Михаил перченко коллекционер. Михаил Перченко. Господин собиратель. Брюгге: галерея Старых мастеров

Время : с 1 февраля по 13 марта 2011 года (часы работы: вт-вс с 10:00 до 19:00; касса до 18:00).

Место : Москва, Россия; Главное здание ГМИИ имени А.С. Пушкина; Волхонка, 12

Событие : Выставка «Искусство Северной Готики и Ренессанса. Живопись, скульптура, художественная мебель из собрания М.Е. Перченко (Москва)» .

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве открылась уникальная выставка, на которой представлены замечательные образцы североевропейского искусства конца XIII – начала XVII веков. Здесь можно увидеть произведения нидерландской и немецкой живописи, редчайшие предметы готической мебели, а также шедевры деревянной полихромной скульптуры. Все эти работы предоставил для выставки из своего частного собрания Михаил Ефремович Перченко - авторитетный российский коллекционер, президент Гильдии оценщиков международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, владелец галереи «Старые мастера».

Для российских любителей искусства эта экспозиция имеет особое значение, поскольку северная готика представлена в нашей стране весьма скудно: это редкость не только для частных коллекций, но даже для самых крупных музеев. Что же касается резной деревянной скульптуры, то она вообще практически отсутствует в музейных собраниях России. Поэтому данный раздел выставки, по словам ее куратора Вадима Садкова, «сопоставим с коллекцией ГМИИ и Эрмитажа вместе взятых».

Впервые в истории Пушкинского музея предметы из частного собрания демонстрируются не в Музее личных коллекций, а в Белом зале и Колоннаде главного здания ГМИИ . Уже одно это говорит об исключительной ценности экспонатов. Трудно даже сказать, для кого это бóльшая честь: для музея - принимать в своих стенах столь редкое собрание или для коллекционера - выставляться в этих престижных залах. Всего в экспозиции представлено около 60 западноевропейских полихромных скульптур XIII-XVI веков, 33 картины (в основном XV-XVI веков, главным образом на дереве) и десяток предметов готической мебели.

Михаил Перченко обладает почти полувековым коллекционерским стажем, однако лишь сегодня впервые представил широкой публике свою коллекцию (точнее, не всю коллекцию, а одну из наиболее значимых ее частей - примерно одну треть от всего собрания). Москвич, окончивший школу им. Гнесиных по классу скрипки, а впоследствии работавший врачом-психиатром, увлекся коллекционированием еще в юности - в советское время, когда собирать предметы искусства было невероятно трудно из-за крайне негативного отношения общества к такого рода деятельности. Поначалу Перченко отдавал предпочтение произведениям русской живописи, собирал также миниатюру, фарфор, стекло, затем «заболел» восточным антиквариатом и, наконец, обратился в сторону Запада - к работам средневековых и ренессансных мастеров Северной Европы, которые он собирает уже более 30 лет. Его выбор не случайно пал на искусство Северного Возрождения. «Мне близка философия и символика протестантизма - от человеческого к божественному, - объясняет коллекционер. - Итальянские мастера всегда идут от Бога к человеку, что приводит к идеализации... Совсем другие северные Мадонны. В них нашла отражение тема страдания, покорность судьбе, смирение». В настоящее время Михаил Перченко владеет одной из лучших в стране коллекций этой тематики. Сам он говорит о своей страсти так: «Цель моего собирательства - сохранить в памяти человечества ключ к пониманию того мира, который уходит навсегда».

Любопытно, что все эти бесценные экспонаты хранятся у собирателя дома. Старинная мебель, готические алтари и скульптуры, со вкусом подобранные декоративно-прикладные изделия - всё это составляет ежедневный быт необыкновенной московской квартиры, превращая ее в настоящий дом-музей. В то же время это не просто пространство с красивым интерьером, а живая среда обитания: обладатель всех этих сокровищ и его супруга воспринимают искусство как неотъемлемую часть домашней обстановки. Более того, предметы давних веков находят у хозяев непосредственное функциональное применение: они обедают за столом XVI века, буднично пьют из антикварных чашек, пользуются старинными шкафами и сундуками... «Я и моя семья живем этим искусством и с этим искусством, ведь живопись, скульптура, мебель и декоративно-прикладные образцы создали не только неповторимый интерьер, но и, пожалуй, стиль нашей жизни», - говорит коллекционер.

В музее им. А.С. Пушкина демонстрируется не разрозненная, а очень цельная коллекция, которая интересна именно в комплексе. Произведения объединены в три тематические группы. Первую группу составляют работы старых немецких и нидерландских мастеров живописи . Как известно, средневековые авторы редко подписывали свои работы и имена многих из них так и не удалось установить. Поэтому неудивительно, что многие картины на выставке принадлежат неизвестным художникам или, в лучшем случае, определены как относящиеся к определенной мастерской или «кругу» (характерная черта для цеховых мастерских).

Одной из самых ранних картин на выставке является работа «Бичевание Христа » кисти анонимного швабского мастера, которая датируется 1496 годом. Бичующие Христа воины в ярких нарядах, одетые как модные щеголи, изображены в непривычных для современного глаза танцевальных позах. Их жеманные жесты подчеркнуто угловаты и далеки от анатомического правдоподобия, но весьма выразительны и декоративны, создают драматический эффект. Сцена бичевания, вероятно, происходит, во дворце Пилата. Иисус привязан к колонне, одному из инструментов Страстей. Справа в чалме, в образе восточного царя, изображен, видимо, сам Пилат.

Неизвестному художнику нидерландской школы принадлежит работа «Оплакивание Христа » начала XVI века. Это чуть ли не самая ранняя копия с утраченного оригинала XV века Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes ) (ок.1420-25-1482) - раннего фламандского художника, склонного к психологической экзальтации образов и любовной проработке мелких деталей.

