Мертвые души описание чичикова по плану. Отрицательные черты героя. Сделка с Плюшкиным

В начале 1-й главы о герое сообщается через описание его "довольно красивой рессорной небольшой брички", в какой обычно "ездят холостяки.., которых называют господами средней руки. Поскольку сам Чичиков по своей натуре достаточно скрытен ("о себе приезжий избегал много говорить", за него больше говорят принадлежащие ему вещи.

Бричка Чичикова, ставшая объектом внимания мужиков, - важная "деталь-предмет". Благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; в результате столкновения брички с каретой Павел Иванович встречает губернаторскую дочку; иногда это средство передвижения как бы наделяется собственной волей, едет своей дорогой и даже вываливает ездока в непролазную грязь; бричка оказывается неисправной, когда на ней надо быстро покинуть город; с образом брички связан и мотив дороги, превращающейся в путь, по которому летит Русь...

Детали быта Чичикова помогают осознать, что он тоже мертвая душа, и сгубила его особенная болезнь - приспособленчество, хищничество, предприимчивость во имя личного обогащения. Деньги он хочет потратить не на пользу общества, а на "тонкие голландские рубашки", "особенный сорт французского мыла, сообщавшего необыкновенную белизну коже и свежесть щекам". Чичиков "в плену у вещей, у европейского, галантерейного "канальства, "...ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды"...

Отправляясь на званый вечер или бал, Чичиков надевает "фрак брусничного цвета с искрой", который не раз упоминается в ходе повествования. Эта деталь подчеркивает желание приезжего показать свою респектабельность, щегольнуть, быть в меру заметным, как-то выделиться из толпы с расчетом на успех, а несколько вызывающий цвет (брусничный, т.е. близкий к темно-красному, с искрой, демонстрирующей праздничность, нарядность) выдает темперамент героя и одновременно его бесчестие.

Внутреннее устройство этой шкатулки дается после спора гостя с Коробочкой о цене "мертвых душ": "...в самой средине мыльница, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память. Весь верхний ящик со всеми перегородками вынимался, и под ним находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист, потом следовал маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки". И далее Гоголь замечает, что этот "потаенный ящик" "всегда... поспешно выдвигался и задвигался".

Такое торопливое движение говорит и о подозрительности и даже страхе хозяина, оберегающего свое имущество от любопытного взгляда или похищения, и о сомнительных и потому скрываемых средствах приобретения этих денег, и о тайной мечте с их помощью занять "достойное" положение в обществе... Учащиеся приходят к заключению, что шкатулка символизирует жизненный путь героя, сущность его натуры. В ней, как в зеркале, отражается весь Чичиков: плут, делец с криминальным прошлым, человек с двойным дном, у которого все заранее рассчитано, вычислено, предприниматель, всецело захваченный жаждой наживы, меркантильным интересом, тот, кто погубил свою душу.

Выясняя отношение Гоголя к своему герою, читаем в 11-й главе: "Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!. Но через несколько страниц, в той же главе, звучит несколько "смягченный" приговор, хотя отношение остается прежнее: "...кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим?... Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых". Другими словами, Чичиков живет в мире своих более или менее удачных сделок, афер и спекуляций, и ему нет дела до России. Он заинтересован в том, чтобы как можно больше крепостных умирало.

Касаясь изображения писателем народа, учитель разъяснит, что народ показан в поэме в своем конкретно-бытовом проявлении лишь вскользь, выступает носителем положительного начала, утверждаемого в лирических отступлениях, в пейзажных описаниях, в которых чувствуется голос автора.

В "Авторской исповеди" он писал: "Это полное воплощенье в плоть, это полное округленье характера совершилась у меня только тогда, когда я заберу в уме своем весь этот прозаический существенный дрязг жизни, когда, содержа в голове все крупные черты характера, соберу в то же время вокруг его всё тряпье до малейшей булавки, которое кружится ежедневно вокруг человека, - словом, когда соображу все от мала до велика, ничего не пропустивши".

