Марко поло где побывал и что открыл. Марко поло - биография путешественника

Поло Марко

(ок. 1254 - 1324)

Венецианский путешественник. Родился на острове Корчула (Далматинские острова, ныне в Хорватии). В 1271-1275 годах совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. В 1292-1295 годах морем вернулся в Италию. Написанная с его слов "Книга" (1298) - один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии.

Книга венецианского путешественника в Китай Марко Поло в основном составлена по личным наблюдениям, а также по рассказам его отца Никколо, дяди Маффео и встречных людей.

Старшие Поло не один раз, как сам Марко, а трижды пересекали Азию, причем два раза - с запада на восток и один - в обратном направлении, во время первого путешествия. Никколо и Маффео оставили Венецию около 1254 года и после шестилетнего пребывания в Константинополе выехали оттуда с торговыми целями в Южный Крым, затем перебрались в 1261 году на Волгу. От средней Волги братья Поло двинулись на юго-восток через земли Золотой Орды, пересекли закаспийские степи, а затем через плато Устюрт прошли в Хорезм, к городу Ургенчу. Дальнейший их путь пролегал в том же юго-восточном направлении вверх по долине Амударьи до низовьев Зарафшана и вверх по нему до Бухары. Там произошла их встреча с послом завоевателя Ирана, ильхана Хулагу, направлявшимся к великому хану Хубилаю, и посол предложил венецианцам присоединиться к его каравану. С ним они шли "на север и северо-восток" целый год.

По долине Зарафшана они поднялись до Самарканда, перешли в долину Сырдарьи и по ней спустились до города Отрар. Отсюда их путь лежал вдоль предгорий Западного Тянь-Шаня к реке Или. Дальше на восток они шли либо вверх по долине Или, либо через Джунгарские Ворота, мимо озера Алаколь (восточнее Балхаша). Затем они продвигались по предгорьям Восточного Тянь-Шаня и вышли к оазису Хами, важному этапу на северной ветви Великого шелкового пути из Китая в Среднюю Азию. От Хами они повернули на юг, в долину реки Сулэхэ. А дальше на восток, ко двору великого хана, они шли по тому же пути, который проделали позднее вместе с Марко. Обратный их путь не выяснен. В Венецию они вернулись в 1269 году.

Марко Поло скупо рассказывает о своем детстве, о первых шагах своей жизни до того дня, как он покинул Венецию и отправился в путешествие, принесшее ему бессмертную славу.

Мать Марко Поло рано умерла, а дядя мальчика - тоже Марко Поло - все эти годы, вероятно, безвыездно торговал в Константинополе, и будущий путешественник жил в Венеции у своей тетки Флоры (по отцовской линии). У него было несколько двоюродных братьев и сестер. Вполне вероятно, что, пока отец Марко не возвратился из Азии, мальчик находился на воспитании у родственников.

Жизнь Марко протекала так, как она протекала в то время у всех мальчиков. Знания Марко приобретал на каналах и набережных, мостах и площадях города. Формальное образование получали тогда очень немногие; тем не менее, вопреки мнению многих издателей и комментаторов, вполне возможно, что Марко умел читать и писать на родном языке. Во вступительной главе к своей книге Поло сообщает, что "он занес в записную книжку лишь немного заметок" , так как не знал, вернется ли когда-нибудь из Китая на родину. В другой главе книги Поло заявляет, что в течение своего путешествия к великому хану он старался быть как можно внимательнее, примечая и записывая все то новое и необыкновенное, что приходилось слышать или видеть". Посему можно заключить, что мальчик, который, как известно, впоследствии, находясь в Азии, выучил четыре языка, мог хоть немного читать и писать по-итальянски. Не исключено, что он обладал кое-какими познаниями и во французском.

Приезд Никколо и Маффео в Венецию явился поворотным пунктом во всей жизни Марко. Он с жадностью слушал рассказы отца и дяди о загадочных странах, в которых те побывали, о многих народах, среди которых они жили, об их внешнем виде и одежде, их нравах и обычаях - чем они похожи и чем не похожи на венецианские. Марко даже начал усваивать кое-какие слова и выражения на татарском, тюркском и иных диковинных языках - на них отец с дядей часто объяснялись, да и свою венецианскую речь они нередко уснащали чужими словечками. Марко заучил, какие товары покупают и продают различные племена, какие у них в ходу деньги, где какой народ встречается вдоль великих караванных путей, что где едят и пьют, какие обряды совершают с новорожденными, как женятся, как хоронят, во что верят и чему поклоняются. Бессознательно он накапливал практические познания, которые в будущем сослужили ему бесценную службу.

Никколо и его брат после пятнадцатилетнего путешествия не легко мирились со сравнительно однообразным существованием в Венеции. Судьба настойчиво звала их, и они повиновались ее зову.

В 1271 году Николло, Маффео и семнадцатилетний Марко отправились в путешествие.

Перед этим они встретились с только что взошедшим на престол папой Григорием X, который дал им в спутники двух монахов из ордена проповедников - брата Пикколо Виченцкого и брата Гильома Триполийского.

Три венецианца и два монаха доехали до Лаяса и начали продвигаться на Восток. Но едва они добрались до Армении, как узнали, что Бейбарс Арбалетчик, бывший раб, занявший трон мамелюков, вторгся со своим сарацинским воинством в эти места, убивая и круша все, что попадало под руку. Перед путешественниками встала весьма реальная опасность, но они решили идти дальше. Однако перепугавшиеся монахи предпочли вернуться в Акру. Они передали братьям Поло папские письма и подарки, предназначенные для великого хана.

Дезертирство трусливых монахов отнюдь не обескуражило венецианцев. Дорогу они знали по прежнему своему путешествию, на местных языках говорить умели, они везли письма и дары от высшего духовного пастыря Запада к величайшему монарху Востока, и - самое важное - у них была золотая дощечка с личной печатью Хубилая, которая была охранной грамотой и гарантией того, что им будет обеспечена пища, кров и гостеприимство практически на всей территории, по которой предстояло пройти.

Первой страной, которую они проехали, была "Малая Армения" (Киликия) с портом Лаясом. Здесь шла оживленнейшая, широкая торговля хлопком и пряностями.

Из Киликии путешественники попали в современную Анатолию, которую Марко называет "Туркоманией". Он сообщает нам, что туркоманы выделывают самые тонкие и красивые в мире ковры.

Проехав Туркоманию, венецианцы вступили в пределы Великой Армении. Здесь, сообщает нам Марко, на вершине горы Арарат, находится Ноев ковчег. Армянский государь Хайтон, написавший в 1307 году, когда он был настоятелем монастыря, историю своей родины, говорит, что "эта гора выше всех гор на свете" . И Марко, и Хайтон рассказывают одно и то же - гора эта недоступна из-за снегов, которые покрывают ее зиму и лето, но на снегу выступает что-то черное (ковчег), и это видно в любое время года.

Следующим городом, о котором рассказывает венецианский путешественник, был Мосул - "все шелковые ткани и золотые, что называется мосулинами, делаются здесь". Мосул расположен на западном берегу Тигра, напротив древней Ниневии, он так славился чудесными шерстяными тканями, что до сих пор определенный сорт прекрасной шерстяной ткани мы называем "муслин".

