Марья Болконская: характеристика образа. Cочинение «Болконская Марья

Марья Болконская, одна из самых ярких и привлекательных героинь великого произведения Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Внешне Мария не отличалась красотой, была худой, непримечательной особой. Но было в ее облике одна притягательная сторона – ее взгляд. Он был всегда чистым, глубоким и выразительным. В ее глазах всегда присутствовали одновременно грусть и любовь ко всему, что окружало молодую девушку.

Мария была дочерью пожилого князя Николая Болконского, бывшего военного. У нее был старший брат – Андрей Болконский. Он был женат, но во время родов его супруга трагически погибла. Ребенка, которого удалось спасти, воспитывает Мария. Она с особым трепетом относиться к мальчику, ей нравиться с ним проводить время. Девушка была воспитана, умна, имела прекрасное образование. Но больше всего ей нравились науки, особенно математика. Ее воспитывал отец, деспотичный и угрюмый человек. Несмотря на отсутствие внешней красоты, Мария привлекала других своим глубоким духовным миром, особенно выражавшимся в ее глазах. Девушка открыта, не умела обманывать и всегда во всем помогала другим. Для молодой княжны важен не внешний облик, а внутренний мир человека. Именно поэтому она способна найти общий язык с любым собеседником. Мария любит все вокруг, она верующий человек. Именно вера помогает Марии найти ответы, чтобы разрешить ту или иную ситуацию.

С Андреем Болконским, своим братом, она была очень близка. Несмотря на всю строгость в воспитании, Мария всегда жалела и искренне любила своего отца. Она была счастлива от той жизни, в которой живет, хотя Андрей думал наоборот и жалел ее. Часто, тайком от своего отца Мария ходит помогать бедным и нуждающимся людям.

Мария Болконская, благодаря своему статусу в обществе могла бы часто ездить на балы и многие другие аристократические встречи. Но девушке, выросшей в деревне, было это неинтересно. Конечно, ей тоже хотелось выйти замуж и иметь детей. Но Мария понимала, что внешне она некрасива, и вряд ли вызвала бы большой интерес у мужчин, посещавших такие мероприятия. Ведь большинство из них интересовала внешность, а не моральный облик женщины.

Еще одним близким человеком не только по духу, но и внешности была подруга Жюли Курагина. Они постоянно общались и в любых ситуациях поддерживали друг друга. Еще одной женщиной, с которой общалась Мари, была компаньонка, работавшая в доме князя Болконского – мадмуазель Бурьен. Но если Мари испытывала к ней дружеские чувства, то Бурьен, наоборот, преследовала только корыстные цели.

Единственным способом вырваться из-под опеки и гнета своего деспотичного отца – выйти замуж. И когда к ней приехал свататься князь Курагин со своим сыном Анатолем, Мари с замиранием сердца ждала, что скажет князь Болконский. Но отец сразу понял, Анатоль не испытывает никаких чувств к его дочери, но выбор оставил за Марией. Мария застает Анатоля обнимающимся со своей служанкой и отказывает ему в замужестве.

По-настоящему счастливой женщиной становится Мария с появлением в своей жизни супруга – Николая Ростова. Она раскрылась не только с духовной и моральной стороны, но и сбылась ее заветная мечта – стать мамой. Ее настолько захватывает материнство, что она начинает вести дневник об особенности развития детей. Мария приучила своего мужа более лояльно и справедливо вести себя с крепостными.

Мария Болконская – это эталон добропорядочности и благородства. Несмотря ни на что, она следует своим принципам доброты, честности и открытости. В каждом человеке Мария видит только хорошее. Она старается доказать окружающим, что проявление грубости и жестокости – это негативные и низкие чувства, присущие человеку.

Вариант 2

В романе Л.Н. Толстого одну из центральных ролей занимает персонаж искренний, нравственно чистый и душевно привлекательный - княжна Мария Болконская.

Мария Болконская дочь Николая Болконского. Их дворянский род берет свои истоки. Их предком был князь Рюрик. Ее жизнь отлична от других героинь романа. Отец Николай Болконский занимался правильным воспитанием своей дочери, она практически всегда чем-то занята. Следствием этого ее увлечение точными науками.

Одной из самых сложных героинь романа является княжна Мария. В список ее качеств входят религиозность, духовность, доброта, самопожертвенность.

Княгиня не отличается особой внешней привлекательностью: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо», так ее описывает писатель. Но глаза княгини - глубокие и лучистые, освещают ее лицо духовным, ярким светом, что становиться более «привлекательнее внешнее привлекательности ». В ее глазах скрыто все богатство внутреннего мира, они олицетворяют всю ее духовность.

Марья в романе наделена удивительной, интересной судьбой. Зачитываясь романом, напрашивается вывод что Л. Н. Толстой влюблен в Марью Николаевну. В конце он щедро одарит ее семьей, о которой были все ее мечты. В жизни героиня приходиться пережить измену и потерю близких, ее вызволяет от врагов храбрый гусар Николай Ростов, в дальнейшем они свяжут себя узами. Но влюбленных ждали - взаимной любви долгое томление, страстные ухаживания и в конце конечно же громкая свадьба и счастливая семья. В образе княжны в отличии от других ролей романа Толстого, больше трепета, чувственной ее души и тонкой человеческой привлекательности и менее литературной типичности.

Так ярко и досконально Толстой описывает ее судьбу, что читая мы непосредственно принимаем участие в ее жизни. Искреннее удовольствие зачитываться повествованием княжны семейного, уютного счастья, между любимым мужем, детьми, родными и близкими.

В персонаже княжны Марьи Толстой представляется нам дуэт духовного и чувственного, с точным перевесом духовного. Этот персонаж увлекает нас искреннем благородством, чистотой своей души и богатым внутреннем миром. Образ княгини очень жизненный в отличии от других героев романа.

Прослеживать события ее судьбы интригующе завораживает, страдания которые вызывают уважение к княгини, ее поступки ясны и справедливы. Достижением и высшей ценностью ее судьбы становятся семья и любовь.