Таким образом, мир вещей, создающийся при помощи бытовых деталей, во многом характеризует человека, причем каждая деталь дополняет внутренний облик персонажа, целостность раскрываемой картины. Деталь придает описаниям Гоголя предельную конкретность и одновременно обобщенность, выражая идею, основной смысл изображаемого героя, сущность его характера (натуры). "Тем-то и велико создание "Мертвые души", - подчеркивал В. Г. Белинский, - что в нем вскрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочам этим придано общее значение" .

    Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом...

    В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...

    Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий...

    Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности - и общества в целом, и отдельной личности. В своих произведениях писатель стремился показать обществу «всю глубину его настоящей мерзости». Иронизируя,...

Поэма «Мертвые души» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества - крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье-чиновничьей России.

Главный герой произведения - Чичиков - вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».

Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» - Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.

Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».

Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели - богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно - всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.

Однако автор замечает, что в Чичикове, в отличие от Плюшкина, «не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, - ему мерещилась впереди жизнь во всех ее довольствах, чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». Гоголь отмечает, что главный герой поэмы - единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», - говорит автор, когда его герой останавливается «будто оглушенный ударом» перед молоденькой дочкой губернатора. И именно это «человеческое» движение души привело к провалу его перспективной затеи. По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение. Во втором томе поэмы писатель планировал духовно «очистить» Чичикова и поставить его на путь духовного воскрешения. Воскрешение «героя времени», по его словам, должно было стать началом воскрешения всего общества. Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем лишь предполагать, каким образом происходило нравственное возрождение Чичикова.

Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»:

Павел Иванович Чичиков — главный герой знаменитой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», в прошлом он чиновник и заядлый карьерист, затем ставший ловким мошенником и манипулятором. Он ездит по селам российской глубинки, встречается с различными помещиками и дворянами, пытается заслужить их доверие и таким образом провернуть выгодные для себя дела.

Чичикова интересует покупка так называемых «мертвых душ», документов на крепостных крестьян, которые уже умерли, но в следствие того, что перепись населения проводилась одни раз в несколько лет, документально считаются живыми. Предприимчивый делец планирует перепродать эти души вместе с землей, которую он планирует купить за копейки, и заработать на этом неплохой капитал. Образ Чичикова — это свежий и новый взгляд на авантюрный образ предпринимателя в русской литературе.

Характеристика главного героя

("Чичиков Павел Иванович. Перед шкатулкой" Художник П. Соколов, 1890 )

Внутренний мир Чичикова до последней главы в книге остается загадочен и неоднозначен для всех. Описание его внешности усреднено по максимуму: не красив, и не дурен, не сильно толстый, но и не худой, не старый, и не молодой. Главные особенности этого героя — усредненность (это тихий и малозаметный господин, отличающийся приятными манерами, округлостью и гладкостью) и высокая степень предприимчивости. Даже манера общения не выдает в нем характера: говорит не громко, не тихо, везде умеет найти подход и слывет всюду своим человеком.

Особенности внутреннего мира Чичикова открываются чрез манеру его общения с помещиками, которых он привлекает на свою сторону и умело манипулируя склоняет к продаже «мертвых душ». Автор отмечает умение хитрого авантюриста подстраиваться к своему собеседнику и копировать его манеры. Чичиков отлично знает людей, находит во всем свою выгоду и как тонкий психолого говорит людям то, что они им нужно.

(Иллюстрация В. Маковского "Чичиков у Манилова" )

Чичиков - активный и деятельный человек, для него очень важно не только сохранить им заработанное, но и приумножить (как можно в большее количество раз). Причем неуёмная жадность не мучит его как Плюшкина, ведь деньги для него - лишь средство обеспечить достойную жизнь.

Чичиков происходит из бедной добропорядочной семьи, и его отец советовал всегда угождать начальству и водиться с нужными людьми, причем учил его тому, что «копейка любые двери открывает». Не имея начальных понятий о долге и совести, Чичиков повзрослев понимает, что моральные ценности только мешают добиваться поставленных задач и поэтому частенько пренебрегает голосу совести, пробивая дорогу в жизни собственным лбом.