Из работ нидерландских художников XV–XVI вв. стоит особенно отметить уникальный триптих «Новозаветная Троица с мистическим источником животворящей крови Христа ». Работа приписывается мастерской валлонского художника Жана Белльгамба (Jean Bellegambe ) (ок.1470- 1534/1540), который известен пленительным колоритом своих картин и потому традиционно именуется Мастером цвета. На левой створке триптиха изображена св. Екатерина, на правой св. Варвара, а центральная панель отведена сюжету о триединстве Бога и искуплении первородного греха.

Из первоклассных работ нидерландских мастеров на выставке также можно увидеть небольшой «Ландшафт со сценой отдыха Святого Семейства на пути в Египет» («Отдых на пути в Египет»), написанный художником из круга фламандского живописца Иоахима Патинира (Joachim Patinir ) (1475/1480-1524). Патинир одним из первых начал писать религиозные сцены на фоне панорамных пейзажей и потому считается родоначальником европейской пейзажной живописи. В мире известно всего несколько картин, собственноручно подписанных Патиниром. Прототип работы из собрания Перченко находится в музее Прадо. Еще одним сокровищем коллекции является картина «Пейзаж со сценой избиения младенцев» кисти фламандца Гиллиса Мостарта Старшего (Gillis Mostaert ) (1528-1598).

Еще один интересный экспонат на выставке - состоящий из восьми эпизодов цикл «Страстей Христовых» , написанный неизвестным художником верхнерейнского региона в первой трети XVI века. Цикл представляет собой фрагмент верхней части многостворчатого алтаря, ныне разрозненного и пострадавшего от времени. В соответствии с традициями немецкой живописи того времени, мастер предлагает нам подробное повествование с описанием различных евангельских эпизодов.

Кисти фламандского живописца Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst ) (1502-1550) и художникам его мастерской принадлежит волшебная «Мадонна с младенцем на фоне пейзажа ». Обратите внимание, как искусно мастер облачил младенца Христа в прозрачную шифоновую рубашку.

Еще одна картина под названием «Оплакивание Христа » (начало XVI в.) приписывается мастеру «Поклонения волхвов» из собрания фон Грооте в Китцбурге (von Groote collection, Kitzburg ). На центральной створке этого триптиха, на фоне пейзажа с Голгофой и крепостными стенами Иерусалима, изображена собственно евангельская сцена оплакивания. На левой створке представлены сюжеты «Несение креста» и «Плат Вероники», на правой - «Воскресение Христа». Триптих является характерным образцом стилистики «нидерландского (антверпенского) маньеризма » с его любовью к сложным архитектурным декорациям, экзотическим костюмам, изощренным фантастическим фигурам, драматическим жестам и ярким цветам, запутанному многофигурному действию с обилием персонажей и пространственных планов.

Многие художники XVI века испытали влияние Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего. К этой категории работ можно отнести картину «Хождение по водам », которая приписывается немецкому художнику Гансу Леонарду Шейфелейну (Hans Leonard Schauffelein/Léonard Schäuffelin ) (ок.1480-ок.1540). Шейфелейн родился в и до 1505 года был там учеником и помощником Дюрера.

Среди картин из коллекции Михаила Перченко есть не только работы на религиозные сюжеты, но и замечательные образцы знаменитого нидерландского бытового жанра и даже светские портреты. Среди жанровых зарисовок характерной гротескностью образов выделяется работа «Веселое общество », созданная в мастерской фламандского живописца Яна Массейса (Jan Massys ) (ок. 1509-1575), сына Квентина Массейса. Здесь, казалось бы, изображена просто скромная пирушка, однако каждый предмет несет особую символику, и картина в целом обладает морализующим подтекстом. Например, волынка в руках у пройдохи слева является фаллическим символом, а горшок перед «дамой» на переднем плане - женским символом. Возможно, сцена высмеивает продажную любовь.

Еще один образец бытового жанра нидерландской школы живописи - картина «Свадебная процессия на фоне сельского пейзажа », выполненная художником из круга Питера Брейгеля Младшего «Адского» (1564-1638) во 2-й половине XVI - 1-й половине XVII века. Специалисты говорят, что данное полотно (в отличие от большинства картин на выставке, эта работа выполнена не на дереве, а на холсте, так что с полным правом может называться полотном) восходит к ныне утраченному рисунку отца художника, главного представителя династии Брейгелей - Питера Брейгеля Старшего по прозвищу «Мужицкий». Успех этого произведения был настолько велик, что в настоящее время известно не менее 14 сохранившихся копий, выполненных как Питером Брейгелем Младшим, так и его помощниками и современниками.

На холсте изображено яркое свадебное шествие на фоне ландшафта с ветряной мельницей. Как и «Веселое общество», картина, казалось бы, является простой жанровой зарисовкой, но в действительности наполнена разнообразными образно-философскими смыслами, которые были хорошо понятны современникам художника. Так, ветряная мельница намекает на распространенное в ту эпоху представление о мотиве мельницы как колесе Фортуны, воплощающем идею о постоянном цикличном движении законов мироздания. «О Боже, сколь внезапно Фортуна, вращаясь, всё перемалывает стремительным колесом», - гласила позднесредневековая поговорка. Ветряк также олицетворяет христианскую добродетель Умеренности: мельница является наглядным выражением принципа духовной самодисциплины, не чурающейся мирских благ, но и не допускающей никаких излишеств и выпадений из ритма мудрых законов мироздания. А изображенные на переднем плане крестьяне - это «дети природы», участвующие в извечном круговороте природных процессов. Люди на заднем плане занимаются традиционными сельскими работами, что, вероятно, намекает на круговорот времен года. Свадебная процессия направляется в церковь. Обратите внимание, что мужчины и женщины шагают отдельно - идти вместе было в те времена неприлично. Жених возглавляет процессию (на нем красная шапочка и такого же цвета чулки). Невеста также одета в красное платье. Перед ней бежит волынщик (тут снова будет уместно вспомнить, что волынка является символом мужского начала).