Сочинение Характеристика и образ княжны Марьи Болконской

В произведении Льва Толстого «Война и мир» значительное место занимает образ девушки Марии Болконской. Писатель не рисует ее образ столь детально и тщательно, как Наташи Ростовой, но, тем не менее, он описывает ее, как девушку, значительно отличающуюся от других, со своим видением мира и отношением к жизни.

Детство у девушки было весьма неблагополучным. Ее мать рано умерла, поэтому все детство она провела с отцом. Несмотря на то, что ей не досталось в свое время материнской любви, она выросла очень воспитанной и мудрой девушкой. В детстве она прилежно училась, а отец регулярно контролировал этот процесс. Конечно, у нее не было возможности заниматься тем, чем хотелось бы, т.к. на нее было возложено много обязательств, связанных с ведением хозяйства. Периодически отец мог беспричинно обидеть молодую девушку, незаслуженно наказать, но несмотря на все это, она глубоко и преданно любила его. Она никогда не сетовала на судьбу, а верила в то, что нужно стойко и смиренно переносить все тяжбы.

Когда автор описывает внешность девушки, он не сильно вдается в детали. Она не отличалась, по замыслу автора, красотой. Она была излишне худа, лишь выразительные глаза в первую очередь обращали на себя внимание. Она была не слишком разговорчива, редко ее можно было застать за какой-то живой беседой. Она легко меняла настроение, всегда подстраивалась под окружающих. Даже в тех людях, которые совершали какие-то отрицательные поступки, она находила что-то светлое. Она верила в то, что в каждом человеке есть что-то хорошее и не бывает абсолютного зла. Помимо этого, она всегда была уверена в существовании Бога, который, по ее мнению, справедливо распоряжается людскими судьбами. Некоторые поступки отличались большой жертвенностью, она была готова идти на любой риск, чтобы помочь тому, кто нуждается в ее помощи. Она помогала бездомным, обиженным, несмотря на то, что у нее самой была тоже нелегкая судьба.

Мечтала эта девушка о чистой и искренней любви. В этом она видела свое предназначение и суть. Большую симпатию у нее вызывал Анатоль Курагин.

Княжна Мария является великолепным примером жертвенности, веры в людей, бесконечной преданной любви ко всему.

Вариант 4

В книге «Война и мир» автор описал несколько женских личностей. Одним из сложнейших личностей является Марья Болконская. Марье Болконской присущи душевность, благочестие, способность жертвовать всем ради любви, также самоотречение.

Внешне княжна не выделяется красотой. Автор описал Марью как худощавую и слабую девушку. Впрочем, героиня обладала лучезарными и большими глазами, которые делали ее привлекательнее. Ее глаза отражали широту внутренней души. Княжна жила в Лысых Горах в поместье Болконских. Семью Болконских все уважали и почитали. Род Болконских ценил фамильные традиции и моральные ценности и устои.

Жизнь в поместье протекала по ранее установленным порядкам. Отец княжны Николай Болконский был суровым и требовательным человеком. Чувство власти и эгоизма иногда вызывали нетерпимость у самой княжны. В таких строгих и суровых условиях развился характер молодой девушки. Княжна получила в наследство неуклонность и гордость. По характеру она была похожа на отца и брата. Тем не менее, она была девушкой с открытой душой. Она обладала милосердием, снисходительностью, терпимостью и чувством доброты по отношению к другим людям.

Николай Болконский ранее был влиятельным вельможей и был сослан с семейством в Лысые Горы. Суровый князь превратил жизнь молодой дочери в кошмар и сделал из нее служанку. За любую провинность князь наказывал ее и доводил до слез. Только перед смертью Николай признал свою ошибку и свое несправедливое отношение к Марье.

Невзирая на повиновение и деспотичность девушка жила в предвкушении настоящей любви и мечтала создать семью. Княжна переживала из – за собственной внешности. Она терпела уничижения и не смогла забыть про позорное обручение с Курагиным. Невзирая на свою судьбу, девушка мечтала о семейном счастье. Воспитанная по христианским правилам, Марья считала, что любовь является дьявольским искушением.

Полная зависимость от старшего князя, мысли о его кончине, и душевные муки заставили девушку окунуться в религию. Она терпела все слова и унижения отца, ссылаясь на то, что ухаживает за немощным и пожилым человеком. Княжна начала совершать добрые дела и помогала бедным. Добрые дела раскрыли скрытые черты характера. Покинутость и мучения развили в Марье ум. В книге она изображена как здравомыслящая женщина дворянского происхождения. К концу романа она познакомилась с гусаром Николенька Ростовым, который спас ее от врагов. Гусар полюбил княжну и долго за ней ухаживал. Вскоре состоялась свадьба. За все страдания и мучения княжна Марья была вознаграждена обретением счастья и семьи.

Сочинение 5

В величайшем романе Л.Н. Толстого мастерски созданы и показаны женские образы. Так одним из них является образ княжны Марьи Болконской.

Княжна Марья родилась и живет в старейшем имении Лысые Горы, живет вместе со своим отцом, который был влиятельным и уважаемым вельможей при Екатерине. Отец княжны человек строгих правил, он очень прямолинеен, резок, взбалмошен. Он часто очень груб со своей дочерью, придирается к ней, ругает ее.

Внешность у Марьи Болконской самая непримечательная, она худая, бледная и слабая, придают ей внешней привлекательности только ее глаза, Толстой применяет к ним эпитет «лучистые». Ее глаза отражают ее душу, ее глубину.

Марья Болконская изображается в романе как человек, обладающий исключительной индивидуальностью, княжна совершенно цельный нравственный человек. По Толстому княжна Марья живет в ожидании любви и семейного счастья. Ведь для каждой женщины так важно создать свою семью, свить свое гнездышко и обрести женское счастье. Душа княжны Болконской действительно очень чистая, добрая и нежная. И именно этим и искрятся ее глаза.

