Мероприятие по декоративно прикладному искусству. Сценарий мероприятия "русские народные промыслы". Внеклассное мероприятие "Веселые художники"

Сценарий

Фестиваля декоративно – прикладного творчества

«В мире прекрасного»

Цель:

    выявление одаренных детей; развитие творческого потенциала учащихся;

    формирование твердой жизненной позиции;

    воспитание чувства красоты, эстетики;

    развитие стремления к познанию нового;

    воспитание сплоченности, коллективизма, внимательности.

Задачи:

    Создать хорошее настроение и атмосферу праздника.

    Пропаганда детского творчества в различных видах искусства.

    Стимулировать интерес к творчеству.

    Воспитывать чувство сотрудничества, содружества, сотворчества.

Участники: обучающиеся общеобразовательных школ,

Возраст: от 14 до 16 лет

Место проведения: МБОУ СОШ № 7

Творчество – это процесс создания чего-то нового и прекрасного. Надеюсь, что сегодня вы сумеете выполнить творческие задания и показать, что вы умеете творить!

У каждого народа свои замечательные куклы, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир.

Конкурс № 1 «Русская матрешка»

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой-
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри:
Кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая-
В ней живёт шестая.
А в шестой седьмая,
А в седьмой - восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
Сёстры - куколки стоят.
- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - восемь!

История создания русской матрешки (Презентация)

Викторина «Русская матрешка».

Подведение итогов

Конкурс № 2 «Плетение из соломы – традиционное ремесло наших предков»

Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда – первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.

История плетения из соломы (Презентация)

Просмотр видео «Создание кукол из соломы».

Каждая команда выполняет плетение кукол .

Подведение итогов

Конкурс № 3 «Твори, выдумывай, пробуй" Дорогие ребята! Об изумительной красоте русского народного прикладного искусства можно говорить бесконечно. Это и дымковская игрушка, вятские свистульки и вологодские кружева. Обходясь без золота и драгоценных камней, пользуясь только простейшими материалами, наш народ создает произведения яркие, самобытные, покоряющие весь мир.

Каждой команде предложен определенный набор материалов, из которых необходимо изготовить картину.

Конкурс № 4 « Пословицы и поговорки»

Продолжите пословицы и поговорки

Не спеши языком –

торопись делом.

Сам пропадай,

а товарища выручай.

С кем поведёшься –

от того и наберёшься.

Труд человека кормит,

а лень портит.

Глаза боятся,

а руки делают.

Хочешь много знать –

надо мало спать.

Красна птица пеньем,

а человек уменьем.

Поспешишь –

людей насмешишь

Ученье свет –

а неученье тьма.

Без труда –

не выловишь рыбку из пруда.

По одёжке встречают –

по уму провожают.

Не сиди, сложа руки –

так и не будет скуки.

Грамоте учиться –

всегда пригодится.

Семь раз отмерь –

один раз отрежь.

Лодырь да бездельник –

им праздник и в понедельник.

Как потопаешь –

так и полопаешь.

Любишь кататься –

люби и саночки возить.

Ремесло не коромысло –

плеч не оттянет.

Ремесло пить-есть не просит,

а добро с собой носит.

Сегодня гуляшки, да завтра гуляшки –

останешься без рубашки.

Ремесло хлеба не просит –

а само кормит.

Тот скоро разбогатеет –

кто от труда потеет.

Нет друга – ищи,

а нашёл – береги.

Делу время –

потехе час.

Ученье –

путь к уменью.

Терпение и труд –

всё перетрут.

Один за всех –

а все за одного.

Кончил дело –

гуляй смело.

Землю солнце красит,

а человека – труд.

Под лежачий камень

вода не течёт.

Делаешь наспех –

сделаешь на смех.

Один пашет,

а семеро языками машут.

Не красна изба углами,

а красна пирогами.

Что посеешь –

то и пожнёшь.

Человек без ремесла –

что птица без крыльев.

Что написано пером –

не вырубишь топором.

Не имей сто рублей,

а имей сто друзей.

Хочешь есть калачи -

не сиди на печи.

Работает не топор,

а руки.

Тунеядец в народе –

что сорняк в огороде.

Кто любит труд –

того люди чтут.

Взялся за дело –

делай умело.

Привычка трудиться

в жизни пригодится.

От работы не беги –

своё имя береги.

