Меловые карьеры: фото, где находятся, как доехать. Беларусь. Красносельский. Меловые карьеры

Рассказы про меловые карьеры давно занимают умы изощренных путешественников и любителей необычной природы. В Беларуси меловые карьеры на слуху уже несколько лет, и мифы и легенды про них только множатся, интерес растет, а неясности всё больше. Мест с меловыми и известняковыми карьерами в Беларуси несколько: это меловые карьеры под Волковыском (в поселке Красносельский), под Слуцком (Солигорском, Любанью) и под Берёзой.

Для знакомства с природой и красотами Беларуси можно выбрать любой понравившийся и насладиться достопримечательностями!


Карта проезда из Минска на меловые карьеры под Волковыском (ссылка)


Добираться до карьеров под Волковыском лучше на машине по трассе Р44 до Волковыска и оттуда до поселка Красносельский.

По мере приближения к карьерам все вокруг становится покрытым белым налетом – это и есть мел. Большие грузовики возят туда обратно по пыльным дорогам известняк.


Летом в выходные, несмотря на запрещающие знаки, людей здесь довольно много. И все приезжают любоваться удивительно бирюзово-лазурной водой в окружении белых берегов, поросших зеленью. Такие визуально привлекательные места имеют большой потенциал, если бы только берега там были обустроены, потому что есть риск обвала не укрепленных стен карьеров. К тому же карьеры очень глубокие – до 15 метров. Площадь карьеров под Волковыском огромная, а длина карьера колеблется от 1 до 4 км! Но из-за того, что карьеры – это технические объекты, туризм здесь пока что «неофициальный» и «изустный». Но виды карьеров впечатляют!





Фото с сайта tut.by
По словам представителя Волковысской районной организации ОСВОД, купаться на карьерах запрещено из-за возможности обвала, да и были несчастные случаи. Знак «Опасная зона» не останавливает отдыхающих, жаждущих оказаться на «Белорусских Мальдивах», как называют карьеры. Бирюзовая вода стала такого цвета потому что здесь добывали мел и глину, и цвет зависит от щелочных металлов. О полезности меловых отложений, извести и мела пока что говорить рано, поэтому неизвестно, станут ли карьеры белорусским Мёртвым морем…Несмотря на красоты берегов карьеров, местные власти выступают против развития туризма, грозят штрафами и предпрупреждениями об опасности нахождения на санитарно-технической зоне цементного завода «Красносельскстройматериалы», но людей это не останавливает. Часто даже на форумах и в соцсетях люди собирают группы для совместной поездки на карьеры. Но предупрежден – значит вооружен.

ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 17.06.2015 г.:

"Под Красносельским Волковысского района начали рекультивацию меловых карьеров. А это значит, что карьеры потеряют свой живописный вид. Вода в них больше не будет такого притягательного бирюзового цвета. Вслед за созданием в апреле текущего года запретной зоны в технологической зоне ОАО «Красносельскстройматериалы» власти и администрация цемзавода не остановились на «угрозах» закрытия карьеров, а перешли от слов к делу. Словами председателя Красносельского сельсовета Людмилы Демещик и заместителя гендиректора завода Геннадия Найдюка в новостном сюжете Телерадиокомпании «Гродно» озвучено, что на второй и третьей линзах сглажены берега, перекопана четвертая линза, поля СПК «Неверовичи» засеяны травами, по которым не проехать машине. После рекультивации карьеры потеряют живописный и привлекательный вид для туристов и станут в то же время для них безопаснее.

Вдоль основной дороги проложили непреодолимую для машин глубокую канаву, не позволяющую объехать по полю все преграды.