(Иллюстрация "Маленький Чичиков ")

И хотя Чичиков - мошенник и плут, в упорстве, талантливости и изобретательности ему нельзя отказать. В школе он продавал булочки своим одноклассникам (которыми те же его и угостили), на каждой работе он пытался найти свою выгоду и пытался разбогатеть, в итоге придумал затею с «мертвыми душами» и пытался её провернуть, играя на чувствах и низменных инстинктах окружающих его людей. В финале произведения афера Чичикова открывается и становится достоянием общественности, он вынужден уехать.

Образ главного героя в произведении

("Туалет Чичикова" Художник П.П. Соколов 1966 )

В своей знаменитом произведении, на которое у него ушло 17 лет кропотливой работы, Гоголь создал всеобъемлющую картину современных российских реалий и раскрыл разнообразную галерею характеров и типов людей того времени. Образ Чичикова, талантливого предпринимателя и беспринципного афериста, представляет собой по словам автора «страшную и подлую силу, которая не способна возродить Отечество».

Пытаясь жить по заветам его отца Чичиков пытался жить экономно и беречь каждую копейку, но поняв что честным путем большого богатства не наживешь, он находит лазейку в российским законодательство тех лет и приступает к выполнению своего плана. Не достигнув желаемого, он клеймит себя как афериста и проходимца, и вынужден отказаться от своих задумок.

Какой урок вынес этот персонаж из создавшейся ситуации нам остается не понятно, ведь второй том данного произведения был уничтожен автором, нам остается ли предполагать, что было дальше и виноват ли Чичиков в том что пытался совершить или виновато общество и те принципы, которым оно подчинено.

краткая характеристика Чичикова?

  1. Характеристика Чичикова дается автором в первой главе. Портрет его дан очень неопределенно: не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Больше внимания Гоголь уделяет его манерам: он произвел прекрасное впечатление на всех гостей на вечеринке у губернатора, показал себя как опытного светского человека, поддерживая разговор на самые разные темы, умело польстил губернатору, полицмейстеру, чиновникам и составил о себе самое лестное мнение. Гоголь сам говорит нам, что не взял в герои добродетельного человека, сразу оговаривает, что его герой подлец.
    Темно и скромно происхождение нашего героя. Автор говорит нам, что его родители были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает. Чичиков лицом не походил на своих родителей. В детстве у него не было ни друга, ни товарища. Отец у него был болен, окна маленькой горенки не отворялись ни в зиму, ни лето. Гоголь говорит о Чичикове: Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло- неприютно, сквозь какое-то мутное, занеснное снегом окошко
  2. Чичиков был очень опрятно одет, во всем умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор о нем изъяснялся, что он благонамеренный человек, прокурор- что он дельный человек, жандармский полковник говорил, что он ученый человек, председатель палаты - что он знающий человек, полицмейстер - что он почтенный и любезный человек, жена полицмейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже Собакевич, который резко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, назвал Чичикова преприятным человеком.
    Чиновники города Н были бюрократами, взяточниками, бездельниками корыстолюбивыми и эгоистичными людьми с нечистой совестью, но у них сложилось мнение о Чичикове как о порядочном человеке. И дают эти оценки самые разные по характеру люди.

    2)
    Отношения к окружающим... Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, разве только если особа слишком высокого звания. Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на ты, перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе прореху на человеческом теле Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль мотишки, готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

    3)Как проезжающий через захолустный городок Хлестаков позволили Гоголю обнажить и показать взбаламученный муравейник уездного чиновничества. Так объезжающий дворянские усадьбы Чичиков дал возможность нарисовать картину провинциально-помещьечей жизни крепостной России: быт типичных представителей сословия помещиков, круг их умственных и нравственных интересов.
    Коробочка небогатая крохоборная помещица, владелица восьмидесяти душ крепостных, которая живет, как будто в скорлупе, отдельно от остального мира. Живет она в довольстве, но вместе с тем вечно плачется то на неурожаи, то на смерть крестьян и убытки. Коробочка бережлива и умеет набирать понемногу денег целковиков, полтинничков, четвертачков, и прятать их в мешочках по комодам (собственно говоря, на то она и Коробочка) . Гоголь подчеркивает типичность этого образа, попутно давая характеристику Настасьи Петровны, из которой мы узнаем о е непомерном корыстолюбии и жадности.
    Далее следует интерьер комнат, которые предстают пред читателем скромными и достаточно старыми, зато с большим количеством картин с какими-то птицами. Старенькие полосатые обои, хрипящие и шипящие часы, зеркала с темными рамками все это носит отпечаток характера самой хозяйки все берегущей и собирающей.
    А вот пейзаж двора усадьбы представляет собой изобилие птицы и другой домашней твари, как отметил Чичиков. Избы, которые хотя и были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы показали приезжему довольство жителей и то, что у ней (у Коробочки) деревушка не маленька. Хозяйка продает и мед, и пеньку, и муку, и птичьи перья. Угощая покупщика Чичикова, Коробочка потчует его такими яствами патриархальной деревенской кухни, что в е благосостоянии никак нельзя усомниться

