Михаил коклюшкин. Виктор Михайлович Коклюшкин: биография, карьера и личная жизнь. Виктор Коклюшкин - Судьба человека

Виктор Коклюшкин родился 27 ноября 1945 года в городе Москва. Родители являлись простыми рабочими, и сам мальчик уже в четырнадцать лет устроился на фабрику слесарем, а вечерами посещал школу рабочей молодежи.

После службы в армии продолжил образование в полиграфическом техникуме и на высших театральных курсах Российского Института Театрального Искусства, где получил диплом «эстрадного драматурга». Так как семья нуждалась, Виктору приходилось постоянно подрабатывать. До того, как получил определенную популярность, Коклюшкин сменил несколько специальностей. Будущий писатель работал разнорабочим, корректором, комендантом в военкомате, редактором. Все трудности переносил с присущим ему юмором.

В возрасте двадцати трех лет Коклюшкину поручили вести свою колонку в «Литературной газете». Вскоре статьи перспективного автора под названием «Клуб «Двенадцать стульев» стали пользоваться особой популярностью у читателей. Спустя несколько лет монологи Виктора впервые прозвучали со сцены в исполнении артиста эстрады Евгения Кравинского.

Тексты молодого автора получили определенную популярность среди исполнителей, они приносили успех и нравились публике. Его лучшие монологи вошли в репертуар Клары Новиковой, Евгения Петросяна, Владимира Винокура, Ефима Шифрина, но сам автор еще долгое время оставался за кадром.

Только в 38 лет Виктор Коклюшкин решился на публичное выступление с собственным рассказом. Это произошло в эфире программы «Вокруг смеха». Автор с гнусавым голосом сразу полюбился зрителем, а его шутки быстро уходили в народ.

Настоящий триумф пришел к сатирику после исполнения Ефимом Шифриным монолога «Алло, Люся!», который стал одним из самых популярных выступлений эстрадного артиста. Как утверждает сам автор, все свои истории берет из жизненных наблюдений, этим и обусловлена их популярность в народной среде.

За весь период творческой биографии Виктор Михайлович написал более десяти книг, среди которых самыми популярными стали «Алло, Люся, это я!», «Убойная реприза» и «Стой, кто идет?!». Писатель создал тексты к четырем полноценным сольным концертам, участвовал в написании сценария к мультфильму «Великолепный Гоша», который снят на студии Союзмультфильма в конце 80-х.

Творчество Виктора Коклюшкина

Библиография

1988 - «Хорошо, когда светит солнце» (Москва, издательство «Искусство», тираж 50 тыс. экз.)
1993 - «Юморист» («Детская книга», 1993, тираж 100 тыс. экз.)
1999 - «208 избранных страниц» в золотой серии юмора (Москва, «Вагриус», тираж 30 000 экз.)
1999 - «Блеск» (Москва, «Аграф»)
2002 - «Смешная жизнь» (Москва, «Вече»)
2004 - «Бывали дни веселые!» (Москва, «Империум пресс»)
2007 - «Мое пальто» (Москва, «Зебра-Е» АСТ)
2007 - 52 том, «Антология сатиры и юмора России XX века» (Москва, «ЭКСМО»)
2008 - «Слезы птеродактиля» (Москва, «Зебра-Е» АСТ)
2009 - «Алло, Люся, это я!» (МОСКВА, «АСТ»)
2010 - «Убойная реприза» (МОСКВА, «АСТ»)
2010 - «Стой, кто идет?!» (МОСКВА, «Эксмо»)
2014 - «Приехали!» (Москва, «Алгоритм»)

Сценарист

1976 - Последний фокус (киножурнал «Фитиль» № 170) (мультфильм).
1983 - Великолепный Гоша. История восьмая (мультфильм).
1984 - Великолепный Гоша. История девятая (мультфильм).
1986 - Фокусник (мультфильм).
1987 - Портрет (мультфильм).
1987 - «Дядя Ваня и другие» (телевизионный фильм).

Премии Виктора Коклюшкина

1972 - первая премия на Всесоюзном конкурсе юмористов
1976, 1982 - Лауреат «Московского комсомольца»
1985, 1989 - премия Всесоюзного конкурса по разговорным жанрам
1987 - литературная премия журнала «Юность»
1999 - премия «Литературной газеты» «Золотой теленок»

Семья Виктора Коклюшкина

Первая жена - Любовь Сэпп, эстонка.
Дочь - Эльга Викторовна Сэпп (род. 1 июня 1972) - по профессии психолог, работала манекенщицей в Милане, снималась в клипах Влада Сташевского, групп «Ногу свело», «Моральный кодекс», «Крематорий», в 2005 году вышла замуж за телеведущего Владимира Соловьева.

Внуки - Даниил Соловьев (род. 12 октября 2001), София-Бетина Соловьева, Эмма-Эстер Соловьева (род. декабрь 2006), Владимир Соловьев (род. 14 февраля 2010), Иван Соловьев (род. 6 октября 2012).