Несколько лет назад в НАН Беларуси предложили придать водоемам статус гидрологических памятников природы. Предполагалось, что этот статус придадут карьерам в 2013 году — выровняют отвесные берега, высадят вокруг деревья. Но бюрократия на то и бюрократия, чтобы оставить на бумаге как можно больше прожектов, — отмечает портал. Так случилось и в этот раз. Идею похоронили, карьеры засыпают. И все под благим предложением — во избежание в дальнейшем несчастных случаев".
Источник: tio.by


Еще одни карьеры находятся под Солигорском, Слуцком и Любанью . Это так называемые «Голубые озера». На карте они выглядят вот так:



Фотографии с карьеров под Солигорском (Слуцк, Любань):





Нужно ли тратить половину годового дохода и лететь на самолете к чудесным райским островам, когда такие потрясающие места есть и в Республике Беларусь? Действительно сказочные пейзажи, глядя на которые, понимаешь, что все красочные картинки из интернета просто блекнут, и все это - творение рук человеческих. Да, это так, меловые карьеры, ныне заброшенные, стали популярным курортом для огромного количества туристов. Многие местные жители уверены, что в Беларуси можно хорошо отдохнуть. Нет, про то, что здесь много красивых рек и озер, знают многие, но вот такие места, словно из рекламы Баунти, - это точно невозможно. Нет, возможно, именно такими сегодня и предстают восхищенным взорам меловые карьеры.

Местонахождение

Совсем недавно про отдых в этих местах не слышал практически никто. Затем пытливые путешественники, совершающие пешие походы, наткнулись на потрясающие голубые озера, окруженные белоснежными берегами, которые поросли пушистыми елочками. Так стали набирать популярность меловые карьеры. Она растет с каждым годом, сейчас про карьеры под Волковыском не слышал только лишь ленивый, уж больно красиво здесь, настоящий рай. Мы постараемся подробно рассказать вам, где они расположены, чтобы дорога была легкой и приятной.

Наверное, начать нужно с того, что Красносельские меловые карьеры - это огромная территория. То есть это не одно или два озера, а огромное их количество. Их здесь сотни, однако особенный интерес для туристов представляют только те, которые были вырыты совсем недавно. Их главное очарование - это потрясающий лазурный цвет воды. Такое явление наблюдается, если карьер только недавно заполнился чистой водой. Буквально на следующий сезон она станет совершенно обычной, поэтому нужно ловить момент.

Впечатление

Оно самое сильное у тех, кто впервые видит меловые карьеры. Фото здесь желает сделать каждый, причем люди стараются подгадать момент, чтобы солнечные лучи падали на водную гладь, так лучше всего получается запечатлеть потрясающий голубой цвет на фоне белых берегов. Отзывы обычно сходятся между собой, люди видят фотографии, которые выставляют другие туристы, но не верят, что такое может быть совсем рядом, в Беларуси. Когда туристы попадают сюда впервые, то понимают - это рай на земле, и он существует вовсе не на экзотических островах, более того, его создал человек.

Как добраться

Давайте немного подробнее поговорим о том, где находятся меловые карьеры. В первую очередь вам нужно найти на карте Волковыск и двигаться в направлении него. Самый первый карьер находится как раз по пути, не доезжая завода строительных материалов. Однако не расстраивайтесь, если у вас нет личного автомобиля. Вы можете предпринять захватывающее приключение. Собирайте дружную компанию и отправляйтесь в путь. Вас ждут меловые карьеры. Как доехать на общественном транспорте, мы сейчас и рассмотрим. Из Минска до Барановичей вы можете добраться на электричке или поездом. Дальше вам необходимо на дизеле проделать путь до Волковыска. Наконец, возьмите билет на пригородный автобус до поселка Красносельского. Не доезжая до него, вам потребуется выйти перед деревней Новоселки. Дале вас ждет очаровательное путешествие пешком.