Путешественники остановились затем в Тебризе, крупнейшем торговом центре, куда съезжались люди со всех концов света, - здесь была цветущая купеческая колония генуэзцев.

В Тебризе Марко впервые увидел величайший в мире рынок жемчуга - жемчуг в больших количествах привозили сюда с берегов Персидского залива. В Тебризе его чистили, сортировали, сверлили и нанизывали на нити, а отсюда он расходился уже по всему свету. Марко с любопытством наблюдал, как жемчуг продают и покупают. После того как жемчуг осматривали и оценивали эксперты, продавец и покупатель садились друг против друга на корточки и вели немой разговор, пожимая друг другу руки, прикрытые спущенными рукавами, так чтобы никто из свидетелей не знал, на каких условиях они сторговались.

Выйдя из Тебриза, путешественники пересекли Иран в юго-восточном направлении и посетили город Керман.

Через семь дней пути от Кермана путешественники достигли вершины высокой горы. Чтобы преодолеть гору, потребовалось двое суток, и путники страдали от сильного холода. Затем они вышли на обширную цветущую долину: здесь Марко увидел и описал быков с белыми горбами и овец с жирными хвостами - "хвосты у них толстые, большие; в ином весу фунтов тридцать".

Теперь венецианцы вступили в опасные места, так как в этой части Персии было множество разбойников, называемых караунасами. Марко пишет, что они произошли от индийских женщин, а отцами у них были татары. Знакомство с караунасами едва не стоило Поло жизни и чуть не лишило мир одной из самых интересных книг. Ногодар, предводитель разбойников, напал вместе со своей шайкой на караван, воспользовавшись туманом, частым в этой местности (Марко приписывает туман колдовству караунасов). Разбойники захватили путников врасплох, и те бросились кто куда. Марко, его отец и дядя и кое-кто из их провожатых, всего семь человек, спаслись в ближнем селении. Всех остальных разбойники схватили и перебили или продали в рабство.

Заново составив караван, неустрашимые венецианцы двинулись к своей цели - к Персидскому заливу, к Ормузу. Здесь они собирались погрузиться на корабль и отплыть в Китай - Ормуз являлся тогда конечным пунктом морской торговли между Дальним Востоком и Персией. Переход длился семь суток. Сначала дорога шла по крутому спуску с Иранского плоскогорья - горной тропе, где бесчинствовало множество разбойников. Потом, ближе к Ормузу, открылась прекрасная, хорошо орошенная долина - здесь росли финиковые пальмы, гранаты, апельсины и прочие фруктовые деревья, летали бесчисленные стаи птиц.

Во времена Поло Ормуз находился на материке. Позднее, в результате набегов враждебных племен, он был разрушен, и "жители перенесли свой город на остров в пяти милях от материка".

Очевидно, венецианцы пришли к выводу, что длительное плавание на здешних ненадежных судах да еще с лошадьми, обычно погружаемыми поверх накрытых кожей товаров, чересчур рискованно - они повернули на северо-восток, вглубь страны, по направлению к Памиру.

Больше недели ехали они по пустынным местам, где вода зелена, как трава, и очень горька, добрались до Кобиана, а затем совершили многодневный переход через пустыню и прибыли в Тонокаин. Жители этих стран весьма понравились Марко. Здесь он делает свои заключения о женщинах - первые из многих. Тонокаинские женщины произвели на него очень сильное впечатление, ибо, когда через двадцать пять лет, побывав уже во многих странах, повидав множество женщин и, без сомнения, пережив немало увлечений, он писал свою книгу, то все еще мог сказать, что мусульманские девушки в Тонокаине самые красивые в мире.

Много дней венецианцы ехали по знойным пустыням и плодородным равнинам и оказались в городе Сапургане (Шибаргане), где, к удовольствию Марко, в изобилии водилась дичь и была превосходная охота. Из Сапургана караван направился к Балху, в северном Афганистане. Балх - один из старейших городов Азии, некогда столица Бактрианы. Хотя город сдался монгольскому завоевателю Чингисхану без сопротивления, завоеватель продал в рабство всю молодежь, а остальное население города перебил с неимоверной жестокостью. Балх был сметен с лица земли. Венецианцы увидели перед собой печальные развалины, хотя кое-кто из обитателей города, уцелевших от татарского меча, уже возвращался на старое место.

Именно в этом городе, как гласит легенда, Александр Македонский женился на Роксане, дочери персидского царя Дария.

Выйдя из Балха, путешественники в течение многих дней продвигались по землям, изобилующим дичью, фруктами, орехами, виноградом, солью, пшеницей. Покинув эти прекрасные места, венецианцы на несколько суток снова попали в пустыни и прибыли, наконец, в Бадахшан (Балашан), мусульманскую область по реке Оке (Амударье). Там они видели большие копи рубинов, называемых "балашами", месторождения сапфиров, ляпис-лазури - всем этим Бадахшан славился в течение столетий.

Караван задержался здесь на целый год или вследствие болезни Марко, или потому, что братья Поло решили пожить в чудесном климате Бадахшана, чтобы убедиться в полном выздоровлении юноши.

От Бадахшана путешественники, поднимаясь все выше, пошли по направлению к Памиру - вверх по течению реки Оке; проходили они и через Кашмирскую долину. Марко, на которого, несомненно, эти места произвели глубокое впечатление, утверждает, что здешние жители занимаются колдовством и черной магией. По мнению Марко, они могут заставить говорить идолов, изменять по своему желанию погоду, превращать темноту в солнечный свет и наоборот. Невзирая на распространенное мнение о жителях Кашмира как о мошенниках и обманщиках, Марко нашел, что тамошние женщины "хотя и черны, да хороши" . Действительно, кашмирские женщины веками славились своей красотой по всей Индии, их всюду стремились брать в жены и наложницы.

Из Кашмира караван пошел на северо-восток и поднялся на Памир: проводники Марко уверяли, что это самое высокое место в мире. Марко отмечает, что во время его пребывания там воздух был так холоден, что нигде не видно было ни одной птицы. Рассказы многих древних китайских паломников, пересекавших Памир, подтверждают сообщение Марко, то же самое говорят и новейшие исследователи. У венецианца был острый глаз, а восхождение на крышу мира так врезалось ему в память, что когда он, почти тридцать лет спустя, диктовал свою книгу в далекой Генуе, он припомнил, как тускло горел на этой высоте разложенный путешественниками костер, как он светился другим, необычным цветом, насколько труднее обычного было там сварить пищу.

Спустившись с Памира по ущелью реки Гёз (Гёздарья - южный приток реки Кашгар), Поло вышли на широкие равнины Восточного Туркестана, ныне называемого Синьцзяном. Здесь то тянулись пустыни, то встречались богатые оазисы, орошаемые множеством рек, текущих с юга и запада.

Поло, прежде всего, побывали в Кашгаре - здешний климат показался Марко умеренным, природа, по его мнению, давала тут "все необходимое для жизни" . Из Кашгара путь каравана лежал по-прежнему на северо-восток. Хотя Никколо и Маффео, вероятно, жили в Самарканде во время своего первого путешествия, у нас нет доказательств того, что здесь побывал Марко.

