Михаил александрович врубель демон сидящий 1890 1. Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия. Описание сюжета картины Врубеля «Демон сидящий»

Наркотики это очень плохо! Но глядя на эти принты юных креативщиков, становится непонятно что творится в их светлых головах... Или и впрям проблема наркотиков им знакома не по наслышке...

" Я за тобой наблюдаю "
Глухих Ирина

Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Наркотик - это медленная смерть! "
Глухих Ирина
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Наркотики делят все! "
Низамбиева Регина

" Подумай о будущем! "
Евсенина Олеся
г. Ижевск, школа № 54, 5 класс, 10 лет,
Руководитель: Старовойтова Е.Л.

" Наркотик - это серть "
Коновалов Максим
г. Ижевск, школа № 54, 5 класс, 10 лет,
Руководитель: Старовойтова Е.Л.

" Результат наркомании "
Дудырева Оля
г. Ижевск, школа № 54, 5 класс, 10 лет,
Руководитель: Старовойтова Е.Л.

" Скажи наркотикам нет! "
Музафарова Зухра
г. Ижевск, школа № 54, 5 класс, 10 лет,
Руководитель: Старовойтова Е.Л.

" Скажем наркотикам нет. Опасность грозит человечеству. "
Потапов Саша
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Результаты наркомании "
Лебедев Егор
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Скажем наркотикам нет! "
Корепанова Юля
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Безжизненная маска наркомании "
Суханова Алла
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Наркотик - это смерть в ловушке "
Суханова Алла
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Остановись "
Лебедев Егор
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Не губи себя "
Власова Оля
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Наркотик - это деградация, слабоумие "
Макарова Таня
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Токсикомания - это безумие "
Мерзляков Стас
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Очередная жертва. Не попадайте в сети наркомании. "
Серебрякова Оля
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

" Расплата "
Чирков Иван
г. Ижевск, школа № 54, 9 класс, 15 лет,
Руководитель: Чарандаева Л.В.

Скажи себе нет! "
Харина Наташа
г. Ижевск, школа № 68, 7 класс, 12 лет,

" Черный снег наркотиков "
Баскаков Женя
г. Ижевск, д/с 105, 7 лет,

" Он никогда не будет большим "
Новоселова Катя
г. Ижевск, д/с 105, 7 лет,

" Мама, папа, помогите! "
Бушмелева Кристина
г. Ижевск, д/с 105, 7 лет,

" Сделай свой выбор! "
Щекотуров Игорь
г. Ижевск, д/с 105, 7 лет,

" Взгляни на солнце, и силой солнца убей чудовище в себе "
Зиганшина Алсу
г. Ижевск, д/с 105, 7 лет,

" Колыбельная снов наркомана "
Швиндт Катя
г. Ижевск, д/с 105, 7 лет,

" Дети против наркотиков "
Русских Юля

" Зло таится рядом с добром "
Дерендяева Маша
г. Ижевск, ИПЭК, 9 класс, 15 лет,

" Не я его употребляю - меня наркотик употрябляет "
Дерендяева Маша
г. Ижевск, ИПЭК, 9 класс, 15 лет,

" Я сам себя казнил "
Дерендяева Маша
г. Ижевск, ИПЭК, 9 класс, 15 лет,

Харин Дмитрий
г. Ижевск, ЦЭВ, 5 класс, 10 лет,
Руководитель: Ульянова Е.Л.

Кузнецов Егор

Лукин Костя

Руководитель: Ульянова

Шарафутдинова Ксения
г. Ижевск, ЦЭВ, 5 класс, 11 лет,
Руководитель: Ульянова Е.Л.

Ардашев Леня
г. Ижевск, ЦЭВ, 5 класс, 11 лет,
Руководитель: Ульянова Е.Л.

Замятина Настя
г. Ижевск, школа № 19, 6 класс, 12 лет,

Иванова Настя
г. Ижевск, ЦЭВ, 8 класс, 14 лет,
Руководитель: Ульянова Е.Л.