История этих мест

Мы уже говорили, что появилось это чудо благодаря стараниям человека. Именно здесь находятся крупные месторождения мела, добычей которого занимается промышленный гигант - ОАО «Красносельскстройматериалы». Производит он различные строительные смеси, так что добыча мела идет до сих пор, благодаря чему регулярно появляются все новые карьеры. В общем-то, заблудиться здесь очень сложно, гигантское производство видно издалека, вся дорога до Красновельска идет по этому ориентиру. Да и дальше, до самых карьеров, вы будете видеть огромные грузовики, которые вывозят мел, и вся дорога, указатели и деревья вокруг покрыты меловой пылью.

Опасность

Когда туристы попадают на меловые карьеры, фото на память становится просто навязчивой идеей. Все стараются запечатлеть не только фантастическую природу, но и себя на ее фоне, а потому подвергают себя риску. Каждый год здесь гибнет несколько человек, чем обеспокоены власти. Кажущиеся горные пейзажи - это не что иное, как пески, которые легко могут обрушиться и похоронить под собой. Крутые берега порой достигают 40 метров, и вся эта стена может в одночасье рухнуть. А глубина здесь - до 50 метров. К тому же прогревается вода не более, чем на 2 метра, поэтому, ныряя, вы можете испытать последствия резкого перепада температур. Большое количество бактерий в воде тоже таит определенную опасность для человека. Поэтому не забывайте, для чего были выкопаны меловые карьеры. Область туризма и сфера промышленной добычи мела сильно отличаются друг от друга, и про безопасность купающихся инженеры вряд ли думали.

Плюсы и минусы местного отдыха

Здесь очень интересная и необычная природа. Потрясающая лазурная водная гладь, белоснежные берега - все это создает интереснейший пейзаж. Однако туризм здесь не предусмотрен, поэтому загорать отдыхающие вынуждены где придется, на обрывистых берегах, поросших мхом и смешанным лесом. Спускаться к воде нужно будет по крутому склону без ступеней. Никакой пляжной инфраструктуры, спасателей и врачей. В разгар сезона здесь отдыхает очень много туристов, а это означает приятную компанию, а также занятые места на удобных участках берега, много брошенного мусора, мутную воду, поскольку большое количество купающихся поднимает со дна примеси мела.

Наконец-то наступило реальное лето, вернулась жара и отдыхающие толпами отправились на "беларуские Мальдивы" - забояненные, но не ставшее от этого менее привлекательными карьеры под Волковыском. Множество постов написано, но вставлю и я свои пять копеек (сегодня только о хорошем).

Технология создания такой достопримечательности и точки притяжения отдыхающих/фотографирующихся довольно проста. Местность, где они расположены, богата месторождениями мела, добыча которого долгие годы производит ОАО "Красносельскстройматериалы" (завод выпускает цемент, трубы, известь и всевозможные строительные смеси). Добыча ведется открытым способом, в карьере. После завершения эксплуатации техника переезжает на новое место, а брошенный карьер постепенно затапливается грунтовыми водами. Из-за меловой взвеси в воде (или растворов солей?) вода принимает такой нереальный цвет, а перепады высот лишь добавляют живописности. Не удивительно, что в "сезон" здесь одновременно могут находиться тысячи человек.
Людей я не очень люблю, особенно в больших количествах, поэтому для поездки был выбран не самый теплый месяц - апрель.

Сначала мы решили поехать на старые карьеры, расположенные ближе к Красносельскому и старому (заброшенному) заводу. Сейчас производство вынесено за территорию поселка.

Польскольку их эксплуатация завершена десятки лет назад, склоны и территория вокруг успела зарасти лесом. Сейчас эти "линзы" скорее походят на горные озера.

За годы вода потеряла свой изумрудный цвет.

Склоны крутые и высокие, спуск к воде довольно опасен (для пущего эффекта снято на фишай).

"Туристов" здесь не встретишь, зато есть рыбаки. Сначала я решил что это какая-то птица, да зум рассмотреть помог.

В целом мне здесь понравилось, только лес больно дикий и найти место для стоянки найти проблематично. Позже двинулись в сторону новых карьеров.

Путь к ним пролегал через завод и технологическую дорогу, по которой транспортируют породу. Сама дорога и все к ней прилегающее покрыто равномерным слоем мела.