Марья Болконская очень начитанная, умная и романтичная девушка, также она очень религиозна. Марья бесконечно любит своего отца, именно это и позволяет ей так покорно сносить его поведение, издевки и грубое обращение.

Можно сказать, что образ княжны совершенно нетипичен, он не наигран, он не фальшив. Именно в ее образе гораздо больше души и простой человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей в романе. Более того Марья – это один из сложнейших образов романа «Война и Мир», именно она способна к высокой любви, к жертвенности и самоотречению.

Автор гениально описывает атмосферу, в которой выросла княжна, в которой становился ее характер. Она представительница старого и очень известного рода, у которого есть свои ценности, жизненные установки и устои. Следующими ключевыми словами можно охарактеризовать эту «породу»: честность, честь, гордость, порядок.

Лысые горы живут по четко заведенному порядку, по расписанию. Хозяин имения не терпит праздности, глупости, пустоты. Он постоянно чем-то занят, то что-то пишет, то что-то строгает. Князь признают только 2 следующие людские добродетели: «деятельность и ум». В соответствии с этим он и воспитывает свою дочь, князь не хочет, чтобы его дочь, представительница древнейшего рода ничего не смыслила в математике, именно поэтому в ее жизни так много разных праведных занятий.

Именно в атмосфере порядка и царства ума и разума и формировался характер княжны. Княжна Марья похожа на своего отца и брата тем, что она также имеет непоколебимую силу воли и твердость духа, а также фамильную гордость. Но в ее жизни нет четкой упорядоченности, она нисколько не чопорна, она по-настоящему открыта людям, она очень терпима и милосердна. Она лишена хоть какого-то кокетства, хитрости, в ней нет ничего от светских избалованных барышень. Не может не поражать то, как княжна Марья стойко переносит все жизненные испытания на своем пути.

  • Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином сочинение

    Дом с мезонином - рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье

  • Сочинение по картине Домик с красной крышей Рылова 8 класс

    Яркий солнечный день, сочные краски живописной русской природы Подмосковья и уютный домик с красной крышей перелились на полотно известного русского живописца-пейзажиста Рылова Аркадия Александровича

  • Образ и характеристика Глеба Капустина в рассказе Срезал Шукшина

    Ключевым персонажем произведения является Капустин Глеб, представленный писателем в образе деревенского жителя, работающего на пилораме.

  • Наименование параметра Значение
    Тема статьи: КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ
    Рубрика (тематическая категория) Военное дело

    Война не дала спокойно умереть старому князю Николаю Андреевичу Болконскому. Та ночь, когда он заставил себя прочесть письмо сына и понять, что французы в четырех переходах от его дома, - та ночь не прошла даром. Старый генерал ʼʼкак бы вдруг опомнился от снаʼʼ и погрузился в. лихорадочную бессонную деятельность: собирал ополченцев, вооружал их, писал военачальникам... Силы его кончились внезапно: князь собирался ехать к главнокомандующему; он ʼʼв мундире и всœех орденах, вышел из дома...ʼʼ Так его и привели - почти принœесли - обратно в дом через несколько минут, ʼʼмаленького старичка в мундире и орденахʼʼ, и княжна Марья со страхом увидела, что ʼʼпрежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорностиʼʼ.

    Князь Андрей не знал, что случилось. Он думал, что отец и сестра в Москве, а на самом делœе они уехали в Богучарово, лежавшее на дороге, по которой приближались французы. Князь Андрей получил известие, что отец его болен, но не понимал, как болен. Он не видел и не слышал того, что видели и слышали Алпатыч, дворовые. Он не мог себе представить выражения робости и покорности на властном лице отца.

    Это выражение - признак приближающейся смерти; оно невыносимо для близких. Когда старый князь долгие дни лежал в беспамятстве, ʼʼкак изуродованный трупʼʼ, это было только продолжением робости и покорности, так испугавших княжну Марью в первый день.

    Старик больше не мог руководить дочерью. Еще несколько дней назад княжна Марья, замирая от страха, решилась нарушить его волю и не уехала в Москву вместе с Николенькой и Десалем. Она боялась оставить отца одного - и поняла тогда, что он был доволен ее решением, хотя кричал на нее и не велœел ей показываться ему на глаза.

    Он тоже боялся остаться один, потому и кричал, и сердился на дочь: не мог он признаться ей в своей слабости... И вот оказалось, что опасения дочери не напрасны, его тайный страх оправдался: разбитый параличом, беспомощный, он внесен в дом, его положили на тот самый диван, ʼʼкоторого он так боялся в последнее времяʼʼ.

    Теперь княжна Марья должна отвечать за него так же твердо, как он всю жизнь отвечал за нее. Дочь решила везти отца в Богучарово, и потянулись дни, когда старый князь лежал в беспамятстве, а французы шли и шли по России, но княжна Марья не знала об этом, потому что день и ночь думала об отце, только об отце.

    Толстой всœегда беспощаден к тем своим героям, кого любит, и беспощаднее всœех он к княжне Марье. Но чем больше читаешь о постыдных мыслях, владевших княжной Марьей, тем больше любишь ее.

    ʼʼНе лучше ли бы было конец, совсœем конец!ʼʼ - иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти признаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концуʼʼ. (Курсив Толстого.)

    Можно было бы обмануть себя, сказать себе, что эти мысли рождаются жалостью к страданиям больного. Но княжна Марья не обманывает себя: ʼʼчто было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца... в ней проснулись всœе заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды... Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизньʼʼ. (Курсив Толстого.)

    Княжна Марья ужасается тому, что происходит в ее душе, и мучается, и стыдится, и не может перебороть себя. Что же, она не любит отца? Любит - больше, чем когда-нибудь, и это самое мучительное: ʼʼникогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять егоʼʼ.

    Накануне смерти старому князю стало лучше. Такое последнее утешение смерть дарует умирающему и его близким: княжна Марья поддалась утешению. ʼʼДуша болитʼʼ, - невнятно сказал ей отец. ʼʼВсе мысли! об тебе... мысли... Я тебя звал всю ночь...ʼʼ

    Невольно подчиняясь отцу, она теперь аналогично тому, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.