  3. Начало верное.
  4. Спасибо
  5. спасибо
  6. Главным героем поэмы Гоголя Мертвые души является Павел Иванович Чичиков авантюрист, осуществляющий на страницах произведения гениальную аферу. Подробно автор представляет нам своего героя только в одиннадцатой главе Мертвых душ. До этого Гоголь изображает среду, в которой действует герой; раскрывает суть его дела, ради которого Чичиков колесит по всей Руси; представляет его героем фантасмагористических слухов (будто Чичиков - это и Ринальди, и Наполеон, и даже сам Антихрист).
  7. спасибки
  8. не то.

Создание поэмы «Мертвые души» пришлось как раз на тот период, когда в России происходила смена традиционных, устаревших устоев общества, назревали реформы, перемены в мышлении людей. Уже тогда было понятно, что дворянство с его старыми традициями и взглядами на жизнь потихоньку вымирает, на смену ему должен был прийти новый тип человека. Цель Гоголя - описать героя своего времени, заявить о нем в полный голос, описать его положительные и пояснить, к чему приведет его деятельность, а также как она отразится на судьбах других людей.

Центральный персонаж поэмы

Николай Васильевич Чичикова в поэме сделал центральным персонажем, его нельзя назвать главным героем, но именно на нем держится сюжет поэмы. Путешествие Павла Ивановича является каркасом для всего произведения. Не зря автор поместил биографию героя в самом конце, читателю неинтересен сам Чичиков, ему любопытны его действия, зачем он собирает этих мертвых душ и к чему это приведет в конце концов. Гоголь даже не пытается раскрыть характер персонажа, зато он знакомит с особенностями его мышления, таким образом давая подсказку, где искать суть данного поступка Чичикова. Детство - вот откуда идут корни, еще в нежном возрасте у героя сформировалось свое мировоззрение, видение ситуации и поиск путей решения проблем.

Описание Чичикова

Детство и юные годы Павла Ивановича неизвестны читателю в начале поэмы. Гоголь изобразил своего персонажа безликим и безголосым: на фоне ярких, колоритных образов помещиков со своими причудами фигура Чичикова теряется, становится маленькой и незначимой. Он не имеет ни своего лица, ни права голоса, герой напоминает хамелеона, умело подстраивающегося под своего собеседника. Это отличный актер и психолог, он знает, как себя повести в той или иной ситуации, моментально определяет характер человека и делает все, чтобы расположить его к себе, говорит только то, что от него желают услышать. Чичиков умело играет роль, притворяется, скрывает истинные чувства, пытается быть своим среди чужих, но все это он делает ради достижения главной цели - собственного благополучия.

Детство Павла Ивановича Чичикова

Мировоззрение человека формируется еще в юном возрасте, поэтому многие его поступки в зрелом возрасте можно объяснить, хорошо изучив биографию. Чем руководствовался, зачем собирал мертвые души, чего этим хотел добиться - на все эти вопросы отвечает Детство героя нельзя назвать счастливым, его постоянно преследовали скука и одиночество. Ни друзей, ни развлечений не знал в юные годы Павлуша, он делал однообразную, нудную и совершенно неинтересную работу, выслушивал упреки больного отца. Автор даже не намекнул о материнской ласке. Из этого можно сделать один вывод - Павел Иванович желал наверстать упущенное, получить все те блага, которые ему были недоступны в детстве.

