые деревья.

Интересная судьба во всех,кто причастен к этой картине.Симонетта умирает от чахотки очень молодой,ей было всего 22 года.Так рассказывают о её похоронах:

"С непокрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел ее… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни ее считали не­превзойденной. Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти (chiesa di Ognissanti) во Флоренции (построена членом рода Веспуччи) . Джулиано погиб ровно через два года после её смерти, тоже 26 апреля.

Церковь Оньиссанти,где похоронены художник и его муза.

Художник при жизни боготворил свою музу и завещал похоронить его рядом с ней.Через 34 года после смерти Симонетты Сандро Боттичелли был похоронен во Флоренции в церкви Орньиссанти в ногах своей музы.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Около 1484 г. Холст, масло. 172,5 х 278,5 см.

Галерея Уффици, Флоренция

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Осип Мандельштам. « Silentium ».

«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», - писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной, и трудно себе представить, чтотриста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв.,мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. И все же это так. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этихмастеров его отделяла целая эпоха.

Боттичеллипринадлежал раннему Возрождению,кватроченто,его младшие современники - Высокому Возрождению, определившемуразвитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Степень приближения к этому идеалу стала мерилом совершенства, поэтому произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений. В них видели не иную, по-своему совершенную, эстетику, а лишь неумелость и примитивизм, их изобразительный язык казался грубым и невнятным. Лишь когда европейскиеживописцы научились с абсолютной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, лишь когдаскучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, каждый жест с картин и фресокРафаэля, возникла насущная потребность в новых художественных ориентирах. И Боттичелли, вместе со многими другиминесправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.

Автопортрет Сандро Боттичелли.
Фрагмент фрески "Поклонение волхвов" 1475 г.

Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени - средневековому и раннеренессансному. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту,искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Одним из кумиров прерафаэлитов стал Боттичелли, но преклонение английских живописцев дало лишь первый импульс все возрастающей славе этого мастера. Европейская культура нашла и продолжает находить в его наследии что-то жизненно важное для себя. Что же? Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» - прекраснейшей среди картин Боттичелли,поможет нам это понять.

Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV : вместе с другими крупнейшими художникамирасписывал фресками стены Сикстинской капеллы. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Самый яркийпредставитель этой банкирской династии, Лоренцо Великолепный, продолжалтрадиции своего деда Козимо и отца Пьеро,просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, философии, поэзии. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Власть Медичи снова казалась безграничной, и средитех, кто был отмечен и обласкан ею, - живописец Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1478 г.

Первую половину1480-х годовможно назвать античным периодомв творчестве Боттичелли. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов:«Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна»,«Рождение Венеры». Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного - Лоренцо ди Пьерфранческо. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.

Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но ипознакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Круг его почитателей, в которыйвходилимыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный, именовался Платоновской академией. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Так, в Венере они виделипрообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу, ибо, согласно учению Фичино, «красота - это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь - связующая сила, движущая мир к Богу». Благоговение,молитвенный восторгперед явлением божества (не важно- языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.

Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. В поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: "Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем". Но Боттичелли не иллюстрировал поэму, а мыслил в унисон с ее автором, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим - Кифера). Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора - одна из четырех богинь времен года, Весна. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта - символ вечной любви, у ее ног цветет анемон - первый весенний цветок, также один из символов Венеры. С неба падают розы, которые, по древнему преданию, появились на свет вместе с Венерой, ибо роза прекрасна, как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.


Зефир и Аура

Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы… вся картинасоткана из изысканно-красивых мотивов. Но не это делает еешедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, поэтомув некоторых его работах фрагменты производят большеевпечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).

Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Кроме того, эта яснаясхема - три композиционных узла, четко обозначенных на нейтральном светлом фоне, - позволилаБоттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов. Светлые, ненасыщенные, чуть блеклые цвета картины, подобные нежным переливам перламутра, также не отвлекают зрителя от прихотливых извилистых линий,невесомых силуэтов, грациозных жестов. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствоведБ. Беренсон, и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.