Отдыхает тот по праву –

поработал кто на славу.

Тот человек в почёте –

чьи руки в работе.

Один у печи с плошкой,

а семеро с ложкой.

Золотые руки –

не боятся скуки.

Поработаешь на славу -

и почёт тебе и слава.

Конкурс № 5 «Слет юных Василис»

Видеоролик «Слет юных Василис»

В каких мультфильмах и фильмах главные герои занимались творчеством и декоративно - прикладным искусством? Команды пишут правильные ответы на листочках.

Подведение итогов. Видеоролик (подборка мультфильмов и сказок)

На этом бы хотелось завершить наш фестиваль и с вами попрощаться. Будьте внимательны ко всему, что вас окружает! Умейте разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, прыгающую с ветки на ветку белочку, порхающую бабочку, блеск серебристой воды и последний луч заходящего солнца. И если из всего, что увидишь и услышишь, сложится образ чудесного ларца, сказочной вазы или забавной деревянной или глиняной игрушки, постарайся запомнить этот образ. Вы ещё не раз его заметите в народном искусстве.

Творческим людям необходимы следующие качества: талант, терпение, воображение, художественный вкус, любовь к природе, знание народных традиций, мастерство. Да, именно эти качества необходимы, чтобы стать настоящим творцом, мастером своего дела. И с этим заданием вы справились! Молодцы!

Народное декоративно-прикладное искусство- неотъемлемая часть русской культуры. Его эмоциональность, поэтическая образность близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности, а, самое главное, всегда понятно и всеми любимо. Оно образно, красочно, оригинально по своему замыслу и доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Поэтому в нашем детском саду народное искусство прочно вошло в быт, радуя детей, расширяя их понятия и представления, воспитывая художественный вкус.

Средняя группа №12 «Теремок», в течение недели, реализовала проект «Русская ложка». Цель проекта-уточнение, расширение и обогащение знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, связанных с производством ложек. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Коллекция ложек

Знакомство с хохломской посудой.

Лепка «Ложечка точёная, ручка золочённая»

«Хохломская ложка»

Лепка из глины «Плошка»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОЕКТУ.

Драматизация сказки «Жихарка»

Мастер-класс для родителей «Обучение игре на ложках в детском саду»

Дымковская сказка» тема недели искусства в средней группе №4 «Забувашка». Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Они просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Цель проекта: формирование и развитие личности ребёнка через русскую народную игрушку. Знакомство с народным промыслом «Дымковская игрушка». Дети изучали историю зарождения народного промысла на Руси, познакомились с историей дымковской игрушки, научились сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, выделять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской росписи.

В течение недели были проведены беседы: «Дымковская игрушка», «Дымковская игрушка, такая она разная.Дети заучивалистихи о дымковской игрушке. Играли в дидактическиеигры «Покажи дымковскую барыню», «Дымковская мозаика»,«Найди цвета дымковской росписи».Рисовали на тему «Украсим полоски дымковским узором», лепили из глины дымковского коня и расписывали его узорами. Украшали фартук и юбку«Барыни».

Детские работы из глины: «Дымковский конь»

«Дымковские узоры» Рисование (раскрашивание) «Барыня»

Дидактические игры

С помощью родителей была организована выставка «Дымковская сказка».

В течение тематической недели в старшейгруппе № 10 «Семицветик», прошли мероприятия на которых обобщали знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивали у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, творческую активность детей через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Внашей группе прошли беседы на темы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

Организованы занятия по художественно-эстетическому развитию:

Рисование: «Матрешка», «Дымковкий узор», «Ваза гжель», «Городецкая роспись на доске», «Филимоновский петушок»

Тестопластика «Дымковская лошадка» с последующей росписью.

Аппликация «Золотая хохлома», «Русская матрёшка»

Оформлены мини-выставки:

- «Золотая хохлома»

- «Городецкая роспись»

- «Ваза гжель»

- «Дымковский узор»

- «Русская матрешка»

Родителям предлагалось:

Помочь собрать предметы народных промыслов;

Интересоваться деятельностью ребенка в детском саду;

Принести видеофильмы «Народные промыслы России»;

Золотая хохлома

Разудалый городец

Голубая гжель

Творческая мастерская.

"Игры детей с мозаикой "Придумай узор"

Подготовительная к школе группа №9 «Лесная сказка».