Вторая жена - Ольга Яковлевна Злотник (псевдоним - Эльга Злотник), работала киноведом, писательница, окончила МИСИ и киноведческий факультет ВГИКа.
Сын - Ян Викторович Злотник (род. 1984) - художник-оформитель, учился в Школе-студии МХАТ.

Виктор Михайлович Коклюшкин. Родился 27 ноября 1945 года в Москве. Советский и российский юморист, писатель-сатирик, эстрадный драматург, сценарист, телеведущий, колумнист.

Из семьи коренных москвичей. В одной школе с ним учились дети высокопоставленных лиц, в т.ч. сын маршала и дочь министра.

Писать начал еще в школе. Он вспоминал, что когда отправил свою первую смешную историю в газету, то там посчитали ее доносом и пообещали разобраться в ситуации.

С 14-ти лет начал работать на фабрике слесарем, по вечерам учился в школе рабочей молодежи.

Далее была служба в армии. Там его склонность к сатире едва не завершилась трагедией: он жестко пошутил в частушке о сослуживце и тот с оружием даже кинулся искать Коклюшкина. Но все обошлось. "После этого я понял, что если шутишь, то нужно думать, как это воспримут", - признавался сатирик.

Пробовал поступать в военное училище, но его туда не приняли. Он по этому поводу шутил: "А если бы получилось наоборот, не иначе сейчас бы министром обороны стал и во всем мире воцарился бы мир. Тогда меня судьба в юмористику и занесла: артисты попросили, чтобы я для них писал, а дальше и сам на эстраду пошел".

Но до этого он сменил много разных профессий, так, несколько лет работал старшим инженером по охране и реставрации памятников истории и культуры.

Свою литературную деятельность Виктор Коклюшкин начал в 1969 году, публиковал юмористические рассказы в «Клубе 12 стульев» «Литературной газеты». Печатался во многих газетах и журналах.

Произведения Коклюшкина имели все задатки театральности: в 1972 году конферансье Москонцерта Е. Кравинский, с разрешения автора стал исполнять рассказы «Была весна» и «По диким степям». С 1980 года Коклюшкин стал писать для эстрады.

Рассказы Коклюшкина во времена СССР переводились и печатались с 1972 года в Польше, Венгрии, Чехословакии, Германии, Болгарии, а также переводились на языки народов СССР.

В 1981 году окончил Высшие театральные курсы ГИТИСа.

В 1983 году он впервые попал в «Останкино» - в программу «Вокруг смеха» .

Его монологи сразу стали популярными у публики.

Монологи и рассказы Коклюшкина исполняли многие известные артисты: , Коркина, В. Остроухов, В. Мельников и другие.

Коклюшкин автор серии монологов «Алё, Люся», «Мы с Петькой», популярных монологов «Автоответчик», «Гербалайф», «Одноклассники», «Женская консультация», «Репетиция», «Полный вперед», «Бюст», «Переводчик», «Конкурс красоты» и многих многих других.

Виктор Коклюшкин написал целый ряд пьес и программ, например, «Эх, Андрюша» (исп. В. Мельников, реж В. Коровин). На сцене Театра эстрады шли его пьесы «Три вопроса» (режиссёр Э. Бутенко, муз. В. Дашкевича), «Круглая луна» (реж. Э. Бутенко, муз. В. Дашкевича), «Фотография на память» (реж. В. Григорян), «Я хотел бы сказать...» (режиссёр В. Точилин).

По трагикомической повести Коклюшкина «Петя» артист Москонцерта В. Максимов сделал моноспектакль.

С конца 1985 года Коклюшкин написал сценарий двухчасовой развлекательной передачи «Была зима», которая вышла на первом канале, съёмки проходили в исторических местах Москвы.

Коклюшкин участвовал во многих популярных передачах на центральных каналах - «Аншлаг», «Смехопанорама», «Кривое зеркало» «Смеяться разрешается», «Измайловский парк», «Клуб юмора» и других.

Писал сценарии и выпускал телепередачу «Юмориста вызывали?», где снимался Ефим Шифрин.

С 2012 года Коклюшкин стал колумнистом газеты «Аргументы и факты» в рубрике «Диагноз Коклюшкина».

Виктор Коклюшкин - Судьба человека

Рост Виктора Коклюшкина: 176 сантиметров.

Личная жизнь Виктора Коклюшкина:

Дважды был женат.

Первая жена - Любовь Сэпп, эстонка. Познакомился с ней во время службы в армии. Она привлекла его внимание тем, что хорошо танцевала, а еще ему понравилась ее необычная фамилия Женился на ней сразу после демобилизации.