Новая ренессансная концепция значимости человеческой личности отразилась в развитии портретного искусства. На выставке этот жанр представлен несколькими интересными работами. Среди них назовем, во-первых, превосходный «Портрет молодой женщины с букетом цветов », выполненный нидерландским мастером в 1540-е годы. Девушка держит в руке букетик полевых гвоздик, который считался символом невинности. Кроме того, букет являлся атрибутом свадебных заказных портретов, которые были весьма распространены в Нидерландах в ту эпоху. Парного мужского портрета, насколько известно, не сохранилось.

Весьма выразителен «Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонского » (Porträt des Kurfürst Johann Friedrich der Großmütige von Sachsen ), написанный Лукасом Кранахом Младшим (1515-1586) в 1547 году. Иоганн-Фридрих Великодушный (1503-1554) был одним из предводителей Шмалькальденского союза, направленного против религиозной политики императора Карла V. Враждовавший с ним двоюродный брат вышел из союза и перешел на сторону католического императора. Вскоре начались боевые действия (Шмалькальденская война). В битве при Мюльберге в 1547 году Карл V нанес решающий удар по войскам союза и выиграл войну. Саксонцы были полностью разбиты. Иоганн-Фридрих попал в плен к Карлу V, приговорен к смерти, но затем помилован. В Виттенберге он подписал капитуляцию, согласно которой титул саксонского курфюрста переходил к Морицу, который и был объявлен курфюрстом (электором Саксонии) 4 июня 1547 года.

Таким образом, перед нами портрет, изображающий саксонского курфюрста в последний и самый тяжелый год его правления. Обратите внимание на тучность мужчины. По свидетельству историков, Иоанн-Фридрих был так тяжел, что не всякая лошадь могла его нести. Командуя войсками, он зачастую был вынужден передвигаться в повозке.

Из плена бывшего правителя вызволил лишь в 1552 году, не поверите, всё тот же двоюродный брат Мориц, к тому моменту уже взбунтовавшийся против своего бывшего союзника императора. Большинство владений, равно как и герцогский титул, Иоанну-Фридриху оставили, однако он лишился власти и через два года после освобождения из плена скончался в Веймаре, где проживал в конце жизни. Прозвище «Великодушный» („der Großmütige “) он получил за свое участие в движении Реформации и покровительство Мартину Лютеру. Кстати, именно Иоанн-Фридрих Великодушный в 1547 году впервые высказал идею основания Йенского университета, однако из-за того что в тот же год курфюрст попал в плен, замысел был реализован позднее уже его сыновьями.

Из других образцов светской портретной живописи на выставке можно увидеть «Мужской портрет » («Портрет ученого») кисти прославленного кёльнского портретиста - ренессансного художника Бартеля (Бартоломеуса) Брейна Старшего (Bartholomäus Bruyn der Ältere ) (1493 – 1555). Мужчина средних лет в черной шапочке одет по моде второй четверти XVI века. По всей видимости, это юрист или медик. Вероятно, данная работа была создана в начале 1530-х годов.

Среди других портретных работ немецких художников отметим картину Франса Поурбюса «Портрет инфанты Исабель Клары Еухении », созданную в мастерской нидерландского живописца Франса Пурбуса Младшего (1569-1622) в 1600-х годах. Изабелла Клара Евгения (Эухения) (1566-1633) была дочерью испанского короля Филиппа II Кровавого и внучкой императора Карла V. Изабелла Клара и ее сестра Каталина Микаэла были чуть ли не единственными близкими людьми, которым монарх доверял и которых искренне любил. Изабеллу Клару он называл «утешением своей старости и светом своих глаз». В возрасте 31 года Изабелла стала правительницей Испанских Нидерландов. Она также проявляла большой интерес к искусству. Ее придворным живописцем с 1609 года был Петер Пауль Рубенс, который также выступал послом и посредником при ведении мирных переговоров.

По композиции этот парадный портрет восходит к одноименной работе Франса Пурбуса (Поурбюса) Младшего, получившего почетный официальный заказ в 1599 году. Самим художником и его подмастерьями было выполнено несколько портретов инфанты, лучшим из которых считают картину из собрания английской королевы в Хемптон-коурте в Лондоне. На ней, как и на множестве других копий, инфанта представлена в парадном облачении рядом с карлицей . Портрет из собрания Михаила Перченко является репликой другого варианта данного портрета, на котором отсутствует изображение карлицы и уменьшено число деталей антуража.

Вторая составляющая экспозиции - деревянная полихромная скульптура XIII-XVI веков из Нидерландов, Словакии, Франции, Испании, Германии и Австрии. Эту часть коллекции Михаила Перченко специалисты называют самой лучшей в России. Сам антиквар говорит, что обладает самой большой в мире частной коллекцией деревянной храмовой скульптуры этого периода (всего более ста вещей, из которых на выставке представлено 60). Эти раритеты являются особой гордостью коллекционера. В основном это изображения святых и многофигурные композиции, которые помещались в алтарях церквей и соборов, образуя подчас довольно сложные композиции, миниатюрные архитектурные ансамбли, гармонично вписывающиеся в пространство храма.

Деревянная пластика составляет истинное очарование выставки: эти прекрасно сохранившиеся библейские образы привлекают внимание зрителей своей божественной красотой, их лица будто подсвечены изнутри. Хотя фигурки зачастую угловаты и непропорциональны, однако они создают вокруг себя особую гармоничную и камерную атмосферу, передают нам нежность их создателей, погружают нас в загадочный мир позднего Средневековья. Многие работы поражают удивительной выразительностью и проработкой деталей. Эти объемные расписные фигурки, сосредоточенные на темах страдания, смирения и покорности, вызывают в душе тихую, благоговейную радость.