В течение недели искусства, был реализован творческий проект «Город мастеров».

Своё творчество ребята проявили в рисовании, аппликации и в лепке. Воспитатели организовали мини - выставку скульптур малой формы; познакомили с профессией скульптора. В итоге воспитанники вылепили фигуру дымковской игрушки и расписали ее акриловыми красками.

Так же ребята попробовали свои силы в росписи деревянных дощечек хохломской росписью, которые подарят мамам на 8 марта.

Итоговым мероприятие недели стало интегрированное развлечение с родителями воспитанников «Ярмарка», где родители показали свои знания по декоративно - прикладному искусству, приняли участие в русской народной игре «Сиди, сиди Яша», и вместе с детьми исполнили танец «Кадриль».

В конце мероприятия все «посетители» ярмарки получили сладкий подарок - карамель «Петушок на палочке»

Воспитатели подготовительной группы №13 «Звездочки» с помощью познавательно - творческого проекта «Русский самовар»познакомили детей с традициями народов России и историей самовара. Была проведена большая работа по подбору иллюстраций, картинок с изображением различных самоваров, дидактических игр, сказок, загадок на данную тему, был создан мини-музей «Такие разные самовары»и организована выставкас фотографиями различных видов самоваров.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

Анкетирование по теме.

Привлечение родителей к организации мини- музея «Самовар моей семьи».

Подготовка консультаций для родителей «О возникновении самовара», «Русский самовар и чаепитие на Руси».

Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность.

Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы и т.д.
.Итоговое мероприятие с родителями «Русский самовар».

Фотогалерея.

Итоговое мероприятие «Русский самовар».

Фотоотчет второй младшей группы №6 «Весёлые ребята».

Неделя искусства «Такая разная посуда».

Вторая младшая группа №17 «Радуга» в течение недели реализовала проект «В гостях у матрёшки». Цель проекта: знакомство детей с народным творчеством на примере народной игрушки матрёшки; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности. С ребятами были проведены беседы «Знакомство с матрёшкой»; «Весёлые матрёшки»; разучивали стихи, частушки и песни о матрёшках. И конечно же играли в подвижные игры: «Бегите к матрёшке», «Прячем матрёшку»; «Шли матрёшки по дорожке»…, дидактические: «Помоги матрёшке найти свои игрушки»; «Сложи матрёшку» и сюжетно - ролевые: «Матрёшки ходят в гости»; «Весёлые матрёшки».

В группе был организован мини - музей «Русская народная игрушка - Матрёшка»

Аппликация «Украсим сарафан для матрёшки»

Рисование «Разноцветные сарафаны

Итоговое интегрированное мероприятие с родителями

«В гости к нам пришла матрёшка»

Практикум для педагогов «Изучение приёмов Гжельской росписи.

Роспись платочков в стиле Гжель».

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета.

Цель: формирование практических умений и навыков рисования гжельских узоров.

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект внеклассного мероприятия

по декоративно – прикладному творчеству

в оздоровительном лагере в МБОУ ДО «Детско – юношеском центре им. Баневура г. Владивостока»

на тему «Лепка шкатулки из глины »

Разработал: Куценко Ирина Сергеевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования для детей и взрослых»

Проверил: Лях Татьяна Евгеньевна

____________________________________

Директор МБОУ ДО «ДЮЦ им. Баневура г. Владивостока»

Владивосток, 2018

Тема занятия : Шкатулка «Курочка». Лепка из глины

Дата проведения . 06.01.2018

Состав учебной группы:

22 человек из них: мальчиков – 5 чел., девочек – 17 чел., в возрасте от 7 до 10 лет

Цель учебного занятия.

Совершенствовать навыки работы с глиной;

научиться лепить из глины шкатулку «Курочка»

Задачи:

1.Воспитательные:

Прививать интерес к декоративному изобразительному искусству;

Воспитывать трудолюбие;

Уважение к творческому наследию русских мастеров.

2.Образовательные:

Познакомить с историей народных промыслов;

Отрабатывать умение лепки посуды различными способами.