    Душенька... - или - дружок... - Княжна Марья не могла разобрать; но наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. - Зачем не пришла?

    ʼʼА я желала, желала его смерти!ʼʼ - думала княжна Марья. Он помолчал.

    Спасибо тебе... дочь, дружок... за всœе, за всœе... прости... спасибо... прости... спасибо!.. - И слезы текли из его глаз.- Позовите Андрюшу, - вдруг сказал он, и что-то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросœеʼʼ.

    Только перед смертью он позволил себе быть нежным. ʼʼДочь, дружок...ʼʼ И сына назвал Андрюшей... Но нет сына - он на войне, и в последний раз в сознание отца входит правда.

    ʼʼДа, - сказал он явственно и тихо. - Погибла Россия! Погубили!ʼʼ

    Как страшно думать, что мальчики, убитые под Ленинградом, под Москвой, на Днепре, на Волге, так никогда и не узнали о красном флаге над рейхстагом. Как горько думать, что генерал-аншеф Болконский никогда не узнал: Россия не погибла...

    Княжна Марья - в своем горе, в терзаниях совести, в страхе за отца. ʼʼОна не могла ничего понимать, ни о чемдумать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минутыʼʼ. А отец умирает. Но он остается жить в дочери, - конечно, она не может сейчас этого понять, об этом думать.

    ʼʼ- Княжна, воля божья совершается, вы должны быть на всœе готовы, - сказал предводитель, встречая ее у входной двери.

    Оставьте меня; это неправда, - злобно крикнула она на негоʼʼ.

    Вот когда в кроткой княжне Марье проснулся нрав отца. Прошло несколько часов - и, как отцу пришлось преодолеть свою старость, свое бессилие, так княжне Марье придется преодолеть свое горе, заполнившее всю ее жизнь после смерти отца.

    ʼʼ- Ах, ежели бы кто-нибудь знал, как мне всœе всœе равно теперьʼʼ, - ответила она, когда мадмуазель Бурьен завела с ней разговор о том, что лучше бы не уезжать из Богучарова, а остаться в надежде на покровительство французов. Но вот она вынула из сумочки объявление французского генерала Рамо.

    ʼʼКняжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо... ʼʼЧтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтобы она, дочь князя Николая Андреевича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!ʼʼ - Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости...ʼʼ (Курсив мой. - Н. Д.)

    Так проснулся в ней нрав отца, и не удивительно, что княжна Марья думала теперь ʼʼне своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата... Требования жизни, которые она считала уничтоженными со смертью отца, вдруг с новой, еще неизвестной силой возникли перед княжной Марьей и охватили ееʼʼ.

    Смерть отца действительно освободила княжну Марью - как ни горько, но это так. В ту минуту, когда мадмуазель Бурьен стоит перед ней с воззванием французского генерала, княжна Марья, конечно, не думает о своей свободе - она вся во власти возмущения; она оскорблена - и эти чувства, как это было у ее отца, выливаются в быструю, решительную деятельность. Ехать, немедленно ехать - лишь бы не остаться у французов!

    Но ехать нельзя - ʼʼдикиеʼʼ богучаровские мужики не дают подвод. Попытка княжны Марьи договориться с ними приводит к обратным результатам: теперь мужики не только не дают подвод, но и княжну не хотят выпустить из Богучарова.

    Вот тут и появляется Николай Ростов - романтический герой, каким видит его княжна Марья, но вовсœе не романтический в глазах Толстого. В Богучарово он попал в поисках сена для лошадей, а с бунтующими мужиками объяснился самым прозаическим образом: при помощи кулаков.

    В конфликте Ростова с крестьянами Толстой, скорее всœего, на стороне Ростова: во-первых, он жалеет княжну Марью, которую крестьяне не выпускают из Богучарова; во-вторых, он осуждает крестьян, решивших остаться под властью французов, чтобы не потерять свое добро.

    Мы тоже осуждаем крестьян за то, что они поддались на уговоры врага. Но в то же время нам обидно читать, как Ростов с помощью лакея Лаврушки одолел крестьянский бунт. Обидно понимать, как темно сознание крестьян, как дики их представления о добре и зле, правде и лжи, как робки их попытки самостоятельно, без указаний помещиков, решать свою судьбу.

    И всœего огорчительнее читать те страницы, где княжна Марья от всœего сердца хочет помочь крестьянам, отдать им свой хлеб - она чувствует, что отец и брат сделали бы то же самое, - а крестьяне не понимают ее, видят хитрость в ее искреннем желании делать добро.

    Толстой задумал свой роман как книгу о декабристе, вернувшемся из ссылки в шестидесятых годах XIX века. Потом он решил обратиться к более ранним временам - к самому восстанию декабристов. Далее - вернулся к войне 1812 года и еще раньше - к войне 1805-1807 годов. ʼʼВойна и мирʼʼ стала книгой, показывающей формирование декабризма, - действие романа кончается за пять лет до событий на Сенатской площади. Мы уже видели, как плохо удавались попытки Пьера облегчить положение своих крестьян. Теперь перед нами - стена взаимного непонимания, отделяющая крепостных людей от их помещицы - княжны Марьи. Для богучаровских мужиков она чужая; но ведь среди них несколько лет прожил князь Андрей, стараясь, сколько возможно, облегчить их положение. Оказывается, это не помогло - крестьяне по-прежнему не верят в добрые намерения господ. Знаменитые слова В. И. Ленина: ʼʼУзок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народаʼʼ, - были сказаны о декабристах через два года после смерти Толстого, в 1912 году. Но книга Толстого помогает нам глубже понять трагическую справедливость этих слов.

    Вернемся к княжне Марье. Ростов явился как спаситель в трудный час ее жизни, совершил подвиг (иначе княжна Марья не может и не хочет назвать его поступок) и вошел в ее судьбу навсœегда.