Не смотря на "заброшенность", карьеры являются технологической территорией. Разумеется, не предназначенной для отдыха и "туристов", которые иногда по пьяни здесь тонут или попадают под обвалы.
Проникновению препятствует охрана с автоматами и тяжелая техника ничего. Только на машине сложновато подъехать.

Но это все ерунда, мотивированному человеку не трудно пройти километр-другой.

Вид снизу...

И сверху.

К сожалению, времени было мало и мы осмотрели только один карьер. Зато самый большой, почти 2 километра длиной. Дальше можно не комментировать.

Как итог. Во время апрельского походика мы встретили всего трех человек и почти не увидели мусора, зато в прошедшие выходные ситуация отличалась разительно. Я обещал не писать о плохом-) К посещению карьеры рекомендую, но лучше не летом. Правда там сейчас рядом целое маковое поле...


Маршрут, обозначенный зеленым на карте, мы частично подсмотрели на globus.tut.by, частично разработали сами:

Значительная часть нашего пути проходила по магистрали М1 (Е30). Судя по утренней погоде, день должен был выдаться теплым, ясным и солнечным.

Однако, когда мы отъехали от Минска километров 160, небо плотно затянуло тучами, погода переменилась, термометр на приборной панели медленно пополз к +13 С. Остальное время нашего путешествия прошло в ожидании дождя. За Ивацевичами свернули с М1 (Е30) на Р44 и въехали в Коссово. Вот и костел святой троицы, где в 1746 году крестили Тадеуша Костюшко. Собственно, одной из целей нашего путешествия была попытка ознакомить сыновей с историей "сапрауднага рэвалюцыянера", незаслужено обойденного курсом соответствующего школьного предмета:

* следующий снимок и некоторые другие в правом верхнем углу отмечены знаком . Это означает, что под таким снимком спрятан еще один – похожий или с другого ракурса. Для отображения второго снимка кликните мышкой по первому снимку, для возврата первого – кликните по второму.


На окраине Коссово в исторической усадьбе Меречевщина находится одно из двух наиболее вероятных мест рождения Тадеуша Костюшко. Там, благодаря помощи США (Костюшко- почетный гражданин США и Франции), восстановлен былой облик усадьбы. Так ли она выглядела ранее - вопрос, нас поразило эмоциональное сходство усадьбы с калифорнийским Форт Росс .


Внутри усадьбы - очень симпатичная, ухоженная экспозиция, не претендующая на историческую справедливость:


А рядом и вовсе красотища с живописным прудом на фоне просторов:


Лебединое семейство подарило нам полчаса восторга. Кто сказал, что они гадкие утята?


Рядом с усадьбой есть вся инфраструктура: и кафе (говорят, вкусно, мы были еще задолго до обеда), и маленький гостевой дом, где можно переночевать.

А совсем рядом, в пешей пятиминутной доступности великолепный дворец промышленных магнатов Пусловских (1838 год). Думаю, мы были одни из первых, увидевших дворец в таком ракурсе полностью. Еще пару месяцев назад он был почти полностью закрыт лесом и тот же globus предлагал совсем другие фото. Помните сказку о спящей красавице? Не знаю, как у вас, а по мне она и спала именно в таком дворце за дремучим лесом. Сожжен партизанами (как не прискорбно) в 1943 году. Может быть когда-нибудь мы увидим его во всем великолепии.


Дворец на реставрации, правда активных работ не наблюдалось, возможно потому, что была суббота. По замыслу дворец должен был напоминать старые английские замки.:


Ружаны от Коссово совсем близко. Более масштабных руин в Беларуси нет. Размеры дворцового комплекса Сапег поражают воображение - это больше чем полноценный стадион. Построен дворец первой половине 18 века. В центре имелся парадный двор с регулярным парком, куда можно было попасть через триумфальную арку главных ворот:

Таким он был когда-то:


Таким он сохранился до наших дней. Интересное решение придумано реставраторами. Восстановлен первоначальный вид въездного флигеля, где обустроился маленький музей. Парадный вид флигеля позволяет путешественику додумать (представить) то, как все было при Сапегах. Тем не менее сам дворец дышит историей, не дать бы только ему и дальше разрушаться.