По ходу своего путешествия Поло описал древний город Хотан, где столетиями добывались изумруды. Но гораздо важнее была здесь торговля нефритом, который из века в век шел отсюда на китайский рынок. Путешественники могли наблюдать, как в руслах высохших рек рабочие откапывают куски драгоценного камня - так это делается там и по сию пору. Из Хотана нефрит везли через пустыни в Пекин и Шачжоу, здесь он шел на полированные изделия священного и несвященного характера. Жажда китайцев к нефриту ненасытна, ценнее нефрита для них ничего нет, они считают его квинтэссенцией, материальным воплощением силы ян - светлого мужского начала мироздания.

Покинув Хотан, Поло, останавливаясь на отдых у редких оазисов и колодцев, поехали по однообразной, покрытой барханами пустыне.

Караван продвигался по огромным пустынным пространствам, изредка натыкаясь на оазисы - тут жили татарские племена, мусульмане. Переход от одного оазиса к другому занимал несколько суток, надо было захватывать с собой побольше воды и пищи. В Лоне (современный Чарклык) путешественники стояли целую неделю, чтобы набраться сил для преодоления пустыни Гоби ("гоби" по-монгольски и значит "пустыня"). На верблюдов и ослов был погружен большой запас продовольствия.

На тридцатый день пути караван пришел в Шачжоу ("Песчаный округ"), находившийся на границе пустыни. Именно здесь впервые наблюдал Марко чисто китайские нравы и обычаи. Особенно поразили его в Шачжоу похоронные обряды - он подробно описывает, как мастерили гробы, как уложенного в гроб покойника держали в доме, как совершали приношения духу умершего, как сжигали бумажные изображения и так далее.

Из Ганьчжоу наши путешественники направились в город, который ныне носит название Ланьчжоу. По дороге Марко увидел яков: величина этих животных и их роль в хозяйстве произвела на него яркое впечатление. Ценный маленький мускусный олень (кабарга) - животное это водится в большом количестве там и поныне - так заинтересовал Марко Поло, что, возвращаясь на родину, он через тысячи миль провез с собой в Венецию "голову сушеную и ноги этого зверя".

И вот долгое путешествие через равнины, горы и пустыни Азии уже подходит к концу. Оно заняло три с половиной года: за это время Марко немало повидал и пережил, многому научился. Но это бесконечное путешествие, надо думать, надоело и Марко, и его старшим спутникам. Можно представить себе их радость, когда они увидели на горизонте конный отряд, посланный великим ханом, чтобы сопровождать венецианцев к ханскому двору. Начальник отряда сказал Поло, что им надо сделать еще "сорок дневных переходов" - он имел в виду путь до Шанду, летней резиденции хана, - и что конвой направлен для того, чтобы путешественники доехали в полной безопасности и явились прямо к Хубилаю. "Разве, - заявил начальник отряда, - благородные мессеры Пикколо и Маффео не являются полномочными послами хана к апостолу и не должны быть приняты соответственно их званию и положению?"

Остаток пути пролетел незаметно: на каждой остановке их ждал наилучший прием, к их услугам было все, что только требовалось. На сороковой день на горизонте появился Шанду, и вскоре измученный караван венецианцев входил в его высокие ворота.

Прием, оказанный путешественникам ханом Хубилаем, как это ни удивительно, Марко описал очень просто и сдержанно. Обычно он, не стесняясь, пространно расписывает пышность и блеск ханских приемов и пиров, шествий и празднеств. Венецианцы по прибытии в Шанду "отправились в главный дворец, где был великий хан, а с ним большое сборище баронов" . Венецианцы опустились перед ханом на колени и поклонились ему до земли. Хубилай милостиво велел им встать и "принял их с честью, с весельями да с пиршествами".

Великий хан после официального приема долго разговаривал с братьями Поло, он хотел разузнать обо всех их приключениях, начиная с того дня, как они много лет назад уехали с ханского двора. Затем венецианцы представили ему подарки и письма, доверенные им папой Григорием (и двумя робкими монахами, повернувшими назад), а также вручили сосуд со святым маслом, взятым по просьбе хана от Гроба Господня в Иерусалиме и бережно хранимым при всех превратностях и опасностях долгого пути с берегов Средиземного моря. Марко был занесен в список придворных.

Юный венецианец очень скоро привлек к себе внимание Хубилая - это произошло благодаря уму и сообразительности Марко. Он заметил, как жадно воспринимал Хубилай всякие сведения о подвластных ему землях, об их населении, обычаях, богатствах; венецианец видел также, что хан не терпит, когда посол, выполнив все порученные дела, возвращается без каких-либо дополнительных сведений и наблюдений, добытых сверх инструкций. Хитро решив воспользоваться этим, Марко принялся собирать сведения, делая записи о каждом месте, в которое попадал, и всегда делясь своими наблюдениями с ханом.

Согласно утверждению самого Марко, великий хан решил испытать его в качестве посла и направил в отдаленный город Караджан (в провинции Юньнань) - город этот был так далеко от Ханбалыка, что Марко "едва обернулся за шесть месяцев" . Юноша справился с задачей блестяще и доставил своему владыке множество весьма интересных сведений. Рассказы Марко зачаровали великого хана: "В глазах государя этот благородный юноша обладал скорее божественным разумом, нежели человеческим, и любовь государя возрастала, <...> пока государь и весь двор уже ни о чем не говорили с таким удивлением, как о мудрости благородного юноши".

Венецианец пробыл на службе у великого хана семнадцать лет. Марко нигде не раскрывает читателю, по каким именно делам направляли его в качестве доверенного лица хана Хубилая в течение долгих лет. Точно проследить его путешествия по Китаю невозможно.

Марко сообщает о народах и племенах Китая и соседних с ним стран, об удивительных взглядах тибетцев на мораль; он описал коренное население Юньнани и других провинций.

Очень интересна глава книги Марко, в которой он рассказывает о древнем обычае использования в качестве денег раковин каури, о крокодилах (Марко считал их змеями о двух ногах) и способах их ловли. Он рассказывает и об обычае юньнаньцев: если у них в доме останавливался красивый или знатный незнакомец или любой человек "с доброй славой, влиянием и весом" , ночью его отравляли или умерщвляли иным способом. "Они убивали его не с тем, чтобы ограбить его деньги, и не из ненависти к нему" , а для того, чтобы его душа оставалась в доме, где он был убит, и приносила счастье. Чем красивее и знатнее убитый, считали юньнаньцы, тем счастливее будет дом, в котором осталась его душа.

В награду за преданность и в знак признания его административных способностей и знания страны Хубилай назначил Марко правителем города Янчжоу, в провинции Цзянсу, на Великом канале, близ его соединения с Янцзы.

Учтя торговое значение Янчжоу и то обстоятельство, что Марко жил в нем долгий срок, нельзя не удивляться, что путешественник посвятил ему одну коротенькую главу. Заявив, что "господин Марко Поло, тот самый, о ком говорится в этой книге, три года управлял этим городом" (приблизительно с 1284 по 1287 год), автор скупо замечает, что "народ тут торговый и промышленный", что особенно много делают здесь оружия и доспехов.