    Ничего этого не было бы, будь старый князь жив и здоров. Никогда крестьяне не осмелились бы спорить с ним, не было бы ни бунта͵ ни спасения. Ростов купил бы у Алпатыча сено и уехал, даже не увидев княжну Марью, да вдобавок старый князь, скорее всœего, встретил бы Николая надменно и презрительно, как брата той, которая оскорбила князя Андрея.

    Теперь всœе произошло иначе - и получается, что смерть старого князя на самом делœе освободила княжну Марью. В том-то и сложность наших отношений с родителями, что они действительно, хотя и невольно, своей заботой мешают нам быть самостоятельными. И чем ближе мы к своим родителям, чем больше любим и уважаем их, чем сильнее их душевная власть над нами, - тем больше они затрудняют нам жизнь, вовсœе того не желая.

    Кто в данном виноват? Да нет здесь виноватых; разве любовь должна быть виной! И выхода из этого положения нет, потому что молодость, естественно, рвется к самостоятельности, к полноте ответственности за свою судьбу, а старые люди столь же естественно держатся за свое место в жизни и не хотят отдать его молодым. Выхода нет, и остается только всœе равно любить, всœе равно жалеть своих стариков, потому что хуже всœего становится, когда они уходят навсœегда и уже некому мешать нам и властвовать над нами.

    6. ДЕНЩИК ЛАВРУШКА И ДРУГИЕ…

    Вернемся на месяц назад - к тому дню, когда Наполеон уже перешел Неман и двигался по польским губерниям, а князь Андрей приехал в ʼʼглавную квартиру армииʼʼ к Барклаю де Толли.

    То, что он увидел и услышал там, поразило его не своей исключительностью, а, напротив - обыденностью. ʼʼВсе были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губернийʼʼ.

    Чем же были заняты люди, взявшие на себя ответственность за руководство армией? Что происходило в данном огромном, беспокойном, блестящем и гордом мире?

    Там было девять разных группировок - Толстой с иронией описывает их: ʼʼтеоретики войныʼʼ, обсуждавшие бесконечные планы кампании; сторонники мира, боявшиеся Наполеона еще со времен Аустерлица; ʼʼделатели сделокʼʼ между разными направлениями; приверженцы Барклая и приверженцы Бенигсена, обожатели императора Александра - ирония Толстого понятна, в случае если вспомнить, что ʼʼоб опасности нашествия в русские губернии никто и не думалʼʼ, - в штабе заняты спорами, разговорами, а вовсœе не тем, что сейчас нужно стране.

    Но одну группу - самую многочисленную - Толстой описывает не только с иронией; в каждом его слове - ненависть; ʼʼсамая большая группа... состояла из людей... желающих только одного, и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий...

    Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины и в данном ловлении следили только за направлением флюгера царской милости... Какой бы ни поднимался вопрос, а уж рой этих трутней, не оттрубив еще над прежней темой, перелœетал на новую и своим жужжанием заглушал и затемнял искренние, спорящие голосаʼʼ. (Курсив мой. - Н. Д.)

    Вот кто сделал Берга ʼʼпомощником начальника штаба левого флангаʼʼ; вот кого Багратион в своем письме к Аракчееву назвал сволочами; вот против кого выступили, наконец, люди, утверждавшие, что ʼʼвсœе дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии...ʼʼ

    В конце концов, царя уговорили уехать в Петербург, вместе с ʼʼтрутнямиʼʼ. Перед отъездом он милостиво принял князя Болконского, и ʼʼкнязь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армииʼʼ.

    Князь Андрей ʼʼпотерял себяʼʼ в придворном мире, но мир данный жив, и живет он по прежним законам - вся страна вздыблена, взметена, изменилась жизнь всœех людей, кроме тех, кто окружает царя.

    ʼʼЭта жизнь неизменна... - говорит Толстой, - ...салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назадʼʼ.

    Изменилось всœе; даже казавшиеся заколдованным спящим замком Лысые Горы покинуты хозяевами, разорены, через них прошла война. Но в Петербурге по-прежнему живут фантастической, выдуманной жизнью, и князь Василий сегодня ругает Кутузова последними словами, а завтра восторгается им, потому что царь вынужден под натиском общественного мнения назначить Кутузова главнокомандующим.

    Мы помним, как описывал Толстой Наполеона, безжалостно подчеркивая толщину, короткие ноги, пухлую шею... Кутузова он тоже не щадит: старый главнокомандующий ʼʼеще потолстел, обрюзг и оплыл жиромʼʼ, он, ʼʼтяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадкеʼʼ; в лице его и фигуре было ʼʼвыражение усталостиʼʼ... Но если Наполеон всячески заботится о впечатлении, какое он производит на окружающих, то Кутузов - прежде всœего естествен в каждом своем движении; это и любит в нем Толстой.

    Кутузов устал от долгой и трудной жизни, ему тяжело носить свое расплывшееся тело - всœего этого он и не думает скрывать. Как всœе старики, он боится смерти - он, умеющий быть невозмутимым под пулями, ʼʼиспуганно-открытыми глазами посмотрел на князя Андреяʼʼ, услышав о смерти своего друга, старого князя Болконского. Он естествен и здесь, он всœегда остается самим собой.

    Все, что говорит и делает Кутузов, он говорит и делает не так, как Наполеон и Александр I

    Весь роман Толстого построен на принципе контраста - резкого противопоставления. Контраст - в самом названии книги: ʼʼВойна и мирʼʼ. Контрастны войны: несправедливая, ненужная народу война 1805-1807 годов и Отечественная, народная 1812 года... Контрастны целые круги общества: дворяне и народ противопоставлены друг другу, но и в дворянской среде - контраст между честными людьми - Болконскими, Ростовыми, Пьером Безуховым - и ʼʼтрутнямиʼʼ - Курагиными, Друбецкими, Жерковым, Бергом.