" Без наркотиков "
Юферов Андрей
г. Ижевск, школа № 52, 2 класс, 9 лет,

" Однажды и навсегда "
Ефремова Ирина
г. Ижевск, школа № 67, 9 класс, 15 лет,

" Нет наркотикам! "
Безносова Аня
п. Хохряки, школа № 19, 7 класс, 12 лет,

" Помоги! "
Закирова Наиля
г. Ижевск, школа № 52, 5 класс, 10 лет,

" Помоги! "
Кузмина Ольга
г. Ижевск, школа № 19, 5 класс, 10 лет,

" Наркотикам в последний путь... "
Лекомцев Леша
г. Ижевск, школа № 19, 5 класс, 11 лет,

" Думай о здоровье. "
Валымина Жанна
г. Ижевск, школа № 69, 5 класс, 11 лет,

Катаев Леша
г. Ижевск, Центр эстетического воспитания, 6 класс, 11 лет,

Алексеева Катя
г. Ижевск, 3 класс, 9 лет,
Руководитель: Ульянова Е.Л.

Кательников Саша

" Дети против наркотиков "
Кательников Саша
п. Уральский, Сарапульский район.

" Дети против наркотиков "
Иванов Филипп
г. Сарапул,

" Скажите наркотикам - нет. Наркотики - это смерть. "
Зорин Саша
г. Ижевск, 6 класс, 11 лет,

" Дети против наркотиков "
Григорьева Валя
с. Каракулино,

" Нет наркотикам! "
Богочев А.
д. Иж Бобья, 3 класс, 9 лет,

" Дети против наркотиков "
Зеленин Саша
г. Ижевск,

Габдрахманов Марат
г. Ижевск,

" Наркотик "
Чекарева Екатерина
с. Селты, Селтинская средняя школа, 3 класс, 9 лет,

" Наркотики - враг человека. Дети против наркотиков! "
Жукова Настя
с. Юкаменское, Юкаменская средняя школа, 6 класс, 12 лет,

Андрей
15 лет,

" Вот к чему приводят наркотики! "
Дацко Андрей
г. Глазов, 6 класс, 12 лет,

" Дети против наркотиков "
Широбокова Альбина
д. Альман, Як-Бодьинский район.

" Нет наркотикам! "
Дацко Андрей
6 класс, 11 лет,

" Дети не принимайте наркотики. Заразитесь на всю жизнь. "
Микрюков В.
г. Глазов, 6 класс, 11 лет,

Дацко А.
6 класс, 12 лет, Селтинский район.

" Наркотик - смерть "
Четкарёв С.
село, 6 класс, 11 лет, Селтинский район.

" Нет наркотикам "
Косых Миша
г. Ижевск, школа № 63, 3 класс, 9 лет,

" Дети против наркотиков "
Перевощиков Саша

Кондратьева Ольга
п. Уральский, школа-колледж, Сарапульский район.

" Наркотик - запрещено "
Мымрин Саша
п. Уральский, школа-колледж, 5 класс, 10 лет, Сарапульский район.

Кондратьева Ольга
Сарапул. р-н п. Уральский,

" Без наркотиков "
Туев Сергей

" ЗАЧЕМ Я ЭТО СДЕЛАЛ? "
Русанов Андрей
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

" Наркотики - опасно! "
Мельников Юра
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

" Дети против наркотиков "
Орехов Илья
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

" Дети против наркотиков "
Кустов Кирилл
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

" Дети против наркотиков "
Абдалов Дима
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

" Это сердце наркомана "
Широбоков Женя
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

Григорьева Маша
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

Мальцева Женя
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

Колбина Алла
г. Воткинск, школа № 12, 5 класс, 10 лет,

  • 105.3k

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Брайан Льюис Сондерс - художник и наркоман со стажем, ставший знаменитым благодаря своему скандальному арт-проекту Drugs . Уже второе десятилетие Брайан создает автопортреты, демонстрируя миру то, что скрыто от человеческого глаза.

Редакция сайт решила показать, что происходит в мозгу у человека во время наркотического опьянения, на примере этих иллюстраций.

Гашиш

Эффект : ощущение тепла и невесомости, желание прыгать или танцевать, обычные вещи вызывают приступы смеха.

Переживая затяжные депрессии, Брайан был вынужден принимать успокоительные, а потом и сильнодействующие препараты из категории антидепрессантов. Заметив, что от некоторых лекарств у него сильно меняются самоощущение и восприятие мира, этот практичный креативщик начал свой арт-проект под названием Drugs.