Побродим по дворцовым "аппартаментам"

Полюбуемся на старинный камин:

Заглянем в винный погреб:

Вид из дворцового комплекса на поселок Ружаны:

Координаты GPS поселка Ружаны: : N52°51"53"" E 24°53"26"" .

Следующей точкой нашего путешествия должны стать озёра на месте меловых карьеров под поселком Красносельский.

Меловые карьеры под Красносельским и карьерные озера
В поселке Красносельский главная достопримечательность - завод стройматериалов республиканского значения. Сырье для этого завода - мел, который добывают в меловых карьерах. Карьеры делятся на действующие и заброшенные. Некоторые заброшенные карьеры оказались со временем затопленными подземными водами, в результате имеем несколько озер с водной гладью лазурного цвета. "Белорусские мальдивы..." :))
Ехали, как и многие, чисто интуитивно. Выезжаем из Ружан и едем дальше по Р44 в сторону Волковыска, огибаем его справа, и всё так же по Р44 движемся в сторону поселка Красносельский. Долго ли коротко едем, может уже и проехали эти карьеры с озерами? На нашей карте их нет вообще (эти озера слишком малы для карты области), в навигаторе такого объекта как эти озера тоже нет.
Обновление от 23 мая 2014 :
Но вот навстречу стали попадаться карьерные самосвалы БеЛАЗ - мы на верном пути! :)


БелАЗ этой модели не очень большой - занимает ровно половину этой дороги, в ширину метра 3,5-4, разъехаться с ним - нет никаких проблем. Более крупных моделей самосвалов мы не увидели. И на БелАЗах почему-то нет гос.номеров - ни спереди, ни сзади:) . БелАЗы из разрабатываемых карьеров возят выкопанный огромными экскаваторами мел на находящийся неподалеку завод "Красносельскстройматериалы". Покрытие дороги и придорожные кусты с деревьями покрыты тонким слоем меловой пыли:


Вот и первое карьерное озеро:


Берега обрывистые, крутые. Вода в озере теплая и именно такого цвета, как на экране - синевато-лазурная, даже не смотря на явную непогоду:

И еще одно озеро, рядом с первым, где за 10 минут можно поймать двух крохотных карасиков:

Время обеда уже подошло, а у нас еще куча планов. Разворачиваемся и едем в обратную сторону. Пообедали в Волковыске, сфотографировали детей у памятника волку и взяли курс на Слоним по дороге Р99. Следующий пункт - оборонительная церковь в Сынковичах - деревне Зельвенского района. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV - начало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. В правой передней башне одну из бойниц приспособили под жилище дикие пчелы.

Слоним. Что ни дом, то историческая ценность. К сожалению, день подходил к концу и толком посмотреть город нам не удалось.
В этот день в школах проходили выпускные вечера, центр города был перекрыт для парада выпускников.

Атмосфера праздника наполняла весь город, красивая традиция, пора и Минску перенять.

Практическая информация

Где находятся Красносельские меловые карьеры? Как найти меловые карьеры? Подробная карта

Координаты GPS меловых карьеров - N 53.289539° , E 24.50346° .
А теперь без GPS (найти по GPS - тут много ума не надо:)). Сразу оговорюсь - добраться к меловым карьерам и карьерным озерам будет удобно только на своем транспорте. Не обязательно машина или мотоцикл, но хотя бы велосипед иметь нужно. Но вариант с велосипедом подойдет только ярым любителям велотуризма. Что касается общественного муждугороднего транспорта и как доехать на нем - я не в курсе, не пробовал.
Итак, выдвигаемся в путь к меловым карьерам на своем транспорте. Если вы будете стартовать из Минска, то вам придется проехать 270-280 км, затратить 3-3,5 часа времени в одну сторону. Карта:

Ориентир для поиска меловых карьеров - город Волковыск. Выезжаем из Минска в сторону Бреста, становимся на М1 (Е30), проезжаем мимо Баранович и вскоре сворачиваем на дорогу Р99 на Слоним. Проезжаем мимо Слонима, через Зельву и приближаемся к Волковыску. Не дозжая Волковыска будет перекресток, на котором вы должны будете свернуть правее на дорогу Р44 и двигаться по ней в сторону Гродно и поселка Красносельский. Едете по Р44, пока не увидите с левой стороны заводские постройки - это завод стройматериалов в поселке Красносельский. И примерно здесь же будет съезд (или путепровод) : налево - в поселок Красносельский, направо - в сторону деревни Новоселки. Съезд этот обозначен на карте цифрой 1:

Поворачиваем направо в сторону деревни Новоселки, едем, достигаем эту деревню и проезжаем ее насквозь. Она имеет практически нежилой вид, покосившиеся домики и заборы, все это щедро припорошено мелом. Вообще, мел там везде - на дорогах, вдоль дорог все деревья и кусты в мелу. Ваш автомобиль и одежда к окончанию поездки также будут пропитаны и присыпаны меловой пылью. После Новоселок проедете еще километра 2 и увидите с правой строны заброшенные меловые карьеры, а в них - карьерные озера. Те самые, ради которых вы ехали:) . Да, все дороги, по которым ехали, - асфальтовые, грунтовок на пути не было.

В общем, почти приехали. Если у вас внедорожник или мотоцикл или велосипед, то можно свернуть с дороги и попробовать по пересеченной местности проехать поближе к берегу. А если автомобиль с низкой посадкой, то дальше придется пешком, надо лишь машину убрать с дороги - рядом БелАЗы ездят и нещадно пылят мелом. Убрать с дороги машину можно, съехав на любую второстепенную грунтовку - их там будет две или три, что-то типа кармана или ответвления от асфальтовой дороги. Дальше двигаемся по пересеченной местности, метров 100-200 необходимо преодолеть. И вы окажетесь у ближайшего карьерного озера (на карте выше обозначено "Озеро 1"). Другие озера тоже рядом, смотрите карту выше.

Многие спрашивают - а есть ли рядом с озерами какая-нибудь инфраструктура - гостиница, гестхауз, магазин хотя бы? Там нет ничего из перечисленного, вообще ничего нет. Потому, что там белорусская глубинка без прикрас. Глухомань страшная и ебеня дикие. И еще потому, что данные карьерные озера - это ведь никакая не зона отдыха, не путайте. Все карьеры принадлежат заводу "Красносельскстройматериалы" и то, что в некоторых заброшенных меловых карьерах на образовавшихся озерах туристы повадились отдыхать, купаться и ловить рыбу - это на свой страх и риск отдыхающих и рыбаков. В целом, там абсолютно дикие места, только проносящиеся мимо БелАЗы вносят нотку цивилизации.
В день, когда мы приезжали была пасмурная дождливая погода и рабочий день, поэтому толп отдыхающих мы не увидели. Но в погожие выходные дни народу там бывает немало.
Озера имеют глубину в десятки метров, вязкое дно и крутые берега. Купание в этих озерах в некоторой степени опасно, имейте это ввиду. Дышать меловой пылью также не полезно. Подумайте об этом. Но один раз увидеть эти озера - это стоит того!