    Внутри каждого лагеря - свои контрасты: Болконские противопоставлены Ростовым; патриархальная семья Ростовых - бездомному, несмотря на свое богатство, Пьеру. Контрастны женщины: Элен и Наташа, Наташа и Соня, княжна Марья и Соня, Наташа и княжна Марья...

    Резко контрастны исторические деятели: Барклай и Кутузов, Наполеон и Александр I, Кутузов и Наполеон. И, должна быть, самый резкий контраст в том, как рисует Толстой Кутузова и Александра I. Никакой прямой насмешки над царем Толстой не допускает. Наоборот, царь у него красив, обаятелœен. Но уже в первой войне он становится жалок рядом с обрюзгшим и бессильным, но величественным и непокорным Кутузовым. А в войне Отечественной Кутузов затмевает царя именно своей естественностью - качеством, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ больше всœего ценит в людях Толстой.

    Да, он стар и немощен, он слушал доклады генералов ʼʼтолько оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то что в одном из них был морской канат, не могли не слышать...ʼʼ Но он побеждает царя ʼʼсвоею опытностью жизниʼʼ - и не случайно Толстой именно в главах, предшествующих Бородинскому сражению, заставляет Кутузова решать те же вопросы, которые уже решал на наших глазах царь.

    Мы помним трагедию Денисова и попытку Ростова спасти своего друга, и ответ царя: ʼʼ...потому не могу, что закон сильнее меня...ʼʼ Денисов был обвинœен в мародерстве на том основании, что силой взял провиант для своих солдат.

    Теперь Кутузову представляют бумагу, требующую наказания армейских начальников за то, что солдаты скосили зелœеный овес на корм лошадям.

    Кутузов зачмокал губами и закачал головой, выслушав это дело.

    В печку... в огонь! И раз навсœегда тебе говорю, голубчик, - сказал он, - всœе эти дела в огонь. Пускай косят хлеба и жгут дрова на здоровье. Я этого не приказываю и не позволяю, но и взыскивать не могу. Без этого нельзя...ʼʼ

    Через несколько дней красноносый капитан Тимохин расскажет Пьеру: ʼʼВедь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что... В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали...ʼʼ

    И Барклай, отдавший под суд офицеров ʼʼза этакие делаʼʼ, и царь, отказавший Денисову в помиловании, объективно правы: сено, овес и дрова принадлежат помещикам, их нельзя брать самовольно. Провизия, которую отбил Денисов, кому-то предназначалась - как же он мог ее взять? Но ведь и Берг по существу прав, когда кричит, что нельзя жечь дома, - действительно, нельзя - в мирное время. А на войне - другие законы, и это знает Кутузов. Его ʼʼв печку... в огоньʼʼ - справедливо, а царская верность закону оборачивается несправедливостью и жестокостью.

    Несколько недель назад ʼʼкнязь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армииʼʼ. Теперь Кутузов предлагает ему остаться в штабе, и князь Андрей снова отказывается.

    ʼʼУмное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова. Он перебил Болконского:

    Жалею, ты бы мне нужен был; но ты прав, ты прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всœегда много, а людей нет. Не такие бы полки были, в случае если бы всœе советчики служили там в полках, как ты...ʼʼ

    Для царя, как и для Наполеона, главное - он сам, его неповторимая личность. Отказ служить при его особе делает важное, чем прислуживание его императорскому величеству! Для Кутузова главное - война, и как ни огорчает его отказ князя Андрея, он признает правоту Болконского.

    Умение признать правоту другого - то, чего лишен царь и чем наделœен Кутузов.

    Но и это еще не всœе - Кутузов умеет чувствовать за других людей, понимать их. По этой причине он так ласков с Денисовым, хотя не очень вслушивается в его план партизанской войны. По этой причине называет и Денисова, и своего адъютанта͵ и князя Андрея голубчиками (совсœем как маленький капитан Тушин), в связи с этим так жалеет князя Андрея, потерявшего отца, и находит те единственные слова, какими сейчас можно утешить Болконского: ʼʼЯ тебя с Аустерлица помню... Помню, помню, с знаменем помню...ʼʼ

    Этой способности понимать других людей начисто лишен у Толстого Наполеон, занятый собой, всœегда переполненный собой. По этой причине он терпит поражение, встретясь с пронырливым денщиком Ростова (а раньше - Денисова) Лаврушкой.

    Хитрый, вечно полупьяный Лаврушка умеет найти выход из любого положения. Позже, попав с Ростовым в Богучарово и увидев бунтующих мужиков, он мгновенно поймет ситуацию:

    ʼʼ- Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! - бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за ворот Карпа. - Вяжи его, вяжи! - кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.

    Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.

    - Прикажете наших из-под горы кликнуть? - крикнул онʼʼ.

    Никаких ʼʼнашихʼʼ под горой не было, и это отлично знал Лаврушка, как и Ростов. Но бунт был подавлен мгновенно, и староста сам снял с себя кушак, ʼʼкак бы помогаяʼʼ себя связать.

    Перехитрить темных мужиков - не такое уж трудное дело. Но несколькими днями раньше Лаврушка обвел вокруг пальца властелина всœей Европы.

    Попав в плен к французам, Лаврушка приведен к императору. Наполеон считает, что Лаврушка не знает, с кем он говорит. Лаврушка, между тем, ʼʼочень хорошо знал, что это сам Наполеон, и присутствие Наполеона не могло смутить человека подозрительным: разве должна быть дело более его больше, чем присутствие Ростова или вахмистра с розгами, потому что не было ничего у него, чего бы не мог лишить его ни вахмистр, ни Наполеонʼʼ.

    Лаврушка хитрит, болтает всœе, что придет на ум, и, наконец, чтобы развеселить Наполеона, заявляет:

    ʼʼ- Знаем, у вас есть Бонапарт, он всœех в мире побил, ну да об нас другая статья...

    Переводчик передал эти слова Наполеону без окончания, и Бонапарт улыбнулсяʼʼ.