В браке 1 июня 1972 года родилась дочь Эльга Викторовна Сэпп. Как пояснял Коклюшкин, он не хотел, чтобы дочь носила его фамилию: "Я не хотел, чтобы дочка мучилась с моей фамилией. Коклюшки ведь это не только то, чем вяжут вологодские кружева. Раньше была присказка: «брынчать коклюшками» - что значит рассказывать байки. Так что у меня профессиональная фамилия, которая очень подходит. А для дочки, которая, впрочем, в детстве сочиняла прекрасные сказки, когда еще даже в школу не ходила, нет".

Первый брак распался в 1982 году из-за предательства жены. Как рассказывал Виктор Михайлович, однажды жена шокировала его известием о своем романе на стороне: "Однажды она просто сказала мне, что полюбила другого человека. Я ответил: «Что же поделать, полюбила, значит, полюбила. Я тебе не держу». Она же ответила, что уходить им некуда, поэтому вещи собрал я. Потом были разговоры и на повышенных тонах, но первая беседа была именно такой, как я описал. Это, конечно, было очень тяжело. Справлялся с предательством также, как справляются все люди в нашей стране". После развода с первой женой не общается, так и не смог простить ей измену.

Дочь Эльга Сэпп по профессии психолог, работала манекенщицей в Милане, снималась в клипах Влада Сташевского, групп «Ногу свело», «Моральный кодекс», «Крематорий». В 2005 году вышла замуж за телеведущего .

Внуки - Даниил Соловьёв (род. 12 октября 2001), София-Бетина Соловьёва, Эмма-Эстер Соловьёва (род. декабрь 2006), Владимир Соловьёв (род. 14 февраля 2010), Иван Соловьёв (род. 6 октября 2012).

Эльга Сэпп и Владимир Соловьев

Вторая жена - Ольга Яковлевна Злотник (псевдоним - Эльга Злотник), работала киноведом, писательница, окончила МИСИ и киноведческий факультет ВГИКа.

Он тяжело переживал развод с первой супругой, у него появились проблемы с алкоголем. Из депрессии его вывела вторая жена и вернула к нормальной жизни. Коклюшкин вспоминал: "Жена сказала мне, что если я продолжу справляться с проблемами так, как я это делаю сейчас, у нас все закончится. Она сказала, что надо с этим делом завязывать. Скажу честно, это было непросто. Были и внутривенные, и посещение врачей. Была такая клиника в самом центре Москвы, там лечили под псевдонимом, но меня все равно все знали. Я стал туда ходить чуть ли не по четыре раза в неделю. И действительно, через какое-то время мне стало лучше, я даже помолодел".

В 1984 году у пары родился сын Ян Викторович Злотник, он учился в Школе-студии МХАТ, художник-оформитель.

Библиография Виктора Коклюшкина:

1988 - «Хорошо, когда светит солнце»
1993 - «Юморист»
1999 - «208 избранных страниц»
1999 - «Блеск»
2002 - «Смешная жизнь»
2004 - «Бывали дни весёлые!»
2007 - «Моё пальто»
2007 - 52 том, «Антология сатиры и юмора России XX века»
2008 - «Слёзы птеродактиля»
2009 - «Алло, Люся, это я!»
2010 - «Убойная реприза»
2010 - «Стой, кто идёт?!»
2014 - «Приехали!»

Сценарии Виктора Коклюшкина:

1976 - Последний фокус (киножурнал «Фитиль» № 170)
1983 - Великолепный Гоша. История восьмая
1984 - Великолепный Гоша. История девятая
1986 - Фокусник
1987 - Портрет
Дядя Ваня и другие

Награды Виктора Коклюшкина:

1972 - первая премия на Всесоюзном конкурсе юмористов
1976, 1982 - Лауреат «Московского комсомольца»
1985, 1989 - премия Всесоюзного конкурса по разговорным жанрам
1987 - литературная премия журнала «Юность»
1999 - премия «Литературной газеты» «Золотой телёнок»


Виктор Михайлович Коклюшкин ( род. 27 ноября 1945 , Москва) — писатель- сатирик и телеведущий.

Виктор Коклюшкин родился в 1945 году в Москве. Окончил издательско-полиграфический техникум и Высшие театральные курсы ГИТИСа. В 1969 году Коклюшкин стал автором страницы « Клуб «Двенадцать стульев» » «Литературной газеты». В 1972 году с его рассказами выступил на сцене конферансье Москонцерта Е. Крапивский.Коклюшкин писал монологи для таких эстрадных артистов, как Геннадий Хазанов, Евгений Петросян, Клара Новикова, Владимир Винокур. Он придумал для Хазанова героя его ранних выступлений — студента кулинарного техникума.

Дебютировал на телеэкране в 1983 году в передаче «Вокруг смеха». Участвовал в телепередачах «Аншлаг», «Смехопанорама» и др.

На дочери Виктора Коклюшкина женат известный телеведущий Владимир Соловьёв.

Голос у Виктора Коклюшкина действительно такой, каким вы его слышите с экрана. Специально он его под смешную интонацию не подгоняет. Да и ничего он под общепринятые стандарты не подгоняет. Собственно, и писателем он становиться не собирался…

Виктор Михайлович, вы признанный мастер в своем цехе - цехе юмористики. А сами вы считаете себя уже классиком?