Венецианцы пользовались покровительством и великими милостями Хубилая, на службе у него они приобрели и богатство и власть. Но ханское благоволение вызывало по отношению к ним зависть и ненависть Врагов при дворе Хубилая у венецианцев делалось все больше и больше. Они боялись того дня, когда хан умрет. Стоило их могущественному покровителю "вознестись вверх" на драконе, как они оказались бы перед лицом врагов безоружными, а их богатства почти неизбежно обрекли бы их на гибель.

И они засобирались в путь. Однако хан сначала не хотел отпускать венецианцев.

Хубилай призвал к себе Марко вместе с его отцом и дядей, говорил им о своей великой любви к ним и просил, чтобы они обещали, побывав в христианской стране и у себя дома, вернуться к нему. Он приказал дать им золотую Дощечку с повелениями, чтобы по всей его земле им не чинилось задержек и всюду давалось продовольствие, он приказал снабдить их для безопасности провожатыми, а также уполномочил их быть его послами к папе, французскому и испанскому королям и к другим христианским владетелям.

Великий хан приказал снарядить в плавание четырнадцать судов Суда, вероятно, стояли в Зайтоне (Цюаньчжоу), на них было по четыре мачты и столько парусов, что Марко дивился, как дивились и все средневековые путешественники, попадавшие на Дальний Восток.

Пробыв много лет на службе у Хубилая, венецианцы вернулись на родину морем - вокруг Южной Азии и через Иран. Они сопровождали по поручению великого хана двух царевен - китайскую и монгольскую, которых выдавали замуж за ильхана (монгольского правителя Ирана) и его наследника, в столицу ильханов Тебриз. В 1292 году китайская флотилия двинулась от Зейтуна на юго-запад, через Чипское (Южно-Китайское) море Марко во время этого перехода услышал об Индонезии - о "7448 островах", разбросанных в Чинском море, но побывал он только на Суматре, где путешественники прожили пять месяцев. От Суматры флотилия перешла к острову Шри-Ланка мимо Никобарских и Андаманских островов. Шри-Ланку (как и Яву) Марко неправильно причисляет к "самым большим на свете" островам, но правдиво описывает быт шриланкийцев, месторождения драгоценных камней и прославленные жемчужные ловли в Полкском проливе. От Шри-Ланки корабли прошли вдоль Западной Индии и Южного Ирана, через Ормузский пролив в Персидский залив.

Марко рассказывает также об африканских странах, прилегающих к Индийскому океану, которые он, по всей видимости, не посещал: о великой стране Абасии (Абиссинии, т. е. Эфиопии), о расположенных близ экватора и в южном полушарии островах "Зангибар" и "Мадейгаскар". Но он смешивает Занзибар с Мадагаскаром, а оба острова - с приморской областью Восточной Африки и потому дает о них много неверных сведений. Все же Марко был первым европейцем, сообщившим о Мадагаскаре. После трехлетнего плавания венецианцы доставили царевен в Иран (около 1294), а в 1295 году прибыли домой. По некоторым данным, Марко участвовал в войне с Генуей и около 1297 года во время морского боя попал в плен к генуэзцам. В тюрьме в 1298 году он продиктовал "Книгу", а в 1299 году был освобожден и вернулся на родину. Почти все сведения, приводимые биографами о его последующей жизни в Венеции, основаны на позднейших источниках, из которых иные относятся даже к XVI веку. Документов же XIV века о самом Марко и его семье до нашего времени дошло очень мало. Доказано, однако, что он доживал свой век как состоятельный, но далеко не богатый венецианский гражданин. Умер он в 1324 году.

Подавляющее большинство биографов и комментаторов полагает, что Марко Поло действительно совершил те путешествия, о которых он говорит в своей "Книге". Однако до сих пор остается немало загадок.

Как мог он во время своих путешествий "не заметить" грандиознейшего в мире оборонительного сооружения - Великой Китайской стены? Почему Поло, столько лет живший в северной столице Китая и побывавший во многих китайских городах, видевший, следовательно, многих китайских женщин, ни звуком не обмолвился о распространенном уже тогда среди китаянок обычае уродовать ступни ног? Почему Поло нигде не упоминает о таком важном и характерном для Китая продукте массового потребления, как чай? А ведь именно в связи с такими пробелами "Книги" и с тем, что Марко, несомненно, не знал ни китайского языка, ни китайской географической номенклатуры (за малыми исключениями), некоторые наиболее скептические историки в первой половине XIX века предположили, будто Марко Поло никогда не бывал в Китае.

В XIV-XV веках "Книга" Марко Поло служила одним из руководств для картографов. Очень большую роль "Книга" Марко Поло сыграла в истории великих открытий Мало того, что организаторы и руководители португальских и первых испанских экспедиций XV- XVI веков пользовались картами, составленными под сильным влиянием Поло, но и само его сочинение было настольной книгой для выдающихся космографов и мореплавателей, в том числе для Колумба. "Книга" Марко Поло принадлежит к числу редких средневековых сочинений - литературных произведений и научных трудов, которые читаются и перечитываются в настоящее время. Она вошла в золотой фонд мировой литературы, переведена на многие языки, издается и переиздается во многих странах мира.

Из книги 100 великих географических открытий автора

ВСТРЕЧА С АЗИЕЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ (Марко Поло) У известного советского писателя-публициста Виктора Шкловского есть одна малоизвестная повесть для детей: «Марко Поло разведчик» (1931). Странное название для работы о великом путешественнике, которого по справедливости считают

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

Из книги Пекин и его окрестности. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Марко Поло и его родня Марко Поло (1254–1324), итальянский путешественник. Совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. Написанная с его слов «Книга» – один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии. В советском

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

*Мост Марко Поло и *Ваньпин В западных учебниках по истории Вторая мировая война начинается 1 сентября 1939 года, а с точки зрения азиатов она началась двумя годами раньше, уже 7 июля 1937 года. В этот день японские войска спровоцировали перестрелку у *моста Марко Поло (69), в 15 км

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Поло Марко (ок. 1254 - 1324) Венецианский путешественник. Родился на острове Корчула (Далматинские острова, ныне в Хорватии). В 1271-1275 годах совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. В 1292-1295 годах морем вернулся в Италию. Написанная с его слов "Книга" (1298) - один из первых

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Марко Поло У известного советского писателя-публициста Виктора Шкловского есть малоизвестная повесть для детей: „Марко Поло разведчик“ (1931). Странное название для работы о великом путешественнике, которого по справедливости считают венецианским купцом.В пользу кого

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Какие «черные камни» жгли, к удивлению Марко Поло, китайцы вместо дров? Во время своего пребывания в Китае итальянский путешественник Марко Поло (около 1254–1324) сделал удивительное открытие: для получения тепла китайцы широко использовали каменный уголь. Вот как Марко

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

Разнообразие мира Марко Поло Ветер странствий призвал Марко в далекое путешествие в совсем юном возрасте. Его отец Никколо и дядя Матфео были богатыми купцами. Их торговые караваны нередко бывали на востоке: в Константинополе, Крыму, в устье Волги и даже в Китае. В одну из

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Марко Поло (ок. 1254–1324) Венецианский путешественник. Родился на острове Корчула (Далматинские острова, ныне в Хорватии). В 1271–1275 годах совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. В 1292–1295 годах морем вернулся в Италию. Написанная с его слов «Книга» (1298) – один