    Переводчик Наполеона поступает совершенно так, как поступил бы на его месте князь Василий: оберегая своего повелителя, переводит только лестную для него часть замечания Лаврушки. И Наполеон остается при убеждении, что даже дикий казак, ʼʼдитя Донаʼʼ, восхищается его победами.

    Но и ʼʼдитя Донаʼʼ ведет себя, как опытный придворный. Услышав сообщение, что перед ним сам Наполеон, Лаврушка ʼʼтотчас же притворился изумленным, ошеломленным, выпучил глаза и сделал такое же лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ему привычно было, когда его водили сечьʼʼ.

    Маневр данный удался вполне: довольный Наполеон отпустил его на волю, и Лаврушка ʼʼк вечеру же нашел своего барина Николая Ростоваʼʼ. Так он перехитрил Наполеона, потому что Наполеону и в голову не могло прийти, что простой казак может оказаться умнее его.

    А случилось всœе это потому, что великий полководец Наполеон перестал понимать остальных людей; Лаврушка его понял, а он Лаврушку - не понял.

    Эта смешная история имеет более серьезное значение, чем может показаться. Наполеон не понимает людей, с которыми воюет, - должна быть, это и определит его грядущее поражение. Кутузов умеет понять и Лаврушку, и Николая Ростова, и князя Болконского, и каждого солдата - этим он и отличается от Наполеона, от Александра I; это и определит его понимание народной войны, которую он возглавил.

    КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ" 2017, 2018.

    Мария Болконская
    Создатель Л. Н. Толстой
    Произведения «Война и мир»
    Пол женский
    Дата рождения прим. 1785
    Семья Отец - князь Николай Андреевич Болконский;
    Брат - Андрей Болконский ;
    Муж - Николай Ростов
    Дети Сыновья - Андрей (Андрюша) и Митя;
    дочь-Наталья
    Роль исполняет А.-М. Ферреро , А. Н. Шуранова , Н.А. Гребенкина

    Княжна Мария Болконская - героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир », дочь Николая Андреевича Болконского.

    Дочь старого князя Болконского и сестра Андрея Болконского. Мария некрасива, здорова, и все её лицо преображают прекрасные глаза: «... глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

    Василий Курагин решает женить своего сына Анатоля , который ведет разгульный образ жизни, на Марии Болконской .

    В ноябре месяце 1805 года князь Василий должен был ехать на ревизию в четыре губернии. Он устроил для себя это назначение с тем, чтобы побывать заодно в своих расстроенных имениях, и захватив с собой (в месте расположения его полка) сына Анатоля, с ним вместе заехать к князю Николаю Андреевичу Болконскому с тем, чтоб женить сына на дочери этого богатого старика.

    Во время визита Анатоль Курагин начал флиртовать с m-lle Bourienne, с компаньонкой княжны. M-lle Bourienne влюбилась в богатого жениха.

    Она [княжна] подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что-то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m-lle Bourienne, которая не видала ее.

    В результате княжна Мария Болконская решает пожертвовать собственным счастьем и собирается устроить брак m-lle Bourienne с Анатолем Курагиным. Из этой затеи ничего не вышло.

    Княжна Мария отличается большой религиозностью. Она часто принимает у себя всевозможных богомольцев, или как она их называет «божьи люди», странников. У неё нет близких друзей, она живет под гнетом отца, которого любит, но невероятно боится. Старый князь Болконский отличался скверным характером, Мария была абсолютно забита им и совсем не верила в своё личное счастье. Всю свою любовь она отдает отцу, брату Андрею и его сыну, пытаясь заменить маленькому Николеньке умершую мать.

    Жизнь Марии меняется с момента встречи с Николаем Ростовым. Он «спас» её от дворовых мужиков, которые не хотели выпускать княжну из имения, в котором умер её отец. Именно Николай увидел все богатство и красоту её души. Они женятся, Мария становится преданной женой, полностью разделяя все взгляды своего мужа.

    У каждого писателя или поэта есть свои образы-идеалы, которым он отдает особое предпочтение. В литературе всегда существовал образ женщины, в котором каждый из творцов видел что-то свое. У А.С.Пушкина в образе Татьяны воплотился идеал русской красоты, у А.А.Блока центральным образом его поэзии является образ милой незнакомки, у Н.А.Некрасова – это преданная настоящая русская женщина. У Л.Н.Толстого тоже есть свой идеал женской сути, который он раскрыл нам в романе «Война и мир». Нетрудно догадаться, что именно Наташа Ростова и Марья Болконская любимые героини Толстого. Ведь в них Толстой воплотил некие идеалы женской чистоты, преданности, семейности, истинного предназначения женщины в этом мире.

    Наташа Ростова

    Для Л.Н.Толстого, Наташа Ростова, без сомнения, самая любимая героиня. Все говорит об этом: и внешнее описание, и внутреннее состояние души, и отношения Наташи с другими персонажами, – все у Толстого в ней мило. Наташа встречает нас двенадцатилетней девочкой. Ее детская непосредственность, веселое лицо, улыбка делает роман Толстого ярче, вносит какую-то радость. Она с легкостью влюбляется в красивых мужчин, ей нравится танцевать, петь. Толстой описывает ее на именинах, на балу, при встрече с Николаем Ростовым и т.д. Она везде весела: «прыгала как коза», «пронзительно визжала», «смеялась при каждом слове», «не в силах была удерживать своей радости», «счастливая улыбка осветила ее лицо». Наташа – центр внимания, любви, участия, понимания, доброты. Она считала, что все люди должны быть счастливы. Ее не интересовали светские разговоры о политике, на бале она думала только об одном: «Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною».

    Влюбленность в Бориса Друбецкого не оставила и тени разочарования. Чего нельзя сказать об Анатоле Курагине. Увлекшись им, Наташа допустила мысль о том, что Андрей Болконский не ее любовь. Но, увидев неискренность Курагина, понимает, что любви просто не было. Все же Толстой дает Наташе возможность исправить свою ошибку. Именно она проводит последние дни Болконского рядом с ним. Она ухаживает с раненым Андреем, отдавая ему все свое время, все свои мысли, все свои чувства.