Галлюциногенные грибы

Эффект : чувство эйфории, приходят различные зрительные образы, происходит мощный сдвиг реальности.

Еще в далеком 1995 году Сондерс начал отрисовывать все свои внутренние переживания и потрясения. С 26 лет художник ежедневно фиксирует свое психологическое состояние при помощи бумаги и карандаша.

Абилифай

Эффект : неконтролируемые движения, обостренное чувство реальности.

Со временем у 26-летнего парня появилась небольшая коллекция автопортретов, которая наглядно смогла показать всем, как обычный человек переживает утрату любимых членов семьи, несчастную любовь и даже попытки бросить курить.

На сегодняшний день на его счету уже более 10 тыс. нарисованных автопортретов.

Галоперидол

Эффект : появление навязчивых мыслей, неусидчивость.

В своем искусстве Брайан не ограничивается одной техникой рисования и находится в постоянном поиске новых идей для самовыражения. Толчок для развития этой странной и необычной истории однажды дала самая обычная дискуссия на уроке по истории искусств.

Марихуана

Эффект : легкость во всем теле, эйфория.

Впрочем, Льюис Сондерс никогда не отличался примерным поведением и впервые дурманящие вещества попробовал еще в юности.

На сегодняшний день художник попробовал более 50 различных видов наркотиков.

Ксанакс

Эффект : снижает волнение, нервозность и напряжение. Применяется для лечения панических расстройств.

Некоторые из тех веществ, с которыми Льюис никогда не имел дела, стали для художника особенно интересны. Например, ксанакс превращал его, социофоба и отшельника, в социально активного человека, который запросто мог подойти к незнакомцу на улице и завести с ним разговор.

Амбиен

Эффект : снотворное и расслабляющее воздействие, галлюцинации.

Чтобы сделать свой проект более интересным, Сондерс провел несколько недель, пробуя новые наркотики. Одному препарату он уделял один вечер, а потом, будучи под кайфом, брался писать автопортрет.

Буспар

Эффект : противотревожное и седативное воздействие.

Целью всей этой затеи было показать, как же чувствует себя человек в эмоциональном плане в момент кайфа. Эти автопортреты - отличный способ залезть в мозг наркомана и в какой-то степени прожить его переживания вместе с ним.

Именно поэтому проект Drugs вызывает столько интереса у публики, которая никогда не сталкивалась с подобными ощущениями.

Кокаин

Эффект : ощущение эйфории, подъем настроения, увеличение работоспособности, самоуверенность.

Такие ужасающие эксперименты над собой не могли не отразиться на психическом и физическом здоровье Брайана. Сегодня он утверждает, что такими своими действиями не только заработал проблемы с печенью, желудком и другими внутренними органами, но и получил серьезное повреждение головного мозга.

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель своей сестре о работе над полотном.

Этот демон — олицетворение силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Сцепив руки, он смотрит в даль. Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Кажется, что демону тесно, его фигура сложно зажата между верхней и нижней перекладинами рамы.

Тема демонического — сквозная в творчестве Врубеля. Мифические сущности, по идее художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире.

«Демон летящий", 1899

После «Демона сидящего» художник возьмется еще за летящего и поверженного демонов. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья.

Контекст

Во время создания триптиха Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Елена Забела своей сестре.

Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. М. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы.


«Демон поверженный", 1902

Судьба художника

Михаил Врубель рос вполне обычным ребенком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу все больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице закрутила его богемная жизнь. Курса Врубель не кончил.


Михаил Врубель

В это время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль о поступлении в Академию художеств. Но и ее закончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм.

Началось испытание жизнью. Врубель отправился в Киев расписывать церкви. Там его навестил отец — Александр Михайлович Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тогда художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве.

В то время заказов у него толком не было, приходилось добывать деньги учительством и мелкими подработками. В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей.

Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, он распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. — Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг».

На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Чтобы содержать жену и ребенка, Врубелю пришлось больше работать: вместо обычных для него 3−4 часов — 14 часов в день.