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Почему путешественнику Марко Поло дали прозвище «Тысяча небылиц»? В XIII веке Китхай, как тогда называли Китай, был для европейцев незнакомой, полной тайн и чудес страной. Когда Марко Поло исполнилось восемнадцать, он был приглашен своим отцом Никколо и дядей Маттео

Из книги автора

О чем рассказывается в «Книге» Марко Поло? «Книга» Марко Поло принадлежит к числу редких средневековых сочинений: живой рассказ очевидца и участника событий соединен в ней с дотошностью научного исследователя. Любопытно, что в XIV–XV веках она использовалась в качестве

Из книги автора

Можно ли верить Марко Поло? Хотя отношение современников к «Книге» было неоднозначным, в XIV–XV вв. произведение венецианца служило одним из руководств для составления географических карт Азии. Особую роль оно сыграло в эпоху Великих географических открытий.Руководители

Из книги автора

Почему путешественника Марко Поло земляки называли «Тысяча небылиц»? В XIII веке Китхай, как тогда называли Китай, был для европейцев незнакомой, полной тайн и чудес страной. Когда Марко Поло исполнилось восемнадцать, он был приглашен своим отцом Никколо и дядей Маттео

Марко Поло родился 15 сентября 1254 года в городе Венеция. Рос в дворянской семье. Его мать умерла при родах, поэтому воспитание будущего путешественника взяли на себя родная тетя и отец Николо, который, как и многие жители крупного торгового города, занимался продажей пряностей и ювелирных изделий. В силу своей профессии он много ездил по свету, побывав в Средней Азии, Монголии и в Крыму. В 1260 году вместе с братом Матфео они приезжали в Судак, после чего проследовали в Бухару и далее в Пекин, где тогда хозяйничали монголы.

Старшие родственники возвратились в Венецию в 1269 году и с упоением рассказывали о своих странствиях. Им удалось добраться до двора хана Хубилая, где они были приняты с большим почетом, и им были даже дарованы монгольские титулы. Перед отъездом хан попросил венецианцев обратиться к папе римскому, чтобы тот прислал к нему ученых, владеющих мастерством семи искусств. Однако по прибытии на родину стало ясно, что предыдущий глава католической церкви Климент IV скончался, а нового еще не избрали.

Достоверно неизвестно, получил ли Марко хоть какое-нибудь образование, но в ходе своих путешествий ему удалось выучить несколько языков. В своей книге Поло косвенно подтверждает свою грамотность тем, что пишет «занес в записную книжку немного заметок». В одной из глав он отмечает, что старался быть внимательнее ко всем происходящим событиям, чтобы подробнее записать все новое и необычное.

Только в 1271 году был избран новый Римский папа. Им стал Теобальдо Висконти, получивший имя Григорий X. Этот расчетливый политик назначил семейство Поло,- Николо, Морфео и Марко, своими официальными посланниками к монгольскому хану. Так отважные купцы отправились в свое далекое путешествие в Китай. Первой остановкой на их пути был порт Лаяс, расположенный на побережье Средиземного моря. Он был своеобразным перевалочным пунктом, где встречались Восток и Запад. Именно сюда привозили товары из азиатских стран, которые затем скупали и увозили в Европу венецианцы и генуэсцы.

Отсюда Поло проследовали в Малую Азию, названную Марко «Туркоманией», после чего проезжали через Армению. Об этой стране путешественник упомянет в связи с ковчегом Ноя, который якобы находится на самой вершине Арарата. Далее их путь пролегал через Междуречье, где они посетили Мосул и Багдад, в котором «проживает халиф с несметными богатствами». Пожив здесь некоторое время, Поло устремляются в персидский Тебриз, где находился крупнейший рынок жемчуга. В своей книге Марко подробно описал процесс купли-продажи этой драгоценности, походивший на некий священный ритуал. Также они посетили город Керман, после которого их ожидала высокая гора и богатая долина с необычайно упитанными быками и овцами.

Во время переезда по Персии на караван напали разбойники, которые перебили часть сопровождающих, но семейству Поло удалось чудом уцелеть. Находясь на грани жизни и смерти от сильнейшей жажды, мучавшей путешественников в знойной пустыне, итальянцам посчастливилось добраться до некогда процветающего афганского города Балха, где они нашли свое спасение. Далее к востоку начинались бескрайние плодородные земли, которые изобиловали фруктами и дичью. Следующим регионом, где побывали европейцы, оказался Бадахшан. Здесь шла активная добыча драгоценных камней, осуществляемая многочисленными рабами.

Дальнейший путь пролегал через Памир, преодолев отроги которого, путники попали в Кашмир. Поло поразили местные колдуны, которые «погоду меняют заговорами, великую темь напускают». Отметил итальянец и красоту местных женщин. Далее они попали в Южный Тянь-Шань, куда еще не ступала нога европейцев. Поло отмечает явные признаки высокогорья: костер разгорается с трудом и светился необычным пламенем.

Последующее движение каравана шло в северо-восточном направлении через оазисы по окраине пустыни Такла-Макан. Спустя некоторое время они достигли первого китайского города Шанчжоу, где Марко удалось воочию лицезреть местные обряды, среди которых он особо выделил похоронный. После они проезжали через Гуанчжоу и Ланчжоу. В последнем его поразили яки и небольшой олень кабарга, сушеную голову которого он потом взял домой.

Спустя три с половиной года долгих странствий путешественники наконец доехали до владений хана. Встретивший их конный отряд с большим почетом сопровождал до летней резиденции Хубилая Шаньду. Поло не описывает в подробностях торжественную церемонию встречи с правителем, ограничиваясь общими словами «принял с честью, весельями и пиршеством». Зато известно, что Хубилай долго разговаривал с европейцами в неформальной обстановке. Они вручили привезенные подарки, среди которых сосуд со священным маслом из иерусалимского храма Гроба Господня, а также письма от Григория Х. После этого Марко Поло стал одним из придворных хана.

Чтобы добиться расположения Хубилая, смышленый итальянец очень подробно рассказывал ему о населении подвластных ему территорий, их обычаях и настроениях. Он всегда старался порадовать правителя дополнительной информацией, которая могла его заинтересовать. Однажды Марко направили в далекий город Каранджан, поездка в который заняла полгода. В итоге юноша привез много важных сведений, заставивших говорить о божественном разуме и мудрости венецианца.

Всего послом по особым поручениям Поло был 17 лет. За это время он исколесил весь Китай. К концу этого срока хан сильно постарел, и в его государстве начинается процесс децентрализации. Ему все труднее было удерживать власть над провинциями. Все это, а также долгая разлука с домом заставили семейство Поло подумать о возвращении на родину. И тут нашелся удобный повод, чтобы покинуть Китай. В 1292 году к Хубилаю прибыли посланцы от одного из его наместников, жившего в Персии, который просил подыскать ему невесту. После того как девушка была найдена, венецианцы вызвались ее сопровождать.

Как писал М. Поло: «Если бы не этот счастливый случай, мы бы никогда оттуда не уехали». Путь флотилии, состоявшей из 14 кораблей, лежал по морю из Зайтона. Марко оставил описание маршрута, где указал, что они проплывали мимо острова Ява, высаживались на Суматре, преодолевали Сингапурский и Малаккский проливы, шли мимо Никобарских островов, о жителях которых путешественник написал, что они ходят совсем голые.