«Рождение Венеры» - одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей, излучинами берегов. Называя произведения живописи музыкальными или поэтическими, мы, зачастую, лишь эксплуатируем красивые слова. Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером,или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцыбосых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев; волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Особую прелесть придает картинето, что это крупное полотно написано с тщательностью миниатюры. Контуры век и бровей, крылья носа, пальцы, лунки ногтей, пряди волос, травинки, прожилки листьев - все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию.

Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви,сплетающиеся в объятии ветры- чувственную. Ветры и оразахвачены движением, они преданно служат богине, но и энергияветров, ипорыв оры- всерастворяется, гасится в абсолютном покое, окутывающемВенеру. Прекрасная статуя - вотслова, которые приходят на ум при взгляде на недвижную фигуру богини, и которые осознанно адресовал своим зрителям художник. Он был первым ренессансным мастером,запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести, и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой. Его современникам этот замысел был более понятен, чем нам: боттичеллиевская Венера точно повторяет жест античных статуй - Венеры Медичейскойиз флорентийского собрания Медичи и Венеры Капитолийской, которую художник, очевидно, видел во времяпребывания в Риме. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» - « Venus pudica ». (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие.) Плоть Венеры - жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой - похожа на мрамор. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы « S » обращают нас к искусству готики.


Сандро Боттичелли. Предположительно портрет
Симонетты Веспуччи. После 1480 г.

Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, - пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами.И все же с тех пор, как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви, каждое новое поколение пытается найти единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности. Прежде всего исследователей и зрителей занимает вопрос: существовал ли у боттичеллиевской Венеры реальный прототип? Возможно, художник увековечил в своем лучшем творениилицо любимой женщины? Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем. Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которуювоспевали поэты - возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит Джулиано. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическимореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой, и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты -возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.

Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли,несомненно одно: лицо Венеры - самое одухотворенное извсех, написанных художником, идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Эти лица похожи не столько чертами, сколько особым выражением безгрешной чистоты и безмятежности, странной отрешенности и грусти. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Это мечтательная, хрупкая, немного усталаякрасота.


Фрагмент картины «Рождение Венеры»

Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли,разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий. Ее лицо завораживает нас совершенной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть. Еще секунда - и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений, и чудо рождения закончится. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так,взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве.

Боттичелли с печалью оглядывался на античность - эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». С тех пор история европейской культуры стала длиннее почти на столетие, искусство стало еще раздробленнее и изощреннее, и, вглядываясь в лицо боттичеллиевской Венеры, мы все острее понимаем тоску художника по недосягаемой цельности.

16 744

Богиня любви и красоты на картине Боттичелли грустна и отрешена от мира. Ее печальное лицо притягивает наш взгляд. Почему в ней нет счастья, радости открытия и узнавания мира? О чем хотел поведать нам художник? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют.

«Рождение Венеры» (1483-1485, Галерея Уффици, Флоренция) – одно из самых известных произведений Сандро Боттичелли (1445–1510), великого итальянского живописца эпохи раннего Возрождения, представителя Флорентийской школы живописи.

«ЛЮБОВЬ СОЕДИНЯЕТ ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ»

Мария Ревякина, искусствовед:

Венера, олицетворяющая любовь, стоит в морской раковине (1) , которую бог ветра Зефир (2) несет к берегу. Раскрытая раковина в эпоху Возрождения была символом женственности и буквально трактовалась как женское лоно. Фигура богини скульптурна, а ее поза, характерная для античных статуй, подчеркивает непринужденность и скромность. Ее непорочный образ дополняет лента (3) в волосах, символ невинности. Красота богини завораживает, но она выглядит задумчивой и отрешенной на фоне других персонажей.

В левой части картины мы видим супружескую пару – бога ветра Зефира (2) и богиню цветов Флору (4) , сплетенных в объятии. Зефир олицетворял любовь земную, плотскую, и Боттичелли усиливает этот символ, изображая Зефира с супругой. В правой же части картины изображена богиня Весны Ора Талло (5) , символизирующая целомудренную, небесную любовь. Эта богиня также ассоциировалась с переходом в иной мир (например, с моментом рождения или смерти).