    Наташа – истинная патриотка России. Выглянув в окно и увидев раненых солдат во дворе, Наташа, не задумываясь, просит отца и матерью отдать все подводы, приготовленные для перевозки их имущества. Граф и графиня не перечат ей, а молча, смахивая слезу, соглашаются помочь.

    В сравнении Наташи Ростовой и Марьи Болконской Толстой делает упор на их семейность. И Наташа, и Марья поддерживали гармонию, уют, любовь в своих семьях. Еще не будучи замужними, они уже понимали свое предназначение, они уже знали, что от них зависит семейное благополучие.

    Марья Болконская

    Эта героиня описана Толстым с особой любовью. Отношение Марьи Болконской к религии вынесено автором на первый план. Для нее помогать людям, быть смиренной, делать добро есть истинные жизненные желания.

    Портрет ее не так уж привлекателен: «…некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные…глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость все лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». «Лучистые», – не один раз скажет Толстой в романе. А глаза – зеркало души.

    Суровость воспитания отца Марьи не ожесточило ее сердца, наоборот, она еще больше любила князя, заботилась о нем до последнего дня. Смерть отца принесла в ее сердце невосполнимую утрату, которую знала только она. Марья очень любила Андрея и его маленького сына. Отношение Марьи к людям было таково: «Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я». В характеристике Наташи Ростовой и Марьи Болконской можно найти много общего. Они жили в разных семьях, но в итоге соединятся в одну. Наверное, Толстой неслучайно завершил свой роман именно так.

    Семья Наташи и Марьи

    В конце романа мы видим Наташу – жену Пьера Безухова. Она счастлива по-своему. «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа – была семья, то есть муж…и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать».

    Марья Болконская станет женой Николая Ростова. Она будет хранителем всех счастливых дней их семейной жизни. Посвятив себя детям и мужу, Марья жила в полном счастье. Именно в этом и видит Толстой предназначение женщины. Женщина – жена, мать.

    В моем сочинении «Наташа Ростова и Марья Болконская любимые героини Толстого» главная мысль, которая раскрыта Толстым в романе «Война и мир», -предназначение женщины. Она актуальна и в сегодняшнее время. Я думаю, ценности – любовь и семья будут важны во все времена.

    Тест по произведению

    Роман-эпопея "Война и мир" - это одно из главных достояний русской литературы. Княжна Марья Болконская является одним из центральных женских персонажей. Она является некой противоположностью Наташи Ростовой, которая росла в атмосфере любви и привыкла выражать свои чувства. У княжны другой склад характера, который не менее интересен и сложен, чем у других героев произведения. Ниже представлена характеристика Марьи Болконской с цитатами.

    Внешность героини

    В характеристике Марьи Болконской следует отметить, что княжна была совсем не красавицей. Напротив, в ней не было ничего примечательного, и некоторые ее даже считали дурнушкой. Даже старания маленькой княгини и ее компаньонки сделать из нее светскую красавицу не принесли результатов.

    Самым красивым во внешности княжны были ее глаза: "...Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света". Этот внутренний свет делал ее некрасивое лицо одухотворенным и возвышенным. И окружающие уже не замечали ее недостатков - ведь "...в прекрасных глазах ее были и любовь, и грусть...". Красота у княжны Марьи была особенная - не внешняя, а внутренняя, которая и делала ее прекраснее.

    Описание личности героини

    В характеристике Марьи Болконской следует отметить, что княжна отличалась задумчивостью и рассудительностью. Она очень добрая, скромная и спокойная. Княжна практически сразу располагает к себе людей - "...с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом". Девушка всегда старалась находить в окружающих хорошее, даже если они не всегда могли по достоинству оценить ее.

    Княжна Марья всю жизнь провела в деревне, и ей нравилась ее тихая, размеренная и уединенная жизнь. Она заботится о своем отце, несмотря на то что он слишком строг к ней. Утешение княжна находит в религии и помогает бездомным странникам. В дальнейшем именно кроткая и спокойная Марья сможет влиять на своего слишком прямолинейного мужа, Николая Ростова. Она, как примерная жена, будет уделять много времени воспитанию детей и станет примером кроткого и доброго характера для своего мужа.

    Сравнение с Наташей Ростовой

    Также в характеристику Марьи Болконской можно включить сравнение с главной героиней романа Наташей Ростовой. Различия начинаются с воспитания: княжна жила в деревне, уединенно с отцом, который был строг и часто несправедлив к своей дочери. Детство и юность Наташи прошли в большой семье, в которой она была всеобщей любимицей и которой прощались многие шалости.

    Наташа тоже не была красавицей, но ее находили очаровательной и милой. Если Марья всегда старалась руководствоваться разумом и была сдержана в проявлении эмоций, то Наташа всегда была непосредственна в проявлении своих чувств.

    Но у героинь было и много общего. Они старались видеть в людях хорошее, и для них самым важным была доброта в человеке. Также Марья и Наташа в дальнейшем посвятили себя семье и сильно любили своих мужей.

    Отношения с другими героями

    В характеристике Марьи Болконской можно описать и ее взаимоотношения с другими героями романа-эпопеи. Самым близким человеком для княжны был ее старший брат князь Андрей. Он всегда заботился о своей сестре, зная сложный характер их отца.

    Самой близкой подругой ее была легкомысленная Жюли Карагина. Пьера Безухова княжна Марья знала с самого детства и считала прекрасным человеком. Больше всего она любила своего мужа, детей и племянника. Девушка всегда старалась видеть в людях хорошее, помогать им и поддерживала их.

    В характеристике княжны Марьи Болконской следует отметить, что этот персонаж на протяжении всего романа-эпопеи не сильно изменился (как, например, Наташа Ростова). Все потому что она уже была сформировавшейся личностью с твердыми убеждениями и принципами.