Отвечаю. Недавно вышла книга, где Аверченко, Зощенко, Булгаков, О’Генри, Марк Твен, Шукшин и… Коклюшкин. Поэтому кто-то, может быть, считает. Сам я себя классиком, конечно же, не-счи-таю (подчеркивает, разбивая интонационно по слогам). И готов, по завету Владимира Ильича Ленина, учиться, учиться и еще раз учиться.

А учиться, как я понимаю, вы именно у классиков собираетесь?

В первую очередь нужно учиться у жизни. Жизнь в России настолько богата, многообразна, загадочна и непредсказуема, что учиться надо каждую секунду.

А кого из классиков вы любите? Кого-то вы перечитываете до сих пор?

Вообще из классиков, конечно, Антон Павлович Чехов, а из тех классиков, кто считался чистым юмористом, это Аркадий Аверченко. Он не просто смехач, не просто давильник - это те юмористы, которые только ради смеха. А у него и забавные сюжеты, и характеры, и комические ситуации - великолепный мастер юмористического жанра Аркадий Аверченко.

А из современных писателей кто-то вам интересен?

Из современных писателей - вот сейчас я скажу, что я своим чутким носом почувствовал. Сейчас появляются и в серьезной прозе, и в поэзии, и в юмористике просто как грибы после дождя талантливые люди. Читаю некоторые прозаические рассказы, написанные замечательно, но меня охватывает страх, что этим ребятам и этим девочкам надо где-то печататься, чтобы они не скисли, не покрылись плесенью. А тиражи у литературных журналов крохотные, по четыре тысячи. В Интернет они уходят, но толстый журнал всегда был учителем писателя. Чтобы попасть на страницы «Нового мира» - нужно было пройти серьезную не только цензуру, но и редактуру. Если молодой идет в Интернет без редактуры - он лишается умного советчика. Редактура - это как хороший фуганок горбыль остругивает. К тому же кризис тушит некоторые издательства - уже в начале года погасли как свечки на ветру. Вот что я могу сказать.

А как вы выбираете вообще книгу для чтения? Ктото вам советует?

Нет, не по совету, конечно. Советуют, так я нарочно - наверное, характер у меня такой противоречивый - не буду. Если где-то случайно я заметил фамилию интересного писателя, то невольно в книжном магазине или еще где-то остановлю свое внимание. Ну и сарафанное радио продолжает действовать. Или кто-то кому-то сказал, или я кому-то…

Когда вы сами поняли, что хотите быть писателем и помните ли вы свою первую публикацию?

Я не собирался становиться писателем. В пятнадцать лет Витя Коклюшкин пошел на фабрику и учился в школе рабочей молодежи. После школы рабочей молодежи он был в рядах Вооруженных сил. После службы в рядах опять работал и учился и совершенно случайно попал на последнюю полосу «Литературной газеты». Там был «Клуб 12 стульев», в ту пору супермодный. Потом случайно попал на эстраду, случайно какой-то мультфильм сняли, случайно стал лауреатом и т. д. Витя не собирался становиться писателем. Мне нравилось в армии, я с удовольствием работал на фабрике - оглядываясь назад, это мои самые солнечные дни.

А как вы отдыхаете? Где, каким образом?

Я не знаю. Если я устаю, то начинаю что-нибудь делать и - сразу отдыхаю. Наверное, Всевышний сделал меня для того, чтобы я не отдыхал, а работал. Я заметил: если я устаю, мне нужно срочно начать что-то делать.

В отпуск-то вы все равно куда-то ездите, наверное?

Редко. Во-первых, работа была связана с гастрольными поездками, а во-вторых, кто-то родился врачом, кто-то артистом, кто счастлив, что он сажает маленькие деревца, которые потом станут большими, кто с удовольствием их рубит - у каждого свое предназначение. Самое главное - это в юношестве учуять, в чем твое предназначение, и тогда ты будешь счастлив. И надо учуять человека, который мог бы пойти с тобой рядом по жизни.

Молодежи сегодня объясняют, что надо выйти замуж за того, у кого крутая иномарка, ну, значит, человек будет несчастлив чисто по-бабьи, а ее муж - по-мужски. Надо все это в раннем возрасте найти - свою профессию, свою вторую половину - и все будет о’кей!

Это уже пожелания, а я как раз и хотел спросить, что бы вы пожелали читателям «Вечерней Москвы»?

Если вы смотрите фильмы 50-60-х годов, то обязательно или на столе лежит, или кто-то читает, сидя на бульваре, «Вечернюю Москву». «Вечерняя Москва» - это символ нашей столицы. Поэтому желаю газете процветать, а читателям ее читать.

К кому вы прислушиваетесь, выбирая книгу для чтения?