Но не стоит думать, что Чичиков бездушный сухарь, думающий лишь о своем обогащении. Он был добрым, активным и чутким ребенком, тонко воспринимающим окружающий мир. Тот факт, что он часто убегал от няни, дабы исследовать невиданные ранее места, указывает на любознательность Чичикова. Детство сформировало его характер, научило добиваться всего самостоятельно. Отец учил Павла Ивановича копить деньги и угождать начальникам и богатым людям, а он эти наставления воплощал в жизнь.

Детство и учеба Чичикова были серыми и неинтересными, он всячески пытался выбиться в люди. Сначала он угождал учителю, чтобы стать любимым учеником, затем пообещал начальнику жениться на его дочери, чтобы получить повышение, работая на таможне, убеждает всех в своей честности и непредвзятости, а сам на контрабанде наживает себе огромное состояние. Но все это Павел Иванович делает не со злого умысла, а с единственной целью - воплотить в жизнь детскую мечту о большом и светлом доме, заботливой и любящей супруге, кучке веселых ребятишек.

Общение Чичикова с помещиками

Павел Иванович ко всем мог найти подход, с первых минут общения понять, что собой представляет человек. Например, с Коробочкой он особо не церемонился, разговаривал патриархально-набожным и даже слегка покровительственным тоном. С помещицей Чичиков чувствовал себя раскованно, употреблял просторечные, грубые выражения, полностью подстраиваясь под женщину. С Маниловым Павел Иванович высокопарен и любезен до приторности. Он льстит помещику, в речи употребляет цветистые фразы. Отказавшись от предложенного угощения, даже Плюшкину угодил Чичиков. «Мертвые души» очень хорошо демонстрируют изменчивую натуру человека, ведь Павел Иванович приспособился ко нравам практически всех помещиков.

Каким выглядит Чичиков в глазах других людей?

Деятельность Павла Ивановича очень сильно напугала городских чиновников и помещиков. Сначала они сравнивали его с романтическим разбойником Ринальдом Ринальдином, затем начали искать схожесть с Наполеоном, думая, что сбежал с острова Елены. В конце концов, в Чичикове признали самого настоящего антихриста. Конечно, такие сравнения абсурдны и даже в некоторой степени комичны, Гоголь с иронией описывает испуг недалеких помещиков, их домыслы о том, зачем на самом деле собирает Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа намекает на то, что герои уже не те, какие были раньше. Народ мог гордиться, брать пример с великих полководцев и защитников, а теперь нет таких людей, на смену им пришли корыстные чичиковы.

Настоящее «Я» персонажа

Можно было бы подумать, что Павел Иванович - прекрасный психолог и актер, поскольку он с легкостью подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что бесцеремонность, наглость, фамильярность ему чужды. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на «ты», хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу угождать нужным людям, поэтому он готов переступить через себя, забыть о своих принципах.

В то же время с Собакевичем Павел Иванович практически не притворяется, потому что их объединяет служение «копейке». И с Плюшкиным имеет некоторую схожесть Чичиков. Персонаж сорвал со столба афишу, прочитав ее дома, сложил аккуратно и положил в ларчик, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень сильно напоминает Плюшкина, склонного к накопительству разного хлама. То есть сам Павел Иванович не так уж и далеко отошел от тех же помещиков.

Главная цель в жизни героя

И еще раз деньги - именно для этого собирал Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа указывает на то, что он выдумывает различные махинации не просто ради наживы, в нем нет скупости и скряжничества. Павел Иванович мечтает о том, что придет время, когда он сможет наконец-то воспользоваться своими сбережениями, зажить спокойной, обеспеченной жизнью, не думая о завтрашнем дне.

Отношение автора к герою

Есть предположение, что в последующих томах Гоголь планировал перевоспитать Чичикова, заставить его раскаяться в своих поступках. Павел Иванович в поэме не противопоставляется помещикам или чиновникам, он - герой капиталистической формации, «первонакопитель», который пришел на смену дворянству. Чичиков - умелый делец, предприниматель, который ни перед чем не остановится для достижения поставленных целей. Афера с мертвыми душами не удалась, но ведь и наказания никакого не понес Павел Иванович. Автор намекает, что в стране есть огромное число вот таких вот чичиковых, и останавливать их никто не желает.