3.Развивающие:

Развивать навыки лепки из глины;

Развивать эстетического восприятие произведений народного искусства

Форма учебного занятия:

практическое занятие

Фома организации работы:

индивидуально-групповая

Образовательные технологии:

Личностно – ориентированная технология обучения

Технология уровневой дифференциации

Игровые технологии

Групповая технология

Здоровьесберегающие технологии

Материально-техническое оснащение занятия:

Материал для лепки – глина, шликер, стеки, кисточки, образцы готовых изделий, ноутбук для презентации.

План занятия.

Этап урока

Содержание

Время

Организационный

Приветствие, организация учащихся с целью настроя на урок. Подготовка материалов и инструментов к уроку

3 мин.

Объявление темы урока, какую деятельность должны выполнить.

2 мин.

Актуализация знаний

Сообщениями

обозначаю знания полученные

на предыдущих уроках, увязываю с новым заданием.

2 мин.

Изложение нового материала, презентация

10 мин.

Самостоятельная работа

Практическая работа.

25 мин.

Физкультминутка

Разминка под музыку

3 мин.

Самостоятельная работа

Практическая работа.

20 мин.

Обсуждение допущенных ошибок, их устранение

3 мин.

Рефлексия

Цель - формирование адекватной самооценки, подведение итогов урока.

2 мин.

Ход занятия.

Этапы занятия

Время

Деятельность

Педагога

Обучающихся

Организационный

3 мин.

Приветствую и предлагаю тихо занять свои рабочие места. Проверяю свое рабочее место, организовываю

внимание учащихся.

Проверю готовность

рабочих мест, материалов.

Устанавливаю тишину.

Приветствуют

учителя.

Тихо

садятся на

свои места

Готовятся к

занятию.

Благоустраивают

свое рабочее

место.

Постановка цели и задач занятия

2 мин.

Называю тему урока,

предмет исполнения, т.е. результат.

Какую деятельность

должны выполнить,

как и где ее представить.

Внимательно

выслушивают

задание.

Актуализация знаний

2 мин.

Сообщениями

обозначаю знания,

полученные на

прошлых занятиях,

увязываю с новым

заданием. Задаю

вопросы.

проявление и перевод в состояние активного функционирования учащимися информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом

Внимательно

выслушивают. Вспоминают.

Поднимают

руки и отвечают.

Первичное усвоение новых знаний

10 мин.

Изложение нового материала

Презентация, показ слайдов по теме «Керамика»

25 мин.

Предлагаю учащимся

начать выполнять задание.

Работаю вместе с детьми.

Организую тишину в кабинете.

Провожу проверку работ. Исправляю неточности и ошибки.

Помогаю объяснениями. Слежу за правильной посадкой за столом. Помогаю отстающим.

Активно

включаются в

работу,

следуют советам

педагога.

Соблюдают

тишину,

правильность

посадки.

Работают.

Исправляют

ошибки и

неточности.

Физкультминутка

3 мин.

Разминка под музыку

Встают и делают упражнение по команде педагога

Самостоятельная, практическая работа

20 мин.

Продолжают свою работу.

Продолжают работу

Контроль усвоения новых знаний

3 мин.

Визуально оцениваем

результаты работы,

выбираем наиболее удачные.

Благодарю и хвалю

учащихся за

выполненную работу.

Слушают

подведение

итогов, наблюдают

результаты

своего

труда.

Рефлексия

2 мин.

Спрашиваю детей

чему научились сегодня?

Что понравилось?

Над чем понравилось

работать, какие были трудности.

Отвечают на

вопросы

Конспект занятия по лепке

    Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места. Все ли готово для работы с глиной. Вы уже знаете, что сегодня мы проведем для вас мастер – класс по лепке из глины. Послушайте стихотворение, которое я написала про наш кружок «Лепка»:

Послушная глина, умелые руки

Нужны нам, друзья, чтобы не было скуки.

Сумеем придумать игрушку, слепить.

На память подружке своей подарить.

А то, что ты сделал своими руками,

Конечно, понравится папе и маме.

А если ты будешь учиться, трудиться,

То даже весь город тебе удивится.

Пусть знают все люди на нашей планете,

Как в «Баневуре» талантливы дети.

    Постановка цели и задач занятия

В этом учебном году мы с вами лепили из пластилина и глины разные игрушки, поделки, а сегодня сделаем не просто игрушку, а полезную вещь, которая так же будет служить украшением вашего интерьера.

Актуализация знаний

Послушайте загадку:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтобы сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу.

Можно отвечать всем вместе. – Глина! - Правильно.