Настоящей жемчужиной этого раздела выставки является дивная скульптура «Святая Анна и Дева Мария с Младенцем », выполненная в конце XIII в. нидерландским художником из региона реки Маас. За почти 700 лет к этой уникальной скульптуре ни разу не прикасалась рука реставратора. «Это достаточно ранний памятник произведений нидерландской пластики, произведений того времени сохранилось не так много, их по пальцам одной руки можно пересчитать», - отмечает куратор выставки Вадим Садков. Женские ликив этой скульптуре покоряют очаровательной наивностью и чистотой. Мы видим святую Анну, которая держит на руках Деву Марию и младенца Христа. Этот «семейный» сюжет (бабушка Анна с дочерью и внуком) был очень популярен в Северной Европе того времени.

Значительно позже, в 1480–1490 годах, уже в Кёльне, была создана деревянная многофигурная группа «Успение Богоматери ». Специалисты определили, что этот фрагмент алтарной композиции был исполнен в мастерской прославленного позднеготического скульптора Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider ) (1460-1531). Рименшнейдер избегал позолоты и яркой раскраски как знаков излишней роскоши, зато его работы поражают психологической точностью образов (обратите внимание на лица предстоящих у одра Марии). Скромная по размеру скульптура отличается строгостью и величественностью, соответственно значимости изображенного события. Полихромное покрытие сохранилось лишь частично.

Почетное место в апсиде главного зала занимает большой резной ретабль (3,20 на 2,80 м) «Святые Иаков Младший и Иоанн Евангелист » («Святой Иаков Младший (брат Иисуса) и Святой Иоанн Евангелист»). Этот многоярусный деревянный расписной алтарь со сценами жития святых был выполнен в 1505–1520 годах по заказу князей Гогенцоллернов-Зигмарингенов антверпенскими мастерами. На каждой фигуре алтаря стоит отметка в виде ладони - знак городской гильдии мастеров-резчиков. В XVI веке т акие повествовательные алтарные композиции вошли в моду , и антверпенские мастера делали их на экспорт для других европейских стран.

Великолепно сохранившийся шестичастный антверпенский алтарь представляет собой сложную многоярусную композицию, с центральной частью и боковыми створками, на которых изображены сценки из жизни святых. Запечатленные в дереве сюжеты выполнены с необычайной кропотливостью и состоят из множества ярко раскрашенных трехмерных фигур. Алтарь напоминает застывшее театрализованное шествие. Последним владельцем ретабля в начале века ХХ был германский император Вильгельм II.

Наконец, третий тематический раздел на выставке составляют изделия художественной мебели XV-XVII веков из ореха и дуба. Посетители могут увидеть сундуки и шкафы с изящной резьбой, а также причудливо декорированные креденцы (западноевропейская разновидность комода для хранения ценной посуды, получившая в русской традиции название «поставец»). Все эти старинные предметы мебели всё еще пахнут деревом, и этот запах старины помогает посетителю перенестись в далекое прошлое.

При подготовке статьи использовались следующие источники :

- Информация о выставке на официальном сайте Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
- Готика из московской квартиры . Велимир Мойст. Газета.ru.
- Интервью с Михаилом Перченко и куратором выставки Вадимом Садковым в передаче «Музейные палаты» на радиостанции «Эхо Москвы» .
- Коллекция Михаила Перченко в ГМИИ им. А.С. Пушкина . Статья на сайте ART products. на форуме сайта ARTinvestment.RU... Надежда Назаревская.

Коллекционирование современного искусства практически исключает приобретение подделок, чего не скажешь о коллекционировании старого искусства. Еще свежи воспоминания о прошлогоднем скандале в Париже, где на двух французских антикваров, представителей известнейших галерей Kraemer и Didier Aaron, было заведено уголовное дело по подозрению в продаже фальшивой мебели частным коллекционерам и государственным музеям. Проблемы атрибуции и провенанса являются ключевыми для антикварного рынка.

Однако в своей коллекции старых мастеров, средневековой скульптуры и мебели известный коллекционер Михаил Перченко уверен на все сто. В 2011 году ГМИИ имени А. С. Пушкина показывал часть его собрания, и выставка стала наиболее авторитетным подтверждением подлинности и качества коллекции. Самый крупный специалист и главный знаток готической и ренессансной скульптуры в мире Ханс Ньюдорп, директор Музея Майера ван ден Берга в Антверпене, атрибутировал и описал ее для каталога.

О своей уверенности, ковре Гитлера и других диковинах, а также о мечте об открытии частного музея коллекционер рассказал ARTANDHOUSES.

Ваше коллекционирование с детства носило системный характер. Тем не менее ваши пристрастия и вкусы менялись, как и коллекции - от русского фарфора и живописи до деревянной скульптуры XIII–XVI веков. Возможна ли еще одна смена направления?

Нет, эта коллекция самая значимая для меня. Я собрал самое лучшее, что появлялось на рынке за последние пятнадцать лет. Да, Востоком было интересно заниматься, но когда я узнал, что даже самые выдающиеся китайские профессора, авторитеты в своей области, не готовы атрибутировать произведения, то понял, что мне не хватит жизни, чтобы всё это изучить. Предмет нужно знать досконально, иначе это будет не коллекция, а свалка.

И вы решили коллекционировать западное искусство. Что повлияло на этот выбор?

Искусство Северной готики и Ренессанс - это вершины европейской культуры. Я считаю, что это основополагающие школы в мире, потому что итальянцы ценны только началом Ренессанса, XV - первая четверть XVI века, а потом они ушли в красивость, к сожалению. Например, Караваджо мне совсем не интересен. В Амстердаме лет десять назад была выставка «Рембрандт и Караваджо». Практически два современника эпохи барокко, а какая разительная пропасть между ними! Я не нашел никакого сходства между Рембрандтом и Караваджо, кроме того очевидного факта, что один закрыл классическую голландскую живопись, а другой - классическую итальянскую.