Александр СЕМЕННИКОВ, депутат Мосгордумы:

Бывает, что боишься начать книгу, которая испортит настроение или впустую израсходует твое время. Я читаю рецензии. Но для меня важнее рекомендации и советы моих знакомых и друзей. Я прислушиваюсь к людям, вкусам которых я доверяю. Например, я знаю, если книгу посоветовал депутат Мосгордумы Евгений Бунимович - ее стоит прочитать.

Не верите - спросите у Петьки. Он, козел, вместо того чтобы мусор на свалку отвезти, привез на выставку.

Ну там, на бывшем заводе, какая-то выставка: сломанные стулья, арматура… и он, козел, кучу мусора туда! На свалку далеко везти, он и свалил. А тут мужик какой-то кричит: «Это что?!» А Петька показывает вокруг и говорит: «А это что?» Мужик: «Это экспонаты!» Петька ему: «И у меня тоже экспонат!» Ну а у Петьки вид небритый, злой с похмелья… вылитый художник. Мужик спрашивает: «А как называется?» Петька подумал и говорит: «Голос разума!» После таких умных слов мужик сразу вежливее стал. «А как ваша фамилия?» - интересуется.

Петька, подлец, чувствует, что наклевывается что-то и говорит: «СыровГолландский!» Мужик ему: «Ждем вас завтра на открытие, господин СыровГолландский!» Ну, Петька приехал, смотрит - куча на месте, а рядом табличка «Голос разума».

Люди разные… ходят туда-сюда. Остановятся у кучи, подбородок вздернут, прищурятся, губу подожмут, головой понимающе покивают.

Петька рядом с кучей гарцует, наслаждается. Корреспондент какой-то спрашивает: «Что значит для вас творчество?» Петька говорит: «Все!» Телевизионщики подкатились, в глаза светят, в нос микрофон тычут: «Что вы этим хотели сказать?» Петька говорит: «Я хотел сказать, что искусство не должно отрываться от помойки… то есть от народа!» Какая-то тетка баламутная с диктофоном: «Как вы относитесь к нетрадиционным отношениям в сексе?» Петька говорит: «Я б их всех!..» Она говорит: «Браво!» А тут - банкет! Петька, козел, упился дармовой водки, к женщинам полез, в глаз получил…

Короче, в репортажах с выставки современного искусства он на фотографиях и на экране везде в центре: в порванной рубахе, с синяком, на полу на карачках… То есть пока мы честно трудились - он, козел, знаменитым стал! Через два дня приехал на автобазу, мы тут на мусорных машинах, он - на джипе! Говорит: «Со своей кучей скоро в Берлин поеду на биеннале!» Мы говорим: «А джип откуда?» Он нам: «Это спонсорская поддержка!» А из этой поддержки три телки пялятся, хихикают. «Голландский! - кричат. - Иди к нам! Нам скучно!» Ну, блин, не приедь он на джипе с бабами - не было б ничего, а так!.. Наутро все наши козлы мусор вместо свалки на эту выставку поволокли! Сашка - мебель поломатую, ну там комод, этажерка, диван-клоповник, назвал: «Светлое прошлое»; Васька остатки двух «запорожцев» - обозвал: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану на пляже Антальи». Генка вообще нечто эротическое: старая никелированная кровать, а на ней бревно! Юрка в политику ударился - ржавые батареи парового отопления, стеариновая свеча, коробок спичек и надпись: «Заседание Совета министров в отопительный сезон»! Да все и не перечислить! Хлипкие интеллигентные художники в панике - что они против наших мусорщиков! Выставка трещит от экспонатов, а их везут и везут отовсюду. Торопятся! В городе - паника! Лично мэр, не буду называть его фамилию, надел кепку и поехал разбираться. А там хрен разберешься, где мусор, где инсталляция, где хлам, а где перформанс ихний! Короче, закончилось все тем, что выставку закрыли, а на ворота повесили объявление: «Свалка мусора запрещена! Штраф 1000 рублей!» А все Петька, козел, отвез бы свой мусор куда положено, и люди могли бы спокойно наслаждаться на этом самом биеннале современным искусством!

Виктор Коклюшкин Если бы не эстрада, он стал бы столяром

Он написал о себе в собственной книге «Юморист» так: «Виктор Коклюшкин родился в Москве утром, он красив, скромен, элегантен. Виктор Михайлович любит собак, кошек, лошадей и птичек разных тоже. Как почти всякий пишущий, он сменил несколько профессий: был слесарем, корректором, выпускающим издательства, полотером, комендантом пенсионного отдела горвоенкомата, старшим инженером по охране и реставрации памятников истории и культуры, редактором отдела сатиры и юмора в еженедельнике, артистом, кроме того, он - старшина запаса». Пожалуй, такую характеристику вряд ли можно чем-то дополнить. И тем не менее…

— Виктор Михайлович, сколько книг у вас уже вышло?