Кто нам расскажет немного о глине, где ее найти, как понять, что это глина, как первобытный человек использовал эти свойства? Ответы детей: - это природный материал, серого, желтого, оранжевого цвета; если после дождя долго из ямки не уходит вода, значит, там есть глина; наверное, первый человек взял комочек земли, помял и что – то слепил, может чашечку и налил воды, чтобы попить.

Да, но глина, мы помним, от воды размокает, что делать?

Надо обжечь!

- Правильно. Так глина превратилась в керамику.

    Первичное усвоение новых знаний

Одним из древнейших промыслов, известных человечеству, можно назвать керамику. История керамики насчитывает не одну тысячу лет. Своим происхождением она обязана мастерам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращается в крепкий и прочный материал, который нашел себе разностороннее применение – от различных храмовых статуэток до роскошных настенных панно. Но главной областью применения было все-таки жилище человека, где появилась разнообразная посуда. Впоследствии возникнет определение «художественная керамика».

Показ презентации на тему: «Керамика»

Приступаем к работе. Показываю для всех.

1. Берем небольшой кусочек глины, катаем шарик и делаем лепешку толщиной примерно полсантиметра. Это будет донышко шкатулки. Стараемся края сделать ровными, без трещин. Мы не пользуемся скалкой, чтобы научиться чувствовать пластичность глины, развивать глазомер. Проверяю работу каждого, главное не сделать донышко тонким. Не у всех получается сразу, показываю индивидуально.

2. Теперь делаем стенки шкатулки. Методом раскатывания. Берем такой же кусочек глины, как для донышка. Раскатываем его в жгут, толщиной 1,5 - 2 сантиметра, это зависит от глубины вашей шкатулки. Длину проверяем по донышку путем наложения по периметру. Если все подошло, смазываем шликером с помощью кисточки края лепешки и приклеиваем жгут. Теперь пальчиками снаружи соединяем, замазываем края донышка и стенок. Формируем ровные стенки, заглаживаем глину и получаем чашечку. Теперь катаем три одинаковых шарика для крыльев и хвоста. Сплющиваем в лепешки, намечаем и смазываем шликером края по верхнему краю донышка и хорошенько прижимаем. Заглаживаем сверху и снизу крыльев и хвоста. Наносим стекой бороздки – перышки по хвосту и крыльям.

3. Еще из такого же третьего кусочка катаем шарик, слегка сплющиваем между ладоней и делаем крышку по форме напоминающую шляпку гриба. Большие пальчики находятся внизу лепешки, а остальные - сложены вместе и под углом формируют высоту крышки. Контролируем силу нажима, чтобы толщина глины была равномерная, а размер крышки соответствовал донышку.

6. Физкультминутка.

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Пальчиковая гимнастика :

Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём.
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.

(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь, как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)

7. Самостоятельная, практическая работа.

Занимайте свои места, продолжаем работу. Сейчас займемся самым интересным. Мы сделаем из простой крышки – шляпки сделать курочку. Скатаем шарик – голову, следим за соразмерностью деталей.

Приклеиваем голову наверх крышки, не забываем, что на все крупные детали наносим кисточкой шликер, а мелкие - присоединяем потом. Вспоминаем, что нужно слепить для головы?

Клювик, глазки, гребешок

А еще?

Бородушку.

Да, только у курочки она маленькая.

Гребешок можно лепить разными способами: из трех маленьких шариков, из одного кусочка – немного прищипнуть. Дети делают - по представлению, фантазируют. Так как голова служит ручкой для шкатулки ее надо сделать надежно и в тоже время – красиво. Для этого делаем небольшие шарики – бусинки и наклеиваем на шликер вокруг шеи курочки. По краю крышки делаем ободок из более крупных глиняных бусин. Чтобы скрыть неровности края и сделать его немного больше основания. Теперь обратной стороной кисточки или стекой сделаем углубления в середине каждой бусинки.

8. Контроль усвоения новых знаний.

Проверяем нашу работу на качество, крепко ли держатся мелкие детали, закрываем и открываем шкатулку. Пока глина сырая всегда можно исправить недочеты. Проверяю детские работы. Сушить шкатулку будем сушить, не закрывая крышкой, чтобы не приклеилась. Через 3 дня, после высыхания я ваши шкатулки обожгу в муфельной печи и мы их распишем.