Мы сидим с вами за ренессансным столом, у которого трехсоткилограммовая царга длиной 3,8 метра; в дом его заносили шесть человек. А ходим мы по ковру, который тоже имеет уникальную историю. Это подарок шахиншаха Ирана Гитлеру в день его инаугурации в 1933 году - 37 квадратных метров, XVIII век, Тебриз. Куплен в Минске. Реституционная вещь. Это из приемной Гитлера, я его видел в документальной хронике.

У вас и наутилусы есть!

Три, ровно столько, сколько в Эрмитаже. Куплены у внучки Кочубеев. Музеи мне могут позавидовать. Ни у кого нет такого Питера Артсена. И мы пользуемся всей мебелью в доме; вот в этом готическом шкафу моя жена держит постельное бельё.

Вот этот складень сделан по заказу Гогенцоллернов-Зигмарингенов, когда они еще не были императорами Германской империи, и у него очень странная судьба. В 1939 году Вильгельм II, последний император, почувствовав приближение своей смерти, вернул его в Антверпен в церковь. Церковь была католическая, а в 1970-х годах стала протестантской, поэтому ретабль продали местному коллекционеру. А мой друг Пол, самый главный в мире торговец мебелью (у него 4000 квадратных метров складов, есть замок, забитый мебелью от подвала до крыши, конюшня, два магазина), только что купил новый роллс-ройс и проезжал мимо этого коллекционера.

Коллекционер говорит: «Пол, как я тебе завидую, мне жена не разрешает покупать такие машины». А он отвечает: «А зачем тебе покупать? Давай поменяемся». И он сменял новенький роллс-ройс на этот складень-триптих. И тут же вызвал меня, а я его купил.

Он для вас его выменял?

Конечно! Он же знал, что меня интересуют такие вещи, мы же знакомы были уже десять лет. Я расплачивался с ним полтора года. Последняя цена, которая ему была предложена, - это девять миллионов евро (я купил его, разумеется, за меньшие деньги).

А вот этот шкаф - XI век Южная Германия или XII век Англия.

То есть он не атрибутирован?

Его никто не может атрибутировать, так как нет таких специалистов. Понимаете, из того времени практически ничего не дошло. Это единственный предмет более раннего времени в моей коллекции, я им очень горжусь, он со всей родной фурнитурой. В нем нет ни одной новой детали, абсолютная редкость. Из-за того, что у него нет одной ножки, я не дал его на выставку в Пушкинский музей.

А это Тильман Рименшнайдер, выдающийся немецкий резчик. В Пушкинском музее все его скульптуры перекрашены. Там есть несколько его карликов. А у меня абсолютно нетронутые. Я не покупаю скульптуру, если в ней более пяти процентов утраченного полихрома. Поэтому моя коллекция особенно ценная.

Здесь у меня два Кранаха. Один из них - единственная реституционная вещь, которую я не отдал, мне ее жалко отдавать, честно скажу.

Это портрет Гольбейна. Куплен у братьев Дебуров всего за 25 тысяч евро, потому что они не разобрались в нем, он не был подписан.

А это ранний Ганс Гольбейн Младший, бернского периода. Работа была сделана в возрасте двадцати - двадцати пяти лет, когда он еще не выработал свой стиль, а подражал старый мастерам.

Выставка вашей коллекции в ГМИИ имени А. С. Пушкина сопровождалась каталогом. Считаете ли вы каталогизирование защитой и страховкой?

Защитой от кого, от воров? У меня невозможно что-то украсть: с одной стороны одно Посольство, с другой - второе, а напротив прокуратура. Защищен со всех сторон, плюс окна бронированные. А каталог необходим для систематизации коллекции. После выставки всем стало понятно, что я обладаю самой крупной в мире коллекцией полихромной деревянной скульптуры XIII–XVI веков. Кроме шестидесяти пяти скульптур в экспозиции были еще тридцать две первоклассные по качеству живописные работы.

Стал ли антикварный рынок за последнее время более прозрачным, чем в советское время, когда он был скорее «черным»?

Несомненно! Тогда даже понятия дилер не было - все были спекулянтами. Торговали в основном из-под полы. Не было ни галерей, ни антикварных салонов. Информация распространялась шепотом. Антиквариат был сосредоточен большей частью в Ленинграде. В то время в городе было 1,5 миллиона населения, из них почти 1,3 миллиона могли позволить себе купить хотя бы мебель красного дерева.

Были ли в вашей практике случаи приобретения подделок?

Пожалуй, нет. Иногда я приобретал работы с одной атрибуцией, а потом после тщательного и всестороннего исследования они оказывались другого авторства, но это для меня не является проблемой: я покупаю вещи только высочайшего класса. Для меня самым важным является качество. Вот видите, здесь висит работа нидерландского художника второго ряда Питера Косина, но какое качество живописи!

Ваш опыт коллекционирования не позволяет заподозрить вас в эмоциональных и случайных покупках. А происходили ли такие приобретения в молодости?

Если с произведением искусства устанавливается «контакт», то я, как правило, его беру. Здесь вопрос даже не «нравится - не нравится», а взаимодействие некое. Как я и говорил, важнейшим является качество исполнения и сохранность. Если вмешательство реставраторов составляет более пяти процентов, мне вещь становится неинтересной.

Следите ли вы за результатами аукционных торгов, если на них фигурируют работы интересующего вас периода?

Сам я с аукционов ничего никогда не покупаю, но у меня есть агенты в нескольких странах, которые следят за этим. В тех странах, которые меня интересуют: в Бельгии, Германии, Голландии. Ведь в одной Германии более двух тысяч аукционных домов, дилеры ездят и всё это отсматривают. У меня нет на это времени. Я езжу теперь только в Маастрихт раз в год, чтобы встретиться со всеми европейскими друзьями-коллекционерами и посмотреть высококлассные, выдающиеся произведения.