— Четыре. И столько же вышло моих спектаклей. Но в основном мои тексты на эстраде, на радио, в телепрограммах с успехом «озвучивают» популярные артисты. В 1983 году Ефим Шифрин стал лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады, исполнив мои юмористические и сатирические рассказы. В том же году я впервые появился на телеэкране в передаче «Вокруг смеха» с каким-то сатирическим рассказом. А Шифрин в той же передаче впервые прочитал мой монолог «Алло, Люся!» С тех пор меня стали приглашать на телевидение довольно регулярно, хотя до этого мои рассказы часто звучали в радиопередаче «С добрым утром!»

— Коклюшкин - это ваша подлинная фамилия или псевдоним?

— Хороший вопрос. У меня все свое: и фамилия, и голос. А моя фамилия произошла от слова «коклюшки» - это палочки, на которых плетут вологодские кружева. В словаре Даля при толковании этого слова есть сноска: мол, есть такое выражение «бренчать коклюшками», то есть рассказывать какие-нибудь смешные байки. Так что я полностью соответствую своей фамилии.

— Первый рассказ свой помните?

— А как же! После армии я работал на заводе. И как-то меня бес попутал: сочинил рассказ и отправил его в одну из московских газет. Сюжет был простеньким: о трех выпивохах. Две недели покупал газету, но так и не увидел своего произведения. А месяца через полтора получил письмо, которое могу процитировать дословно: «Уважаемый товарищ Кукушкин! Ваше письмо, сигнализирующее о нарушениях отдельными лицами общественного порядка, направлено на рассмотрение в Мосгорисполком». Я даже взбесился: ведь я рассказ написал, а не какой-то там сигнал о недостатках. Вскоре получил еще одно письмо, уже из управления коммунального хозяйства. Там было следующее: «Уважаемый товарищ Клюшкин! Ставлю вас в известность, что, согласно такому-то постановлению, распивать спиртные напитки в общественных местах категорически воспрещается». После этого мне, что называется, под хвост вожжа попала, и я написал еще один юмористический рассказ, который отправил в «Литературную газету». На этот раз его напечатали, и вскоре я стал постоянным автором 16-й полосы клуба «12 стульев» «Литературки».

Мои рассказы звучали по радио, и за свое писательство я стал получать гораздо больше, чем на основной работе. От «Литературной газеты» я принимал участие в вечерах юмора в ЦДЛ. Так стал выступать и на сцене.

— А кто вы по образованию?

— В моем дипломе черным по белому написано, что моя профессия - драматург эстрады. Я окончил Высшие театральные курсы при ГИТИСе.

— Почему вы все время читаете на сцене по бумажке? Неужели не помните собственные рассказы?

— Дело в том, что у меня плохая память. Я всегда удивляюсь театральным артистам, которые запоминают огромные тексты.

— Теперь, думаю, самое время вспомнить что-нибудь смешное.

— Смешные случаи бывают чуть ли не на каждом концерте. К примеру, как-то в концертном зале «Россия» снималась новогодняя передача «Аншлаг». Ведущая Регина Дубовицкая объявляла в радиомикрофон выступавших, а после этого сразу же его отключала и уходила за кулисы. И вот Регина объявила Владимира Винокура. Ушла за кулисы, а микрофон отключить забыла. Смотрит, Винокур за кулисами, как обычно, травит байки. Она и сказала ему: «Володя, твою мать, я же тебя объявила!» А микрофон-то включен, и эти ее слова слышал весь огромный зал. Такого подарка зрители не ожидали, хохот стоял несколько минут.

— Судя по всему, ваш любимый артист - Ефим Шифрин…

— С Шифриным мы сотрудничаем уже 20 лет, вместе выпускали четыре спектакля.

В них принимали участие также Клара Новикова и Валерий Гаркалин. Еще мои тексты читают Владимир Винокур и Евгений Петросян. К сожалению, молодых артистов речевого жанра сейчас очень мало. А прежде только в мастерской сатиры и юмора Москонцерта в штате насчитывалось 156 человек, в мастерской чтецов - 92 человека. А ведь были еще Росконцерт, областная филармония.

— Виктор Михайлович, ваши герои какие-то занудные и язвительные. А вы сами какой по характеру?

— Позволю себе смелость сказать, что я добрый и общительный.

— В свободное время чем занимаетесь?

— В основном читаю книги. Особенно люблю Чехова, Тургенева. А телевизор смотреть боюсь. Какую программу ни включишь, все бегают с пистолетами и стремятся или убить кого-то, или банк ограбить. Новости посмотришь - тоже за голову хватаешься…

— У вас счастливая семья?

— Дай Бог здоровья всем семейным людям, и мне в том числе. У меня замечательная семья. Жена Ольга окончила строительный институт и киноведческий факультет ВГИКа. Сын Ян вот-вот закончит школу.

— Если бы вам пришлось сменить профессию, кем бы стали работать?

— Думаю, что столяром. В детстве это мне очень нравилось. Мой дядя работал столяром, и я любил запах стружки, с удовольствием работал стамеской, рубанком…

— Если не секрет, сколько вам лет?