9. Рефлексия.

Давайте рассмотрим все работы, какие замечательные шкатулки у вас получились. Разные, но очень красивые. Расскажите, что вам понравилось в работе с глиной, какие возникли трудности, как вы с ними справились. Ответы детей: - очень понравилось, если долго лепить, то глина сохнет и трескается, переделывали из другого куска.

Вы оценили свои силы и способности, сравнили с работами товарищей. Мастерство приходит с опытом, посещая занятия в кружке «Лепка» у вас появятся уверенность, аккуратность и творческая активность в работе с глиной. Поставим работы на поднос для просушки и уберем рабочее место.

Список литературы и интернет – ресурсы:

1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. - М.; ОАО Издательство «Просвещение» 2011. – 207 с.; ил. ;

2. Жук С.М. Простые поделки из природных материалов. – М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.-320 с.; ил. ;

3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 19858.

4. Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979 ;

5. Федотов Г. Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо - Пресс, 2002, с.44, 47 ;

6. Федотов Г. Я. Послушная глина/Г. Я. Федотов - М.: «АСТ-Прес» - 1997-140с. ;

7. Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 ;

8. ;

9.?searchid=2239491&text=&web=0# .

Приложение 1.

Мастер – класс по лепке из глины для детей 7 - 10 лет.

Самостоятельная работа

Контроль и помощь во время занятия.

Приложение 2.

2. Скатаем шарик

3. Сделаем лепешку

4. Наносим шликер

5.Скатаем жгут

6.Приклеиваем жгут по периметру

7.Заглаживаем стык

8.Три шарика - крылья и хвост

9.Приклеим крылья и хвост на шликер

10.Сделаем крышку

11.Скатаем голову, приклеим на крышку, сделаем гребешок.

14.Сушим в открытом виде

15.После сушки обжигаем в муфельной печи при t 7 50 C 3 часа.

16. Получилась керамика. Шкатулки готовы для росписи.

17.Курицы – красавицы!

18.Шкатулка готова к выставке!

Шкатулка открыта, в ней можно хранить украшения.

Самостоятельные творческие работы!

«МАГИЧЕСКАЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ СОЛОМКИ, ТРАДИЦИИ РИТУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ С СОЛОМОЙ. ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ».

Цели:

Ознакомить и формировать у детей представления истории возникновения промысла и применения соломы в быту;

Развивать познавательный интерес, память, внимание, чувство товарищества, смекалку ;

Воспитать самостоятельность, умение работать в парах, группой, бережное отношение к выполненным работам.

Задача:

обогатить кругозор детей знаниями об истоках русской культуры, обрядах, играх, дать понятия обучающимся о магической притягательности соломы.

Методы:

словесные, наглядные, практические.

Форма мероприятия:

Нетрадиционная, игра- викторина

Возраст детей: 7-12 лет.

Место проведения: учебныйкабинет декоративно-прикладного творчества.

Оборудование мероприятия: столы, стулья, компьютерная техника, видеопроектор, выставка работ из соломки, солома разных видов, наглядные пособия.

Ожидаемые результаты мероприятия: проникновение детей магическими свойствами соломы, усвоения новых знаний обучающихся и стремление к творчеству.

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение новых знаний по теме в форме презентации, рассказа.

3. Конкурсная программа. Игра - викторина. Гадания.

4.Подведение итогов мероприятия.

1. Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся на восприятие нового материала, готовность детей к занятию.

Педагог предлагает обратить внимание на выставку работ в кабинете.

Знакомит обучающихся с целями и задачами мероприятия.

Ход мероприятия.

2. Сообщение новых знаний.

Рассказ иллюстрировано-повествовательный .

В плетении из соломки есть какая-то магическая притягательность. Это солнечный, теплый материал будто имеет колдовскую силу и тот, кто однажды попробовал сплетать соломинки, становится страстным поклонником этого художественного ремесла.

Плетение из соломки - древнейшее среди ремёсел. Как только люди научились выращивать злаковые растения - пшеницу, ячмень, рожь у крестьян появился источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев.

Солома шла на корм и подстилку скоту, в неурожайные годы мелко нарубленную солому подмешивали в хлеб. Из соломы шили лапти, набивали матрацы, из неё люди научились изготавливать корзины, половики, различные ёмкости для хранения зерна и муки, а также шляпы и многое другое. Солома обувала и согревала крестьянина, служила ему постелью.