Какие проблемы возникают у коллекционера западного искусства при приобретении или ввозе произведения в страну?

С приобретением и ввозом проблем никаких нет. Вот с вывозом - могут быть. Например, Метрополитен (The Metropolitan Museum of Art. - Примеч. ред.) просит у меня на выставку мою скульптуру, но мне сказали, что вернуть будет практически невозможно - гарантии распространяются только на вещи из государственных музеев, а не из частных собраний. Поэтому зарубежные гастроли моей коллекции пока не угрожают.

Ваше собрание целиком находится в Москве?

Да, как видите, всё здесь - 450 квадратных метров искусства в квартире и часть в шоу-руме.

Какова роль шоу-рума и как туда осуществляется доступ?

Прийти и посмотреть может любой интересующийся человек, предварительно позвонив или написав мне. Там у меня в основном вещи на продажу, те, которые по различным причинам стали выбиваться из коллекции, или похожие. Когда приобретаешь что-то более значимое или лучшего качества, чем было, сразу хочется убрать старую вещь. Ведь коллекционирование - довольно жестокая вещь: чтобы купить что-то новое, нужно избавиться от чего-то.

Какой вы видите дальнейшую судьбу своей коллекции?

Мне очень хочется открыть частный музей в Москве, но пока я не встретил понимания у московских властей. Шилову и Глазунову бесплатно дали прекрасные особняки под довольно спорные собрания, а мне предлагают купить особняк за 10 миллионов долларов и сделать в нем ремонт на такую же сумму! Чтобы купить его, мне придется часть собрания продать! А выставлять тогда что? Я хочу сохранить коллекцию в полном составе. А вот в Бельгии мне предлагают совершенно бесплатно замок 2400 квадратных метров, и за то, что я вывезу к ним свою коллекцию для постоянного экспонирования, хотят только половину стоимости входного билета. А там поток туристов, интересующихся конкретно искусством, четыре с половиной миллиона в год.

Как можно больше смотреть, конечно! Самое главное, что тренирует глаз, - как можно больший объем просмотренных вещей. Теоретические знания дают базу, но бесценный опыт знатока приобретается только с годами, с количеством отсмотренных и «пощупанных» вещей. Поэтому нужно как можно больше ходить на выставки в музеи, посещать ярмарки и биеннале.

Париж. Начало нашего пути. Мы живем в отеле Rochester, а завтракаем в соседней булочной за углом - там круассаны и эклеры привычные для парижской жизни и провинции. Михаил Ефремович Перченко не только великий антиквар, он - гурман, и мы с радостью подчиняемся его руководству в сфере выбора вин, мест для приятного ужина компанией единомышленников, и даже завтраков!

В наш первый день мы посетили основные антикварные места правого и левого берегов Сены. «Тот, кто торгует на правом берегу, никогда не идет на левый берег и наоборот», - говорит М. Перченко.

Мы были в галереях Стейница, Louvre antiq, в галерее Vitte, но больше всего запомнилась нам фамильная галерея в третьем поколении «Galerie De Jonckheere». Они владеют одной из самых значительных коллекций Брейгеля (вернее Брейгелей) в мире. Семья открывает новый офис в Женеве и, несмотря на финансовый кризис, произведения первого уровня продолжают расти в цене и находят своего покупателя.

Отель на улице Фобур-Сент-Оноре: нам удобно гуляючи посетить все основные намеченные места нашего путешествия.


Михаил Ефремович и Axel Van der Stappen - племянник господина de Jonckheere и активный опытный арт-дилер.

Фабрика антиквариата - Дрюо.

Арт-дилеры здесь, как рабочие у станка. Ни в одном, пожалуй, месте так не ощущается потребительская стоимость вещи, как здесь. Не до сантиментов. Продано!


Дрюо открывается в 11:00, но люди собрались до открытия. Торги начинаются в 14:00 сразу в 20-30 залах.


Представлен антиквариат самого разного ценового диапазона. Например, так называемая «корзина» — ящик с предметами может иметь эстимейт 2-3 евро.

Брюгге: северная Венеция. Брюгге: шоколад, пиво, даже ягодное, каналы, антиквариат.


Нас фотографировал Поль... Ну, вообще ему простительно… после плотного ужина с выбором гурмана М. Е. Перченко.


Пиво. Для каждого вида свой бокал. Пиво к событию: Новый Год.

Брюгге: галерея Старых мастеров

Более 20 лет Жан Муст продает фламандское и немецкое искусство 17 века и его репутация в этом мире безупречна. Каждую картину Жан тщательно атрибутирует. У Жана 3-е детей, но похоже, что и картины в его галерее словно счастливые дети.

Имя Поля, де Грандэ широко известно в узких кругах серьезных коллекционеров и арт-дилеров.

Имя Поля Дэ Грандэ значит незапятнаную репутацию, высококачественную предметность с минимальной необходимостью к реставрации, широкий выбор предметов ДПИ и мебели 16-18 в. и высокий уровень сервиса. Кроме того, Поль прекрасный собеседник за столом.


Поль де Грандэ


Поль де Грандэ, отвечая на вопрос, стремится показать клейма этой фарфоровой люстры. Предположительно Мейсен.


Вечерняя прогулка по Брюгге после ужина в ресторане Breydel De Coninc: специализируется на свежих лобстерах, угре и мидиях. Наша группа, П. де Грандэ, М. Перченко на Ратушной площади .

Поль дэ Грандэ стал маршаном в послевоенное время. «Тогда никто и не думал об антиквариате», — рассказывает он. И дело пошло. Через несколько лет он приобрел замок, расположенный в 30 км. от Брюгге, затем ему стало не хватать площадей для расположения антикварной мебели, и на своей территории он построил специальный дом мебели.