Считается, что мирт, гирлянду (6) из которого мы видим на ее шее, олицетворял вечные чувства, а апельсиновое дерево (7) было связано с бессмертием. Так композицией картины поддерживается основная идея произведения: о соединении земного и небесного через любовь.

Цветовой ряд, где преобладают голубые тона, придает композиции воздушность, праздничность и вместе с тем холодность

Не менее символичен и цветовой ряд, где преобладают голубые тона, переходящие в бирюзово-серые оттенки, что придает композиции воздушность и праздничность, с одной стороны, и некую холодность – с другой. Голубой цвет в те времена был типичным для молодых замужних женщин (им окружена супружеская пара).

Неслучайно и наличие большого зеленого цветового пятна в правой части полотна: этот цвет ассоциировался как с мудростью и целомудрием, так и с любовью, радостью, торжеством жизни над смертью.

Цвет платья (5) Оры Талло, переходящий из белого в серый, не менее красноречив, чем пурно-красный оттенок мантии (8) , которой она собирается укрыть Венеру: белый цвет олицетворял чистоту и невинность, а серый трактовался как символ воздержания и Великого поста. Возможно, цвет мантии здесь символизирует власть красоты как силу земную и священный огонь, который появляется каждый год на Пасху, как силу небесную.

«ВОСХИЩЕНИЕ КРАСОТОЙ И БОЛЬ ПОТЕРИ»

Андрей Россохин, психоаналитик:

В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2) , олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5) . Заботливым материнским движением она хочет накинуть на Венеру плащ, словно защитить ее от соблазняющего ветра Зефира. И это напоминает поединок за новорожденную. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.

А сама Венера при этом спокойна, она словно застыла в противоборстве двух сил. Обращает на себя внимание ее грусть, отрешенность от происходящего. Почему в ней нет счастья, радости открытия и узнавания мира?

Я вижу в этом предчувствие близкой смерти. В первую очередь символической – она отказывается от своей женственности и сексуальности ради божественной материнской силы. Венера станет богиней любовного наслаждения, которая сама этого удовольствия никогда не испытает.

Кроме того, на лицо Венеры падает еще и тень реальной смерти. Флорентийская дама Симонетта Веспуччи, которая предположительно позировала Боттичелли, была идеалом красоты той эпохи, но скоропостижно умерла в 23 года от чахотки. Художник начал писать «Рождение Венеры» через шесть лет после ее смерти и невольно отразил здесь не только восхищение ее красотой, но и боль от потери.

У Венеры нет выбора, и в этом причина грусти. Ей не суждено испытать влечение, желание, земные радости

Одежды Оры (5) очень похожи на одежды Флоры из картины «Весна», которая выступает символом плодородия и материнства. Это материнство без сексуальности. Это обладание божественной властью, а не сексуальным влечением. Как только Ора укроет Венеру, ее девственный образ тут же превратиться в материнско-божественный.

Мы можем даже заметить, как край мантии превращается художником в острый крюк: он втянет Венеру в закрытое пространство-тюрьму, обозначенное частоколом деревьев. Во всем этом я вижу влияние христианской традиции – за рождением девушки должно последовать непорочное зачатие и материнство, минуя греховную стадию.

У Венеры нет выбора, и в этом причина ее грусти. Ей не суждено быть женщиной-любовницей, подобной той, которая парит в сладострастных объятиях Зефира. Не суждено испытать влечение, желание, земные радости.

Вся фигура Венеры, ее движение направлены к матери. Еще одно мгновение – и Венера выйдет из раковины, которая символизирует женское лоно: она ей больше не будет нужна. Она ступит на мать-землю и оденется в материнские одежды. Она обернется в пурпурную мантию, которая в Древней Греции символизировала границу между двумя мирами – в нее заворачивали как новорожденных, так и умерших.