(Ребята, какие вы знаете поговорки и пословицы о соломе?)

Но солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли злаковых растений особой духовной сущностью - верили, что в них заключён дух божества хлеба, хлебного поля, сила его плодородия.

Считалось что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, способны оказывать магическое влияние на жизнь земледельцев.

Вот созрел урожай, и крестьяне приступали к жатве. Из первых сжатых колосьев плели венки и украшали ими головы девушек-жниц.

Хлеб жали вручную с помощью серпа или скашивали косой, связывали в снопы или кули и составляли в скирды для просушивания.

Повсеместно существовал обычай украшать первый «зажиночный» сноп, который хранили дома до нового урожая и так же приносили в церковь.

У каждого народа жатвенные венки имели свои особенности и названия. Народы Востока плели венки под названием «арабская клетка». В Европе земледельцы называли свои жатвенные украшения «жито», «амулет».

Эти украшения подвешивались в доме на стене под потолком, где и висели до следующей жатвы, пока не заменялись новыми.

Крестьяне верили, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека или животного, поэтому делали соломенные чучела из последних колосков.

(Ребята, назовите пожалуйста, какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе)

Обычай оставлять на поле в залог будущего урожая несжатыми последние колоски у многих европейских народов имеет также свое декоративное выражение. Зачастую колоски сложно сплетались между собой, украшали их лентами и цветами. Этот пучок колосьев называли «бородой» или «Божьей бородой»

Когда-то этим действиям придавали магический смысл, а со временем это превратилось в символическую традицию.

Магические атрибуты становились все искуснее, воплощаясь в сложных приёмах плетения.

В древние времена наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых по их представлениям зависел урожай, приносили на полях человеческие жертвы. Но общество развивалось, и человеческие жертвоприношения заменились символами. Материалом для их изготовления стала служить солома.

Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали и придавали им очертания человеческой фигуры. Эти фигуры были мастерски свиты, сплетены и украшены.

Ещё один народный обычай - ряженье в солому. У Восточных славян это событие приходилось на период зимне-весенних праздников - Рождество, Масленицу, Пасху. У других европейских народов это было непременным элементом народных карнавалов.

Поляки и словаки покрывали ряженых соломой с ног до головы, оборачивали их снопами, обкручивали соломенными косами, называли их «соломенный дед». Обязательной деталью костюма ряженых была конусообразная шапка из соломы.

Древние верования в народной культуре тесно связаны с христианскими обычаями. На Рождество у европейских народов было принято делать «Паука» из соломенных трубочек, нарезанных из лучших стеблей соломы. «Паука» из соломы на Рождество делают в честь рождения Христа, который был рожден в хлеву и положен в ясли на солому. В Белоруссии в честь этого события делают «паука» в виде звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, которая взошла на небе в честь рождения Христа.

Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. У многих народов паук является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а паутина представляется образом космической ткани или путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю. Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида- это идеальный, энергетически завершённый объект, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Соломенный «паук» подвешивался под потолком над столом напротив икон, он постоянно «парит» в воздухе и изгоняет все плохое из дома. Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Соломенный «паук» является только частью рождественских обрядов, связанных с соломой. Праздник Рождества празднуется в период зимнего солнцеворота. По древним языческим представлениям, именно в этот период солнце поворачивает с зимы на лето, начинается пробуждение природы. В этот период все мысли крестьян обращены к будущему урожаю. Поэтому солома и необмолоченный сноп, были непременной принадлежностью крестьянского Рождества.

3. Конкурсная программа. Игра-викторина. Гадание.

На соломе гадали, подбрасывая её к потолку - чем больше соломин зацепится за балки потолка, тем богаче будет урожай. Солому расстилали по полу, клали её под скатерть, опоясывали стол соломенным перевяслом, подвешивали сноп под потолком над столом. Все эти действия призваны были способствовать обеспечению будущего урожая, следовательно, и благополучию крестьянской семьи в новом году.

Гадание:

На лавку положить солому, написать разные пожелания и закопать их в солому.

Каждый участник гадания ищет в соломе записку и читает пожелание.