М.Е. Перченко и П. де Грандэ.


Дом мебели де Грандэ


Замок де Грандэ

Поль живет в замке, где антиквариат везде: в детской, в спальне, в гостиной, даже в лифте. Предметы используются в быту и тут же продаются. И это органично! «И только мансарда отдана отдыху от антиквариата» — говорит Поль.

Знаменитая блошка - Саблон - в Брюсселе нас разочаровала. И пожалуй, компенсацией за упущенное время стало посещение ярмарки антиквариата Eurantica. Во-первых, мы сравнивали цены, мы много уже где были: галереи, Париж, Брюгге, Брюссель, ярмарки и т.д. Во-вторых, на ярмарке были представлены предметы в интерьерной обстановке. У хранительниц домашнего очага загорелись глаза. В-третьих, множество тематических экспозиций удовлетворило любопытство и кошелек и наполнило нас антикварными сувенирами.

Вениамин Гельман: «Галереи у нас нет, это частная коллекция, в которой преобладают самовары. Эту коллекцию собирала семья, и постепенно она расширилась от более простых экземпляров к редким - сейчас их в коллекции около сотни». На ярмарке представлен также и стол начала XX века по проекту Малютина мастерской Сергиева Посада, а также стулья той же мастерской; рядом стоят самовары московского и петербургского производства с накладным серебром. Еще один интересный экземпляр - начала XX века в стиле модерн производства европейской фабрики в Москве, скорее бульонка для подогрева кипятка на столе, чем настоящий самовар. Это - европейское изобретение, которое в России было не особенно в ходу».

«Турандот антик»


Евгения Деллос: «На салоне мы решили представить уникальные русские вазы 1840 года, французские буазери XIX века, итальянские парные столы XVIII века, а также парных венецианских львов XVII столетия и библиотеки “Буль”. Галерее в следующем году исполнится двадцать лет: когда-то она начиналась с магазина “Бабушкин сундук” в фойе ресторанов “Шинок” и Le Duc. Небольшому магазину было все сложнее вместить растущую коллекцию - так, в 2006 году вместе с рестораном “Турандот” состоялось открытие галереи “Tурандот Антик”. Наше главное направление - интерьеры частных домов, коттеджей и общественных помещений (банков, офисов), где антиквариат встраивается в современное пространство. А еще вместе с академией «Турандот» и Институтом арт-бизнеса и антиквариата галерея устраивает лекции по истории искусства».

В Москве начала работу Гильдия оценщиков при Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров; о создании Гильдии было объявлено еще в 2009 году. Как происходит оценка и какие документы выдаются - об этом AI расспросил президента Гильдии

Как раз в эти дни в Главном здании ГМИИ имени А. С. Пушкина проходит выставка «Искусство Северной Готики и Ренессанса. Живопись, скульптура, художественная мебель из собрания М. Е. Перченко (Москва)» (о выставке см. , фоторепортаж на форуме AI см. ). Вот об этом бы и поговорить с авторитетным коллекционером, владельцем галереи «Старые мастера». Но служба есть служба. И к Михаилу Ефремовичу Перченко - президенту Гильдии оценщиков при Международной Конфедерации антикваров и арт-дилеров сайт пришел с набором куда более утилитарных вопросов.

ARTinverstment.RU: Михаил Ефремович, поздравляем Вас с важной выставкой. Но мы по другому поводу. Еще в 2009 году было объявлено об организации профессиональной гильдии оценщиков при МКААД. Потом в течение долгого времени - тишина. Какая сейчас ситуация?

Михаил Перченко : Мы получили документы на Гильдию оценщиков как юридическое лицо только в ноябре 2010-го. Очень уж долго нам не оформляли регистрацию. Но сейчас мы уже приступили к работе и выполнили первые заказы.

AI: Оценку, понятно, можно делать только на подтвержденные вещи. Чьи экспертизы подлинности вы принимаете?

М. П. : У нас очень строгий подход. Вот министерство культуры зарегистрировало 875 экспертов, а мы акцептировали только тридцать (имеется в виду список аккредитованных экспертов МКААД. - AI .). Мы принимаем экспертизу специалистов, зарегистрированных МКААД, оцениваем работу и выдаем бумагу.

AI: Кто из специалистов сегодня входит в Гильдию оценщиков при МКААД?

М. П. : Пока нас только трое: я как президент и два моих вице-президента. По Москве - Олег Петрович Таиров и по Санкт-Петербургу - Михаил Суслов. Скоро на общем собрании будут рассмотрены еще три десятка заявок. Мы ведь можем привлекать к оценке всех экспертов Конфедерации антикваров и арт-дилеров, всех 30 человек. Они, как вы знаете, зарегистрированы по группам. Я, например, специалист по старым мастерам. Оценка по старым мастерам производится мной и Андрианом Мельниковым. Если пришли с русским академическим искусством, то даем на оценку Михаилу Суслову или вызываем Олега Петровича Таирова. Если принесли западноевропейскую живопись XIX века - это опять же к Андриану Мельникову. Эксперты по своему направлению являются одновременно и оценщиками. Если они не музейные работники, конечно.

AI: Выдачей какого документа Гильдия оценщиков при МКААД завершает работу над произведением?

М. П. : Сейчас мы выдаем документ, который называется не оценкой , а анализом рыночной цены произведения . Связано это с тем, что пока мы не аккредитованы как оценщики в Торговой палате при какой-то гильдии оценщиков. Вот когда мы аккредитуемся при большой гильдии, тогда мы получим право называть выдаваемый документ оценкой .

AI: А что мешает оформиться в качестве профессиональной гильдии?

М. П. : По правилам для того, чтобы зарегистрировать специализированную профессиональную гильдию оценщиков, нужно иметь в составе 300 членов. А откуда их взять? Можно опереться на экспертов МКААД, но их тоже далеко не 300. Сейчас мы вынашиваем планы присоединиться к архитекторам и дизайнерам - им разрешили иметь в составе гильдии оценщиков минимум 50 членов.