В это время команда поредела до 18 человек, куда делись остальные из 600 отплывших Поло не уточняет. Зато он стал первым европейцем, оставившим сведения о Мадагаскаре, хотя отчасти они оказались неверными. В итоге кораблю удалось добраться до персидского Ормуза, откуда принцессу доставили до места назначения в Тебриз. Далее дорога была хорошо знакома - через Трапезунд до Константинополя. Зимой 1295 года, после 24 лет дальних странствий, Марко Поло вернулся на родину.

Спустя два года начнется война Венеции и Генуи, в которой принял участие Поло. Во время одного из сражений он попал в плен и был посажен в тюрьму. Здесь он делился воспоминаниями с сокамерником Рустичано, который и записал его яркие рассказы, вошедшие в «Книгу о разнообразии мира». Сохранилось свыше 140 вариантов произведения, написанных на 12 языках, которые дают определенные представления о жизни стран Азии и Африки.

Несмотря на присутствие очевидных домыслов, именно от Поло европейцы узнали о каменном угле, бумажных деньгах, саговой пальме, а также местах произрастания пряностей. Его книга служила ориентиром для картографов, хотя со временем были доказаны ошибки Марко в вычислении расстояний. Кроме того, произведение содержит богатый этнографический материал, повествующий об обрядах и традициях азиатских народов.

После возвращения на родину судьба отпустит Марко Поло еще 25 лет жизни. В это время он, как истинный венецианец, будет заниматься торговлей, заведет семью, троих детей. Благодаря своей книге, переведенной на латынь и итальянский, путешественник станет настоящей знаменитостью. На склоне лет в нем обнаружилась излишняя скупость, ставшая причиной судебных разбирательств с супругой и детьми.

Марко Поло дожил почти до 70 лет и умер в родной Венеции. Сегодня здесь о великом земляке напоминает лишь небольшой дом. Несмотря на это, в памяти многих людей он останется как человек, открывший удивительный и неизведанный мир, полный тайн, загадок и приключений.

Европейцев издавна манил далекий Китай. Во II в. до н. э. от парфянских и согдийских купцов они впервые услышали о загадочной богатой стране, в изобилии производящей шелк. Последний ценился на вес золота. Шелковые одежды были не просто легки и чрезвычайно приятны на ощупь - они помогали избавиться от вшей и прочих насекомых, так досаждавших людям Средневековья. Поскольку мыла в Европе еще не знали, а бани после развала Западной Римской империи были прочно забыты, ношение шелковой одежды стало едва ли не единственным средством сохранить тело в относительной чистоте. Из-за шелка развязывались войны и уничтожались целые народы, на Великом шелковом пути создавались и гибли великие империи. Далекую страну так и назвали - «страна шелка», или Серика.

Соседи китайцев, да и европейцы прилагали колоссальные усилия, чтобы выведать секреты производства шелка. Китайцы тщательно оберегали эту тайну: любому заподозренному в «промышленном шпионаже» грозила смертная казнь. Тем не менее в самом начале нашей эры культура шелководства проникла в Восточный Туркестан, в V в. достигла Мерва, а оттуда пришла в Южный Иран. В 550 г. византийский император Юстиниан отправил в Китай двух монахов с заданием добыть коконы шелкопряда. Спрятав их в пустотелой бамбуковой палке, монахи смогли вывезти драгоценный груз в Малую Азию. Однако качество шелка из Китая оставалось значительно выше, чем из Средней Азии и Византии. Кстати, именно благодаря китайцам в VIII столетии Европа узнала фарфор, бумагу, а позже - порох, чай и такие «безделушки», как сейсмограф и компас.

В XIII-XIV вв. монголы, покорив множество стран от Черного моря до Японского, овладели евразийскими торговыми путями. И хотя после смерти Чингисхана его империя распалась, государства Чингисидов образовали «квартет империй», контролировавший Великий Шелковый путь. Одним из этих государств была империя Юань в Китае. В отличие от прочих территорий, Китай монголы покоряли долго: началось завоевание при Чингисхане, продолжилось при его сыне Угэдее, а завершилось при внуке Хубилае. Он вступил на престол в 1260 г., тогда же перенес столицу империи из Каракорума в Ханбалык (ныне Пекин), взял для своей династии китайское имя Юань, а в 1279 г. разгромил империю Южный Сун.

В 1269 г. в Венецию из долгого путешествия вернулись братья Поло, Никколо и Маффео. Купцы, торговавшие в Константинополе, который входил тогда в состав Латинской империи, они вовремя покинули город - до того как в него ворвались солдаты Михаила VIII Палеолога. Это спасло братьев: император жестоко отомстил латинянам за события 1204 г., когда столица Византии была захвачена католиками и разграблена. Братья отправились в Крым, затем на Среднюю Волгу, далее в Самарканд и Бухару и, наконец, в Китай. Все это были территории, покоренные монголами.

Хубилай благосклонно отнесся к венецианцам. Когда они собрались на родину, он снабдил их пайцзой - металлической пластинкой, служившей как верительная грамота, и передал послание для Папы Римского. Кроме того, он наказал братьям вернуться в Китай в сопровождении «около ста христиан, умных, в семи искусствах сведущих, в спорах ловких, таких, что смогли бы идолопоклонникам и людям других вер толком доказать, что… христианство лучше их веры» (семь искусств, т. е. курс светского образования, включали грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию). Наконец, хан поручил привезти масла из священной лампады, горящей в храме Гроба Господня
в Иерусалиме.

Когда Никколо и Маффео вернулись в Венецию, их ждали две новости. Во-первых, скончался Папа Климент IV, а новый еще не был избран. Во-вторых, умерла и жена Никколо. Их сыну Марко к тому времени исполнилось 15 лет. Выборы Папы затягивались, и лишь через два года стало ясно, что престол понтифика займет Тебальдо Висконти (будущий Григорий Х, впоследствии канонизированный), знакомый братьям Поло еще по Палестине, где он служил легатом католической церкви. Не дожидаясь официальной церемонии избрания, братья отправились на Восток с ответным посланием и подарками для хана. Их сопровождали два монаха (вместо требуемых ста), а также Марко, уже отметивший 17-летие.

Путешественники морем добрались до Акры, а затем до берегов Малой Азии. Далее их путь пролегал по суше на северо-восток до черноморского порта Трапезунда, а оттуда на юго-восток до Ормуза. Через Персию они попали в Афганистан, перевалили через Памир и, пройдя Ферганской долиной, добрались до Кашгара. Где-то на полпути отстали сопровождавшие их монахи. Впереди лежали пустыни: Такла-Макан, Алашань и Гоби. Путники прошли южной кромкой Такла-Макана, Ганьсуйским коридором и достигли западного пункта Великой Китайской стены - крепости Цзяюйгуань. Путь занял чуть менее четырех лет.

Хубилай принял папских посланцев так же радушно, как и в первый раз. Венецианцы передали ему послание Папы, обещанное лампадное масло из иерусалимского храма и богатые подарки. Казалось бы, миссия закончена. Но Поло остались в Китае на 17 лет. Что же их задержало? Старшие, конечно, могли заняться торговлей. Но всех товаров, привезенных с собой, им хватило бы на неделю, от силы на месяц. Закупать шелк и тащить его караванами на запад, в Среднюю Азию, а затем возвращаться с новой партией товаров и опять выменивать их на шелк? И так в течение 17 лет? Вряд ли.