— Да какой же это секрет! Я с 1945 года. Меня и Виктором родители назвали в честь Победы…

Творчество, достижения, личная жизнь известного сатирика - обо всем этом, и не только, будем говорить в нашем материале.

Ранние годы

Коклюшкин Виктор Михайлович появился на свет 27 ноября 1945 года в Москве. Еще во время обучения в школе будущий сатирик стал работать на фабрике. Затем молодой человек отправился в армию. Отдав несколько лет служению родине, Виктор Коклюшкин вернулся в столицу. Парень поступил в издательско-полиграфический техникум. Одновременно будущий артист стал посещать театральные курсы в ГИТИСе. Здесь парень постигал сценическое мастерство.

Прежде чем заняться публичной деятельностью, Виктор Коклюшкин сменил широкий ряд профессий. Артист зарабатывал на жизнь в качестве слесаря, работал редактором в газете, корректором текста, был комендантом в военкомате.

Творческий дебют

Еще во время работы на фабрике Виктор Коклюшкин посвящал свободное время написанию сатирических рассказов. Свое наиболее удачное творение, которое пришлось по душе многочисленным коллегам по производственному цеху, начинающий автор решил отправить в одно из столичных печатных изданий. На протяжении нескольких недель Коклюшкин покупал газету, надеясь увидеть собственный рассказ на ее страницах. Однако этого так и не произошло. Позже автор получил объяснительное письмо, в котором рассказывалось, что его юмористическая история о приключениях друзей-выпивох подверглась цензуре и не может быть напечатана в приличном издании.

Отказ совершенно не смутил Виктора. Через некоторое время из-под его «пера» вышло еще одно сатирическое произведение. Второй рассказ был отправлен автором в редакцию «Литературной газеты». Вскоре Виктор Коклюшкин наконец увидел свою работу на страницах печатного издания и даже более. Сатирик получил предложение от газеты стать постоянным автором ее юмористической колонки.

Некоторое время Виктор Коклюшкин активно сочинял сатирические истории для «Литературной газеты». Затем его рассказы стали пользоваться успехом у широкой аудитории. Автора стали приглашать на радиостанции Москвы, где он зачитывал свои произведения в прямом эфире. Виктор Коклюшкин решил оставить непосильный труд на заводе, где он трудился на тот момент, ведь за юмористические выступления платили гораздо больше.

Работа на телевидении

В 70-х Коклюшкин Виктор Михайлович приобрел статус известного сатирика. Юмористические рассказы автора приходились по душе широчайшей аудитории. Его литературные творения стали частью репертуара многих советских комиков. Коклюшкин писал монологи для Ефима Шифрина, Евгения Петросяна, Клары Новиковой, Владимира Винокура. Несмотря на успех его рассказов, сам артист всегда предпочитал оставаться за кадром.

На публичное выступление Виктор Коклюшкин решился лишь в 38-летнем возрасте. В это время ему предложили зачитать одно из своих юмористических произведений в эфире популярной телевизионной передачи под названием «Вокруг смеха». Образ долговязого, лысеющего мужчины с выраженным гнусавым тембром голоса сразу же пришелся по душе аудитории. Искрометные шутки автора стали расходиться в народе. Автор начал регулярно появляться в эфире самых различных телеканалов.

Звездный час артиста

Триумф к Виктору Коклюшкину пришел после написания монолога под названием «Алло, Люся!». Произведение было подготовлено для выступления Ефима Шифрина и быстро стало визитной карточкой артиста на сцене. Благодаря успеху монолога Коклюшкин стал регулярно привлекаться к выступлениям на публике вместе со знаменитыми сатириками.

Библиография автора

Основой авторских произведений сатирика всегда становились его личные наблюдения. Коклюшкин имеет богатый опыт трудовой деятельности в самых различных учреждениях. Автор видел страну на отдельных этапах ее становления. По словам самого Виктора, благодаря богатому жизненному опыту, саркастическому взгляду на события, что происходили с ним ранее, ему не составляет труда придумывать правдоподобные истории, наполненные искрометным юмором.

  • «Хорошо, когда светит солнце» (1988);
  • «Юморист» (1993);
  • «Блеск» (1999);
  • «208 избранных страниц» (1999);
  • «Смешная жизнь» (2002);
  • «Бывали дни веселые» (2004);
  • «Антология юмора и сатиры России XX века» (2007);
  • «Мое пальто» (2007);
  • «Слезы птеродактиля» (2009);
  • «Убойная реприза» (2010);
  • «Стой, кто идет?» (2010).

Награды и достижения

За свое творчество Коклюшкин удостоился целого ряда престижных премий. В 1972-м сатирику была присуждена награда Всесоюзного конкурса юмористов. Далее последовала премия «Литературной газеты», работе в которой Виктор посвятил несколько десятилетий жизни. В 1999 году сатирик был удостоен премии «Золотой теленок» за вклад в развитие отечественной литературы.