В Волковыском районе Гродненской области, что у нас в Беларуси, есть поселок городского типа - Красносельский. Район, считавшийся на протяжении 100-летия, промышленным, стал в последнее время популярным среди туристов. Привлекает нас, туристов, все необычное, примечательное и оригинальное. А в Красносельском есть такие вот водохранилища, вид которых зачаровывает.
В нашем путешествии, с доброй воли стечения стихийных, но замечательных обстоятельств, нас сопровождали два замечательных парня, родом из этих мест, а кто, если не местные жители, могут рассказать обо всем в подробностях, и показать все

Почти 100 лет назад, в 1914-м, построили в Красносельском цементный завод, и для него стали добывать мел, коим район очень богат. Добывают его вот в таких карьерах и по сей день. Ребята показали, с чего начинается то, что превращается потом в живописные водохранилища, к которым лет 5 назад началось настоящее паломничество туристов.

Вот мы на дне такого карьера. Даже еще не совсем на дне при разработке углубляются до 30 м.

Белазы круглосуточно совершают рейсы с карьеров на завод и обратно.

На карьер - пустыми, обратно - гружеными 30 тоннами мела.

Пригласили покататься на этих громадинах, да, нелегкий у ребят труд. От карьера до завода около 9 км.

За смену в 12 часов каждая машина делает 15-16 рейсов. Ребята поделились, что за смену "доезжают до Минска", проезжают 260-270 км.

Вот так вот при разгрузке пуговичкой отмечают очередной рейс, а в эту тетрадку водитель просил не заглядывать - там ведутся некие финансовые расчеты.

Вдоль маршрута Белазов белым-бело, вся растительность и близлежащие дома покрыты слоем мела.

Итак, мел из карьера вынимают и увозят, когда начинает поступать вода - узеньким таким ручейком, ее удаляют насосами.

Но ресурс карьера заканчивается, и разработка его завершается. Он заполняется водами. И из-за оставшихся меловых и глиняных пород вода здесь такого цвета - в каждом карьере - своя, и в каждом неповторимо прекрасная.

Первоначально закрытый для разработки карьер выглядит вот таким образом, инопланетный пейзаж без растительности. На этом карьере разработка закончилась около года назад.

Но постепенно берега зарастают травой, деревьями и кустарниками. И карьеры становятся совершенно похожи на природные объекты. Залетные птицы приносят на лапках икру, и водоемы обогащаются рыбой.

Эх, эти бы объекты, да в хорошие руки!.. Туризм здесь совершенно дикий, нет никаких условий, мусор не вывозятся, о какой-либо инфраструктуре и говорить нечего.

Кучи мусора, стихийные кострища, огромные строительные бетонные балки, запрещающие въезд машин напоминают, что посещение здешних мест туристами... запрещено законом. Именно так... Со своими крутыми берегами, скользким глиняным дном карьеры считаются опасными для туристов.

Ребята свозили нас на 7 карьеров, залитых уже водой. На многих из них купаются люди. Чистейшая вода, с хорошим входом, есть места поглубже, есть помельче, где бултыхаются малыши, твердо ступая ножками по песчаному дну. Да, есть скользкие места, есть крутые берега, но какое море или озеро на Земном шаре полностью благоприятно для туризма? наверное, ни одно... Развивать туристические маршруты нет средств ни у завода, во владении которого карьеры находятся во время разработки, ни у государства, в чьи руки попадают карьеры после рекультивации.

Рекультивация - следующая стадия жизни карьеров. Огромные шагающие экскаваторы засыпают карьеры, сглаживая крутые берега и делая их безопасными и пологими. Именно сюда, кстати, предлагают приезжать туристам - безопасно, надежно, никакого экстрима. Выше на фото карьер засыпанный с одной стороны, когда засыпят с обоих, он станет узким, с такими вот берегами, и вернется ли вода к прежнему цвету, меняющемуся от карьера к карьеру - лазурный-небесный-голубой-синий-изумрудн ый-зеленый - неизвестно.

Ну, хватит о грустном. Пока есть возможность любоваться, будем любоваться. Ведь есть чем!

Красиво и здорово, и хочется релаксировать и медитировать, сидеть на берегу и наслаждаться. Не так много...