А младший? По его собственному свидетельству, «Марко… очень скоро присмотрелся к татарским обычаям и научился их языку… и четырем азбукам, и письму… Как увидел великий хан, что Марко - человек умный, послал он его гонцом в такую страну, куда шесть месяцев ходу; а молодчик дело сделал хорошо и толково» (книга Марко Поло написана от третьего лица). С тех пор венецианец регулярно выполнял дипломатические и административные поручения хана - говоря проще, находился на государственной службе. Он бывал во многих районах страны, от Тибета до побережья.

Великий хан долго не отпускал семейство Поло на родину. Но в дело вмешался случай. В 1291 г. к хану прибыли послы от Аргуна, монгольского правителя Ирана, с целью найти невесту для своего господина. Поиски увенчались успехом: монгольская принцесса Кокёчин послам очень понравилась.

А сопровождать ее до Тебриза, где находилась резиденция Аргуна, вызвались венецианцы. В работах классиков истории географических открытий А. Б. Дитмара и И. П. Магидовича говорится о двух невестах, отправляющихся в Иран, - упомянутой монгольской и второй, китайской, из династии Сун. Сколько их было на самом деле, остается не ясным. Передвигаться с невестой (или с двумя) и с богатыми подарками по горам и пустыням могло оказаться небезопасным: многочисленные потомки Чингисхана никак не могли поделить территорию Азии. Поэтому предпочли добираться морем.

Весной 1292 г. флотилия из 14 кораблей отправилась из порта Зейтун. За время плавания путешественники услышали о Японии и «7448 островах», разбросанных в Чинском (Южно-Китайском) море, побывали на Суматре (Индонезия), где им пришлось пять месяцев ждать хорошей погоды. Отсюда флотилия двинулась к острову Цейлон, прошла вдоль западного берега Индии, и наконец корабли бросили якорь в Ормузе.

Полтора года длилось это путешествие. Из более чем 600 человек до Ормуза добрались лишь 18, включая принцессу Кокёчин и трех венецианцев. Что случилось с остальными, не сообщается. Интереснее другое: Аргун, которого должна была осчастливить принцесса, скончался еще в начале 1291 г. То, что об этом не знали, довольно странно, особенно если вспомнить о превосходно организованной монголами службе коммуникаций и оповещения.

В 1295 г. Поло вернулись на родину. Вскоре между Венецией и Генуей началась война за сферы влияния на Средиземном море. Марко Поло снарядил корабль и отправился воевать, был взят в плен и брошен в генуэзскую тюрьму. Там он рассказывал о далеких странах соседям по камере. Один из них, пизанец Рустичелло (или Рустичано), записал истории венецианца. Рукопись, появившаяся в тюрьме, не сохранилась, но сочинение быстро разошлось по Европе под разными названиями, самое распространенное из которых Il Milione («Миллион»), происходящее либо от прозвища самого Марко Эмилио Поло - Emilione, либо от его любви к преувеличениям. Сам автор назвал свое сочинение «Описание мира», а более всего оно известно как «Книга Марко Поло».

Книга состоит из четырех частей: в первой довольно бегло описаны Ближний Восток и Средняя Азия, во второй, уже подробно, Китай и двор великого хана, в третьей - Япония, Индия, Шри-Ланка (Цейлон), а также Мадагаскар и Восточная Африка, где путешественник так и не побывал. Последняя часть повествует о странах, лежащих к северу от Китая, в том числе о России, и о многочисленных войнах монголов.

«Книга Марко Поло», знакомившая европейцев с Китаем и другими странами Востока, была впервые издана в 1477 г. и пользовалась большим успехом, хотя многие образованные читатели сомневались в правдивости автора. В сочинении оказалось немало неточностей; включало оно и просто фантастические сюжеты. Позже возникли подозрения: а бывал ли автор в Китае? Не списал ли все из какой-нибудь персидской энциклопедии? Дело в том, что Поло не пишет ни о Великой Китайской стене, ни о чае, ни об изуверском обычае бинтовать девочкам ступни, чтоб они оставались крошечными. Что касается стены, то Марко и его спутники во время путешествия встречали столько крепостей и валов, что их уже тошнило от одного их вида. Да и не могли они, видя лишь фрагменты сооружения, оценить его масштабность. Не писал о чае? А мог ли рассказ о напитке, который, вполне возможно, не понравился венецианцам, заинтересовать европейцев больше, чем повествование о гигантском грифоне, поднимающем в небо слонов? Или о горючих камнях? К слову, последнее было расценено всеми как сказка, пока в Европе не узнали о свойствах угля.

Марко Поло не был единственным европейцем в Китае, но он первым рассказал о том, что увидел и узнал. Ценнейшие сведения о Востоке, собранные венецианцем во время многолетнего путешествия, сыграли важную роль в открытии морского пути в Индию и даже в невольном открытии Америки.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой: Марко Поло, венецианец
Другие действующие лица: Никколо и Маффео Поло; Григорий Х, Папа Римский; Хубилай, великий хан; Кокёчин, монгольская принцесса; Рустичелло, литератор
Время действия: 1271-1295 гг.
Маршрут: Из Венеции в Китай и обратно
Цель: Торговые операции, дипломатическая миссия
Значение: Пробуждение интереса европейцев к странам Востока

2873

Марко Поло - знаменитый путешественник, венецианский купец, прославившийся на весь мир своими удивительными странствиями по странам Азии. В конце 13 века он совершил немыслимый по масштабам своего времени поход на Восток, посетив Монголию, Японию, Персию, Китай, Индию.

Краткая биография

Марко Поло появился на свет 15 сентября 1254 года в семействе знатного венецианского купца, который торговал ценными пряностями и ювелирными украшениями. Рано лишившись матери, мальчик с детства повсюду сопровождал своего отца, который много путешествовал.

Он и привил Марко любовь к дальним странствиям. Их первым по-настоящему серьезным путешествием стала дорога в Китай. Именно туда должны были отправиться члены семейства Поло, которых Римский папа выбрал официальными посланниками монгольскому хану, правившему в те времена Поднебесной.

Путь в Китай пролегал через Малую Азию, Двуречье, Армению, Индию. В Персии на караван путешественников было совершено нападение, и семья Поло уцелела лишь чудом. Суровым испытанием стало и пересечение пустыни: измученные жаждой и палящим солнцем, путешественники едва успели найти спасение в афганском городке Балха.

Так, преодолевая многочисленные преграды и рискуя жизнью, семейство Поло оказалось в Южном Тянь-Шане, жители которого никогда ранее не видели европейцев.

Рис. 1. Марко Поло.

Спустя время караван достиг конечной цели путешествия - города Ханбалык (нынешний Пекин), в котором располагалась резиденция хана Хубилая. К тому времени хан почти полностью уничтожил китайскую династию Сун, став полноправным властителем всей Монгольской империи и Китая.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Жизнь в Китае

При дворе хана Хубилая семейство Поло прожило около 15 лет. Повзрослевший Марко отличался бесстрашным нравом, независимостью и отличной памятью, чем и привлек внимание Хубилая. Он взял под свое личное покровительство юного венецианца и приблизил его ко двору.