Виктор Коклюшкин - семья

В начале 60-х известный сатирик начал встречаться с эстонской девушкой по имени Любовь Сэпп. Молодые люди поженились. В семье появилась дочь. Вскоре Виктор и Любовь решили расстаться. Несмотря на это, известный артист не переставал принимать активное участие в воспитании дочери, которая в последующем стала известной моделью.

После развода с Любовью Сэпп артист вступил в брак во второй раз. Его избранницей стала довольно успешная писательница Эльга Золотник. Вместе пара остается вот уже на протяжении чуть более 3-х десятилетий. У счастливых супругов имеется сын по имени Ян.

В заключение

Одним из последних рассказов Виктора является юмористический монолог под названием «Дочь миллиардера». В 2017 году сатирик представил его вниманию аудитории в эфире телевизионной программы «Смеяться разрешается». Также монолог звучал в передаче «Кривое зеркало».

Сегодня прославленный сатирик Виктор Коклюшкин продолжает выступать на сцене, радуя публику своими искрометными юмористическими произведениями. Однако, в силу преклонного возраста, автор появляется на публике все реже. Основную часть времени писатель посвящает семье. Артист проживает вместе с любимой женой Эльгой и детьми в собственном доме в Переделкино. Здесь Коклюшкин занимается написанием книг и ведет домашнее хозяйство.

Виктора Коклюшкина, одного из самых известных сатириков на постсоветском пространстве, зритель знает по таким монологам, как «Дурак» и «Демократия», которые во время выступлений автора, заставляли людей о многом задуматься. Ну а уж исполнение в стилистике своей особенной «Гнусавости» позволяет любому его фанату и любителю творчества, сразу же узнать писателя и юмориста с первых строк! Но вот о том, каким он был в повседневной жизни, в отличие от его образа на выступлениях, знают чуть ли не единицы, и мы попробуем сегодня это исправить.

Детство и начало деятельности

Родившись в 1945 году, рос тогда ещё юный сатирик в столице нашей страны, в Москве. Работать никому не известный писатель начинал с малых лет, однако, к его творчеству, известному на сегодняшний, день это совершенно не относилось. Молодой Коклюшкин даже не планировал браться за перо. Судьба вынудила его пойти на фабрику в свои 14, но он не забрасывал учёбу, продолжая получать образование в специальной школе рабочей молодёжи. После окончания школы сатирик не пошёл учиться на писателя и не стал начинать что-то связанное с этой деятельностью. Наоборот, он отправился отдавать долг Родине и получать наиболее богатый опыт для будущих шуток и размышлений, поступив в ряды Советской Армии. После возвращения к своей нормальной жизни, Коклюшкин вновь стал совмещать работу и учёбу, чтобы свести концы с концами.

Первые шаги на пути к славе

Впервые промелькнул в газетах наш герой, как он говорит сам, по нелепой случайности, напечатавшись в последней полосе «Литератора». Там ему отдали на авторство популярную тогда страницу «Двенадцать стульев». Однако, это было лишь отголосками готовящегося успеха. Настоящий бум произошёл когда сатирику наконец-то удалось засветиться на эстраде. В 1972 рассказы, написанные нашим героем, были озвучены Евгением Кравинским, выступившим с ними на большой сцене. После чего монологи, созданные Коклюшкиным, стали достаточно популярны, поскольку их озвучивали молодые артисты. Долгие годы его слова звучали из уст Клары Новиковой, и даже Петросяна, но сам Виктор появился на телевидении лишь в 1983 году. Произошло это благодаря телепередаче «Окружённые смехом», где рассказ Виктора Коклюшкина впервые был озвучен им самим. Этот же год ознаменовался исполнением одного из самых известных по всему миру монологов «Алло, Люся», но исполнителем на сей раз был Ефим Шифрин. Именно с той поры наш главный герой начинает появляться на экране телевизора постоянно, о нём говорит практически вся страна, а любой юмористический концерт не обходится без его участия. Монологи Коклюшкина стали шутками, которые рассказывали из уст в уста, а фразы успели приобрести статус «крылатых».

Мировое признание и слава

Так как Виктор выступал многие годы, а его монологи и рассказы действительно нравились многотысячной аудитории, он успел получить прозвище «Русский Карлин» от зарубежных почитателей творчества, хотя большая часть его сатиры была куда мягче, чем у выше упомянутого комика Джорджа Дениса Патрика Карлина. За время своей деятельности Коклюшкин успел накопить большое количество самых различных премий, одной из самых престижных среди них стала премия Всесоюзного конкурса юмористов, врученная сатирику в 1972 году.

Сегодня

На сегодняшний день юморист все еще выступает на эстраде, по-прежнему известен и живёт счастливой жизнью семьянина. Также, его творчество можно увидеть в газете «Аргументы и факты», где сатирик ежедневно освещает актуальные события с полюбившейся всем иронией.