AI: Как же выдает оценки АРТ КОНСАЛТИНГ, если неоткуда взять 300 членов для образования гильдии?

М. П. : Они тоже выдают документ, который не называется оценкой , а является собственной формой подтверждения рыночной цены.

AI: Не возникнет ли потом проблем со страхованием или получением кредита под залог у людей, которые согласны на такую форму документа?

М. П. : «АльфаСтрахование» принимает оценку Гильдии для страхования предметов искусства. Альфа-Банк под наш документ может выдать кредит. Вообще, по страхованию у нас за спиной две мощные партнерские структуры - «АльфаСтрахование» и СК «Ростра» (в которой советником генерального директора является Андриан Мельников).

AI: Требуете ли вы какой-то документ, подтверждающий, что человек, представивший работу на оценку, является ее владельцем?

М. П. : Строго говоря, не требуем. Можно сказать, мы верим на слово. Мы считаем владельцем того, на чье имя выдано экспертное заключение о подлинности. Кроме того, некоторые галереи выдают свои сертификаты на имя покупателя. А дальше уже дело страховой компании. Она принимает наши документы и сама знает как ей дальше подойти к этому вопросу.

AI: Получается, что под вещь с вашим документом о цене можно получить кредит (в Альфа-Банке) и застраховать произведение (по крайней мере в «АльфаСтраховании» и «Ростре»), правильно?

М. П. : Да.

AI: А кредит выдают на всю сумму оценки?

М. П. : Нет, с дисконтом около 40 процентов. Это обычная практика.

AI: Злые языки говорят, что в вашем статусе заложен конфликт интересов: сами оцениваете и сами же продаете. В некоторых случаях появляется соблазн завысить цену. Как преодолеть этот конфликт?

М. П. : Во всем мире так. Кто еще может делать оценку, как не человек, каждый день имеющий дело с продажами? Но ситуация с завышением цены практически невозможна. Расчет делается по формуле, и мы никому не идем навстречу - ни чужим, ни своим. Оценивается конкретная вещь - по базам данных, по состоянию, с использованием формулы Соломона и пр. Кроме того, у нас тоже закладывается дисконт по оценке, как во всем мире: от формульной цены стандартно сбрасывается 20 процентов.

АI: А на какой срок вы выдаете документ о цене?

М. П. : Срок действия документа - 10 лет. Но надо понимать, что мы даем оценку на конкретное число. И за десять лет все существенно поменяется. Выход - повторно подавать на оценку в тот момент, когда это нужно.

AI: Ваших координат сейчас нет в интернете. А как вас вообще люди находят?

М. П. : Думаю, уже в этом месяце будет открыт сайт. Пока - да, работает сарафанное радио. Обращения клиентов регистрируются по телефону: 8 (499) 238–22–39 . Так что все желающие могут обращаться. Причем мы можем организовать и экспертизу произведения искусства, если человек пришел на оценку с картиной без заключения.

AI: Сколько стоят услуги Гильдии оценщиков и как долго выполняется заказ?

М. П. : Сама услуга по определению рыночной цены стоит от 500 долларов за вещь. Точная цифра зависит не от стоимости произведения, а от сложности случая. Это, конечно, без стоимости экспертизы. Эксперты, определяющие авторство и подлинность, берут от 1 000 долларов до 3 000 евро. По времени оценка занимает обычно не более 10 дней.

АI: Насколько сегодня востребована услуга оценки? Какова примерная емкость этого рынка? Известно же, что прежде русские коллекционеры не любили страховать свои собрания.

М. П. : Не любили, в том числе и потому, что раньше были трудности с их оценкой, принимаемой страховыми компаниями. С ноября мы уже оценили две крупные коллекции, по 200 картин. С целью страхования. Мы знаем уже десять человек, которые собираются страховать свои коллекции, и коллекции серьезнейшие. Естественно, мы не только беремся за коллекции, но и делаем индивидуальные заказы - на оценку одной картины. А вообще потенциал рынка - до 100 крупных коллекций, многие из которых являются пока секретными.

АI: Секретными? Это когда владельцы - чиновники или бандиты?

М. П. : Нет, бандиты не собирают искусство. Они предпочитают вещи более понятные: золото и бриллианты.

АI: Как организована сама оценочная процедура?

М. П. : Оценщик выезжает на дом, или ему в Москву привозят картину (например, в специальную комнату хранения в ЦДХ, где базируется МКААД). Специалист делает оценку. Потом собирается правление Гильдии, на котором мы рассматриваем оценочный документ и решаем, ставить ли свою подпись. На правлении рассматривается и технология, по которой делалась оценка. Удивительно, но интуитивная оценка эксперта может отличаться от рассчитанной по формуле в пределах 10 процентов - настолько уже глаз наметан. В оценочном заключении пишется, что оценка проводилась по формуле, но по какой формуле - не указываем. В финале клиент получает оценочную папку (куда входит его экспертное заключение, снимки в разных режимах и документ об определении цены).

AI: Если организация дает работам клиентов более высокую оценку, чем ее конкурент, то все клиенты побегут к более «доброму» оценщику. Как с этим справляться?

М. П. : Но если они потом не смогут и близко продать или получить под такую «щедрую» оценку кредит, то тогда они снова вернутся к более честному оценщику. Просто если оценка неправильная, то банк перепроверит и не выдаст кредит под залог такой работы.

AI: Точно, банки наверняка перепроверяют..

М. П. : Мы даем реальную продажную оценку, то есть определяем, за какие деньги человек на самом деле может продать эту работу в текущий момент времени.

AI: Получается, что честным быть выгодно?

М. П. : Абсолютно.

Вопросы задавали Константин Бабулин, AI и Владимир Богданов, AI



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.