Марко принимал самое деятельное участие в жизни большой державы:

  • помогал хану в принятии государственных решений;
  • участвовал в наборе армии;
  • ввел в использование военные катапульты;
  • выполнял сложные дипломатические поручения.

За время, проведенное в Китае, Марко успел побывать во многих городах и провинциях, изучил язык, культуру, удивительные достижения китайского народа.

Рис. 2. Культура Китая.

Хубилай крепко привязался к Марко, и не собирался расставаться со своим любимцем. Однако был вынужден сделать это в 1291 году: вся семья Поло должна была сопровождать в походе монгольскую принцессу, которую взял в жены персидский правитель. Спустя три года, во время путешествия через Цейлон, пришла новость о смерти Хубилая.

Поло приняли решение не рисковать и вернуться на родину. Преодолев тяжелый путь через Индийский океан, путешественники вернулись в Венецию в 1295 году, спустя 24 года после начала их странствий.

На родине

Два года спустя в Венеции разразилась война с Генуей. Так Марко оказался в плену и был вынужден несколько месяцев провести в тюрьме.

Именно там и была написана его знаменитая книга под названием «Книга о разнообразии мира». В ней Марко описал свои удивительные приключения в азиатских странах, сделанные им географические открытия, поделился опытом опасных путешествий. Благодаря этой книге европейцы впервые узнали о существовании бумажных денег, каменного угля, необычных пряностей и многих других диковинках.

Рис. 3. Книга Марко Поло.

«Книга о разнообразии мира» стала настольной для многих мореплавателей, исследователей и путешественников. Это была любимая книга Христофора Колумба, который взял ее с собой в знаменитое плавание в Америку.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Марко Поло» по программе географии 5 класса мы познакомились с годами жизни великого путешественника, его краткой биографией. Мы выяснили, что открыл Марко Поло в географии, и насколько важными оказались эти открытия.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 216.

Маршрут Марко Поло (1254-1324)

Итальянский путешественник и писатель, кто первый точно описал образ жизни европейцев на Дальнем Востоке. Он родился в Венеции. Его отец и дядя были венецианские купцы и партнеры. В одной из поездок в качестве торговцев (1260) они прошли по суше из Бухары в Узбекистан и Китай. Там они остановились на несколько лет в Кайфэне, восточной столице монгольского императора Хубилай-хана, и вернулись в Венецию в 1269 году.

Два года спустя, взяв с собой Марко Поло, они предприняли свою вторую поездку в Китай. Путь, который они выбрали для их путешествия по суше начался в землях Акко (ныне в Израиле) в Ормузе, у входа в Персидский залив. Затем на север через Иран по реке Окс (ныне Амударья), в Центральной Азии. Затем они поднялись по Оксу, пересекли Памир и пришли в регион Лоб Нор, в провинции Синьцзян (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район) в Китае и, наконец, пересекли пустыню Гоби и оказались в Шанду, летней столице Хубилай-хана, в Китае в 1275 году. Таким образом, они стали первыми европейцами, которые прошли такую большую часть территории материка, особенно Памир и пустыню Гоби.

Марко Поло вступил в дипломатический корпус Хубилая, в котором проводил миссии по всей империи, а также служил в течение трех лет губернатором китайского города Янчжоу (Yangchow). В то же время, его отец и дядя были на службе императора в качестве военных советников. Они оставались в Китае до 1292 года, потом они вышли в качестве сопровождения китайской принцессы для поездки по морю в Иран. В этой стране они прошли через Суматру, на юг Индии к Индийскому океану и Персидскому заливу. Затем они продолжали путешествие по суше через Тебриз на северо-западе Ирана, восточное побережье Черного моря и Константинополь. Наконец, они попали в свой город, Венецию, в 1295 году.

В 1298 году Марко Поло предпринял не слишком большое путешествие на собственном судне. В то время, между генуэзцами и Венецией шла война, и Марко Поло был захвачен в плен генуэзцами. Однако, учитывая славу, которой пользовался знаменитый путешественник, генуэзцы обошлись с ним очень мягко. Находясь в плену, Марко Поло продиктовал рассказ о своих путешествиях жителю города Пизы, Рустикано, который опубликовал эти записи на французском языке под заглавием „Los viajes de Marco Polo".

После освобождения из плена, Марко Поло вернулся в Венецию и больше не совершал длительных путешествий до конца жизни.

Эта книга Путешествий Марко Поло является, вероятно, самой известной и влиятельной книгой всех времен. Богатство ее ярких описаний означало для средневековой Европы первый контакт с реальностью Китая, и первые новости о других странах: Таиланд, Япония, Ява, Cochinchilla (теперь часть Вьетнама) , Цейлон (Шри - Ланка сегодня), Тибет, Индия и Бирма. В течение длительного времени эта работа была единственным источником информации в Европе о географии и образе жизни на Дальнем Востоке. Она также служила в качестве модели для разработки первых надежных карт Азии, которые были сделаны в Европе, и пробудила в Колумбе интерес к Востоку, кульминацией которого стало открытие Америки в 1492 году, когда он пытаясь достичь Дальнего Востока, описанного Марко Поло, отправился в свое плавание из Европы. И так же подтолкнула другого мореплавателя - Васко да Гама к открытию водного пути из Европы в Индию в обход Африки в 1497-1498 годах.

Некоторые страницы из книги Марко Поло:

" alt="" />

Разбор иллюстраций книги из другого источника:

На одной иллюстрации книги, Хубилай(Кубла хан), внук прославленного ЧингисХана. Его походы охватывают, чуть ли не весь мир. Хану удалось завоевать даже Китай и длительное время править там.

«Книга о разнообразии мира». Визит Марко Поло и родственника Никколо к Хубилаю

Как видим во внешности «монгольского» Великого Хана Хубилая нет ничего монгольского. Напротив, он и его окружение выглядит вполне по-русски, можно даже сказать – по-европейски.

Хубилай отправляет братьев Поло послами к римскому папе, вручая им «золотую дщицу» и весь его внешний вид, одежда, атрибуты свидетельствуют о европейском происхождении. Особо надо отметить, что «золотая дщица», это верительная пайцза. А конкретнее, это специальная пластина из дерева или металла, которая наделяла делегата особыми полномочиями. Тут же следует уточнить, что все такие бирки, принадлежащие ханам-монголам, были найдены только на русской земле, а в Монголии ни одной.

4 жены Кублай-хана (Великого Хана Хубилая) и дети. На принадлежность хана к европеоидной расе указывает еще и то, что все четыре жены Хубилая явно не похожи были на представительниц монголоидной расы. На головах типичных европейских дам красуются короны с трилистником, а трёхлистник - это славяно-арийский боевой символ. Да и дети никаких нерусских признаков не имеют.

А это-тартары. Иллюстрации к «Книге о разнообразии мира» Марко Поло.

Вот только подавляющему большинству нашего спящего общества совершенно нет дела до этого факта. Хан Хубилай - монголоид, так гласит официальная история. А это общепринятый портрет Великого Хана. Кто же тогда изображен на иллюстрациях к «Книге о разнообразии мира» Марко Поло?