Портрет сына художника, 1902

Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума. Слухи о болезни Врубеля разлетались по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось. Бенуа и Дягилев, чтобы поддержать художника, организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. И хотя критика была не такой острой, никто, в том числе и врачи, не верил в выздоровление Врубеля.

Через полгода, когда состояние живописца, казалось бы, стало улучшаться, умер сын Врубеля и Забелы. Художник впал в тяжелейшую депрессию и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации.

Последние 4 года Врубель прожил в клинике, совершенно слепой и погруженный в мир своих галлюцинаций. Сиделкой ему была сестра, а жена время от времени навещала. Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств.


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Этот образ, во многом навеянный поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма, был выдуман Врубелем ещё во время работы в Киеве. Удивительно – занятия иконописью подвигли художника на разработку богоборческого сюжета. В эту картину был влюблён Александр Блок, назвавший её «символом нашего времени». Александр Блок, назвавший её «символом нашего времени». Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный – Ни день, ни ночь, Ни мрак, Ни свет. Переселившись в Москву, Врубель обосновался в доме Саввы Мамонтова и вплотную занялся картиной. Мамонтов предоставил ему для этого собственную студию. Своё отношение к тому, что он пишет, художник выразил в одном из писем к отцу: «Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный…»


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Врубель в пору создания своего шедевра написал своей сестре: «Поиски мои – исключительно в области техники. Остальное всё сделано до меня, только выбирай». Разумеется, мысль свою в этих словах художник намеренно афористически заостряет. Но, в сущности, в словах письма он отмечает одну из немаловажных тенденций немаловажных тенденцийсовременной живописи – её обращение к литературе и, таким образом, её своеобразную «интерпритационность» «Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный, при этом дух властный, величавый» М.А. Врубель


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Голова Демона Голова Демона срезана крем холста, и в этом проявилась самостоятельная жизнь созданного Врубелем образа. Герой, поначалу вполне умещается в плоскости картины, по мере продолжения работы вдруг стал вырастать в размерах. Врубель собственноручно надшивал холст, но, в конце концов, не справившись со своеволием «ожившего Демона, предоставил ему полную свободу. Дух отрицания, дух сомнения


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Контрасты Колористическое решение этой работы построено на цветовых контрастах: этой работы построено на цветовых контрастах: преобладающий (и это - совершенно определённый идеологический ход!) холодный лиловый цвет борется с «эпизодическим» «эпизодическим»оранжево-золотистым. Борется и побеждает. Дух отрицания, дух сомнения


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ цветы Так, как Врубель написал своего «Демона « в его время никто из его соотечественников (да, и пожалуй, вообще современников) не писал. Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отграненных драгоценных камней. Дух отрицания, дух сомнения


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Руки В образе «Демона» сошлись противоречия, соединись в нечто глубоко трагическое: с одной стороны, красота, ум, величие, мощь, красота, ум, величие, мощь, а с другой – бессилие, беспомощность, а с другой – бессилие, беспомощность, страшная тоска (взгляните на безнадежно сцепленные его руки), которую А. Блок называл Скукой. (взгляните на безнадежно сцепленные его руки), которую А. Блок называл Скукой. «Юношей в забытье «Скуки» » виделся ему врубелевкий герой. Дух отрицания, дух сомнения


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ телоМанера, в которой исполнено тело «Демона», была абсолютно новаторской. в которой исполнено тело «Демона», была абсолютно новаторской. По собственному определению художника, он «землями катал» он «землями катал» это тело, это тело, всё составленное будто всё составленное будто из металлических из металлических прутьев. прутьев. Дух отрицания, дух сомнения


Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий» 1890 г. ГТГ Неподвижность Фон, на котором изображён Демон (только он здесь реалистичен), фантастичен, неподвижен и декоративен – Врубель как бы подчёркивает его театральность. Эта окаменелость перекликается с опустошённостью Души (именно так – с заглавной буквы), символом которой выступает главный герой. Врубель, если верить некоторым воспоминаниям, не однажды напоминал своим собеседникам, что «демон» по-гречески обозначает «душу». Дух отрицания, дух сомнения



Картины Михаила Врубеля , первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона . Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?

Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.

Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.

В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».


«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.

С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.