Соломенные куклы также были наделены магической силой. У многих славянских народов молодым дарили их в день свадьбы. Делали две соломенные фигурки - женскую и мужскую и ставили у ворот, загораживая дорогу жениху, который приходил в дом невесты. Солома, из которой сделаны были куклы, воплощала собой плодородие земли, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в семье.

А деревенское чучело «Масленица»- воплощение уходящей зимы. Во время масленичных гуляний такие куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные куклы сжигали или разбирали на солому и отдавали на корм скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Этим народным творениям был отпущен недолгий век: рождались с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы - горели в огне ритуальных костров, тонули в воде. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Игры с соломкой:

Ребята, давайте немножко поиграем. Выберем жюри. Желающие поиграть выходите ко мне.

Для игры нужно 2 команды по 3 участника.

1. Бирюльки - коротенькие соломенные трубочки. Тоненькой соломинкой - крючком из кучки бирюлек каждый играющий поддевает соломинку и перекладывает в коробочку. Побеждает та команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.

Для игры нужно 2 команды по 6 участников и водящий - мышка.

2. «Колосок» соберём зёрна.

Дети встают парами друг за другом - это колосок. По сигналу - «зерно» - все разбегаются - зёрна рассыпались. По сигналу «Колосок» - дети ищут свою пару и пытаются построиться, водящий - мышка, ловит зёрна.

Побеждает команда, у которой останется больше зёрен.

Куклы - игрушки из соломы для детей делали и специально, как обереги. Такие куклы не имели лица, считались предметом неодушевлённым, недоступных для вселения в него злых сил, а значит безвредным для ребенка.

Куклы из соломы, также, исполняли роль забавной потешки.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Фигурки, изображающие петуха, голубя, козу, принято было ставить на рождественский стол, птичек подвешивали к соломенному «пауку», где они словно парили в полете. С соломенными жаворонками, в первые тёплые дни - «гукали» весну.

Существуют также иконы, которым молились о будущем урожае, приносили к ним первые «Зажиночные» снопы, а также приносили иконы на поля с мольбами об урожае.

На протяжении веков соломенные куклы, фигурки зверей и птиц, соломенные шляпы, корзины, ёмкости для хранения зерна были связаны только с крестьянской культурой. Но искусство плетения из соломки бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней.

Конечно, ушли древние поверья в магическую силу соломы, но магическая сила творчества из соломки осталась.

Появились современные изделия из соломки, которые украшают интерьер дома, создают в нём уют и тепло.

На занятиях кружков «Золотая соломка», обучающиеся изготавливают картины - плоские и объёмные. Плетут: корзинки, конфетницы, шкатулки, вазы, бусы. Различные подвески, игрушки на ёлку и, конечно же, самое современное достижение - объёмные цветы.

А где вы берёте соломку? Этот вопрос мне часто дети. Вы, наверное, покупаете её в магазине? Нет! Мы заготавливаем соломку на хлебных полях. Хлебное поле- это безграничное «золотое море». Когда стоишь на краю поля и смотришь вдаль - так хорошо и спокойно на сердце, чувствуешь такой прилив сил и творческой энергии.

Ребята, когда летом вы будете проезжать с родителями мимо хлебного поля - попросите остановиться у обочины и полюбуйтесь на эту неповторимую красоту!

4. Подведение итогов мероприятия.

Сейчас мы узнаем итоги конкурсов.

Предоставляем слово жюри. (награждение сладкими призами)

Рефлексия:

Ребята, а теперь я хочу услышать от вас:

(Дети отвечают на вопросы педагога.)

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Какие работы вам понравились больше всех?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось на занятии?

Кому из вас хотелось бы научиться работать с соломкой?

Какие у вас есть вопросы ко мне?

В заключение занятия мне хотелось бы добавить, когда я готовила это мероприятие, мне пришлось просмотреть и прочитать много материала.

Я, как будто, оказалась в тех далеких временах и почувствовала чистоту душ наших предков. Которые жили в пруде и заботе о хлебе насущном, растили детей, женили их, и всегда думали о будущем продолжении своего рода. О будущем урожае хлеба. Верили в магическую силу соломки и, конечно, если очень веришь - то всё сбывается.

Большое спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии.

Список использованной литературы.

1. О. Лобачевская «Плетение из соломки», Москва 2000г. Культура и традиции.

2. О. Лобачевская, Н. Кузнецова «Возьми простую соломку», Минск 1988г. Полымя.